Научная статья на тему 'Источники финансирования инновационного развития региона'

Источники финансирования инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2468
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СОБСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗАЕМНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЛИЗИНГ / ФАКТОРИНГ / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / ФОРФЕЙТИНГ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИПОТЕЧНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛА / СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННО-ЗАЕМНАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапаев Сергей Петрович, Лапаева Лариса Валерьевна

В статье проводится анализ форм и источников финансирования инновационного развития региона на примере Оренбургской области, предлагается активизировать использование сбережений населения в качестве источника инвестиций. Разработана схема инвестиционно-заемной системы региона в качестве инструмента трансформации сбережений населения в инвестиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники финансирования инновационного развития региона»

Лапаев С.П., Лапаева Л.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: nek@mail.osu.ru

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье проводится анализ форм и источников финансирования инновационного развития региона на примере Оренбургской области, предлагается активизировать использование сбережений населения в качестве источника инвестиций. Разработана схема инвестиционно-заемной системы региона в качестве инструмента трансформации сбережений населения в инвестиции.

Ключевые слова: источники финансирования, собственное финансирование, заемное финансирование, бюджетное финансирование, лизинг, факторинг, венчурные фонды, форфейтинг, проектное финансирование, ипотечное финансирование, франчайзинг, инвестиции в основной капитала, сбережения населения, инвестиционно-заемная система региона.

Для реализации инновационных проектов необходимы финансовые ресурсы, поэтому поиск источников финансирования является важнейшей составляющей инновационного процесса. В современный период основные проблемы развития региона заключаются в выборе стратегии его развития, предусматривающей эффективную комбинацию видов деятельности и в обеспечении этой стратегии инвестициями в необходимом объеме. Примерная классификация форм и источников финансирования инноваций в нашей стране представлена в табл. 1.

Формы и источники финансирования инноваций можно подразделить на традиционные, наиболее распространенные, и нетрадиционные, или специфические. К традиционным относят собственные, заемные и бюджетные. К специфическим - остальные (венчурное финансирование, лизинговое, проектное и др.).

С развитием рыночной экономики могут развиваться новые формы и, соответственно, появляться новые источники финансирования инноваций. Их структура, удельный вес могут меняться в зависимости от изменения конъюнктуры рынка, финансово-экономического положения региона, инновационного климата, уровня менеджмента, от факторов внутренней и внешней среды.

Среди источников финансирования инноваций особая роль отводится собственному капиталу предприятий. В таблице 2 приводится структура финансовых вложений по источникам финансирования в Оренбургской области.

Из таблицы видно, что собственные средства (а именно прибыль) предприятий являются основным источником финансовых вложений. На втором месте находятся привлеченные

средства - кредиты банков. Однако этот источник финансирования развивается неустойчиво. Доля кредитов банков не увеличивается с каждым годом, а уменьшается. Следует обратить внимание, что из областного бюджета не выделяется никаких средств для финансовых вложений.

По видам экономической деятельности финансовые вложения распределяются следующим образом: в 2008 г. первое место по объему финансовых вложений в регионе занимали обрабатывающие производства - 59,9%, в том числе производство готовых металлических изделий -53,1%, второе место заняло производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 24,5%; третье место занимает добыча полезных ископаемых - 10,9%. В сельское хозяйство вложено всего лишь 0,9% от всех финансовых вложений.

По форме собственности большая часть принадлежит частной форме (80,4%), смешанной российской - 16,4%, иностранной - 3,2%.

Среди источников финансирования инновационных проектов особая роль отведена государственному бюджетному финансированию. В настоящее время государственное бюджетное финансирование осуществляется по двум направлениям: 1. в рамках федеральных национальных проектов; 2. в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов.

Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитывают экономические и социальные, в том числе экологические, последствия реализации инновационных решений для жителей субъекта РФ.

Как правило, целевая направленность бюджетного финансирования при конкурсном распределении инвестиционных ресурсов и ранжировании инновационных проектов пред-

Лапаев С.П., Лапаева Л.В. Источники финансирования инновационного развития региона

Таблица 1. Формы и источники финансирования инноваций [7, с. 333]

Форма финансирования Источник финансирования

1. Собственное - финансирование собственного капитала за счет собственных финансовых ресурсов как внутренних, так и внешних - Уставный капитал (первоначальный и привлеченный впоследствии за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций: их первичное размещение по открытой подписке на фондовых биржах (не менее 30% этого выпуска должно быть размещено на отечественном рынке); - прибыль от разных видов финансово-хозяйственной деятельности; - амортизационные отчисления; - средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и т. д.

