Роль ВТО для российского экспорта и импорта
прямых иностранных инвестиции
В.С. Загашвили
УДК [339.5+336.714]:
061.1ВТО
ББК 65.428+65.268
З-140
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой важную форму международного движения капитала. Они являются не только источником финансовых вложений, но и способом получения передовых технологий и опыта организации производства.
Отличительным признаком ПИИ является то, что они обеспечивают участие инвестора в деятельности предприятия. Так, согласно методологии ЦБ РФ, «прямые инвестиции - категория трансграничных инвестиций, при которых резидент одной страны контролирует или имеет значительную степень влияния на управление предприятием, являющимся резидентом другой страны».1 В большинстве принятых в мире методик считается, что владение 10% голосующих акций является достаточной величиной для того, чтобы обеспечить влияние на управление предприятием, и, соответственно, для того, чтобы отнести такие инвестиции к категории прямых.
Хотя Всемирная торговая организация (ВТО) занимается преимущественно вопросами торговли, она не могла обойти вниманием растущую сферу международных инвестиций, оказывающую к тому же большое влияние на общее состояние мировой торговли и на многие аспекты деятельности компаний на мировом рынке. Поэтому нормы ВТО регулируют целый ряд вопросов, имеющих прямое отношение к иностранным инвестициям. В то же время, многие положения ВТО, не относящиеся непосредственно к сфере международного движения капитала, оказывают на нее заметное косвенное влияние.
Россия стала полноправным членом ВТО 22 августа 2012 г. Обязательства России отражены в следующих документах: Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации; Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреж-
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-28-00097 «Оптимизация российских внешних инвестиционных связей в условиях ухудшения отношений с ЕС») в Институте мировой экономики и международных отношений РАН.
1 Методология официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж // Available at: http://www.cbr.ru/statistics/credit_sta-tistics/meth-kom-di.pdf (accessed 12.08.2014).
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
66
дении Всемирной торговой организации; Перечень тарифных уступок; Перечень специфических обязательств по услугам.2
Присоединение к ВТО не привело к принципиальным изменениям в регулировании иностранных инвестиций в Российской Федерации. Российские законы и двусторонние международные соглашения о защите иностранных инвестиций, принятые и заключенные еще до присоединения, содержали практически все основные положения ВТО в отношении предоставления иностранным инвесторам национального режима и всех общепринятых гарантий. Тем не менее, в ходе подготовки к присоединению в деловых кругах и экспертном сообществе широко обсуждались возможные последствия этого шага для экспорта и импорта ПИИ. К настоящему времени с момента присоединения прошло два года. Можно подвести предварительные итоги и попытаться оценить, насколько оправдались высказывавшиеся в процессе дискуссий опасения и ожидания.
ДВИЖЕНИЕ ПИИ В 2013 Г.
После спада 2012 г. мировой приток ПИИ в 2013 г. увеличился, по данным ЮН-КТАД, на 9% и составил 1,45 трлн долл.3 В 2012 г. приток ПИИ в российскую экономику также несколько уменьшился. Но в 2013 г., который стал первым полным годом членства нашей страны в ВТО, приток ПИИ в российскую экономику резко увеличился - на 57%. Россия переместилась с 9-го на 3-е место по объему привлеченных ПИИ (79 млрд долл.), уступив США (188 млрд) и Китаю (124 млрд). Большое влияние на показатели 2013 г. оказала сделка стоимостью в 55 млрд долл., в результате которой британская компания BP нарастила свою долю в «Роснефти» до 19,75%. ПИИ поступали, в основном, из Великобритании, Кипра, Люксембурга, Ирландии, Британских Виргинских островов. В число крупных инвесторов в РФ в 2013 г. вошел суверенный фонд Абу-Даби, который совместно с РФПИ вложил 5 млрд долл. в инфраструктурные проекты. Другие крупные инвесторы - Japan Bank for International Cooperation (Япония), Fondo Strategico Italiano (Италия) и Korea Investment Corporation (Республика Корея).4 ПИИ направляются преимущественно в оптовую и розничную торговлю, добывающую промышленность, операции с недвижимостью и финансовую деятельность.
Согласно рейтингу, составленному компанией Ernst & Young, в 2013 г. Россия вышла на третье место по инвестиционной привлекательности после США и Китая. В основу рейтинга положены данные о притоке ПИИ, а также опросы более 800 представителей компаний из разных отраслей (56% респондентов из Западной Европы, 13% - из Центральной и Восточной Европы, 15% - из Северной Америки, 6% - из Юго-Восточной Азии). При этом число новых проектов, созданных с уча-
2 Портал внешнеэкономической информации. Available at: http://www.ved.gov.ru/mdb/ vto/russia_vto/ (accessed 28.08.2014).
3 World Investment Report 2014 // United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). Available at: www.unctad.org/wir (accessed 15.08.2014).
4 Иностранный капитал зашел в Россию // Коммерсант. 30.01.2014. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/2395256 (accessed 31.01.2014).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
67 Q
стием иностранных инвесторов, сократилось за год на 11% - до 114, а число новых рабочих мест, созданных преимущественно в автомобилестроении и химпроме, увеличилось на 2% (до 13,6 тыс.). По сравнению с 2008-2009 гг. возросли ПИИ в сектор бизнес-услуг и сократились - в промышленные проекты. Даже в начале 2014 г. опросы фиксировали повышение привлекательности России для ПИИ.5
Однако эти оценки сделаны до резкого обострения политической ситуации и введения санкций. В первом квартале 2014 г. приток ПИИ в российскую экономику резко сократился. Следует также иметь в виду, что несмотря на высокие позиции в отдельных рейтингах, Россия существенно уступает другим странам по многим параметрам инвестиционного климата, о чем свидетельствует, в частности, растущий отток капитала. По данным Минэкономики, предприниматели оценивают состояние бизнес-климата в России в среднем на 4,2 балла по десятибалльной шкале.6 В 2013 г. в большинстве рейтингов, характеризующих легкость ведения бизнеса в стране, Россия заняла далеко не первые места, хотя и улучшила свои позиции. В рейтинге Всемирного банка она переместилась с 111-й позиции на 92-ю, в рейтинге Всемирного экономического форума поднялась с 67-го места на 64-е, в рейтинге агентства Bloomberg - с 56-го на 43-е.
