Научная статья на тему 'Санкции как стимул развития национальной экономики'

Санкции как стимул развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / цифровизация / факторы экономического роста / человеческий фактор / несырьевой сектор / электроника / инвестиции / globalization / digitalization / economic growth factors / human factor / non-resource sector / electronics / investment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Владимирович Шманев

В период глобальных изменений и растущей неопределенности в мировой политике и экономике, пересмотр стратегий и переориентация экономики на инновационные и наукоемкие отрасли становятся ключевыми факторами обеспечения экономической безопасности. Начавшаяся трансформация устоявшегося мирового порядка и угроза наложения ограничительных мер (санкций) со стороны ведущих государств подчеркивают необходимость развития новых стратегий экономического развития. Основываясь на понимании уязвимостей, связанных с зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, стратегический поворот в экономике направлен на диверсификацию промышленного производства и инвестиции в наукоемкие отрасли. Это обеспечивает не только снижение уровня зависимости от колебаний на мировых рынках, но и создание устойчивой базы для развития и конкуренции. Приоритетные направления реформ включают развитие человеческого капитала через инвестиции в образование и здравоохранение, модернизацию инфраструктуры, а также трансформацию промышленности и государственного управления. При этом важным элементом является государственная политика, способствующая развитию конкурентных преимуществ в области науки, технологий и цифровизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanctions as a stimulus for national economic development

In the period of global changes and growing uncertainty in world politics and the economy, the revision of strategies and reorientation of the economy to innovative and knowledge-intensive industries become the key factors in ensuring economic security. The beginning of the transformation of the established world order and the threat of restrictive measures (sanctions) imposed by the leading states emphasize the need to develop new strategies for economic development. Based on the understanding of the vulnerabilities associated with dependence on the export of raw materials, the strategic turn in the economy is aimed at diversifying industrial production and investing in knowledge-intensive industries. This ensures not only a reduced dependence on fluctuations in world markets but also the creation of a sustainable base for development and competition. Priority areas of reform include the development of human capital through investment in education and health care, modernization of infrastructure, as well as transformation of industry and public administration. At the same time, an important element is public policy that promotes the development of competitive advantages in science, technology and digitalization of the economy.

Текст научной работы на тему «Санкции как стимул развития национальной экономики»

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-250-257 EDN: https://elibrary.ru/xjzlea NIION: 2003-0059-2/24-032 MOSURED: 77/27-003-2024-02-231

Санкции как стимул развития национальной экономики

Сергей Владимирович Шманев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, shmanev_s_v@mail.ru

Аннотация. В период глобальных изменений и растущей неопределенности в мировой политике и экономике, пересмотр стратегий и переориентация экономики на инновационные и наукоемкие отрасли становятся ключевыми факторами обеспечения экономической безопасности. Начавшаяся трансформация устоявшегося мирового порядка и угроза наложения ограничительных мер (санкций) со стороны ведущих государств подчеркивают необходимость развития новых стратегий экономического развития.

Основываясь на понимании уязвимостей, связанных с зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, стратегический поворот в экономике направлен на диверсификацию промышленного производства и инвестиции в наукоемкие отрасли. Это обеспечивает не только снижение уровня зависимости от колебаний на мировых рынках, но и создание устойчивой базы для развития и конкуренции.

Приоритетные направления реформ включают развитие человеческого капитала через инвестиции в образование и здравоохранение, модернизацию инфраструктуры, а также трансформацию промышленности и государственного управления. При этом важным элементом является государственная политика, способствующая развитию конкурентных преимуществ в области науки, технологий и цифровизации экономики.

Ключевые слова: глобализация, цифровизация, факторы экономического роста, человеческий фактор, несырьевой сектор, электроника, инвестиции

Для цитирования: Шманев С. В. Санкции как стимул развития национальной экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 250-257. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-250-257. EDN: XJZLEA.

