Научная статья на тему 'Экономическая безопасность: экономика и безопасность?'

Экономическая безопасность: экономика и безопасность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4620
675
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / РЕСУРСЫ / КОНТРОЛЬ / ECONOMIC SECURITY / THE ECONOMIC SYSTEM / RESOURCE / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Елена Николаевна

Статья посвящена исследованию проблем познания сущности экономической безопасности. Дается критический обзор научных взглядов на данную категорию. Экономическая безопасность рассматривается через призму экономических отношений личности, общества и государства; взаимодействия элементов экономической системы; управления ресурсами и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of understanding the essence of economic security. We gave a critical review of the scientific outlook on a category. Economic security is viewed as a union of the economic relationship between the individual, society and state, interaction of the elements of the economic system, resource management and control.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность: экономика и безопасность?»

Колесникова Е.Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность?

Е.Н. Колесникова

Колесникова Елена Николаевна — профессор кафедры экономической безопасности Рязанского филиала Московского университета МВД России, доктор экономических наук, доцент

E-mail: kolesnicova@mail.ru

Экономическая безопасность: экономика и безопасность?

Статья посвящена исследованию проблем познания сущности экономической безопасности. Дается критический обзор научных взглядов на данную категорию. Экономическая безопасность рассматривается через призму экономических отношений личности, общества и государства; взаимодействия элементов экономической системы; управления ресурсами и контроля.

Проблемы обеспечения экономической безопасности традиционно занимают особое место среди многих других национальных проблем. Для их решения требуются соответствующие силы, средства и ресурсы, правовое и научное обеспечение, значительная организационная и методологическая работа. Но, прежде всего, необходимо осознание применяемой терминологии в данной сфере и установление ее влияния не только на экономику страны, но и все иные существенные аспекты деятельности государства, общества и личности.

Повышенное внимание к экономической безопасности, как с позиций ее научного понимания, так и практического воплощения в современных условиях привело к множественным попыткам осмысления и трактования данного понятия. В современной экономической литературе сложился дифференцированный подход ведущих ученых к пониманию сущности экономической безопасности и ее значения как для отдельных организаций и предприятий, так и государства в целом.

Развитие экономических отношений и институциональные преобразования привели к формированию новых, иногда диаметрально отличающихся друг от друга, но весьма интересных точек зрения на данную категорию. Некоторые из них были закреплены нормативными правовыми актами.

Среди современных отечественных ученых, исследующих вопросы сущности экономической безопасности страны и механизмов ее обеспечения, следует выделить работы Л.И. Абалкина, Е.М. Бух-вальд, Н.П. Ващекина, А. Илларионова, А.В. Колосова, Б.З. Мильнер, Е.А. Олейникова, В. Панькова,

A. Пороховского, В.К. Сенчагова, С.В. Степашина,

B.Л. Тамбовцева и др. В трудах данных авторов можно выделить следующие подходы:

1) экономическая безопасность — состояние устойчивости к негативным факторам;

2) экономическая безопасность — способность экономики к удовлетворению потребностей;

The article deals with the problems of understanding the essence of economic security. We gave a critical review of the scientific outlook on a category. Economic security is viewed as a union of the economic relationship between the individual, society and state, interaction of the elements of the economic system, resource management and control.

3) экономическая безопасность — состояние развития экономики;

4) экономическая безопасность — состояние устойчивого функционирования экономики.

Можно выделить следующие направления познания категории «экономическая безопасность», это:

1) состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям;

2) состояние экономики, которое по объемам и структурным параметрам достаточно для обеспечения существующего статуса государства, его независимого от внешнего давления политического и социально-экономического развития и способно поддерживать уровень легальных доходов, обеспечивающий абсолютному большинству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран;

3) способность обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей государства при условии сохранения социально-политической и военной стабильности; технологическую самостоятельность и неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний; защиту национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках, прогрессивного развития личности, общества и государства;

4) надежная и обеспеченная всеми необходимыми средствами и институтами государства защищенность национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических и прямых материальных ущербов.

Существует и множество других трактований. К сожалению, следует признать, что большинство авторов рассматривают экономическую безопас-

ность в достаточно узком аспекте (фокусе), когда ее сущность подменяется ее производными функциями, цели — заменяются частными задачами, а задачи — предметом.

Например, Большой экономический словарь определяет экономическую безопасность как состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие1.

В работах В.К. Сенчагова2, И.Я. Богданова3,

В.А. Богомолова4 экономическая безопасность рассматривается как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Несмотря на некоторую дифференциацию трактования рассматриваемого нами понятия, в целом следует признать, что экономическая безопасность понимается и трактуется абсолютным большинством авторов как то или иное состояние защищенности экономической системы от негативных внутренних и внешних воздействий и условий нейтрализации угроз.

Семантически это вполне обусловлено, так как традиционно связанными с категорией «безопасность» являются понятия опасностей, угроз и рисков. Второй причиной, обусловившей распространение именно такого понимания экономической безопасности, являлось закрепление в Законе РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»5 (ныне утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3) понимания безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Но и полностью согласиться с данным подходом к пониманию термина «экономическая безопасность» также нельзя.

