Научная статья на тему 'Экономическая безопасность и национальная конкурентоспособность: некоторые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния'

Экономическая безопасность и национальная конкурентоспособность: некоторые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / NATIONAL COMPETITIVENESS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ / MUTUAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова В.Н.

Краеугольными составляющими и принципиально важными основами существования любого государства в современных условиях являются обеспечение экономической безопасности и рост международной конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security and national competitiveness: some aspects of the relationship and interaction

Corner making and essentially important bases of existence of any state in modern conditions are maintenance of economic safety and growth of the international competitiveness.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность и национальная конкурентоспособность: некоторые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния»

Экономическая безопасность и национальная конкурентоспособность:

некоторые аспекты взаимосвязи и взаимовлияния

Миронова В.Н. *

Corner making and essentially important bases of existence of any state in modern conditions are maintenance of economic safety and growth of the international competitiveness.

Мировая экономика находится в процессе формирования нового качественного этапа развития. Этот период можно охарактеризовать как переходный. Анализируются сделанные ошибки и текущее состояние, высказываются различные гипотезы об основных тенденциях, движущих их факторах, будущих параметрах развития отдельных стран, соотношении сил в современной системе хозяйства.

Каковы бы ни были перспективы и различия в трансформации национальных экономик, общепризнанным фактом являются, с одной стороны, рост нестабильности, неопределенности, усложнение познаваемости мира и появление новых угроз. Другая константа свидетельствует об усилении противоборства, конкурентной борьбы за обладание природными, технологическими, информационными и интеллектуальными ресурсами, рынками сбыта, сферами влияния, за передел мирового экономического пространства. Современный финансовый и экономический кризис генерировал новые вызовы и поставил под сомнение конкурентоспособность многих компаний, отраслей, национальных экономик.

Исходя из этого краеугольными составляющими и принципиально важными основами существования любого государства в современных условиях являются обеспечение экономической безопасности и рост международной конкурентоспособности.

Многие эксперты, представители деловых кругов, правительства различных государств пересматривают прежние взгляды и программы развития в контексте происходящих перемен, ставятся более амбициозные задачи радикальных преобразований и выхода на новый уровень социально-экономического прогресса.

В экономическом докладе Президента США Б. Обамы, представленном Конгрессу в 2009 г., содержится критический анализ экономического, финансового и политического положения страны, на основе которого делается вывод о возможности утраты лидирующих позиций в современном мире. Главные усилия, по мнению Обамы, следует сосредоточить на решении имеющихся проблем, среди которых центральное место занимают ослабление конкурентоспособности американской экономики и экономическая безопасность страны. Угрозы и вызовы американской экономике стали определяться не столько внутренними, сколько внешними условиями, что значительно усложняет достижение поставленных целей1. И, действительно, «в глобализируемых политике и экономике у США не осталось ни одной первостепенной внутренней задачи, которая могла бы решаться сугубо национальными усилиями и средствами, без участия внешних факторов. Безопасность интересов имеет дело с широким спектром новых видов безопасности: экономической, финансовой, экологической»2. В развитии сделанных заявлений и выводов были предложены и одобрены «Американская инициатива повышения конкурентоспособности на длительную перспективу» (American Competitiveness Initiative (ACI) — long term competition) и «Американский план по обеспечению безопасности» (The American security project) 3.

В последнем документе отмечается изменение природы и характера национальной безопасности в XXI в. Хотя военная составляющая по-прежнему является важным компонентом защиты национальных интересов, сегодня доминирующее значение приобрели экономика, наука, интел-

Доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук.

О CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s

2

0

1

о *

о

2 ф Ч

я *

< s

I H

о ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

лектуальные ресурсы, технологии, дипломатия, идеалы. В этой связи определяются различные меры широкого диапазона воздействия, способные предотвратить ослабление международной конкурентоспособности и экономической безопасности США. Например, намечается обновление внешнеэкономической политики, в частности, в области экспортного контроля, отрабатываются инструменты экономической и правовой защиты национальных интересов в условиях активизации деятельности суверенных фондов.

Проблемами повышения международной конкурентоспособности и обеспечения экономической безопасности обеспокоены не только в США.

