УДК 330.8 ББК 65
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА САРАДЖЕВА,
доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета,
кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Современная модель экономики нашей страны обеспечила восстановительный рост после масштабного кризиса 2008-2009 гг., однако сырьевая модель экономики не в состоянии обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие страны при наличии внешних и внутренних угроз, свойственных настоящему времени. Основной стратегической перспективой решения проблем экономической безопасности в условиях сырьевого сценария развития экономики является диверсификация экономики с целевым развитием обрабатывающего сектора промышленности.
Ключевые слова: диверсификация, экономический интерес, безопасность, сырьевые ресурсы, обрабатывающая промышленность.
Annotation. The modem model of economy of our country provided recovery growth after large-scale crisis of 2008-2009, however the raw model of economy isn't able to provide sustainable social and economic development of the country in the presence of the external and internal threats peculiar to the present. The main strategic prospect of the solution of problems of economic security in the conditions of the raw scenario of development of economy is diversification of economy with target development of the processing sector of the industry.
Keywords: diversification, economic interest, safety, raw material resources, manufacturing industry.
Скорейшая диверсификация структуры национальной экономики кране необходима, так как при ее отсутствии интересы энергосырьевого сектора будут все с большей очевидностью противопоставляться национальным экономическим интересам. Диверсификация в масштабах не отдельно взятого предприятия (хотя практически каждое предприятие обрабатывающей промышленности вынуждено будет принять участие в ней, поскольку альтернативой такому участию будет уход с рынка), а в масштабах всей страны, с привлечением серьезных инвестиционных мероприятий, осуществление которых невозможно без участия консолидированных усилий финансового сектора экономики - такие меры по диверсификации промышленного комплекса под силу только государству. Экономическим базисом, определяющим роль государства в защите высших национальных интересов, является его участие в процессе общественного воспроизводства, в обеспечении экономического могущества страны, ее безопасности и благополучия граждан1.
Современная концепция стратегии национальной безопасности РФ базируется на понимании национальных интересов как совокупности внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и самого государства; на понимании стратегических национальных приоритетов как важнейших направле-
ний обеспечения национальной безопасности, по которым осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности2.
Исследуя сущность экономического интереса, И.М. Авдеев заключает: «...экономический интерес - причина и условие взаимодействия экономических субъектов. Экономические интересы выступают одним из фундаментальных и определяющих явлений в жизни общества, с которыми непосредственно связана повседневная хозяйственная деятельность людей... Экономические интересы находят свое выражение в осознанных целях и действиях»3.
Экономический интерес представляет собой форму проявления экономических потребностей, реализуя которые хозяйствующий субъект обеспечивает саморазвитие и самостоятельность. Рассматривая мировую экономическую систему как рынок, вполне уместным представляется нам рассматривать отдельно взятую страну с ее экономикой как хозяйствующего субъекта на мировом рынке. Носителем экономических интересов в данном случае является государство. Экономический интерес признается «источником активности субъекта, поскольку он придает цели действенный характер, соединяя со средствами ее достижения»4. При этом принципиально важным является характеристика экономических интересов «как побудительных мотивов
деятельности хозяйствующих субъектов в воспроизводственном процессе»5, поскольку устойчивый экономический рост предусматривает воспроизводство, причем расширенное, и это важный момент в контексте рассматриваемых нами проблем реализации сценария опережающего развития обрабатывающей промышленности. В целях обеспечения экономической безопасности необходимо создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства в сегменте обрабатывающей промышленности как ключевой фактор обеспечения национальных экономических интересов.
Исследованию дефиниции экономического интереса посвящен ряд работ, в которых достаточно полно и обоснованно рассмотрены вопросы дисбаланса, согласования и гармонизации экономических интересов хозяйствующих субъектов6,7,8,9. Показано, что поскольку носителями экономических интересов является довольно широкий круг экономических агентов, постольку экономические интересы представляют собой множество с различными характеристическими параметрами. Вместе с тем, «общество представляет собой взаимосвязанное множество различных хозяйствующих субъектов, воспроизводящееся как целое благодаря процессу
их деятельности и взаимодействию между собой .....
