Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России и основные угрозы в современных условиях'

Экономическая безопасность России и основные угрозы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1054
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / ECONOMIC THREATS / ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CRIMINALITY IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириенкова И.С.

В статье рассматриваются теоретические основы определения экономической безопасности РФ и основные угрозы ЭБ РФ в современных условиях, устранение которых позволяет повысить уровень обеспечения национальной безопасности страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic security of Russia and the main threats to modern conditions

This article involves theoretical principles of determination of economic security of the RF and basic threats to economic security of the RF in modern conditions removal of which allows to raise the tevel of providing national security of the country on the whole.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России и основные угрозы в современных условиях»

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Экономическая безопасность России

и основные угрозы в современных условиях

Кириенкова И.С. *

The basic threats of economic safety of Russia in modern conditions are shown in this article.

Процесс глобализации, открывая экономику для свободного перетока всех видов ресурсов, ломает локальные системы защиты национальных интересов. Учитывая неоднозначность глобализации, выражающейся как в положительных моментах, так и в угрозах экономической безопасности страны, Правительству России предстоит выработать новые направления Концепции национальной безопасности РФ. Важное место здесь занимает проведение ряда комплексных мероприятий, способных реально улучшить состояние национальной безопасности Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности -это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения экономического роста. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности личности, общества, государства и, следовательно, понятие экономической безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

В таких сложных условиях возникла необходимость в решении вопросов обеспечения национальной безопасности, существования государства в качестве независимого государства. При этом состояние экономики непосредственно влияет на состояние экономической безопасности, а также на состояние других видов безопасности, так как государство не имело возможности для поддержания должного

уровня обороноспособности и минимальных социальных гарантий.

Главной причиной критического состояния национальной безопасности России стал почти двукратный спад производства, который на фоне резкого сокращения экономического пространства страны (вследствие распада СССР) привел к сокращению доходной базы государства почти вчетверо. По объему внутреннего валового продукта (основному индикатору экономического потенциала) российская экономика находилась ниже уровня Мексики, Бразилии, Индонезии, в 10 раз уступала США, в 5 раз отставала от Китая, в 2 раза - от Германии и Индии, оказавшись отброшенной во вторую десятку государств современного мира. Что же касается объема производства на душу населения, то Россия находилась в группе со слаборазвитыми странами, такими как Панама или Алжир1.

В. Сенчагов определяет сущность экономической безопасности как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» 2. В данном определении речь идет о национальных интересах, т.е. национальной экономической безопасности.

Государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом от внешних и внутренних угроз базируется на Указе Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Феде-рации»3. В этом нормативном документе отмечается, что национальные интересы

Старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России.

Ю

OI

О) О О CJ

О

о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о

т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Вместе с тем понятие экономической безопасности вошло в активный оборот экономической науки во второй половине ХХ века. Его разработке способствовали глобализация экономических отношений, переход к инновационному типу воспроизводства и накопление рисков, угроз, предпосылок конфликтов в процессе интенсификации социально-экономических преобразований.

Общие основы разработки понятия экономической безопасности были заложены в классических трудах А. Смита, Т. Мальтуса, К. Маркса, Ф. Листа, Дж. Кей-нса, В. Ойкена, А. Маршалла, М. Вальраса, Д. Норта, содержащих важные теоретические выводы и предположения о согласовании интересов различных хозяйствующих субъектов, источниках конфликтов и угроз, способах стабилизации хозяйственного развития и поддержания экономического равновесия.

Наиболее полно теоретические основы экономической безопасности были представлены в работах Л.И. Абалкина, А.И. Ар-хипова, В.К. Сенчагова, других российских ученых-экономистов. В настоящее время проблема экономической безопасности получила самостоятельное содержание и рассматривается как учеными-экономистами, так и учеными правоохранительной сферы. Это обусловлено ростом числа преступлений экономической направленности, масштабами теневой экономической деятельности, криминализацией основных сфер экономики, особенно налоговой и финансовой сфер, призванных создавать условия для устойчивого экономического роста.

В процессе рыночных преобразований Россия столкнулась с резким снижением доходов населения, с появлением бедности. Нищенское существование одной трети граждан страны само по себе стало существенной угрозой экономической безопасности и вызвало к жизни цепочку взаимосвязанных угроз — криминализацию рынков, незащищенность отношений собственности, невосприимчивость национального хозяйства к высокотехнологич-

ным инвестициям и др. Бедность в условиях переходного общества становится особо опасной институциональной ловушкой - инвестиции в экономике, пораженной бедностью, используются крайне неэффективно, имущественные комплексы расхищаются, а социальная энергия направляется в русло протестных движений.