Original article

Sanctions as a stimulus for national economic development

Sergey V. Shmanev

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, shmanev_s_v@mail.ru

Abstract. In the period of global changes and growing uncertainty in world politics and the economy, the revision of strategies and reorientation of the economy to innovative and knowledge-intensive industries become the key factors in ensuring economic security. The beginning of the transformation of the established world order and the threat of restrictive measures (sanctions) imposed by the leading states emphasize the need to develop new strategies for economic development.

Based on the understanding of the vulnerabilities associated with dependence on the export of raw materials, the strategic turn in the economy is aimed at diversifying industrial production and investing in knowledge-intensive industries. This ensures not only a reduced dependence on fluctuations in world markets but also the creation of a sustainable base for development and competition.

Priority areas of reform include the development of human capital through investment in education and health care, modernization of infrastructure, as well as transformation of industry and public administration. At the same time, an important element is public policy that promotes the development of competitive advantages in science, technology and digitalization of the economy.

Keywords: globalization, digitalization, economic growth factors, human factor, non-resource sector, electronics, investment

For citation: Shmanev S. V. Sanctions as a stimulus for national economic development. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):250-257. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-250-257. EDN: XJZLEA.

Процессы глобализации, хотя и способствуют увеличению международных связей, тем не менее обусловливают ряд вызовов и негативных последствий, таких как:

1) ослабление национальной особенности. Глобализация может привести к размыванию нацио-

© Шманев С. В., 2024

нальной идентичности и ослаблению роли государственных границ как определителей культурных и социальных групп;

2) увеличение этнических и культурных конфликтов. В условиях глобализации возникают новые формы этнических и культурных конфликтов, вы-

ECONOMIC SCIENCE

званные конкуренцией за ресурсы, места работы и власть;

3) увеличение миграции. Глобализация может усилить миграционные потоки, особенно из менее развитых стран в развитые регионы, что может вызывать напряженность в принимающих сторонах и приводить к росту ксенофобии и радикализации;

4) депопуляция и демографические проблемы. Усиление миграции населения по траектории «юг — север» может привести к депопуляции в некоторых регионах и странах, что повлияет на экономику, политику и социальные системы;

5) изменение структуры и содержание мировой экономики и политики. Растущая миграция и депопуляция могут изменить геополитический баланс сил, распределение ресурсов и экономический ландшафт.

Решить названные проблемы позволит комплексный подход, применяемый к разработке и реализации международных политических стратегий, полноценное сотрудничество государств при ведении межкультурного диалога в условиях уважения прав человека. Также при формировании национальных и международных политик необходимо не упускать из вида социальные и экономические аспекты глобализации.

Так, в качестве примера влияния на глобальные социально-экономические и политические процессы можно привести движение Black Lives Matter (BLM), которое поднимает вопросы расового неравенства и дискриминации; по-своему трансформирует общественное сознание. Одновременно, проявляются формы обратной дискриминации, более того, они ложатся в основу различных законодательных актов. Например, утверждены нормативы по обязательному включению представителей меньшинств в киноиндустрию. Все это демонстрирует изменяющиеся социокультурные нормы.

Несомненно, происходящее воздействует на мировую политику и экономику и все больше вмешивается в расстановку и динамику сил, а также влияние различных государств. Формируются новые кластеры притяжения, мы наблюдаем восхождение новых стран, которые в это непростое время способны генерировать инновации и проводить реформы, способные удержать устойчивое движение по выбранному вектору развития, при этом, многие из них ориентируются на свою самобытность, уникальность и особенности.

Следует указать, что стремление к самодостаточности не исключает внешнюю экономическую активность и взаимодействие с мировым сообществом. Оно лишь акцентирует внимание на необходимости развития внутренних ресурсов и возможностей, которые обеспечат устойчивость в условиях изменчивой глобальной конъюнктуры.

