О некоторых итогах проведения социологического исследования карьерных траекторий научно-ориентированной молодежи
Павлова Светлана Михайловна,
кандидат социологических наук, координатор проектов Проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, smpavlova2013@gmail.com
Андриянов Андрей Владимирович,
сопредседатель Президиума Всероссийской молодежной общественной организации «Российский союз студенческих организаций»,
andriyanov@youngscience.ru
Антипов Евгений Александрович,
кандидат физико-математических наук, заместитель начальника Управления информатизации Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, a.evgen.a@rector.msu.ru
Мартынова Анна Андреевна,
клинический ординатор Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского, maranan93@gmail.com
В статье представлены результаты социологического исследования 2019 года, посвященного изучению карьерных траекторий научно-ориентированной молодежи. Актуальность работы обусловлена тем фактом, что в современных российских реалиях возрастает необходимость более точного социологического представления о молодых россиянах, особенно в части их карьерных устремлений, ожиданий и планируемых перспектив. Для обеспечения реализации долгосрочных и среднесрочных стратегических целей, социально-экономического роста и развития, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, целесообразно уделять особое внимание состоянию кадрового потенциала, основой которого является научно-ориентированная молодежь - студенты и выпускники вузов. Исследование необходимо для повышения эффективности реализации государственной политики в области подготовки кадров для современного рынка труда. В статье большое внимание уделено вопросам политики цифровиза-ции в Российской Федерации. Ключевые слова: молодежь, молодежная интеллектуальная элита, карьера карьерные траектории, государственная политика, наука, социально-экономические отношения.
Статья подготовлена по материалам исследования, проведенного в рамках реализации проекта «Международный молодежный научный форум «Ломоносов», поддержанного грантом Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленным Фондом президентских грантов Всероссийской молодежной общественной организации «Российский союз студенческих организаций».
Сегодня в эпоху развития информационного общества, цифровизации экономических процессов, высокой скорости развития технологий как никогда возрастает роль качества человеческого капитала и, как следствие, растут требования, предъявляемые к уровню знаний, навыков и компетенций трудоспособного населения, а также молодежи.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» для обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации предполагается развитие сферы образования и воспитания. Среди приоритетных стратегических целей для обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития в Указе обозначены: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Для обеспечения реализации указанных целей, устойчивого экономического роста и развития, а также национальной безопасности Российской Федерации, необходимо уделять особое внимание состоянию кадрового потенциала, основой которого является научно-ориентированная молодежь -студенты и выпускники вузов.
В связи с вышеизложенным в 2019 году коллективом авторов данной статьи было проведено социологическое исследование посредством интернет-опроса, в котором приняли участие 2286 студентов, аспирантов и выпускников российских и зарубежных вузов в возрасте от 17 до 35 лет. В исследовании приняли участие студенты и выпускники 269 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Целью проведения социологического опроса было изучение мнения студентов и выпускников российских и зарубежных вузов относительно их карьерных траекторий и профессиональных устремлений.
Приведем наиболее значимые для исследования характеристики участвовавшей в опросе молодежи.
Наиболее активно в опросе приняли участие девушки. Более трети всех опрошенных составили респонденты от 30 до 35 лет, чуть менее трети -от 18 до 21 года и оставшаяся часть выборки -от 22 до 30 лет.
В исследовании приняли участие представители всех основных направлений подготовки, однако наиболее активно себя проявили представители следующих направлений: педагогическое - 26%, естественнонаучное(фи-зика, химия, биология, география, геология) - около 16%, социально-гуманитарное (социология, психология, социальная работа) и лингвистическое -примерно по 9%, управленческое - 6% и инженерно-техническое - 5%.
Большинство респондентов (46%) на момент опроса не имело второго высшего образования, в то время как 43,6% всех участвовавших имели второе высшее образование и 8% получали его на момент опроса.
Относительно образования за рубежом можно сказать следующее: всего среди опрошенных 9,5% имели образование за рубежом, причем, 7,4%- это было образование в формате прохождения краткосрочных программ.
