Научная статья на тему 'Торговые отношения между Россией и европейским союзом на современном этапе'

Торговые отношения между Россией и европейским союзом на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1472
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / РЕЙТИНГИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ДИНАМИКА МИРОВОГО РЫНКА / ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / СТОИМОСТНЫЕ ОБЪЕМЫ ЭКСПОРТА / ИМПОРТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КРУПНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ИСТОЧНИКИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ БАЗА / IMPORT OF ENERGY INPUTS/PRODUCTS / EXTERNAL ECONOMIC RELATIONS / FOREIGN TRADE POLICY / EXPORT-IMPORT OPERATIONS / THE COMPETITIVENESS RANKING / THE DYNAMICS OF THE WORLD MARKET / THE PRIORITY OF / INNOVATION-BASED DEVELOPMENT / GLOBAL ECONOMY / GLOBAL COMPETITIVENESS / FINANCIAL CRISIS / THE EXPORTS / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / A BIG INVESTOR / SOURCES OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT / STRATEGIC PARTNERSHIP / AN ORGANIZING BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каналес Эдуардо

Статья посвящена актуальной проблеме анализа состояния торговых отношений России с ЕС. В статье дается подробный статистический анализ современных статистических данных с обобщениями и выводами, выполнен анализ структурных сдвигов в торговле. Анализируются проблемы и перспективы дальнейшего развития отношений России и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is concerned with the problem of the analysis of the commercial relations between Russia and the EU. The article gives us a detailed analysis of the actual statistical data with correlation and inference. The detailed statistical analysis of the modern statistical data with generalizations and conclusions is given, the analysis of structural shifts in trade is also made. Problems and prospects of the further development of relations of Russia and EU are analyzed.

Текст научной работы на тему «Торговые отношения между Россией и европейским союзом на современном этапе»

Торговые отношения между Россией и Европейским Союзом на современном этапе

Э. Каналес

Внешняя торговля - одна из традиционных форм участия России в системе международных экономических отношений. Российской Федерацией уже накоплен определенный опыт в разработке и реализации внешнеторговой политики, в использовании тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли, несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области) [9].

Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2009 - 2010 годы. В соответствии с ними, Россия переместилась по сравнению с

2008 г. с 51-го на 63-е место (т.е. на 12 позиций). Россия была указана также и среди стран, которые мировой финансовый кризис затронул наиболее сильно.

Следует отметить также, что преимуществом России является большой объем рынка и относительная макроэкономическая стабильность, хотя ситуация в любой момент может измениться в худшую сторону из-за того, что основной доход в российскую экономику поступает, в основном, от экспорта нефти. Чтобы остаться в списке ведущих энергетических держав, Россия, на наш взгляд, нуждается в быстрой и эффективной модернизации топливно-энергетического комплекса. Экспорт сырьевых товаров, подстраивающихся под динамику мирового рынка, не сможет обеспечить высокие темпы экономического роста России. Исходя из вышесказанного, России необходим переход от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития.

К основным принципам внешнеэкономической политики России можно отнести такие как: обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической по-

литики; перевод экономики на инновационный путь развития; активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав; открытость российской экономики; расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции; предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию; установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер; специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний; географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития; активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию; расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

Не следует забывать при этом, что главная цель России во внешнеэкономической политике - достижение лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Таблица 1

Динамика внешней торговли РФ 2001 - 2010 гг., в млрд долл. [16]

Экспорт Импорт Оборот

2001 101,6 53,7 155,3

2002 107,2 60,9 168,2

2003 135,9 76,0 211,9

2004 183,2 97,3 280,5

2005 245,2 125,1 370,3

2006 301,2 137,8 439,0

2007 352,4 199,7 552,1

2008 468,0 266,9 734,9

2009 301,6 167,3 469,0

2010 январь-июль 219,4 114,1 333,5

Источник: Таблица составлена автором на основе материалов ФТС России www.customs.ru/ru/stats/stats/ 2001 - 2010 гг.

Следует отметить, что в 2000 - 2008 гг. стоимостные объемы российского экспорта и импорта существенно возросли. (См. таблицу 1). В 2008 г. доля России в мировом экспорте увеличилась до 2,9% (9-е место), а в мировом импорте на Россию пришлось 1,8% (16-е место). В 2009 г. после мирового финансового кризиса внешнеторговый оборот России вернулся к уровню 2006 г. и составил 469 млрд долл., экспорт - 301,6 млрд долл., а импорт - 167,4 млрд долл. Внешнеторговое сальдо достигло 134,2 млрд долл.

