Научная статья на тему 'Национальная безопасность и пандемия коронавирусной инфекции COVID-19: вызовы экономической системе государства и перспективы по обеспечению ее безопасности'

Национальная безопасность и пандемия коронавирусной инфекции COVID-19: вызовы экономической системе государства и перспективы по обеспечению ее безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2502
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / РИСК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД ОБЩЕСТВА / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПАРАМЕТРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РИЗОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / THREAT / RISK / ECONOMIC SYSTEM / TECHNOLOGICAL STRUCTURE OF SOCIETY / NATIONAL SECURITY STRATEGY / PARAMETERS OF NATIONAL SECURITY / RHIZOMATIC APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглая Наталия Сергеевна, Шамрай Инна Николаевна

Введение. Современная трансформация экономических отношений в обществе, вызванная пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, представляет угрозу национальной безопасности для всех стран. Однако в нормативных документах Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность, такие угрозы и меры по их ликвидации не предусмотрены, а экономическая система не имеет резервов для оказания социальной поддержки основной массе населения страны. Цель статьи - по результатам проведенного исследования определить меры по созданию эффективной системы национальной безопасности на основе ризоматической логики, позволяющей экономической системе развиваться в условиях, которым свойственны бифуркации и необходим постоянный выбор наиболее эффективного аттрактора. Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативные документы, а также публикации российских и зарубежных ученых. Применялись общенаучные методы эмпирического исследования, а также общелогические методы и приемы исследования: анализ нормативных документов и тенденций показателей национальной безопасности, обобщение, индукция и дедукция, системный подход, который позволил предложить применение ризоматической логики для формирования комплексной системы национальной безопасности и сформулировать выводы. Результаты исследования. Проведено исследование Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, параметров состояния национальной безопасности; сделан вывод о необходимости доработки нормативной базы. Исследование параметров экономической безопасности как основы национальной безопасности продемонстрировало, что не все утвержденные показатели рассчитываются на государственном уровне. Эти тенденции являются опасными для экономической и национальной безопасности в силу объективных причин, соответственно, система национальной безопасности не является эффективной. Обсуждение и заключение. Формирование эффективной системы национальной безопасности нового типа должно происходить с позиции ризоматической логики, позволяющей видеть системы более высокого порядка со стороны наблюдателя. Именно таким образом становится возможным эффективное перекомбинирование факторов безопасности и быстрой перестройки экономических отношений. Статья будет полезна ученым-исследователям, занимающимся проблемами национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безуглая Наталия Сергеевна, Шамрай Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY AND CORONAVIRUS DISEASE (COVID-19) PANDEMIC: CHALLENGES TO THE ECONOMIC SYSTEM OF THE STATE AND PROSPECTS FOR ENSURING ITS SECURITY

Introduction. The current transformation of economic relations in the society caused by coronavirus disease (COVID-19) pandemic poses a threat to national security of all countries. However, the regulations of the Russian Federation on national security do not provide for such threats and measures to eliminate them, and the economic system has no reserves to provide social support to the bulk of the country’s population. The objective of the article is, based on the results of the study, to identify measures to create an effective national security system based on the rhizomatic logic, which allows the economic system to develop in the circumstances of constant bifurcations when a constant choice of the most effective attractor is required. Materials and Methods. Regulatory documents and publications by Russian and foreign scientists were used as the research materials. The study employed general scientific methods of empirical research, as well as general logical methods and research techniques: analysis of regulatory documents and trends in national security indicators, generalization, induction and deduction, the systematic approach, which made it possible to propose the use of the rhizomatic logic for the formation of an integrated national security system and draw conclusions. Results. The Strategy for Ensuring the National Security of the Russian Federation has been studied, as well as the parameters of the state of national security; it has been concluded that it is necessary to refine the regulatory framework. The study of the parameters of economic security as the basis of national security has shown that not all the approved indicators are calculated at the national level. These trends are dangerous for economic and national security due to objective reasons; therefore the national security system is not effective. Discussion and Conclusion. The formation of an effective system of national security of a new type should take place in terms of the rhizomatic logic, which makes it possible to see higher-order systems from the perspective of an observer. This is how effective recombination of security factors and rapid restructuring of economic relations becomes possible. The article may be useful for researchers dealing with national security issues.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность и пандемия коронавирусной инфекции COVID-19: вызовы экономической системе государства и перспективы по обеспечению ее безопасности»

УДК 338.984:616-036.21 http://regionsar.ru

ISSN 2587-8549 (Print)

DOI: 10.15507/2413-1407.112.028.202003.449-469 ISSN 2413-1407 (Online)

Национальная безопасность и пандемия коронавирусной инфекции COVID-19: вызовы экономической системе государства и перспективы по обеспечению ее безопасности

Н. С. Безуглая1* И. Н. Шамрай2

1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»

(г. Москва, Россия), * [email protected] 2 ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар, Россия)

Введение. Современная трансформация экономических отношений в обществе, вызванная пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, представляет угрозу национальной безопасности для всех стран. Однако в нормативных документах Российской Федерации, обеспечивающих национальную безопасность, такие угрозы и меры по их ликвидации не предусмотрены, а экономическая система не имеет резервов для оказания социальной поддержки основной массе населения страны. Цель статьи - по результатам проведенного исследования определить меры по созданию эффективной системы национальной безопасности на основе ризоматической логики, позволяющей экономической системе развиваться в условиях, которым свойственны бифуркации и необходим постоянный выбор наиболее эффективного аттрактора.

Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативные документы, а также публикации российских и зарубежных ученых. Применялись общенаучные методы эмпирического исследования, а также общелогические методы и приемы исследования: анализ нормативных документов и тенденций показателей национальной безопасности, обобщение, индукция и дедукция, системный подход, который позволил предложить применение ризоматической логики для формирования комплексной системы национальной безопасности и сформулировать выводы.