В условиях, когда началась трансформация давно сложившегося миропорядка, одновременно при наметившейся тенденции к восстановлению самостоятельности государств после пандемии, а также в результате осознания возможности наложения ограничений (санкций) на любую страну со стороны государств-гегемонов, которые неизбежно ведут к негативным последствиям, переориентация экономики на обрабатывающую промышленность и наукоемкие отрасли становится основополагающим направлением в обеспечении экономической безопасности. Это позволяет сократить зависимость от экспорта сырьевых ресурсов, что делает экономику более устойчивой к внешним воздействиям и колебаниям на мировых рынках.

Можно выделить несколько отраслей экономики, развитие которых будет наиболее явно способствовать реализации этой тенденции и обеспечивать конкурентоспособность в целом:

♦ обрабатывающая промышленность;

♦ наукоемкие отрасли.

Именно в них наиболее приемлемы и востребованы инновации, а также заметен технологический прогресс. Помимо прочего, здесь можно прогнозировать создание новых рабочих мест, фиксирование повышения производительности труда и качества продукции, что, несомненно, подтолкнет рост национального богатства и приведет к увеличению благосостояния граждан.

Вместе с тем, переориентация экономики требует комплексного подхода и системных изменений во множестве сопряженных сфер: инфраструктуре, образовании, научно-технической политике, правовой базе. Также, следует учитывать, что в большинстве случает создание условий для инвестиций и инноваций напрямую связано с наличием эффективных механизмов государственной поддержки.

В настоящее время, обозначенные аспекты для России приобретают особое значение, так как наложение санкций на традиционные для нее экспортные товары (нефть и газ) вынуждает российскую эконо-

мику искать альтернативные пути дальнейшего развития. В виду этого, мы наблюдаем ускоренное развитие несырьевого и неэнергетического экспорта и увеличение его оборотов. Так, в 2023 г. был зафиксирован рост на 85 % (до 990 млрд рублей), что подтверждает успешную адаптацию российских компаний и предпринимателей к новым условиям и внутреннюю возможность формировать различные выходы из непростой для страны ситуации [15]. Их деятельность была переориентирована на другие рынки, расширился ассортимент экспортируемых товаров и услуг.

Это значит, что, несмотря на явные угрозы, сложности и вызовы, санкции выступили стимулом для модернизации экономики, сформировав условия необходимости диверсификации деятельности, незамедлительной реализации найденных альтернативных путей роста, при этом простимулировав внедрение инноваций. Однако, в целях дальнейшего развития несырьевого сектора экономики и повышения его конкурентоспособности следует увеличить поддержку и создать стимулы со стороны государства, которое активно предпринимает усилия по перестройке экономической системы России. Так, с 2014 г. реализуется разработанная Правительством долгосрочная стратегия, включая программу им-портозамещения и меры Центробанка, которая направлена на обеспечение стабильности финансовой системы.

Усилия по модернизации экономики, как части широкого стратегического плана, показали впечатляющие результаты — удалось сохранить многие производства, были налажены новые, а страна вернулась к уверенному росту [1; 2]. Значения объемов и уровней производств вернулись к досанкционным, и особенно важно отметить, что это коснулось всех без исключения отраслей, т. е. можно констатировать, что Россия нашла возможность справиться с санкциями, и дополнительно раскрыла внутренний потенциал для развития.

В числе выявленных инновационных подходов, позволивших решать возникающие задачи, можно назвать использование для создания аналогов передовых технологий обратного инжиниринга, что подчеркивает стремление нашей страны к самостоятельности и устойчивости при большом числе глобальных вызовов и угроз, а также направленность на укрепление технологического суверенитета и

обеспечение условий для развития опережающих технологий. Данный подход будет способствовать не только получению данных о передовых технологиях и устойчивости в снабжении ими, но и будет стимулировать инновационный рост экономики в целом, что, в свою очередь, позволит сократить зависимость от импорта и укрепить позиции на внешних рынках [6; 13, с. 20; 14].

