Научная статья на тему 'Свободный порта Владивосток: к вопросу формирования механизма защиты прав иностранных инвесторов как фактора повышения уровня инвестиционной привлекательности региона'

Свободный порта Владивосток: к вопросу формирования механизма защиты прав иностранных инвесторов как фактора повышения уровня инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ / THE MECHANISM PROTECTION OF INVESTORS'' RIGHTS / ЭКОНОМИКА ПРИМОРСКОГО КРАЯ / THE ECONOMY OF PRIMORSKI TERRITORY / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / FREE ECONOMIC ZONE / РЕЗИДЕНТ / RESIDENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варкулевич Татьяна Владимировна, Пашук Наталья Руслановна

Приморский край является стратегически важным районом экономического развития Дальневосточного округа и характеризуется высоким социально-экономическим потенциалом, но, несмотря на общую положительную динамику большинства экономических показателей развития региона, Для последних лет характерная отрицательная тенденция инвестирования в основной капитал региона. По прогнозу аналитиков, создание такой свободной экономической зоны, как Свободный порт Владивосток, должно способствовать решению данной проблемы и стимулировать рост инвестиционной привлекательности предпринимательской деятельности края. Но само по себе создание свободной экономической зоны без обеспечения должных гарантов для иностранных инвесторов не является достаточным стимулом для повышения уровня инвестиционной привлекательности региона для зарубежных вкладчиков. В данной работе определены основные факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность региона, одним из которых является обеспечение эффективной системы нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности. В настоящее время главным нормативным документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов, а также определяющие их основные права и гаранты, является Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ. Согласно данному федеральному закону, субъекты РФ имеют право разрабатывать собственные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность региона. В статье выносится предложение создания системы защиты прав иностранных инвесторов для Свободного порта Владивосток, которая отвечает последним тенденция международного законодательства и базируется на опыте других стран и включает в себя два уровня правовой защиты инвесторов от неблагоприятных финансовых последствий: федеральный и региональный. Разработка данного правового механизм необходима для обеспечения интересов инвесторов, вкладывающим средства в развитие и продвижение проектов, реализуемых на территории свободного порта Владивосток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Варкулевич Татьяна Владимировна, Пашук Наталья Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE PORT VLADIVOSTOK: THE ISSUE OF FORMATION RIGHTS PROTECTION MECHANISM OF FOREIGN INVESTORS AS FACTOR IN IMPROVING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF REGION

Primorski region is strategically important area for economic development of the Far Eastern District, and it's characterized by high socio-economic potential but in spite of the overall positive dynamics and most economic indicator's region for the past few years, characteristic negative trend of investment in fixed assets in the region. According to the forecast of analysts, the creation of a free economic zone as a free port of Vladivostok should contribute to the solution of the problem and stimulate the growth of investment attractiveness of business edge. But in itself the creation of a free economic zone without due safeguards for foreign investors is not a sufficient incentive to improve the investment attractiveness of the region for foreign investors. In this paper the major factors influencing investment attractiveness of the region, one of which is to ensure an effective system of legal regulation of investment activity. Currently the main normative documents regulating the activities of foreign investors, as well as defining their fundamental rights and guarantees are the Federal Law "On Foreign Investments in the Russian Federation" dated 09.07.1999 N 160-FZ. According to the federal law the subjects of the Russian Federation have the right to develop their own regulations governing investment activities in the region. The paper proposal put forward to the establishment of foreign investors' rights protection system for the Free Port of Vladivostok, which meets the latest trend of international law and is based on the experience of other countries and includes two levels of legal protection for investors against adverse financial consequences: federal and regional. The development of this legal mechanism is needed to ensure the interests of investors, to invest in the development and promotion of projects implemented in the territory of the Free Port of Vladivostok.

Текст научной работы на тему «Свободный порта Владивосток: к вопросу формирования механизма защиты прав иностранных инвесторов как фактора повышения уровня инвестиционной привлекательности региона»

Варкулевич Татьяна Владимировна, Пашук Наталья Руслановна СВОБОДНЫЙ ПОРТА ВЛАДИВОСТОК: К ВОПРОСУ ...

