Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России в условиях европейских интеграционных процессов'

Экономическая безопасность России в условиях европейских интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТОВАРООБОРОТ / ИНВЕСТИЦИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ECONOMIC SECURITY / INTEGRATION / INVESTMENTS / EUROPEAN UNION / GOODS TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сирота Наталья Павловна С.

Экономическая безопасность страны является одним из ключевых элементов ее национальной безопасности. В условиях повышении открытости национальной экономики, интеграции ее в мировую экономическую систему все большую роль играют внешнеэкономические аспекты экономической безопасности. Изучение последствий интеграционных процессов для системы экономической безопасности России и посвящен материал данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic security of Russia in the conditions of the European integration processes

The economic security of a state is one of the key constituents of its national security. The increasing openness of the national economy and integration into the world economic system endue the external economic factors with the highest importance. In this context the article investigates the consequences of integration processes for the economic security system of Russia.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России в условиях европейских интеграционных процессов»

Н. П. СИРОТА

Наталья Павловна Сирота — соискатель кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.

В 2001 г. закончила СПбГУЭФ, кафедру экономики предприятия и производственного менеджмента.

Автор 10 научных работ.

Область научных интересов — экономическая безопасность, внешнеэкономическая политика России, сотрудничество России и Европейского союза, расширение Европейского союза, внешняя

торговля России.

^ ^ ^

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ*

Экономическая безопасность страны является одним из ключевых элементов ее национальной безопасности. При этом необходимо учитывать различные аспекты экономической безопасности: финансовую безопасность, региональную экономическую безопасность, экономическую безопасность фирм и корпораций, а также внешнеэкономические элементы экономической безопасности. Последние играют все большую роль в условиях повышения открытости национальной экономики, интеграции ее в мировую экономическую систему. Изучению последствий интеграционных процессов для системы экономической безопасности России и посвящен материал данной статьи.

Внешнеэкономические связи современной России являются ключевой составляющей в обеспечении экономической безопасности страны. Внешнеэкономическая деятельность вносит весомый вклад во внутренний экономический рост и во многом определяет состояние и перспективы отечественной экономики. На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности (60-70 % жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесоматериалов), за счет импорта обеспечивается около 40 % потребительского и более 20 % инвестиционного внутреннего рынка [1, с. 5].

Прошедшее десятилетие характеризуется приоритетностью российско-европейских отношений во внешней политике России. Европейский союз (ЕС) является одним из основных торгово-экономических партнеров Российской Федерации (РФ). Расширение ЕС до 27 стран превратило его в организацию, включающую большинство стран Европы и имеющую большой потенциал в развитии, но одновременно существенно усилило уровень дифференциации внутри ЕС и породило ряд экономических проблем. Расширение ЕС оказывает существенное влияние на российскую экономику в целом и ее экономическую безопасность в частности.

На сегодняшний день Россия и ЕС — взаимодополняющие экономические структуры. Природные ресурсы Российской Федерации огромны, а в странах Европейского союза они либо ограничены, либо полностью отсутствуют. В России хорошо развиты фундаментальные и отчасти прикладные исследования, а ЕС в этой области до сих пор по многим перспективным направлениям отстает от других мировых центров. В условиях быстрого развития российской экономики нашей стране необходим приток иностранных инвестиций, а страны ЕС способны удовлетворить эту потребность, направив свои инвестиции. Таким образом, существуют значительные перспективы в развитии успешного сотрудничества между Россией и ЕС.

В настоящий момент отношения между Россией и странами — членами Европейского союза строятся преимущественно на двусторонней основе, базой которых является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), регулирующее экономическое, культурное и социальное взаимодействие стран Европейского союза и Российской Федерации (1994). Соглашение определяет основные цели, направления и механизмы сотрудничества между РФ и ЕС, содержит обширную программу экономического сотрудничества, охватывающую практически все сферы экономики, и предусматривает постоянный политический диалог партнеров, а также создает «рамки для постепенной интеграции России с более широким кооперационным пространством в Европе» [2].

