Научная статья на тему 'Экономическая безопасность как основа национальной безопасности'

Экономическая безопасность как основа национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / риски / угрозы / неопределенность / управление / цифровизация / national security / risks / threats / uncertainty / management / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Владимирович Шманев

Национальная безопасность любого государства определяется уровнем защищенности от реальных и потенциальных угроз его интересов, таких как: государственная независимость в социально-экономической и международной политике; территориальная целостность; неприкосновенность границы; конституционный строй. Термин «национальная безопасность» прочно вошел в нашу жизнь и является ключевой составляющей для развития России. В отечественных официальных документах данное понятие употребляется не так давно и определяет такое состояние, когда надежно защищены политические, военные, социально-экономические, экологические, духовно-нравственные и прочие интересы. Обеспечение национальной безопасности предопределяет сведение к минимуму воздействия как реальных, так и потенциальных внутренних и внешних негативных угроз, кризисных ситуаций и предполагает консолидированное общество, объединенное едиными нормами, ценностями при сохранении возможности для гармоничного развития личности, что в совокупности формирует крепкое независимое государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергей Владимирович Шманев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security as a basis for national security

The national security of any state is determined by the level of protection from real and potential threats to its interests, such as state independence in socioeconomic and international policy; territorial integrity; inviolability of the border; and constitutional order. The term “national security” has long been firmly embedded in our lives, and, according to the developed relevant concept, is a key component for the development of Russia. In domestic official documents, this concept has been used since not so long and defines such a state when political, military, socioeconomic, environmental, spiritual moral, etc. interests are reliably protected. Ensuring national security predetermines minimizing the impact of both real and potential internal and external negative threats, and crises and assumes a consolidated society united by common norms, and values while preserving the opportunity for harmonious development of the individual, which together forms a strong independent state.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность как основа национальной безопасности»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 218 — 225. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):218 — 225.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 332.1

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-218-225 NIION: 2007-0062-2/24-097

EDN: https://elibrary.ru/OPOAEM MOSURED: 77/27-004-2024-02-297

Экономическая безопасность как основа национальной безопасности

Сергей Владимирович Шманев1, 2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, shmanev_s_v@mail.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Национальная безопасность любого государства определяется уровнем защищенности от реальных и потенциальных угроз его интересов, таких как: государственная независимость в социально-экономической и международной политике; территориальная целостность; неприкосновенность границы; конституционный строй. Термин «национальная безопасность» прочно вошел в нашу жизнь и является ключевой составляющей для развития России. В отечественных официальных документах данное понятие употребляется не так давно и определяет такое состояние, когда надежно защищены политические, военные, социально-экономические, экологические, духовно-нравственные и прочие интересы. Обеспечение национальной безопасности предопределяет сведение к минимуму воздействия как реальных, так и потенциальных внутренних и внешних негативных угроз, кризисных ситуаций и предполагает консолидированное общество, объединенное едиными нормами, ценностями при сохранении возможности для гармоничного развития личности, что в совокупности формирует крепкое независимое государство.

Ключевые слова: национальная безопасность, риски, угрозы, неопределенность, управление, цифровизация Для цитирования: Шманев С.В. Экономическая безопасность как основа национальной безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 2. С. 218 — 225. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-218-225. EDN: https://elibrary.ru/OPOAEM.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Economic security as a basis for national security

Sergey V. Shmanev

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, shmanev_s_v@mail.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russia

Abstract. The national security of any state is determined by the level of protection from real and potential threats to its interests, such as state independence in socioeconomic and international policy; territorial integrity; inviolability of the border; and constitutional order. The term "national security" has long been firmly embedded in our lives, and, according to the developed relevant concept, is a key component for the development of Russia. In domestic official documents, this concept has been used since not so long and defines such a state when political, military, socioeconomic, environmental, spiritual moral, etc. interests are reliably protected. Ensuring national security predetermines minimizing the impact of both real and potential internal and external negative threats, and crises and assumes a consolidated society united by common norms, and values while preserving the opportunity for harmonious development of the individual, which together forms a strong independent state.

Keywords: national security, risks, threats, uncertainty, management, digitalization

For citation: Shmanev S.V. Economic security as a basis for national security // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(2):218-225. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-2-218-225. EDN: https://elibrary.ru/OPOAEM.