2. Заемное - финансирование за счет заемных финансовых ресурсов - Облигационные займы; - банковские кредиты; - средства различных кредитных учреждений.

3. Бюджетное - Федеральный бюджет РФ; - региональные бюджеты; - местные бюджеты и внебюджетные фонды.

4. Лизинговое - Финансовый лизинг; - оперативный (операционный) лизинг.

5. Факторинговое - применяется как специфическая форма финансирования преимущественно отечественных предприятий Финансовые ресурсы банков или других крупных компаний, имеющих свободные деньги в качестве своих финансовых активов.

6. Венчурное - Государственные дотации; - средства крупных компаний, в том числе банков; - финансовые вложения отдельных граждан («бизнес-ангелов») и пр.

7. Форфейтинговое - используется преимущественно во внешнеторговых операциях Ресурсы крупных финансовых компаний; денежные средства государственных структур и пр.

8. Проектное Капитал крупных финансово-промышленных групп, финансовые средства банков.

9. Ипотечное - Денежные средства государства; - ипотечные кредиты, предоставляемые банками населению и хозяйственными субъектами; - прибыль финансовых компаний от продажи ипотечных кредитов (обязательств) на втором рынке.

10. Франчайзинговое - краткосрочное финансирование «стартовых» инвестиционных возможностей малого бизнеса Финансовые ресурсы крупных предприятий, имеющих известную торговую марку и признание в деловом мире.

Таблица 2. Структура финансовых вложений по источникам финансирования в Оренбургской области

(в % к итогу)

Долгосрочные вложения Краткосрочные вложения

2006 2007 2008 2006 2007 2008

Финансовые вложения

всего 100 100 100 100 100 100

в том числе:

собственные средства 95,5 90,8 99,9 71,1 94,9 90,2

из них:

прибыль 93,6 90,1 99,9 32,1 5,9 ,8 0\ 8

амортизация 1,8 0,1 0,0 33,2 0,1 0,4

привлеченныесредства 4,5 9,2 0,1 28,9 5,1 9,8

из них:

кредиты банков 1,1 4,1 0,1 9,3 1,2 5,4

заемные средства других организаций 2,2 1,9 0,0 19,0 3,4 1,1

бюджетные средства - - - - - 3,3

в том числе:

из бюджета субъекта РФ - - - - - -

прочие 1,2 3,2 - 0,6 0,5 -

полагает выделение бюджетных средств на возмездной основе. Значительно реже выделяют бюджетные средства для реализации инновационных проектов на безвозмездной основе.

В статьях расходов проекта федерального бюджета на очередной год отражаются средства на оказание государственной поддержки реализации инвестиционных, в том числе инновационных, проектов российских компаний.

К формам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:

- утверждение проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

- проведение экспертизы проектов и их размещение на конкурсной основе финансовыми, государственными структурами;

- формирование правовой базы инновационной деятельности;

- участие государства в совместных проектах, софинансирование, при котором доля частного инвестора - не менее 25%;

- предоставление концессий российским и зарубежным инвесторам по итогам торгов (аукционов, конкурсов, выставок);

- трансформацию средств населения в фонды инновационной деятельности;

- предоставление частным фирмам, занимающимся внедрением технических новшеств, гарантий по кредитам в объемах до 60% суммы займа;

- создание и развитие сети информационно-статистических центров, отражающих инновационные процессы в регионах и др.

Объем финансирования инновационного проекта за счет федерального бюджета может составлять от 20 до 50% его стоимости. Оставшиеся 50-80% должен внести сам предприниматель, реализующий проект. При этом его собственный капитал в этом проекте не может быть меньше 20% всех источников финансирования. Наиболее привлекательным для государства считается инновационное предложение, которое предполагает выпуск продукции, не имеющей зарубежных аналогов и способной по своим качествам и социально-экономическим последствиям сыграть роль катализатора отечественной промышленности.