Соглашение охватывает практически все сферы сотрудничества России и Евросоюза, в том числе и энергетику. Согласно ему, сотрудничество между Россией и ЕС должно строиться на принципах рыночной

ГРНТИ 06.51.77 © Н. П. Сирота, 2009

Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора И. А. Максимцева.

экономики и положениях Европейской энергетической хартии [3]. Однако СПС носит декларативный характер и не конкретизирует формы и правила сотрудничества двух сторон, его подписавших. Можно сказать, что реальное воздействие Соглашения на динамику хозяйственных связей между Россией и Евросоюзом пока остается незначительным. В 2007 г. срок действия Соглашения истек, однако за отсутствием нового договора между РФ и Евросоюзом его пришлось продлить еще на один год.

На сегодняшний день сложно дать точный прогноз о сроках окончания переговорного процесса по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которое должно стать правовой основой, регулирующей взаимоотношения между Россией и ЕС. По мнению многих российских экспертов, основная причина затягивания переговорного процесса заключается в том, что сейчас партнерами России выступают уже не 12, как в 1994 г., а 27 государств, многие из которых имеют свои особенности в отношениях с Россией. Стороны изначально сложно шли к конструктивному диалогу. Неоднородность и противоречивость Евросоюза в нынешнем составе отчетливо обнаружились уже на стадии формирования общей позиции по началу дипломатических переговоров о новом юридическом фундаменте. Мандат Комиссии ЕС на проведение переговоров о заключении нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве был согласован только 26 мая 2008 г., хотя намерения сторон по этому вопросу были озвучены еще на саммите РФ — ЕС в Лондоне 4 октября 2005 г.

Несмотря на это, отношения продолжают динамично развиваться. Вступление в 2004 и 2007 гг. в ЕС стран Центральной Европы, имеющих традиционно интенсивные торговые связи с Россией, привело к абсолютному доминированию Евросоюза в российской внешней торговле, — его доля превысила 50 %. Товарооборот между Россией и ЕС на протяжении 2000-х годов рос высокими темпами и в 2007 г. составил около 233 млрд евро.

160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000

0

.--- И

Л

□ Импорт РФ

□ Экспорт РФ

2000 2004 2007

ДИАГР. 1. Товарооборот России с ЕС (млн евро).

Анализируя торгово-экономическое сотрудничество, можно сделать вывод о том, что в период 20002007 гг. объем торговли России с ЕС почти утроился в стоимостном выражении: импорт вырос с 23 до 89 млрд евро, а экспорт увеличился с 64 до 144 млрд евро (диагр. 1) [4].

Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС за этот период почти удвоилась. Тем не менее в 2007 г. на Россию пришлось немногим более 7 % экспорта ЕС и 10 % импорта ЕС, что сделало ее третьим по значимости торговым партнером ЕС после США и Китая (табл. 1).

Евросоюз также является основным торговым партнером России. На ЕС приходится более половины ее экспорта и преобладающая часть положительного сальдо общего торгового баланса (табл. 2). В целом внешняя торговля между Россией и ЕС характеризуется экспортом Россией сырья и импортом продукции машиностроения. Структура двусторонней торговли отражает сравнительные преимущества двух экономик, где топливо и сырьевые товары составляют основную часть российского экспорта, а капитал и готовые промышленные и потребительские товары импортируются из ЕС.

Более 80 % российского экспорта приходится на экспорт энергоносителей, сырья и минералов. Россия фактически является поставщиком энергоресурсов для ЕС, и подобная ориентация экспорта способствовала усилению зависимости ЕС от поставок сырья из РФ. В то же время структура российского экспорта является следствием низкой конкурентоспособности российской промышленности, проявления которой можно заметить даже на внутреннем рынке. Дальнейшее движение в сторону свободы торговли может представлять значительную угрозу национальной безопасности РФ, поскольку российские компании оказываются неконкурентоспособны в целом ряде стратегических отраслей.

Таблица 1

Основные торговые партнеры ЕС-27 в 2006 г. [5]

Основные партнеры по импорту Основные партнеры по экспорту

Место Партнер Млн долл. Место Партнер Млн долл.