Вывоз ПИИ из России в 2013 г., по данным ЦБ РФ, по сравнению с 2012 г. увеличился почти в два раза - с 48,8 млрд долл. до 94,9 млрд. По экспорту ПИИ Россия вышла на 4-е место в мире, пропустив вперед США (338 млрд), Японию (136 млрд) и Китай (101 млрд). Из общего объема вывезенных ПИИ 83% пришлось на такие известные финансовые гавани, как Британские Виргинские острова (61,8 млрд долл., здесь зарегистрированы компании, участвовавшие в сделке между ТНК-ВР и «Роснефтью») и Кипр (11,2 млрд).
Прямые инвестиции российских компаний за границу осуществляют, главным образом, компании топливно-энергетического и металлургического сектора. Основная цель таких вложений заключается в получении доступа к месторождениям полезных ископаемых, а также к сбытовой инфраструктуре. Однако есть примеры ПИИ и в сфере машиностроения. Так, ОАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане, Индии. Рассматривается возможность организации сборочного производства в Бразилии и Индонезии. В 2013 г. на сборочном предприятии литовской компании «Аутобаги», расположенном в городе Рокишкис, началась сборка «КАМАЗов», отвечающих требованиям экологического стандарта «Евро-5».
Большую роль в продвижении российских ПИИ за границу играет Внешэкономбанк (ВЭБ). За время своей работы в качестве Банка развития ВЭБ рассмотрел более 50 обращений по реализации инвестиционных проектов за рубежом с
5 EY включила Россию в большую игру // Коммерсант. 30.05.2014. С. 6. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2482169 (accessed 1.06.2014).
6 Бизнес-климат явно ниже среднего // Коммерсант. 04.10.2013. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/2311450 (accessed 05.10.2013).
^ 68
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
участием корпораций «Ренова», «Норникель», «Интер РАО ЕЭС», АЛРОСА и др. Компания «Ви Холдинг» планирует совместно с ВЭБом и корпорацией «Ростех» развивать месторождение платиноидов в долине Дарвендейл в Зимбабве (общий объем вложений в разработку до 2055 г. оценивается в 2,8 млрд долл.). Важным фактором конкурентоспособности компании «Росатом» являются кредиты, предоставляемые ВЭБом для строительства АЭС. В марте 2014 г. Россия и Венгрия подписали соглашение о кредите в 10 млрд евро сроком на 21 год на достройку АЭС «Пакш». Обсуждается выделение межгосударственного кредита для возведение АЭС во Вьетнаме по российскому проекту.7
Рассматривая показатели движения ПИИ, нужно помнить, что существенную их часть можно относить к категории иностранных лишь по формальным критериям. По данным «Центра развития» НИУ ВШЭ, приток иностранных инвестиций в Россию в значительной мере представлен средствами российских инвесторов, которые ранее вывели свои средства за рубеж.8 Когда такие компании осуществляют капиталовложения в свои российские предприятия, они предстают в роли иностранных инвесторов. Понятно, что такие инвестиции можно лишь с большой долей условности назвать иностранными. Фактические же в этом случае не происходит ни увеличения вложений в российскую экономику, ни притока в нее новых технологий или управленческого опыта, если не считать таковыми «ноу-хау» по «переодеванию» капитала в целях его защиты и получения дополнительных бонусов.
УСЛОВИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ В ЦЕЛОМ
Основным документом, устанавливающим правила регулирования международных инвестиций в системе ВТО, является Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС)9. Участники данного соглашения обязались воздерживаться от шагов, противоречащих принципу национального режима. Данный принцип, наряду с принципом наибольшего благоприятствования, входит в число основополагающих правовых положений ВТО. В соответствии с этим принципом, страны-члены должны обеспечивать правовой режим для иностранного поставщика товаров и услуг на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый при реализации подобных товаров и услуг отечественного производства. Кроме того, иностранным инвесторам предоставляются гарантии
7 ВЭБ прикупит иностранных активов // Коммерсант. 29.04.2014. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/2463680 (accessed 30.04.2014).
8 ВШЭ: приток инвестиций в Россию обеспечили российские «псевдоинвесторы» из-за рубежа // Ведомости. 27.08.2013. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/ news/15638771/vshe-inostrannye-investicii-v-rossiyu-obespecheny-kreditami (accessed 28.08.2013).
9 Agreement on Trade-Related Investment Measures. Available at: http://www.wto.org/eng-lish/docs_e/legal_e/legal_e.htm#trims (accessed 28.08.2014).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
69 Q
от национализации, конфискации, реквизиции и иных принудительных мер, а также гарантии неухудшения условий деятельности при изменении законодательства (так называемая, «дедушкина оговорка»).
Уточняя условия предоставления национального режима, ТРИМС запрещает, в частности, устанавливать требование о приобретении либо использовании предприятием с иностранным капиталом определенной доли товаров местного производства (требование местной составляющей), а также требование о закупке либо использовании предприятием с иностранным капиталом импортируемых товаров в определенной пропорции к объему либо к стоимости экспортируемых им местных товаров (требование торгового баланса). В отношении России было сделано важное исключение. Так, ей предоставили возможность сохранить до 1 июля 2018 г. режим «промышленной сборки», который сыграл большую роль в привлечении иностранных инвестиций в автомобильную промышленность. Надо сказать, что согласившись на такое исключение, российские партнеры по ВТО пошли на крупную уступку.