Либерализация внешнеэкономической деятельности вызывает рост скептицизма и разочарования у стран — членов Европейского сообщества, осознание того, что выгоды распределяются уже не так, как раньше, и наибольшие преимущества сегодня получают некоторые развивающиеся страны. Позиции, завоеванные в прежние времена, оказались не вечны и не являются гарантией успехов в усиливающейся конкурентной борьбе, учитывая быстроменяющиеся ценности и ориентиры.

Страны Европейского союза активно обсуждают и разрабатывают новые приоритеты развития. Еще недавно конкуренция рассматривалась как цель (так было сформулировано в соответствующих европейских документах), а сегодня это основной инструмент экономической политики, который предстоит использовать для общего блага.

Европейские поставщики товаров и услуг испытывают жесткую конкуренцию на мировых рынках. С одной стороны, это обусловлено снижением конкурентоспособности отдельных отраслей европейской экономики. Другая причина, по мнению малого и среднего европейского бизнеса, связана с недостаточной их поддержкой со стороны структур интеграционного объединения. Проникновение на внешние рынки сталкивается с необходимостью преодоления возводимых преград и барьеров, что требует проведения более эффективной внешнеэкономической политики европейскими ведомствами по поддержке отечественного бизнеса и защите национальных интересов.

В этой связи ЕС разработал обновленную стратегию роста конкурентных преимуществ европейских производите-

лей и обеспечения доступа компаний на зарубежные рынки. Для решения этих приоритетных задач предусматриваются объединение усилий и координация действий европейских институтов, государств и бизнес-сообщества.

Большая роль в осуществлении принятой стратегии отводится Консультативному комитету по доступу на рынки (ККДР) и командам, которые создаются в третьих странах для координации действий дипломатических и торговых представительств с бизнесом, работающим на местах. Первые шаги в этом направлении реализуются в странах БРИК, США, Японии, Юго-Восточной Азии4.

Будущее экономики Европейского союза во многом зависит от выбора приоритетных отраслей, развитие которых определит конкурентные позиции региона. Ориентация инвестиционных потоков в новую экономику, традиционные отрасли или инновации является предметом обсуждения лидеров этих стран и представителей бизнеса. Эти процессы уже были отмечены разногласиями между странами — членами ЕС по поводу наплыва дешевых китайских товаров, что подрывает интересы национальных производителей, создает угрозу существованию ряда отраслей отечественной промышленности среднетехнологического уровня, обостряет социальные проблемы в некоторых странах. Представители этой части бизнеса требуют у государства защиты от недобросовестной конкуренции компаний из стран Юго-Восточной Азии.

Представители экономически более развитых стран ЕС, в которых успешно развиваются высокотехнологичные производства, не разделяют таких алармистских настроений, предлагая отказаться от дальнейшего развития и поддержки традиционных отраслей.

На международной конференции Междисциплинарного центра права и политики конкуренции в Брюсселе отмечалось, что европейский бизнес пока не смог определить свои ниши в высокотехнологичных отраслях. Компаний-лидеров инновационного типа в наукоемких производствах и сфере услуг, в сфере экономики знаний немного. В результате конкурентные позиции европейского бизнеса в наиболее перспективной и быс-троразвивающейся отрасли мировой экономики пока остаются слабыми.

Выбор между новыми конкурентными преимуществами и необходимостью

защиты экономических и социальных интересов производителей достаточно непрост, поскольку каждое решение имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Путь инновационного развития кажется логичным и своевременным, однако он приводит к исчезновению базовых отраслей промышленного производства, усиливает зависимость от импорта товаров первой необходимости, вызывает социальную напряженность.

Положение России в современном мире остается достаточно неустойчивым и противоречивым. С одной стороны, развиваются экономические отношения со старыми и новыми партнерами, расширяются перспективы освоения геоэкономического пространства. Но, с другой стороны, одновременно растет количество угроз, усложняется их характер, и внешнеэкономические факторы в условиях слабой предсказуемости и нестабильности усиливают уязвимость национальной экономики, подрывают экономическую безопасность и ухудшают конкурентные возможности страны.

Эта ситуация характерна для различных форм и направлений экономической деятельности. Одним из наиболее очевидных фактов стало ослабление позиций России в СНГ в условиях нарастающего влияния ЕС, США, Китая. Последний рассматривает этот регион как объект экономической экспансии, рынок сбыта китайских товаров, объем которых неуклонно растет и, например, составляет 80 % импорта Казахстана, что вызывает большую озабоченность деловых кругов и руководства страны5.