Европейский Союз в настоящее время является главным торговым партнером России. Хотя на протяжении 2002 - 2008 гг., объем торговли товарами между Россией и ЕС постоянно расширялся, в 2009 г. он сократился. Товарооборот между Россией и ЕС уменьшился с 382,1 млрд долл. до 236 млрд долл. Сокращение взаимной торговли произошло не только из-за мирового финансового кризиса, но и в связи с падением цен на сырьевые товары - энергоносители. При этом следует заметить, что доля ЕС в российском товарообороте составила 50,3%, в котором на экспорт пришлось 75%, а на импорт 25% (см. таблицу 2).

Из таблицы 2 видно, что с 2002 г. импорт увеличился с 21,9 млрд долл. до 116 млрд долл. в 2008 г., а в 2009 г. снизился до 75,3 млрд долл. Что касается экспорта, то он также вырос в

этот период с 54,8 млрд долл. до 265 млрд долл., а в 2009 г. сократился до 160,7 млрд долл. Таким образом, мы видим, что дефицит торгового баланса ЕС с Россией увеличился в 2000 г. с 41 млрд евро до 73 млрд евро в 2008 г., а затем сократился до 50 млрд евро в 2009 г.

Для ЕС Россия является третьим наиболее важным торговым партнером после США и Китая (в 2009 г. ее доля составила 6% экспорта ЕС и 10% импорта ЕС). В последние годы наблюдается снижение темпов роста российского экспорта, что объясняется, прежде всего, отсутствием объективных возможностей для наращивания объемов поставок российских энергоносителей, конкретно: максимальным насыщением транспортных систем и снижением темпов добычи энергоносителей. К числу серьезных сдерживающих факторов развития российского экспорта в ЕС можно отнести и ограничительные меры по противодействию доступа на внутренний рынок ЕС конкурентоспособных российских товаров. С одной стороны, стоимостные объемы экспорта росли, в основном, за счет повышения цен на энергоносители, с другой стороны, стабильно высокие темпы роста европейского экспорта были обусловлены увеличением платежеспособного спроса на российском рынке и отсутствием с российской стороны серьезных барьеров в торговле промышленной продукцией.

Таблица 2

Взаимная торговля России с ЕС за 2002-2010 гг., млрд долл. [16]

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 январь-июль 2010 г.

ОБОРОТ 76,7 96,7 128,5 182,3 238,1 283,1 382,2 236,0 333,5

ЭКСПОРТ 54,8 69,9 94,2 138,3 176,7 195,9 265,8 160,7 219,5

ИМПОРТ 21,9 26,8 34,3 44,0 61,4 87,2 116,5 75,3 114,0

САЛЬДО 32,9 43,2 59,9 94,3 115,2 108,7 149,3 85,4 105,5

Примечание к таблице:

До 01.05.2004 - ЕС-15, после 01.05.2004 - ЕС-25, после 01.01.2007 г. - ЕС-27.

Источник: Таблица составлена автором на основе материалов ФТС России www.customs.ru/ru/stats/stats/ 2002-2010 гг

К числу торговых партнеров России среди стран-членов ЕС можно отнести Германию, Нидерланды, Италию. Крупнейшими экспортерами из ЕС в Россию в 2009 г. были Германия с показателями 21,2 млрд долл., Франция 8,4 млрд долл., Италия 7,8 млрд долл., Нидерланды 3,5 млрд долл. и Испания 2,2 млрд долл., а крупнейшими странами-импортерами из России в ЕС выступили Нидерланды с показателями 36,2 млрд долл., Италия 25,0 млрд долл., Германия 18,7 млрд долл., Франция 8,7 млрд долл., а также Испания 2,8 млрд долл.

Следует отметить, что в 2009 г. многие страны ЕС отметили дефицит в торговле с Россией, самый большой дефицит отмечен в Нидерландах (-9,5 млрд евро), Италии (-5,6 млрд), Польше (-5,5 млрд) и Франции (-4,0 млрд). Самые высокие излишки отмечаются в Австрии (0,7 млрд) и Дании (0,6 млрд) (см. таблицу 3).

Примерно 75% импорта из России в ЕС в

2009 г. составили топливные и сырьевые товары: сырая нефть, природный газ, нефтепродукты (преимущественно дизельное топливо и мазут), уголь каменный, никель необработанный, около 85% пришлось на экспорт из ЕС в Россию готовых промышленных и потребительских товаров, оборудования, лекарственных средств, автомобилей, самолетов и другой продукции.