© Шманев С.В., 2024

Сегодня, когда на передовые рубежи вышла цифровизация, а компьютерные технологии стали применяться практически во всех сферах общественной жизни, особенно важным становится акцент на национальную безопасность. На это повлияли и результаты глобализации: мировые процессы вызвали ускорение объемов производства, финансовых сделок и появление новых инновационных товаров и услуг, а также сформировали множество взаимосвязей, расширили открытость взаимодействия, вследствие чего и границ. Одновременно это привело и к развитию международного терроризма, увеличению угрозы распространения ядерного и биологического оружия, повысив уровень риска и расширив зоны опасности не только для бизнеса, но и для государства [4; 5; 11].

В связи с этим прогнозирование угроз национальной безопасности, затрагивающее как управляемые, так и малоуправляемые процессы, и оценка уровня риска принимаемых решений стали одним из основных направлений деятельности Правительства РФ [1; 7]. Важно предусматривать политический, военный, социально-экономический, правовой, информационный и духовно-нравственный аспекты при построении системы управления. Несомненно, для реализации таких функций, как нормативное регулирование, оценка и прогнозирование, требуется, помимо прочего, учет количественных и качественных факторов, отражающих фиксируемые изменения, а также закономерности развития социально-экономических процессов, проявляющихся в динамике и структуре научно-технического прогресса, уровне и качестве жизни, объеме производства, интенсивности внешнеэкономической деятельности, состоянии систем образования, здравоохранения и социального обеспечения [9; 14]. Результаты анализа всех обозначенных позиций создадут возможности для разработки новых моделей эффективного управления в сложных современных условиях.

При формировании политики стабилизации подход, опирающийся на изучение и оценку влияния любых внутренних или внешних факторов, которые могут быть отнесены к угрозам и оказывают или могут оказать негативное воздействие на процесс развития личности, общества и государства, имеет первостепенное значение и должен быть направлен на снижение обнаруженных опасностей независимо от того, какие факторы их вызывают.

С момента перехода российской экономики на капиталистический путь развития мы наблюдаем формирование целого ряда угроз стратегичес-

кого характера. По многим параметрам, если раньше не было опыта решения обнаруженных проблем, не проводился научный системный анализ или не учитывались его результаты, мы стали наблюдать каскад негативных проявлений. Вместе с тем, несмотря на многие вызовы, с которыми столкнулась и продолжает сталкиваться отечественная экономика, у нас имеется значительный потенциал для экономического роста и обеспечения статуса великой державы, способной решать не только национальные, но и мировые задачи. Кроме того, мы обладаем множеством природных ресурсов и размещаемся на огромной территории, сохраняем высокий уровень культуры, имеем серьезные разработки в области научно-технического прогресса и располагаем мощным ядерным вооружением, что вынуждает ряд агрессивно настроенных политиков Запада относиться с определенной долей осторожности [3; 8; 10].

Описывая в целом угрозы, можно разделить их на потенциальные, когда только зарождаются предпосылки опасности нанесения вреда человеку, обществу или государству; и реальные, когда проблема окончательно сформировалась, видны шаги для ее реализации, фиксируются факторы, активизация которых приводит к наступлению негативных последствий. При реальной угрозе прежде всего необходимо перевести ее в потенциальную. Это дает возможность более точно оценить уровень возможного подавления угрозы, определить наиболее опасные из них и наметить меры по их устранению или нивелированию.

Как правило, наиболее сложным для выделения и анализа выступает антропогенный (человеческий) фактор. Он имеет самые непредсказуемые последствия и является наиболее распространенным. Несмотря на то, что угрозы национальной безопасности имеют объективную природу, особенности человеческой психики привносят в оценку ситуации элементы субъективизма, что, в свою очередь, искажает реальное положение дел и значительно снижает качество управляющих воздействий.

Угрозы национальной безопасности подразделяются также на внешние и внутренние, хотя в настоящее время это деление довольно условно, так как большинство из них носит трансграничное действие. Одним из самых болезненных их источников являются наметившиеся тенденции в отечественной экономике: нестабильная инвестиционно-инновационная активность (табл. 1, рис. 1, 2), застой в АПК, проблемы в банковской сфере, топливно-сырьевая направленность в экспорте и одновременно снижение его объемов (табл. 2, рис. 3).

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал1 (в фактически действовавших ценах)

Годы Объем, млн руб. (до 1998 г. — млрд руб.) В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) В процентах к 1990 г. (в сопоставимых ценах)

2014 13 902 645 98,52 75,12

2015 13 897 188 89,9 67,5

2016 14 748 847 99,8 67,4

2017 16 027 302 104,8 70,6

2018 17 782 012 105,4 74,4

2019 19 329 038 102,1 76,0

2020 20 393 742 99,9 75,9

2021 23 239 504 108,6 82,4

2022 27 865 234 104,6 86,2

Источник: Статистический сборник «Инвестиции России в 2023 году» (Росстат).