экономические науки

УДК 332.322

СВОБОДНЫЙ ПОРТА ВЛАДИВОСТОК: К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

© 2017

Варкулевич Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой Управления

Пашук Наталья Руслановна, магистрант Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Приморский край является стратегически важным районом экономического развития Дальневосточного округа и характеризуется высоким социально-экономическим потенциалом, но, несмотря на общую положительную динамику большинства экономических показателей развития региона, Для последних лет характерная отрицательная тенденция инвестирования в основной капитал региона. По прогнозу аналитиков, создание такой свободной экономической зоны, как Свободный порт Владивосток, должно способствовать решению данной проблемы и стимулировать рост инвестиционной привлекательности предпринимательской деятельности края. Но само по себе создание свободной экономической зоны без обеспечения должных гарантов для иностранных инвесторов не является достаточным стимулом для повышения уровня инвестиционной привлекательности региона для зарубежных вкладчиков. В данной работе определены основные факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность региона, одним из которых является обеспечение эффективной системы нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности. В настоящее время главным нормативным документом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов, а также определяющие их основные права и гаранты, является Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ. Согласно данному федеральному закону, субъекты РФ имеют право разрабатывать собственные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность региона. В статье выносится предложение создания системы защиты прав иностранных инвесторов для Свободного порта Владивосток, которая отвечает последним тенденция международного законодательства и базируется на опыте других стран и включает в себя два уровня правовой защиты инвесторов от неблагоприятных финансовых последствий: федеральный и региональный. Разработка данного правового механизм необходима для обеспечения интересов инвесторов, вкладывающим средства в развитие и продвижение проектов, реализуемых на территории свободного порта Владивосток.

Ключевые слова: Свободный порт Владивосток, инвестиционная привлекательность, механизм защиты прав инвесторов, экономика Приморского края; свободная экономическая зона; резидент; предпринимательская деятельность.

FREE PORT VLADIVOSTOK: THE ISSUE OF FORMATION RIGHTS PROTECTION MECHANISM OF FOREIGN INVESTORS AS FACTOR IN IMPROVING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF REGION

© 2017

Varkulevich Tatyana Vladimirovna, Candidate Of Economical Science, Head Of The Chair Of Management Pashuk Natalia Ruslanovna, Master

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya, 41, e-mail: [email protected]) Abstract. Primorski region is strategically important area for economic development of the Far Eastern District, and it's characterized by high socio-economic potential but in spite of the overall positive dynamics and most economic indicator's region for the past few years, characteristic negative trend of investment in fixed assets in the region. According to the forecast of analysts, the creation of a free economic zone as a free port of Vladivostok should contribute to the solution of the problem and stimulate the growth of investment attractiveness of business edge. But in itself the creation of a free economic zone without due safeguards for foreign investors is not a sufficient incentive to improve the investment attractiveness of the region for foreign investors. In this paper the major factors influencing investment attractiveness of the region, one of which is to ensure an effective system of legal regulation of investment activity. Currently the main normative documents regulating the activities of foreign investors, as well as defining their fundamental rights and guarantees are the Federal Law "On Foreign Investments in the Russian Federation" dated 09.07.1999 N 160-FZ. According to the federal law the subjects of the Russian Federation have the right to develop their own regulations governing investment activities in the region. The paper proposal put forward to the establishment of foreign investors' rights protection system for the Free Port of Vladivostok, which meets the latest trend of international law and is based on the experience of other countries and includes two levels of legal protection for investors against adverse financial consequences: federal and regional. The development of this legal mechanism is needed to ensure the interests of investors, to invest in the development and promotion of projects implemented in the territory of the Free Port of Vladivostok.

Keywords: Free Port Of Vladivostok, Investment Attractiveness, The Mechanism Protection Of Investors' Rights, The Economy Of Primorski Territory; Free Economic Zone; Resident; Entrepreneurial Activity.

В октябре 2015 г. в законную силу вступил федеральный закон «О свободном порте Владивосток», предполагающий создание особой экономической зоны Приморского края, на которой устанавливаются налоговые, таможенные, инвестиционные льготы и другие преференции, как меры государственного регулирования предпринимательства региона [1].