Решение правительства России о предоставлении грантов на разработку конструкторской документации для комплектующих изделий, имеющих критическое значение и не производимых в стране или выпускаемых в недостаточных количествах, является важным шагом для развития обратного инжиниринга и повышения технологической самостоятельности России.

Увеличение размера поддержки проектов реверс-инжиниринга способствует стимулированию инноваций и развитию технологических решений в стране. Это также способствует укреплению национального производства, сокращению зависимости от импорта важных комплектующих и повышению безопасности в снабжении.

Развитие рынка обратного инжиниринга в России с февраля 2022 г. указывает на стратегическое направление в обеспечении технологической независимости страны и стимулировании инновационной активности в ключевых секторах экономики.

Планируемое повышение доли несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в структуре экспорта России свидетельствует о стремлении страны диверсифицировать свой экспортный портфель и снизить зависимость от высокой зависимости от ресурсной экономики.

Запуск крупнейших проектов, предусмотренных в рамках Концепции технологического развития до 2030 г., играет ключевую роль в этом стратегическом направлении. Эти проекты могут включать в себя разработку и производство высокотехнологичных товаров, услуг и комплектующих, которые могут стать конкурентоспособными на мировых рынках.

Увеличение доли несырьевого неэнергетического экспорта поможет развитию новых отраслей экономики, содействуя созданию рабочих мест, привлечению инвестиций и повышению инновационной активности в стране. Это также способствует диверсификации и укреплению экономической устойчивос-

ECONOMIC SCIENCE

ти России в условиях глобальных вызовов и санк-ционного давления.

Развитие отечественной микроэлектроники является стратегически важным шагом для обеспечения технологического суверенитета и устойчивого экономического роста России в условиях санкций и глобальных вызовов, выступает ключевым элементом программы импортозамещения и диверсификации экономики страны. Это позволит сократить зависимость от импорта высокотехнологичных компонентов, обеспечить независимость в области информационных технологий, кибербезопасности, медицинской диагностики, автоматизации производства и других отраслей [3; 7; 8; 9; 10, с. 63].

Благодаря государственным инвестициям и поддержке национальных проектов, российские компании в области микроэлектроники могут повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке, а также усилить свои научные и инженерные кадры [16].

Важно отметить, что развитие микроэлектроники также способствует росту других высокотехнологичных отраслей, таких как робототехника, искусственный интеллект, интернет вещей и другие, что содействует модернизации экономики и повышению ее конкурентоспособности в целом.

Эти четыре федеральных проекта, включенные в национальный проект по развитию микроэлектроники [17], являются ключевыми для достижения стратегических целей по укреплению технологического суверенитета и содействию развитию отечественной экономики в целом.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Развитие технологий производства электроники (247,2 млрд руб.) обеспечивает модернизацию производственных технологий в сфере электроники, за счет создания новых инновационных методов производства и улучшения качества производимых изделий.

2. Подготовка кадров (443 млрд руб.) предполагает восполнение интеллектуального и технического потенциала за счет подготовки квалифицированных кадров в области микроэлектроники и смежных отраслей.

3. Развитие инфраструктуры производства гражданской электроники (880,7 млрд руб.) направлено на создание и модернизацию инфраструктуры для производства гражданской электроники.

4. Проведение прикладных исследований и внедрение их результатов (1,174 трлн руб.) ориентировано

на разработку новых технологий и их практическое внедрение в производственную практику, обеспечивая постоянный поток инноваций и улучшений. Проект предполагает увеличение целевого финансирования научных исследований.

В целом, все эти федеральные проекты в совокупности позволяют создать комплексную систему мер, направленных на развитие микроэлектроники в России и реализацию ее ключевой роли в обеспечении технологического суверенитета страны.

