Научная статья на тему 'Экономическая безопасность современной России как условие обеспечения безопасности субъектов Северо-Кавказского федерального округа'

Экономическая безопасность современной России как условие обеспечения безопасности субъектов Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЗВРАТНОСТЬ КРЕДИТОВ / БАНКРОТСТВО / NATIONAL SECURITY / REGIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / PRODUCTIVE FORCES / INDUSTRIAL RELATIONS / FINANCIAL SECURITY / REPAYMENT OF LOANS / BANKRUPTCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Казиев Низами Эмирович

Опираясь на разнообразную научную литературу, подвергнуты анализу процессы обеспечения национальной и региональной безопасности нашей страны сквозь призму экономической развитости и финансового благополучия. Предложены меры по оптимизации и совершенствованию хозяйственного механизма экономики нашей страны посредством внедрения в непосредственное производство наукоёмких технологий, подготовки и переподготовки соответствующих кадров, могущих работать с такими технологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Казиев Низами Эмирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF MODERN RUSSIA AS A CONDITION OF ENSURING SECURITY OF SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Based on a variety of scientific literature the authors analyze the processes of ensuring the national and regional security of our country through the prism of economic development and financial well-being. The propose the measures to optimize and to improve the economic mechanism of the economy of our country through the introduction of direct production of high-tech technologies, training and retraining of relevant personnel who can work with such technologies.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность современной России как условие обеспечения безопасности субъектов Северо-Кавказского федерального округа»

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 33

Магаррамов М.Д.1 Казиев Н.Э.2

экономическая безопасность современной РОССИИ как условие обеспечения безопасности субъектов

СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕдЕРАльНОГО ОКРУГА

Аннотация. Опираясь на разнообразную научную литературу, подвергнуты анализу процессы обеспечения национальной и региональной безопасности нашей страны сквозь призму экономической развитости и финансового благополучия. Предложены меры по оптимизации и совершенствованию хозяйственного механизма экономики нашей страны посредством внедрения в непосредственное производство наукоёмких технологий, подготовки и переподготовки соответствующих кадров, могущих работать с такими технологиями.

Ключевые слова: национальная безопасность, региональная безопасность, экономическая безопасность, производительные силы, производственные отношения, финансовая безопасность, возвратность кредитов, банкротство и т.д.

Magarramov M.

Kaziev N.

ECONOMIC SECURITY OF MODERN RUSSIA AS A CONDITION OF ENSURING SECURITY OF SUBJECTS OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Abstract. Based on a variety of scientific literature the authors analyze the processes of ensuring the national and regional security of our country through the prism of economic development and financial well-being. The propose the measures to optimize and to improve the economic mechanism of the economy of our country through the introduction of direct production of high-tech technologies, training and retraining of relevant personnel who can work with such technologies.

Keywords: national security, regional security, economic security, productive forces, industrial relations, financial security, repayment of loans, bankruptcy, etc.

Актуальность темы настоящего исследования не вызывает сомнений по той простой причине, что в современном мире все больше и больше растут угрозы безопасности нашего государства, что, непременно отражается и отразится на самочувствии его округов, включая и Северо-Кавказский. Поэтому научный анализ обозначенной проблемы требует от нас выявить общие вопросы национальной

безопасности, а затем - конкретную разновидность её обеспечения - экономическую. Сказанным предопределяется содержание, цель исследования и его концепция в целом.

Вначале работы имеет смысл остановиться на рассмотрении общих вопросов обеспечения общенациональной безопасности, нашедших своё отражение в научных публикациях известных учёных современной России [1].

1 Магаррамов Магаррам Джабраилович, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала, e-mail: [email protected], т. 8(8722)670610

Magarram Magarramov, Doctor of Philosophical Science, Professor, Makhachkala, e-mail: [email protected], t. 8(8722)670610

2 Казиев Низами Эмирович, кандидат философских наук, профессор, главный научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала, e-mail: [email protected], т. 8(8722)670610

Nizami Kaziev, Ph.D. in Philosophy, Professor, Makhachkala, e-mail: [email protected], т. 8(8722)670610

Так, Э.Г. Шевелёвым в своей научной статье рассматривается проблема совершенствования, развития и реализации национальной безопасности и приводятся новые методологические подходы к обеспечению национальной безопасности. Автором сформулировано определение понятия субъекта национальной безопасности, включающего, по его мнению, в себя личность, общество и государство. Им рассмотрены внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России, а также описан системный подход к разработке и разрешению проблем обеспечения национальной безопасности и их реализации.

