Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ОЧЕРКИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ОЧЕРКИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПАНДЕМИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фоменко Д.В., Рябенко Е.Р.

В научной работе рассмотрено влияние структурных изменений эпохи цифровизации и социализации на экономическую безопасность молодых людей. В исследовании рассматриваются поколения Y и Z, влияние информационных технологий на эти возрастные группы. Также анализируются тренды трудовой деятельности, возникшие в период бума гаджетов и приложений. В научной работе определяется экономическая безопасность молодежи и состояние этого явления в период пандемии COVID-19. В целях достижения развернутой информации о качестве предоставления дистанционных образовательных услуг и о трудоустройстве молодых людей был проведен опрос. Включение этого метода анализа позволило выделить определенные тренды экономической безопасности и процесса обучения обучающихся в условиях карантина и социального дистанцирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фоменко Д.В., Рябенко Е.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY: ESSAYS ON STRUCTURAL CHANGES IN THE ERA OF DIGITALIZATION AND SOCIALIZATION

The research paper examines the impact of structural changes in the era of digitalization and socialization on the economic security of young people. The study examines generations Y and Z, and the impact of information technology on these age groups. It also analyzes the trends of labor activity that emerged during the boom of gadgets and applications. The scientific work determines the economic security of young people and the state of this phenomenon during the COVID-19 pandemic. In order to obtain detailed information about the quality of distance education services and the employment of young people, a survey was conducted. The inclusion of this method of analysis allowed us to identify certain trends in economic security and the learning process of students in conditions of quarantine and social distancing.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ОЧЕРКИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 332.85

Фоменко Д. В. студент 2 курса направление 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» Южный федеральный университет

Ростов-на-Дону Рябенко Е.Р. студент 2 курса направление 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» Южный федеральный университет

Ростов-на-Дону

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ОЧЕРКИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В научной работе рассмотрено влияние структурных изменений эпохи цифровизации и социализации на экономическую безопасность молодых людей. В исследовании рассматриваются поколения Y и Z, влияние информационных технологий на эти возрастные группы. Также анализируются тренды трудовой деятельности, возникшие в период бума гаджетов и приложений. В научной работе определяется экономическая безопасность молодежи и состояние этого явления в период пандемии COVID-19. В целях достижения развернутой информации о качестве предоставления дистанционных образовательных услуг и о трудоустройстве молодых людей был проведен опрос. Включение этого метода анализа позволило выделить определенные тренды экономической безопасности и процесса обучения обучающихся в условиях карантина и социального дистанцирования.

Ключевые слова: поколение Z, цифровизация, экономическая безопасность, молодежь, пандемия, трудоустройство, образование.

Fomenko D. V.

2nd year student

direction 38.04.04 "State and municipal administration "

Southern Federal University Rostov-on-Don Ryabenko E.R.

2nd year student

direction 38.04.04 "State and municipal administration "

Southern Federal University Rostov-on-Don

ECONOMIC SECURITY: ESSAYS ON STRUCTURAL CHANGES IN THE ERA OF DIGITALIZATION AND SOCIALIZATION

Annotation. The research paper examines the impact of structural changes in the era of digitalization and socialization on the economic security of young people. The study examines generations Y and Z, and the impact of information technology on these age groups. It also analyzes the trends of labor activity that emerged during the boom of gadgets and applications. The scientific work determines the economic security of young people and the state of this phenomenon during the COVID-19 pandemic. In order to obtain detailed information about the quality of distance education services and the employment of young people, a survey was conducted. The inclusion of this method of analysis allowed us to identify certain trends in economic security and the learning process of students in conditions of quarantine and social distancing.

Keywords: generation Z, digitalization, economic security, youth, pandemic, employment, education.

Введение. В современном обществе экономическая безопасность является одним из важных аспектов жизни человека. Именно это условие позволяет осуществлять комплексные программные мероприятия, расширять экономические права, повышать уровень заработной платы, разрабатывать эффективные механизмы развития навыков и получения профессиональных знаний. Также экономическая безопасность - это один из мощных механизмов для снижения безработицы среди молодежи.

К современной молодежи можно отнести несколько поколений - Y и Z. Поколение Y включает молодых людей от 24 до 30 лет, то есть год их рождения варьируется от 1990 до 1994/6. Технологический взрыв и развитие социальных сетей оказали большое влияние на этих людей [7]. Это поколение также называют миллениалами, так как они застали конец тысячелетия, а также несколько эпох - до распространения информационных технологий и цифровизации. Соответственно, в детстве Y не было Интернета и мобильных устройств. А вот представители поколения Z, наоборот, со своих самых ранних лет уже владели различными гаджетами.