Таким образом, данные Евростата показывают, что доля России в импорте энергоносителей в ЕС составляет: около 35% нефти и 46%

газа. Поставки в ЕС составляют 67% в общем экспорте российского газа (см. таблицу 4).

Объем торговли услугами между Россией и ЕС в 2009 г. также снизился. Страны ЕС экспортировали в Россию услуги на сумму 18,5 млрд евро, а объем импорта из России в ЕС составил 10,9 млрд. В 2009 г., по сравнению с

2007 и 2008 гг., ЕС имели положительное сальдо в торговле услугами с Россией, размеры которого составили 7,6 млрд евро (см. таблицу 5).

В большинстве видов услуг в 2009 г. был отмечен профицит: туристических (+2,4 млрд евро), коммерческих (+2,1 млрд евро), финансовых (+1,5 млрд евро), а также компьютерных и информационных (+1,1 млрд евро). При этом только два вида услуг показали дефицит: в транспорте - 0,8 млрд евро, в страховых услугах - 0,01 млрд евро. От общего объема торговли услугами ЕС со всеми странами, не входящими в ЕС, на долю России приходится более 3%. Профицит ЕС торговли услугами с Россией составил 8 млрд евро.

По данным Евростата, в 2009 г. прямые иностранные инвестиции ЕС в другие страны снизились на 25% (с 348 млрд евро в 2008 г. до 263 млрд евро в 2009 г.), а прямые иностранные инвестиции из других стран в ЕС увеличились на 12% (со 199 млрд евро до 222 млрд евро). Несмотря на то что объем инвестиций сократился со 121 млрд евро в 2008 г. до 69 млрд евро в 2009 г., США остается по-прежнему главной страной-получателем инвестиций из ЕС. Объемы инвестиций из ЕС в Японию, Гон-

конг, Канаду и Россию сократились. При этом важно заметить, что в 2009 г. увеличились объемы инвестиций в оффшорные финансовые

центры с 39 млрд евро до 60 млрд евро, из которых на Швейцарию пришлось 75%, а 11,5% -на Бразилию.

Таблица 3

Динамика внешней торговли России со странами ЕС в 2008-2009 гг., млрд долл. [16]

2008 г. 2009 г.

Товаро- оборот Экспорт Импорт Товаро- оборот Экспорт Импорт

ЕС 382,4 265,8 116,5 236,0 160,7 75,3

Нидерланды 61,7 56,9 4,8 39,8 36,2 3,5

Г ермания 67,2 33,1 34,1 39,9 18,7 21,2

Италия 53,0 42,0 11,0 32,9 25,0 7,8

Франция 22,2 12,2 10,0 17,1 8,7 8,4

Польша 27,2 20,2 7,0 16,7 12,5 4,2

Финляндия 22,3 15,7 6,6 13,1 9,1 3,9

В елико британия 22,4 14,8 7,6 12,6 9,0 3,5

Испания 9,3 5,0 4,2 5,1 2,9 2,2

Австрия 5,4 2,3 3,1 3,6 1,6 2,0

Греция 4,7 4,3 0,4 2,6 2,3 0,3

Остальные страны ЕС 87 59,3 27,7 52,6 34,7 18,3

Источник: Таблица составлена автором на основе материалов ФТС России www.customs.ru/ru/stats/stats/ 2008 - 2009 гг.

Таблица 4

Торговля товарами между Россией и ЕС (по видам продукции) в 2000 и 2009 гг., млрд евро. [18]

Экспорт ЕС Импорт РФ Сальдо

2000 2009 2000 2009 2000 2009

Сырьевая продукция: 0,8 1,7 39,3 87,6 -38,5 -85,8

Энергоресурс ы 0,1 0,6 35,7 85,1 -35,6 -84,5

Другое сырье 0,7 1,1 3,6 2,5 -2,9 -1,3

Промышленные товары: 21,1 62 14 13,3 7 48,6

Пищевые продукты и напитки 2,8 6,0 0,7 0,6 2,0 5,4

Химикаты 3,2 11,3 2,5 3,3 0,7 8,0

Машинное оборудование и транспортные средства 8,3 28,4 1,0 1,1 7,3 27,2

Прочие промышленные товары 6,8 16,3 9,8 8,3 -3,0 8,0

Другие товары 0,6 1,7 10,1 14,2 -9,5 -12,5

Всего 22,5 65,4 63,4 115,1 -41,0 -49,7

Источник: Таблица составлена автором на основе материалов Евростата 2000 и 2009 гг http:// epp.eurostat.ec.europa.eu