Как показывает опыт других стран, присоединившихся к ВТО раньше России, данный шаг значительно улучшает инвестиционную привлекательность национальной экономики. И дело здесь не только в обязательствах по предоставлению правовых режимов, гарантирующих недискриминацию иностранных компаний по сравнению с национальными. Важнее то, что в ходе подготовки к присоединению страна-кандидат приводит все свое экономическое законодательство в соответствие с нормами ВТО. Благодаря этому ее правовая система устанавливает единые и понятные для инвесторов правила деятельности. Такой же путь прошла и Россия. В ходе подготовки к присоединению в законодательство были внесены положения, обеспечивающие охрану прав интеллектуальной собственности, а также многочисленные изменения, касающиеся отдельных вопросов регулирования экономической деятельности. В результате национальное хозяйственное законодательство задолго до присоединения было доведено до уровня, в основном соответствующего международным нормам.10
Позитивные сдвиги в российском законодательстве стали ценным результатом вступления страны в ВТО. Правовые основы экономических отношений в России были гармонизированы с общепринятыми в мире нормами. Благодаря этому международные инвесторы получили возможность действовать в привычной для них правовой среде, что, с их точки зрения, разумеется, не могло не способствовать повышению привлекательности российской экономики.
Проблема, однако, заключается в том, что одной лишь правоустанавливающей сферой тема не исчерпывается. Законы могут быть прекрасными, но, как хорошо известно, когда дело доходит до правоприменения, российским компаниям, как и населению, приходится сталкиваться с многочисленными бюрократическими
10 Иванов И. Россия на пороге ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 8. С. 14.
^ 70
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
препонами и прямыми нарушениями их законных прав. Защищенность прав собственника, доверие к судам, ко всей правоохранительной системе и в целом к государству - это те области, в которых накопилось слишком много проблем, отталкивающих иностранных инвесторов от прихода в Россию и вытесняющих местных инвесторов за пределы страны.
Проблемы правоприменения, существующие в России, уменьшают позитивный эффект от приближения национального законодательства к общепринятым нормам. Вместе с тем, вступление в ВТО может и здесь сыграть определенную положительную роль. Пока в стране не удалось привести в действие внутренние факторы, способные помочь устранению пороков правоприменительной практики, тормозящих экономическое развитие страны. Возможно, этому будет способствовать, хотя бы отчасти, необходимость выполнения обязательств, связанных с участием в работе ВТО. В конечном итоге, это сделает отечественную экономику более привлекательной для всех инвесторов - как иностранных, так и российских.
Приток капиталов и, особенно, технологий в значительной степени зависит от обеспечиваемого в стране уровня охраны прав интеллектуальной собственности. Подписав Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Россия обязалась обеспечивать защиту авторских прав, включая товарные знаки, коммерческую тайну, патенты, авторские и смежные права, географические названия, компьютерные программы и т.д.
Хотя обязательства России в сфере интеллектуальной собственности еще до присоединения стали частью российского законодательства, соблюдение соответствующих правовых норм вызывает нарекания зарубежных партнеров. Действительно, в настоящее время, впрочем, как и во многих других странах, эти права обеспечиваются в России в неполной мере. Однако в будущем, надо полагать, положение улучшится, и не только потому, что этого будут требовать наши партнеры. Россия и сама заинтересована в соблюдении указанных прав, поскольку в противном случае трудно рассчитывать не только на приумножение интеллектуального капитала, но и на его сохранение.
Слабая защита авторских прав наносит ущерб не только зарубежным, но и местным производителям. По прогнозам Ассоциации производителей программного обеспечения (5^4), сокращение уровня компьютерного пиратства в России с 80% до хотя бы 70% к 2011 г. может ускорить ежегодный рост отечественного сектора информационных технологий с 14% до 18,2%. Его вклад в экономику в этом случае вырастет на 8,5 млрд долл., кроме того, появятся 12 500 дополнительных рабочих мест.11
Вступление в ВТО, обеспечивающей защиту авторских прав, является условием реализации провозглашенного в стране курса на инновационное развитие. Авторские права необходимо защищать хотя бы для того, чтобы интеллектуаль-
11 Прививка от пиратства // Ведомости. 18.04.2008. Available at: www.vedomosti.ru/news-paper/article/2008/04/18/146400 (accessed 23.08.2014).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
71 Q
ный капитал и дальше не утекал из страны. По мнению экспертов, ВТО является «единственным механизмом защиты интеллектуальной собственности в международном масштабе»12.
Предприниматели из развивающихся стран часто высказывают озабоченность в связи с необходимостью выполнения требований ТРИПС, так как их реализация не только приводит к повышению издержек на приобретение новых технологий, но и может заблокировать развитие ряда производств и услуг.13 В то же время, опыт Китая показывает, что участие в ВТО стимулирует компании к расширению деятельности по регистрации и защите своих авторских прав. Сегодня российские компании не полностью используют наработанный ими интеллектуальный потенциал. Их отставание от партнеров в развитых странах обусловлено не только более низкой производительностью труда, но и недостаточным применением современных управленческих технологий.
Для того чтобы обратить себе на пользу нормы ВТО по защите интеллектуальной собственности, компаниям имеет смысл осуществить инвентаризацию и комплексную оценку своего интеллектуального капитала. Инвентаризация исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, по мнению специалистов, предполагает выполнение, по крайней мере, следующих действий: составить перечень объектов интеллектуальной собственности, защищенных патентами и свидетельствами; проверить наличие соответствующих охранных документов; проверить действительность документов; выявить потенциально охраноспособные технические решения и секреты производства и обеспечить своевременную их защиту патентами; своевременно зарегистрировать лицензионные договоры или договоры уступки на объекты интеллектуальной собственности.14
Как показывает зарубежный опыт, «сильная защита прав интеллектуальной собственности при условии улучшения инвестиционного климата в целом положительно сказывается на развитии местного производства и привлекает иностранные инвестиции»15. Высокий интеллектуальный потенциал, который сохраняют российская промышленность и наука, позволяет предположить, что российская экономика в целом выиграет от присоединения к ТРИПС.
12 Интервью директора Департамента торговых переговоров М.Ю. Медведкова "Россия раздумывает о том, чтобы нырнуть в глубокие воды мировой торговли", "The Financial Times", 18.05.2010. Available at: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/ mer/press/interview/doc20100518_09 (accessed 28.08.2014).