именно общественный интерес является концептуальной основой согласования всех интересов»10,11. Политика государства должна способствовать оптимальному сочетанию экономических интересов общества и эффективному развитию экономической системы в целом, т.е., как справедливо отмечает В.Л. Сиднина12, главная корректирующая роль в механизме стабилизации социально-экономического положения отводится государству, и оно призвано «обеспечить одновекторность реализации интересов в границах определенной структурной формы единой парадигмы интересов»13.
Национальные экономические интересы являются одним из основных ориентиров развития экономики страны и в связи «со вступлением РФ во Всемирную торговую организацию, возникает настоятельная необходимость выявления и определения национальных экономических интересов, приоритетов, обязательств и условий, гарантирующих национальную экономическую безопасность страны»14.
Вопросу влияния процессов глобализации на национальные экономические интересы посвящен ряд работ отечественных и зарубежных исследователей, в том числе работы Дж. Стиглица15,16 Дж. Тобина17, Ю. Шишкова18, А. Абалкина19, Ю. Петрова20,21 и др.
Полагаем, что следует принять за основу подход к рассматриваемой дефиниции, изложенный И.В. Днепровской: «...национальные экономические интересы представляют собой сложнейший комплекс отношений между национальными, иностранными, международными экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленный на долгосрочное развитие национального хозяйства как целостного и конкурентоспособного организма»22.
Защита экономических интересов может осуществляться как действия, следующие за наступлением каких-либо фактов или явлений, когда результат угрозы уже манифестировался (опасность как реализованная угроза) и налицо объективно новая экономическая ситуация. В этом случае мы может говорить о пассивном характере защиты экономических интересов. Однако, защита экономических интересов может осуществляться и в виде превентивных действий, т.е. выражаться в реализации комплекса мероприятий, предотвращающих реализацию угрозы экономическим интересам и манифестацию результата реализации угрозы. В этом случае уместно говорить об активном характере защиты экономических интересов. А.И. Числов, Е.А. Цишковский рассматривая экономическую безопасность страны как такое состояние развития экономики, которое обеспечивается государством путем устранения препятствий в реализации национальных экономических интересов и защиты их от негативных факторов, высказывают тезис о том, что наступление есть возможный вариант достижения безопасного состояния23. При этом, по мнению А.И. Числова и Е.А. Цишковского, «прямое противодействие угрозам есть защита экономических интересов, а их недопущение осуществляется путем реализации экономических интересов»24, т.е. механизм обеспечения экономической безопасности формируется на базе двух блоков:
• оборонного блока, т.е. защиты экономических интересов от угроз;
• наступательного блока, т.е. реализации экономических интересов.
Угрозы экономической безопасности страны, как внутренние, так и внешние, могут быть преодолены путем реализации программы действий на уровне национальной рыночной системы как способности рынка сохранять устойчивость при внешних дестабилизирующих воздействиях; и могут быть преодолены путем реализации комплекса действий на уровне государственной системы, выражающейся в возможности сохранять независимость в принятии решений. Говоря о необходимости реализации сценария опережающего развития обрабатывающей промышленности, мы полагаем важным тот факт, что здесь имеет место второй случай, т.е. предотвращение угроз на уровне государственной системы, поскольку поддержание существующего положения дел требует существенно меньших усилий, нежели коренная структурная перестройка промышленности, и интересы участников рынка добывающего сегмента промышленности (в том числе топливно-энергетических компаний, монополистических корпораций, отдельных регионов страны) на уровне национальной рыночной системы могут возобладать. Такое возобладание интересов, которые в обсуждаемой ситуации могут характеризоваться как в определенном смысле слова «эгоистические», с точки зрения национальных экономических интересов могут рассматриваться как внутренняя угроза.