Поколение Z включает молодежь, год рождения которой варьируется от 1997 до 2006, то есть на данный момент возраст составляет от 14 до 23 лет. Информационные технологии окружают этих молодых людей с детства. Существует мнение, что если поколение Y смотрит контент, то Z создают. Например, многие молодые люди поколения Z мечтают стать видеоблогерами и построить успешную карьеру на Youtube. Именно этот подход способствовал быстрому росту популярности приложения TikTok. Различные фильтры, маски, короткие вертикальные видео, стриминговые

сервисы для прослушивания музыки и так далее, все это интересно представителям поколения Ъ.

Целью работы является исследование структурных изменений экономической безопасности молодых людей в эпоху цифровизации и социализации. Поставленная цель определяет решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Провести анализ влияния цифровизации на деятельность молодых людей, а также рассмотреть тенденции трудоустройства молодежи в современности;

2. Идентифицировать, что представляет собой экономическая безопасность, какие важные аспекты это понятие затрагивает;

3. Исследовать влияние пандемии СОУГО-19 на экономическую безопасность молодежи, образовательные процесс;

4. Провести опрос для определения мнения студентов Высшей школы бизнеса Южного федерального университета насчет дистанционного обучения и трудоустройства в период пандемии, проанализировать результаты исследования и выявить тренды.

Для достижения цели и решения поставленных задач проанализируем воздействие информационных технологий на процесс трудоустройства молодежи, определим понятие экономической безопасности молодежи, рассмотрим последствия влияния пандемии и карантинных мер на сферы жизни человека.

Результаты исследования. В связи с новыми реалиями появляются определенные вопросы, такие как совместная работа человека и искусственного интеллекта, возможность максимально реализовать свои навыки и таланты в карьере, стабильность наличия рабочего места в ближайшие десять лет. В будущем для трудовой деятельности потребуются люди, которые обладают универсальными знаниями [3]. Основными двигателями продвижения по карьерной лестнице молодых людей станут владение цифровыми инструментами, дизайном, аналитикой и менеджментом. Соответственно, работодатели будут идти в ногу со временем, стремиться успеть принять решения в соответствии с условиями внешней среды. А это будет способствовать разработке эффективных программ для обучения молодых людей, развитию лидерских навыков с акцентом на разнообразие.

Во многих странах используют этот подход для привлечения молодых людей в развивающиеся отрасли экономики и обеспечения сопровождения студентов с начала их обучения до выхода на рынок труда и получения рабочего места. Очень важно стремиться быть ориентированными на разработку программ и проектов по экономической безопасности молодежи.

Наличие достойного рабочего места не только позволяет построить успешную карьеру молодым людям, но и оказывает влияние на страны и мир в целом.

Правда, на данный момент существует большие проблемы по поддержке экономической безопасности молодежи. Например, в развитых странах мира создают рабочие места для молодых людей и решают связанные с этим вопросы, но в то же время нет оптимальной системы при выпуске из школы и поступления в университет, существует сложность обучения и подготовки кадров, низкая заработная плата на определенных должностях также осложняет ситуацию. Ввиду этого, многие инвестируют свои ресурсы в образование, посещают дополнительные обучающие курсы и программы. [5]

В последние несколько десятилетий уровень занятости молодых людей снижается. Например, в США уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 20-24 лет в первой половине 2020 года составляет 11,7%, а в России - 17,5%. Большой проблемой стала пандемии СОУГО-19. За первые несколько месяцев карантина занятость молодых людей сократилась почти в два раза по сравнению с общей занятостью населения.

В период пандемии молодежи очень сложно найти работу. Многие предпочитают оставаться безработными, так как сложно найти подходящую работу онлайн, а также не попасться в ловушку мошенников, которые под видом работодателей предлагают вакансии. Отсутствие рабочего места также означает потерю дохода, экономическую незащищенность. Также многим молодым людям приходиться брать больше ответственности в период пандемии. Например, так как школы были закрыты во время карантина, подросткам и студентам приходилось больше времени уделять уходу за младшими братьями и сестрами. Молодые работники в основном были заняты в таких сферах, как розничная торговля и продовольственные услуги. Именно эти отрасли наиболее пострадали от пандемии СОУГО-19. Следовательно, высока вероятность, что после кризиса занятость молодежи будет восстанавливаться очень долго.