Таблица 5

Торговля услугами между ЕС и Россией в 2007-2009 гг., млрд евро. [18]

Экспорт ЕС Импорт РФ Сальдо

2007 2008 2009 2007 2008 2009 200 7 2008 2009

Всего 18,7 21,3 18,4 11,9 13,9 10,9 6,8 7 384 7 579

из них:

Транспорт 4,0 4,9 3,6 5.2 6.3 4,4 -1,1 -1,3 -0,8

Туризм 3,9 4,8 4,2 1,7 2,0 1,7 2,2 2,8 2,4

Другие услуги 10,6 11,4 10,5 4,5 5,2 4,6 6,1 6,1 5,9

из них:

Услуги связи 0,3 0,4 0,4 0,2 0,2 0,2 0,06 0,1 0,1

Строительные услуги 1,0 1,7 1,2 0,5 0,8 0,7 0,4 0,8 0,4

Страховые услуги 0,1 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1 -0,02 -0,03 -0,01

Финансовые услуги 1,6 1,7 2,0 0,3 0,3 0,4 1,2 1,4 1,5

Компьютерные и информационные услуги 1,2 1,5 1,2 0,1 0,1 0,09 1,1 1,4 1,1

Роялти и лицензионные платежи 0,4 0,4 0,4 0,08 0,05 0,03 0,3 0,3 0,3

Прочие коммерческие услуги 5,6 5,0 4,9 2,8 3,2 2,7 2,7 1,8 2,1

Индивидуальные услуги в сфере культуры и отдыха 0,09 0,09 0,09 0,06 0,04 0,03 0,03 0,04 0,06

Г осударственные услуги прочие 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 0,09 0,1 0,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий объем торговли услугами ЕС с внешним миром 507,3 529,5 480,8 419,5 443,3 415,4 87,8 86,2 65,3

Доля России в общем объеме 3,7% 4,0% 3,8% 2,8% 3,1% 2,6%

Источник: Таблица составлена автором на основе материалов Евростата 2007-2009 гг. http:// epp.eurostat.ec.europa.eu

За 2007 - 2009 гг. произошли значительные колебания объемов потоков прямых иностранных инвестиций между ЕС и Россией. В 2007 г. прямые иностранные инвестиции ЕС в Россию составили 17,2 млрд евро, в 2008 г. они увеличились до 25,6 млрд евро, а уже в 2009 г. про-

изошло серьезное изменение, и показатели составили 1,0 млрд евро. На протяжении этого периода, прямые инвестиции России в ЕС снизились в 4 раза с 9,9 млрд до 2,3 млрд, а в 2009 г. произошло увеличение до 3,1 млрд. (См. таблицу 6).

Таблица 6

Потоки прямых иностранных инвестиций между ЕС и Россией в 2007-2009 гг., млрд евро. [18]

2006 2007 2008 2009

Прямые иностранные инвестиции из ЕС в Россию 10,7 17,2 25,6 1

Прямые инвестиции из России в ЕС 1,4 9,9 2,3 3,1

Источник: Таблица составлена автором на основе материалов Евростата 2007 - 2009 гг. http:// epp.eurostat.ec.europa.eu

В январе - сентябре 2009 г. объем накопленных инвестиций, поступивших из ЕС в Россию, достиг 213,1 млрд долл., что составляет 81,2% от общей суммы накопленных иностранных инвестиций в российской экономике. Доля Евросоюза в общем объеме накопленных прямых иностранных инвестиций в январе - сентябре 2009 г. составляет 81,1% (84,4 млрд долл.).

Самыми крупными инвесторами в Россию, в основном, являются страны ЕС. Так, например, в 2009 г. среди крупнейших инвесторов по размеру накопленных прямых инвестиций можно выделить такие страны, как: Кипр (31,2 млрд долл.), Нидерланды (29,2 млрд долл.), Германия (7,4 млрд долл.), Великобритания (3,6 млрд долл.), Австрия (2,8 млрд долл.). Эти страны направили свои инвестиции в такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, транспорт и связь. В страны ЕС из общего объема российских инвестиций направлено около 60%. В январе - сентябре 2009 г. объем накопленных инвестиций из России в страны-члены ЕС составил 39,3 млрд долл. Объем накопленных прямых российских инвестиций в ЕС на этот период - 29,2 млрд долл. Среди главных стран ЕС, которые получили от России в 2009 г. прямые накопленные инвестиции можно выделить: Нидерланды (13,1 млрд долл.), Кипр (12,6 млрд долл.), Великобританию (2,1 млрд долл.), Люксембург (0,5 млрд долл.), Литву (0,2 млрд долл.).

