Брюханова Наталья Владимировна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634311426.
Bryuhanova Natal’ya Vladimirovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
E-mail: [email protected].
Phone: +78634311426.
УДК 336 (075.8)
O.A. Колчина
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ведущим направлением решения проблемы притока инвестиций на территорию муниципального образования является формирование и мобилизация инвестиционных ресур-. -ной деятельности и система мер по активизации инвестиционного процесса на муниципальном уровне.
Ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности; мобилизация инвестиционных ресурсов; источник финансирования; иностранные инвестиции.
O.A. Kolchina
RESOURCE SUPPORT INVESTMENT ACTIVITIES IN THE MUNICIPALITY
Leading towards a solution to the problem of inward investment into the territory of the municipality is the creation and mobilization of investment resources. The article describes the possible sources of resource support of investment activity and a system of measures to enhance the investment process at the municipal level.
Resource support investment; mobilizing investment resources; the funding source; foreign investment.
Реализация инвестиционной деятельности на уровне муниципального образования связана с принятием управленческих решений в области определения возможных источников финансирования инвестиционных проектов, концентрации ресурсов и повышения эффективности их использования.
Деятельность органов местного самоуправления в данном направлении определяется как система мер стимулирования трансформации накоплений в инвестиции, т.е. задействования или разблокирования невостребованных потенциальных инвестиционных ресурсов с одновременной их ориентацией на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования [2].
Неизбежное в условиях построения рыночной экономики фактическое расширение объема средств, привлекаемых из внебюджетных источников финанси-, -ния усиливает значимость этого источника для активизации инвестиционной деятельности в городе и вынуждает органы местного самоуправления искать рычаги
воздействия в данной сфере для решения задач инвестиционного обеспечения развития экономики [3].
В соответствии с действующим законодательством инвестиционная деятельность на территории России может осуществляться за счет:
♦ собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие);
♦ заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кре-
, );
♦ привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, гра, );
♦ денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
♦ инвестиционных ассигнований из б юджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов;
♦ иностранны х инвестиций.
Анализ конкретных форм финансирования инвестиций в России показывает, что в последние годы можно выделить наметившуюся, хотя и слабую, тенденцию некоторого роста доли привлеченных средств и снижения доли собственных инвестиционных ресурсов (табл. 1) [4].
Таблица 1
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
(в процентах к итогу)
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе:
собственные средства 47,5 49,4 45,0 45,2 45,4 44,5 42,1 41,5 40,0
из них:
прибыль, остающаяся в распоряжении организации 23,4 24,0 19,1 17,8 19,2 20,3 19,9 19,9 18,6
амортизация 18,1 18,5 21,9 24,2 22,8 20,9 19,1 18,1 18,0
привлеченные средства 52,5 50,6 55,0 54,8 54,6 55,5 57,9 58,5 60,0
из них:
кредиты банков 2,9 4,4 5,9 6,4 7,9 8,1 9,6 9,4 11,1
в том числе:
кредиты иностранных банков 0,6 0,9 0,9 1,2 1,1 1,0 1,6 1,1 2,4
заемные средства других организаций 7,2 4,9 6,5 6,8 7,3 5,9 6,0 6,1 6,5
бюджетные средства 22,0 20,4 19,9 19,6 17,8 20,4 20,2 21,2 21,0
в том числе:
из федерального бюджета 6,0 5,8 6,1 6,7 5,3 7,0 7,0 8,4 8,1
бюджетов субъектов РФ 14,3 12,5 12,2 12,1 11,6 12,3 11,8 11,5 11,4
средства внебюджетных фондов 4,8 2,6 2,4 0,9 0,8 0,5 0,5 0,5 0,3
Прочие 15,6 18,3 20,3 21,1 20,8 20,6 21,6 21,3 21,1
Однако важнейшим источником финансирования инвестиций на уровне хозяйствующего субъекта остаются собственные средства предприятий (самофинан-). , выражающая стоимость прибавочного продукта, и в условиях хозяйственной самостоятельности предприятия имеют право выбирать направления использования оставшейся в их распоряжении прибыли в соответствии со стратегией своего раз.
, , ставки налога на прибыль и других факторов. После уплаты налогов и других платежей в бюджет прибыль является одним из источников формирования целевых фондов, в том числе фонда накопления (рис. 1) [1].
