■УДК 339.901
В.В. Сизое
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И СТИМУЛЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Работа выполнена при поддержке РГНФ н администрации Томской области, грант N2 6.98-02-00123
Изложены основные направления формирования инвестиционного потенциала региона. Осуществлены предварительный анализ и оценка источников формирования инвестиционного потенциала на региональном уровне дозяйсгоования. Предложены направления экономического стимулирования инвестиционного процесса в регионах для превращения потенциальных инвестиционных ресурсов субъекта Федерации в реальные долгосрочные финансовые вложения в развитие регионального производства.
В ряде регионов России на основе оценки местных инвестиционных ресурсов, инвестиционных программ субъектов Федерации осуществляются попытки создания экономического механизма активизации инвестиционного процесса, усиления использования потенциала инвестиционных ресурсов региона в обновление основных фондов, технического и технологического перевооружения регионального производства. Активизация инвестиционного процесса является ключевой задачей при определении путей выхода из кризиса российской экономики. Одним из основных направлений экономической политики на уровне всей страны и ее отдельных регионов является создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики, повышения инвестиционной активности. Реализация этих задач требует точной оценки потенциала инвестиционных ресурсов на соответствующем уровне хозяйствования и последующего формирования экономического и правового механизма стимулирования трансформации инвестиционного потенциала в реальные долгосрочные вложения в основной капитал.
В 1997 г. суммарный объем российских инвестиций в основной капитал составил 408,8 трлн. руб. В общей структуре инвестиций 20 % занимают государственные средства (средства федерального и субфедеральных бюджетов), 61 % - собственные средства предприятий, остальное - заемные средства 7-10 лет назад государственные финансовые средства были основным источником инвестиций. Однако в последние годы наблюдается существенное падение доли ассигнований на инвестиции из федеральных источников с 4,38 % в 1994 г. до 1,45 % от ВВП в 1997 г. [1, с. 4]. В структуре государственных инвестиций федеральные средства были основным источником инвестиционных ресурсов. Поэтому тенденция сокращения федера-льных инвестиций лежит в основе четырехкратного уменьшения с 1991 г. общих затрат на инвестиции.
Тенденция к сокращению федерального финансирования долгосрочных вложений в основной капитал, по-видимому, сохранится на ближайший период. Об этом свидетельствуют углубляющийся кризис в финансовокредитной сфере, осложнение проблемы пополнения доходной части федерального бюджета в связи с падением мировых цен на нефть и иные сырьевые продукты и т.п. В этой связи ведущими источниками формирования инвестиционного потенциала в стране останутся средства местных бюджетов и собственные средства предприятий (прибыль и амортизация). Отметим, что регионы, в отличие от федеральной власти, не сокращают свои бюджетные расходы на инвестиции. Следова-
тельно, поиск экономического механизма стимулирования резервов и источников роста доходной части местных бюджетов одновременно станет и дополнительным резервом ассигнований на инвестиционные цели.
Один из источников увеличения доходов местных бюджетов связан с процессом повышения эффективности управления объектами областной и муниципальной собственности. Речь идет о реформировании и оптимизации организационно-экономических и правовых форм управления находящихся в областной и муниципальной собственности пакетов акций предприятий, земли, объектов инфраструктуры, основных фондов, и т.п. В настоящее время местные органы управления госимуществом и территориальные фонды госимущества явно не справляются с функциями эффективного управляющего региональной собственностью. Для этих целей необходимо создать региональную трастовую компанию иля поручить управление госсобственностью трастовым подразделениям уполномоченных банков, работающих в регионе. Трастовой региональной структуре можно поручить задействовать и другой резерв пополнения местных бюджетов на инвестиционные нужды - эффективное управление дебиторской задолженностью пред-приятий-должников по налогам в местные бюджеты.