Несмотря на происходящий в России в последние годы устойчивый рост ПИИ из Евросоюза, российский инвестиционный климат по-прежнему нуждается в улучшении. Безусловно, в текущем десятилетии вследствие подъе-

ма экономики и ряда институциональных преобразований (например, в налоговой сфере) некоторые вопросы оказались сняты с повестки дня. Зато еще острее стали восприниматься оставшиеся проблемы, прежде всего коррупция, важность борьбы с которой на первое место ставят около 90% инвесторов. Особенно критичен существующий уровень взяточничества для огромного количества европейских инвесторов среднего размера, способных развивать в России специализированное производство высокого уровня.

Анализируя прямые инвестиции, следует не забывать, что эффект от значительной части проектов компаний из ЕС в России не ограничивается только финансовой составляющей, роль которой для российской экономики в современных условиях, может быть, и не столь уж велика. Как показывает практика, с помощью европейских ТНК сразу несколько отраслей российской экономики получили мощный импульс для развития, выражавшийся в технологической модернизации или внедрении принципиально новых, эффективных методов управления. При этом часто такой импульс обуславливался не столько лидерством инвестора из ЕС, сколько связанным с ним обострением конкуренции, которая стимулировала российские компании совершенствовать свое производство, бизнес-стратегии и т.д. (особенно ярко это проявилось в сферах сетевой торговли и телефонной связи). По-видимому, данный процесс будет продолжаться и дальше, причем есть надежда на то, что он в большей мере затронет российскую промышленность (в частности, автомобилестроение и электроэнергетику) [10]. Таким образом, можно предположить, что важнейшим рынком товаров и услуг

и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. В перспективе этот рынок будет все более и более консолидироваться и сможет представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. Можно предположить, что в долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.

Десять лет назад Россия, с экономической точки зрения, была интересна Евросоюзу как поставщик энергоресурсов и потенциальный рынок для европейских товаров. Сегодня, в связи с повышением уровня доходов населения РФ, потенциальный интерес к российскому рынку трансформировался в реальный. Более того, российская промышленность становится многообещающим партнером для европейского бизнеса; уже реализуется целый ряд крупных проектов промышленного сотрудничества.

У России и ЕС есть совпадающие долгосрочные интересы: обеспечение политической стабильности в регионе “большой Европы” и повышение конкурентоспособности национальных экономик на глобальном рынке. Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков. ЕС стремится к повышению конкурентоспособности своей экономики на основе инновационного развития и сокращения стоимости труда (Лиссабонская стратегия); освоению новых рынков сбыта промышленной продукции; обеспечению энергетической безопасности экономики.

Потенциальная эффективность экономического сотрудничества (а возможно и частичной интеграции) России и ЕС обусловлена взаимодополняемостью ресурсов партнеров. К числу конкурентных преимуществ России следует отнести относительно дешевую и квалифици-

рованную рабочую силу; природные ресурсы, в том числе рекреационный потенциал и потенциал развития “экологического” сельского хозяйства; развитую фундаментальную науку и все еще сохраняющийся запас научно-технических разработок; транзитное положение, обеспечивающее доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион; ёмкий и уже вполне платежеспособный национальный рынок, а также доступ на рынки стран СНГ.

ЕС обладает такими конкурентными ресурсами, как запасы капитала; высокие технологии и механизмы трансформации научно-технических разработок в экономически эффективные технологии; навыки и ноу-хау в сфере менеджмента; энергосберегающие технологии и экономические механизмы стимулирования энергосбережения; высокая степень влияния на формирование глобальных экономических правил игры. Объединение ресурсов России и ЕС способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон [11]. На основе вышесказанного можно предположить, что стратегическое партнерство между Россией и ЕС будет складываться на основе энергетического, промышленного, транспортного, научного и технологического сотрудничества [19]. Рамки партнерства предполагают привлечение инвестиционного и технологического потенциала европейских стран, а также устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки. Тем более, что Россией и ЕС на протяжении долгого времени ведется работа по созданию общего экономического пространства, которое должно быть основано на совместных правилах и системах регулирования, в том числе административной практике.