© Безуглая Н. С., Шамрай И. Н., 2020

Q 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Результаты исследования. Проведено исследование Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, параметров состояния национальной безопасности; сделан вывод о необходимости доработки нормативной базы. Исследование параметров экономической безопасности как основы национальной безопасности продемонстрировало, что не все утвержденные показатели рассчитываются на государственном уровне. Эти тенденции являются опасными для экономической и национальной безопасности в силу объективных причин, соответственно, система национальной безопасности не является эффективной. Обсуждение и заключение. Формирование эффективной системы национальной безопасности нового типа должно происходить с позиции ризоматической логики, позволяющей видеть системы более высокого порядка со стороны наблюдателя. Именно таким образом становится возможным эффективное перекомбинирование факторов безопасности и быстрой перестройки экономических отношений. Статья будет полезна ученым-исследователям, занимающимся проблемами национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, угроза, риск, экономическая система, технологический уклад общества, стратегия национальной безопасности, параметры национальной безопасности, ризома-тический подход

National Security and Coronavirus Disease (COVID-19) Pandemic: Challenges to the Economic System of the State and Prospects for Ensuring its Security

N. S. Bezuglaya"*, I. N. Shamrayb

a Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia), * [email protected] b Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russia)

Introduction. The current transformation of economic relations in the society caused by coronavirus disease (COVID-19) pandemic poses a threat to national security of all countries. However, the regulations of the Russian Federation on national security do not provide for such threats and measures to eliminate them, and the economic system has no reserves to provide social support to the bulk of the country's population. The objective of the article is, based on the results of the study, to identify measures to create an effective national security system based on the rhizomatic logic, which allows the economic system to develop in the circumstances of constant bifurcations when a constant choice of the most effective attractor is required.

Materials and Methods. Regulatory documents and publications by Russian and foreign scientists were used as the research materials. The study employed general scientific methods of empirical research, as well as general logical methods and research techniques: analysis of regulatory documents and trends in national security indicators, generalization, induction and deduction, the systematic approach, which made it possible to propose the use of the rhizomatic logic for the formation of an integrated national security system and draw conclusions.

Results. The Strategy for Ensuring the National Security of the Russian Federation has been studied, as well as the parameters of the state of national security; it has been concluded that it is necessary to refine the regulatory framework. The study of the parameters of economic security as the basis of national security has shown that not all the approved indicators

are calculated at the national level. These trends are dangerous for economic and national security due to objective reasons; therefore the national security system is not effective. Discussion and Conclusion. The formation of an effective system of national security of a new type should take place in terms of the rhizomatic logic, which makes it possible to see higher-order systems from the perspective of an observer. This is how effective recombination of security factors and rapid restructuring of economic relations becomes possible. The article may be useful for researchers dealing with national security issues.

Keywords: national security, economic security, threat, risk, economic system, technological structure of society, national security strategy, parameters of national security, rhizomatic approach

Введение. Экономические кризисы (мировые и в рамках государства) имеют много причин, среди которых войны, политические противоречия, передел ресурсов, заболевания, землетрясения, прочие катаклизмы. Одни из них являлись управляемыми и имели своим первоисточником человека, другие были порождены природными катаклизмами, неподдающимися влиянию людей. Сегодня мы наблюдаем кризис мировой экономики, вызванный пандемией, природа которой на текущий момент вызывает споры среди ученых. Часть из них высказывает мнение, что вирус COVID-19 изобретен человеком в лабораториях и является бактериологическим оружием, другие считают, что он получен в результате мутирования в естественной среде. Некоторые экономисты и политологи предполагают, что корни проблемы уходят в теорию заговора и являются инструментом доктрины шока, предложенной еще в 1970-е гг. М. Фридманом1.

Какую бы природу не имел коронавирус, он показал, что человечество и государства не создали таких систем национальной безопасности, которые были бы эффективны в условиях длительной изоляции. Именно эта проблема актуализирует поиск новых форматов системного управления национальной безопасностью, позволяющей экономической системе развиваться в условиях, которым свойственны бифуркации и необходим постоянный выбор наиболее эффективного пути развития.

Цель статьи - на основе проведенного исследования российской системы национальной безопасности выявить ее критические точки для создания концептуальной возможности пересмотра принципов ее построения на основе ризоматической логики.

Объектом исследования выступает процесс обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в ее экономической составляющей. Предмет исследования - перспективные направления совершенствования процесса обеспечения национальной безопасности в экономическом аспекте и отношения между субъектами экономической системы Рос-

1 Фридман М. Капитализм и свобода / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. 240 с.

сийской Федерации, возникающие в процессе реализации угроз и их предупреждения.

В основе статьи, в качестве аксиомы, лежит предположение о том, что вирус СОУШ-19 был создан природой или человеком, получил масштабное распространение, не имеет инструментов сдерживания пандемии и находится вне рамок теории заговора.

Задачи исследования:

1) провести анализ действенности механизмов обеспечения национальной безопасности;

2) проанализировать состояние показателей национальной безопасности;

3) предложить действенные инструменты по созданию системы экономической безопасности нового типа на уровне государства;

4) обосновать эффективность применения ризоматического подхода в системном управлении государством и регионами.

Обзор литературы. На текущий момент основные теоретические разработки российской науки в части обеспечения национальной безопасности служат базисом для правовых основ ее регулирования [1]. Многие авторы считают равнозначными национальную и экономическую безопасность государства, так как без экономической основы национальная безопасность не существует. Все направления обеспечения национальной безопасности определяются лишь экономическими параметрами, на которые накладываются навыки специалистов конкретного направления.

Указ Президента России от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее - Стратегия) поясняет, что обеспечение национальной безопасности - это «реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов»2.

Российские ученые работают над совершенствованием формулировок Стратегии, прогнозированием угроз нового века, порожденных техногенной цивилизацией и теоретическим осмыслением такого явления, как национальная безопасность. Так, Н. В. Киреева в своей работе дает видение системного подхода к определению угроз как социальному явлению и утверждает, что «сами угрозы, причины негативных явлений -это во всех случаях интересы социальных субъектов. Понимание при-

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/cb0c5bc1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b/ (дата обращения: 28.04.2020).

чины и следствия угроз дает ключ к выработке эффективной политики обеспечения безопасности» [2].