Исследованию вопросов реализации экономических интересов в аспекте обеспечения экономической безопасности посвящен ряд работ, в том числе К.А. Шем-чука, который показал, что «экономические интересы выражают объективную необходимость удовлетворения существующих и развивающихся потребностей, и сами носят объективный характер. Национальные экономические интересы имеют социально-экономическую основу и связаны, в первую очередь, с обеспечением экономической безопасности страны»25. И.В. Днепровская полагает, что «основным государственным интересом в структуре комплекса национальных интересов является обеспечение национальной безопасности»26.
Современные государства, обладающие реальным суверенитетом, разрабатывают и реализуют собственные стратегия экономической безопасности, которые исходят из геополитических целей стран, обоснованы с экономической точки зрения и подкрепляются комплексом мероприятий, в том числе организационного характера. Эта стратегия лежит в основе экономической политики государства, которая ставит целью сохранение экономической целостности государства, его экономической независимости, а также создание условий для развития экономики и обеспечения социально-политической стабильности общества.
Стратегические направления обеспечения экономической безопасности страны неоднократно служили объектом исследований27,28,29,30 и научное сообщество единодушно признает, что такими основными направлениями являются создание эффективного механизма рыночной экономики, развитие конкурентных отношений, обеспечение динамичного роста благосостояния граждан. Наряду с прочими, одним из стратегических направлений обеспечения экономической безопасности является устранение деформаций процесса воспроизводства в рамках национальной экономики. Однако, именно это направление обеспечения экономической безопасности чаще всего остается за пределами рассмотрения. Между тем, именно это направление в настоящее время, в особенности в условиях кризисных явлений в мировой экономике, когда компании вынуждены сворачивать производства или испытывают трудности с выходом на рынок высокотехнологической продукции или продукции высокого уровня передела требуют пристального внимания.
Основным путем реализации такого стратегического направления обеспечения экономической безопасности как устранение деформаций процесса воспроизводства в рамках национальной экономики для России является опережающее развитие обрабатывающей промышленности.
Ю.И. Литовкин, исследовав вопросы системной поддержки экспорта, весьма убедительно показывает, что «в условиях современной мировой экономической конъюнктуры увеличение объемов экспорта перестает быть источником экономического роста и превращается в фактор его сдерживания»31. Следует, однако, пояснить, что тезис о пересмотре отношения к экспорту как источ-
нику экономического роста подразумевает пересмотр отношения не к экспорту вообще как результату международного разделения труда, а к экспорту минерально-сырьевых ресурсов, в том числе углеводородов.
Важен не сам по себе отказ от экспорта минерально-сырьевых продуктов, а замещение дохода, получаемого от экспорта минерально-сырьевых продуктов, доходом, получаемым от продажи продукции обрабатывающей промышленности. Необходимо не уйти с международного рынка совсем, не замкнуться внутри национальной экономики, а выйти на международный рынок с иной, конкурентоспособной продукцией с высокой добавочной стоимостью и занять достойное место на международном рынке в своей новой ипостаси. Освобождая место на рынке международного разделения труда в сегменте сырьевых ресурсов, одновременно необходимо обеспечить свое присутствие в сегменте высокотехнологической продукции. Для обеспечения такого маневра, сопровождаемого диверсификацией промышленности страны, необходима эфэффективная внешнеэкономическая политика, ориентированная на повышение конкурентоспособности российского экспортного потенциала на мировом рынке.
Отражением того, насколько явно демонстрируется экономический интерес к той или иной сфере, можно рассматривать объем инвестиций. В табл. 1 представлены данные об объемах инвестиций в основной капитал в добывающий и обрабатывающий сектор промышленности в России в 2013-2014 гг.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал в добывающий
и обрабатывающий сектор промышленности в России в 2013-2014 гг.