Предполагается, что организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегическом партнерстве. В основе экономического сотрудничества России и ЕС до сих пор лежит Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное в 1994 г. и вступившее в силу в 1997 г. СПС обеспечивает РНБ в сфере торговли и содержит ряд статей, по сути, дословно повторяющих существовавшие на тот момент нормы ГАТТ/ВТО. Также в СПС намечено около 20 сфер секторального сотрудничества. Однако, будучи во многом рамочным соглашением, СПС использует формулировки “мягкого права”, реализация которых в

значительной мере зависит от доброй воли сторон. В целом соглашение серьезно устарело. Более того, если бы Россия присоединилась к ВТО, примерно треть “экономических” статей СПС потеряла бы всякую актуальность.

Концепция четырех общих пространств между Россией и ЕС была разработана в начале 2000-х гг. с целью придать новый импульс отношениям. Четыре “дорожные карты” были подписаны на саммите в Москве 10 мая 2005 г. [25]. В рамках настоящей статьи наибольший интерес представляет Общее экономическое пространство (ОЭП). Цель ОЭП весьма амбициозна - создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. Задача ОЭП заключается в том, чтобы создать условия, которые будут способствовать расширению возможностей экономических операторов, содействовать развитию торговли и инвестиций, облегчать создание и работу компаний на основе взаимности, укреплять сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, укреплять экономическое сотрудничество и процесс реформирования, усиливать конкурентоспособность экономик ЕС и России [26]. В “дорожной карте” перечисляются сферы, где сотрудничество представляет взаимный интерес, и намечаются возможные механизмы и форматы партнерства. Будучи юридически необязательным документом, она открывает путь вперед, однако реальный прогресс зависит от политической воли сторон и их способности договориться друг с другом. На основе “дорожной карты” по ОЭП уже учреждены и функционируют 12 отраслевых диалогов. Эти диалоги зарекомендовали себя как эффективный механизм обмена информацией, способствующий укреплению взаимного доверия, в их рамках формируется позитивная повестка дня.

Несоответствие СПС современному состоянию отношений между Россией и ЕС потребовало разработки нового базового договора между Россией и ЕС. Россия инициировала консультации по этому вопросу в 2005 г. и спустя некоторое время получила принципиальное согласие со стороны ЕС. Работа над документом, рабочее название которого - Договор о стратегическом партнерстве (ДСП), более года откладывалась из-за польского вето; о начале переговоров было объявлено лишь на саммите Россия - ЕС в Ханты-Мансийске в июне

2008 г. Процесс переговоров, безусловно, будет долгим и сложным. Во-первых, имеющиеся у России и ЕС концепции будущего соглашения и видение его основных тематических блоков существенно различаются. Во-вторых, учитывая большой разброс мнений в ЕС относительно России, 27 странам-членам ЕС будет весьма сложно гармонизировать свои позиции. Наконец, следует отметить, что ЕС не имеет опыта разработки масштабных соглашений с сильным, независимым и претендующим на равные отношения партнером [20].

Следует отметить основные факторы, осложняющие перспективы экономического сотрудничества между Россией и ЕС. Среди препятствий в России необходимо выделить коррупцию, уровень которой неуклонно растет и которая уже трансформировалась в системообразующий элемент. Второй недостаток - это неэффективная судебная система, являющаяся сегодня не средством защиты прав и законных интересов, а оружием в корпоративных войнах. В такой ситуации даже хорошие законы - неэффективны, поскольку не могут качественно исполняться и обеспечиваться судебной защитой. Третий фактор - это характер вмешательства государства в экономику и в том числе практика неоправданных преимуществ отдельным компаниям.

Со стороны ЕС наиболее серьезным препятствием для развития экономических связей являются постоянные подозрения в том, что экономическая активность российского бизнеса имеет политическую подоплеку. Второе препятствие - негативный имидж российского бизнеса, часто ассоциируемый с криминалом, низким качеством продукции и низкой социальной ответственностью. Такое восприятие, оправданное в 1990-е годы, сейчас не вполне адекватно, но оно нередко искусственно поддерживается европейскими компаниями в интересах превентивной борьбы с потенциальными конкурентами. Третий осложняющий фактор - это растущие различия во внешнеполитических позициях стран ЕС, прежде всего раскол между “старой” и “новой” Европой. Некоторые институционально-технические аспекты также затрудняют развитие широкомасштабных отношений с Россией [11].