Решение Правительства Российской Федерации о выделении 7,5 млрд руб. на поддержку производителей радиоэлектронной продукции в рамках государственной программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» также рассматривается как способ стимулирования развития данного сектора экономики. Подобные меры позволяют снизить финансовые барьеры и обеспечить доступ к дополнительным источникам финансирования для предприятий.

Кроме выделения плановых целевых инвестиций со стороны государства, в числе мер — субсидирование ставок по кредитам. Это позволяет снизить финансовые издержки для предприятий и сделать инвестиции в развитие производства более доступными, что стимулирует рост объемов производства, помогает провести модернизацию производственных мощностей и активизировать инновационную деятельность.

Предложение Минпромторга о расширении поддержки российских разработчиков электроники важно и в контексте проблем с поставками зарубежных комплектующих.

Увеличение производства электронного оборудования и потребления электронных компонентов на 20 % в 2023 г. в Российской Федерации свидетельствует о положительной динамике развития отрасли. Эта тенденция объясняется несколькими факторами. Среди них:

1) приход частных крупных инвесторов позволил модернизировать и обновить технологическую базу, что повлекло за собой увеличение объемов производств и повышение их эффективности;

2) появление новых фабрик, заводов и фирм [18], производящих электронную продукцию (например, «Телебалт» в Ленинградской области) [19], которые повлияли на вопросы удовлетворения растущего спроса на электронные устройства и компоненты.

В целом, увеличение производства электронного оборудования и компонентов свидетельствует о росте индустрии в России и подтверждает стремление страны к развитию собственного производства в этой ключевой сфере.

В этом же контексте следует рассматривать разработанный до 2030 г. и включенный в национальный проект план по развитию отечественной полупроводниковой индустрии. Основными моментами необходимо выделить, во-первых, обеспечение серийного выпуска по техпроцессу 28 нанометров. Производство передовых и производительных микроконтроллеров и электронных систем очень востребовано в автомобильной, авиационной и космической промышленности. Во-вторых, план предусматривает увеличение дизайн-центров до 300, что расширит условия для создания более сложных полупроводниковых продуктов. Кроме того, предполагаются инвестиции в размере 460 млрд руб. на модернизацию существующих производственных мощностей. В-третьих, уделено внимание освоению производств фотошаблонов, чистых материалов и кремниевых пластин. В-четвертых, отмечена востребованность в разработке программного обеспечения и его оптимизация на процессорах с российскими технологиями.

Каждый из названных шагов в совокупности реализует комплексный подход в противостоянии введенным санкциям и подчеркивает альтернативные варианты, способствующие суверенизации и решению проблем импортозамещения в высокотехнологичных отраслях.

Вообще, концентрация внимания на импортоза-мещении во всех областях экономической деятельности видится приоритетной на данном этапе модернизации экономики. Поскольку главным трендом во всем мире обозначилась цифровизация, связанные с ней процессы также должны найти свое отражение в разрабатываемых проектах.

Одним из примеров реализации этого видения, например, в области связи и коммуникаций является Национальный проект «Цифровая экономика» [20], в рамках которого разрабатывается и вводится в эксплуатацию глобальная спутниковая система «Сфера» (предыдущее название «Эфир»), призванная конкурировать с зарубежными системами глобальной спутниковой связи, такими как OneWeb и StarHnk. Проект «Сфера» является важным шагом в реализа-

ции национальной стратегии цифровизации и им-портозамещения в области связи и коммуникаций. Его основная цель состоит в создании глобальной спутниковой системы, которая будет конкурировать с зарубежными аналогами и обеспечивать широкополосный доступ к сети Интернет, бесперебойную сотовую связь и связь с устройствами Интернета вещей (1оТ). Следует отметить несколько ключевых моментов этого проекта:

1) проект «Сфера» стимулирует развитие технологий в России, способствуя созданию собственного сегмента в глобальной спутниковой связи;

2) главной выгодой для пользователей будет возможность получить доступ к современным коммуникационным услугам даже в удаленных и труднодоступных районах, что содействует преодолению цифрового неравенства;

3) проект способствует формированию нового, экспортно ориентированного сектора экономики, способного конкурировать на мировом рынке;

4) предоставление широкополосного доступа к Интернету и сотовой связи в любой точке планеты помогает обеспечить дальнейшую информатизацию общества и развитие цифровой экономики.