2013 г. 2014 г 2014 / 2013
млрд. руб. % млрд. руб. %
Российская Федерация, всего 9214,2 100,00 9852,9 100,00 106,3
в том числе
Добыча сырой нефти и природного газа 1349,9 14,65 1620,4 16,45 120,04
Обрабатывающие производства 1461,9 15,87 1608,5 16,33 110,02
На долю обрабатывающей промышленности приходится всего около 16% общего объема инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности. Как видно из представленных в табл. 1 данных, объем инвестиций во все обрабатывающие
производства сопоставим с объемом инвестиций, сделанных только в один сегмент добывающей промышленности - добычу сырой нефти и природного газа (добыча углеводородов). При этом, если в 2013 г. объем инвестиций, хотя и не на много, но все же превышал объем инвестиций в добычу углеводородов, то в 2014 г. ситуация стала еще хуже - объем инвестиций во все отрасли обрабатывающей промышленности в сумме был меньше, чем объем инвестиций в добычу углеводородов. Одновременно с этим темпы роста инвестиций в обрабатывающие производства значительно ниже соответствующего показателя в сегменте добычи нефти и газа32, 33.
В процессе рыночных преобразований произошла трансформация экономических интересов нашей страны. Мы можем констатировать, что в настоящее время наблюдается дисбаланс интересов экономики страны и добывающих отраслей промышленности, что препятствует выходу национальной экономической системы на устойчивый экономический рост и отрицательно сказывается на экономической безопасности страны. Стратегические цели социально-экономического развития России требуют не только восстановления нарушенного баланса интересов, а приоритет интересов устойчивого развития экономики, что требует выдвинуть на первый план интересы развития промышленности как единого комплекса, а это в свою очередь в современной ситуации предполагает опережающее развитие обрабатывающей промышленности на принципиально новой высокотехнологической базе.
Литература
1. Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. 18 мая. № 20. Ст. 2444.
2. Абалкин А.О. О национально-государственных интересах России // Вопросы экономики. 1994. № 4. С. 4.
3. Авдеев И.М. К вопросу о сущности экономического интереса // Социально-экономические явления и процессы. 2009. №1 (103). С. 18-20.
4. Аткинсон Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс. 1995
5. Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность // Полис. 2002. № 4. С. 150-179.
6. Дегтяров А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства // Вестник МГУ С. 6. Экономика. 2003. № 6.
7. Днепровская И.В. Национальные экономические интересы России в условиях глобализации: Автореф. дисс... канд. экон. наук. Волгоград. 2005.
8. Завьялова Е.Б. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебное пособие / М.: МГИ-МО (У) МИД России, 2004. 201 с.
9. Карпова С.В., Якунина И.Н. Проявление дисбаланса экономических интересов на различных уровнях хозяйственной системы современной России // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/proyavlenie-disbalansa-ekonomicheskih-interesov-na-razlichnyh-urovnyah-hozyaystvennoy-sistemy-sovremennoy-rossii (дата обращения: 20 сентября 2015 г.).
10. Колодина О.Ю. Особенности процесса согласования экономических интересов в современной России // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3 (049). URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/osobenmsti-protsessa-soglasovaniya-ekonomicheskih-interesov-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 3 ноября 2015 г.).
11. Кузнецова Е.И. Инновационная безопасность и приоритеты реализации инновационной политики в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 31(316). 2015. С. 12.
12. Литовкин Ю.И. Системная поддержка экспорта Российской Федерации // Деньги и кредит. 2014. № 6. С. 36-38.
13. Машенцева Н.Г. Гармонизация экономических интересов: сущность и проблемы обеспечения // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-ekonomicheskih-interesov-suschnost-i-problemy-obespecheniya (дата обращения: 3 ноября 2015 г.).
14. Петров Ю. Присоединение России к ВТО новый раунд «шокотерапии»? // Российский экономический журнал. 2002. № 3.
15. Рыкова И.Н., Лесных Ю.Г. Обеспечение безопасности финансовой системы России в условиях трансформации энергетического рынка // Финансовый журнал. Научно-исследовательский финансовый институт. 2013. № 2 (16). Июнь-июль. С. 45-54.