Вопросам обеспечения общенациональной безопасности посвящено коллективное научное исследование [2]. В этом глубоком научном труде ведущих аналитиков и экспертов исследовательской деятельности НИЦ «Национальная безопасность» проделан анализ современной геополитической ситуации и тенденций ее развития, с определением места и позиции нашей страны в мире. Опредмечен характер противоречий, вызовов, угроз национальным интересам и безопасности России. Определены внутриполитические аспекты, факторы, проблемы, перспективы развития, стратегические ориентиры и задачи в интересах обеспечения безопасности и занятия российским государством достойного места в мировом сообществе.

В статье З.А. Кучкарова и А.В. Никитина [3] предпринята попытка доказать тезис о том, что выработка общенациональных стратегий развития и документов высокого уровня занимает одно из самых важных мест в системе стратегического планирования государства. Поэтому документы высокого уровня раскрываются в подзаконных актах. Случаи некорректного определения понятий на абстрактном уровне приводят к противоречиям и толкованиям в подзаконных актах, что, в свою очередь, отражается напрямую на деятельности людей. И такой итог развития ситуации, по мысли авторов, не способствует обеспечению процесса общенациональной безопасности.

Для анализа и научного разрешения проблемы национальной безопасности современной России как непременного условия обеспечения безопасности СКФО необходимо

сформулировать дефиницию общенациональной безопасности.

Под ней в тексте настоящего исследования понимается комплекс или система мер, предпринимаемых органами государственной власти, местного самоуправления, представителями научных учреждений, направленных на обеспечение безопасности общества, государства и отдельно взятой личности.

Сформулировав авторское определение обозначенной проблемы, есть смысл выделить разновидности общенациональной безопасности.

Можно выделить такие разновидности общенациональной безопасности как: а) экономическая; б) финансовая; в) транспортная; г) информационная д) военная; е) политическая; ж) социальная; з) духовная; и) муниципальная; к) региональная; л) международная и др.

В данном исследовании мы остановимся на характеристике экономической и её производной - финансовой безопасности, которые в конечном итоге способствуют обеспечению общенациональной безопасности современной России.

Начнём с экономической безопасности. На наш взгляд этот вид безопасности является наиболее фундаментальным и основным по той простой причине, что её отсутствие чревато для государства и общества в целом системными проблемами во всех сферах общественной жизни. Именно экономика определяет и детерминирует жизненность и живучесть всех социальных, правовых и политических институтов, предопределяет конечный, позитивный результат их деятельности, обеспечивает жизнеспособность всего государства и общества [4]. Данный вывод находит своё подтверждение в целом ряде научных статей известных учёных современной России [5].

Так, А.Л. Еделев в своём научном труде справедливо отметил теоретические вопросы исследования экономической безопасности как основы стратегической стабильности субъектов Российской Федерации. Обосновывается и формулируется положение о том, что в современных условиях большое значение приобретает системное требование обеспечения стратегической стабильности и устойчивого развития субъектов РФ, а именно

в создании предпосылок, предотвращающих кризисные и конфликтные ситуации в регионах (курсив наш: М.М. и Н.К.). В соответствии с этим определяются сущность экономической безопасности и стратегической стабильности субъекта Федерации, уточняется содержание категорий «угроза» и «опасность» в контексте безопасности развития региональных экономических систем. Формулируется определение экономической безопасности территориально-административного образования как совокупности условий и факторов, при которых обеспечивается стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики.

На наш взгляд, способ производства материальных благ и её составляющие - производительные силы и производственные отношения предопределяют конечную судьбу и результативность устойчивого экономического развития современной России и её регионов, включая Северный Кавказ. Поэтому экономические управленцы нашего государства, должны в первую очередь и ежедневно думать о совершенствовании уровня развития производительных сил.