13 См. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ // Руководитель исследования - чл.-корр. РАН И.С. Королев. ИМЭМО РАН. Москва. 2001.
14 См. Авдеева Н.В. Актуальные вопросы защиты интеллектуальной собственности в связи со вступлением России в ВТО // Available at: http://www.ntc-moloko.ru/m-publications/3-art-intellect . 04.06.2009 (accessed 23.08.2014).
15 Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность и ВТО // Российское предпринимательство. 2012. № 2. Available at: http://www.creativeconomy.ru/articles/22773/ (accessed 27.08.2014).
^ 72
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
Развитию международных инвестиционных связей способствует сближение национальных технических стандартов. В то же время, эти стандарты являются действенным инструментом протекционизма. Вступив в ВТО, Россия присоединилась к Соглашению по техническим барьерам в торговле, признающему за каждой страной право устанавливать обязательные технические нормы, но и накладывающему определенные ограничения на их использование в качестве средства сдерживания импорта. В частности, стандарты и технические нормы должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима. Соглашение рекомендует, чтобы национальные технические регламенты основывались на международных стандартах, хотя и предусматривает некоторые исключения. Эти установки соответствуют политике, проводимой Россией в рамках Таможенного союза и СНГ. Россия еще в 2011 г. предложила странам СНГ принять систему технического регулирования, разработанную членами Таможенного союза. В основу системы ТС положены международные стандарты, и она гармонизирована с европейской системой технического регулирования. А поскольку стандарты ТС приближены к европейским, появляется некоторая перспектива облегчения доступа товаров стран из стран СНГ на рынок ЕС и других стран.16
ВЛИЯНИЕ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ
Принимая решение о вложении капитала в ту или иную страну, компании руководствуются не только правовыми условиями или состоянием правоприменительной практики. Эти параметры очень важны, но лишь как слагаемые в комплексе факторов. Наряду с правовыми условиями инвестирования, не меньшее, если не большее, значение имеют экономические условия, определяющие рентабельность вложений.
Особенно важен уровень импортных пошлин на продукцию компании. Если он высок, компании выгоднее построить предприятие внутри данной страны. Если низок, она может предпочесть не создавать производство на месте, а ввозить товары, произведенные в другом месте. Поэтому снижение импортных пошлин в общем случае рассматривается как фактор, сдерживающий приток капитала. И в этой связи существовало опасение, что связанное с присоединением к ВТО снижение таможенных пошлин будет действовать против привлечения инвестиций.
Вместе с тем, нужно принять во внимание, что в условиях глобализации в действие вступают новые факторы. По мере развития глобального рынка растущее значение в мотивации инвестора приобретает возможность экспорта продукции, произведенной на зарубежных предприятиях. А с этой точки зрения, участие страны в ВТО является большим плюсом для инвестора, поскольку благодаря такому участию облегчается доступ производимой продукции на рынки других стран.
Участие России в ВТО улучшает возможности экспорта продукции, производимой на расположенных здесь предприятиях. Будучи членом ВТО, Россия пользуется режимом наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым каждая
16 Бесконтактное присоединение к Таможенному союзу // Коммерсантъ-Online, 07.11.2011. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/1810975 (accessed 29.08.2014).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
73 Q
страна-участница обязуется предоставить другой стране-участнице не менее благоприятные условия в торговле, чем те, которые она предоставляет другой стране. Это означает, что на Россию автоматически распространяется любое улучшение (например, снижение импортных пошлин и сборов), предоставленное одним государством-членом ВТО другому государству.
Кроме того, участие в ВТО укрепляет позиции российских экспортеров, включая предприятия с иностранным участием, при возникновении торговых споров. Российский экспорт товаров, конкурентоспособных на мировом рынке, сталкивается со значительным противодействием со стороны зарубежных торговых партнеров. Ограничениям за рубежом подвергаются самые значимые товары российского экспорта, за исключением энергоносителей. При этом используются практически все известные способы для ограничения нежелательного импорта - антидемпинговые пошлины, квотирование, лицензирование, технические стандарты и т.д. Находясь вне ВТО, Россия была лишена инструментов, необходимых для противодействия незаконным, с точки зрения международных норм, ограничениям ее экспорта. Сейчас, после того как Россия стала полноправным членом ВТО, российские экспортеры получил такие возможности и могут использовать механизм разрешения споров, действующий в рамках данной организации.
Фактор глобального рынка повышает положительное воздействие участия в ВТО на привлечение иностранных инвестиций. В качестве примера можно привести российский автомобильный рынок, ситуация на котором развивалась далеко не так, как опасались эксперты и представители отрасли, считавшие, что вступление в ВТО приведет к тому, что вместо организации производства в России иностранные компании будут просто ввозить готовые автомобили. На самом деле ничего подобного не произошло. По данным Росстата, производство легковых автомобилей в России в первом полугодии 2013 г. снизилось на 2,7%, но падение произошло за счет выпуска местных моделей, а выпуск иномарок на российских заводах иностранных корпораций вырос на 5%. Сократился также ввоз автомобилей в Россию. Как считают аналитики рынка, «в России наблюдается устойчивая тенденция замещения импорта локально выпущенными иномарками, не зависящая от общей
17
ситуации на рынке».1'
Увеличился экспорт автомобилей. По данным таможенной статистики, в январе-сентябре 2013 г. доля экспорта в производстве легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. повысилась с 5,8% до 6,9%. По грузовым автомобилям - с 9% до 12,4%. За первые 9 месяцев 2013 г. экспорт грузовых автомобилей составил 17,8 тыс. шт. и увеличился на 13,3%, легковых автомашин - 94,8 тыс. шт. (прирост на 14,2%). За тот же период физические объемы импорта грузовых автомобилей сократились на 30,9%, легковых - на 19,1%.18
17 Штанов В. Производство иномарок выросло // Ведомости. 16.07.2013. Available at: http://www.vedomosti.ru/auto/news/14209761/oazis-dlya-inomarok (accessed 28.08.2014).
