Научная статья на тему 'Экономическая безопасность инвестиционной системы региона'

Экономическая безопасность инвестиционной системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ / RISKS / IECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурыкин А. Д.

В статье рассматривается процесс создания и функционирования инвестиционной системы региона, а также предложены пути обеспечения ее экономической безопасности. Рассмотрены риски, которые могут влиять на эффективность инвестиционной системы, и предложен механизм защиты от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security of investment system in region

The article deals with the process of creating and functioning of regional investment system. It also suggests the ways of providing its economic security. Besides, the work investigates the risks which can affect the effectiveness of the investment system and offers the ways of its protection.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность инвестиционной системы региона»

УДК 338.242.4

экономическая безопасность инвестиционной системы региона

А.Д. Бурыкин

Аннотация. В статье рассматривается процесс создания и функционирования инвестиционной системы региона, а также предложены пути обеспечения ее экономической безопасности. Рассмотрены риски, которые могут влиять на эффективность инвестиционной системы, и предложен механизм защиты от них.

ключевые слова: инвестиции, безопасность, риски.

Abstract. The article deals with the process of creating and functioning of regional investment system. It also suggests the ways of providing its economic security. Besides, the work investigates the risks which can affect the effectiveness of the investment system and offers the ways of its protection.

Keywords: investments, iecurity, risks.

Под экономической безопасностью инвестиционной системы (ИС) нами понимается экономическая защищенность системы и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, влияния деструктивных факторов, позволяющая сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал [4]. Из данного определения следует, что проблема обеспечения экономической безопасности системы вытекает из структуры самой этой системы. Мы предлагаем рассмотреть ИС с позиций системного подхода, который нам представляется наиболее универсальным. Этот подход предполагает описание параметров «входа», «состояния», «выхода» системы, а также ее взаимосвязь с субъектом управления и внешней средой.

Параметрами «входа» для инвестиционной системы являются спрос на выпускаемые ценные бумаги, емкость рынка ЦБ, инвестиционные потребности региона, информация о соблюдении режима возвратности средств из инвестиций, «цена денег», т.е. стоимость заемных средств.

К параметрам «выхода» отнесем состояние проектов, величина минимальных кредитных ставок, гарантии надежности возвратов инве-

стиционных кредитов и процентов по ним, интервал времени между получением займа и его инвестированием и др.

Параметры «управления» представляются следующим перечнем: сумма инвестируемых средств и их стоимость; структурные соотношения займов и инвесторов; эффективность и надежность инвестиционных портфелей; прозрачность рынка государственных обязательств; условия займов и возвратов средств.

Взаимоотношения с внешней средой характеризуются наличием правительственных гарантий для инвесторов и рациональностью законодательных актов. Особо детально следует рассмотреть параметры состояния ИС.

В различных источниках по теории и практике управления авторы, применяющие системный подход, именуют исследуемую систему в зависимости от стоящих целей и задач по-разному. Экономисты рассматривают сложную систему как техническую, т.е. как комплекс технических средств, технолог именует ее как технологическую, понимая под ней комплекс взаимосвязанных технологических процессов, социолог - социальной, исследуя социальные процессы, финансист - финансовой, рассматривая совокупность финансовых потоков и отношений между людьми и т.п. Соответственно и при проведении смежных исследований система может рассматриваться как любая комбинация наименований (социально-экономическая, финансово-экономическая, организационно-технологическая и т.п.). Такое толкование не противоречит одному из правил системного подхода, а именно: выразить параметры рассматриваемой системы через параметры других систем с целью получения комплексной логичной модели. В нашем исследовании мы будем диагностировать ИС как финансово-экономическую.

Согласно требованиям системного подхода, характеризуя состояние системы, мы предлагаем описать элементы системы, их свойства и связи. Исходя из сути финансово-экономической системы, основными факторами экономического роста, а, следовательно, элементами системы, являются живой труд (квалифицированная рабочая сила), прошлый труд (средства производства) и деньги.

