Научная статья на тему 'Свободный порт Владивосток как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России'

Свободный порт Владивосток как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / РЕЗИДЕНТ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / ЛЬГОТЫ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / FOREIGN DIRECT INVESTMENT / INVESTMENT PROCESS / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / RESIDENT / PREFERENCES / PRIVILEGES / PRIORITY DEVELOPMENT AREA / FAR EAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Татьяна Александровна, Хаблак Владимир Владимирович

В статье на основе анализа основных тенденций процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России сделан вывод о значимости свободного порта Владивосток, предоставляющего комплекс преференций инвесторам. Выделены основные характеристики и результаты его деятельности. Предложены пути совершенствования работы свободного порта Владивосток в целях увеличения притока прямых иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The free port of Vladivostok as a factor of foreign direct investments attraction into the economy of the Russian Far East

Based on the analysis of the main trends of foreign direct investments attraction into the economy of the Russian Far East it is concluded how important the Free Port of Vladivostok is, providing a set of preferences to investors. The article considers the main features and results of its operations. The authors suggest the main ways of improving the work of the Free Port of Vladivostok in order to increase the inflow of the foreign direct investment.

Текст научной работы на тему «Свободный порт Владивосток как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России»

УДК 330.322

Левченко Татьяна Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Хаблак Владимир Владимирович

Levchenko Tatiana Aleksandrovna

PhD in Economics, Assistant Professor, International Business and Finance Department, Vladivostok State University of Economics and Service

Khablak Vladimir Vladimirovich

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на предприятии Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета

СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК КАК ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Company Management Department, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University

THE FREE PORT OF VLADIVOSTOK AS A FACTOR OF FOREIGN DIRECT INVESTMENTS ATTRACTION INTO THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FAR EAST

Аннотация:

В статье на основе анализа основных тенденций процесса привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России сделан вывод о значимости свободного порта Владивосток, предоставляющего комплекс преференций инвесторам. Выделены основные характеристики и результаты его деятельности. Предложены пути совершенствования работы свободного порта Владивосток в целях увеличения притока прямых иностранных инвестиций.

Ключевые слова:

прямые иностранные инвестиции, инвестиционный процесс, свободный порт Владивосток, резидент, преференции, льготы, территории опережающего развития, Дальний Восток.

Summary:

Based on the analysis of the main trends of foreign direct investments attraction into the economy of the Russian Far East it is concluded how important the Free Port of Vladivostok is, providing a set of preferences to investors. The article considers the main features and results of its operations. The authors suggest the main ways of improving the work of the Free Port of Vladivostok in order to increase the inflow of the foreign direct investment.

Keywords:

foreign direct investment, investment process, free port of Vladivostok, resident, preferences, privileges, priority development area, Far East.

Иностранные инвестиции являются важным источником развития экономики любого современного государства. Они становятся дополнительным импульсом для активизации экономического роста как на национальном, так и на региональном уровне. Осознавая это, органы государственного управления разрабатывают и реализуют специальную политику, направленную на стимулирование иностранных инвестиций, особенно это касается приоритетных для развития национальной экономики отраслей и регионов.

Деятельность иностранных инвесторов в любой стране неразрывно связана с общей ситуацией на мировом рынке инвестиций. Данные ЮНКТАД свидетельствуют о том, что в 2015 г. общий объем мировых инвестиций увеличился на 36 % - до 1,7 трлн долл. США [1] (это самый высокий уровень с 2007 г.). При этом наметилась тенденция значительного увеличения инвестиций, приходящихся на долю развитых стран, тогда как страны с переходной экономикой, к которым относится и РФ, напротив, демонстрировали чрезвычайно низкие показатели.

Определяющее значение для развития национальной экономики имеют прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Данные Банка России свидетельствуют о значительных негативных тенденциях в данной сфере в РФ (табл. 1).

Очевидно, в последние годы наблюдается падение объема прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, которое особенно заметно в торговле, финансовой деятельности, строительстве и обрабатывающей промышленности. Причинами такого положения выступают значительное ухудшение политических условий, низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, спад в большинстве отраслей промышленного производства, усиление административных барьеров для ведения бизнеса. Однако разбивка по федеральным округам (ФО) позволяет выявить не только отрицательные моменты, но и регионы, сохраняющие положительное сальдо ПИИ (табл. 2).