Пандемия СОУГО-19 разрушила многие аспекты жизни молодых людей. Воздействие пандемии на молодежь является систематическим и глубоким. Особенно сильно это отразилось на молодых девушках в странах с низким уровнем дохода. Не вся молодежь смогла перейти на дистанционное обучение, что могло бы им помочь одновременно работать и обучаться, а так же снизить риск заражения вирусом. Виду пандемии 13% молодых людей осталось без рабочего места. Также дистанционное обучение для студентов оказалось менее эффективным. Согласно результатам глобального опроса, проведенного партнерами Глобальной инициативы по достойным рабочим местам для Молодежи1, 61 % считает, что они получили намного меньше навыков и знаний.

Многие молодые люди говорят, что их доходы сократились. Больше всего подвержены снижению рабочих часов и заработной платы студенты в странах с низким доходом. Также пандемия нанесла урон здоровью молодежи. 17% молодых людей, согласно глобальному опросу страдают от депрессии и тревоги. Эти проблемы с психическим состоянием были диагностированы в большей степени у тех, кто потерял либо прервал обучение или трудовую деятельность.

Для того чтобы поддержать молодых людей в этот сложный период, необходимо разработать проекты по предоставлению достойных рабочих мест, также серьезнее относиться к правам молодежи, предоставлять программы гарантии занятости, профессиональной подготовки, социальной защиты, пособий по безработице для молодежи. Следует обеспечить высокое качество предоставления образовательных услуг, а также организовать мероприятия по психосоциальной помощи студентам [8].

Соответственно, можно сделать вывод, что экономическая безопасность имеет особенное значенье в жизни каждого человека, так как свобода и достоинство важны для каждого. Безопасность должна быть приоритетом в политике Идеи социальной солидарности, общности и экономической безопасности очень связаны между собой. В любом обществе сочетание личных интересов и желания помочь другим мотивирует человека посвящать время и ресурсы социальной солидарности. То есть социальная солидарность рассматривается людьми как общественное благо, от которого можно ожидать выгоды для себя и своих близких.

Экономическая безопасность молодежи связана с концепцией трудовой деятельности. Работа в этом ключе рассматривается в более широком смысле, нежели заработная плата и успешная карьера. Существуют несколько форм социально-экономической безопасности, которые связаны с трудовой деятельностью молодежи:

1. Безопасность на рынке труда;

2. Гарантия занятости;

3. Безопасность трудовой деятельности;

4. Обеспечение дохода;

5. Безопасность представительства.

Все перечисленные формы безопасности являются важными для молодежи. Например, иногда гарантия занятости может быть психологическим барьером для человека. Также существует мнение, что этот аспект препятствует инновациям и развитию карьеры человека. Следовательно, для того, чтобы молодые люди могли вести успешную трудовую деятельность, должна существовать элементарная безопасность. Необходима среда, при которой маловероятны угрозы болезни, стихийных бедствий, войн и так далее. То есть фундаментальны базовые потребности

человека - свобода от страха, доступ к еде, жилью - являются важной составляющей жизни.

Элементарная безопасность предполагает стабильный доход и равенство во всех аспектах социально-экономической безопасности. Под трудовой деятельностью понимается способность человека развивать свои способности во времени, а также возможность комбинировать задачи с определенным статусом в разные периоды жизни. Все законные виды работ должны быть обеспечены равными базовыми гарантиями, включая уход за пожилыми людьми и детьми, общественную и волонтерскую работу.

Вернемся к экономической безопасности молодежи в пандемию. Как было сказано ранее, молодые люди волнуются по поводу трудовой занятости, обучения и психического здоровья. Хотя ситуация с пандемией в странах варьируется, во многих государствах приняты меры социального дистанцирования и изоляции. Чтобы избежать новых волн заражений, изменения в повседневной жизни еще будет иметь решающее значение в ближайшее время. В долгосрочной перспективе очень важно укрепление доверия среди молодежи для определения эффективных мер по восстановлению от последствий пандемии. Государство имеет решающее значение для перехода молодых людей к трудовой деятельности. Меры государственного управления способствуют принципам добросовестности, прозрачности и поддержки отношений между молодежью и государственными институтами. После финансового кризиса 2007-2008 годов сильно снизилось доверие к государственным институтам. Хотя финансовый кризис во многом отличается от кризиса СОУГО-19, уроки, извлеченные в прошлом, могут дать важную информацию для разработки мер по восстановлению, которые не оставят молодых людей позади.

