Н. П. СИРОТА
Наталья Павловна Сирота — соискатель кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.
В 2001 г. закончила СПбГУЭФ, кафедру экономики предприятия и производственного менеджмента.
Автор 10 научных работ.
Область научных интересов — экономическая безопасность, внешнеэкономическая политика России, сотрудничество России и Европейского союза, расширение Европейского союза, внешняя
торговля России.
^ ^ ^
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ*
Экономическая безопасность страны является одним из ключевых элементов ее национальной безопасности. При этом необходимо учитывать различные аспекты экономической безопасности: финансовую безопасность, региональную экономическую безопасность, экономическую безопасность фирм и корпораций, а также внешнеэкономические элементы экономической безопасности. Последние играют все большую роль в условиях повышения открытости национальной экономики, интеграции ее в мировую экономическую систему. Изучению последствий интеграционных процессов для системы экономической безопасности России и посвящен материал данной статьи.
Внешнеэкономические связи современной России являются ключевой составляющей в обеспечении экономической безопасности страны. Внешнеэкономическая деятельность вносит весомый вклад во внутренний экономический рост и во многом определяет состояние и перспективы отечественной экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности (60-70 % жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесоматериалов), за счет импорта обеспечивается около 40 % потребительского и более 20 % инвестиционного внутреннего рынка [1, с. 5].
Прошедшее десятилетие характеризуется приоритетностью российско-европейских отношений во внешней политике России. Европейский союз (ЕС) является одним из основных торгово-экономических партнеров Российской Федерации (РФ). Расширение ЕС до 27 стран превратило его в организацию, включающую большинство стран Европы и имеющую большой потенциал в развитии, но одновременно существенно усилило уровень дифференциации внутри ЕС и породило ряд экономических проблем. Расширение ЕС оказывает существенное влияние на российскую экономику в целом и ее экономическую безопасность в частности.
На сегодняшний день Россия и ЕС — взаимодополняющие экономические структуры. Природные ресурсы Российской Федерации огромны, а в странах Европейского союза они либо ограничены, либо полностью отсутствуют. В России хорошо развиты фундаментальные и отчасти прикладные исследования, а ЕС в этой области до сих пор по многим перспективным направлениям отстает от других мировых центров. В условиях быстрого развития российской экономики нашей стране необходим приток иностранных инвестиций, а страны ЕС способны удовлетворить эту потребность, направив свои инвестиции. Таким образом, существуют значительные перспективы в развитии успешного сотрудничества между Россией и ЕС.
В настоящий момент отношения между Россией и странами — членами Европейского союза строятся преимущественно на двусторонней основе, базой которых является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), регулирующее экономическое, культурное и социальное взаимодействие стран Европейского союза и Российской Федерации (1994). Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества между РФ и ЕС, содержит обширную программу экономического сотрудничества, охватывающую практически все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров, а также создает «рамки для постепенной интеграции России с более широким кооперационным пространством в Европе» [2].
Соглашение охватывает практически все сферы сотрудничества России и Евросоюза, в том числе и энергетику. Согласно ему, сотрудничество между Россией и ЕС должно строиться на принципах рыночной
ГРНТИ 06.51.77 © Н. П. Сирота, 2009
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора И. А. Максимцева.
экономики и положениях Европейской энергетической хартии [3]. Однако СПС носит декларативный характер и не конкретизирует формы и правила сотрудничества двух сторон, его подписавших. Можно сказать, что реальное воздействие Соглашения на динамику хозяйственных связей между Россией и Евросоюзом пока остается незначительным. В 2007 г. срок действия Соглашения истек, однако за отсутствием нового договора между РФ и Евросоюзом его пришлось продлить еще на один год.
На сегодняшний день сложно дать точный прогноз о сроках окончания переговорного процесса по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которое должно стать правовой основой, регулирующей взаимоотношения между Россией и ЕС. По мнению многих российских экспертов, основная причина затягивания переговорного процесса заключается в том, что сейчас партнерами России выступают уже не 12, как в 1994 г., а 27 государств, многие из которых имеют свои особенности в отношениях с Россией. Стороны изначально сложно шли к конструктивному диалогу. Неоднородность и противоречивость Евросоюза в нынешнем составе отчетливо обнаружились уже на стадии формирования общей позиции по началу дипломатических переговоров о новом юридическом фундаменте. Мандат Комиссии ЕС на проведение переговоров о заключении нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве был согласован только 26 мая 2008 г., хотя намерения сторон по этому вопросу были озвучены еще на саммите РФ — ЕС в Лондоне 4 октября 2005 г.
Несмотря на это, отношения продолжают динамично развиваться. Вступление в 2004 и 2007 гг. в ЕС стран Центральной Европы, имеющих традиционно интенсивные торговые связи с Россией, привело к абсолютному доминированию Евросоюза в российской внешней торговле, — его доля превысила 50 %. Товарооборот между Россией и ЕС на протяжении 2000-х годов рос высокими темпами и в 2007 г. составил около 233 млрд евро.