Важной формой финансирования инновационных проектов являются кредиты или финансовые заемные средства. Среди них выделяются бюджетные кредиты. Налоговое законо-

дательство РФ позволяет предоставлять инвестиционный налоговый кредит, позволяющий предприятиям уменьшить свои налоговые платежи и погашать их путем предоставления отсрочки и последующей выплаты процентов.

Инновации предполагают вложения не только денежных средств. Это могут быть вложения в ценные бумаги, нематериальные активы, имущественные вложения и др. Источниками финансирования этих вложений, помимо собственного финансирования, как правило, выступают разные формы кредитования. В России применяется главным образом краткосрочное кредитование инновационных проектов. Доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитных услуг коммерческих банков, страховых компаний и прочих финансовых организаций составляет менее 5%. В настоящее время российские коммерческие банки предпочитают финансировать проекты на следующих условиях:

- собственные вложения заемщика в проект должны быть не менее 25% предполагаемой общей стоимости проекта;

- проект должен быть ориентирован на экспорт и его рентабельность должна быть не менее 15%, а окупаемость не должна превышать трех лет;

- проект должен быть экологически безопасен, отвечать принятым стандартам, способствовать экономическому развитию региона и др.

В таблице 3 представлена структура инвестиций в основной капитал в России и в Оренбургской области по источникам финансирования.

Из таблицы видно, что доля инвестиций за счет кредитов банка из года в год возрастает. По сравнению с российскими показателями Оренбургская область выглядит следующим образом. В России доля инвестиций за счет кредитов банков составляла в 2008 г. 11,1%, а в Оренбургской области - 15,9%, т. е. в 1,4 раза выше. На протяжении 2000-2008 гг. эта доля в Оренбуржье была в 1,5-2 раза выше среднероссийской. По России в целом велика доля инвестиций, осуществляемых за счет бюджетных средств (21%), в Оренбургской области - 13,9%. Эти цифры свидетельствуют о том, что сбережения населения Оренбургской области более интенсивно используются банками для предоставления инвестиционных кредитов предприятиям. Однако в 2009 г. в связи с финансовым кризи-

сом доля инвестиций за счет кредитов банков снизилась до 8%. В 2010 г. преобладающим источником финансирования инвестиций в основной капитал являлись собственные средства (55,4%), за счет привлеченных средств финансировалось 44,6% инвестиций в основной капитал. Средства бюджетов всех уровней составили 9,4% от общего объема инвестиций в основной капитал, доля средств федерального бюджета и областного бюджета за 2010 г. уменьшилась на 1,9 процентного пункта. Доля банковских кредитов в финансировании реального сектора в экономике составила 8,9% в общем объеме инвестиций в основной капитал, удельный вес кредитов иностранных банков составил 0,3%.

Среди источников заемного финансирования можно выделить также кредиты и займы, предоставляемые России международными финансово-кредитными организациями и другими государствами под гарантии Правительства РФ. В Оренбургскую область в 2008 г. прямые иностранные инвестиции составили 57,7% от общего итога, торговые и прочие кредиты -41,7%. Самая большая дола кредитов была направлена в металлургическое производство (39,1%), на втором месте транспорт и связь -26,6%, на третьем месте добыча полезных ископаемых - 18,3%.

Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал по срав-

нению с 2000 г. сократилась на 4,2 процентного пункта, составив в 2010 г. 1,2%.

Лимит государственных вложений на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы 2010 г. был установлен в объеме 419 млн. руб., из них 384,2 млн. руб. (91,7%) направлено на выполнение федеральных целевых программ, 34,9 млн. руб. (8,3%) - на непрограммные инвестиции в основные фонды. На строительство объектов, имеющих государственную поддержку, за счет всех источников финансирования использовано 393,5 млн. руб. инвестиций в основной капитал.

В современный период все более распространенной формой финансирования становится венчурное финансирование, которое является своеобразным долгосрочным кредитом без получения гарантий, но предполагает более высокую доходность вложений в случае успешной реализации рискованного мероприятия.

Как специфическая форма финансирования частного бизнеса, венчурный капитал ассоциируется, как правило, с крупными инновационными компаниями. Он играет важную роль в развитии малого предпринимательства, направленного на разработку новых видов сырья, энергетических ресурсов, технологий и т. д.