18 Обзоры внешней торговли России // Портал внешнеэкономической информации. Available at: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/ (accessed 28.08.2014).
^ 74
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
Возросшие возможности сбыта продукции на мировом рынке оказали положительное воздействие на планы иностранных инвесторов. После присоединения ряд ведущих мировых автоконцернов (Volkswagen, GM, Mitsubishi, Renault, Mazda) заявили о начале производства новых моделей или о расширении выпуска на российских заводах.
Другой пример связан с производством бытовой техники на российских заводах, принадлежащих зарубежным концернам. Как правило, предприятия иностранных компаний, расположенные на российской территории, большую часть своей продукции реализуют на внутреннем рынке, а экспорт направляется почти исключительно в страны СНГ. Однако в 2013 г. компания «БСХ бытовая техника», являющаяся дочерней компанией «Bosch und Siemens Hausgerate», приступила к экспорту своей продукции, изготовленной на российских заводах, в дальнее зарубежье. Компания намерена экспортировать в Европу почти треть произведенной в России техники (стиральные машины и холодильники). Планы компании на 2014 г. предусматривают вывоз за рубеж 50 тыс. единиц техники и на 2015 г. - 100 тыс. Причем цены на российскую продукцию не отличаются от аналогичных товаров, выпускаемых на заводах фирмы, расположенных в других странах. С точки зрения воздействия ПИИ на развитие отечественной промышленности, важно, что локализация на заводе холодильников БСХ составляет почти 50% и на заводе стиральных машин - почти 40%, причем компания намерена довести уровень локализации до 60-70% в течение трех лет.19
Важным фактором, определяющим окупаемость инвестиционного проекта, являются условия ввоза компонентов. Примером в этом отношении может служить производство бытовой электроники, в частности телевизоров. В России сформировался кластер предприятий по производству потребительской электроники, причем производство телевизоров локализовано более чем на 80%. Россия обязалась к 2015 г. в 2 раза снизить ставки таможенных пошлин на жидкокристаллические и плазменные телевизоры. Для того чтобы такое снижение не уменьшило привлекательность вложений во внутреннее производство, необходимо снизить пошлины 20
на ввоз компонентов.20
Вступив в ВТО, Россия обязалась выполнять условия Соглашения по информационным технологиям (ИТА), устраняющего тарифные барьеры в торговле компьютерами, телекоммуникационным оборудованием, полупроводниками, оборудованием для производства полупроводников, программным обеспечением и научным приборостроением, через три года после присоединения. Предусмотренное соглашением обнуление ввозных пошлин касается и компонентов, используемых при производстве конечной продукции. В конечном итоге это повысит экономиче-
19 Российская стирка для Европы // Ведомости. 27.05.2014. Available at: http://www. vedomosti.ru/companies/news/26997991/rossijskaya-stirka-dlya-evropy?full#cut (accessed 28.05.2014).
20 ВТО против телевизоров // Коммерсант С-Петербург. 17.04.2012. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/1917545 (accessed 28.08.2014).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
75 Q
скую целесообразность организации выпуска техники в России. По оценке экспертов, «присоединение России к ИХЛ, несомненно, создаст дополнительные стимулы для развития ИТ-сектора в стране».21 Правда, представители Минкомсвязи предупреждают, что облегчение импорта комплектующих изделий будет стимулировать развитие российской сборки относительно несложных компьютеров, в то время как «высокопроизводительные компьютеры высокого уровня всё равно ни одна зарубежная страна собирать в России не разрешит из-за ограничений на импорт в нашу страну технологий двойного — гражданского и военного — назначения»22
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР
Допуск иностранных поставщиков услуг на внутренний рынок регулируется Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС). Рынок услуг весьма многообразен и включает множество самых разных видов деятельности. Основная часть ПИИ направляется в торговлю и финансовый сектор российской экономики. По данным ЦБ РФ, в 2013 г. приток ПИИ в оптовую и розничную торговлю составил 19,7 млрд долл. (в 2012 г. - 13,2 млрд), в финансовую деятельность и страхование - 14,7 млрд (в 2012 г. - 15 млрд). Россия приняла на себя обязательства по 116 секторам услуг из 155 секторов, охватываемых документами ВТО. Наиболее широкое воздействие на приток иностранного капитала оказывают обязательства, взятые Россией в отношении деятельности иностранных банков и страховых компаний на ее территории.
Поступление ПИИ в различные сектора экономики существенно зависит от условий финансирования и страхования, которые, в свою очередь, складываются под влиянием многих факторов, основными из которых являются состояние банковской и страховой системы. Участие иностранных поставщиков банковских и страховых услуг оказывает заметное влияние на эти параметры. Таким образом, иностранное присутствие на рынке финансовых услуг представляет интерес для исследования как само по себе, так и с точки зрения его стимулирующего воздействия на приток ПИИ в другие сектора экономики.
Либерализация рынка банковских и страховых услуг вошла в число вопросов, вокруг которых на переговорах о присоединении велись особенно острые дискуссии. К моменту присоединения рынок финансовых услуг в РФ был в высокой степени либерализован. Для иностранных банков были созданы достаточно благоприятные условия. Так, им было предоставлено право создавать на российской территории дочерние банки, на которые распространялся национальный режим. Если сначала иностранные банки обслуживали деятельность своих традиционных клиентов, крупных иностранных компаний, то затем в сферу их бизнеса вошло финансирование российских компаний, а также потребительское кредитование.
21 Евсеев В. ВТО и высокие технологии // Независимая газета. 14.03.2012. Available at: http://www.ng.ru/science/2012-03-14/10_wto.html (accessed 28.08.2014).
22 Минкомсвязи: вступление в ВТО вызовет депрессию в IT-отрасли // Известия. 22.10.2012. Available at: http://izvestia.ru/news/538022 (accessed 28.08.2014).