Создание свободной экономической зоны, согласно предварительной оценке экспертов, должно способствовать увеличению притока инвестиций в предпринимательскую деятельность Приморского края в 2,5 раза. Стоит отметить, что в июне 2016 г. сумма инвестиций в деятельность Свободного порта Владивосток превысила

отметки 100 млрд. руб.

Основным показателем, характеризующим инвестиционный климат региона, является объем инвестиций в основной капитал, динамика которого представлена на

рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика объема инвестиций в основной капитал Приморского края за период 2011-2015 гг.

экономические науки

Варкулевич Татьяна Владимировна, Пашук Наталья Руслановна СВОБОДНЫЙ ПОРТА ВЛАДИВОСТОК: К ВОПРОСУ ...

В период 2011-2015 гг. наблюдается устойчивая отрицательная тенденция объема затрат, направленных на создание и воспроизводство основного капитала, несмотря на попытки государства повысить инвестиционную привлекательность Приморского края и Дальнего востока в целом с помощью создания территорий опережающего развития и свободной экономической зоны в регионе. С 2011 г. объем вложений понизился практически в 3 раза [2].

Способность осуществить разработанный план по притоку вложений в развитие региона с помощью создания свободной экономической зоны зависит от ряда факторов, представленных на рисунке 2 [3-4].

1 Производственный потенпиал региональной экономики (объем н динамика производства, размер и эффективность использования 2 Региональная инфраструктура (транспортная, энергетическая, теласоымуникашошая, 3 Обеспеченность трудовыми ресурсами (численность активного населения, уровень безработицы, производительность труда) 4 Институциональная среза экономического развили региона и стабильность (наличие налоговых льгот, уровень соц. напряженности)

5 Потенциал регионального спроса (покупательная ■способность населения, располагаемые доходы населения, масштабы розничной торговли н платных 6 Уровень финансовой устойчивости бюджета региона и субъектов предпринимательской деятельности (сумма налоговых поступлений, сбалансированность бюджета, прибыльность фирм, состояние дебиторской и кредиторской 7 Обеспеченность региона природными ресурсами. 8 Нормативно- правовое регулирование НЕЕ естихш они ой (механизм защиты

Рисунок 2 - Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность региона

Несмотря на ежегодный экономический рост производительности предпринимательской деятельности Приморского края, законодательная база нуждается в корректировках в соответствие с международными стандартами, т.к. в настоящее время российское законодательство не в полной мере соответствует новым мировым условиям и тенденциям.

Основная цель данной работы заключается в разработке правового механизма обеспечения защиты прав иностранных инвесторов свободного порта Владивосток, как фактора повышения уровня инвестиционной привлекательности региона.

Привлечение иностранных инвесторов в предпринимательскую деятельность свободного порта Владивосток обуславливается необходимостью эффективного использования иностранных финансовых и материальных активов и управленческого опыта для развития и совершенствования экономики региона. Основным правилом при создании эффективного механизма защиты прав иностранных инвесторов можно считать соблюдение сбалансированности публичных интересов государства, привлекающего инвестиции, и интересов самих инвесторов [5-7].

В общем смысле слова под механизмом по защите прав инвесторов понимается система правовых инструментов, направленная на обеспечение интересов лица, вкладывающего собственные средства в инвестиционный проект с целью получения экономической выгоды.

В данной системе осуществляют деятельность три субъекта: иностранный инвестор, государство, принимающее инвестиции и международные органы. Таким образом, в зависимости от того, кто из перечисленных субъектов является инициатором осуществления защиты прав инвесторов, правовые механизмы, осуществляющиеся в Российской Федерации можно разделить на три группы, представленные на рисунке 3 [5].

