Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / вызовы / угрозы / глобальные шоки / предпринимательская деятельность / социально-ответственный бизнес / «зеленое» предпринимательство / региональная политика / меры поддержки. / economic security / challenges / threats / global shocks / entrepreneurial activity / socially responsible business / green entrepreneurship / regional policy / support measures
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

Кожевина О.В.

д.э.н., профессор МГТУ

ol.kozhevina@gmail.com

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ1

Ключевые слова: экономическая безопасность, вызовы, угрозы, глобальные шоки, предпринимательская деятельность, социально-ответственный бизнес, «зеленое» предпринимательство, региональная политика, меры поддержки.

Keywords: economic security, challenges, threats, global shocks, entrepreneurial activity, socially responsible business, green entrepreneurship, regional policy, support measures.

В предпринимательском секторе активно начали разрабатывать антикризисные меры, в связи с нависшей угрозой экономической безопасности, устойчивому и сбалансированному развитию. Экономическая безопасность предпринимательской деятельности - это внутренние и внешние условия, обеспечивающие надежную защиту экономических интересов от всех возможных угроз, рисков, а также сохранение стабильности функционирования и устойчивого развития сфер предпринимательства и субъектов бизнеса.

В целом, факторы угрозы предпринимательской деятельности традиционны: внутренние и внешние, но через них могут выражаться угрозы экономической безопасности. Одним из факторов угрозы экономической безопасности предпринимательской деятельности является и то, что российский бизнес «относительно молод», что свидетельствует об отсутствии системных управленческих механизмов ведения бизнеса, методов самозащиты экономических интересов, в обычаях делового оборота не укоренились традиции цивилизованного предпринимательства и транспарентности для стейкхолдеров, правовой культуры и грамотного отстаивания коммерческих интересов.

Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208) экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее национальный экономический суверенитет, единство экономического пространства страны, создание институциональных и иных условий достижения стратегических приоритетов Российской Федерации.

Национальная экономическая безопасность зависит от того, насколько профессионального решаются проблемы безопасности, управления риском, комплаенса, стратегического управления и планирования на уровне отдельных субъектов предпринимательства. Меры, направленные на обеспечение экономической безопасности, содействуют эффективному использованию всего организационного потенциала фирм для предотвращения угроз их стабильному функционированию и развитию.

Сенчагов В.К. трактовал экономическую безопасность как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны, достаточный оборонный потенциал, в том числе при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [9, 10]. Составляющие экономической безопасности - финансовая, энергетическая, военная, оборонно-промышленная, продовольственная.

Экономическая безопасность представляет собой не только защищенность национальных интересов, но и готовность, способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества [1]. На национальном уровне Абалкин Л.И. рассматривал экономическую безопасность как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию.

По мнению Тамбовцева В.Л., экономическая безопасность какой-либо системы - это совокупность свойств ее производственной подсистемы, обеспечивающих достижение системных целей. Экономическую безопасность, по мнению Сильвестрова С.Н., целесообразно рассматривать в управленческом аспекте, со специфическими инструментами и механизмами системотехники, имеющими пролонгированный характер [3].

Как показал обзор, в научной литературе представлены четыре группы подходов к определению экономической безопасности:

1) с позиции условий, обеспечивающих устойчивость и интересы;

2) как состояние, которое обеспечивает устойчивость и интересы;

3) как независимость (суверенитет), обеспечивающая эффективное удовлетворение потребностей;

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ 20-010-00182.

89

4) комбинаторность (сочетание представленных подходов).

Содержательно экономическая безопасность включает виды и параметры опасности, в связи с этим, пандемию СОУГО-19 можно охарактеризовать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика пандемии СОУГО-19 через критерии опасности (составлено автором)

№ п/п Критерий классификации опасности Вид опасности

1 Характер адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий Угроза

2 Причинно-следственная обусловленность Причинение ущерба здоровья и жизни граждан

3 Источник возникновения опасности Естественно-природная

4 Степень вероятности Реальная

5 Среда возникновения опасности Внешняя

6 Уровень, масштаб негативных последствий Международный, глобальный. Национальный.

7 Сферы общественной жизни и виды человеческой деятельности Угрозы экономические, политические, социальные.

От экономических шоков пандемии первыми пострадают предприниматели, в том числе представители малого и среднего бизнеса (МСП). Следует отметить, что и ранее предприятия МСП не функционировали в устойчивых для них условиях, это, как правило, высококонкурентные рынки, но глобальный и беспрецедентный вызов современности -пандемия - ускорит процесс выявления слабых игроков в сегментах предпринимательства, их уход с рынка и дальнейшее банкротство.

Согласно объявленному пакету мер государственной поддержки МСП, претендовать на нее могут около 500 000 предприятий. Однако, по состоянию на 10.04.2020 г. число предприятий МСП (согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства) составляет 5979899, из них микропредприятия - 5,7 млн., малые -222 тыс., средние - 17 тыс. [5]. В 2019 году была поставлена задача увеличить численность занятых в сфере МСП с 17 до 25 млн. человек. На 10.04.2020 г. в МСП занято 1 5248 464 человека. По данным за март 2020 года около 2% индивидуальных предпринимателей (ИП) прекратили деятельность (66,8 тыс. ИП), количество закрывшихся на 77% больше, чем на этот период 2019 года. Количество зарегистрированных за март 2020 года ИП снизилось на 13% по сравнению с 2019 годом. По данным ФНС на 1.04.2020 г. в России зарегистрировано 3,9 млн. индивидуальных предпринимателей.