Исследованию этимологии и сущностного понимания категорий «опасность» и «угроза» посвящена работа М. Ю. Зеленкова, в которой автор проанализировал различия и предложил более четкие определения для формирования правовой базы в этой сфере [3]. О. Г. Карпович в своих работах дает разноаспектную оценку Стратегии, поддерживая ее современность и актуальность, но мнение автора продиктовано в основном международными и политическими причинами без оценки действенности Стратегии внутри государства как основы формирования экономической системы [4].

А. А. Ковалев исследовал вопросы истории обеспечения международной экономической безопасности и формирования ее логики, начиная с древних времен. В исследовании сформулирован вывод о том, что «вся история международных экономических отношений в ХХ столетии определялась не столько экономической конкуренцией, сколько политическим противоборством общественно-экономических формаций или цивилизационных образований» [5]. С приведенным заключением трудно не согласиться и в то же время не задать вопрос о степени вероятности достижения международной экономической безопасности как таковой. Конфликт интересов не исчерпан, как и источник угроз (по мнению Н. В. Киреевой), поэтому в ближайшем будущем реализация принципов справедливости распределения благ и устойчивого развития в мировом сообществе не предвидится.

Особое внимание заслуживают работы академика РАН С. Ю. Глазьева, который излагает причины и следствия текущей экономической ситуации в Российской Федерации и предлагает конкретные меры по минимизации ущерба от действий руководства Банка России. В частности, ученый обращает внимание на зависимость экономики России и курса рубля от колебаний рынков, привязку курса рубля к стоимости нефти на мировом рынке. С точки зрения макроэкономики, им объяснены причинно-следственные связи между сменой технологических укладов и мировыми финансовыми кризисами, а также акцентировано внимание, что действующая политика Банка России в части валютного регулирования направлена на поддержание зависимости экономики страны от спекулятивных сделок на валютном рынке и состояния экономики США. С. Ю. Глазьев на примере КНР показывает, каким образом возможно ликвидировать долларовую и нефтяную зависимости российской экономики, повышая благосостояние нации и национальную безопасность3.

3 Официальный сайт Академика РАН С. Ю. Глазьева [Электронный ресурс]. URL: https://glazev.ru/ (дата обращения: 28.04.2020).

По мнению О. Н. Воронковой и Е. С. Акоповой, необходимо теоретико-методологическое осмысление системных характеристик и векторов трансформации международной системы и мирохозяйственного уклада, которое позволит сформировать адаптивные стратегии эффективного развития субъектов мега-, макро-, мезо- и микроуровня, что весьма актуально и для обеспечения национальной безопасности [6].

В работах зарубежных ученых, таких как С. М. Амади [7], Х. Секхон4, Дж. Фишбах [8], Г. М. Кристенсен [9], посвященных проблемам национальной и экономической безопасности, исследуются различные аспекты, направленные на решение проблем международных отношений (политических, экономических и военных).

По мнению некоторых авторов, основное направление обеспечения национальной безопасности - это доминирование государства на геополитическом уровне. Исполнительная власть США транслирует эту идею как фундамент мирового порядка и безопасности для всех зависимых территорий и государств. Например, К. Пихлер продвигает идею преобладания американской военной мощи для сохранения национальной безопасности США и отсутствия военных конфликтов в мире [10]. В отчете о Проекте национальной безопасности США утверждается, что национальная безопасность - это способность Соединенных Штатов определять, защищать и продвигать свои интересы и принципы в мире. В рамках этого проекта цели политики национальной безопасности в настоящее время должны обеспечивать и формирование национального потенциала и стратегической среды против угроз на основе узконаправленных альянсов с другими государствами5. На основе поддержки США членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии или АСЕА для продолжения создания более прочной архитектуры региональной безопасности формируются альянсы6.

М. де Геде исследует влияние запутанности современных финансовых отношений на состояние национальной безопасности [11]; М. Розо анализирует необходимость обеспечения здоровья американской нации в рамках формирования национальной безопасности [12].

Тем не менее целостная система национальной безопасности, охватывающая максимально возможное количество значимых факторов, в науч-

4 Sekhon Н. The United States and the COVID Challenge: it's Impact on the 2020 Presidential Election [Электронный ресурс]. URL: https://api.time.com/wp-content/uploads/2020/03/ GettyImages-1204945660.jpg?w=800&quality=85 (дата обращения: 30.04.2020).

5 Forging a New Shield. Report of the Project on National Security Reform [Электронный ресурс]. URL: http://americandiplomacy.web.unc.edu/2009/01/forging-a-new-shield/report.html; Forum on the Role of the National Security Advisor. The Brookings-Maryland Project on the National Security Council [Электронный ресурс]. URL: http://www.brookings.edu/fp/research/ proiects/nsc/transcripts/19991025.htm (дата обращения: 30.04.2020).

6 Realizing the Asia-Pacific Rebalance [Электронный ресурс]. URL: https://www.defense-one.com/ideas/2014/04/realizing-asia-pacific-rebalance/81730 (дата обращения: 30.04.2020).

ном мире пока еще не представлена. Учитывая новые, непрогнозируемые на долгосрочный период, угрозы, изменение подхода к формированию систем национальной безопасности стало необходимым. Существующие точки зрения в российской науке на обеспечение национальной безопасности не являются целостными, представляя собой лишь исследования узких специалистов в отдельных областях научных знаний, в то время как американские авторы говорят в основном об использовании мировых ресурсов для обеспечения национальной безопасности их государства.

Материалы и методы. В исследовании применены общие методы научного познания:

- в процессе изучения статистики основных показателей национальной безопасности - методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, оценка, эксперимент);

- в процессе изучения действующих нормативных актов Российской Федерации, мнений ученых и исследователей и при формулировании точки зрения, выводов и предложений - методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

В качестве материалов исследования использовались научные и правовые источники, а также данные Росстата. Сопоставление статистических данных позволило выявить текущее состояние отдельных параметров национальной безопасности, утвержденных Стратегией.

Примененные методы исследования предоставили возможность сформулировать закономерности, тенденции и перспективные направления обеспечения экономической безопасности государства как основы национальной безопасности.