Например, потребность организаций в молодых специалистах в России существенно сократилась. Согласно данным портала hh.ru, был очень высокий конкурс среди молодых людей на одно рабочее место. В первом квартале 2020 года в среднем на одну должность претендовало 13 соискателей. В апреле и мае 2020 года ситуация с безработицей ухудшилась. Количество безработных в России составило 5,8% от общего числа трудоспособного населения. И, несмотря на отмену карантинных мер в большинстве городов, в первой половине июня 2020 года недельный прирост безработных составлял 155000.

Мировой уровень безработицы среди молодежи в три раза выше, чем среди людей среднего возраста. Более половины безработной молодежи составляют девушки, им будет еще сложнее найти рабочее место и ликвидировать гендерный разрыв. Страны с высоким уровнем неофициальной занятости особенно уязвимы к последствиям пандемии. Соответственно, высока вероятность, что огромное количество молодых людей остается без социальной поддержки, находится без средств к

существованию, подвергает риску свое здоровье, так как доступ к медицинской помощи ограничен. Молодые специалисты с низкой квалификацией также сильно пострадали.

Вероятно, многие работники останутся с неустойчивым заработком или вообще без него.

Разрушающий эффект по достойной и долгосрочной карьере молодых людей нанесли экономический кризис 2008 года, глобализация и пандемия СОУГО-19. Но существуют еще и возможности, вызванные пандемией. Например, развитие искусственного интеллекта,

автоматизации, онлайн-торговли и так далее. Повышающийся спрос на владение информационно-коммуникационными технологиями будет воздействовать на появление новых профессий. Также эти навыки стали необходимы в таких сферах, как здравоохранение, сервис, социальная защита, торговля, туризм. Очень большое развитие получили профессии, связанные с рекламой брендов в социальных сетях, кибербезопасностью, видеоиграми и так далее. Трудовая деятельность в этих направлениях носит название цифровая карьера.

В школах становятся популярными математика, английский язык и информатика. Многие молодые люди стараются научиться веб -разработкам, инфографике, программированию, монтажу видео, дизайну сайтов и так далее. Цифровая карьера может принести высокий доход и интересный опыт работы. Но высокая конкуренция специалистов на этом рынке становится большим препятствием для молодежи. Еще один популярный вид профессий - ритейл. Одно из самых быстроразвивающихся направлений розничной торговли - электронная [10]. В этой сфере популярна должность менеджера электронной коммерции. Это сотрудник, который контролирует онлайн-операции организации. Маркетинг, брендинг и электронные продажи являются ключевыми аспектами работы. Менеджер электронной коммерции должен быть очень креативным и творческим, ему нужно следить за рынком товара или услуги, тенденциями, модой и поведением потребителей. Также человеку, который находится на этой должности, необходимо постоянно комуницировать

Опрос, проведенный среди обучающихся Высшей школы бизнеса Южного федерального университета, дает некоторые важные выводы. Исследование направлено на то, чтобы выяснить, что думают студенты насчет дистанционного обучения и трудоустройства в период пандемии. Онлайн-опрос занимает менее десяти минут и затрагивает несколько важных аспектов:

- основные последствия для экономической безопасности после проведенного времени и применения цифровых технологий;

- основная проблема, с которой столкнулась молодежь в новых условиях;

- поддержка государства для молодых специалистов.

Участниками опроса стали обучающиеся 1 - 4 курсов бакалавриата и 1 и 2 курсов магистратуры. Среди респондентов 52 % составили студенты в возрасте от 18 до 20 лет. Отношение участников опроса к обучению в дистанционном режиме удовлетворительное, по пятибалльной шкале оценку «4» поставили 34,8% человек. Также 26,1% респондентов считают обучение в таком формате не подходящим для них, а 21,7% - устаревает онлайн-режим, для них он комфортный и оптимальный.

Рисунок 1 - Уровень удовлетворенности обучением в дистанционном формате молодежи в период самоизоляции

Среди основных последствий для экономической безопасности молодежи после проведенного времени онлайн и применения цифровых технологий студенты выделили эмоциональные трудности и в целом ухудшение здоровья для обучающихся.