В условиях сегодняшнего экономического кризиса главной задачей любого Правительства является минимизация последствий планетарного финансово-экономического кризиса. Схема антикризисных действий, предложенная российскими властями, по сути очень похожа на те действия, что пытаются предпринять власти США и западноевропейских стран. И здесь, и там финансовый сектор наполняют ликвидностью, стремясь не допустить сбоя в работе финансовых институтов. Только в России все происходит очень быстро. Подтверждение тому — голосование в Госдуме РФ по антикризисному пакету законопроектов. И скорость, с которой срочные вливания будут произведены, позволяет надеяться на то, что воздействие кризиса на обывателя окажется максимально смягченным. Оперативность принятия антикризисного пакета снижает вероятность массового банкротства банков, а, значит, страхует вложения россиян в этих банках. Подорожание кредитов, которое неминуемо в нынешних условиях мирового кризиса, а также увеличение темпов инфляции — несопоставимо меньшие проблемы, чем те, с которыми мы могли бы столкнуться, не случись эта скоростная накачка экономики деньгами. Не будь этих денег — и нам поочередно пришлось бы переживать бунты обнищавших вкладчиков, цепную реакцию банковских банкротств, постепенное «схлопыва-ние» производства и проблемы в обеспечении экономической безопасности страны во многих секторах производства.

Экономический порядок следует отнести к числу важнейших общественных благ. Порядок устанавливается и воспроизводится, что обеспечивает основы безопасного существования в динамике, формирует устойчивую экономическую безопасность жизнедеятельности множества субъектов экономических отношений.

Экономическая безопасность как системное качество детерминирована способом организации отношений внутри социально-экономической системы. Следовательно, ядро экономической безопасности адекватно ядру социально-экономической системы.

Экономическая безопасность, поскольку она является системной характеристикой национальной экономики, сама должна быть представлена как система. Это предполагает выделение ее ядра и периферии, установление функциональных связей и структурных элементов, определение объектов и субъектов, раскрытие закономерностей функционирования и развития. Выделим в направлении решения данных задач вклад Т. Ромащенко, применившей структурно-функциональный подход и развившей перспективные научные идеи, сформулированные Т. Парсонсом, Дж. Бер-тоном, И. Пригожиным, К. Эрроу.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. В настоящее время глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих

эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности индивида, государства, общества, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать следующие выводы:

• экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, мерами по повышению эффективности самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, необходимы условия для высокой производительности труда, производства качественной продукции и услуг;

• обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы, имеет комплексный характер и поддерживается всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики 4.

Условия для распространения экономических угроз возникли в результате изменений в мировом хозяйстве, связаны с процессами интернационализации и последующей глобализации мирохозяйственных связей. На мировых рынках появились новые технологии и изделия, например, компьютеры, видеомагнитофоны, современные средства связи. Усилилось влияние международных финансовых институтов на политические и экономические составляющие России и других стран, разделение труда приняло односторонний характер. Все в большей степени во внешней торговле проявлялись сырьевая ориентация, импорт продовольствия, потребительских товаров и услуг. Налоговая и финансовая системы в процессе своего становления все в большей степени отходили от интересов реального сектора экономики, способствуя тем самым расширению сферы теневой экономической деятельности и криминализации экономики.

Экономические потрясения были связаны и с процессами инфляции, неуправляемой приватизации государственной и муниципальной собственности, которые не приостановлены и в настоящее время. Рыночные структуры (биржи, коммерческие банки, кредитные организации, страховые компании и др.) формировались стихийно, без учета государственных интересов и требований обеспечения экономической безопасности.

ю

О!

О) О О СЧ

О

о о о.

со

I-О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Экономические угрозы вследствие завоевания российских рынков связаны также с неизбежным вытеснением отечественных производителей как с мировых, так и с внутренних рынков России и стран СНГ.