Первый срез решения этой проблемы связан с внедрением, как в промышленность, так и в сельское хозяйство передовых технологии, не отстающих по своим характеристикам от зарубежных аналогов.

Второй срез, тесно связанный с первым, предполагает такое положение дел, когда внедрение указанных технологий должно быть сопряжено с подготовкой и переподготовкой соответствующих кадров, могущих работать с такими технологиями.

В то же самое время, известно, что сегодня в экономической теории наука справедливо и обоснованно рассматривается как одна из важнейших составляющих понятия «производительные силы». Поэтому предприятиям отечественной промышленности и сельского хозяйства нужно тесно корреспондировать с научными ведомствами для внедрения их достижений в непосредственный процесс производства. Речь идёт о венчурных технологиях, технологиях Ноу-хау, создании в каждом крупном промышленном предприятий отделов НИОКР (научно-исследовательских 146

и опытно конструкторских разработок). И в последующем разработки таких отделом могли бы стать основой технологической модернизации промышленных и сельскохозяйственных мощностей нашего государства.

Говоря о производственных отношениях отечественной экономики, как отношениях по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, следует подчеркнуть диалектическую зависимость этих отношений от состояния и уровня развития производительных сил. Иначе говоря, изменение характера и уровня развития производительных сил должно повлечь за собой адекватное изменение природы и сущности производственных отношений.

Производственные отношения имеют две стороны научного рассмотрения, а именно: социально-экономическая и организационно-экономическая. Как известно, в основе социально-экономической стороны лежат отношения собственности. Благо, у нас как в Конституции РФ, так и в Гражданском кодексе РФ признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Но, к большому сожалению, от декларативного провозглашения их равного правового статуса, до реального, а не только формального обеспечения их равенства - огромная и труднопреодолимая разница. Речь идёт о шельмовании государственными органами и органами местного самоуправления индивидуальных предпринимателей, руководителей юридических лиц различных организационно-правовых форм посредством необоснованных проверок, учи-нением препятствий во время регистрации и получения официального статуса в налоговых органах, разрешения споров в административном и гражданско-правовом порядке с принятием решений в пользу государственных и муниципальных органов. Конечно, в последнее время приняты целый ряд нормативно-правовых актов, ограждающих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от необоснованных проверок со стороны контролирующих органов. Тем не менее, часто встречаются случаи нарушения указанных правовых актов со стороны чиновников различных рангов и мастей, а интересы субъек-

тов предпринимательской деятельности оказываются попранными и нарушенными и, как результат, ухудшается бизнес-климат в нашей стране. В результате снижается инвестиционная привлекательность государства, «страдают» показатели экономики, как на микро, так и на макро уровнях. Таким образом, подвергается угрозе экономическая безопасность нашего государства.

Вместе с тем, процессы огульной приватизации государственных предприятий, в результате которого нарушается оптимальное соотношение частного и государственного секторов отечественной экономики в проекции 50% на 50%, - есть не менее острая проблема обеспечения экономической безопасности нашего государства. В том числе в связи с таким положением дел исследователь проблемы О.А. Богачева в своей научной статье [6] подвергла научному анализу один из самых крупных и сложных объектов системы обеспечения экономической безопасности государства - государственная собственность. В этой работе автор справедливо подчеркнула возможности и способы возможно эффективного и рационального использования государственной собственности для кумулятивного развития экономики нашей страны посредством минимизации рисков, связанных с нарушением федерального законодательства, ограждающего государственную собственность от необоснованных и неправомерных на неё посягательств со стороны разного рода потенциальных и реальных правонарушителей.

В своей совокупности способ производства материальных благ есть конкретное и абстрактное выражение хозяйственного механизма экономики страны. Точнее, понятие «хозяйственный механизм» по своему объёму и содержанию включает и иные аспекты хозяйственной деятельности, включая вопросы ценообразования, источников инфляции и др., которые в своей совокупности также требуют научного осмысления, регулирования и сознательного управления ими во имя повышения эффективности и результативности отечественной экономики.

Вместе с тем, позитивная динамика макроэкономических показателей нашей страны

детерминирована качественным состоянием производительных сил и диалектически с ними связанных производственных отношений, элементов хозяйственного механизма, отношений собственности, процессов организации производства, венчурных, инновационных технологий (НИОКР, ноу-хау) и необходимым информационным сопровождением всех этих процессов.