I создание новых рабочих мест

I открытие молодежных бирж труда

I создание центров социально психологической адаптации выпускников

I распределение выпускников

вузов на работу по

специальности I организация курсов

повышения квалификации или

переподготовки I финансовая и

консультационная поддержка при открытии своего бизнеса

Рисунок 2 - Формы государственной поддержки молодых специалистов

На вопрос о том, в какой форме государство могло бы поддержать молодых специалистов, ответы следующие:

61 человек ответило, что создание новых рабочих мест, что составило 19% от общего количества опрошенных, это на 7 человек больше чем, количество человек ответивших, что лучше открытие молодежных бирж труда, на 23 человека больше чем, количество человек ответивших, что создание центров социально психологической адаптации выпускников могло бы поддержать молодых специалистов; на 23 человека больше чем, количество человек ответивших, что распределение выпускников вузов на работу по специальности; на 15 человека меньше чем, количество человек ответивших, что организация курсов повышения квалификации или переподготовки; на 10 человека больше чем, количество человек ответивших, что лучше финансовая и консультационная поддержка при открытии своего бизнеса;

54 человека ответило, что лучше открытие молодежных бирж труда, что составило 17% от общего количества опрошенных; это на 7 человек меньше чем, количество человек ответивших, что создание новых рабочих мест; на 16 человек больше чем, количество человек ответивших, что создание центров социально психологической адаптации выпускников; на 16 человека больше чем, количество человек ответивших, что распределение выпускников вузов на работу по специальности; на 22 человека меньше чем, количество человек ответивших, что организация курсов повышения квалификации или переподготовки; на 3 человека больше чем, количество человек ответивших, что лучше финансовая и консультационная поддержка при открытии своего бизнеса;

38 человек ответило, что создание центров социально психологической адаптации выпускников, что составило 12% от общего числа опрошенных; это на 23 человек меньше чем, количество человек ответивших, что создание новых рабочих мест; на 16 человек меньше чем, количество человек ответивших, что лучше открытие молодежных бирж труда; 38 человек ответило так же, как и количество людей ответивших, что распределение выпускников вузов на работу по специальности; на 38 человека меньше чем, количество человек ответивших, что организация курсов повышения квалификации или переподготовки; на 13 человека меньше чем, количество человек ответивших, что лучше финансовая и консультационная поддержка при открытии своего бизнеса;

38 человек ответило, что распределение выпускников вузов на работу по специальности, что составило 12% от общего количества ответивших на опрос; это на 23 человек меньше чем, количество человек ответивших, что создание новых рабочих мест; на 16 человек меньше чем, количество человек ответивших, что лучше открытие молодежных бирж труда;38 человек ответило так же, как и количество людей ответивших, что создание центров социально психологической адаптации выпускников; на

38 человека меньше чем, количество человек ответивших, что организация курсов повышения квалификации или переподготовки; на 13 человека меньше чем, количество человек ответивших, что лучше финансовая и консультационная поддержка при открытии своего бизнеса;

76 человек ответило, что организация курсов повышения квалификации или переподготовки, что составило 24% от общего количества опрошенных; это на 15 человек больше чем, количество человек ответивших, что создание новых рабочих мест; на 38 человек больше чем, количество человек ответивших, что создание центров социально психологической адаптации выпускников; на 38 человек больше чем, количество человек ответивших, что распределение выпускников вузов на работу по специальности; на 22 больше чем, количество человек ответивших, что лучше открытие молодежных бирж труда; на 25 человек больше чем, количество человек ответивших, что лучше финансовая и консультационная поддержка при открытии своего бизнеса;

51 человек ответил, что лучше финансовая и консультационная поддержка при открытии своего бизнеса, что составило 16% от общего количества опрошенных, это на 10 человек меньше чем, количество человек ответивших, что создание новых рабочих мест; на 13 человек больше чем, количество человек ответивших, что создание центров социально психологической адаптации выпускников; на 13 человек больше чем, количество человек ответивших, что распределение выпускников вузов на работу по специальности; на 3 человека меньше чем, количество человек ответивших, что лучше открытие молодежных бирж труда; на 25 человек меньше чем, количество человек ответивших, что организация курсов повышения квалификации или переподготовки.

Вывод: наибольшую популярность возымел ответ «организация курсов повышения квалификации или переподготовки» и он составил 24% от общего количества опрошенных, на втором месте - «создание новых рабочих мест» и этот ответ составил 19% опрошенных, на третьем месте ответ «открытие молодежных бирж труда», который составил 17% от общего количества опрошенных.