Более половины респондентов в момент получения высшего образования
занимались наукой (55,8%), что является абсолютно ожидаемой тенденций, учитывая, что в проводимом исследовании ставилось целью изучить мнение именно научно-ориентированной и талантливой молодежи. Выявлено, что большинство опрошенных (40%) считает занятие наукой престижным делом, 14,9% - очень престижным, почти 34% относятся к данному вопросу нейтрально. Причем, среди подвыборк и активистов респондентов, считающих занятие наукой престижным, на 3-4% больше, чем в среднем по выборке.
Относительно трудовых характеристик респондентов можно сказать следующее: на момент проведения опроса почти 45% респондентов работали или совмещали работу с учебой (26%). Причем абсолютное большинство опрошенных было трудоустроено в российских государственных организациях или учреждениях сферы науки и образования.
Более половины опрошенных не получали никаких стипендий, премий и грантов, около 10% вообще не знали о такой возможности и только около30% респондентов являлись обладателями премий поддержки талантливой молодежи и грантов. Среди активистов число обладателей стипендий было почти на 10% больше, чем в среднем по выборке, что весьма логично, поскольку на данный момент существует множество форм поддержки активной талантливой молодежи. В аспекте осведомленности молодежи о мерах государственной поддержки можно отметить, что согласно данным исследования респонденты информированы частично, так ответило 40% опрошенных.
Рассмотрим результаты исследования образовательных и карьерных траекторий интеллектуальной молодежи.
Проведен анализ мотивов получения высшего образования среди всех респондентов в целом, а также среди представителей некоторых отдельных категорий.
Среди ведущих мотивов получения высшего образования у представителей
ц Гп::а 1
опрошенной молодежи преобладают «желание получить определенную специ-альность»(460/о всех ответов) и «гарантия успешного трудоустройства» (чуть более 27% всех ответов). Лишь 7% респондентов указали такую причину получения высшего образования, как престиж.
Не выявлено значимых различий среди подвыборок активистов, жителей городов и столиц от всей выборки в целом в отношении мотивов получения высшего образования (см. рис. 1). Так, ведущим мотивом является желание получить определенную специальность (т.е. - это свидетельствует о наличии достаточно четко сформированной карьерной ориентации), чуть реже встречается мотив гарантии успешного трудоустройства, причем для жителей глубинки эти два мотива имеют равное значение. На третьем месте по популярно-
сти мотив, связанный с престижем высшего образования (не характерно для жителей городов федерального значения и глубинки).
Примерно на равных (в процентном соотношении с весьма большим разрывом от лидирующих трех мотивов получения высшего образования) встречались мотивы получения образования «только для корочки» (таких вариантов было чуть больше у жителей городов), мотивы, связанные с тем, что на получении образования настояли родители (т.е. отсутствие осознанной потребности в получении высшего образования) и совсем редко встречались мотивы, связанные с отсутствием желания служить в армии (такие варианты чаще встречались среди подвыборок жителей городов федерального значения).
Рисунок 1 - Мотивы получения высшего образования у представителей разных подгрупп (ответ с множественным выбором)
Далее респондентам задавался вопрос о том, чем привлекает их выбранная специальность. Как и все респонденты в
целом, так и представители рассматриваемых подвыборок респондентов, выбрали одинаковые ответы на данный вопрос: в первую очередь - это интерес к
специальности (т.е. связь с четкими карьерными ориентациями и желанием самореализации), во вторую очередь - это альтруистическое желание российской молодежи приносить пользу обществу, работая по специальности, в-третьих, вы-
бор специальности был обусловлен возможностью построения хорошей карьеры (ориентация на успех, личностный рост и т.д.). Последнее наименее характерно для жителей глубинки. Более подробно с результатами ответа на данный вопрос можно ознакомиться на рисунке 2.
Рисунок 2 - Мотивы получения конкретной специальности в зависимости от подвыборок (ответ с множественным выбором)
В ходе исследования изучено мнение респондентов относительно того, насколько они довольны своим выбором специальности и высшего учебного заведения. Для этого был задан вопрос: «Представьте, что Вы попали в прошлое в момент поступления в университет. Что бы Вы сделали?». Полученные результаты оказались весьма оптимистичными: более половины респондентов отметили, что довольны своим выбором. 15% респондентов отметили, что если бы оказались в прошлом, то выбрали бы другую специальность в другом учебном заведении. Почти 12% респондентов выбрали бы ту же специальность в другом университете. Остальные затруднились с ответом.