Результаты исследования. Обеспечение национальной безопасности осуществляется через гарантию национальных интересов посредством реализации таких стратегических национальных приоритетов, как:

- оборона страны;

- государственная и общественная безопасность;

- повышение качества жизни российских граждан;

- экономический рост;

- наука, технологии и образование;

- здравоохранение;

- культура;

- экология живых систем и рациональное природопользование;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Пандемия коронавирусной инфекции СОУШ-19 вынудила многие государства закрыть границы, и, как следствие, Россия получила активно

действующие угрозы по всем направлениям обеспечения национальной безопасности. Рассмотрим их подробнее.

1. Оборона страны, согласно п. 37 ч. 4 Стратегии, предполагает, что «совершенствование военной организации государства осуществляется на основе своевременного выявления существующих и перспективных военных опасностей и военных угроз, сбалансированного развития компонентов военной организации, наращивания оборонного потенциала, оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации современными вооружением, военной и специальной техникой, инновационного развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»7. Заражение части населения России коронавирусом, вызвавшее карантин в регионах и необходимость режима самоизоляции, можно считать угрозой национальной безопасности.

2. Государственная и общественная безопасность находится под угрозой ввиду того, что общество не функционирует в привычном режиме, и в основной массе не имеет финансовой подушки для существования в условиях изоляции. Падение доходов населения в случае длительного карантина неминуемо, что может привести к массовым волнениям.

3. Дисбаланс наблюдается и в повышении качества жизни российских граждан и экономическом росте.

4. Образование и наука пока еще не готовы к переходу на дистанционные технологии. Причины кроются, с одной стороны, в недостаточном финансировании образовательных учреждений, с другой - в отсутствии у многих семей домашней оргтехники, способной поддерживать образовательные платформы. Кроме того, образовательные интернет-платформы в приемлемом виде существуют лишь у организаций, разрабатывающих коммерческие образовательные курсы разных направленностей. К сожалению, научные знания не пользуются популярностью, не финансировались в последнее время со стороны государства и не транслировались в массы при господдержке.

5. Здравоохранение показало, что не готово сдерживать рост числа заболевших и не имеет научных разработок по борьбе с новой инфекцией (хотя об этом виде вируса доклады ученых появились еще в 2015 г.8). В этом направлении прослеживается связь здравоохранения и науки.

6. Культура - то направление, мероприятия в котором в условиях карантина возможно реализовывать только дистанционно. При этом нет гарантии выбора индивида в пользу культурно-направленных телевизионных каналов или интернет-сайтов.

7 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683.

8 Engineered Bat Virus Stirs Debate Over Risky Research [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/news/engineered-bat-virus-stirs-debate-over-risky-research-1.18787 (дата обращения: 29.04.2020).

7. Экология живых систем и рациональное природопользование -стратегическое приоритетное направление обеспечения государственной безопасности, которое находится в состоянии эмбриона. Нет необходимости его анализировать в аспекте этой статьи.

8. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство - направление, которое показало несостоятельность цепочек взаимодействия власти и бизнеса. В итоге партнерства нет, и это краеугольный камень многих проблем в условиях карантинных ограничений.

Стратегия национальной безопасности России утверждена в 2015 г. В числе приоритетных направлений указаны, несомненно, весомые факторы, но отсутствовал пункт о продовольственной безопасности, который является самым важным в случае возникновения любой из угроз национальной безопасности. 21 января 2020 г. был опубликован Указ Президента Российской Федерации № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». В настоящей Доктрине развиваются положения Стратегии национальной безопасности, которые не предусматривают государственного запаса продовольствия на случай реализации угроз продовольственной, равно как и национальной, безопасности. Однако продовольственную безопасность трудно отнести к любому из зафиксированных Стратегией приоритетных направлений, и очевидно, что это - самостоятельное направление, необусловленное никакими другими.

Согласно Стратегии, основными показателями, необходимыми для оценки состояния национальной безопасности, являются:

- удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств. В этом случае в качестве инструмента можно предложить обезличенный опрос в социальных сетях, достаточных по объему выборок населения разного уровня доходов и образования;

- доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Сравнительный анализ степени современности, морального износа и предполагаемого ускорения степени морального износа вооружения нуждается в разработке критериев сравнения и инструментов прогнозирования. Текущая ситуация распространения СОУШ-19 показала несостоятельность деклараций исполнительной власти о достаточном уровне современности российского вооружения. Если предположить, что коронавирус - это бактериологическое оружие, являющееся самым перспективным видом вооружения за последние десятилетия, то можно прийти к выводу о том, что система прогнозирования военных угроз оказалась недееспособной. В противном случае присутствует халатность либо военное преступление, связанное с фаль-

сификацией данных анализа, определяющего уровень современности российского вооружения;

- ожидаемая продолжительность жизни;

- валовой внутренний продукт на душу населения;

- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее обеспеченного населения и 10 % наименее обеспеченного населения);

- уровень инфляции;

- уровень безработицы;

- доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;

- доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

- доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам9.

В соответствии с нормативными документами в рамках статистического наблюдения должен производиться расчет всех показателей, но на официальном сайте Росстата данной информации нет. Это лишает нас перспектив провести анализ трендов. Отсутствие возможности анализа динамики показателей национальной безопасности на основе данных официальных источников лишь демонстрирует, что в настоящее время Стратегия не функционирует должным образом.

Тем не менее на основании выборки соответствующих данных на сайте Росстата проанализируем динамику некоторых доступных для исследования показателей экономической безопасности Российской Федерации.

На рисунке 1 графически представлена динамика ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (в текущих ценах, долл. США). Использованы текущие цены, так как приведение в базовые цены затруднено по причине изменения технологии расчета ВВП за период 2010-2019 гг., в том числе и базовый период. Однако можно заметить, что колебания ВВП практически отсутствуют. Это говорит о том, что при пересчете ВВП в ценах, например, 2010 г. мы увидим явное снижение благосостояния нации, что характеризует отсутствие действенности механизмов обеспечения национальной безопасности.

На рисунках 2 и 3 отображены тренды ожидаемой продолжительности жизни, инфляционных колебаний, безработицы.