Социальная сфера играет ключевую роль не только в экономической безопасности, но и во всей системе национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, семьи, общества, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяются прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием. Наибольшую угрозу безопасности страны представляют:

• занятость населения и безработица;

• бедность и нищета;

• деградация личности и семьи, возросшая детская смертность, новые волны алкоголизма, наркомании, проституции, венерических болезней, вирусного гепатита, СПИДа5. Проблемы сельского хозяйства во

многом сложились из-за разницы в росте стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства, то есть диспаритета цен, что привело к ещё большему обнищанию сельского населения, разрушению материально-технической базы и сложившейся системы производственного обслуживания. Значительно сократились производство и поставки сельскохозяйственных машин и оборудования, нефтепродуктов и минеральных удобрений, средств защиты растений и кормовых добавок, практически утратили свой научно-технический потенциал селекционная и мелиоративная службы.

На фоне прогрессирующего спада производства продуктов питания в российском агропромышленном комплексе увеличился импорт продовольствия и сырья из стран СНГ и остального мира, доля которого составила 30 % при пороговом значении 25 %. Это показывает, что наша экономика уже чрезмерно зависит от зарубежных поставок продовольствия, а, значит, поставщики могут регулировать цены на наших рынках. Кроме этого, Россия тратит значительные валютные средства на закупку продовольствия, что сказывается на финансовом положении России и, в том числе, агропромышленного комплекса.

Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни -отношения собственности, финансовую

и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

Широкое распространение получили преступления в сфере кредитно-банковс-ких отношений, причем увеличились как преступления, направленные против банковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками. Большую опасность представляют преступления, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем (наркобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, уклонение от уплаты налогов и т.д.). В криминальную среду вовлечено более 40 % предприятий и почти 70 % коммерческих структур России. Организованные преступные группы контролируют свыше 40 тысяч хозяйствующих объектов, в числе которых немало государственных предприятий.

Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Необходима разработка продуманной концепции обеспечения экономической безопасности на основе зарубежного опыта, особенно с учетом реальностей российской экономики.

В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе, в период кризиса экономика особенно беззащитна. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономических отношений, нарушается их нормальное функционирование.

К началу этого периода, наряду с последствиями экономического кризиса, усилилось влияние процессов глобализации на состояние экономики России. Все это вызвало необходимость поиска и новых подходов к выводу экономики из состояния стагнации в состояние экономического роста.

Сегодня явно недооцениваются те угрозы, которые связаны с растущей экономической, политической и интеллектуальной мощью отечественных крупных и крупнейших корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ), укреплением их монопольных позиций в экономике. В отличие от естественных монополий их цены находятся вне сферы государственного регулирования, что превращает корпоративное ценообразование в серьезную экономическую угрозу в виде роста инфляции. Крупные корпора-

ции через механизмы дочерних и зависимых предприятий, многоступенчатого посредничества, трансфертных цен и оффшорных зон, выгод сетевой организации бизнеса, поставленного на поток схе-мообразования, ухода от налогов становятся наиболее опасными субъектами финансовых правонарушений и преступлений. Именно на сектор крупных и крупнейших корпораций, как отмечается в экономической науке, приходится доминирующая часть теневой экономики. В крупном бизнесе задействован значительный интеллектуальный потенциал, мощные информационные ресурсы. Все это вызывает необходимость принятия адекватных мер со стороны правоохранительных органов, повышения уровня подготовки кадров, создания более гибких систем управления подготовкой специалистов по борьбе с преступлениями экономической направленности.

Интересы транснациональных капиталов, корпораций и банков активно лоббируются в области снятия всяких барьеров проникновения на национальные рынки отдельных государств, миграции активов и капиталов, упразднения национальных систем экономического регулирования. Необходимо отметить также такой фактор, как наличие мощных средств коммуникации для экономического шпионажа и использования его результатов для недобросовестной конкуренции.

Вызов мировому сообществу со стороны транснациональной преступности оказался настолько мощным, что оно не может чувствовать себя удовлетворенным результатами предпринимаемых антикриминальных усилий. «Мозговые» штабы транснациональных криминальных и террористических организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны. Во многом это объясняется тем, что даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в борьбе с преступностью из-за необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях. Нарастающие угрозы в экономической и финансовой сферах создают напряженность в становлении малого и среднего бизнеса, во внешнеэкономической деятельности крупных корпораций, в создании условий для привлечения инвестиций и развития инновационной деятельности. Следует отметить, что новый век характеризуется новым типом экономического развития, в основе которого -

образование, наука и инновации. Именно поэтому необходимо разработать новые концептуальные подходы к реформированию властных структур, включая и правоохранительные органы. Их деятельность все в большей степени должна носить интеллектуальный характер, что невозможно достигнуть без создания современной системы управления подготовкой специалистов новой формации.