Одновременно страны Центральной Азии оцениваются как источник стабильного и расширяющегося обеспечения экономики Китая топливно-энергетическими ресурсами, которые являются, как неоднократно отмечалось представителями правительства страны, одним из важнейших условий обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, реальное положение в странах и мире обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности, адекватного реагирования на долговременные и краткосрочные угрозы и вызовы.

Поскольку в данной статье понятия «национальная конкурентоспособность» и «экономическая безопасность» не являются объектом самостоятельного анализа, остановимся на основных характерис-

тиках в целях выделения некоторых параметров, по которым происходит их корреляция.

При рассмотрении этой темы важно принять во внимание сложность определения этих понятий. Это объясняется комплексностью, динамичностью, многогранностью связанных с ними процессов, недостаточной их разработанностью в теоретическом и практическом плане.

Большинство исследователей характеризуют экономическую безопасность как систему мер или состояние экономики, при котором вызовы, угрозы внутреннего и внешнего происхождения находятся под контролем и действуют механизмы их предотвращения6.

Представляется, что такой подход не отражает экономического содержания рассматриваемой дефиниции и концентрируется на ее внешней, описательной стороне.

Экономическая безопасность прежде всего является экономической категорией, и до ее реализации лежит определенная дистанция, включающая ряд промежуточных ступеней и понятий.

В то же время экономическая безопасность, будучи частью системы национальной безопасности, выступает как системное образование, которое предусматривает рассмотрение всех явлений, экономических действий, их последствий в неразрывной связи в процессе функционирования и достижения конечного результата. Политические, социальные, экономические, производственные, финансовые, технологические, институциональные, природные и человеческие ресурсы и другие факторы выступают как элементы экономической безопасности, которые взаимосвязаны и образуют условия для устойчивого, поступательного развития национального воспроизводственного комплекса.

Утрата или нарушение воспроизводственной функции хозяйственной системы приводит к появлению системных угроз, которые препятствуют стабильному и сбалансированному социально-экономическому развитию и координации составляющих воспроизводственного процесса.

В условиях глобализации, роста взаимозависимости национальных воспроизводственных процессов создаются асимметричность и дисбалансы во взаимосвязях, повышается уязвимость экономик, ограничивающие возможность предви-

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

деть и оказывать влияние на ход событий. В современном мире абсолютную экономическую безопасность можно назвать мифом, и она нереальна. Государства стремятся выстраивать такие взаимоотношения в области внешнеэкономической политики, которые обеспечивали бы относительную безопасность.

Экономическая безопасность не возникает сама по себе, автоматически, а является результатом экономической политики — внутренней и внешней, системы мероприятий, реализуемых в первую очередь государством в хозяйственной, правовой сфере деятельности.

Чем меньше обеспечена экономическая безопасность, тем больше внимания уделяется инструментам и методам экономической политики. Чем больше политика государства страдает отсутствием последовательности, чем больше она представляет собой лишь реакцию на события, происходящие в мире, тем сильнее она зависит от инструментария. Важность и эффективность их использования возрастают по мере усиления противоречивости и непоследовательности принимаемых мер. Это подчас приводит к тому, что пропадает четкое различие между целями и инструментами.

Например, с точки зрения стратегии социально-экономического развития России такие инструменты, как дефицит бюджета, уровень инфляции, экспортные поступления, выступают в качестве цели и формулируются как важнейшие индикаторы угроз экономической безопасности, количество которых, исходя из некоторых данных, достигает внушительной цифры — более 30. Такая практика приводит к тому, что приоритеты экономической политики отходят на второй план, а показатели инструментального порядка приобретают целевые функции.

Основными целями социально-экономической политики и показателями экономической безопасности являются устойчивые темпы экономического роста в течение продолжительного времени, характеризуемые темпами прироста (падения) ВВП на душу населения, производительность труда, конкурентные преимущества предприятий и отраслей национальной экономики.

Однако хотя российская экономика демонстрировала высокие и стабильные темпы экономического роста начиная с 1998 г., этот рост можно признать нулевым с точки зрения качественных харак-

теристик. Повышение благосостояния населения опережало реальные возможности и определялось доходами от экспорта сырьевых ресурсов, а не производственными показателями, эффективностью экономики. Проблема конкретного и полноценного наполнения воспроизводственного процесса превратилась в системную угрозу российской экономике. В условиях динамичного роста ухудшались параметры производительности труда, отраслевой структуры экономики, снижался уровень конкурентных позиций страны на мировом рынке.