Что касается присоединения России к ВТО, то это было одной из ключевых задач российской дипломатии с начала 1990-х гг. Принятие

решения о присоединении России к ВТО должно основываться на оценке баланса положительных и отрицательных последствий этого шага, который определяется конкретными условиями присоединения [6]. Присоединение к ВТО предполагает получение не только преимуществ, но и принятие на себя обязательств. С одной стороны, создаются равные условия для российского бизнеса на рынках иностранных государств, появляются инструменты устранения дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров и услуг. А с другой стороны, Российское государство гарантирует соблюдение правил и норм ВТО, предусматривающих открытие российского рынка для зарубежных компаний и существенное ограничение возможностей государственной поддержки российских товаропроизводителей.

Последствия присоединения России к ВТО коснутся не только внешнеэкономической и торговой сфер; они отразятся на дальнейшем развитии всех отраслей промышленности и экономики в целом. Для разных отраслей и видов деятельности они будут разными. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливноэнергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок. Другие, зависимые от государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов (например, машиностроение), могут столкнуться с ухудшением условий функционирования вследствие снижения государственной поддержки и защищенности внутреннего рынка. Из этого следует, что оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО следует проводить дифференцированно по каждой отрасли в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых российскими товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения [24].

Присоединение к ВТО предполагает изменение законодательства России, которое должно соответствовать обязательным для всех государств-членов правилам и нормам. По оценкам экспертов, эти изменения касаются более 1000 законодательных и нормативных актов. И хотя, в основном, российское законо-

дательство уже приведено в соответствие с нормами ВТО, остаётся значительная зона нео-пределённости. Присоединение России к ВТО затрагивает практически все наиболее актуальные вопросы экономической политики государства, определяющие развитие страны на обозримую перспективу. В зависимости от условий присоединения России к ВТО будут определены параметры экономической политики государства по вопросам стимулирования экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, поддержки экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

В настоящее время вопрос о целесообразности присоединения России к ВТО перешел из политической плоскости в русло практических переговоров. Главная проблема в этом вопросе состоит в необходимости максимизации выгод и минимизации потерь. Здесь важны не сроки выполнения поставленной задачи, а получение положительного сбалансированного результата [8]. Присоединение России к ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 г. в связи с обострением ситуации на Кавказе [23]. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. Присоединение России ко Всемирной торговой организации постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил присоединение к ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 г. на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России В. Путин сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по присоединению к ВТО с 1 января 2010 г. Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. 21 октября 2009 г. первый вицепремьер РФ И. Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут присоединяться к ВТО одновременно и на согласованных условиях. В апреле 2010 г. Президент России

Д.Медведев, общаясь с Президентом США Б. Обамой, заявил, что решены почти все спорные моменты, мешающие присоединению России к ВТО и достаточно пары месяцев для того, чтобы завершить подготовку всех документов [21].

Присоединение России к ВТО коснется не только внешнеэкономических и торговых связей - оно отразится на всех отраслях промышленности и экономики в целом, причем последствия будут весьма разными для разных секторов и видов деятельности, поэтому России интересно учесть все преимущества и потери для получения положительного результата [8].

Но, несмотря на оптимистическое настроение руководства России, страна не сможет вступить до конца 2010 г., так как, на наш взгляд, появятся новые политические препятствия. Для России на протяжении всего постсоветского периода Европейский союз всегда оставался торгово-экономическим партнером номер один; предполагается, что эту роль он сохранит, по меньшей мере, до 2015 - 2020 гг. Для России необходимо дальнейшее расширение торговли с ЕС, поскольку это способствует поддержанию сложившейся базы для последующего развития всего комплекса внешнеэкономических связей Российской Федерации. В связи с этим, Россия готова гарантированно удовлетворить все имеющиеся энергетические потребности Евросоюза, т.к. заинтересована в укреплении взаимоотношений стратегического партнерства. В свою очередь эти интересы разделяет и Европейский союз. Очевидно, что основной позицией в российском экспорте топливно-сырьевых товаров (сырая нефть, газ, металлические руды и металлы, прошедшие лишь первичную обработку, необработанный лес) будут оставаться еще длительное время. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо ослабить зависимость российской экономики от топливно-сырьевых ресурсов. Для этого в России необходима реализация проектов, связанных с инновациями в науке, технической и технологической модернизацией производства. Следует также увеличить на мировых рынках долю России и в высокотехнологичной продукции [22].