В целом, проект «Сфера» является также важным элементом стратегии цифровизации России и содействует укреплению технологического суверенитета страны в сфере связи и коммуникаций.

Действительно, разработка и производство космических аппаратов и беспилотных летательных аппаратов являются сложными и технологически передовыми процессами, которые требуют высокого уровня научно-технических знаний и сильной кооперации научных и инженерных команд. При этом развитие космической и авиационной промышленности привлекает инвестиции, способствует созданию новых высокотехнологичных рабочих мест и экономическому росту в регионах, где развернуты соответствующие кластеры, обеспечит дальнейший рост научно-технического прогресса, так как работа над космическими и беспилотными аппаратами напрямую влияет на развитие научных знаний, инженерных технологий и инновационных решений, что повышает технологический уровень отечественных разработок и стимулирует науку и инженерию. Для осуществления разработки и производства космических и беспилотных аппаратов в стране данный проект обусловит более тесное сотрудничество между

ECONOMIC SCIENCE

научными институтами, инженерными компаниями, государственными учреждениями и промышленными предприятиями. Одновременно, данный проект позволит решить многие народнохозяйственные задачи: космические аппараты и беспилотные летательные аппараты играют важную роль в зондировании территории, исследовании природных ресурсов, контроле за природными явлениями, обеспечении безопасности и выполнении различных научных исследований.

В условиях санкционного давления развитие космической и авиационной промышленности также выступает одним из факторов экономической устойчивости и является элементом научно-технического прогресса Российской Федерации.

Не менее значимым видится работа отечественных организаций и университетов в рамках развития цифровизации. Например, АО «РЖД», АНО «Цифровая экономика», ООО «КуРэйт», МГУ, НИЯУ МИФИ, НИТУ МИСиС [9; 10] участвуют в реализации программы «Цифровая экономика» в части развертывания квантовых сетей [4]. Работа в данном направлении позволила специалистам МФТИ запустить первый в России 12-кубитный квантовый компьютер [21], основанный на сверхпроводниках, проводящих электрический ток без сопротивления и потерь электроэнергии. Его вычислительные элементы произведены из чистого алюминия [22].

Также в рамках цифровизиции активно идет создание цифровых платформ, осуществляется переход к экономике данных, что улучшает условия для бизнеса и сохраняет вектор формирования самодостаточной и инновационной экономики.

В подтверждение желания продолжать развитие в данном направлении можно также привести создание предприятий производства высокотехнологичной продукции на территории нашей страны. Так, в целях поддержки отечественных производителей электромобилей E-Neva и Атом был построен новый завод литиевых аккумуляторов. Это является важным шагом для продвижения электромобильной индустрии и внедрения экологически чистых технологий в России. Помимо прочего, строительство завода обеспечивает:

1) создание новых рабочих мест;

2) способствует развитию инфраструктуры;

3) формирует условия для привлечения инвестиций;

4) снижает загрязнение окружающей среды (так как электромобили более экологичны и производят меньше выбросов вредных веществ).

Отсюда можно заключить, что строительство такого завода соответствует стратегическим задачам нашего государства.

В целом, приведенные примеры показывают, что санкционное давление, вместо того, чтобы ослабить, стимулирует развитие отечественной промышленности, особенно высокотехнологичных секторов. Хотя санкции и создают временные трудности, тем не менее, они стимулируют страну к укреплению своей экономики и сокращению зависимости от иностранных поставщиков. Устойчивость и способность к развитию, проявляемые российской промышленностью в условиях санкций, могут послужить примером для других стран, сталкивающихся с подобными вызовами.