■ престиж и деловая

■ сфера деятельности

■ уровень предлагаемого заработка

■ возможность профессионального роста

Рисунок 3 - Критерии значимости при выборе места работы

На вопрос: «Что для вас более значимо при выборе места работы?» -ответы распределились следующим образом:

51 человек ответил, что лучше престиж и деловая репутация фирмы, что составило 16% от общего количества опрошенных, это на 3 человека меньше чем, количество человек ответивших, что сфера деятельности; на 44 человека меньше чем, количество человек ответивших, что уровень предлагаемого заработка; на 32 человека меньше чем, количество человек ответивших, что возможность профессионального роста; на 16 человек больше чем, количество человек ответивших, что получение практического опыта;

54 человек ответил, что сфера деятельности, что составило 17% от общего количества опрошенных, это на 3 человека больше чем, количество человек ответивших, что лучше престиж и деловая репутация фирмы; на 40 человек меньше чем, количество человек ответивших, что уровень предлагаемого заработка; на 29 человек меньше чем, количество человек ответивших, что возможность профессионального роста; на 19 человек больше чем, количество человек ответивших, что получение практического опыта;

95 человек ответили, что уровень предлагаемого заработка, что составило 30% от общего количества опрошенных, это на 44 человека больше чем, количество человек ответивших, что лучше престиж и деловая репутация фирмы; на 41 человек больше чем, количество человек ответивших, что сфера деятельности; на 12 человек больше чем, количество человек ответивших, что возможность профессионального роста; на 60 человек больше чем, количество человек ответивших, что получение практического опыта;

83 человека ответили, что возможность профессионального роста, что составило 26% от общего количества опрошенных, это на 32 человека

больше чем, количество человек ответивших, что лучше престиж и деловая репутация фирмы; на 29 человек больше чем, количество человек ответивших, что сфера деятельности; на 12 человек меньше чем, количество человек ответивших, что уровень предлагаемого заработка; на 48 человек больше чем, количество человек ответивших, что получение практического опыта;

35 человек ответили, что получение практического опыта, что составило 11% от общего количества опрошенных, это на 16 человек меньше чем, количество человек ответивших, что лучше престиж и деловая репутация фирмы; на 19 человек меньше чем, количество человек ответивших, что сфера деятельности; на 60 человек меньше чем, количество человек ответивших, что уровень предлагаемого заработка; на 48 человек меньше чем, количество человек ответивших, что возможность профессионального роста.

Вывод: большинство людей считают что, при выборе работы самый значимый критерий - уровень предлагаемого заработка (30% от общего числа опрошенных), далее - возможность профессионального роста (26% от общего числа опрошенных), а на третьем по значимости месте оказалась сфера деятельности (17% от общего числа опрошенных).

ф РЛЬН^П ГрОф-ПрИРНТЛЦУП

[соызеглинным ГВДрсСГкдм, если они лотят быть успешными, когда подрастут, приходится еще н щкопе...

Ф Ревопюиня ¿1,0 меняет скорость жизни (простые функции переходят автоматическим сервисам, молодежи лепьзн оставаться е стороне от те*н,_, Ф Техтлогии меняются быстрее, чем навыки, поэтому возникает так НЛйыааеМый кризис НЙбыКОЙ

Рисунок 4 - Основная проблема, с которой столкнулась молодежь в новых

условиях

На вопрос: «Какая, на ваш взгляд, основная проблема, с которой столкнулась молодежь в новых современных условиях?» - респонденты разделили свое мнение следующим образом:

212 человек ответили, что ранняя профориентация, что составило 66,7% от общего количества опрошенных, это на 159 человек больше чем, количество человек ответивших, что революция 4.0 меняет скорость жизни; на 159 человек больше чем, количество человек ответивших, что технологии меняются быстрее, чем навыки, поэтому возникает так называемый кризис навыков;

53 человека ответили, что революция 4.0 меняет скорость жизни, что составило 16,7% от общего количества опрошенных, это на 159 человек меньше чем, количество человек ответивших, что ранняя профориентация; одинаковое количество людей ответило, что технологии меняются быстрее, чем навыки, поэтому возникает так называемый кризис навыков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 человека ответили, что технологии меняются быстрее, чем навыки, поэтому возникает так называемый кризис навыков, что составило 16,7% от общего количества опрошенных, это на 159 человек меньше чем, количество человек ответивших, что ранняя профориентация; одинаковое количество людей ответило, что революция 4.0 меняет скорость жизни.

Вывод: большинство людей считает что, основная проблема, с которой столкнулась молодежь в новых современных условиях - ранняя профориентация, что составило 66,7% общего числа опрошенных, таким образом, данный ответ охватывает большую долю опрошенных.