16. Сараджева О.В. Современный сценарий развития экономики России и вопросы экономической безопасности: Монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С. 52.
17. Сараджева О.В. Социально-экономическое развитие России в аспекте экономической безопасности. Монография / М.: Спутник +, 2015. С. 43-48.
18. Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России// Вопросы экономики. №8. 2001. С. 64-80
19. Сиднина В.Л. Создание эффективной иерар-хи-ческой системы экономических интересов - условие развития экономики России // Теоретическая экономика. 2012. № 2. С. 20.
20. Стиглиц Д. Человеческое лицо глобализации / Политический журнал. 2004. №7. С. 16-24.
21. Тобин Дж. Теорема о «невидимой рука» должна быть модифицирована // РЭЖ. 2002. №. 3.
22. Фролов Д.Г. Формирование экономических интересов хозяйствующих субъектов // Вестник Орел-ГИЭТ. 2012. № 3(21). С. 140.
23. Числов А.И., Цишковский Е.А. Защита и реализация экономических интересов России как основные
направления обеспечения ее экономической безопасности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2006. №1 (1). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ zaschita-i-realizatsiya-ekonomicheskih-interesov-rossii-kak-osnovnye-napravleniya-obespecheniya-ee-ekonomicheskoy-bezopasnosti Чубайс(дата обращения: 16 октября 2015 г.)
24. Шемчук К.А. Реализация экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях социально-рыночной трансформации в России: Автореф. дисс... канд. экон. наук. Новочеркасск. 2005.
25. Шишков Ю. Россия и мировой рынок: структурный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №1. С. 5-12.
26. Щербак Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности (методологические аспекты). Л., 1976.
References
1. Strategy of National security of the Russian Federation till 2020. N 20th Art. 2444 are approved by the Decree of the Russian President of May 12, 2009 No. 537// the Russian Federation Code of May 18, 2009.
2. Abalkin A. About the national and state interests of Russia / Economy Questions. 1994. № 4. P. 4.
3. Avdeev I.M. To a question of essence of economic interests/the Social and economic phenomena and processes. 2009. No. 1 (103). P. 18-20.
4. Atkinson E., Stiglitz D. Lectures on the economic theory of public sector. M.: Aspect Press.1995.
5. Bettler A. National interests, national and international security // Policy. 2002. No. 4. P. 150-179.
6. Degtyarov A., Malikov R. Institutional factors of creation of mechanisms of overcoming of administrative barriers in business development // Bulletin of MSU. P. 6. Economy. 2003. No. 6.
7. Dneprovskaya I.V. National economic interests of Russia in the conditions of globalization. Avtoref. yew ... edging. экон. sciences. Volgograd. 2005.
8. Zavyalova E.B. Economic security of the Russian Federation: Manual. M.: MGIMO (At) the MFA of Russia, 2004. 201 p.
9. Karpova S.V, Yakunin I.N. Manifestation of an imbalance of economic interests at various levels of economic system of modern Russia//the Social and economic phenomena and processes. 2010. No. 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7proyavlenie-disbalansa-ekonomicheskih-interesov-na-razlichnyh-urovnyah-hozyaystvennoy-sistemy-sovremennoy-rossii (date of the address: 20.09.2015).
10. Kolodina O.Yu. Features of process of coordination of economic interests in modern Russia//the Social and economic phenomena and processes. 2013. No. 3 (049). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-soglasovaniya-ekonomicheskih-interesov-v-sovremennoy-rossii (date of the address: 03.11.2015).
11. Kuznetsova E.I. Innovative safety and priorities of realization of innovative policy in Russia//National interests: priorities and safety. No. 31(316). 2015. P. 12
12. Litovkin Yu.I. System support of export of the Russian Federation // Money and credit. 2014. No. 6. P. 36-38.
13. Mashentseva N.G. Harmonization of economic interests: essence and problems of providing//Social and economic phenomena and processes. 2012. No. 7-8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-ekonomicheskih-interesov-suschnost-i-problemy-obespecheniya (date of the address: 03.11.2015).