Современный этап становления государственности в России определяет и иные задачи и требования ответственности перед теми институтами, которые призваны осуществлять меры по обеспечению экономической безопасности.

Анализ оперативной обстановки в сфере пресечения преступлений экономической направленности позволяет отметить, что сам характер угроз свидетельствует о том, что наряду с совершенствованием оперативно-служебной работы правоохранительных органов предполагаются глубокие институциональные и организационно-управленческие преобразования. Это касается и совершенствования подготовки специалистов.

В современных условиях специфика экономической и налоговой преступности состоит в том, что их объектом является сфера экономической деятельности, включая финансово-экономические, налоговые отношения.

В настоящее время, по данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, криминальная ситуация в России развивается по наихудшему сценарию. Так, в 2006 г. правоохранительными органами выявлено около 377 тысяч преступлений экономической направленности или 13,7 % всего числа преступлений. В январе-марте 2007 г. правоохранительными органами было выявлено более 117 тысяч преступлений экономической направленности или 16,7 % общего количества преступлений. Все это позволяет отметить тенденцию проникновения преступных элементов в различные сферы экономики России6.

В 2007 г. в Российской Федерации правоохранительными органами выявлено 142 тысячи тяжких и особо тяжких преступлений экономической направленности или 37,7 % от общего количества данного вида преступлений, в январе-марте 2007 г. - соответственно 43,6 тысячи или 37,3 %. Криминальная ситуация в экономике России остается напряженной. Можно констатировать нарастание роли правоохранительных органов в борь-

ю

О!

О) О О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ю

Ol

Z

О)

о о сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

бе с экономическими преступлениями, повышение эффективности использования кадрового потенциала МВД России, других правоохранительных и контролирующих органов, связанных с обеспечением экономической безопасности.

Анализ показал, что в 2007 г. отмечалось изменение структуры преступности экономической направленности, увеличение удельного веса преступлений против собственности и в сфере экономической деятельности. При этом преступления имеют агрессивный характер и представляют угрозу экономической безопасности и национальным интересам государства.

В настоящее время созданы предпосылки для перехода к следующему этапу преобразований российской экономики, к её структурной перестройке и возобновлению на этой основе экономического роста. Это подтверждается переориентацией в 2007 г. российской экономики на решение социальных задач, повышение эффективности агропромышленного комплекса за счет дополнительных инвестиций, увеличение доли продовольствия собственного производства в продовольственном обеспечении населения России.

В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая учитывала бы стратегические приоритеты, национальные интересы, прежде всего, экономические.

С учетом этого политика развития национальной безопасности направлена по следующим приоритетным направлениям:

• выявление и пресечение каналов поставок ТНП, связанных с уходом от уплаты таможенных платежей путем декларирования груза на дипломатические представительства (таможенная ставка 0%);

• выявление и пресечение деятельности нерезидентов без открытия представительств и филиалов на территории России;

• выявление и пресечение незаконной деятельности представительств и фи-

лиалов иностранных организаций, не предусмотренной (запрещенной) законодательством РФ (страхование определенных рисков при доле иностранного капитала более 49 %, определенные виды банковской деятельности (вклады физ. лиц);

пресечение незаконного экспорта и импорта элитных товаров народного потребления, стратегически важных сырьевых ресурсов; пресечение налоговых и иных преступлений на иностранных предприятиях и предприятиях с иностранным капиталом, осуществляющих коммерческую деятельность на территории России;

выявление преступлений, связанных с незаконным возмещением НДС, уплаченного таможне при импортных операциях с участием иностранных банков, фирм с участием иностранного капитала и нерезидентов. А также на улучшение качественных позиций на следующих объектах: Департамент экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития и торговли РФ;

Департамент внешнеэкономических отношений Министерства экономического развития и торговли РФ; Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли РФ;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Управление государственной регистрации юридических и физических лиц Федеральной налоговой службы России;

Гохран Министерства финансов России; предприятия с участием иностранного капитала и нерезиденты; склады временного хранения (таможенные склады) в зонах деятельности региональных таможенных управлений ФТС России.

Литература и примечания

1. Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформацион-ный курс. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.112

2. Экономическая безопасность России: учебник: общий курс / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2007. С.72.

3. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст.170.

4. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения //Вопросы экономики. 2006. №12. С. 39

5. Орлов А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности предупреждения // Вопросы экономики, 2006. №4. С.221.

6. Анализ проведен на основе данных Главного информационно-аналитического центра МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.