О том, что умелая работа с дебиторской задолженностью предприягий-должников может дать положительный эффект для пополнения местных бюджетов, свидетельствует тот факт, что эта задолженность в России сейчас составляет около 65-70 млрд, руб., в Томской области - 2,5 млн. руб. Региональная трастовая структура по поручению местной исполнительной власти могла бы реализовать и третий резерв инвестиционных ресурсов. Речь идет об организации аукционной продажи продукции, излишков основных фондов предприятий-должни-ков по налогам в местные бюджеты в счет погашения их налоговой задолженности. Более эффективное управление процессом реализации оштрафованного налоговой полицией имущества предприятий-банкротов также будет резервом стимулирования инвестиционной сферы деятельности. Концепция повышения эффективности управления собственности исполнительной власти разных уровней в регионе может служить важным каналом пополнения государственных инвестиционных ресурсов.
Из собственных средств предприятий в качестве инвестиционного источника используются их прибыль и амортизация. Но в связи с уменьшением объемов производства в основных отраслях российской экономики по сравнению с 1991 г. вдвое, совращением действующих основных фондов на треть, соответственным уменьшением загрузки производственных мощностей и фон-
77
доотдачи вдвое, снижением 1фоизводтельносги труда на треть [2, с. 1-2] инвестиционные расходы из прибыли и амортизационных фондов предприятий постепенно сокращаются. Так, амортизационные средства предприятиями в настоящее время используются на любые текущие нужды, вплоть до нецелевого использования, но только не на техническое перевооружение и новые технологии Прибыль предприятий, как инвестиционный ресурс, также постепенно утрачивает свое значение в связи с сокращением доли прибыльных предприятий и ростом убыточных производств. По данным статистики, доля убыточных предприятий растет и приближается к 50 % от их общего числа. Следовательно, обновление фондов, а с ним и перспектива оживления производства могут быть решены лишь на пути объединения части собственных средств предприятий в региональный инвестиционный холдинг. Региональные инвестиционные холдинги могут решать проблемы от создания инвестиционных объектов общего пользования до поочередной реализации инвестиционных проектов для каждого отдельного предприятия. Этот инвестиционный холдинг при соответствующей целевой налоговой поддержке со стороны местных бюджетов в форме инвестиционного налогового кредита или целевой налоговой льготы мог бы существенно активизировать инвестиционные процессы в регионе.
Кроме вышеназванных источников инвестиционного потенциала, мощным потенциалом инвестиционных ресурсов являются сбережения населения, составляющие по статистическим данным 361,5 млрд. руб. Вместе с тем структура направлений сбережений свидетельствует о их весьма малой причастности к инвестиционным вложениям. 40,5 % сбережений населения составляют вклады в банках, 50,6 % - вложения в приобретение иностранной валюты и 8,9 % - вложения в ценные бумаги 13» с. 2].
Основным каналом трансформации средств населения в инвестиции могут стать их вложения в корпоративные ценные бумаги (акции предприятий, инвестиционных фондов) или целевые долгосрочные вклады в банки для инвестиционного кредитования. Вложения же в государственные ценные бумаги в России пока не могут рассматриваться в качестве инвестиционного ресурса, поскольку средства от них идут на погашение дефицита госбюджета. Развитие региональных фондовых рынков корпоративных ценных бумаг, их экономическая и законодательная поддержка со стороны местных органов власти могли бы запустить механизм трансформации средств населения в инвестиции через ценные бумаги высококонкурентных производств. Следует отметить, что в странах развитого капитала вложения населения в акции фирм постоянно растут, представляя для государства и отдельных корпораций существенный инвестиционный ресурс. В США населением вложено средств в акции корпораций на сумму 5,5 трл. долл., причем ежегодные вложения в корпоративные ценные бумаги возросли с 40 млрд. долл, в 1991 г. до 270 млрд. долл, в 1996 т. [4, с. 67].
Операторами на региональном рынке корпоративных ценных бумаг могли бы быть уполномоченные местной
исполнительной властью инвестиционные фонды или банки (подразделения уполномоченных банков). Налоговая и гарантийная поддержка регионального рынка корпоративных ценных бумаг, пока явно недооцененных, сформируют мощный канал инвестиций из средств населения. Каналом инвестиций в этом случае станут и негосударственные пенсионные фонды, совокупный капитал которых сегодня составляет более 7 млрд. руб.