Очевидно, что свойства и элементы системы характеризуются, соответственно, уровнем развития: кадрового корпуса, технических средств (и новых знаний) и механизмом сохранения стоимости. В свою очередь, связи элементов характеризуются, соответственно, уровнем развития:

организационного взаимодействия фирм-участников, коллективов и людей, технологических процессов, ноу-хау и финансовых отношений. Перечисленные свойства и связи могут быть избраны нами в качестве комплексных факторов обеспечения экономической безопасности.

Рассмотренные нами различные структуры, дающие представление об ИС как о сложной финансово-экономической системе, весьма тесно между собой связаны.

Одна из центральных задач функционирования системы экономической безопасности инвестиционной системы региона может быть интерпретирована как задача повышения безопасности инвестиционной привлекательности региона. При всей многоаспектности такой задачи главным направлением ее решения следует считать снижение инвестиционных рисков.

Прежде чем рассматривать меры снижения рисков инвестора, которые можно предпринять на региональном уровне, кратко рассмотрим основные слагаемые понятия инвестиционных рисков.

Различают два принципиально разных типа рисков: коммерческие (или предпринимательские риски) и некоммерческие (или политические риски). Первые связаны с вероятностью потери инвестированных средств или недополучения доходов от вложений в зависимости от решений, принимаемых самими инвесторами, действий их контрагентов либо под влиянием рыночной конъюнктуры. Другими словами, коммерческие риски связаны с компетентностью принимаемых инвесторами экономических и технических решений.

К политическим относят риски, вызываемые неопределенностью действий государственных органов власти, изменений законодательства и других событий, находящихся вне контроля инвесторов.

Различают три уровня политических рисков. Риски первого порядка связаны с форс-мажорными, внеэкономическими событиями (война, потери, связанные с изменением политической системы, и т.п.). Риски второго порядка касаются ситуаций, когда разрушение грозит экономической системе, особенно стабильности денежной системы, включая галопирующую инфляцию или такое снижение производства, вследствие чего значительная часть производителей будет не в состоянии выполнять свои контрактные обязательства.

Политические риски третьего порядка связаны с неопределенностью действий органов власти и управления в части регулирования экономической жизни, а именно защиты прав собственности, законода-

тельного и нормативно-правового регулирования и т.п. К политическим рискам третьего порядка относят также так называемое оппортунистическое поведение определенных органов власти. Оно, в частности, может заключаться в превратном толковании существующих законов и нормативных актов в своих интересах и т.п.

Очевидно, что в минимизации политических рисков именно третьего порядка роль региональных органов власти может быть существенной. Состоит эта роль в обеспечении благоприятных и стабильных правовых условий для инвесторов, ясности и последовательности при регулировании деятельности субъектов инвестиционного процесса.

Такими условиями являются требования по соблюдению прав собственности в широком смысле этого понятия, т.е. обеспечение полной реализации отношений владения, распоряжения и использования объектов собственности. В экономических категориях отношения собственности воплощаются в возможности управлять собственностью, распоряжаться полученной прибылью, продавать собственность. Основные элементы институционального обеспечения прав собственности и связанных с ними экономических отношений обобщены нами в табл. 1.

Таблица 1

институты, обеспечивающие права собственности

виды экономических отношений, вытекающих из права собственности обеспечивающие институты

1. Право управлять собственностью • Правила регистрации и закрытия предприятий • Законы, относящиеся к управлению предприятиями и финансами • Регулирование производственных отношений (трудовой кодекс, лицензирование, экологические требования, требования по охране здоровья) • Антимонопольное регулирование и конкуренция • Мониторинг и контроль (бухгалтерская отчетность, аудит)

2. Право получать и распоряжаться прибылью • Налоговое законодательство • Регулирование обмена валют и репатриации прибылей • Закон о банкротстве • Инвестиционные гарантии

Окончание таблицы 1

виды экономических отношений, вытекающих из права собственности обеспечивающие институты

3. Право торговли • Правила по идентификации собственности и лица-обладателя (регистрация) • Регулирование рынка ценных бумаг • Судебное признание добровольных контрактов (процедура решения конфликтов)

Следует также заметить, что среди различных объектов собственности важное значение имеют не только и не столько материальные средства. Организация прибыльного производства не обязательно требует наличия прав собственности на участок земли, где это производство размещено, и на применяемое оборудование. И то, и другое может быть арендовано. Более существенным является право собственности на будущую прибыль, которую получит инвестор благодаря своим вложениям [2].