• Да

Щ Нет

Затрудняюсь сэтееги-ь

Рисунок 5 - Готовы ли представители поколения Ъ взять на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни

На вопрос: «Стоит ли представителям поколения Ъ взять на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни?» - были получены следующие ответы:

204 человека ответили, что да, стоит взять на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни, что составило 64% от общего количества опрошенных, это на 103 человека больше чем, количество человек ответивших, что нет, не стоит брать на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни; на 191 человека больше чем, количество человек, которые не смогли дать ответ;

101 человек ответил, что нет, не стоит брать на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни, что составило 32% от общего количества опрошенных, это на 103 человека меньше чем, количество человек ответивших, что да, стоит взять на себя

ответственность за собственное обучение в течение всей жизни; на 88 человек больше чем, количество человек, которые не смогли дать ответ;

13 человек не смогли дать ответ, что составило 4% от общего количества опрошенных, это на 191 человека меньше чем, количество человек ответивших, что нет, не стоит брать на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни; это на 88 человек меньше чем, количество человек ответивших, что да, стоит взять на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни.

Вывод: популярным ответом стал «стоит взять на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни», который

составил 64% от общего количества опрошенных.

&

(23 44) (20 44)

1В79 1037 "939 1091 1993 1В94 1095 19В7 1099 20D0 2D01 2002

Рисунок 7 - Ранжирование респондентов по году рождения

Согласно рисунку 7, основной аудиторией опроса стали обучающиеся 2000 и 2001 года рождения, количество которых составило в совокупности 40% от общего числа респондентов. Вторая наиболее крупная группа опрошенных - представители 1997 и 2002 года рождения (в сумме 24 % от общего числа респондентов). Студенты, родившиеся в 1999 году, составили 8% от общего числа респондентов. Остальные группы обучающихся (1979, 1987, 1989, 1991, 1993, 1994, 1995 годы рождения) составили по 4% каждая от общего числа респондентов.

Исходя из проведенного опроса, следует выделить определенные тренды, которые сформировались у молодежи за период пандемии COVID - 19. Многие студенты считают дистанционное обучение достаточно удобным и эффективным. Возможно, это связано с тем, что онлайн-образование позволяет присутствовать на паре, при этом, не находясь физически в здании учебного заведения. Главное условие подключения к учебному курсу - наличие техники (ноутбук, компьютер, смартфон и т.д.) и точки доступа к сети Интернет.

Обучающиеся, по большей части, удовлетворены качеством оказания образовательных услуг в онлайн-формате. Многие вузы достаточно быстро настроили работу в приложениях Microsoft Teams и Zoom, а также

оперативно сформировали электронные ведомости и прочие необходимые инструменты для дистанционного обучения.

Еще один интересный тренд - государственная поддержка молодых специалистов. В новых условиях молодежь столкнулась с проблемами трудоустройства, увольнениями и низкими зарплатами. Соответственно, поддержка государства очень важна в такой ситуации, ведь очень многие люди столкнулись с отсутствием денежных средств. Различные пособия, помощь с трудоустройством и другие способы социальной поддержки могли бы помочь решить проблемы. Согласно проведенному опросу среди обучающихся Высшей школы бизнеса, организация курсов повышения квалификации или переподготовки молодых специалистов оптимальное решение для борьбы с трудностями трудовой деятельности молодежи [12].

Критерии выбора рабочего места немного изменились. Уровень заработка в современных условиях намного важнее для молодых людей, чем работа по специальности и престиж и имидж организации. В пандемию многие остаются без какой-либо поддержки, особенно сложные случаи возникают при заражении коронавирусом. Следовательно, многие молодые люди стремятся к высокому заработку, чтобы обеспечивать денежными средствами себя и своих близких. Основная проблема, с которой столкнулась молодежь в новых условиях, по мнению участников опроса, ранняя профориентация.

В период пандемии сформировался тренд - представители поколения Z готовы взять на себя ответственность за собственное обучение в течение всей жизни. С огромной скоростью изменяются условия, в которых живет человек, чтобы быть успешным необходимо уметь адаптироваться под «новую среду». С каждым годом появляются новые профессии и исчезают старые. Для того чтобы быть эффективным и незаменимым специалистом, необходимо получать знания из различных областей. Соответственно, можно выделить тренд многофункциональные компетенции специалиста.