Инициатор — иностранный инвестор Инициатор — органы государственной власти РФ Инициатор — международные органы и организации

- защита собственных прав в органах судебной государственной власти и у пр яел енче ско и государственной власти РФ; - принятие н совершенствование нормативно-правовых документов, гарантирующих инвесторам защиту права собственности н свободы - создание международных правоприменительных органов по защите прав иностранных инвесторов: - разработка н принятие

Рисунок 3 - Классификация правовых механизмов защиты иностранных инвесторов в РФ

Первые попытки создания правового механизма осуществления деятельности иностранных инвесторов в

РФ были предприняты в середине 80-х гг. ХХ в., но по причине отсутствия норм и институтов, регулирующих инвестиционную деятельность, принятие первых нормативно-правовых документов не дало нужного результата. Первые существенные основы для привлечения иностранных инвестиций были созданы 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР №1545-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

В настоящее время основные инструменты осуществления защиты прав иностранных инвесторов в РФ реализуются с помощью следующих гарантов, которые регулируются Федеральным законом №160-ФЗ от 09.07.99 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»:

1. Обеспечение создания правовой среды для иностранных инвесторов не менее благоприятной, чем правовая среда, созданная для российских вкладчиков;

2. Обеспечение выплаты компенсации в случае если объект инвестирования подвергся национализации или реквизиции;

3. Заключение договора на срок до 7 лет об обеспечении гаранта защиты инвесторов от неблагоприятных изменений в законодательстве РФ;

4. Обеспечение возможности выведения иностранным инвестором полученной прибыли, документов, и информации, рассматриваемой в качестве инвестиционных вложений;

5. Предоставления иностранным инвесторам права на приобретение прав владения государственной или муниципальной собственностью [9].

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на улучшение инвестиционного имиджа страны и регионов в частности, является соблюдение государством международных договоров. В настоящее время действуют 46 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а соглашения во избежание двойного налогообложения заключены с 83 странами [8].

В мировой практике созданы два универсальных соглашения, регулирующих деятельность, направленную на организацию защиты прав иностранных инвесторов, и обеспечивающие устранение неблагоприятных для инвесторов последствий, возникающих в результате принятия государством, принимающим инвестиции, тех или иных регулирующих мер. К данным соглашениям относятся Сеульская конвенция «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» 1985 г. и Вашингтонская конвенция 1965 г. «Об урегулировании инвестиционных споров между государством и физическими и юридическими лицами других государств». Россия до сих пор не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, в связи, с чем иностранный инвестор лишается возможности искать защиты своих прав в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, основанном в 1966 году. Данный факт влечёт за собой снижение интереса иностранных инвесторов к российской экономике, поэтому вносится предложение о создании федерального закона РФ «О ратификации Вашингтонской Конвенции 1965 г.».

Что же касается Сеульской конвенции, то она была создана для защиты иностранных инвесторов от некоммерческих рисков, позже для данной цели было организовано Многостороннее Агентство по гарантиям инвестиций, занимающееся страхованием инвесторов [5].

Создание подобного органа на федеральном или региональном уровне значительно повысило бы инвестиционную привлекательность России или региона в частности.

Необходимо отметить, что в некоторых зарубежных развитых странах, например, в США, под инвестициями подразумеваются вложения исключительно в ценные бумаги, а не капитальные вложения, соответственно внутренняя система и законодательные акты по защите прав иностранных инвесторов отсутствуют, к инве-

Варкулевич Татьяна Владимировна, Пашук Наталья Руслановна экономичесше

СВОБОДНЫЙ ПОРТА ВЛАДИВОСТОК: К ВОПРОСУ ... науки

сторам применяется общее законодательство страны, а именно: налоговое, валютное, банковское и т.д. [10].

Ни одно экономически развитое государство не устанавливает запрет на приток иностранного капитала в страну. Но государственные органы регулируют его ввоз путем влияния на его размещение без применения прямых ограничений и осуществления контроля за защитой прав иностранных инвесторов. Разработка подобной законодательной системы необходима и свободным экономическим зонам.

Согласно закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» субъекты РФ имеют право разрабатывать новые нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность [9].

Ниже, на рисунке 4, представлен разработанный механизм защиты прав иностранных инвесторов свободного порта Владивосток [11].

Рисунок 4 - Механизм защиты прав иностранных инвесторов предпринимательской деятельности Свободного порта Владивосток

Предложено создание системы управления по защите прав иностранных инвесторов на территории РФ, которая включает два основных уровня: федеральный и региональный, а также разработка инвестиционного кодекса РФ. Наличие широкой и стабильной законодательной базы позволило бы зарубежным вкладчикам более уверенно инвестировать проекты.