Исключительно важным для инвестора является также охрана прав собственности на нематериальные активы: ноу-хау, торговые марки и т.п. Без гарантий соблюдения таких прав невозможно надеяться на привлечение инвесторов, обладающих новыми передовыми технологиями, т.е. тот вид инвестиций, который наиболее предпочтителен для региона.

Вывод, который можно сделать из рассмотрения задач по минимизации политических рисков, как главного фактора улучшения инвестиционного климата, состоит в том, что для инвесторов при принятии ими решений о вложении средств более важен вопрос не наличия каких-либо особых льгот, а стабильность экономической политики, четкость законодательных и других регулирующих требований и мер.

Поскольку необходимый уровень такой стабильности в России не достигнут, необходимо отработать систему защиты инвестиций. Главная роль государственных органов различных уровней в такой системе должна состоять в обеспечении гарантий защиты инвесторов от политических рисков.

Система защиты инвестиций охватывает области страхования, залога и гарантий федерального и регионального уровней. В части защиты иностранных инвестиций действуют дополнительно международные соглашения и конвенции.

Базовые гарантии и меры по компенсации инвесторам предусмотрены действующими Законами РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ» и «Об иностранных инвестициях в РФ». Этими законами устанавливается, что инвестиции в Российской Федерации не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами, случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции инвестору выплачивается адекватная компенсация.

Законодательством определен порядок возмещения убытков, включая упущенную выгоду, причиненных в результате незаконных действий государственных органов, разрешения инвестиционных споров, гарантий перевода платежей в связи с иностранными инвестициями, гарантии использования платежей в валюте Российской Федерации на территории РФ.

Помимо национального законодательства функцию защиты прав и интересов иностранных инвесторов выполняют и международные договоры и соглашения РФ. К настоящему времени Россия заключила 33 межправительственных соглашения о взаимной защите инвестиций и поощрении капиталовложений, присоединилась к двум конвенциям -Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами и Сеульской конвенции об учреждении Международного агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). В основе защиты иностранных инвестиций МАГИ, к которой присоединилось 80 государств, лежит договор о страховании от некоммерческих (политических) рисков, по которому МАГИ - страховщик, а иностранный инвестор - страхователь, ежегодно выплачивающий страховой взнос в размере определенного договором процента с суммы гарантии [3].

В России первые шаги в области страховой защиты инвестиций были предприняты Государственной инвестиционной корпорацией. Для этого была создана Российская компания по страхованию инвестиций (РКСИ) и страховая компания «Инкорстрах». РКСИ создавалась для предоставления гарантий иностранным инвесторам от политических рисков. Капитал компании по требованию инвесторов был размещен за рубежом - в «Сити-банк» и «Каутс-банк». Компания «Инкорстрах» была создана в России для представления страховой защиты инвесторам и объектам инвестиций с последующим распределением страхо-

вого портфеля среди отечественных и иностранных страховых и перестраховочных компаний [2].

В целях консолидации усилий различных ведомств федерального уровня Указом Президента РФ от 26.02.1993 г. №282 было создано международное агентство по страхованию от некоммерческих рисков инвестиций в Российскую Федерацию.

Существующая система гарантий национального и международного уровня должна быть дополнена гарантиями регионального уровня. Действенность таких гарантий будет определяться тем, сумеют ли они убедить потенциальных инвесторов в защите его интересов по трем основным направлениям:

1. Гарантии, обеспечивающие неприкосновенность собственности инвестора.

2. Гарантии, обеспечивающие право инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности.

3. Гарантии, касающиеся порядка разрешения инвестиционных споров.

В практике защиты инвестиций используются письменные гарантии администраций субъектов РФ. В большинстве случаев эти гарантии не имеют имущественного обеспечения. На федеральном уровне предусматривается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов. По аналогии необходимо создать Региональный фонд государственных гарантий для реализации приоритетных для области инвестиционных проектов.