Вывод. Согласно результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы по экономической безопасности молодежи и структурным изменениям в эпоху цифровизации и социализации:

1. Современная молодежь включает несколько поколений - Y и Z. Миллениалы застали эпоху до развития информационных технологий, а представители поколения Z с детства умеют использовать смартфоны и другие блага современности. Благодаря активности молодых людей поколения Z в применении технологий, с огромной скоростью распространяются различные приложения, появляются новые тренды. Например, стриминговые сервисы (Spotify, Apple Music, Deezer), платформы для просмотра коротких видеороликов и фотографий TikTok, Instagram широко используются представителями поколения Z. В соответствии с этим, появляются новые профессии, такие как видеоблогер,

веб-дизайнер и так далее. Развитие информационных технологий способствует совместной работе человека и искусственного интеллекта, что приводит к необходимости владения универсальными знаниями. Таким образом, становятся популярными многофункциональные специалисты.

2. В условиях развитой информатизации важным аспектом становится экономическая безопасность молодежи. Многие государства ориентированы на привлечение молодых людей в развивающиеся отрасли экономики и обеспечение сопровождения студентов с начала их обучения до выхода на рынок труда и получения рабочего места. Одной из главных задач становится разработка программ по поддержке экономической безопасности молодежи. Также многие страны стремятся к разработке удобной системы при выпуске из школы и поступления в университет, минимизации трудностей обучения и подготовки кадров.

3. Пандемия COVID-19 усложнила трудовую деятельность молодых людей. В период пандемии очень сложно устроиться на работу. Те молодые люди, у которых было рабочее место до пандемии, в основном были заняты в таких сферах, как розничная торговля и продовольственные услуги. Именно эти отрасли наиболее пострадали от пандемии COVID-19. Воздействие пандемии на молодежь является систематическим и глубоким. Доходы молодежи резко сократились. Студенты в странах с низким доходом сильнее подверглись снижению рабочих часов и заработной платы. Экономическая безопасность молодежи в пандемию оказалась на достаточно низком уровне.

4. Был проведен опрос среди обучающихся Высшей школы бизнеса Южного федерального университета. Исследование помогло выяснить, что думают студенты насчет дистанционного обучения и трудоустройства в период пандемии. Согласно опросу было выявлено несколько трендов:

- дистанционное обучение;

- поддержка государством молодых специалистов;

- повышение значимости уровня заработка при выборе рабочего места;

- ранняя профориентация;

- ответственность за собственное обучение в течение всей жизни представителями поколения Z.

Использованные источники:

1. Алтухова Н.Ф. Эффективность управления кадрами государственной гражданской службы в условиях развития цифровой экономики и общества знаний [Текст] - М.: Инфра-М, 2018. - 222 с.;

2. Басов Н. Технологии социальной работы с молодежью (для бакалавров)-М.: КноРус, 2017. - 400 с.;

3. Быков А.Ю. Право цифровой экономики. Некоторые народнохозяйственные и политические риски [Текст] - М.: Проспект, 2018. - 24 с.;

4. Быков А.Ю. Система нормативно-правовой базы цифровой экономики в Российской Федерации [Текст] - М.: Проспект, 2018. - 80 с.;

5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С., Шитова В.А.. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие [Текст] - М.: Юрайт, 2017. -196 с.;

6. Грейф А. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли [Текст] - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2018. - 536 с.;

7. Катасонов В. Цифровые финансы. Криптовалюты и электронная экономика [Текст] - М.: Книжный мир, 2017. - 320 с.;

8. Лапидус Л.В. Цифровая экономика. Управление электронным бизнесом и электронной коммерцией [Текст] - М.: Инфра-М, 2018. - 381 с.;

9. Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса [Текст] - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 192 с.;

10. Петрова Т.Э., Петрова И.Э. Организация работы с молодежью. Учебное пособие [Текст] - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2016. - 208 с.;

11. Ростовская Т.К., Петрова Т.Э. Международный опыт реализации государственной молодежной политики. Учебное пособие [Текст] - М.: Инфра-М, 2018. - 120 с.;

12. Солдатова Е.И., Рассказова Т.А., Нестик. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность [Текст] - М.: Смысл, 2018. - 376 с.;

13. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Ъ на работе. Как его понять и найти с ним общий язык [Текст] - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.;

14. Технологии социальной работы с молодежью. Учебное пособие [Текст] - М.: КноРус, 2016. - 392 с.;

15. Шах С. Пандемия. Всемирная история смертельных вирусов [Текст] -М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.