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал Источник: Статистический сборник «Инвестиции России в 2023 году» (Росстат).

1 Значения стоимостных показателей начиная с 1998 г. приведены с учетом изменения нарицательной стоимости российских денежных знаков (уменьшение в 1000 раз) и в масштабе цен, действующем с 1 января 1998 г., за остальные годы — в нарицательной стоимости денежных знаков соответствующих лет.

2 В целях обеспечения статистической сопоставимости показатели рассчитаны без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в процентах к общему объему инвестиций в основной капитал)

Источник: Статистический сборник «Инвестиции России в 2023 году» (Росстат).

Таблица 2. Экспорт нефтепродуктов из России в 2018—2022 гг., млн т

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Экспорт, млн т 152,1 144,4 144,0 146,5 125,9

Динамика, % к предыдущему году — -5,1 -0,3 1,7 -14,1

Источник: Отчет BusinesStat «Анализ рынка нефтепродуктов в России в 2018—2022 гг., прогноз на 2023—2027 гг. в условиях санкций».

300

91,9

2017 2018 2019 2020 2021

I | Сжиженный природный газ [ | Природный газ

■ Нефтепродукты □ Сырая нефть

Рис. 3. Экспорт энергетических товаров Российской Федерацией, млрд долл. Источник: Банк России // URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/export_energy/

Дополнительно это отягощается проблемами в системе управления, поляризацией общества на малоимущих и очень обеспеченных, снижением уровнем доходов населения (табл. 3), ростом преступности и усилением террористических действий, что усиливает политическую нестабильность, ослабляет эффективность единого экономического пространства России и со-

Таблица 3. Доходы населения

провождается оттоком специалистов. На этом фоне повышение обороноспособности и работа по развитию наукоемких производств, уход от технологической зависимости от иностранных производителей очень сложны, требуют особого подхода и включения всех звеньев социально-экономических и политических процессов.

РФ, в % к предыдущему году

2010 г. 2015 г f 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Российская Федерация 105,4 96,4 98,6 103,9 98,5

Центральный федеральный округ 105,2 96,2 98,7 105,4 97,8

Северо-Западный федеральный округ 106,7 96,7 100,2 105,8 98,7

Южный федеральный округ 109,2 97,2 99,2 105,5 100,1

Северо-Кавказский федеральный округ 110,0 95,8 97,2 101,3 98,8

Приволжский федеральный округ 105,9 96,5 97,2 101,5 98,6

Уральский федеральный округ 101,3 95,3 97,8 101,5 101,2

Сибирский федеральный округ** 102,9 97,1 98,9 102,1 99,3

Дальневосточный федеральный округ** 103,5 98,0 98,7 102,1 99,6

Источник: Ежегодный статистический сборник «Регионы России (социально-экономические показатели за 2023 год)» (Росстат).

* В целях обеспечения статистической сопоставимости относительные показатели по Российской Федерации и Южному федеральному округу рассчитаны без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

** Данные за 2010, 2015 г. по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам приведены в составе субъектов Российской Федерации до вступления в силу Указа Президента РФ от 3 ноября 2018 г. № 632.

Учитывая силу опасности экономических угроз, обратим на них особое внимание. Их также можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся геополитические и внешнеэкономические. К внутренним — структурная деформированность и дисфункциональность экономики, высокая энергоемкость и ресурсоемкость большинства отраслей народного хозяйства, износ и импортозависимость технологической базы, высокий уровень инфляции, снижение качества и уровня образования, криминализация экономики [8; 12].

Для принятия оптимальных решений, купирующих или недопускающих возникновение угроз государству, требуются адекватная и грамотная стратегическая оценка ситуации и уровень стабильности национальной безопасности [6; 7]. Для этого необходимы анализ кризисных явлений, их комплексная идентификация и прогноз последствий для национального хозяйства. В числе используемых методов экспертная оценка, метод экстраполяции, корреляционно-регрессионный анализ и математическое моделирование. При оценке угроз изначально задают горизонт прогнозирования, определяют приоритеты и выбирают подходящие для этого математические модели. Это позволяет осуществить выбор для разных временных интервалов наиболее корректного и эффективного среди намеченных сценариев развития национальной экономики. Как правило, рассматривается прогноз в периодах до пяти лет, до десяти лет и на ближайшие 20 лет.