Мир в целом 1 348 317 Мир в целом 1 164 719

1 Китай 191 342 1 США 267 672

2 США 175 813 3 Швейцария 86 392

3 Россия 136 847 2 Россия 71 791

4 Норвегия 79 019 4 Китай 63 248

5 Япония 75 631 5 Япония 46 350

ЕС является основным поставщиком оборудования для обновления основных фондов РФ. Соотношение машинно-технической продукции составляет 30:1 в пользу европейских поставщиков. Увеличение спроса на машины и оборудование свидетельствует о развитии несырьевых секторов российской экономики, что, безусловно, будет способствовать увеличению международной конкурентоспособности российских предприятий. Наряду с этим примерно треть импортируемых товаров из ЕС приходится на продовольствие и товары широкого потребления.

При этом необходимо отметить, что высокая степень зависимости России от одного экономического партнера несет в себе возможную угрозу экономической безопасности страны и ставит ее перед необходимостью переориентации торговых потоков. Вместе с тем в условиях интенсивного развития российской экономики необходимо увеличивать импорт оборудования, поэтому зависимость от ЕС как основного поставщика промышленного оборудования вряд ли может быть уменьшена в ближайшем будущем. Тем не менее в среднесрочной перспективе возможна переориентация российского экспорта путем увеличения поставок готовой продукции в страны СНГ и экспорта продуктов нефтегазовой отрасли в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Таблица 2

Основные торговые партнеры России в 2007 г. [6]

Основные партнеры по импорту Основные партнеры по экспорту

Место Партнер Млн долл. Место Партнер Млн долл.

Мир в целом 199 707 Мир в целом 352473

1 ЕС-27 87 294 1 ЕС-27 196 673

3 Китай 24 401 3 Турция 18 332

2 Украина 13 323 2 Беларусь 17 187

4 Япония 12 712 4 Украина 16 323

5 США 9425 5 Китай 15 893

6 Беларусь 8886 6 Швейцария 14 201

ЕС является крупнейшим инвестором в российскую экономику. Европейских инвесторов привлекают политическая стабильность, высокие темпы экономического роста и увеличение покупательной способности населения России. На долю стран ЕС приходится около 80 % накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Можно сказать, что инвестиции в России становятся важной составляющей экономической активности ЕС — Россия делит с Турцией и Китаем четвертое место по объему поступающих из ЕС ПИИ, пропустив вперед США, Канаду и Швейцарию [7].

Перспективным направлением взаимодействия России и ЕС является сотрудничество в энергетической сфере. Энергетический сектор имеет стратегическую значимость для российско-европейских отношений. Не имея в достаточной степени собственных энергоресурсов, Европейский союз является крупнейшим экспортером газа и нефти с территории Российской Федерации. В свою очередь импорт энергоносителей играет важнейшую роль в российской экономике. В настоящее время энергетический комплекс обеспечивает приблизительно 1/4 российского ВВП, 1/3 промышленного производства, половину доходов федерального бюджета и доходов от экспорта России [9]. Для Европейского союза энергетика, а точнее, импорт энергоносителей — вопрос жизненной важности. Ожидается, что эта зависимость увеличится до 70 %, в том числе более 90 % по нефти и около 70 % — по природному газу. Этой динамики не изменят ни либерализация рынков электроэнергии и газа ЕС, ни осуществляемые меры по энергосбережению. Энергоносители останутся основным экспортным товаром в ближайшие годы. Благоприятные предпосылки для дальнейшего расширения российского экспорта энергоносителей в Западную Европу созданы в рамках развернувшегося «энергодиалога» Россия — ЕС, где предполагается как существенное наращивание поставок российских энергоносителей странам ЕС, включая электроэнергию, так и встречные инвестиции в топливно-энергетический комплекс России.

2004 2005 2006 2007

ДИАГР. 2. Прямые иностранные инвестиции (млн евро) [8].