^ 76
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
Дискуссии на переговорах велись вокруг вопроса о разрешении деятельности в России филиалов иностранных банков23. Аналогичным образом был поставлен вопрос и в отношении страховых компаний. Зарубежные партнеры по переговорам настаивали на предоставлении такого права, а российская сторона опасалась, что массовый приход иностранных банков в виде филиалов приведет к утрате контроля над банковским сектором и кредитно-денежной системой.
Противники допуска филиалов утверждали, что право на открытие филиалов может неоправданно усилить конкурентные позиции иностранных банков по отношению к российским кредитным организациям. Они подчеркивали, что создание филиала обходится дешевле, чем учреждение дочернего банка, а возможностей филиал имеет больше. Ресурсы филиала ограничены только ресурсами головного банка, то есть для российского рынка они практически неисчерпаемы, в то время как дочерний банк опирается на свой собственный, ограниченный по размерам капитал.
И хотя у российских банков есть определенные преимущества перед иностранными конкурентами - они лучше знают особенности рынка и имеют налаженные связи с клиентами, в целом они уступают иностранным конкурентам практически по всем параметрам - размеру капитала, качеству обслуживания, связям с мировыми финансовыми центрами. Не последнюю роль в привлечении клиентов играет репутация западных банков, основанная на их многолетней, если не на многовековой истории. Российские банки не могут похвастаться подобной «историей доверия». Состояние банковской сферы и российской экономики в целом тесно взаимосвязаны. На протяжении практически всего периода реформирования российской экономики ей были свойственны такие черты, как низкий уровень взаимного доверия и неуверенность в устойчивости национальной финансовой системы.
Признавая важность всех этих соображений, следует все же признать, что опасения о перспективе «нашествия» иностранных банков, подчиняющих себе и дестабилизирующих российскую банковскую систему, были сильно преувеличены. До последнего времени действующие в РФ иностранные дочерние банки не были замечены в сколько-нибудь агрессивной политике. К расширению своих контактов они подходят осторожно, предъявляя высокие требования к раскрытию информации клиентами. А крупнейшие российские промышленные компании и так уже длительное время поддерживают деловые отношения с иностранными банками.
Естественными препятствиями для расширения участия иностранных компаний в российском страховом бизнесе служит сложный характер структуры отечественной экономики и неразвитость инфраструктуры, сочетающаяся с огромной территорией.24 Что же касается зависимости российского страхового рынка от
23 Дочерние банки - это российские банки, хотя и принадлежащие нерезидентам, а филиалы представляют собой отделения иностранных банков.
24 Самиев П. Страхование // Эксперт. 2005. №38. Available at: http://expert.ru/ expert/2005/38/38ex-inshur_7147/ (accessed 28.08.2014).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
77 Q
внешних факторов, то она и до присоединения была весьма высока: подавляющая часть рисков, принимаемых российскими страховыми компаниями, перестраховывалась за рубежом.25
В мире наработан определенный инструментарий, позволяющий осуществлять контроль со стороны властей над состоянием банковского сектора. На национальном уровне действуют развитые системы надзора, на которые, кстати, ориентируется и с которыми сотрудничает ЦБ РФ. На международном уровне в рамках Ба-зельского комитета приняты документы, позволяющие контролировать состояние зарубежных филиалов и головных банков. Кризис 2008 г. стимулировал принятие новых мер, направленных на обеспечение стабильной работы мировой и национальных финансовых систем. Эти задачи возложены, в частности, на специально созданную международную организацию - Совет по финансовой стабильности. ЦБ РФ обладает всеми необходимыми возможностями для полноценного участия в международной деятельности по поддержанию устойчивости финансового сектора. Такое участие способно не только исключить опасность бесконтрольной деятельности иностранных банков, но помочь укреплению российских финансовых организаций.
Судя по опыту других стран, к филиалам иностранных страховых компаний могут предъявляться достаточно строгие требования в отношении минимального размера капитала, наличия опыта работы, уровня квалификации руководящих работников и др. В США, например, каждый штат располагает собственной системой регулирования страховой деятельности. В ряде штатов допускается деятельность страховщиков-нерезидентов только при условии, что они предлагают страховую услугу, недоступную на местном рынке, или эта услуга у них стоит значительно дешевле, чем у американских страховщиков. В Канаде действуют ограничения на виды страховых услуг и на состав персонала. Не меньше половины директоров должны быть канадскими гражданами либо резидентами, постоянно проживающими в Канаде. В Чехии иностранный филиал не может одновременно совмещать деятельность по страхованию жизни и другие виды страхования. В этой стране действуют особые требования к стоимости собственного имущества филиала, а материнская компания должна гарантировать платежеспособность своего филиала. В целом зарубежный опыт показывает, что деятельность филиалов иностранных финансовых организаций поддается контролю.26
Рост присутствия иностранных банков и страховых компаний в стране несет с собой не только угрозы (во многом преувеличенные), но и выгоды. Увеличение предложения финансовых услуг и усиление конкуренции в банковской сфере способствуют снижению их стоимости и повышению их качества, что благоприятствует развитию всех секторов отечественной экономики.
25 Комлева Н. Перестрахование на экспорт // Эксперт. 2008. №36. Available at: http:// expert.ru/expert/2008/36/perestrahovanie_na_export/ (accessed 28.08.2014).
26 Страхование в одни ворота // Коммерсант-Деньги. 18.09.2006. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/705455 (accessed 28.08.2014).
^ 78
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
В итоге, взвесив все «за» и «против», Россия отказалась удовлетворить это требование в отношении банков, а применительно к страховым компаниям обязалась предоставить право на открытие филиалов, но только по истечении 9 лет с момента присоединения к ВТО.