На основании полученных данных можно сделать предположение о том, что уровень удовлетворенности выбранным высшим учебным заведением косвенно влияет на уровень удовлетворенности выбранной специальностью, однако эта гипотеза нуждается в более глубоком изучении.
Относительно планов после учебы можно сказать следующее. В целом по выборке респонденты после окончания учебы, как правило, намерены продолжить учиться (40,7%), либо начать трудовую деятельность (39,2%), примерно для 6% этот вопрос не актуален, 6% затруднились с ответом. Меньше всего
респондентов ответили, что пойдут служить в армию, либо посвятят себя семейной жизни.
Рассмотрим отношение молодых россиян к карьере, уверенности в успешном трудоустройстве и своем будущем. Начнем с анализа ответа на вопрос о наличии желания работать по специальности после окончания университета. Этот вопрос, с одной стороны, интересен с точки зрения изучения аспекта ассоциации себя с выбранной профессией, с другой стороны, с точки зрения готовности работать по полученной специальности, реализовы-вать себя как специалиста.
Среди всех ответивших на вопрос «Собираетесь ли Вы после окончания вуза работать по специальности?» более 57% ответили «Да», 17,5% ответили, что уже работают по специальности, 16,2% затруднились с ответом и чуть более 9% ответили «Нет». Установлено, что более всего ориентированы работать по специальности общественные активисты (60,4% против 57,2% по всей выборке).
В целом по выборке молодежь уверена в успешном трудоустройстве по полученной специальности (так ответило свыше 60% опрошенных). Более всего уверены в своем успешном трудоустройстве военные, педагоги и юристы, менее всего - представители естественных наук, аграрии и управленцы. Однако, несмотря на веру в свое успешное трудоустройство, свое будущее в целом молодежь видит нечетко (более 50% всех участвовавших в исследовании ответили отрицательно на данный вопрос).
Значимым в ходе проведения исследования стал вопрос стратегии поиска работы (см. рис. 3). Выяснено, что большинство молодых людей поиск работы будут осуществлять через интернет и самостоятельно, без чьей-либо помощи (будут размещать резюме, искать объявления о работе). Следующим по популярности стал ответ «лично, приходя на предприятия», и далее - через друзей, сверстников, стажировки и др.
Рисунок 3 - Стратегии поиска работы (% от опрошенных)
В ходе проведения исследования получения образования. В качестве ве-установлено, что мотивы трудоустрой- дущего мотива получения работы моло-ства в основном совпадают с мотивами дежь единодушно выбрала «желание
заниматься любимым делом». Напомним, что ведущим мотивом получения высшего образования молодежь указала «преобладает желание получить определенную специальность». Также в число наиболее значимых мотивов трудоустройства вошли «получение заработка» и «саморазвитие».
Далее участникам опроса был задан вопрос о том, в каких компаниях они желают работать. Получены следующие результаты: 45% респондентов желают работать в государственных организациях, 23% хотели бы организовать собственную компанию/фирму, 18,4% опрошенных хотели бы работать в негосударственных компаниях, примерно 11 % желают связать свою профессиональную жизнь с органами исполнительной власти, остальные респонденты указали иные организации. Данный факт свидетельствует о росте интереса к созданию собственного бизнеса при одновременном сохранении определенного патернализма и желании работать в государственном секторе. Причем среди представителей российской глубинки больше тех, кто ориентирован работать в государственном секторе (68% против 45,5% в общей выборке), а среди жителей городов и столиц больше тех, кто желает работать в частных компаниях.