Таким образом, без применения адекватных мер государственной экономической политики стимулирования НТП и освоения новых

перспективных технологий присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности развития экономики, свертыванию российского производства товаров с высокой добавленной стоимостью, деградации структуры российской промышленности и утрате имеющегося потенциала развития в наиболее перспективных направлениях. Сохранение и наращивание этого потенциала требует активной государственной политики с учетом ограничений, накладываемых обязательными для исполнения нормами ВТО [8].

Но несмотря на возникающие препятствия, товарооборот России с другими странами, в том числе и со странами ЕС, растет, экономическая ситуация в стране улучшается, а вместе с этим развиваются и укрепляются внешнеэкономические связи России.

Библиография:

1. Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г.

2. Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма” № 115-ФЗ от 7 августа 2001 г.

3. Федеральный закон “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” № 165-ФЗ от 8 декабря 2003 г.

4. Федеральный закон “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г.

5. Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.

6. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник. - М.: ЗАО “Издательство “Экономика”, 2007. - 359 с.

7. Внешнеэкономическая деятельность / Под ред. Смитиенко Б. М., Поспелова В.К. - М.: Мастерство,

2008 г. - 304 с.

8. Глазьев С.Ю., Аюфова З. “Россия и ВТО: преимущества и потери” www.perspektivy.info/rus/ekob/ rossiya_i_vto_preimuschestva_ i_poteri_2008-4-22-24-42.htm

9. Глобализация и мировые рынки товаров, услуг и капиталов / Под ред. Смитиенко Б.М., Поспе-

лова В.К. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001. - 284 с.

10. Кузнецов А.В. “Прямые инвестиции из Евросоюза в России” www.perspektivy.info/rus/ekob/ pryamye_investicii_iz_evrosoiuza_ v_rossii_2008-5-23-52-3.htm

11. Кавешников Н.Ю. “Россия и Европейский союз: тенденции экономических отношений”.

www.perspektivy.info/rus/desk/rossiya_ i_evropeiyskiiy_soiuz_tendencii_ekonomicheskih_ otnosheniiy_2008-8-20-5-51

12. Международные экономические отношения. Под ред. Смитиенко Б .М. М.: Издательство Инфра-М, 2009 г. - 528 с.

13. Официальный сайт Европейского Союза www.europa.eu

14. Официальный сайт Всемирной торговой организации

15. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

16. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России.

17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России.

Уральские предриятия в Брно

Предприятия Свердловской области примут участие в Международной выставке машиностроения «М8У», которая пройдёт с 13 по 17 сентября 2010 года в Чехии, в городе Брно. Предложение участвовать в мероприятии губернатору Среднего Урала А. Мишарину сделали представители бизнес-делегации Чешской республики в ходе встречи, проходящей в Екатеринбурге с 7 по10 июня. Международная выставка машиностроения «М8У» проводится ежегодно в городе Брно и считается важнейшим событием для всего региона Восточной и Центральной Европы.

Также сразу несколько предприятий Свердловской области готовится к запуску совместных проектов с чешскими партнёрами. Чешская сторона сообщила о ряде проектов, которые планируется реализовать на территории Свердловской области. Например, чешская компания «Витковице Цилиндерс» намерена организовать с заводом «Уралтехгаз» совместное производство. Ещё од -ним проектом может стать создание нового участка прессового оборудования на Свердловском механическом заводе.

Соб. инф.

18. Официальный сайт Евростата. http:// epp.eurostat.ec.europa.eu

19. Официальный сайт Представительства Европейского Союза в России http://trade.ec.europa.eu/ doclib/docs/2003/november/tradoc_114138.pdf

20. Официальный сайт Представительства Европейского Союза в России http://ec.europa.eu/ delegations/russia/eu_russia/trade_relation/ bilateral_relations/index_en.htm

21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирная торговая организация

22. El Pais, 16.07.2010 г.

www.elpais.com/articulo/internacional/Medvedev/ ve/Alemania/socio/clave/modernizacion/Rusia/ elpepiint/20100716elpepiint_3/Tes

23. El Pais, 25.08.2010 г www.elpais.com/articulo/ internacional/nueva/frontera/rusa/Caucaso/elpepiint/ 20100825elpepiint_10/Tes

24. Russia and the World Trade Organization www.wto.ru/en/newsmain. asp

25. Diplomat 01.05.2006 T^ww.diplomatms.com/ article.php?id = 468&l = eng&PHPSESSID = c1 491f1d0570b45fdbfd1b05a4fef806

26. Независимая газета, 05.17.2004 г. www.ng.ru/ courier/2004-05-17/9 sammit.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.