Производным от экономической, является финансовая безопасность [7].

Такая безопасность представляет собой такое обращение денежных средств, как всеобщего эквивалента, выражающего стоимость товаров в стране, когда выпущенные государством в обращение денежные средства не должны выпускаться в обращение никакими другими субъектами, кроме как уполномоченными государством на выполнение этих действий субъектами. Ибо нарушается экономически обоснованное количество денег в обращении, а также качество выпускаемых в обращение банкнот. Другая сторона проблемы связана с получением фальшивомонетчиками незаработанных доходов и небольшим, но ростом инфляции. Поэтому, с учётом указанных и целого ряда других аспектов в стране нужно систематически и решительно бороться с фальшивомонетчеством.

Представляется, что ещё одним, не менее важным аспектом обеспечения финансовой безопасности нашего государства является деятельность коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, прежде всего, акционерных обществ (открытого и закрытого) типов по эмиссии ценных бумаг, акций. В стране часто встречаются случаи, когда величина уставного капитала указанных юридических лиц оказывается значительно ниже, нежели суммарная номинальная стоимость выпускаемых ими акций. В таком случае нарушаются права акционеров. Данный факт часто выявляется только в случаях банкротства указанных юридических лиц, когда встаёт проблема возврата акционерам хотя бы номинальной стоимости приобретённых ими акций. Конкурсные управляющие обанкротившихся компаний не могут произвести выплаты акционерам, хотя ими в своё время на покупку указанных ценных бумаг

147

были вложены немалые денежные средства. И, как результат, эти люди начинают испытывать неприязнь не только в отношении нерадивых руководителей акционерных обществ, объявленных банкротами, но и в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений, кому законом вменено в обязанности сохранить в незыблемом качестве существующий публичный правопорядок.

Другой срез обеспечения финансовой безопасности в стране связан с созданием на международной арене нескольких, помимо евро и американского доллара резервных валют. Только честная финансовая конкуренция многочисленных мировых валют, низвергнет на нет дутый, ничем не подкреплённый, не обеспеченный и неоправданный курс американского доллара. Пока в мире главенствует одна американская валюта, национальные богатства нашей страны и многих других стран современного мира, будут за бесценок скупаться мировыми долларовыми миллионерами и миллиардерами, включая в целом всем американским государством.

Вызывает огромную озабоченность такое положение дел, когда в стране создаются сотни и сотни всякого рода сомнительных коммерческих банков, которые вначале активно привлекают у граждан денежные средства, завлекая их неоправданно высокими ставками банковского процента, но вскоре выясняется их финансовая неплатежеспособность, вызванная рисковой денежной и кредитной политикой. А расплачиваться, как всегда приходится рядовым, обманутым гражданам и, частично, государству.

В результате экономического кризиса 2008 года, на поддержку банковских структур из золотовалютных резервов нашего государства были выданы много миллиардные суммы. Эти денежные средства, по сути, принадлежали всему российскому многонациональному народу. Многочисленные банковские структуры в состоянии экономического кризиса не могли выполнять перед клиентами свои денежные обязательства по той простой причине, что руководителями указанных организаций выдавались кредиты, заведомо зная их невозвратность. Встречались случаи, когда такие кредиты выдавались по принципу лич-148

ного знакомства, кумовства, покровительства, мздоимства и целого ряда других обстоятельств, которые должны быть исключены из практики кредитования физических и юридических лиц.

Заслуживает критики попытки поднять планку существующего пенсионного возраста наших граждан (и это не отвечает интересам социальной безопасности государства) по той простой причине, что такие действия будут нарушать основополагающий принцип правового государства - принцип справедливости. Ведь по действующей у нас в стране Конституции РФ все граждане равны перед законом. Так, почему-то одна часть граждан (ок) выходила и выходит на пенсию по достижении ими 60 и, соответственно, 55 летнего возраста. А другая часть граждан (ок), если последуют указанные выше изменения в сторону увеличения возраста выхода на пенсию, будет выходить на пенсию в более позднем возрасте. А величина их трудового вклада, учитываемого при назначении пенсии, при этом окажется примерно одинаковым. Хотя понятны действия лиц, инициирующих эти новеллы. Они ими объясняются нехваткой у Пенсионного фонда РФ денежных средств на выплату пенсий. это не является аргументом, для нарушения принципа справедливости и не отвечает социальной безопасности государства, хотя могут и возразить другим доводом, что такими действиями в то же самое время обеспечивается финансовая безопасность государства. Как видно, в этой дихотомии есть противоречие между механизмом обеспечения финансовой безопасности и механизмом обеспечения социальной безопасности.