При прогнозировании на ближайшие пять лет было установлено, что высока вероятность проявления стратегических рисков в экономической сфере, связанных с проявлением таких причин, как сложная международная ситуация, которая усугубляется политикой недружественных стран.

При прогнозных оценках экономической безопасности на ближайшие десять лет к перечисленным факторам дестабилизации добавляются чрезмерная экономическая открытость России и зависимость многих отечественных отраслей от колебаний мировой конъюнктуры. Следует учесть и то, что, несмотря на значительный топливно-энергетический запас ресурсов, недофинансирование базовых отраслей для инновационной модернизации технологических процессов может привести к возникновению угрозы энергетической безопасности в стране [1; 2; 12]. Одновременно стал краеугольным вопрос миграционной политики и протекающая миграция из азиатской части России (которая, кстати сказать, была организована в 2021 г. в соответствии с планом «Коридор Центральная Азия — Россия», разра-

ботанным Международной организацией для миграции под эгидой Всемирного банка и Департамента международного развития правительства Великобритании, а также программой ООН по поддержке миграции в РФ из Таджикистана и Киргизии, являющихся самими бедными странами Центральной Азии). Особенно это стало вызывать опасения после мартовского террористического акта в «Крокус Сити Холл», унесшего жизни более 140 человек, и пресеченных попыток совершения таких актов в различных городах России.

Что касается прогнозов на ближайшие 20 лет, то следует учесть усиление Китая, а также результаты политического и экономического давления на Россию, на ее стратегические планы, в том числе связанные с крупномасштабными проектами в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке, успешная реализация которых существенно повлияет на конъюнктуру в Арктическом и Азиатско-Тихоокеанском регионах. Не исключено, что недружественные страны в целях создания трудностей попытаются обеспечить разжигание локальных межнациональных конфликтов, усиление террористической агрессии, так как эти проекты уже сейчас вызывают у ряда западных политиков повышенный интерес, а при констатации первых успехов потенциальная опасность перейдет в разряд реальной.

В заключение хотелось бы отметить, что термин «национальная безопасность» — весьма сложное и многогранное понятие, является важнейшим критерием независимости государства и охватывает все стороны жизни человека, общества, страны. Стабильное состояние государства, его суверенитет, экономическое развитие и благополучие его народа можно достигнуть только тогда, когда надлежащим образом обеспечивается его внешняя и внутренняя безопасность, предполагается баланс как внешних, так и внутренних интересов, что осуществляется через систему мероприятий политического, социально-экономического, военного и иного характера.

Список источников

1. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // URL: https://digital.gov.ru/ru/events/ 38738/

2. Банк России // URL: https://cbr.ru/ statistics/macro_itm/svs/export_energy/

3. Глазьев С.Ю. О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса / / URL: https://glazev.ru/

articles/1-mirovoy-krizis/78041-o-glubinnykh-prichinakh-narastajushhego-khaosa-i-merakh-po-preodoleniju-jekonomicheskogo-krizisa

4. Гретченко А.И., Горохова И.В., Гретчен-ко АА. Формирование цифровой экономики России // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. № 3 (99). С. 3—11.

5. Евтехов P.A. Трансграничные пространства в системе восприятия угроз национальной безопасности России / / Национальная безопасность / Nota Bene. 2022. № 6. С. 109—120.

6. Ермакова Э.Р. Инструменты противодействия теневой экономики в России // Национальная безопасность / Nota Bene. 2021. № 6. С. 22—32.

7. Крупное ЮА., Сильвестров С.Н., Старо-воитов В.Г., Лапенкова Н.В. Конкурентный подход к оценке национальной безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность / Nota Bene. 2023. № 5. С. 13—35.

8. Полтерович В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Экономическая трансформация и эволюционная теория Й. Шум-петера. М.: ИЭ РАН, 2000. C. 132—150.

9. Сухарев О.С. Эволюционная экономика: институты — структура, кризисы — рост, технологии — эффективность: монография. М.: Финансы и статистика, 2012. 800 с.

10. Шманев С.В. Управление социально-экономическими процессами в условиях ограниченной информации // Транспортное дело России. 2006. № 12. С. 59—61.

11. Шманев С.В., Шманева Л.В., Егорова Т.Н. Особенности государственной экономической политики в условиях глобализации и модернизации // Научные записки ОрелГИЭТ. 2015. № 1 (11). С. 363—369.