Следующими факторами, которые способны повлиять на снижение негативных последствий секционного давления и способствовать экономической устойчивости, следует назвать факторы в сфере воспроизводства человеческого потенциала, играющие важную роль в обеспечении развития и процветания общества [5; 11; 12, с. 25]. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, образование. Инвестиции в образование являются ключевым фактором для формирования качественного человеческого капитала. Развитая система образования способствует повышению профессиональных навыков и квалификации населения, что ведет к увеличению производительности труда и конкурентоспособности экономики.

Во-вторых, инвестиции в научные исследования и инновации позволяют стране оставаться впереди в технологическом прогрессе, создавать новые продукты и услуги, а также развивать передовые отрасли.

В-третьих, здравоохранение; здоровое население является одним из важнейших ресурсов для развития экономики. Инвестиции в здравоохранение способствуют снижению медицинских расходов, повышению производительности труда и снижению уровня болезней.

В-четвертых, государственные программы социальной поддержки, такие как пенсии, пособия по безработице, медицинская страховка и др., играют важную роль в поддержании социальной стабильности и благополучия населения.

В-пятых, культура. Именно развитие культурных индустрий способствует формированию нацио-

нальной идентичности, привлечению туристов, а также созданию рабочих мест и развитию креативной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно смело констатировать, что в условиях повышенного санкционного давления наша страна имеет (и уже активно реализует) огромный потенциал, и государство наметило множество альтернативных путей преодоления его негативных последствий, и более того, смогло использовать этот непростой этап мирового развития как явный стимул к национальному экономическому росту.

Список источников

1. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 28 сентября 2018 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».

4. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации // URL://http s://digital .gov.rU/ru/events/3 8738/

5. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход / сост., науч. ред. пер., авт. послесл. Р. И. Капелюшников. М. : ГУ ВШЭ, 2003.

6. Вертакова Ю. В., Плахотникова М. А. Современные тенденции трансформации стратегического управления инновационно-промышленными кластерами // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2021. № 1 (47). С. 5-10.

7. Глазьев С. Ю. О глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса // URL://https://glazev.ra/artides/1-mi-rovoy-krizis/78041-o-glubinnykh-prichinakh-narasta-jushhego-khaosa-i-merakh-po-preodoleniju-jeko-nomicheskogo-krizisa.

8. Гоглев Н. Н., Касаткина Е. В., Мигалин С. А., Муштак О. И. Управление рисками с применением

современных технологий искусственного интеллекта и анализа больших данных // Цифровая экономика. 2022. № 2 (18). С. 38-45.

9. Гретченко А. И., Горохова И. В., Гретчен-ко А. А. Формирование цифровой экономики России // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. № 3 (99). С. 3-11.

10. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. М. : Российская академия наук, 2017.

11. Шманев С. В., Рябов К. В. Самоорганизация в социально-экономических системах // Транспортное дело России. 2008. № 2. С. 83-84.

12. Шманев С. В., Егорова Т. Н. Новый институциональный подход к проблемам управления на базе концепции расслоенности экономического пространства // Транспортное дело России. 2012. № 6 (ч. 2).

13. Шманев С. В., Шманева Е. С., Егорова Т. Н. Нелинейные модели циклического развития экономических систем // Транспортное дело России. 2015. № 1 (116).

14. Шманев С. В., Шманева Л. В. Прогноз эффективности альтернативных инновационно-инвестиционных проектов на основе теории нечетких множеств // Транспортное дело России. 2015. № 4 (119). С. 125-127.

15. URL://https://vz.ru/economy/2023/10/20/12358 53.html.

16. URL://https://www.kommersant.ru/doc/6428786.

17. URL://https://ripr.ru/artides/mikroelektronika-v-rossii-i-mire/

18. Электронная промышленность (рынок России). 2023 // URL://https://www.tadviser.ru/index.php.