В данном контексте интересно сравнить ответы респондентов на вопрос о том, как они оценивают российские и зарубежные компании. В результате анализа было выявлено, что, в основном, зарубежные компании молодыми людьми оцениваются лучше, чем российские. По мнению респондентов зарубежным компаниям гораздо больше, чем российским, присущи высокая заработная плата, благоприятные условия труда и лучшее оборудование. По всем сравниваемым критериям зарубежные компании оцениваются участниками опроса в среднем выше, нежели российские. И, тем не менее, более половины респондентов на вопрос о том, в каких компаниях (зарубежных или российских) они предпочли были работать,
выбрали российские. В будущем, планируется более подробно изучить факторы, влияющие на выбор работы именно в отечественных компаниях, несмотря на то, что по абсолютному большинству важных факторов трудоустройства (заработная плата, оборудование, условия труда, возможность для карьерного роста) российские компании молодежью оцениваются ниже, чем зарубежные. Вероятно, в данном случае на выбор молодежи влияют требования, предъявляемые зарубежными компаниями к своим сотрудникам (например, свободное владение иностранными языками), а также иные социальные и психологические установки.
Изучая аспекты планирования и построения карьеры, стоит отдельно упомянуть вопрос о намерении работать в какой-то конкретной компании. В общей выборке доля тех, кто ориентирован на работу в определенной компании (40,8%) ниже доли тех, кто не имеет такой четкой ориентации (59,2%). Наиболее популярными среди респондентов являются российские компании и государственные корпорации (Газпром, Ро-сатом, Biocad); банки (Сбербанк); органы государственной власти (Правительство Российской Федерации, Государственная Дума, федеральные и региональные министерства); образовательные организации (университеты, институты, школы, в том числе и частные). Наиболее предпочтительной для работы зарубежной компанией стал Google.
С точки зрения изучения карьерных траекторий молодых драйверов российской экономики, значительный интерес представляет анализ мнений молодежи относительно критериев хорошей работы.
Хорошая работа, по мнению молодежи - это место, где присутствуют четыре основных фактора:
- хорошо платят;
- есть возможность реализоваться по выбранной специальности;
- есть хорошие возможности для карьерного роста;
- хороший психологический климат (см. рис. 4).
Такой фактор, как «возможность успешного карьерного роста» является одним из наиболее значимых для будущих военных, управленцев, экономистов и программистов. Наличие единомышленников очень значимо для представителей сферы РРи рекламы. Воз-
можность помогать людям более значимо для военных и юристов, чем по выборке в целом. Гибкий график важен для будущих инженеров, представителей социально-гуманитарной сферы, программистов, представителей сферы РРи рекламы, а также медицинских работников.
Хорошая работа - это место, тде.
■ 11Л0%
1030%
21,10%
Хорош оплатят
Я смогу реализоваться по выбранной мной специальности
Есть хорошие возможности для карьерного роста
Хороший психологический климат (хорошие взаимоотношения с коллегами! Созданы благоприятные (в том числе безопасные) условия груда
Я ощущаю свою значимость, статусность Я могу помогать людям Предусмотрен гибшй график работы Есть единомышленники Есть социальный пакет и льготы Хорошие взаимоотношения с руководством К моему мнению прислушиваются Другое
0,00% 5,00е/; 10,00е/, 15,00% 20,00% 23,00%
Рисунок 4 - Представления респондентов о хорошей работе (ответ с множественным выбором)
Поскольку для респондентов одним из самых значимых факторов в выборе работодателя является материальный, рассмотрим подробнее аспект минимальных зарплатных ожиданий у молодежи на ближайшей год. 36% респондентов планируют зарабатывать в текущем году в среднем от 21 до 40 тысяч рублей в месяц (наиболее характерно для жителей глубинки и городов), 24% респондентов -от 41 до 60 тысяч рублей в месяц, а16% -от 61 до 100 тысяч рублей в месяц (чаще встречается среди жителей городов федерального значения).15% респондентов согласны получать до 20 тысяч рублей в месяц
(среди жителей глубинки почти в два раза чаще, чем в среднем по выборке).
Интересно, что в качестве основного фактора смены места работы молодые люди указали более высокий уровень заработной платы и премий. После этого следуют факторы, связанные с наличием в компании благоприятных условий труда и возможностей для самореализации, дружественного коллектива и гибкого графика (см. рис. 5).