Национальная конкурентоспособность — многогранное комплексное понятие, которое может рассматриваться в разных аспектах в зависимости от предмета и цели анализа. Конкурентоспособность — одно из важнейших условий функционирования рыночной экономики и социально-экономического развития. Одновременно она является основ -ным показателем оценки места страны в международном разделении труда, степени ее успешности и благополучия по сравнению с другими странами мира.

Существует несколько методологий оценки факторов конкурентоспособности в мировой экономике, но наиболее известна методология Всемирного экономического форума Давос, Швейцария, который с 1986 г. ежегодно публикует доклады о сравнительной конкурентоспособности стран мира7.

В условиях обострения конкурентной борьбы в мировом хозяйстве усложняется концепция национальной конкурентоспособности, растет количество факторов и параметров, ее определяющих, она становится всеобъемлющей. Страны соперничают между собой по уровню развития экономики, экспорту товаров и услуг, способности привлекать иностранные инвестиции, технологии, интеллектуальные ресурсы. Защита прав собственности, деловой климат, экономические свободы, качество государственных институтов и судебно-правовой системы, привлекательность образа жизни также являются критериями международной конкурентоспособности.

Национальная конкурентоспособность и геополитические составляющие экономической безопасности государства взаимообусловлены. В современном мире от уровня конкурентоспособности зависят возможности выживания страны, укрепление экономического и политичес-

кого суверенитета. Слабая, неконкурентоспособная экономика не может играть значимую роль во внешнеполитической деятельности государства. В этой связи отсутствие или низкий уровень конкурентоспособности выступает как системная угроза безопасности государства.

Как считает один из исследователей в области проблематики национальной экономики А.П. Градов: «По крайней мере 2/3 угроз экономической безопасности непосредственно связаны с проблемой конкурентоспособности национальной экономики...»8

Важен и другой аспект. В отличие от конкуренции внутри отдельно взятой экономики, где государство регулирует предпринимательскую деятельность в неких общих интересах, международная конкуренция характеризуется отсутствием или недостаточной развитостью наднациональных институтов, способных корректировать действия стран, применяющих методы недобросовестной конкуренции для ослабления соперников. «В результате в мировой экономике роль силы — экономической, политической и даже военной — является сегодня очень существенной, да и в обозримом будущем, судя по всему, будет оставаться важнейшим моментом, необходимым для понимания логики событий»9.

Следовательно, обеспечение определенного уровня и механизма защиты в практике конкурентной борьбы делает экономическую безопасность важнейшим условием деятельности хозяйствующих субъектов.

Соотношение характеристик национальной конкурентоспособности и экономической безопасности показывает, что количество и набор методов поддержания высоких конкурентных позиций более разнообразны и могут не совпадать с мерами, применяемыми по обеспечению экономической безопасности. Если безопасность, как правило, является результатом реакции на существующие или прогнозируемые угрозы, то конкуренция предполагает перманентное выстраивание стратегии и проведение активных и наступательных действий по созданию конкурентного превосходства.

Корреляция факторов экономической безопасности и национальной конкурентоспособности происходит, как отмечалось, по многим параметрам, среди которых одним из важнейших остается производительность труда.

Развивая теоретические основы конкурентных преимуществ, М. Портер выделил производительность труда как синтезированный индикатор конкурентоспособности национальной экономики10. Стандарты уровня жизни определяются уровнем производительности экономики, которая, как известно, измеряется стоимостью товаров и услуг, выработанных на единицу человеческих ресурсов, капитала и природных ресурсов страны.

Однако в условиях постиндустриальной экономики происходит изменение методики оценки показателя производительности труда, который исчисляется не столько объемом выпуска продукции и количеством труда сколько затратами, потерями и качеством труда. Становится все более важным производство конкурентоспособной продукции в нужное время, с наименьшими затратами и высокими качественными характеристиками.

Изменение методологической основы подсчета производительности труда связано с эволюцией условий и характера конкуренции. Сравнительные преимущества национальных экономик (природные ресурсы, географическое положение, климатические условия, стоимость рабочей силы), которые раньше рассматривались как самые значимые предпосылки участия в международном разделении труда на выгодных условиях, теряют свое значение.