В официальных источниках прогнозирование динамики показателя ожидаемой продолжительности жизни ограничено 2017 г. Динамика положительная, но продолжительность жизни ниже, чем в развитых странах. В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, которая наиболее опасна для лиц старше 60 лет, продолжительность жизни будет снижена.

9 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683.

28 764 29441

24 242

26 QQ6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 490

35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Годы / Years

Р и с. 1. ВВП России на душу населения по паритету покупательной способности (в текущих ценах), 2010-2019 гг. Fig. 1. Russia's GDP per capita at purchasing power parity (in current prices), 2010-2019

73 72,5 72

e

^ 71,5

e 71 ear 70,5

eY

-- 70 ! 69,5 69 68,5 68

72,7

71,87

71,39

7Q,76

70,93

70,24

69,83

2011

2012

2013

2015

2Ql6

2017

2014 Годы / Years

Р и с. 2. Ожидаемая продолжительность жизни, лет Fig. 2. Life expectancy, years of age

Этот показатель лишь подчеркивает опасность новой угрозы национальной безопасности и акцентирует внимание на неспособности государства противостоять возникающим угрозам, руководствуясь действующей Стратегией национальной безопасности.

Р и с. 3. Динамика некоторых показателей экономической безопасности России

за 2010-2019 гг., %

F i g. 3. The dynamics of some indicators of Russia's economic security in 2010-2019, %

Зависимость между инфляцией и безработицей определена в экономической теории давно: колебания инфляции вызывают колебания безработицы. При анализе динамики этих показателей с 2010 по 2019 г. мы видим отсутствие такой закономерности, т. е. население страны работает в одном режиме при росте и падении цен. Есть несколько предположений относительно этой ситуации: 1) население приспосабливается к жизни в условиях колебания цен, большинство россиян находятся на грани нищеты, получая низкую заработную плату; 2) показатели инфляции и безработицы рассчитаны с высокой статистической погрешностью; 3) оба предположения верны. В этом случае необходим расчет дециль-ного коэффициента, который невозможен в настоящее время в связи с отсутствием ряда официальных данных.

Доли расходов в ВВП на культуру и науку также остаются неизменными и незначительными для обеспечения национальной безопасности на перспективу, что подтверждает факт недейственности Стратегии национальной безопасности России.

Далее в таблице приведены значения доступных к исследованию показателей, обозначенных в Стратегии.

M

о о

о

> Z

о

>

Z >

о

M

s

M

z

H

о

>n

z >

H

о

z >

r

M

о о z о

Таблица. Некоторые показатели экономической безопасности Российской Федерации за 2010-2019 гг. Table. Some indicators of economic security of the Russian Federation for 2010-2019

Год/ Year

Инфляция (всего), % / Inflation (total), %

Уровень безработицы, % / Unemployment rate, %

Доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования, % / Share of expenditures on the development of science, technology and education in gross domestic product, %

Доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру,%/ Share of expenditures on culture in gross domestic product, %

Ожидаемая продолжительность жизни, лет / Life expectancy, years of age

ВВП России на душу населения по паритету покупательной способности (в текущих ценах), долл. США / Russia's GDP per capita at purchasing power parity (in current prices), USD

2010 8,78 9,40 Нет данных / Not available Нет данных / Not available 68,94 20 490

2011 6,10 8,40 2,52 0,14 69,83 24 242

2012 6,58 7,20 2,66 0,13 70,24 25 762

2013 6,45 7,20 2,69 0,13 70,76 26 187

2014 11,36 6,80 2,59 0,12 70,93 25 742

2015 12,91 7,20 2,65 0 71,39 24 059

2016 5,38 7,00 2,74 0 71,87 24 125

2017 2,52 6,60 2,71 0,10 72,70 26 006

2018 4,27 Нет данных / Not available Нет данных / Not available 0,09 72,91 28 764

2019 3,05 Нет данных / Not available Нет данных / Not available 0,11 Нет данных / Not available 29 441

Показатели ВВП на душу населения, темпы инфляции, уровень безработицы остаются практически неизменными. В условиях нормальной инфляции ВВП на душу населения, рассчитанный в текущих ценах, в соответствии с макроэкономическими законами должен показывать положительную динамику, если благосостояние населения растет. Как видим выше, уровень ВВП практически неизменен, а уровень безработицы остается достаточно высоким. Можно предположить, что причина кроется в неравномерном потреблении ВВП: бедные слои населения продолжают беднеть, а богатые - увеличивать богатство. Именно для определения этой тенденции необходим расчет децильного коэффициента -соотношения доходов 10 % самого обеспеченного слоя населения и 10 % самого бедного. Однако статистические данные для этого расчета отсутствуют, поэтому проследить динамику невозможно.

Все это происходит на фоне смены технологического уклада, в то время как любое технологическое отставание может стать причиной еще более значительного отставания в экономическом развитии, снижении экономического роста и отсутствии устойчивого развития.

Обсуждение и заключение. Исследовав основные направления обеспечения национальной безопасности, сформулируем угрозы XXI в., требующие новых инструментов в системе национальной безопасности нашего государства:

- падение уровня образования населения России;

- санкционные меры со стороны развитых стран и, как следствие, кризис ликвидности;

- цифровизация и диджитализация общества: виртуализация экономических отношений; выход экономических отношений за рамки государственного регулирования;

- пандемия коронавирусной инфекции СОУШ-19, любая пандемия или угроза применения биологического оружия: трансформация межгосударственных и национальных связей в условиях пандемии; изменение структуры импорта и экспорта; кризис ликвидности.

На текущий момент очевиден общий упадок системы образования, которая не способна дать кадры для науки нового века и новых угроз.

В своих исследованиях мы неоднократно возвращались к проблемам инновационной активности на примере Краснодарского края10 [13]. Выводы были неутешительные (в основном о публичном оглашении результатов, в которых нет свидетельств о минимальной деятельности в этом направлении).