Право выбора между этой амбивалентностью механизмов обеспечения финансовой и социальной безопасности государства остаётся за законодателями и главой нашего государства.

Следует поддержать действия финансовых институтов нашей страны, направленные на обеспечение безопасного обращения денежных средств посредством использования платёжных карт и, направленные на введение в обращение отечественной платёжной карты «Мир». Поскольку существующие ныне в обращении платёжные

карты «VISA», «MASTERKARD» и другие могут быть в любое время заблокированы их эмитентами, которые, как известно, являются не резидентами, то есть осуществляют свою деятельность на территории иностранных государств и, по сути, обслуживают финансовые интересы этих стран. Как известно, политика санкций указанных иностранных государств направлена на разрушение экономических, включая финансовых устоев нашей страны. По этой причине такие действия не отвечают интересам финансовой безопасности нашего государства и подрывают её незыблемые устои.

Подытоживая сказанное, можно сформулировать несколько обобщающих выводов, суть которых сводится к следующему:

а) обеспечение национальной безопасности России невозможно себе представить без обеспечения безопасности тех федеральных

округов, которые входят в её состав, включая и СКФО;

б) одним из главных, стержневых оснований обеспечения безопасности российского государства СКФО, как составной его части, является экономическое и финансовое. Только коренное изменение природы и сущности производительных сил и производственных отношений в направлении их совершенного и идеального состояния являются теми панацеями, от которых зависит степень развитости и совершенства устоев национальной и региональной безопасности;

в) обеспечение финансовой безопасности также является непременным и важным условием обеспечения как экономической, так и иных видов безопасности государства, поскольку финансы являются своеобразным дирижёром экономического ансамбля и очень важно соблюсти правила их эмиссии, законного обращения, кредитования и возвратности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Шевелев Э.Г. Системология национальной безопасности на рубеже веков: состояние и пер-

спективы развития // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2004. № 2 (6). С. 47-64; Казаков Н.Д. О концепции устойчивого развития системы обеспечения безопасности Российской Федерации в контексте синерге-тических оснований // Безопасность Евразии. 2003. № 3 (13). С. 187-201.

2. Гушер А.И., Бочарников И.В., Лутовинов В.И., Манойло А.В., Ремарчук В.Н., Ружейников

В.В. Россия - 2014: безопасность и развитие. Аналитический проект / Под общ. редакцией И.В. Бочарникова. Москва, 2014.

3. Кучкаров З.А., Никитин А.В. Опыт выработки решений по обеспечению национальной бе-

зопасности в США // Интеграл. 2014. № 2-3. С. 50-53.

4. Магаррамов М.Д., Гасанов М.Г. экономика России от инноваций к модернизационному

рывку: проблемы и перспективы развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2013. № 2. С. 44-48.

5. Еделев А.Л. экономическая безопасность - основа стратегической стабильности субъекта

Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 5. С. 438-448; Гельвановский М.И. Национальная безопасность и конкурентоспособность: взаимосвязи и приоритеты в условиях глобализации // Вестник экономической безопасности. 2010. № 6. С. 40-53; Агар-ков Г. А., Зыков В.В. Экономическая защищенность территории в контексте экономической безопасности предпринимательства // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2011. № 11. С. 85-91; Тынчерова В.Р. Экономическая безопасность: проблемы, способы обеспечения // В сб.: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты. Сб. науч. трудов Между-нар. научно-практич. конф. 2016. С. 266-270.

6. Богачева О.А. Государственная собственность: роль и место системе обеспечения экономи-

ческой безопасности федеративного государства // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2008. № 1. С. 99-109.

7. Кондрат Е.Н. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России.

Правовые аспекты / Москва, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.