поток самофинансирования
Рис. 1. Схема формирования потока самофинансирования за счет прибыли
организации
Другим крупным источником финансирования инвестиционной деятельности являются амортизационные отчисления, т.е. денежное выражение той части ос, -. -щения в натуральной форме после каждого производственного цикла, у предприятия образуется денежный амортизационный фонд, который используется для финансирования капитальных вложений.
Для осуществления инвестиционной деятельности помимо собственных средств инвестор может привлекать временно свободные денежные средства предприятий и граждан посредством выпуска (эмиссии) ценных бумаг. Рынок
[1]:
♦ обеспечивает доступ предприятий к более дешевому по сравнению с банковскими кредитами акционерному капиталу;
♦ осуществляет неинфляцио нное финансирование задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления посредством выпуска государственных и муниципальных долговых обязательств;
♦ вовлекает в экономику с редства населения страны, имеющего значительные сбережения и др.
Другим способом финансирования крупных инвестиционных проектов является привлечение капитала через кредитный рынок. Использование кредитов для финансирования инвестиционного проекта имеет преимущество по сравнению с постоянным накоплением собственных средств или бюджетным финансированием:
♦ возможность начать проект в настоящий момент времени, выполнить весь объем работ в сжатые сроки, расплачиваясь потом по кредиту в течение
;
♦ платежи по кредиту носят более равномерный характер, чем расходы реализации инвестиционного проекта;
♦ объем затрат на привлечение заемн ых средств на финансирование инвестиционного проекта значительно меньше дополнительных расходов, возникающих в результате недостаточного финансирования инвестиционного проекта и др.
В современных условиях развития России большое значение приобретают нетрадиционные способы привлечения капитала, такие как лизинговая деятельность и венчурное инвестирование.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. По своему экономическому содержанию лизинг относится к производственным инвестициям. Лизинг как форма ресурсного обеспечения инвестиционных проектов предполагает при их реализации использование материальных ресурсов, являющихся собственностью лизинговых компаний В результате снижается потребность в денежных средствах на капитальные вложения и откладываются сроки оплаты приобретен,
проектов и увеличение финансовой отдачи инвестиций.
Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций в современных российских условиях являются [1]:
♦
деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;
♦ создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
♦
лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно;
♦ меры государственного проте кционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
♦ финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с
- ;
♦
;
♦
от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации до;
♦ создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно, -тересов участников лизинговой деятельности и др.
В условиях развития инновационной деятельности большое значение приобретает венчурное инвестирование, которое заключается в осуществлении капитальных вложений в новые технологии с высокой степенью риска, в ожидании чрезвычайно высокой прибыли.
Для стимулирования инвесторов к реализации инновационных проектов органам государственной и муниципальной власти необходимо:
♦ содействовать развитию института венчурного финансирования как системообразующего элемента инновационной инфраструктуры, обеспечивающего управление инновационными проектами и привлечение внебюд-
;
♦ разработать механизмы, стимулирующие привлечение средств российских и зарубежных организаций для финансирования инновационных проектов через предоставление льготных кредитных ресурсов, субсидирование час;
♦
;
♦
базами данных по инвестиционным предложениям и потенциальным рынкам потребностей в новейших технологиях;
♦ разработать принципы, институциональные основы и инструменты фор-
-
;
♦ создать сеть местных и отраслевых инкубаторов с целью массовой подготовки специалистов для работы в высокотехнологическом бизнесе.
Государственное финансирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях поддержки инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики и социальной сферы страны, а также сохранения государственного контроля над стратегически важными отраслями экономики.
Видами государственного финансирования инвестиционной деятельности :
♦ субсидии - денежные средства, выделяемые из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по созданию объектов внешней инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов, а также в целях возмещения расходов по уплате процентов по кредитам коммерческих банков, предоставленным для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, на срок нормативного строительства или монтажа оборудования;
♦ размещение средств бюджетов для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
♦ бюджетный кредит - предоставление средств юридическим лицам из бюджета разных уровней бюджетной системы РФ под конкретный инвестиционный проект на возвратной и возмездной основах;
♦ предоставление гарантий по кредитам - получение хозяйствующим субъектом коммерческого кредита на реализацию инвестиционного проекта под поручительство государства в лице государственных органов и учре-
;
♦ долевое участие в инвестиционном проекте - осуществление совместных инвестиций наряду с частными инвесторами, создание совместных пред;
♦ гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно на реализацию инновационных проектов, проведение конкретных
.
Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. №134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» установлен порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестицион-, - .
Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации проек-, - -ния и развития инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение, для реализации инновационных проектов, создания и реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концес-.
Особая роль в ресурсном обеспечении инвестиционной деятельности принадлежит иностранным инвестициям, представляющими собой вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории .
проблем социально-экономического развития [2]:
♦ активизация инвестиционного процесса в государстве и содействие социально-экономической стабильности;
♦ улучшение кон курентной среды, стимулирование развития национального
;
♦ обеспечение трансферта высоких технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
♦ продвижение российских товаро в и технологий на внешний рынок;
♦ содействие расширению и диверсиф икации экспортного потенциала в развитии импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
♦ освоение передовых форм организации производства;
♦ рост занятости, уровня доходов населения;
♦ освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства.
Экономика России является перспективным реципиентом иностранных инвестиций. По состоянию на конец 2009 г., накопленный иностранный капитал в экономике России составил 268,2 млрд долларов США, что на 1,4 % больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,5 % (на конец 2008 г. - 51,6 %), доля прямых инвестиций составила 40,7 % (46,3 %), портфельных - 3,8 % (2,1 %).
В 2009 г. в экономику России поступило 81,9 млрд. долларов США ино, 21,0 % , 2008 . часть иностранных инвестиций приходится на прочие инвестиции (79,5 %), главным образом на торговые и прочие кредиты (17 и 62 % соответственно в 2009 г.). Доли прямых и портфельных инвестиций имеют тенденцию к снижению по срав-2008 . [4]. Наиболее активными странами-инвесторами выступают Вели, , , , , .
В соответствии с законодательством Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного со:
♦ определяет целесообразность введе ния запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
2
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России в 2006-2009 гг., по видам
2006 2007 2008 2009
Млн долл. США В % к итогу Млн долл. США % к итогу Млн долл. США % к итогу Млн долл. США % к итогу
Всего инвестиций 55 109 100 120 941 100 103 769 100 81 927 100
в том числе:
прямые инвестиции 13 678 24,8 27 797 23,0 27 027 26,0 15 906 19,4
из них:
взносы в капитал 8 769 15,9 14 794 12,2 15 883 15,3 7 997 9,8
, зарубежных совладельцев организаций 3 987 7,1 11 664 9,7 9 781 9,4 6 440 7,8
прочие прямые инвестиции 922 1,8 1 339 1,1 1 363 1,3 1 469 1,8
портфельные инвестиции 3 182 5,8 4 194 3,5 1 415 1,4 882 1,1
из них:
акции и паи 2 888 5,2 4 057 3,4 1 126 1,1 378 0,5
долговые ценные бумаги 294 0,6 128 0,1 286 0,3 496 0,6
прочие инвестиции 38 249 69,4 88 950 73,5 75 327 72,6 65 139 79,5
из них:
торговые кредиты 9 258 16,8 14 012 11,6 16 168 15,6 13 941 17,0
прочие кредиты 28 458 51,6 73 765 61,0 57 895 55,8 50 830 62,0
Прочее 533 1,0 1173 0,9 1 264 1,2 368 0,5
♦
в Российской Федерации;
♦ утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, суммарный объем иностранных инвестиций в которых составляет не менее 1 млрд рублей или в которых минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными
100 ;
♦ разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
♦ привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;
♦ осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
♦
соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
♦
договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.
На практике все источники финансирования инвестиционных проектов тесно взаимоувязаны и используются, как правило, комплексно в процессе мобилизации ресурсов для инвестиционной деятельности. В условиях ограниченности бюджетных средств, направленных на социально-экономическое развитие территории, необходимо использовать совокупность всех потенциальных источников инвестиционных ресурсов муниципального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Саак Л.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования.
- СПб.: Питер, 2010. - 336 с.
2. Саак А.Э., Колчина О.А. Механизмы, инструменты и меры по мобилизации и формированию инвестиционных ресурсов на муниципальном уровне // Муниципальная власть.
- 2006. - №5. - С. 80-86.
3. Саак А.Э., Колчина О.А. Разработка инвестиционной политики муниципального образования // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. - № 4. - С. 53-61.
4. Федеральная служба государственной статистики http: //www.gks.ru/.
Колчина Оксана Александровна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634311426.
Kolchina Oksana Alexandrovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
E-mail: [email protected].
Phone: +78634311426.