160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000
0
.--- И
Л
□ Импорт РФ
□ Экспорт РФ
2000 2004 2007
ДИАГР. 1. Товарооборот России с ЕС (млн евро).
Анализируя торгово-экономическое сотрудничество, можно сделать вывод о том, что в период 20002007 гг. объем торговли России с ЕС почти утроился в стоимостном выражении: импорт вырос с 23 до 89 млрд евро, а экспорт увеличился с 64 до 144 млрд евро (диагр. 1) [4].
Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС за этот период почти удвоилась. Тем не менее в 2007 г. на Россию пришлось немногим более 7 % экспорта ЕС и 10 % импорта ЕС, что сделало ее третьим по значимости торговым партнером ЕС после США и Китая (табл. 1).
Евросоюз также является основным торговым партнером России. На ЕС приходится более половины ее экспорта и преобладающая часть положительного сальдо общего торгового баланса (табл. 2). В целом внешняя торговля между Россией и ЕС характеризуется экспортом Россией сырья и импортом продукции машиностроения. Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик, где топливо и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, а капитал и готовые промышленные и потребительские товары импортируются из ЕС.
Более 80 % российского экспорта приходится на экспорт энергоносителей, сырья и минералов. Россия фактически является поставщиком энергоресурсов для ЕС, и подобная ориентация экспорта способствовала усилению зависимости ЕС от поставок сырья из РФ. В то же время структура российского экспорта является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности, проявления которой можно заметить даже на внутреннем рынке. Дальнейшее движение в сторону свободы торговли может представлять значительную угрозу национальной безопасности РФ, поскольку российские компании оказываются неконкурентоспособны в целом ряде стратегических отраслей.
Таблица 1
Основные торговые партнеры ЕС-27 в 2006 г. [5]
Основные партнеры по импорту Основные партнеры по экспорту
Место Партнер Млн долл. Место Партнер Млн долл.
Мир в целом 1 348 317 Мир в целом 1 164 719
1 Китай 191 342 1 США 267 672
2 США 175 813 3 Швейцария 86 392
3 Россия 136 847 2 Россия 71 791
4 Норвегия 79 019 4 Китай 63 248
5 Япония 75 631 5 Япония 46 350
ЕС является основным поставщиком оборудования для обновления основных фондов РФ. Соотношение машинно-технической продукции составляет 30:1 в пользу европейских поставщиков. Увеличение спроса на машины и оборудование свидетельствует о развитии несырьевых секторов российской экономики, что, безусловно, будет способствовать увеличению международной конкурентоспособности российских предприятий. Наряду с этим примерно треть импортируемых товаров из ЕС приходится на продовольствие и товары широкого потребления.
При этом необходимо отметить, что высокая степень зависимости России от одного экономического партнера несет в себе возможную угрозу экономической безопасности страны и ставит ее перед необходимостью переориентации торговых потоков. Вместе с тем в условиях интенсивного развития российской экономики необходимо увеличивать импорт оборудования, поэтому зависимость от ЕС как основного поставщика промышленного оборудования вряд ли может быть уменьшена в ближайшем будущем. Тем не менее в среднесрочной перспективе возможна переориентация российского экспорта путем увеличения поставок готовой продукции в страны СНГ и экспорта продуктов нефтегазовой отрасли в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Таблица 2
Основные торговые партнеры России в 2007 г. [6]
Основные партнеры по импорту Основные партнеры по экспорту
Место Партнер Млн долл. Место Партнер Млн долл.
Мир в целом 199 707 Мир в целом 352473
1 ЕС-27 87 294 1 ЕС-27 196 673
3 Китай 24 401 3 Турция 18 332
2 Украина 13 323 2 Беларусь 17 187
4 Япония 12 712 4 Украина 16 323
5 США 9425 5 Китай 15 893
6 Беларусь 8886 6 Швейцария 14 201
ЕС является крупнейшим инвестором в российскую экономику. Европейских инвесторов привлекают политическая стабильность, высокие темпы экономического роста и увеличение покупательной способности населения России. На долю стран ЕС приходится около 80 % накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Можно сказать, что инвестиции в России становятся важной составляющей экономической активности ЕС — Россия делит с Турцией и Китаем четвертое место по объему поступающих из ЕС ПИИ, пропустив вперед США, Канаду и Швейцарию [7].