Цена остается главным фактором конкурентоспособности преимущественно на рынках товаров с простыми характеристиками. Страны — экспортеры аг-рарно-сырьевых товаров обладают другими конкурентными особенностями по сравнению со странами — экспортерами готовых изделий и наукоемких товаров.

Конкурентные параметры сельскохозяйственных продуктов определяются в основном природными, климатическими характеристиками, издержками производства, условиями хранения, транспортировки. Но качественные различия в природных свойствах этих товаров не столь существенны, и главным фактором их конкурентоспособности остается цена, отражающая издержки.

Аналогичная ситуация наблюдается в добывающих отраслях, где качество энергоресурсов, минерального сырья, произведенных в разных странах, не имеет принципиальных отличий. Выгодность или невыгодность специализации на производстве и экспорте того или иного продукта определяется затратами добычи,

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

S I

н

о ф

со

переработки, перевозки в сопоставлении с затратами других производителей.

Относительная значимость простого труда уменьшается, поскольку в стоимости производства массовой продукции растут расходы, непосредственно не связанные с созданием данного товара (разработка, изучение рынка сбыта, реклама, информационное обслуживание). Качество и новизна товара становятся более важным фактором конкурентоспособности, а цена перестает быть главным аргументом в пользу приобретения продукции потребителем.

Новые компоненты современной цены начинают преобладать в общественной стоимости товара и изменяют принцип распределения доходов от реализации продукта, большую часть которых получают развитые страны, производящие новые, качественные, эксклюзивные товары с включением инновационных и интеллектуальных составляющих.

Конечно, огромное количество товаров, создаваемых в мире, производится и потребляется на прежних условиях, без учета новых компонентов цены. Однако чем выше научно-технический уровень производства, чем больше интеллектуальных ресурсов используется в процессе разработки и реализации продукции, тем весомее значимость качества, новизны продукта в характеристике производительности труда и конкурентоспособности национальной экономики.

Развитие международного разделения труда по такому сценарию определяет характер экономических отношений между развитыми странами и «наименее удачливой частью мира», создает диспропорции в мировой экономике, что выводит проблематику экономической безопасности на международный уровень.

Россия, как известно, давно и значительно отстает по показателю производительности труда от стран с развитой экономикой. Однако повышение производительности труда и модернизация экономики, рассматриваемые как факторы конкурентоспособности и экономической выживаемости страны — с одной стороны, одновременно могут представлять при определенных условиях угрозу социальной безопасности определенных слоев населения.

По данным рабочей группы Государственного совета по инвестиционному климату, в негосударственном несырьевом секторе, обеспечивающим наибольший спрос на рабочую силу, заняты 51,7 млн че-

ловек, а производительность труда в 3,9 раза ниже, чем по странам ЕС. Модернизация экономики потребует увольнения 38 млн сотрудников. Трудоустройство этих людей может быть обеспечено при условии создания 100 тыс. новых предприятий11.

Социально безопасный процесс модернизации нуждается в привлечении инвестиций, что, в свою очередь, связано с необходимостью существенного улучшения инвестиционного климата.

Искусственное сохранение избыточной рабочей силы ценой экономической эффективности сопровождается дефицитом квалифицированного персонала, что препятствует притоку иностранных инвестиций, новых технологий.

В целях экономической безопасности применяются ограничения на доступ иностранного капитала в так называемые стратегические отрасли национальной экономики, некоторые из которых, по существу, таковыми не являются. Проводимая экономическая политика якобы в защиту национальных интересов нередко находится в противоречии со стремлением улучшить конкурентные позиции России.

Развитие конкурентной среды — помимо прочих условий — предполагает и предоставление иностранному бизнесу более свободного доступа на внутренний рынок, разумеется, за исключением тех важных производств и сферы услуг, которые находятся в сфере национальных интересов. Без притока иностранного капитала проблематично осуществить модернизацию и структурную перестройку экономики, поднять производительность труда, улучшить качество жизни населения.

Научно-технический прогресс, являясь важным фактором конкурентных преимуществ в межнациональном соперничестве, порождает новые угрозы.