10 Безуглая Н. С, Костюкевич В. Г. Исследование и анализ устойчивости развития Краснодарского края // Наука и инновации - современные концепции: сб. науч. ст. по итогам работы Междунар. науч. форума. Уфа: Инфинит, 2019. С. 33-40.

Пандемия коронавирусной инфекции СОУШ-19 показала неготовность администраций регионов и муниципалитетов к внезапно возникшей угрозе. В качестве доказательств можно привести хронологию и механизм выдачи пропусков. На примере Краснодарского края в первую очередь пропуска для обеспечения жизнедеятельности были выданы некоторым людям, не имеющим отношения к этому процессу. При этом многие предприниматели в области сельского хозяйства были лишены возможности реализовывать производимые продукты питания. Основным направлением обеспечения продовольственной безопасности стали продовольственные и непродовольственные гиперсети, не являющиеся производящими элементами экономической системы.

С одной стороны, этот факт демонстрирует «деятельность» администраций для вышестоящей исполнительной власти, с другой - коррупционная составляющая реализовала свойственные ей запросы, и крупный бизнес приобрел необходимые ему механизмы получения сверхприбыли и подавления конкуренции со стороны малого предпринимательства.

Наличие специального образования и понимание национальной безопасности у топ-менеджмента регионов продемонстрировало бы, во-первых, стремление к продовольственной безопасности в общем тренде, а во-вторых, создание необходимого комплекса мер по защите производителей.

Санкционные меры со стороны развитых стран создали массу возможностей для трансформации и роста экономики России, но привели лишь к ее упадку. Это снова обращает нас к падению уровня образования в стране. Собственно, все остальные угрозы национальной безопасности являются его мегаследствиями. Подобные меры конфликтующих сторон существовали постоянно в истории экономики, поэтому необходимость создания резервов экономической системы для перехода на другую ветку развития очевидна.

Исторический опыт показывает, что человечество знает о массовых эпидемиях, сокращающих численность населения планеты, и подобные ситуации необходимо учесть в Стратегии как реальные угрозы безопасности государства. Пандемия является угрозой и экономической безопасности, так как наносит ущерб экономическим отношениям, ограничивая и трансформируя их, изменяет требования к структуре капитала и рабочей силы. Общество вынуждено снижать потребление ввиду падения доходов и ограничения производства, а снижение потребления, падение уровня жизни повышают социальную напряженность, что уже становится угрозой национальной безопасности. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что пандемия может являться следствием применения бактериологического оружия. Эта вероятность возвращает нас к необходимости концептуальной доработки Стратегии и дополнения ее направлениями обеспечения национальной и экономической без-

опасности страны, необходимости перестройки экономической системы в новом формате, превосходящем большинство угроз и действующие хозяйственные уклады.

С. Ю. Глазьев предлагает вспомнить о теории конвергенции, отвергнутой в свое время как капиталистическим, так и социалистическим обществом. Как пишет А. С. Снопченко, «термин "конвергенция" происходит от латинского сопуе^ейю - "сближаю" и в самом общем виде может трактоваться как процесс некоторого сближения и, как следствие, объединения... Теория конвергенции - это теория, утверждающая, что в результате эволюционного развития и взаимопроникновения капитализма и социализма возникает некое единое общество, которое основано на сочетании положительных качеств обеих систем. Разрабатывали эту теорию такие ученые, как Сорокин, Гэлбрейт, Ростоу, Рассел, Тин-берген и другие» [14]. Яркой иллюстрацией состоятельности теории конвергенции стала экономическая система КНР и в какой-то части Европейского союза.

Авторское отношение к теории конвергенции состоит в том, что сочетание эффективных механизмов и факторов различных экономических систем повышает их потенциал и синергетический эффект, рождает новые перспективы для развития социума и поддержания национальной безопасности особенно в эпоху стремительного изменения технологий и виртуализации экономических отношений. Отметим, что влияние виртуализации экономических отношений на состояние национальной безопасности и государственного суверенитета в целом является предметом дальнейших исследований.

Учитывая предположения теории конвергенции, в качестве направления дальнейшего поиска способа формирования эффективной системы национальной безопасности в ее экономической части можно предложить философскую концепцию ризомы. Ризоматический подход - единственно верный угол зрения на управление хаотическими системами. В этом случае в нужное время каждый элемент экономической системы может приносить необходимый эффект для экономического роста или же устойчивого развития государства как системы. Представление нынешней государственной машины в виде хаотичного набора элементов с нелинейным характером взаимосвязей раскрывает новые горизонты управления экономическими системами. В любой системе присутствуют жизнеобеспечивающие элементы и элементы, продиктованные маркетингом, т. е. первостепенной и непервостепенной важности. Общество потребителей в экономических цепочках давно поставило на первое место производителей и потребителей излишеств, устранив из нормальных экономических отношений, подразумевающих прибыль, производителей продуктов питания.

Развитое общество склонно к излишкам, но в случае пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 излишки, также как и их производители, выпали из экономической системы. Значимыми стали фермеры и обладатели средств производства в сельскохозяйственной сфере. Однако действующая система не готова предоставить им роль значимой экономической единицы, чем усугубляет последствия реализации угрозы.

В то же время ризоматический подход к формированию системы национальной безопасности предполагает быструю трансформацию, так как хаос - это система более высокого порядка, чем действующая, и высокая скорость трансформации взглядов и прерогатив дают преимущества с точки зрения сохранения суверенитета государства и обеспечения его экономической безопасности.

Исследование показало, что Стратегия национальной безопасности нуждается в существенной концептуальной доработке вследствие возникновения нового вида угроз. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 показала слабую готовность государственной системы выполнять свои социальные функции и противостоять угрозе распространения болезни как угрозе национальной и экономической безопасности государства.

Необходимо вспомнить смену технологического уклада общества, переход к цифровым технологиям и виртуализации экономических отношений, что также несет в себе новые угрозы устойчивому развитию и требования перехода к мышлению нового типа, пересмотра Стратегии с позиции ризомы.