12. Шманев С.В. Использование форсайт-технологий для формирования системы стратегического прогнозирования и планирования в условиях вызовов и угроз национальной безо-пасностиhttps://elibrary.ru/item.asp?id=416 71157 // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. № 3 (49). С. 143—149.

13. Шманев С.В., Шманева Л.В. Методология прогнозирования экономических кризисов в интересах укрепления национальной безопасности / / Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 273—278.

14. Шульц В.Л., Чернов И.В., Кульба В.В., Шелков А.Б. Сценарное планирование в управлении обеспечением национальной безопасности: методологические основы // Национальная безопасность / Nota Bene. 2023. № 5. С. 36—61.

References

1. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation // URL: https://digital.gov.ru/ru/events/ 38738/

2. Bank of Russia // URL: https://cbr.ru/sta-tistics/macro_itm/svs/export_energy/

3. Glazyev S.Yu. On the underlying causes of the growing chaos and measures to overcome the economic crisis // URL: https://glazev.ru/articles/ 1-mirovoy-krizis/78041-o-glubinnykh-prichinakh-narastajushhego-khaosa-i-merakh-po-preodoleniju-jekonomicheskogo-krizisa

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gretchenko A.I., Gorokhova I.V., Gretchen-ko A.A. Formation of the digital economy of Russia / / Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 2018. No. 3 (99). pp. 3—11.

5. Evtekhov RA. Cross-border spaces in the system of perception of threats to national security of Russia // National security / Nota Bene. 2022. No. 6. pp. 109—120.

6. Ermakova E.R. Tools for countering the shadow economy in Russia // National security / Nota Bene. 2021. No. 6. pp. 22—32.

7. Krupnov YuA., Silvestrov S.N., Starovoitov V.G., Lapenkova N.V. A competitive approach to assessing the national security of the Russian Federation // National security / Nota Bene. 2023. No. 5. pp. 13—35.

8. Polterovich V.M. Institutional traps: is there a way out? / / Economic transformation and evolutionary theory by J. Schumpeter. M.: IE RAS, 2000. pp. 132—150.

9. Sukharev O.S. Evolutionary economics: institutions — structure, crises — growth, technologies — efficiency: monograph. M.: Finance and Statistics, 2012. 800 p.

10. Shmanev S.V. Management of socioeconomic processes in conditions of limited information // Transport business of Russia. 2006. No. 12. pp. 59—61.

11. Shmanev S.V., Shmaneva L.V., Egorova T.N. Features of state economic policy in the context of globalization and modernization // Scientific notes of OrelGIET. 2015. No. 1 (11). pp. 363—369.

12. Shmanev S.V. The use of foresight technologies for the formation of a strategic forecasting and planning system in the context of challenges and threats to national security // Bulletin of the OrelGIET. 2019. No. 3 (49). pp. 143—149.

13. Shmanev S.V., Shmaneva L.V. Methodology of forecasting economic crises in the interests of strengthening national security // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 3. pp. 273—278.

14. Shultz V.L., Chernov I.V., Kulba V.V., Shel-kov A.B. Scenario planning in the management of national security: methodological foundations // National security / Nota Bene. 2023. No. 5. pp. 36—61.

Информация об авторе

С.В. Шманев — заместитель руководителя кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.

Information about the author S.V. Shmanev — Deputy Head of the Chair of the Economic Theory of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 10.04.2024; одобрена после рецензирования 13.05.2024; принята к публикации 10.06.2024.

The article was submitted 10.04.2024; approved after reviewing 13.05.2024; accepted for publication 10.06.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Финансы устойчивого развития. Учебник. В 2 книгах. Книга II / под общ. ред. К.В. Ордова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 215 с.

ISBN 978-5-238-03681-6 ISBN 978-5-238-03683-0 (кн. II)

Учебник включает теоретические аспекты организации финансов устойчивого развития, где представлена сущность и принципы зеленого финансирования, дана характеристика современному состоянию индикаторов и рейтингов устойчивого развития. Рассмотрена специфика современных финансовых технологий в системе «зеленых» финансов. Определена архитектура глобальной системы «зеленого» финансирования и ответственного инвестирования. Раскрыты вопросы моделирования финансовых рисков, связанных с изменением климата. Изучена работа налоговых и неналоговых инструментов в системе государственного регулирования «зеленой» экономики. Дополнительные задания и вопросы для самоконтроля позволяют закрепить представленный материал.

Соответствует требованиям федеральных государственных стандартов высшего образования последнего поколения.

Для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.04.08 «Финансы и кредит», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.