Существенным потенциалом инвестиционных ресурсов в стране обладают российские банки, совокупный капитал которых составляет чуть более 112 млрд, руб., что в 3 раза меньше, чем сбережения населения. Однако банковский капитал фактически не выступает в качестве заметного источника инвестиционных вложений, поскольку доля долгосрочных кредитов банков в реальный сектор экономики в общем объеме банковских активов составляет 5-6 %. Банковские ресурсы, как и сбережения населения, предпочитают более гарантированный рынок вложений - государственные ценные бумаги и межбанковские кредиты. Причина здесь в существенной разнице уровня рентабельности вложений и значительных различиях в рисках. Так, рентабельность ГКО более 90 %, а рентабельность вложения в производственные инвестиции - около 5-5,5 % в среднем по России. Для переориентации средств населения и банковского капитала в реальный сектор экономики нужна система надежных стимулов и гарантий на российском и региональном уровнях, более мощных, чем на рынке государственных ценных бумаг.
Заметным инвестиционным резервом обладают российские страховые компании. Объем страхового рынка в России невелик. Он составляет пока 0,4 % от объема страхового бизнеса в мире, т.е. около 1,5 трлн. долл. США. Страховые компании в мире финансируют до 25 % долгосрочных капвложений. Становление российской страховой индустрии как таковой и в качестве источника инвестиций связано с перспективами становления в России эффективного собственника, производящего высоколиквидную продукцию, осуществляющего инвестиционные вложения и тем самым создающим рост поля страхования. За предоставление страховым компаниям возможности расширения поля и объемов страхования можно настаивать на выделении на цели инвестирования от этих компаний до 50 % их страховой премии. В 1997 г. совокупный объем страховой премии в российских страховых компаниях составил 34 трлн, руб., что не так уж мало для пополнения инвестиционных ресурсов в стране.
Наконец, источником инвестиций, на который на протяжении всего периода реформ рассчитывает наше правительство, являются иностранные инвестиции. Приток иностранного капитала в российскую экономику растет, составив в 1997 г. 10498 млн. долл. США [5, с. 17]. Однако иностранный капитал, вложенный в акции российских предприятий и их уставные фонды, составил в этом году не более одной пятой всех иностранных вложений в Россию. Суммарно иностранные инвестиции занимают пе более 3 % в общем объеме отечественных инвестиционных ресурсов. При этом иностранные инвестиции в производство за последние 4 года не увеличива-
78
ются. Зато быстро возрастают иностранные вложения в высокодоходные и гарантированные государством сферы получения прибылей - финансовую, кредитную и сферу страхования. Думается, что в качестве серьезных источников инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики иностранный капитал пока рассматривать преждевременно.
Оценив совокупность потенциальных источников инвестиций, следует формировать систему стимулов трансформации средств из этих источников в обновление основных фондов предприятий. По нашему мнению, составляющими системы стимулов активизации инвестиционного процесса в регионе являются: совокупность высокоэффективных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития региональной экономики, сформированных в региональную инвестиционную программу; наличие эффективных собственников, реализующих вышеназванные инвестиционные проекты; наличие законодательно оформленной экономической и правовой базы региона, максимально содействующей росту инвестиционной активности и обеспечению гарантий защиты инвестиционных вложений.
Критериями отнесения объектов инвестирования к проектам, наиболее привлекательным для включения в региональную инвестиционную программу, являются:
1) максимальное использование экономического потенциала региона новыми производствами, образуемыми на основе инвестиционных проектов.
2) наиболее полное сочетание в новом производстве экономических интересов субъектов местной власти, стратегического инвестора, инвестируемого и гарантированного потребителя продукции инвестируемого производства.
3) обеспечение достаточного прироста налогооблагаемой базы региона в результате реализации продукции инвестируемого производства, увеличения доходов и занятости населения. Достаточность прироста налоговых поступлений в местные бюджеты означает, что величина данного прироста должна кратно превышать размеры инвестиционных вложений.