Перспективным направлением взаимодействия России и ЕС является сотрудничество в энергетической сфере. Энергетический сектор имеет стратегическую значимость для российско-европейских отношений. Не имея в достаточной степени собственных энергоресурсов, Европейский союз является крупнейшим экспортером газа и нефти с территории Российской Федерации. В свою очередь импорт энергоносителей играет важнейшую роль в российской экономике. В настоящее время энергетический комплекс обеспечивает приблизительно 1/4 российского ВВП, 1/3 промышленного производства, половину доходов федерального бюджета и доходов от экспорта России [9]. Для Европейского союза энергетика, а точнее, импорт энергоносителей — вопрос жизненной важности. Ожидается, что эта зависимость увеличится до 70 %, в том числе более 90 % по нефти и около 70 % — по природному газу. Этой динамики не изменят ни либерализация рынков электроэнергии и газа ЕС, ни осуществляемые меры по энергосбережению. Энергоносители останутся основным экспортным товаром в ближайшие годы. Благоприятные предпосылки для дальнейшего расширения российского экспорта энергоносителей в Западную Европу созданы в рамках развернувшегося «энергодиалога» Россия — ЕС, где предполагается как существенное наращивание поставок российских энергоносителей странам ЕС, включая электроэнергию, так и встречные инвестиции в топливно-энергетический комплекс России.
2004 2005 2006 2007
ДИАГР. 2. Прямые иностранные инвестиции (млн евро) [8].
Ключевым фактором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации «Дорожных карт» — по формированию четырех общих пространств: общего экономического пространства; пространства свободы, безопасности и правосудия; пространства внешней безопасности; пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты. Основным документом из четырех «Дорожных карт» об общих пространствах является «Дорожная карта» по общему экономическому пространству (ОЭП). Целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. Задача заключается в том, чтобы создать условия, которые будут способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний на основе взаимности, укреплять сотрудничество, в том числе в сфере энергетики [10]. В целом положения «карты» по общему экономическому пространству отвечают изменившимся реалиям в отношениях между сторонами, усилению взаимозависимости между ними, с одной стороны, и укреплению российской экономики и ее политического положения на мировой арене — с другой. Теперь необходимо дать «Дорожной карте» по ОЭП
конкретное наполнение, что позволит России обезопасить себя в долгосрочной перспективе, сулящей усиление интеграции на пространстве Европейского союза и переход последнего на согласованную экономическую политику, в том числе и в энергетической сфере.
В заключение хотелось бы отметить, что Россия и ЕС имеют совпадающие долгосрочные интересы, необходимые для развития успешного сотрудничества. Обе стороны заинтересованы в обеспечении политической стабильности в регионе, а также в повышении конкурентоспособности своих национальных экономик на глобальном рынке. Одним из факторов, определяющих дальнейшее эффективное экономическое сотрудничество России и ЕС, является взаимодополняемость ресурсов партнеров. Можно выделить следующие ресурсы, которые позволяют России конкурировать с другими странами — партнерами ЕС: во-первых, это ее транзитное положение, обеспечивающее доступ в страны АТР, а также доступ на рынки стран СНГ; во-вторых, природные ресурсы, в том числе огромные запасы нефти и газа, так необходимые европейским потребителям; в-третьих, развитая фундаментальная наука и научно-технические разработки. ЕС в свою очередь обладает такими конкурентными ресурсами, как запасы капитала; высокие технологии и механизмы трансформации научно-технических разработок в экономически эффективные технологии; энергосберегающие технологии и экономические механизмы стимулирования энергосбережения; высокая степень влияния на формирование глобальных экономических правил игры. Таким образом, объединение ресурсов России и ЕС может способствовать прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон, что в свою очередь положительно скажется на экономической безопасности России.
Однако расширение Европейского союза явилось для России гораздо более серьезным и многоплановым по своим последствиям вызовом, чем даже расширение НАТО, в том числе потому, что Россия и ЕС являются не только партнерами, но и неизбежно выступают конкурентами в ряде областей торгово-экономических отношений. Вследствие этого России необходимо стремиться отстаивать свои интересы и защищать естественные преимущества, добиваться, чтобы правила, которые принимает у себя Европейский союз, не носили по отношению к ней дискриминационного характера, изолирующего ее от общего хода европейской интеграции. Необходимо как можно лучше распорядиться возможностями, которые открывают России доступ на обширный единый рынок ЕС и создают необходимые условия для успешной интеграции России в мировую экономическую систему.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. акад. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.
2. Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года // Современная Европа. 2007. № 3. С. 24-39.
3. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Официальный сайт Представительства Европейской комиссии в России. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_330.htm. Дата обращения: 05.06.2009.
4. Данные по торговле ЕС-Россия. Официальный сайт Представительства Европейской комиссии в России. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/cis_9.htm. Дата обращения: 03.09.2008.
5. Цифры и факты. Официальный сайт Представительства Европейской комиссии в России. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_665.htm. Дата обращения: 03.09.2008.
6. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.php?id286=364. Дата обращения: 05.09.2008.
7. Eurostat. EU Foreign Direct Investments in 2006 // Statistics in focus. 2008. No 41.
8. Данные по торговле ЕС-Россия. Официальный сайт Представительства Европейской комиссии в России: URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/cis_9.htm. Дата обращения: 03.09.2008.
9. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р г. Москвы // Российская газета. 2003. 30 сент.
10. «Дорожная карта» по общему экономическому пространству. URL: http://www.kremlin.ru/interdocs/2005/05/10/ 1940_type72067_87994.shtml. Дата обращения: 05.06.2009.