В современной системе исполнительной власти отсутствует орган, отвечающий исключительно за формирование и реализацию инвестиционной политики государства, поэтому на федеральном уровне предлагается создать единое федеральное правительственное ведомство, основной задачей которого являлась бы разработка основных нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, контролирующих защиту прав и обеспечение гарантий иностранных инвесторов на территории РФ, независимо от региона.

Одним из региональных органов, осуществляющим те же функции на территории свободной экономической зоны, в рамках данной системы является комитет Приморского края по защите прав инвесторов свободного порта Владивосток и инвестиционных гарантий. Но для осуществления полного инвестиционного контроля предложено учреждение еще двух органов, находящихся в подчинении данного комитета: комитет, отвечающий за исполнение нормативной базы по защите прав инвесторов, и комитет, отвечающий за осуществление страхования инвестиционной деятельности свободного порта Владивосток от рисков. Подробнее их функции представлены на рисунке 4.

Помимо данного механизма можно выдвинуть ряд

рекомендаций, разработанных на примере международного опыта, по привлечению иностранных инвесторов на территорию свободного порта Владивосток:

Упрощение процедур согласования и получение разрешительных документов для реализации инвестиционных проектов на территории свободного порта;

Создание открытой и предсказуемой политики инвестиций;

Создание прозрачной банковской и налоговой системы;

Предоставление налоговых льгот и кредитов по пониженным ставкам для инвестиционным проектов, обеспечивающих наивысший экономический эффект;

Разработка более прозрачного механизма решения споров по инвестиционным контрактам;

Предоставление права на защиту своих экономических интересов в качестве третьих лиц в делах, рассматриваемых арбитражным судом РФ.

Российское законодательство в области защиты прав иностранных инвесторов не в полной мере соответствует последним тенденциям и экономическим условиям. Разработка правового механизма для осуществления деятельности зарубежных инвесторов на территории свободного порта Владивосток и контроль исполнения гарантий и защиты их прав - важная задача государства, выполнение которой значительно улучшит инвестиционный климат Приморского края и страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варкулевич Т.В., Дейнеко К.И. Свободный порт Владивосток: перспективы развития и проблемы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. № 2 (25). С. 82-86;

2. Приморскстат - Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://primstat.gks.ru/;

3. Федеральный закон №160-ФЗ от 09.07.99 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

4. 11 Разуваев В. В. Оценка инвестиционной привлекательности регионов российской федерации // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2011. №3

5. Никитин А.В. Защита прав иностранных инвесторов в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А.В. Никитин. - Москва: Реглет, 2011. - 29 с.;

6. Симаева Е.П. Проблемы правового обеспечения инвестиционной безопасности в условиях финансовой нестабильности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2012. №2;

7. Гладкая С. В. Механизмы повышения инвестиционной привлекательности региона // Terra Economicus. 2013. №4-3

8. Замятина Е.В. Правовые средства защиты прав иностранных инвесторов в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Е.В. Замятина. - Санкт-Петербург: Реглет, 2011. - 28 с.;

9. Федеральный закон №160-ФЗ от 09.07.99 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

10. Сайт Право ВТО: Правовой режим иностранных инвестиций в РФ http://wtolaw.ru/investors/osobennosti-zakonodatelstva-rf-v-otdelnyx-sferax-reguliruemym-pravom-vto/foreign_investments/

11. Дмитренко К.Ю., Погребная Н. В.,Чекмарева С.А. Мировой рынок инвестиций: динамика, проблемы и тенденции развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. №123

Комитет, отвечающий Комитет, отвечающий за

за исполнение осуществление страхования

нормативной базы по инвестиционной

защите пр ав деятельности свободного

инвесторов. порта Владивосток от

"fcSZZ" - риски стихийных бедствий.

осуществлению риски природного происхождения;

услуг, услуг по - технические риски;

составлению исковых -политические риски;

заявлений, жалоб

претензий и (экономические) риски;

направления их б - риски вмешательства

судебные органы РФ. третьих лиц; - прочие риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.