Таблица 1 - Сальдо ПИИ в РФ по видам экономической деятельности в 2013-2015 гг., млн долл. США (по данным платежного баланса) [2]_

Вид экономической деятельности 2013 2014 2015 Абсолютное изменение

2014 к 2013 2015 к 2014

Всего 69 219 22 031 6 478 -47 188 -15 553

в том числе:

Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство 619 -30 270 -649 +300

Добыча полезных ископаемых 7 101 4 545 10 923 -2 556 +6 378

Обрабатывающие производства 16 494 1 173 6 839 -15 321 +5 666

Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и кондиционирование воздуха 1 768 1 682 -1 940 -86 -3 622

Строительство 2 895 2 718 -1 051 -177 -3 769

Оптовая и розничная торговля 20 542 3 240 3 996 -17 302 +756

Транспорт и хранение 349 -743 -1 689 -1 092 -946

Информация и связь -1 292 -2 361 -6 514 -1 069 -4 153

Финансовая деятельность, страхование 14 456 7 842 -2 889 -6 614 -10 731

Недвижимость 1 728 -830 339 -2 558 + 1 169

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 348 156 -84 -192 -240

Предоставление прочих услуг 3 053 3 870 -2 345 +817 -6 215

Иные виды деятельности 1 158 769 623 -389 -146

Таблица 2 - Сальдо ПИИ в РФ по субъектам, в которых зарегистрированы резиденты, в 2013-2015 гг., млн долл. США_

Субъект 2013 2014 2015 Абсолютное изменение

2014 к 2013 2015 к 2014

Российская Федерация 69 219 22 031 6 478 -47 188 -15 553

Центральный ФО 43 083 11 713 -5 865 -3 170 -17 578

Северо-Западный ФО 7 950 -1 866 -1 624 -9 816 +242

Южный ФО 335 46 373 -289 +327

Северо-Кавказский ФО 19 142 353 -123 +211

Приволжский ФО 1 709 -281 -878 -1 990 -597

Уральский ФО 10 914 7 494 8 652 -3 417 + 1 158

Сибирский ФО 2 310 -909 -889 -3 219 +20

Дальневосточный ФО 1 392 5 055 6 513 +3 663 + 1 458

Крымский ФО - -29 1 - +30

Не распределено по ФО 1 506 665 -158 -841 -823

Приведенные данные свидетельствуют о том, что наибольшее падение чистых объемов ПИИ наблюдается в Центральном ФО, а единственным федеральным округом, демонстрирующим рост ПИИ на протяжении последних двух лет, является Дальневосточный. На Дальнем Востоке наиболее благополучное положение по обеспечению притока ПИИ наблюдается в Сахалинской области (что связано с крупными нефтегазовыми проектами). Существенное положительное сальдо в 2015 г. продемонстрировали также такие дальневосточные регионы, как Республика Саха (Якутия), Приморский край и Амурская область.

Крупнейшими инвесторами в дальневосточную экономику являются Китай, Япония и Республика Корея. В сферу их интересов входят сельское хозяйство, рыболовство и рыбопереработка, деревообработка, логистика, транспорт, химическое и фармацевтическое производство.

Причины интереса зарубежных инвесторов к Дальнему Востоку заключаются в следующем:

- высокий экономический и инвестиционный потенциал региона;

- наличие государственной стратегии по развитию Дальнего Востока;

- возможности использования преференций территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и свободного порта Владивосток (СПВ).

Однако их активность сдерживается такими факторами, как:

- неразвитость коммуникаций и логистики;

- недостаточная квалификация рабочей силы;

- неопределенность в поставках сырья и материалов.

Инвестиционная успешность Дальнего Востока на фоне других федеральных округов во многом объясняется активным продвижением в регионе институтов развития и инструментов поддержки инвесторов [3]. В их числе указанные выше территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток.

Учреждение ТОСЭР основано на Федеральном законе от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [4]. Причем для дальневосточных территорий в нем предусмотрено создание институтов развития, целями деятельности которых являются привлечение резидентов, прямых инвестиций, финансирование и поддержка приоритетных проектов. По сути, СПВ вписывается в идею ТОСЭР, делая акцент на особую значимость крупнейшей городской агломерации Дальнего Востока - городе Владивостоке.

Создание и развитие ТОСЭР и СПВ происходит также в соответствии с государственной программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», новая редакция которой была утверждена постановлением Правительства РФ от 09.08.2016 г. № 757. В Программе при решении задач комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока в качестве приоритетных выделены следующие направления: создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития, конкурентоспособных по условиям ведения бизнеса с ключевыми центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе; развитие свободного порта Владивосток; поддержка инвестиционных проектов, практическая реализация которых значима для развития Дальнего Востока [5].

СПВ был создан на территории 15 муниципальных образований Приморского края. В него вошли все наиболее значимые порты юга Дальнего Востока, аэропорт «Кневичи», международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2». 24 июня 2016 г. режим свободного порта был расширен за пределы Приморского края: порты Ванино (Хабаровский край), Корсаков (Сахалинская область), Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), Певек (Чукотский АО). В результате создания свободного порта Владивосток прогнозируется существенный рост валового регионального продукта Приморского края - более чем в 2 раза к 2025 г. (до 1,4 трлн р.) и более чем в 3,4 раза к 2034 г. (до 2,1 трлн р.). При этом прирост валового регионального продукта Дальневосточного ФО к 2025 г. должен составить почти 2 трлн р. Прирост регионального продукта будет сопровождаться увеличением числа рабочих мест в различных отраслях экономики, которое составит около 470 тыс. чел. к 2034 г. [6], что поможет достигнуть целевых индикаторов, обозначенных в государственной программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

Для резидентов свободного порта Владивосток действует система преференций, основными элементами которой являются [7]:

- налоговые преференции (по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество организаций, земельному налогу);

- преференции по платежам в ПФР, ФСС, ФФОМС;

- административные преференции (предоставление земельных участков без торгов, упрощенный визовый порядок въезда, разрешение на иностранную рабочую силу без квот, круглосуточный режим работы пунктов пропуска, «единое окно» при пересечении грузами государственной границы РФ, «зеленый коридор» для субъектов внешнеэкономической деятельности, электронное декларирование грузов).