В нашей стране венчурное финансирование пока не распространено по следующим причинам:

Таблица 3. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Оренбургской области (в процентах к итогу)

2000 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Инвестиции в основной капитал

всего 100 100 100 100 100 100 100

в том числе по источникам финансирования:

собственные средства 65,9 60,3 43,7 51,8 51,5 52,2 53,5

из них:

прибыль 24,8 27,8 20,5 30,8 34,0 33,0 28,3

амортизация 40,6 32,2 23,1 20,8 17,4 18,9 25,0

привлеченные средства 34,1 39,7 56,3 48,2 48,5 47,8 46,5

из них:

кредиты банков 4,8 2,7 11,3 12,9 17,3 15,9 8,0

заемные средства других организаций 2,1 1,4 1,1 1,1 1,4 2,1 2,3

бюджетные средства 9,3 5,9 4,7 7,5 12,1 13,9 11,9

в том числе:

из федерального бюджета 1,9 1,8 1,3 2,1 4,4 4,6 4,6

из бюджета субъекта Российской Федерации 7,2 3,9 3,3 5,3 6,7 7,5 5,6

средства внебюджетных фондов 0,3 0,2 0,2 1,1 0,5 0,6 0,4

прочие 17,6 29,5 39,0 25,6 17,2 15,3 23,9

Таблица составлена авторами по источнику [4].

- не создан эффективный механизм трансформации сбережений населения в инновации;

- длительный срок окупаемости инновационных проектов;

- часто меняются «правила игры» на правовом поле;

- неуверенность потенциальных инвесторов в стабильности экономического и политического положения страны;

- отсутствие ясных инвестиционных решений по частичному использованию стабилизационного фонда страны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- слабая роль государства в создании благоприятных технико-экономических условий для развития венчурного бизнеса;

- отсутствие надежных долгосрочных источников финансирования инвестиционных проектов и др.

В настоящее время огромные денежные средства хранятся на руках у населения. В Оренбургской области прирост финансовых активов населения за 2009 г. составил 32921,9 млн. руб., т. е. увеличился по сравнению с 2000 г. в 7,6 раза. Объем денежных доходов населения, направленных в различные формы сбережений, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. вырос на 14,7 млн. руб., или на 12,6%. Увеличение объема сбережений свидетельствует о повышении сберегательной активности населения. Произошли изменения в структуре сбережений. Увеличился прирост денег на руках у населения на 16,2 млрд. руб. (см. табл. 4).

Из таблицы видно, что прирост финансовых активов у россиян составляет 14,5%, а у оренбуржцев - 24,9%, т. е. в 1,7 раза выше, причем 8,5% составляет прирост денег на руках у населения, а в России в целом - только 0,2%.

Высокая доля сбережений, хранимых населением на руках, связана с недоверием населения банкам и другим финансово-кредитным институтам, низким уровнем доходности вкладов и недостаточностью финансовой грамотностью населения. В этих условиях важно разработать и начать реализовывать стратегию привлечения денежных сбережений населения в экономику региона.

Нами предлагается для трансформации сбережений населения в инвестиции использовать такой инструмент как инвестиционно-заемная система.

Инвестиционно-заемная система - это инструмент регулярного, целенаправленного при-

влечения и освоения свободных денежных средств, организационная совокупность участников, осуществляющих инвестиционно-заемную деятельность. Наиболее реальные инвесторы - это физические лица, имеющие значительный финансовый потенциал в виде сбережений. Именно возможность использовать облигации в качестве механизма привлечения сбережений населения - основная цель инвестиционно-заемных систем (ИЗС). ИЗС - это инструмент, предназначенный для работы на рынке капиталов (ценных бумаг и инвестиционных кредитов). Особенностью инструмента является то, что он используется государством (муниципальными и региональными) властями, работает по заранее определенному плану, к тому же может быть социально ориентирован. Региональная ИЗС имеет свои отличительные черты и привлекательна для инвесторов уникальной системой обеспечения облигационного займа; отвечает интересам самых многочисленных и обладающих наибольшим в целом по стране финансовым потенциалом инвесторов (сбережений населения, предпринимателей малого и среднего бизнеса, а также региональных банков); формирует необходимую для развития регионов структуру производства, решая его первоочередные потребности, создает социальную стабильность, формируя новый класс собственников и обеспечивая рабочие места [2, с. 138].