Обсуждался также вопрос о квоте иностранного участия в совокупном капитале банковской системы страны. Она была увеличена с 25% до 50%, что намного превышало фактические показатели. Наличие квоты пока не играло сколько-нибудь заметной роли, поскольку иностранные банки не выбирали всего отведенного им лимита. Длительное время доля иностранцев в совокупном капитале российской банковской системы не превышала 6%. Лишь в 2005 г., по данным Банка России, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы РФ превысила 10%. В 2007-2008 гг. приток иностранных инвестиций в российский банковский сектор резко возрос за счет нескольких крупных сделок по продаже акций российских банков. По состоянию на 1 апреля 2014 г., доля нерезидентов в совокупном оплаченном уставном капитале всех действующих кредитных организаций составила 26%27. В отношении иностранного участия в страховой системе квота по совокупному капиталу также повышена до 50%.
В целом, можно сделать вывод, что обязательства России перед ВТО в отношении допуска банков и страховых компаний носят достаточно взвешенный характер и направлены на развитие этих важных секторов отечественной экономики.
Опасения по поводу возможного захвата иностранцами российского рынка высказывались не только в отношении банков и страховых фирм, но и при анализе перспектив развития фондового рынка. Сегодня эти панические настроения ушли в прошлое. В период, предшествовавший присоединению, российский фондовый рынок был в высокой степени либерализован. Были ликвидированы ограничения по движению капитала и по конвертируемости рубля, которые могли бы препятствовать операциям на фондовом рынке. Условия присоединения здесь мало что изменили.
Стало очевидно, что нужно говорить не об ограждении российского фондового рынка от иностранных игроков, а о их привлечении. Сегодня в мире идет борьба за инвестора, границы между национальным и мировым рынком стираются. Но для того чтобы российские компании, размещающие свои акции, отдавали предпочтение российской, а не лондонской, например, бирже, они должны быть уверены в том, что в дальнейшем у них будут достаточно широкие возможности для проведения операций с акциями. А для этого необходим соответствующий уровень спроса, обеспечить который без иностранных инвесторов представляется нереальным. Участие иностранных инвесторов является условием наращивания оборотов и роста котировок ценных бумаг российских компаний, а фактор конкуренции со стороны иностранных участников рынка является условием его динамичного раз-
27 Информация о кредитных организациях с участием нерезидентов на 1 апреля 2014 года // ЦБ РФ. Available at: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/PUB_140401.pdf (accessed 4.08.2014).
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
79 Q
вития, равно как и условием реализации слегка подзабытой уже идеи создания международного финансового центра в на территории Российской Федерации.
Таким образом, присоединение к ВТО не привело к изменениям в принципах регулирования трансграничного движения капитала, поскольку российское законодательство в этой области уже было достаточно либерализовано. Сегодня в распоряжении России остаются общепризнанные, апробированные долголетней международной практикой инструменты, позволяющие сохранить контроль со стороны властей над состоянием финансового сектора.
В целом, за год, прошедший после присоединения к ВТО, приток ПИИ в российскую экономику резко возрос. Очевидно, такой рост этого показателя не оставляет практически никаких оснований говорить о том, что присоединение к ВТО могло негативно повлиять на приток ПИИ. Судя по имеющимся данным, дела обстоят ровно наоборот: присоединение сыграло большую положительную роль в привлечении ПИИ.
Важен и другой, встречный аспект. Россия получила возможность требовать от других стран не допускать дискриминации российских компаний и предоставлять им национальный режим. Тем самым, присоединение к ВТО не только повысило инвестиционную привлекательность российской экономики, но и улучшило условия зарубежной инвестиционной деятельности российских компаний.
Участие иностранного капитала является важным фактором развития отечественной экономики. Это хорошо видно на примере автомобильной промышленности, где был создан целый ряд предприятий, определяющих сегодня облик российского автомобилестроения. Компании, ориентированные на мировой рынок, рассматривают участие России в ВТО как важный довод в пользу размещения инвестиций.
Тем не менее, улучшение делового климата является важным условием повышения привлекательности отечественной экономики для иностранного инвестора. Сохранение ситуации, при которой более эффективным является ведение бизнеса по «теневым» схемам, предполагающим уплату «коррупционного налога», существенно уменьшает преимущества российской экономики, полученные благодаря присоединению к ВТО. Эти непонятные многим иностранцам условия ведения бизнеса в России служат важным фактором, удерживающим потенциальных инвесторов от вложений в российскую экономику. Участие в ВТО не решает автоматически эти проблемы, но может способствовать их преодолению в рамках общей деятельности государства, направленной на выполнение общепринятых в мире правовых норм.
Таким было положение до обострения политической ситуации, которое ухудшило инвестиционную привлекательность российской экономики, а также сузило возможности российских компаний по осуществлению прямых вложений в экономику других стран. Это изменения не связаны с вступлением России в ВТО, но могут свести на нет положительные последствия присоединения.
^ 80
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014
БИБЛИОГРАФИЯ:
Методология официального статистического учета прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж // Available at: http:// www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/meth-kom-di.pdf (accessed 12.08.2014) (Metodologija oficial'nogo statisticheskogo ucheta prjamyh investicij v Rossijskuju Federaciju i prjamyh investicij iz Rossijskoj Federacii za rubezh).
Документы о присоединении России к ВТО: Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации. Перечень тарифных уступок. Перечень специфических обязательств по услугам. Available at: http://www.ved.gov.ru/mdb/vto/russia_vto/ (accessed 28.08.2014) (Dokumenty o prisoedinenii Rossii k VTO: Doklad Rabochej gruppy po prisoedineniju Rossijskoj Federacii k Vsemirnoj torgovoj organizacii. Protokol o prisoedinenii Rossijskoj Federacii k Marrakeshskomu soglasheniju ob uchrezhdenii Vsemirnoj torgovoj organizacii. Perechen' tarifnyh ustupok. Perechen' specificheskih objazatel'stv po uslugam).
World Investment Report 2014 // United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD). Available at: www.unctad.org/wir (accessed 15.08.2014).
Agreement on Trade-Related Investment Measures. Available at: http://www.wto.org/english/ docs_e/legal_e/legal_e.htm#trims (accessed 28.08.2014).
Иностранный капитал зашел в Россию // Коммерсант. 30.01.2014. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/2395256 (accessed 31.01.2014) (Inostrannyj kapital zashel v Rossiju // Kommersant).