В интервью журналу «Эксперт» министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что под воздействием НТР вся система международных отношений серьезно трансформируется. Меняются казавшиеся раньше незыблемыми понятия государственного суверенитета и национальной безопасности. В условиях информационного общества границы государства становятся технологически проницаемы, углубляется неравенство между государствами, что препятствует их социально-экономическому развитию.

Некоторые страны пытаются навечно закрепить свое превосходство в этой сфере, другие — употребить имеющиеся у

них научно-технические возможности для того, чтобы взять реванш за отсталость в прошлом. Но научно-технические вызовы имеют в основном крупномасштабный характер, и для ответа на них требуются объединенные усилия и потенциал многих стран12.

Таким образом, интересы повышения национальной конкурентоспособности, связанные с научно-техническим прогрессом, не всегда совпадают с задачами экономической безопасности во всем многообразии ее проявления.

В контексте вышесказанного возникает ряд вопросов. Какова допустимая степень незащищенности, которая не будет наносить вред национальным интересам во все более взаимосвязанном и непредсказуемом мире? В какой мере экономическая безопасность зависит от многостороннего сотрудничества и возможно ли ее реально обеспечить в одностороннем порядке?

Достаточно сложно найти однозначный ответ, поскольку эти темы носят дискуссионный характер, связаны с проблемами выбора политической и экономической стратегии и тактики, обусловлены особенностями развития государства.

Однако чем больше национальные экономики взаимодействуют, интегрируются в единый международный воспроизводственный комплекс, тем возникает больше предпосылок для координации и согласования интересов экономической безопасности членов мирового сообщества.

Устойчивая тенденция универсализации экономических процессов выходит за

рамки отдельных государств и регионов. Даже международное право, которое всегда находится позади экономических перемен, уже определяет нормы и стандарты поведения внутри государства, а не только между ними13.

Международные потоки товаров и услуг, переплетение капиталов, миграция рабочей силы, информационно-коммуникационные технологии, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры приводят мир в движение и превращают его в единое экономическое пространство.

Конечно, существуют факторы, которые периодически формируют контртенденцию, но этот тренд является доминирующим. И ни одно государство, нравится ему или нет, хочет оно принять участие в таком процессе или остаться в стороне, уже не в состоянии изменить ход экономического развития. Вопросы заключаются в том, в какой степени целесообразно присоединиться к общему движению, где и как можно получить наибольшую выгоду.

Необходимо также учитывать динамичное и быстроменяющееся развитие современного мира, в условиях которого любой выбор может иметь временный и условный характер.

В целом, подводя итоги, следует сделать вывод, что экономическая безопасность и национальная конкурентоспособность взаимообусловлены, но при проведении экономической политики следует оценивать и возможные коллизии в процессе их взаимодействия по некоторым направлениям.

Литература и примечания

1. Economic Report of the President, Wash.2010 // URL: http://www.gpoaccess.gov/eop/ 2010_erp.pdf.

2. Косолапов Н. Новая администрация США: наследие, проблемы, задачи // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 4. С. 2.

3. // URL: http://www.american security project.org/content/wp-content/uploads/2010/2004/us-Export Controls — Consensus-and-Risk-FINAL.pdf.

4. National Champions and Government Intervention/Trends and Developments in Global Competition Law. The Interdisciplinary Centre for Competition Law and Policy (ICC) and Crowell & Moring LLP Annual conference 2008. Brussels, 2008. May 16.

5. Cardenal J.P. /Heriberto Araujo La nueva ruta de la seda. Capital, 2010. Augosto. P. 53.

6. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования. М.: Изд. РАГС, 2008; Экономическая и национальная безопасность / под ред. Л.П. Гончаренко М.: Экономика, 2007; Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М., 2006. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России. М, 1997.

7. Global Competitiveness report, world Economic forum, Geneva, Switzerland.

8. Градов А.П. Национальная экономика. СПб.: Питер, 2005. С. 164.

9. Явлинский Г. Перспективы России. М.: Галлея-Принт, 2006. С. 57.

10. Портер М. Международная конкуренция. М., 2000. С. 166.

11. // РБК daily. 2010. № 90 (895).

12. Медревников Д. Технологически проницаемое государство // Эксперт. 2009. № 13. С. 55.

13. Энтин М.Л. В поисках партнерских отношений II: Россия и Европейский союз в 2006—2008 годах. М.: Зебра Е, 2009. С. 330.

О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.