В Оренбургской области нами предлагается использовать ИЗС для решения проблем инвестиционного развития региона. Поэтому предлагается организовать инвестиционно-заемную систему «Инновационное развитие региона» (см. рис. 1).

Важное значение приобретают инвестиционно-заемные системы в связи с возможностью последующей интеграции. Создание межрегиональной ИЗС позволяет развить систему по привлечению инвестиций в экономику регионов, воплотить в жизнь необходимые инвестиционные проекты, совершенствовать инфраструктуру, создавать новые рабочие места, расширять налогооблагаемую базу местных бюджетов. Чтобы этот механизм активно заработал, необходимо:

- создать и внедрить новые технологии, сформировать инфраструктуру рынка;

- определить приоритеты инвестиционной и инновационной политики;

- организовать систему отбора инвестиционных проектов и механизмы их финансирования;

- выработать систему гарантий возвратности заемных средств и ответственности всех участников проекта за исполнение своих обязательств;

- разработать принципы финансового контроля исполнения инвестиционных проектов;

- обеспечить выпуск и реализацию муниципального займа на всех этапах;

- обучить специалистов;

- организовать систему мониторинга регионального законодательства в области фондового рынка;

- согласовать бюджетную и налоговую политику регионов с целью активизации инвестиционного процесса и улучшения инвестиционного климата.

ИЗС позволяет городам и регионам России коллегиально управлять инвестиционными и инновационными процессами, совместно формировать и рационально использовать заемные

Таблица 4. Соотношение доходов и расходов населения Оренбургской области в период 2000-2009 гг., млн.руб.

Показатели 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Денежные доходы населения 38446,1 100223,1 129573,4 157957,2 195811,3 260529,8 293451,7

Денежные расходы населения и сбережения 38446,1 100223,1 129573,4 157957,2 195811,3 260529,8 293451,7

в том числе: покупка товаров 17871,8 43211,5 57805,5 73555,0 95493,3 133246,0 145286,0

оплата услуг 4917,6 15461,3 19634,2 23135,1 30122,4 40151,5 47419,4

обязательные платежи и разнообразные взносы 2668,0 8454,3 13845,4 17579,0 21106,4 28299,0 27724,4

приобретение недвижимости 60,7 672,3 931,5 1596,4 2047,5 2050,4 1571,9

прирост финансовых активов 12928 32426,7 37356,8 42091,7 47041,7 56782,7 71450,7

из него сбережения во вкладах и ценных бумагах 1540,6 3679,8 6248,8 8407,8 10921,5 4248,4 10218,4

приобретение иностранной валюты 2156,6 4771,9 5192,6 4734,2 6031,8 10770,9 7797,6

изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей 1027,4 14637,2 18294,6 18531,1 19186,4 21085,9 22214,8

изменение задолженности по кредитам -534,9 -3267,4 -5434,7 -9207,7 -11086,7 -6309,0 6246,1

прирост денег на руках у населения 8738,3 12605,2 13055,5 19626,3 21988,7 26986,5 24973,1

В процентах

Денежные расходы и сбережения 100 100 100 100 100 100 100

в том числе: покупка товаров 46,5 43,1 44,6 46,6 48,8 51,2 49,5

оплата услуг 12,8 15,4 15,2 14,6 15,4 15,4 16,2

обязательные платежи и взносы 6,9 8,4 10,7 11,1 10,8 10,8 9,4

приобретение недвижимости 0,2 0,7 0,7 1,0 1,0 0,8 0,5

прирост финансовых активов 33,6 32,4 28,8 26,7 24,0 21,8 24,4

из него сбережения во вкладах и ценных бумагах 4,0 3,7 4,8 5,3 5,6 1,6 3,5

приобретение иностранной валюты 5,6 4,8 4,0 3,0 3,1 4,1 2,7

изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей 2,7 14,6 14,1 11,8 9,8 8,1 7,6

изменение задолженности -1,4 -3,3 -4,2 -5,8 -5,7 -2,4 2,1

прирост денег на руках у населения 22,7 12,6 10,1 12,4 11,2 10,4 8,5

Таблица составлена авторами на основании: Оренбургская область. Стат. ежегодник, 2009 г., С. 139-140; интернет-ресурсов.