По состоянию на сентябрь 2016 г. резиденты СПВ представляют в основном следующие сферы деятельности: транспортные услуги - 11, рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка - 7, строительство - 7, хранение и обработка грузов - 6, сельское хозяйство - 4. Всего на 06.09.2016 г. в СПВ зарегистрировано 93 резидента, из них 5 компаний с участием иностранного капитала; заключено 122 соглашения на общую сумму 178 млрд р.

Однако очевидно, что потенциал СПВ для иностранных инвесторов использован не в полной мере. Это связано, в частности, с тем, что в государственной программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» вопросы развития СПВ затронуты лишь вскользь, без должной конкретики. Закон «О свободном порте Владивосток» [8] не формулирует четко принципы его работы. С учетом наиболее успешного опыта свободных портов Азии, таких как Сингапур, Гонконг, Макао, ОЭЗ Цинхай (КНР), Лабуан (Малайзия), Инчхон, Пусан-Джинхе (Республика Корея), к их числу можно отнести следующие:

1. Свободный порт - это зона свободной торговли.

2. Свободный порт - это крупный логистический хаб на уровне мировой транспортной системы.

3. Свободный порт должен иметь уникальную финансовую политику с акцентом на региональные особенности.

4. Работа свободного порта должна способствовать улучшению уровня жизни населения на его территории.

Кроме того, для успешного развития СПВ (а сегодня число реально работающих резидентов не превышает и десяти) необходимо обеспечить:

- всестороннюю информационную и консалтинговую поддержку иностранных инвесторов на всех этапах реализации проектов;

- минимизацию угроз коррупции и излишней бюрократизации инвестиционного процесса;

- гармонизацию закона «О свободном порте Владивосток» с законодательствами стран АТР, проявляющих наибольший интерес к работе СПВ;

- четкое определение условий рассмотрения споров между резидентами СПВ;

- подготовку учреждениями образования региона квалифицированных кадров по направлениям подготовки, востребованным СПВ;

- плавный и равномерный рост дальневосточной экономики в целях создания устойчивой базы для привлечения долгосрочных, а не спекулятивных иностранных инвестиций.

Таким образом, свободный порт Владивосток может стать важным фактором привлечения иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока РФ при условии обеспечения его конкурентоспособности на инвестиционном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ссылки и примечания:

1. World Investment Report 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2016_en.pdf (дата обращения: 27.09.2016).

2. Таблицы 1 и 2 составлены на основе: Прямые инвестиции в Российскую Федерацию [Электронный ресурс]. URL: http://cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=dops_01#CheckedItem (дата обращения: 25.09.2016).

3. Ворожбит О.Ю., Корнейко О.В. Перспективы развития рыбохозяйственной деятельности Приморья в условиях свободного порта Владивостока. М., 2015. 180 с. ; Конвисарова Е.В., Литвин А.А. Предпосылки создания режима свободного порта во Владивостоке // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 352-355.

4. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2014 г. № 473-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (ч. I). Ст. 26.

5. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 9 авг. 2016 г. № 757. URL: http://government.ru/docs/24166 (дата обращения: 23.10.2016).

6. Свободный порт Владивосток [Электронный ресурс] // Восточный экономический форум. URL: http://forumvos-tok.ru/mesto/o-svobodnom-porte/ (дата обращения: 27.09.2016).

7. Свободный порт Владивосток [Электронный ресурс] // Корпорация развития Дальнего Востока. URL: http://www.erdc.ru/vladivostok (дата обращения: 25.09.2016).

8. О свободном порте Владивосток : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ // Российская газета. 2015. № 6724. 15 июля.

References:

Direct investments in the Russian Federation 2016, viewed 15 September 2016, <http://cbr.ru/statis-tics/?Prtid=svs&ch=dops_01#CheckedItem>, (in Russian).

Konvisarova, EV & Litvin, AA 2015, 'Background of the free port regime in Vladivostok', Fundamental'nyye issledovaniya, no. 9-2, pp. 352-355, (in Russian).

Vorozhbit, OU & Korneyko, OV 2015, Prospects for the development of fisheries Primorye in the free port of Vladivostok, Moscow, 180 p., (in Russian).

World Investment Report 2016 2016, viewed 15 September 2016, <http://unctad.org/en/PublicationsLi-brary/wir2016_en.pdf>.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.