EY включила Россию в большую игру // Коммерсант. 30.05.2014. С. 6. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/2482169 (accessed 1.06.2014) (EY vkljuchila Rossiju v bol'shuju igru // Kommersant).
Бизнес-климат явно ниже среднего // Коммерсант. 04.10.2013. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/2311450 (accessed 05.10.2013) (Biznes-klimat javno nizhe srednego // Kommersant).
ВЭБ прикупит иностранных активов // Коммерсант. 29.04.2014. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/2463680 (accessed 30.04.2014) (VJeB prikupit inostrannyh aktivov // Kommersant).
ВШЭ: приток инвестиций в Россию обеспечили российские «псевдоинвесторы» из-за рубежа // Ведомости. 27.08.2013. Available at: http://www.vedomosti.ru/finance/news/15638771/ vshe-inostrannye-investicii-v-rossiyu-obespecheny-kreditami (accessed 28.08.2013) (VShJe: pritok investicij v Rossiju obespechili rossijskie «psevdoinvestory» iz-za rubezha // Vedomosti).
Иванов И. Россия на пороге ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 8. С. 14 (Ivanov I. Rossija na poroge VTO // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2007. № 8. S. 14).
Прививка от пиратства // Ведомости. 18.04.2008. Available at: www.vedomosti.ru/newspa-per/article/2008/04/18/146400 (accessed 23.08.2014) (Privivka ot piratstva // Vedomosti).
Интервью директора Департамента торговых переговоров М.Ю. Медведкова "Россия раздумывает о том, чтобы нырнуть в глубокие воды мировой торговли", "The Financial Times", 18.05.2010. Available at: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/ mer/press/interview/doc20100518_09 (accessed 28.08.2014) (Interv'ju direktora Departamenta torgovyh peregovorov M.Ju. Medvedkova "Rossija razdumyvaet o tom, chtoby nyrnut' v glubok-ie vody mirovoj torgovli").
10 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
81 Q
Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ // Руководитель исследования - чл.-корр. РАН И.С. Королев. ИМЭМО РАН. Москва. 2001 (Rossija na puti v VTO: otraslevoj analiz // Rukovoditel' issledovanija - chl.-korr. RAN I.S. Korolev. IMJeMO RAN. Moskva. 2001).
Авдеева Н.В. Актуальные вопросы защиты интеллектуальной собственности в связи со вступлением России в ВТО // Available at: http://www.ntc-moloko.ru/m-publications/3-art-intellect . 04.06.2009 (accessed 23.08.2014) (Avdeeva N.V Aktual'nye voprosy zashhity intellektual'noj sobstvennosti v svjazi so vstupleniem Rossii v VTO).
Карпова Н.Н. Интеллектуальная собственность и ВТО // Российское предпринимательство. 2012. № 2. Available at: http://www.creativeconomy.ru/articles/22773/ (accessed 27.08.2014) (Karpova N.N. Intellektual'naja sobstvennost' i VTO // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 2).
Бесконтактное присоединение к Таможенному союзу // Коммерсант-Online, 07.11.2011. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/1810975 (accessed 29.08.2014) (Beskontaktnoe prisoedinenie k Tamozhennomu sojuzu // Kommersant-Online, 07.11.2011).
Штанов В. Производство иномарок выросло // Ведомости. 16.07.2013. Available at: http://www.vedomosti.ru/auto/news/14209761/oazis-dlya-inomarok (accessed 28.08.2014) (Shtanov V. Proizvodstvo inomarok vyroslo // Vedomosti. 16.07.2013).
Обзоры внешней торговли России // Портал внешнеэкономической информации. Available at: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/ (accessed 28.08.2014) (Obzory vneshnej torgovli Rossii // Portal vneshnejekonomicheskoj informacii).
Российская стирка для Европы // Ведомости. 27.05.2014. Available at: http://www. vedomosti.ru/companies/news/26997991/rossijskaya-stirka-dlya-evropy?full#cut (accessed 28.05.2014) (Rossijskaja stirka dlja Evropy // Vedomosti. 27.05.2014).
ВТО против телевизоров // Коммерсант С-Петербург. 17.04.2012. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/1917545 (accessed 28.08.2014) (VTO protiv televizorov // Kommer-sant S-Peterburg).
Евсеев В. ВТО и высокие технологии // Независимая газета. 14.03.2012. Available at: http://www.ng.ru/science/2012-03-14/10_wto.html (accessed 28.08.2014) (Evseev V. VTO i vysokie tehnologii // Nezavisimaja gazeta. 14.03.2012).
Минкомсвязи: вступление в ВТО вызовет депрессию в IT-отрасли // Известия. 22.10.2012. Available at: http://izvestia.ru/news/538022 (accessed 28.08.2014) (Minkomsvjazi: vstuplenie v VTO vyzovet depressiju v IT-otrasli // Izvestija).
Самиев П. Страхование // Эксперт. 2005. №38. Available at: http://expert.ru/ expert/2005/38/38ex-inshur_7147/ (accessed 28.08.2014) (Samiev P. Strahovanie // Jekspert. 2005. №38).
Комлева Н. Перестрахование на экспорт // Эксперт. 2008. №36. Available at: http://ex-pert.ru/expert/2008/36/perestrahovanie_na_export/ (accessed 28.08.2014) (Komleva N. Perestra-hovanie na jeksport // Jekspert. 2008. №36).
Страхование в одни ворота // Коммерсант-Деньги. 18.09.2006. Available at: http://www. kommersant.ru/doc/705455 (accessed 28.08.2014) (Strahovanie v odni vorota // Kommersant-Den'gi. 18.09.2006).
Информация о кредитных организациях с участием нерезидентов на 1 апреля 2014 года // ЦБ РФ. Available at: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/PUB_140401.pdf (accessed 4.08.2014) (Informacija o kreditnyh organizacijah s uchastiem nerezidentov na 1 aprelja 2014 goda // CB RF).
Ю
^ 82
Российский внешнеэкономический вестник
10 - 2014