Вспоминая Т. Рузвельта и американскую великую депрессию прошлого века, можно предположить, что обладая правительство США ризоматиче-ской логикой, оно бы предусмотрительно выбрало выгодные аттракторы с учетом двух вариантов развития событий: победа Германии или победа СССР во Второй мировой войне. В обоих случаях определенное перекомбинирование целей и имеющихся ресурсов позволило бы вывести экономическую систему США в оптимальный режим функционирования в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.

Примеров краха экономических систем мировая история знает достаточно, и это всего лишь один из случаев. Однако, учитывая исторический опыт развития экономических отношений, необходимо выйти за рамки плоскостного их восприятия и перейти в режим видения ризомы: с одной стороны - хаоса, а с другой - системы более высокого порядка.

Практическая значимость данного исследования заключается в открытии новых перспектив рассмотрения через призму ризоматической логики проблем национальной безопасности и управления экономическими системами, а также разработке нового подхода к формированию комплексной системы национальной безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Безуглая, Н. С. Некоторые аспекты оценки состояния национальной безопасности РФ / Н. С. Безуглая. - DOI 10.31775/2305-3100-2017-4-10-16 // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2017. - № 4. - С. 10-16. - URL: https://www.uimjournal.com/jour/article/view/225# (дата обращения: 28.04.2020).

2. Киреева, Н. О системном подходе к определению основных категорий общей теории безопасности / Н. Киреева. - DOI 10.7256/2073-8560.2013.6.10240 // Национальная безопасность / nota bene. - 2013. - № 6. - С. 11-26. - URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=-27557 (дата обращения: 28.04.2020).

3. Зеленков, М. Ю. Опасность, угроза - базовые категории теории национальной безопасности / М. Ю. Зеленков. - DOI 10.7256/2073-8560.2015.1.14220 // Национальная безопасность / nota bene. - 2015. - № 1. - C. 32-47. - URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=-32585 (дата обращения: 28.04.2020).

4. Карпович, О. Г. Новые вызовы и угрозы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации / О. Г. Карпович. - DOI 10.7256/20738560.2016.5.20022 // Национальная безопасность / nota bene. - 2016. - № 5. -С. 579-587. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=-38718 (дата обращения: 28.04.2020).

5. Ковалев, А. А. К вопросу истории обеспечения международной экономической безопасности: логика и основные этапы / А. А. Ковалев. - DOI 10.7256/2454-0668.2020.1.29844 // Национальная безопасность / nota bene. - 2020. -№ 1. - С. 38-52. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29844 (дата обращения: 28.04.2020).

6. Воронкова, О. Н. Трансформация мирохозяйственного уклада: теоретико-методологическое осмысление / О. Н. Воронкова, Е. С. Акопова // Экономические науки. - 2017. - № 4 (149). - С. 101-103. - URL: https://ecsn.ru/files/ pdf/201704/201704_101.pdf (дата обращения: 28.04.2020).

7. Amadae, S. M. Perpetual Anarchy: From Economic Security to Financial Insecurity / S. M. Amadae. - DOI 10.2218/finsoc.v3i2.2578 // Finance and Society. -2017. - Vol. 3, issue 2. - Pp. 188-196. - URL: http://financeandsociety.ed.ac.uk/ article/view/2578 (дата обращения: 28.04.2020).

8. Fischbach, J. A New AI Strategy to Combat Domestic Terrorism and Violent Extremism / J. Fischbach // Harvard National Security Journal. - 2020. - May. - URL: https://harvardnsj.org/wp-content/uploads/sites/13/2020/05/Fischbach_A-New-AI-Strat-egy.pdf (дата обращения: 30.05.2020).

9. Kristensen, H. M. A Decade after Signing, New START Treaty Is Working / Н. M. Kristensen. - 2020. - URL: https://fas.org/blogs/security/2020/04/newstart-treatyanniversary/ (дата обращения: 30.04.2020).

10. Encyclopedia of Military Science / ed. G. K. Piehler. - SAGE Publications, 2013. - 1928 p. - URL: https://www.amazon.com/Encyclopedia-Military-Sci-ence-Kurt-Piehler/dp/1412969336 (дата обращения: 30.04.2020).

11. Goede, de M. Chains of securitization / M. de Goede. - DOI 10.2218/finsoc. v3i2.2579 // Finance and Society. - 2017. - Vol. 3, no. 2. - Pp. 197-207. - URL: http://financeandsociety.ed.ac.uk/article/view/2579 (дата обращения: 30.04.2020).

12. Rozo, M. Placing Global Biosecurity Engagement Programs under the Umbrella of Global Health Security / M. Rozo. - 2014. - URL: https://fas.org/wp-content/ uploads/2014/05/bio-engagement-final-may-2014.pdf (дата обращения: 30.04.2020).

13. Безуглая, Н. С. Анализ и оценка инновационной активности Краснодарского края / Н. С. Безуглая, В. Г. Костюкевич. - DOI 10.15507/24131407.106.027.201901.058-081 // Регионология. - 2019. - Т. 27. № 1 (106). -С. 58-81. - URL: http://regionsar.ru/ru/node/1754 (дата обращения: 29.04.2020).

14. Снопченко, А. С. Теория конвергенции и проблемы глобализации мира / А. С. Снопченко // Молодой ученый. - 2018. - № 24 (210). - С. 264-266. - URL: https://moluch.ru/archive/210/51643/ (дата обращения: 29.04.2020).

Поступила 29.05.2020; принята к публикации 25.06.2020; опубликована онлайн 30.09.2020.

Об авторах:

Безуглая Наталия Сергеевна, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» (115093, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), директор туристическо-визового центра «Глобус-N» (350058, Россия, г. Краснодар, ул. Старокубанская, д. 92, оф. 213), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-6116-299X, [email protected]

Шамрай Инна Николаевна, заведующий кафедрой менеджмента ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» (350072, Россия, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, д. 33), кандидат экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1121-7382, [email protected]

Заявленный вклад авторов:

Безуглая Наталия Сергеевна - исследование нормативной базы в области обеспечения национальной безопасности; анализ современной научной среды по данной проблематике; формулирование результатов исследования, выводов и предложений.

Шамрай Инна Николаевна - расчеты показателей национальной безопасности; анализ их динамики по доступным информационным базам данных Росстата; графическое оформление; подготовка текста.