14. Petrov B.B. Accession of Russia to the WTO new round of "shokoterapiya"? // Russian economic magazine. 2002. № 3.
15. Rykova I.N., Forest YU.G. Safety of a financial system of Russia in the conditions of transformation of the energy market//the Financial magazine. Research financial institution. 2013. No. 2 (16). June - July. P. 45-54.
16. Saradzheva O.V Modern scenario of development of economy of Russia and questions of economic security. the monograph / M.: UNITY-DANA: Law and right, 2015. P. 52.
17. Saradzheva O. V. Social and economic development of Russia in aspect of economic security. The monograph / M.: Satellite +, 2015. P. 43-48.
18. Senchagov V. Economic security as basis of ensuring national security of Russia//economy Questions. № 8. 2001. P. 64-80.
19. Sidnina V.L. Creation of effective hierarchical system of economic interests - a condition of development of economy of Russia // Theoretical экономи. 2012. No. 2. P. 20.
20. Stiglitz. Human face of globalization / Political magazine. 2004. No. 7. P. 16-24.
21. Tobin Dzh. The theorem about "invisible a hand" has to be modified // by REZh. 2002. No. 3.
22. Frolov D.G. Formation of economic interests of economic entities // Orel-GIET Bulletin. 2012. No. 3(21). P. 140.
23. Chislov A.I., Tsishkovsky E.A. Protection and realization of economic interests of Russia as main directions of providing its economic security/Jurisprudence and law-enforcement practice. 2006. No. 1 (1). URL: http://cyberleninka. ru/article/n/zaschita-i-realizatsiya-ekonomicheskih-interesov-rossii-kak-osnovnye-napravleniya-obespecheniya-ee-ekonomicheskoy-bezopasnosti Chubais (date of the address: 16.10.2015)
24. Shemchuk K.A. Realization of economic interests and providing economic security in the conditions of social and market transformation in Russia. Avtoref. yew ... edging. экон. sciences. Novocherkassk. 2005.
25. Shishkov Yu. Russia and world market: structural aspect//World economy and international relations. 1997. №1. P. 5-12.
26. Shcherbak F. N. Incentives ofwork (methodological aspects). L., 1976.
1 Кузнецова Е.И. Инновационная безопасность и приоритеты реализации инновационной политики в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. N»31(316). 2015. С. 12.
2 Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. 18 мая. № 20. Ст. 2444.
3 Авдеев И.М. К вопросу о сущности экономического интереса // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 1 (103). С.18-20.
4 Щербак Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности (методологические аспекты). Л., 1976.
5 Карпова С.В., Якунина И.Н. Проявление дисбаланса экономических интересов на различных уровнях хозяйственной системы современной России // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ pшyavleшe-disbalansa-ekonomicheskih-interesov-na-razHchnyh-urovnyah-hozyaystvennoy-sistemy-sovremennoy-rossii (дата обращения: 20 сентября 2015 г.).
6 Колодина О.Ю. Особенности процесса согласования экономических интересов в современной России // Социально-экономические явления и процессы . 2013. №3 (049). URL: М1р:// cyberieшnka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-soglasovaшya-ekonomicheskih-interesov-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 3 ноября 2015 г.).
7 Фролов Д. Г. Формирование экономических интересов хозяйствующих субъектов // Вестник Орел-ГИЭТ. 2012. № 3(21). С. 140.
8 Сиднина В.Л. Создание эффективной иерархической системы экономических интересов - условие развития экономики России // Теоретическая экономика. 2012. № 2. С. 20.
9МашенцеваН.Г. Гармонизация экономических интересов: сущность и проблемы обеспечения // Социально-экономические явления и процессы . 2012. №7-8. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/garmoшzatsiya-ekonomicheskih-interesov-suschnost-i-problemy-obespecheniya (дата обращения: 3 ноября 2015 г.).