В качестве примера одного из возможных подходов к обеспечению гарантий инвестиций на региональном уровне можно привести принятие регионального закона «О государственных гарантиях осуществления инвестиций в Ярославской области». Тогда инвесторы смогут получить экономические и правовые гарантии под вложения средств. Согласно данному закону источниками государственных гарантий являются средства областного бюджета, активы региональных бюджетных, государственных внебюджетных и других фондов, а также природно-сырьевые ресурсы, находящиеся в собственности Ярославской области [1].

Среди важных законодательно-нормативных решений последнего времени, создающих предпосылки для улучшения инвестиционного климата в стране, можно отметить вступление в силу с 11 января 1996 г. Закона «О соглашениях о разделе продукции» (СРП), Указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. «Об основных направлениях налоговой реформы в

РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины», решение Правительства РФ о разработке плана мероприятий по реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

До принятия Закона «О соглашениях о разделе продукции» в России не было законодательной основы для передачи государством частному инвестору прав на пользование своей собственностью. Государство могло продать свою собственность, но не было правового регулятора временной его передачи. С принятием Закона о СРП этот пробел в законодательстве хотя бы в сфере недропользования устранен.

Несмотря на то, что отдельные положения Закона «О соглашениях о разделе продукции» вызвали много критики, в целом же специалисты расценивают его как «революционный прорыв» [3]. Отмечаются следующие преимущества Закона «О соглашениях о разделе продукции»:

■ впервые предложен конкретный механизм договорных отношений государства и негосударственного инвестора вместо традиционно использовавшегося административного, лицензионного порядка;

■ создана правовая основа для эффективного управления непри-ватизируемой государственной собственностью;

■ появилась реальная альтернатива налогам - рентные платежи;

■ создается режим привлечения крупномасштабных инвестиций через механизм проектного финансирования;

■ предусмотрен новый уровень контроля за пользованием природными ресурсами: условия оговорены контрактом, и в случае их нарушения возможно обращение в суд;

■ устанавливается стабильность контракта на весь срок его действия;

■ открываются новые возможности для хозяйственной самостоятельности местных органов власти и их взаимодействия с Центром;

■ во взаимоотношениях между государством и частным инвестором предусмотрено обращение в арбитраж (в том числе международный) для разрешения споров.

Наряду с происходящим процессом совершенствования законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности на федеральном уровне, власти многих субъектов Федерации используют собственные законотворческие полномочия для улучшения инвестиционного климата в своих регионах. В Ярославской области также предпринимаются попытки принятия ряда региональных законов, которые

бы способствовали привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику области.

Среди факторов, препятствующих активизации инвестиционного процесса со стороны нормативно-правового обеспечения, находящегося в пределах полномочий региональных органов власти, следует отметить тенденцию к установлению в Ярославской области максимальных ставок той доли налоговых платежей, которые зачисляются в региональный бюджет. Некоторые российские регионы, проводящие более гибкую налоговую политику, оказываются в этом отношении в более выигрышном положении с точки зрения инвестиционной привлекательности. Обычно главным аргументом против снижения каких-либо налоговых ставок или их дифференциации является проблема формирования доходной части бюджета. Однако, с точки зрения не сиюминутных проблем, а долгосрочных стратегических интересов, переход к региональной налоговой политике, стимулирующей инвестиционный процесс, необходим и оправдан. Возможен также подход, при котором не уменьшаются поступления в бюджет, т.е. предоставление налоговых преференций определенным вновь создаваемым предприятиям и производствам.

литература

1. Бурыкин А.Д. Кластерный подход как основа инновационного развития региональной экономики // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. №2. 2011.

2. Нуреев Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики // Вопросы экономики, №6. 2000.

3. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. Монография. - М., 1999.

4. Тюрин С.Б., Бурыкин А.Д., Клячко Л.М., Степанов А.Е., Юрчен-ко А.В. и др. Организационно-технологическая модернизация экономики - как фактор ее экономической безопасности. Монография. - Ярославль, 2010.

А.Д. Бурыкин,

д-р экон. наук, профессор,

Московский финансово-юридический университет МФЮА, Ярославский филиал E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.