Доля МСП в российской экономике составляет около 20%, в развитых странах мира, некоторых странах - членах ОЭСР она доходит до 50-70%. В Великобритании, Германии, США доля МСП - около 50%, в скандинавских странах и Китае - более 60%, в Японии - до 70%. Высокая доля МСП, с одной стороны, позволяет решать проблемы занятости и насыщения внутреннего рынка товарами и продукцией отечественного производства, а, с другой, требует постоянного контроля и мониторинга качества их деятельности, соответствия стандартам и сертификатам, другим обязательным нормам, это существенная нагрузка на контролирующие органы. Например, в Китае, МСП - частный сектор, а крупные предприятия, все стратегические сферы экономики подконтрольны государству.

В условиях пандемии многие страны, в том числе и Россия, инициировали меры поддержки МСП, они тради-ционны: налоговые льготы, кредитные каникулы, социальная поддержка граждан и выплаты. Проблема оборотного капитала, отсутствия денежных средств для предпринимателей будет определяющей до конца 2020-середины 2021 года, мера беспроцентного кредитования для выплаты зарплаты эффективна, но переходит долговым бременем на организации. Простои и убытки предприятий, если пандемия и ограничения продлятся на летний период, будут очень большими. До 10-15%, по некоторым регионам до 25% предприятий МСП могут прекратить свое существование. Поддерживающие меры относительно всех сегментов МСП большого эффекта не дадут. Большинство региональных предприятий должны рассчитывать на собственные финансовые возможности, у тех, которые реализовывали эффективную бизнес-модель, диверсифицировали и сегментировали бизнес, больше шансов выжить в условиях «шоков», экономических и социальных вызовов. Региональные власти открыто заявляют, что у них нет средств на поддержку бизнеса. Президентом РФ предоставлены значительные свободы губернаторам и органам исполнительной власти регионов в принятии решений относительно управления в условиях пандемии. Вместе с тем, именно жесткое государственное регулирование и централизованное управление позволяло выходить из кризисов на разных этапах развития общества.

При реализации антикризисных мер в тактическом плане представляется целесообразным: 1) обязать все субъекты РФ сформировать перечень ключевых организаций МСП и мер их поддержки, а также разработать пакеты антикризисных мер; 2) предусмотреть возможность отсрочки уплаты региональных и местных налогов, платы по коммунальным платежам; 3) предусмотреть льготный период налогообложения для вновь созданных предприятий МСП, ориентированных на социальные задачи; 4) мотивировать коммерческие банки не останавливать кредитование МСП в сложившихся условиях, в отношении целевых кредитов на развитие бизнеса применять льготные ставки; 5) ввести прямое субсидирование производителям товаров и услуг социального назначения; 6) обеспечить компенсацию арендодателям налога на имущество и земельного налога при условии снижения арендных ставок на 50% (транслировать опыт Москвы на другие регионы); 7) осуществлять мониторинг сокращения численности персонала в организациях МСП, разрабатывать опережающие программы обучения предпринимательства именно под региональные потребности, совместно с образовательными учреждениями высшего образования, среднего профессионального и дополнительного.

Для достижения национальной стратегической цели «Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов», обозначенной в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года», необходимы трансформация делового климата и институтов развития, повышение ответственности региональных органов исполнительной власти (РОИВ) за инвестиционное развитие территорий и создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечение доступности источников долгосрочного финансирования при реализации инвестиционных проектов и мегапроектов, государственно-частное партнерство при реализации концессионных проектов, венчурное финансирование.

Достижение обозначенных целей возможно посредством вовлечения предпринимателей в социально-ответственный, или эколого-ориентированный «зеленый» бизнес. По мнению многих экспертов, именно он имеет предпосылки к обеспечению экономической безопасности, ориентирован на достижение цели устойчивого развития ЦУР 8 «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех». Сформулируем задачи ЦУР 8:

- Поддержание экономического роста на душу населения в соответствии с национальными условиями, в частности, рост валового внутреннего продукта на уровне не менее 7% в год;

- Повышение производительности в экономике посредством диверсификации, технической модернизации, инновационной деятельности с уделением особого внимания секторам с высокой добавленной стоимостью и трудоемким секторам;

- Официальное признание и развитие микро-, малых и средних предприятий, создание для них благоприятных условий доступа к финансовым ресурсам;

- Содействие проведению политики фирм, ориентированных на устойчивый рост - на производительную деятельность, создание достойных рабочих мест, предпринимательство, творчество, инновационное развитие;

- Постепенное повышение глобальной эффективности использования ресурсов в системах потребления и производства;

- Стремление к тому, чтобы экономический рост не сопровождался ухудшением состояния окружающей среды и экологической устойчивости;

- Обеспечение полной и производительной занятости, достойной работы для всех, включая молодых людей и инвалидов, справедливой оплаты за труд равной ценности;

- Существенное сокращение доли неработающей молодежи, или работающей, но не по специальности, не приобретающей новых профессиональных квалификаций.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - М., 1994. - № 12. - С. 1029.

2. Батова В.Н. Глобализация экономики и экономическая безопасность предпринимательства // Российское предпринимательство. - М., 2013. - № 3 (225). - С. 20-24.

3. Безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника / Под ред. С.Н. Сильвестрова. - М.: РУСАИНС, 2018. - 350 с.

4. Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность. - М.: Юрайт, 2018. - 340 с.

5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. - https://ofd.nalog.ru/

6. Инструменты оценки и обеспечения устойчивого развития отраслей российской экономики: монография / Под ред. О.В. Коже-виной. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 174 с.

7. Кожевина О.В. Определение неравновесности экономики АПК на межрегиональном уровне. - Барнаул, 2004. - 151 с.

8. Кожевина О.В. Теория управления (в понятиях и категориях). - Барнаул, 2008. - 171 с.

9. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

10. Экономическая безопасность. Производство, финансы, банки / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатинформ, 1998. - 621 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.