10 Колодина О.Ю. Особенности процесса согласования экономических интересов в современной России // Социально-экономические явления и процессы . 2013. №3 (049). URL: М1р:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-soglasovaniya-ekonomicheskih-interesov-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 3 ноября 2015 г.).
иДегтяров А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства // Вестник МГУ С. 6. Экономика. 2003. № 6.
12 Сиднина В.Л. Создание эффективной иерар-хической системы экономических интересов - условие развития экономики России // Теоретическая экономика. 2012. № 2. С. 20.
13 Колодина О.Ю. Особенности процесса согласования экономических интересов в современной России // Социально-экономические явления и процессы . 2013. №3 (049). URL: М1р:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-soglasovaniya-ekonomicheskih-interesov-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 3 ноября 2015 г.).
14 Днепровская И.В. Национальные экономические интересы России в условиях глобализации: Автореф. дисс... канд. экон. наук. Волгоград. 2005.
15 Аткинсон Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс. 1995.
16 Стиглиц Д. Человеческое лицо глобализации / Политический журнал. 2004. №7. С. 16-24.
17 Тобин Дж. Теорема о «невидимой рука» должна быть модифицирована // РЭЖ. 2002. №. 3.
18 Шишков Ю. Россия и мировой рынок: структурный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 1. С. 5-12.
19 Абалкин А. О национально-государственных интересах России / Вопросы экономики. 1994. № 4. С. 4.
20 Петров Ю. Присоединение России к ВТО новый раунд «шокотерапии»? / Российский экономический журнал. 2002. № 3. С. 3-10.
21 Петров Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснование стратегии (макроэкономические, структурные и геополитические вопросы) / Российский экономический журнал. 2002. № 11-12. С. 16-42.
22 Днепровская И.В. Национальные экономические интересы России в условиях глобализации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. Волгоград. 2005.
23 Числов А.И., Цишковский Е.А. Защита и реализация экономических интересов России как основные направления обеспечения ее экономической безопасности // Юридическая наука и правоохранительная практика . 2006. №1 (1). URL: http://cyberleninka. ru/article/n/zaschita-i-realizatsiya-ekonomicheskih-interesov-rossii-kak-osnovnye-napravleniya-obespecheniya-ee-ekonomicheskoy-bezopasnosti Чубайс (дата обращения: 16 октября 2015 г.)
24 Числов А.И., Цишковский Е.А. Защита и реализация экономических интересов России как основные направления обеспечения ее экономической безопасности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2006. № 1 (1). URL: http://cyberleninka. ru/article/n/zaschita-i-realizatsiya-ekonomicheskih-interesov-rossii-kak-osnovnye-napravleniya-obespecheniya-ee-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 16 октября 2015 г.)
25 Шемчук К.А. Реализация экономических интересов и обеспечение экономической безопасности в условиях социально-рыночной трансформации в России: Автореф. дисс. канд. экон. наук. Новочеркасск. 2005.
26 Днепровская И.В. Национальные экономические интересы России в условиях глобализации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. Волгоград. 2005.
27 Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность // Полис. 2002. №4. С. 150-179.
28 Рыкова И.Н., Лесных Ю.Г. Обеспечение безопасности финансовой системы России в условиях трансформации энергетического рынка // Финансовый журнал. Научно-исследовательский финансовый институт. 2013. № 2 (16). Июнь-июль. С. 45-54.
29 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России// Вопросы экономики. № 8. 2001. С. 64-80.
30 Завьялова Е.Б. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебное пособие. М.: МГИМО (У) МИД России, 2004. 201 с.
31 Литовкин Ю.И. Системная поддержка экспорта Российской Федерации // Деньги и кредит. 2014. № 6. С. 36-38.
32 Сараджева О.В. Современный сценарий развития экономики России и вопросы экономической безопасности. монография / М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. С. 52.
33 Сараджева О.В. Социально-экономическое развитие России в аспекте экономической безопасности / М.: Спутник +, 2015. С. 43-48.