ресурсы, совместно нести ответственность за принимаемые решения. Для решения этой задачи требуется совершенствование научно-методического обеспечения региональной и межрегиональной ИЗС, разработка и применение методов анализа и прогнозирования сбережений населения, всех возможных инвестиционных ресурсов, а также инвестиционных проектов, которые должны определить характер функционирования рынка ценных муниципальных бумаг в масштабах страны.

В последние годы все большее распространение получают такие нетрадиционные формы финансирования инновационной деятельности,

как лизинг, проектное финансирование, факторинг, форфейтинг, франчайзинг, ипотека. Среди этих форм особое место занимает лизинг.

Малые компании, занимающиеся инновационной деятельностью, но не имеющие достаточно финансовых средств на реализацию своих идей, испытывают потребность в оборудовании или уникальных приборах. Финансовый лизинг представляет собой долгосрочное соглашение, предусматривающее полную амортизацию арендуемого оборудования за счет платы, вносимой арендатором. Он выгоден в первую очередь владельцу имущества, так как снижает его риск и дает возможность лизингодателю

инвестиционная

К

нО

п

К

о

к

[-Н

*

инвестиционная

и

о

к

и

Л

система

И

СЗ

СО

система

Рисунок 1. Региональная инвестиционно-заемная система как инструмент финансирования инвестиций

получать регулярную плату за использование этого имущества лизингополучателем. Являясь формой вложения средств в основные фонды лизинг по своей сути становится дополнением к традиционным источникам финансирования инвестиционных проектов. Существуют и другие формы лизинга: операционный или сервисный, возвратный, комбинированный.

В Оренбургской области в 2010 г. общая стоимость договоров по финансовому лизингу составила 1030,9 млн. руб. Наибольшая часть договоров (53,8% от их стоимости) заключена на лизинг машин и оборудования, на лизинг транспортных средств приходилось 46,2% стоимости договоров.

Новой нетрадиционной формой финансирования активов инновационной компании становится проектное финансирование, которое из-за высокой степени риска можно отнести к разновидности венчурного финансирования. Проектное финансирование означает финансирование преимущественно крупных инвестиционных проектов самими корпорациями без обеспечения государственными субсидиями или бюджетным финансированием. Эта форма финансирования, при которой кредитодатели могут рассчитывать на доход от кредитования проекта лишь при условии возвратности вложений, когда инвестиции будут генерировать денежные потоки, достаточные для возврата заемных сумм. Основное обеспечение предоставляемых банком кредитов при проектном финансировании - доходы, которые получит компания в будущем. В отличие от обычного кредитования проектное финансирование сопровождается длительными сроками кредитования (свыше 3-х лет) и большими суммами заимствования. Процентная ставка по проектному финансированию несколько выше, чем по среднесрочному кредиту на инвестиционные цели.

К нетрадиционным формам финансирования инновационных проектов относятся также факторинг и форфейтинг. Факторинг как форма финансирования капитала инновационной компании заключается в том, что фактор (им может быть банк или специальная факторинговая компания) берет на себя риск возврата денег клиенту на основе договора о факторинге, неоплаченных должником платежных поручений на поставленные товары, выполненные работы.

Факторинг дает поставщикам возможность получать оплату за свою продукцию до ее реа-

лизации конечному потребителю. При этом банк или факторинговая компания взимает с клиента комиссионные до 20% суммы долга.

Форфейтинг - форма финансирования внешнеэкономических операций в виде выкупа у экспортера векселей, акцептованных импортером. Обязательство покупателя продукции перед продавцом оформляют в виде долгового инструмента - векселя или аккредитива. Как банковская услуга форфейтинг в российских банках пока еще нее распространен. Привлекательность этих форм финансирования заключается в том, что предприятие-производитель получает фактически сразу деньги за свою продукцию: при факторинге - до 90%задолженно-сти, при форфейтинге экспортер получает все деньги за свою продукцию за вычетом оговоренного дисконта.

Специфической формой финансирования предприятий выступает также франчайзинг, который является системой делового партнерства между крупными и малыми предприятиями. Франчайзер, как правило, крупное предприятие, предоставляет держателю франчайза право на сбыт своей продукции под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет право кредитовать держателя франчайза на льготных условиях, а также выступать андеррайтером - гарантом его кредита перед коммерческим банком или другой кредитной организацией. В России франчайзинг находится в начальной стадии развития, но перспективы его применения большие. В Оренбургской области франайзинг мог бы развиваться по таким направлениям, как жилищное строительство, торговля, услуги предприятий бытового обслуживания, обслуживание автомобилей и т. п. Большое значение имеет франчайзинг для активизации инновационной деятельности предпринимателей. С увеличением числа малых и средних предприятий, связанных с франчайзингом, возрастет количество рабочих мест, повысятся доходы населения, возрастут поступления в местные бюджеты.