В заключении отметим следующие основные итоги проведенного исследования:
1. Молодые люди заинтересованы в своем трудоустройстве. Почти поровну
распределились мнения опрошенных представителей молодежи относительно планов после окончания учебы: продолжат учиться 40,7% (данный факт связан с тем, что большинство респон-
дентов на момент опроса являлось студентами бакалавриата), планируют начать трудовую деятельность - 39,2% респондентов.
Рисунок 5 - Факторы смены места работы (вопрос с множественным вариантом ответа)
2. О мерах государственной поддержки молодежь проинформирована слабо.
3. Наблюдается позитивная тенденция заинтересованности молодежи в трудоустройстве именно по специальности. Так, среди всех опрошенных молодых людей около 17,5 % на момент опроса уже работали по специальности (из числа работающих респондентов доля работающих по полученной специальности - почти 34,3%), а более половины (57% от выборки) отметили, что после окончания вуза планируют трудоустроиться именно по специальности.
4. Среди ведущих мотивов получения высшего образования опрошенная молодежь выделила желание получить определенную специальность (46% всех ответов) и гарантию успешного трудоустройства (27,2% всех ответов). Лишь 7% респондентов указали такую причину получения высшего образования, как его престиж.
5. Трудовые мотивы респондентов совпадают с их мотивами получения образования. Так, главный мотив - возможность заниматься любимым делом, далее - мотив получения денег, а уже после - мотив саморазвития и самосовершенствования.
6. Большинство респондентов (более 50%) продемонстрировали уверенность в выборе вуза и специальности, при том, что 15% при возможности вернуться в прошлое поменяли бы кардинально и специальность, и университет, а почти 12% всех респондентов поменяли бы университет.
7. Выбор специальности в основном у современной молодежи обусловлен наличием интереса (более 40% всех полученных ответов), возможностью принести пользу обществу (почти 25% всех ответов) и возможностью сделать хорошую карьеру с полученной специальностью (8,3% всех ответов). Заметна незначительная разница между ответами на данный вопрос у представителей различных подгрупп: жители глубинки
немного чаще, чем представители других подгрупп, демонстрировали тенденцию выбора профессии из критерия пользы обществу, а также продолжения семейной профессиональной династии. Для представителей данной подгруппы критерий легкого трудоустройства с полученной специальностью является третьим по значимости фактором (у представителей подгруппы жителей городов и городов федерального значения данный вариант встречался почти в 2 раза реже).Это косвенный фактор, свидетельствующий о проблемах трудоустройства молодежи в регионах по выбранной специальности. Для жителей городов федерального значения возможность сделать хорошую карьеру имеет большее значение, чем для представителей иных подгрупп.
8. В целом по выборке молодежь видит свое будущее после окончания вуза нечетко. Продемонстрировали большую уверенность в своем будущем среди рассматриваемых подвыборок жители поселков городского типа и деревень, а среди представителей различных специальностей -аграрии, педагоги и юристы. Менее всего уверены в своем будущем военнослужащие, представители сферы РРи рекламы.
9. Можно отметить тот факт, что молодежь, принявшая участие в исследовании, уверена в своем будущем трудоустройстве по полученной специальности (так считает более 60% всех респондентов). Больше всех уверены в своем трудоустройстве по специальности будущие военные, педагоги, юристы и программисты. Меньше всего уверены -менеджеры и аграрии.
10. Большинство молодых людей поиск работы будут осуществлять через интернет (будут размещать резюме, искать объявления о работе). Вторым по популярности стал ответ о поиске работы самостоятельно, без чьей-либо помощи. На третьем месте вариант ответа - лично, приходя на предприятия.
11. В целом российская молодежная интеллектуальная элита оценивает за-
рубежные компании выше, чем российские по многим критериям. По мнению респондентов зарубежным компаниям гораздо больше, чем российским, присущи высокая заработная плата, социальное страхование, благоприятные условия труда и лучшее оборудование. По всем сравниваемым критериям зарубежные компании оцениваются участниками опроса в среднем выше, нежели российские.