4) мера задействования инвестируемым производством сопряженных с ним других предприятий и отраслей региона, производящих для него сырье, комплектующие, оборудование и обеспечивающих последующую переработку продукции инвестируемого производства. В данном случае инвестируемое производство создает основу увеличения в регионе выпуска продукции с максимальной добавленной стоимостью. Например, Томская область, не имея собственной базы переработки добываемых на ее территории углеводородов, вынуждена не только отдавать значительные объемы добавленной стоимости в регионы переработки ее сырья, но и выделял» значительные бюджетные суммы на компенсацию разницы в ценах на вывозимые местные углеводороды и ввозимую продукцию их переработки (бензин, мазут, дизтопливо, масла). Объем упущенной выгоды от этого (в том числе и потеря потенциального источника инвестиций) оценивается в 2-2,5 млрд. руб. ежегодно. Необходимо создавать непрерывный замкнутый научно-производственный цикл выпуска высококонкурентной про-
дукции с высокой степенью переработки не только в рамках региона, но и в рамках ассоциации регионов (например, ассоциации “Сибирское соглашение”).
5) степень и перспективы использования инвестируемым производством научно-образовательного потенциала региона. Этот критерий необходим потому, что наука (вузовская, академическая, отраслевая) объективно создает основу постоянного совершенствования имеющейся техники, технологии и выпускаемой продукции, образуя с производством единый воспроизводственный процесс. Инвестиции должны сочетаться с инновациями, тоща не будет процесса старения основных фондов.
6) степень замещения продукцией инвестируемого производства импортной продукции, особенно продукции пищевой и легкой промышленности.
7) важным критерием выступает потенциал ресурсо-(энерго-) сбережения, заложенный в инвестиционных проектах. Потенциал экономии энергоресурсов реализуется или в новой технологии их производства и транспортировки, или в новых технологиях проектов энергосбережения у потребителей. Например, по оценкам РАО “ЕС” потенциал экономии ТЭР только в электроэнергетике за счет использования энергосберегающих инвестиционных проектов составляет 50-55 млн. т. у. т. Реализация инвестпроектов энергосбережения у потребителей (новые источники освещения, автоматизация учета и ре-гулирования энергопотребления и т.д.) может снизить на 30 % необходимый прирост и на 7-8 % уровень энергопотребления в стране [6, с. 2]. Речь идет об инвестировании создания ресурсо-(энерго-) сберегающей продукции, использование которой позволяет экономить бюджетные средства на развитие ЖКХ, пассажирского транспорта, реализацию жилищной программы и т.д. В Томской области такой продукцией могут стать: производство натриевых ламп типа ДНАТ, экономящих энергозатраты на освещение населенных пунктов, производство новых погружных насосов для системы водоснабжения г. Томска, экономящих энергозатраты и увеличивающих объемы подачи питьевой воды и т.д. Региональная инвестиционная программа должна определял» стратегию научно-технического и технологического преобразования регионального производства, обеспечивая на ее основе перспективы роста экономики региона.
Ключевое значение в создании стимулов для инвестирования в производство имеет эффективный собственник, поскольку сама по себе форма собственности служит стимулом инвестиций. Инвестиционный процесс, являясь формой H1I1, объединяет в едином воспроизводственном цикле стратегического инвестора, инвестируемого, т е. производителя новой продукции, и ее гарантированного потребителя. Эффективный собственник должен объединять в единое целое как свои экономические интересы, так и экономические интересы инвестора и потребителя продукции инвестируемого производства.
Формой объединения экономических интересов участников инвестиционного процесса может стать объединение их капиталов (имущества) в коллективную (акционерную или паевую) собственность. Только на этой основе можно сформировать единый коллективный интерес совокупного хозяина.
79
Примеров интеграции участников инвестиционного процесса в единого коллективного собственника в российской хозяйственной практике пока еще мало. Материальной основой образования такого субъекта коллективной собственности будет служить создание на базе инвестиционного проекта самостоятельного производства в результате реструктуризации крупной собственности. Иначе говоря, внутри крупного производства, как правило, нерентабельного, возникает одно или несколько конкурентоспособных самостоятельных производств в форме акционерных (паевых) структур. При этом гарантированность долговременного сбыта в совокупности с финансовой эффективностью проекта - важнейшие условия привлечения инвестиций.