Нетрадиционной формой финансирования является ипотека. В нашей стране ипотечное кредитование считается высокорискованным бизнесом. В России по примеру США созданы крупные посреднические организации: Московское ипотечное агентство, Российская ипотечная ассоциация Федеральное ипотечное агентство.

Однако в отличие от американских они выкупают ипотечные кредиты за счет средств федерального бюджета, а не средств пенсионных и страховых компаний. Все это свидетельствует о том, что в России система вторичного рынка ипотечных кредитов находится в стадии формирования. Определенный интерес для россиян представляет контрактно-сберегательная немецкая система, которая характеризуется тем, что источником средств для ипотечных кредитов служат специализированные целевые депозиты.

Ипотека как специфическая форма финансирования должна иметь надежные и стабильные источники своего финансирования. Ипотечное финансирование инновационных проектов недостаточно распространено из-за того, что оборудование наукоемких производств мо-

жет быть весьма специализированным, а следовательно, мало ликвидным или вообще не ликвидным.

Таким образом, в Оренбургской области среди форм финансирования инноваций важное значение имеют бюджетные средства. Но все большее распространение находит использование собственных средств предприятий, а также кредитов коммерческих банков. Предстоит приложить усилия, чтобы сформировать в регионе венчурные структуры, осуществляющих венчурное финансирование инноваций, а также развивать нетрадиционные формы финансирования. Важно также сформировать в регионе механизм трансформации сбережений населения в инвестиции, используя инвестиционно-заемную систему.

09.11.2011

Список литературы:

1. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогноз / Отв. ред. В.В. Иван-тер. - М.: МАКС-Пресс, 2006.

2. Лапааев, А.С. Сбережения населения в России как источник инвестиции. - Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2010.

3. Россия в цифрах стат. сборник. - М., 2009.

4. Статистический ежегодник Оренбургской области. Стат. сборник. - Оренбург, 2010.

5. Статистический ежегодник Оренбургской области. Стат. сборник. - Оренбург, 2011.

6. Хорн Д.В., Вахович Д. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. - М., Вильямс, 2001.

7. Экономика инноваций / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. - М., 2009.

Сведения об авторах:

Лапаев Сергей Петрович, доцент кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6404, тел. (3532) 372447, e-mail: nek@mail.osu.ru Лапаева Лариса Валерьевна, преподаватель кафедры экономики и организации производства Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6306, тел. (3532) 372449

UDC 336: 005.591.6:332.1 (470.56)

Lapaev S.P., Lapaeva L.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Orenburg state university E-mail: nek@mail.osu.ru

SOURCES OF FINANCING OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION

In article the analysis of forms and sources of financing of innovative development of region on an example of the Orenburg region is carried out, it is offered to make active use of savings of the population as a source of investments. The scheme of investitsionno-extra system of region as the tool of transformation of savings of the population in the investment is developed.

Key words: financing sources, own financing, extra financing, budgetary financing, leasing, factoring, venture funds, forfeiting, design financing, mortgage financing, a franchize, investments into the basic of the capital, population savings, investitsionno-extra system of region.

Bibliography:

1. Is innovative-technological development of economy of Russia: problems, factors, strategy, the forecast / V.V. Ivanter. -M.: MAX-PRESS, 2006.

2. Lapaev, A.S. Savings of the population in Russia as an investment source. - Orenburg, IPK GOU OSU, 2010.

3. Russia in Figures statistical compilation. - Moscow, 2009.

4. A statistical year-book of the Orenburg region. Statistical compilation. - Orenburg, 2010.

5. A statistical year-book of the Orenburg region. Statistical compilation. - Orenburg, 2011.

6. Horn D.V., Vahovich D. Osnovy of financial management / the lane with English. - M., Williams, 2001.

7. Economy of innovations / Under the editorship of prof. V.Ja. Gorfinkelja. - M., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.