Благодарности. Авторы выражают благодарность доктору экономических наук, профессору Б. Н. Жукову как идейному вдохновителю всех исследований, переводчику О. В. Панфиловой, а также коллективу Краснодарского филиала Российского экономического университета им В. Г. Плеханова и Краснодарского государственного института культуры за плодотворную обстановку, стимулирующую исследования. Отдельную благодарность авторы выражают рецензентам, чьи ценные комментарии позволили улучшить качество текста.

Для цитирования:

Безуглая, Н. С. Национальная безопасность и пандемия коронавирусной инфекции COVID-19: вызовы экономической системе государства и перспективы по

обеспечению ее безопасности / Н. С. Безуглая, И. Н. Шамрай. - DOI 10.15507/24131407.112.028.202003.449-469 // Регионология. - 2020. - Т. 28, № 3. - С. 449-469.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Bezuglaya N.S. Some Aspects of Estimation of the State National Security of the Russian Federation. Nauchnyj vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta = Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2017; (4):10-16. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31775/2305-3100-2017-4-10-16

2. Kireeva N. On a Systematic Approach to Defining the Main Categories of the General Security Theory. Natsionalnaya bezopasnost / nota bene = National Security / Nota Bene. 2013; (6):11-26. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.7256/2073-8560.2013.6.10240

3. Zelenkov M.Yu. Danger and Threat Are the Basic Categories in the Theory of National Security. Natsionalnaya bezopasnost / nota bene = National Security / Nota Bene. 2015; (1):32-47. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.7256/2073-8560.2015.1.14220

4. Karpovich O.G. New Challenges and Threats to National Security Strategy of the Russian Federation. Natsionalnaya bezopasnost / nota bene = National Security / Nota Bene. 2016; (5):579-587. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.7256/2073-8560.2016.5.20022

5. Kovalev A.A. To the Question of Ensuring International Economic Security: Logics and Key Stages. Natsionalnaya bezopasnost /nota bene = National Security / Nota Bene. 2020; (1):38-52. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0668.2020.1.29844

6. Voronkova O.N., Akopova E.S. Transformation of Global Economic Mode: Theoretical-Methodological Comprehension. Ehkonomicheskie nauki = Economic Sciences. 2017; (4):101-103. Available at: https://ecsn.ru/files/pdf/201704/201704_101.pdf (accessed 28.04.2020 г.). (In Russ., abstract in Eng.)

7. Amadae S.M. Perpetual Anarchy: From Economic Security to Financial Insecurity. Finance and Society. 2017; 3(2):188-196. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2218/finsoc.v3i2.2578

8. Fischbach J. A New AI Strategy to Combat Domestic Terrorism and Violent Extremism. Harvard National Security Journal. May 2020. Available at: https://harvardnsj.org/wp-content/ uploads/sites/13/2020/05/Fischbach_A-New-AI-Strategy.pdf (accessed 30.04.2020). (In Eng.)

9. Kristensen H.M. A Decade after Signing, New START Treaty Is Working. 2020. Available at: https://fas.org/blogs/security/2020/04/newstarttreatyanniversary/ (accessed 30.05.2020). (In Eng.)

10. Encyclopedia of Military Science / ed. Piehler G.K. SAGE Publications; 2013. Available at: https://www.amazon.com/Encyclopedia-Military-Science-Kurt-Piehler/ dp/1412969336 (accessed 30.04.2020). (In Eng.)

11. Goede de M. Chains of Securitization. Finance and Society. 2017; 3(2):197-207. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.2218/finsoc.v3i2.2579

12. Rozo M. Placing Global Biosecurity Engagement Programs under the Umbrella of Global Health Security. 2014. Available at: https://fas.org/wp-content/uploads/2014/05/ bio-engagement-final-may-2014.pdf (accessed 30.04.2020). (In Eng.)

13. Bezuglaya N.S., Kostyukevich V.G. Analysis and Evaluation of Innovative Activity in the Krasnodar Territory. Regionologiya = Regionology. 2019; 27(1):58-81. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.106.027.201901.058-081

14. Snopchenko A.S. Theory of Convergence and the Problems of Globalization of the World. Molodoj uchenyj = Young Scientist. 2018; (24):264-266. Available at: https://mo-luch.ru/archive/210/51643/ (accessed 29.04.2020) (In Russ.)

Submitted 29.05.2020; accepted for publication 25.06.2020; published online 30.09.2020.

About the authors:

Natalia S. Bezuglaya, Associate Professor, Department of Economics and Management, Plekhanov Russian University of Economics (36 Stremyanny Lane, Moscow 115093, Russia), Director of "Globus-N" Tourist and Visa Center (office 213, 92 Starokubanskaya St., Krasnodar 350058, Russia), Ph. D. (Economics), ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-6116-299X, [email protected]

Inna N. Shamray, Head of the Department of Management, Krasnodar State Institute of Culture (33 40-letiya Podedy St., Krasnodar 350072, Russia), Ph. D. (Economics), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1121-7382, [email protected]

Contribution of the authors:

Natalia S. Bezuglaya - study of the regulatory framework in the field of national security; analysis of the modern scientific environment on this issue; evaluation of the results; drawing conclusions; formulation of proposals.

Inna N. Shamray - calculation of national security indicators; analysis of their dynamics using the available Rosstat information databases; graphic design; preparation of the text.

Acknowledgments. The authors express their gratitude to Prof. B. N. Zhukov, Dr. of Economics, the ideological inspirer of all their studies, to translator O. V. Panfilova, as well as to the staff of the Krasnodar Branch of Plekhanov Russian University of Economics and of Krasnodar State Institute of Culture for the stimulating research environment. The authors express their special gratitude to the reviewers, whose valuable comments helped to improve the quality of the text.

For citation:

Bezuglaya N.S., Shamray I.N. National Security and Coronavirus Disease (COVID-19) Pandemic: Challenges to the Economic System of the State and Prospects for Ensuring its Security. Regionology = Russian Journal of Regional Studies. 2020; 28(3):449-469. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.112.028.202003.449-469

The authors have read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.