Интересы инвесторов в данном случае подкрепляются и тем, что средства вкладываются ими как бы в собственное производство, за которым можно осуществлять непосредственный контроль на правах сохозяина. Тем самым обеспечиваются надежность и финансовая реальность возвратности вложения средств в создание эффективных самостоятельных акционерных (паевых) производств, реализующих приоритетные для региона инвестиционные проекты. Реструктуризация крупной собственности служит базой демонополизации, создания конкурентной среды в регионе.
Актуальность формирования конкурентоспособного отечественного собственника обусловлена также негативными явлениями в процессе приобретения и использования иностранным капиталом акций наших крупных предприятий в ключевых отраслях экономики. Акции инофирмами приобретаются отнюдь не для развития российского товаропроизводителя, а для последующего свертывания выпуска российской продукции и развертывания “отверточной технологии”, а также ориентации российского производства на приобретение за рубежом важнейших компонентов сырья. В настоящее время массированные иностранные инвестиции в российское производство в этих целях осуществляют такие инофирмы, как “Прокгэр энд Гэмбел”, “Сандвик АБ”, “Роберт Бош ГмбХ”, “Ай Си Эп Фармасютакал ЭК” я др.
Для реального превращения регионального потенциала инвестиций в конкретные вложения в производство нужен достаточно прозрачный и понятный всем участникам инвестиционного процесса механизм стимулирования долгосрочных вложений. Его основу должны составлять: налоговое стимулирование инвестиций, льготные таможенные режимы импорта оборудования и экспорта продукции инвестируемого производства; государственное страхование инвестиций; предоставление права ускоренной амортизации; региональные льготы по тарифам на энергопользование, по арендной плате.
Не вд аваясь в подробности этих проблем, остановимся лишь на стимулировании процесса трансформации сбережений населения в инвестиции. В этом механизме должны реализоваться следующие принципы: долгосрочные вклады населения в банки, корпоративные ценные бумаги, инвестиционные займы должны быть для физических лиц выгоднее, чем вложения сбережений в инвалюту или в краткосрочные вклады. При этом следует установить более высокие процентные ставки по долгосрочным вкладам населения с нарастанием величины процента по вкладам в зависимости от их сроков. Следует предусмотреть, что по вкладам на срок более 3 лет процент по вкладам пропорционально растет относительно роста ставки рефинансирования ЦБ РФ и не уменьшается ниже процентной ставки первоначального вклада.
Для компенсации банковских рисков банки, использующие долгосрочные вклады населения на цели инвестиций, следует освободить их от резервирования суммы средств, направленных на инвестиционное кредитование. Данные инвестиционные кредиты должны быть обеспечены поручительствами местных администраций под залог бюджетных средств. Срок действия поручительств местных бюджетов должен ежегодно продляться на каждый последующий бюджетный год и далее на весь срок предоставленного банком инвестиционного кредита. Совокупность вышеназванных преобразований позволит активизировать инвестиционный процесс в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванов К. А что же федеральный центр? // Экономика и жизнь. 1998.J& 20. С. 32.
2. Финансовые известия. 1998.№21. С. 8.
3. Рассчитано по данным: Экономика и жизнь. 1998.N» 20. С. 52.
4. Бычков АЛ. Инвестиционные фонды США. Мировая экономика и международных отношения. 1998.Ns 2. С. 96.
3. Экономика и жизнь. 1998.№ 19. С.56.
6 .КривякинаЕ. Энергосбережение становится хорошим бизнесом для западных инвесторов// Финансовые известия. 1998.N» 29. С.8.
Статья представлена кафедрой политической экономики экономического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию 10 октября 1998 г.
УДК 3.38.984.0 (571.16)
А.Л. Шушарин
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
Раскрываются основные термины н понятия, используемые в процессе регулирования инвестиционной деятельности в регионе, анализируются взгляды ряда отечественных и зарубежных авторов на ее сущность н организацию, показываются основные составляющие инвестиционной привлекательности регионов.
80