12. Хорошая работа, по мнению респондентов, должна удовлетворять четырем основным критериям: в равной мере работа должна обеспечивать достойный уровень заработной платы (так ответило большинство респондентов), давать возможность реализоваться по выбранной специальности (более характерно для аграриев, военных, медиков и фармацевтов); характеризоваться наличием хорошего психологического климата (более характерно для будущих представителей сферы искусства) и обеспечивать возможности для карьерного роста.
13. При смене места работы молодые специалисты будут руководствоваться многими факторами, но для них первостепенное значение имеют следующие: более высокий уровень заработной платы и премий, более благоприятные условия труда, в том числе первоклассное оборудование, возможность самореализации, дружный коллектив.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // http://kremlin.ru/acts/bank/43027
2. Абанкина Т.В. Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России / Абан-кина Т.В., Красилова А.Н., Ястребов Г.А. // Вопросы образования. Социология. https://cyberleninka.rU/article/v/obrazovani e-kak-start-dlya-zhizni-zhiznennye-plany-selskih-shkolnikov-v-rossii
3. Андреев А.И., Андриянов А.В., Антипов Е.А., Павлова С.М. К социальному портрету молодого россиянина: опыт исследования карьерных устремлений» // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 103-113. http://journals.mosgu.rU/zpu/article/view/7 23/823
4. Брюшинкин В.Н. Особенности исследования идентичности // субъективность и идентичность: коллект. монография. / Отв. ред. А.В. Михайловский. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 261-272.
5. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив. 2013. С. 377-415.
6. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3327. Режим доступа // https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1 16111
7. Еленев К.С. Развитие системы привлечения талантливой молодежи на инженерные карьерные траектории: проблемные поля и направления взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятия / Еленев К.С., Еленева Е.А., Можаров-ская А.А. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). C. 843-847.
Some results of a sociological study of career paths of research-oriented youth Pavlova S.M., Andrianov A.V., Antipov E.A., Martynova A.A.
Analytical center under the Government of the Russian Federation, Moscow state University named after M.V. Lomonosov, Moscow regional research clinical Institute named after M. F. Vladimirsky The article presents the results of a 2019 sociological study devoted to the study of career trajectories of science-oriented youth. The relevance of the work is due to the fact that in modern Russian realities there is an increasing need for a more accurate sociological representation of young Russians, especially in terms of their career aspirations, expectations and planned prospects. To ensure the implementation of long - term and medium-term strategic goals, socio-economic growth and development, as well as
ensuring the national security of the Russian Federation, it is advisable to pay special attention to the state of human resources, which is based on research-oriented youth - students and graduates of universities. The study is necessary to improve the effectiveness of state policy in the field of training for the modern labor market. In the article great attention is paid to the policy issues of digitalization in the Russian Federation. Keywords: youth, youth intellectual elite, career career paths, public policy, science, socioeconomic relations. References
1. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018, No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" // http://kremlin.ru/acts/bank/43027
2. Abankina T.V. Education as a start for life: life
plans of rural schoolchildren in Russia / Abankina T.V., Krasilova A.N., Yastrebov G.A. // Issues of education. Sociology. https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovanie -kak-start-dlya-zhizni-zhiznennye-plany-selskih-shkolnikov-v-rossii
3. Andreev A.I., Andriyanov A.V., Antipov E.A.,
Pavlova S.M. Toward a social portrait of a young Russian: experience in researching career aspirations "// Knowledge. Understanding. Skill. 2018. No. 2. S. 103113.
http://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/72 3/823
4. Bryushinkin V.N. Features of the study of
identity // subjectivity and identity: collect. monograph. / Ans. ed. A.V. Mikhailovsky. Nat researched University "Higher School of Economics". - M.: Publishing. House of the Higher School of Economics, 2012. S. 261272.
5. Weber M. Basic sociological concepts / M.
Weber // Weber M. Favorites: Protestant ethics and the spirit of capitalism. - St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives. 2013.S. 377-415.
6. VTslOM. Press release No. 3327. Access
mode //
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11 6111
7. Elenev K.S. Development of a system for attracting talented youth to career paths in engineering: problem areas and areas of interaction between educational organizations and industrial enterprises / Konstantin E., Elena E., Elena A. Mozharovskaya // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 9 (50). C. 843-847.
Ц гп::д. 1