19. URL://https://3dnews.ru/1101519/proizvoditeli-elektroniki-nachali-perenosit-moshchnosti-iz-kalin-ingrada.

20. URL://https://digital.gov.ru/ru/activity/directi-

ons/858/

21. URL://https://www.kommersant.ru/doc/3787617.

22. URL://https://www.cnews.ru/news/top/2024-01-19_uchenye_zapustili_pervyj#: ~ :text=Специалисты%20.

References

1. Federal Law of the Russian Federation № 488-FZ dated December 31, 2014 «On Industrial Policy in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008 № 1662-r (ed. dated

dated September 28, 2018) «On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020» (together with the «Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020») // LRS «ConsultantPlus».

3. Resolution of the Government of the Russian Federation № 1030 dated August 28, 2017 «On the Management System for the Implementation of the Digital Economy of the Russian Federation Program» // LRS ConsultantPlus.

4. Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation // URL://https://digital.gov.ru/ru/events/38738/

5. Becker G. Human behavior: an economic approach / comp., scientific ed. trans., author. afterword by R. I. Kapelyushnikov. M. : Higher School of Economics, 2003.

6. Vertakova Yu. V., Plakhotnikova M. A. Modern trends in the transformation of strategic management of innovative industrial clusters // Theory and practice of service : economics, social sphere, technology. 2021. № 1 (47). P. 5-10.

7. Glazyev S. Yu. On the underlying causes of the growing chaos and measures to overcome the economic crisis // URL://https://glazev.ru/articles/1-mirovoy-krizis/ 78041 -o-glubinnykh-prichinakh-narastaj ushhego -khaosa-i-merakh-po-preodoleniju-jekonomicheskogo-krizisa.

8. Goglev N. N., Kasatkina E. V., Migalin S. A., Mushtak O. I. Risk management using modern technologies of artificial intelligence and big data analysis // Digital Economy. 2022. № 2 (18). P. 38-45.

9. Gretchenko A. I., Gorokhova I. V., Gretchen-ko A. A. Formation of the digital economy of Russia //

Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 2018. № 3 (99). P. 3-11.

10. Ivanov V. V., Malinetsky G. G. Digital economy : myths, reality, perspective. M. : Russian Academy of Sciences, 2017.

11. Shmanev S. V., Ryabov K. V. Self-organization in socio-economic systems // Transport business of Russia. 2008. № 2. P. 83-84.

12. Shmanev S. V., Egorova T. N. A new institutional approach to management problems based on the concept of stratification of economic space // Transport business of Russia. 2012. № 6 (part 2).

13. Shmanev S. V., Shmaneva E. S., Egorova T. N. Nonlinear models of cyclical development of economic systems // Transport business of Russia. 2015. № 1 (116).

14. Shmanev S. V., Shmaneva L. V. Forecast of the effectiveness of alternative innovation and investment projects based on the theory of fuzzy sets // Transport business of Russia. 2015. № 4 (119). P. 125-127.

15. URL://https://vz.ru/economy/2023/10/20/12358 53.html.

16. URL://https://www.kommersant.ru/doc/6428786.

17. URL://https://cipr.ru/articles/mikroelektronika-v-rossii-i-mire/

18. Electronic industry (Russian market) 2023 // URL://https://www.tadviser.ru/index.php.

19. URL://https://3dnews.ru/1101519/proizvoditeli-elektroniki-nachali-perenosit-moshchnosti-iz-kalin-ingrada.

20. URL://https://digital.gov.ru/ru/activity/directi-

ons/858/

21. URL://https://www.kommersant.ru/doc/3787617.

22. URL://https://www.cnews.ru/news/top/2024-01-19_uchenye_zapustili_pervyj#:~:text=Specialists%20.

Информация об авторе

С. В. Шманев — заместитель руководителя кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.

Information about the author

S. V. Shmanev—Deputy Chief of the Department of Economic Theory of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 18.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 29.03.2024.

The article was submitted 18.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 29.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.