Ключевым фактором взаимодействия России и ЕС на нынешнем этапе сотрудничества является работа по реализации «Дорожных карт» — по формированию четырех общих пространств: общего экономического пространства; пространства свободы, безопасности и правосудия; пространства внешней безопасности; пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты. Основным документом из четырех «Дорожных карт» об общих пространствах является «Дорожная карта» по общему экономическому пространству (ОЭП). Целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. Задача заключается в том, чтобы создать условия, которые будут способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний на основе взаимности, укреплять сотрудничество, в том числе в сфере энергетики [10]. В целом положения «карты» по общему экономическому пространству отвечают изменившимся реалиям в отношениях между сторонами, усилению взаимозависимости между ними, с одной стороны, и укреплению российской экономики и ее политического положения на мировой арене — с другой. Теперь необходимо дать «Дорожной карте» по ОЭП

конкретное наполнение, что позволит России обезопасить себя в долгосрочной перспективе, сулящей усиление интеграции на пространстве Европейского союза и переход последнего на согласованную экономическую политику, в том числе и в энергетической сфере.

В заключение хотелось бы отметить, что Россия и ЕС имеют совпадающие долгосрочные интересы, необходимые для развития успешного сотрудничества. Обе стороны заинтересованы в обеспечении политической стабильности в регионе, а также в повышении конкурентоспособности своих национальных экономик на глобальном рынке. Одним из факторов, определяющих дальнейшее эффективное экономическое сотрудничество России и ЕС, является взаимодополняемость ресурсов партнеров. Можно выделить следующие ресурсы, которые позволяют России конкурировать с другими странами — партнерами ЕС: во-первых, это ее транзитное положение, обеспечивающее доступ в страны АТР, а также доступ на рынки стран СНГ; во-вторых, природные ресурсы, в том числе огромные запасы нефти и газа, так необходимые европейским потребителям; в-третьих, развитая фундаментальная наука и научно-технические разработки. ЕС в свою очередь обладает такими конкурентными ресурсами, как запасы капитала; высокие технологии и механизмы трансформации научно-технических разработок в экономически эффективные технологии; энергосберегающие технологии и экономические механизмы стимулирования энергосбережения; высокая степень влияния на формирование глобальных экономических правил игры. Таким образом, объединение ресурсов России и ЕС может способствовать прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон, что в свою очередь положительно скажется на экономической безопасности России.

Однако расширение Европейского союза явилось для России гораздо более серьезным и многоплановым по своим последствиям вызовом, чем даже расширение НАТО, в том числе потому, что Россия и ЕС являются не только партнерами, но и неизбежно выступают конкурентами в ряде областей торгово-экономических отношений. Вследствие этого России необходимо стремиться отстаивать свои интересы и защищать естественные преимущества, добиваться, чтобы правила, которые принимает у себя Европейский союз, не носили по отношению к ней дискриминационного характера, изолирующего ее от общего хода европейской интеграции. Необходимо как можно лучше распорядиться возможностями, которые открывают России доступ на обширный единый рынок ЕС и создают необходимые условия для успешной интеграции России в мировую экономическую систему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. акад. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003.

2. Потемкина О., Кавешников Н. Россия и Европейский союз: «холодное лето» 2007 года // Современная Европа. 2007. № 3. С. 24-39.

3. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Официальный сайт Представительства Европейской комиссии в России. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_330.htm. Дата обращения: 05.06.2009.

4. Данные по торговле ЕС-Россия. Официальный сайт Представительства Европейской комиссии в России. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/cis_9.htm. Дата обращения: 03.09.2008.

5. Цифры и факты. Официальный сайт Представительства Европейской комиссии в России. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_665.htm. Дата обращения: 03.09.2008.

6. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/popup.php?id286=364. Дата обращения: 05.09.2008.

7. Eurostat. EU Foreign Direct Investments in 2006 // Statistics in focus. 2008. No 41.

8. Данные по торговле ЕС-Россия. Официальный сайт Представительства Европейской комиссии в России: URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/cis_9.htm. Дата обращения: 03.09.2008.

9. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р г. Москвы // Российская газета. 2003. 30 сент.

10. «Дорожная карта» по общему экономическому пространству. URL: http://www.kremlin.ru/interdocs/2005/05/10/ 1940_type72067_87994.shtml. Дата обращения: 05.06.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.