Наша позиция сводится к тому, что подмена единого комплексного представления об экономической безопасности ее структурными элементами, не характеризуя и не затрагивая сущность самого понятия, его глубинный смысл и значимость для работы всех экономических субъектов, начиная от самых базовых уровней граждан, предприятий, организаций и учреждений и заканчивая масштабом страны в целом, нивелирует ценность данной экономической и правовой категории.

Мы предлагаем подойти к терминологии экономической безопасности не с позиции безопасности как таковой, что, чаще всего, и рассматривается в научной среде, а с позиций экономики и экономических отношений личности и общества.

Экономика — это сложнейшая система, состоящая из множества элементов, взаимодействующих

между собой таким образом, что в результате приобретаются новые свойства, которые не могут быть сведены к свойствам уровня подсистемы.

В российской научной мысли экономика традиционно рассматривается как:

1) совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;

2) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства;

3) экономическая наука, изучающая ту или иную отрасль хозяйства, хозяйства региона (экономика промышленности, экономика торговли и др.).

В одном из популярнейших западных учебников по экономике «Экономикс: Принципы, проблемы и политика» К. Макконнелл и С. Брю определяют экономику как исследование проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека6.

Мы полностью поддерживаем их точку зрения: инфляция и безработица, миграционные и демографические проблемы, диспропорции бюджетных расходов и доходов, криминализация общества и хозяйственной деятельности — все эти угрозы экономической безопасности, продекларированные в утвержденной еще в 1996 году Указом Президента РФ Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации уходят своими корнями именно в проблему эффективного использования всех видов ресурсов7.

И именно эта общепринятая терминология позволяет подойти к исследованию проблематики сущности экономической безопасности не с индивидуальной и узкой, а с общественной точки зрения, и утверждать, что экономическая безопасность достигается тогда, когда достигаются экономические цели всех субъектов экономики.

Наиболее значимыми из них, с нашей точки зрения, являются: экономический рост, экономическая эффективность и экономическая свобода. Для макроэкономического уровня безопасности экономики, наряду с вышеуказанными, добавляются такие цели, как: полная занятость; стабильный уровень цен; справедливое распределение доходов и ресурсов; экономическая и социальная обеспеченность; торговый баланс. В свою очередь, достижение экономических целей возможно только при слаженном функционировании всех элементов экономической системы.

Неотъемлемыми элементами экономической системы, будь то макро-, микро- или мезоуровень экономики, в ее упрощенной модели являются: объекты (ресурсы), субъекты (предприятия, организации, учреждения, отрасли и государство в целом) и их взаимодействие, которое в конце концов приводит к росту благосостояния (прибыльности).

Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский и Е.Б. Стародубцева определяют экономическую систему как исто-

Колесникова Е.Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность?

Колесникова Е.Н. Экономическая безопасность: экономика и безопасность?

рически возникшую или установленную, действующую в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта8.

Они же считают, что экономическая среда — совокупность экономических условий развития предпринимательства, деловой жизни; предполагает наличие сильных стимулов к труду, экономической свободе, включая свободное перемещение всех ресурсных компонентов производства9.

То есть именно здоровая экономическая среда и является залогом обеспечения экономической безопасности через эффективное функционирование элементов экономической системы и достижение целей экономики. А сама экономическая безопасность в этом случае зиждется на хрупком состоянии равновесия между двумя антагонистическими факторами: материальные потребности общества и составляющих его индивидов и институтов буквально безграничны и неутолимы, экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, — ограничены или редки. И именно нарушение данного равновесия, по нашему мнению, приводит к возникновению угроз экономической безопасности.

Поэтому безопасность любой экономической системы должна обеспечиваться на уровне воздействия субъектов экономических отношений на объекты, а поддержание безопасности на приемлемом (эффективном) для данного хозяйствующего субъекта уровне должно обеспечиться посредством обратной связи, взаимодействием вышеуказанных факторов с помощью процедур экономического контроля.

Контроль — это основная функция управления экономикой, поэтому для регулирования происходящих в ней процессов естественно и необходимо использовать инструментарий экономического контроля.

Во множестве трудов, посвященных вопросам экономической безопасности, значительное внимание уделяется мониторингу, будь то состояние экономики или потенциальные угрозы ей. Хотелось бы подчеркнуть то принципиальное отличие, которое существует между контролем и мониторингом фактов хозяйственной жизни.

Мониторинг в экономических системах — это только выявление и констатация фактов хозяйственной жизни. Как определяет тот же Большой экономический словарь, мониторинг — это наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составная часть управления.

Но также необходимым является и выявление причинно-следственных связей, полноценная реализация обратной связи, что под силу именно экономическому контролю.

Если рассматривать обеспечение безопасности экономики как процесс, то контроль, формируя исходную информацию, позволяет проводить анализ и вносить корректировки во взаимодействие экономических субъектов и объектов, оценивать уровень угроз экономической безопасности, то есть осуществлять функции мониторинга состояния экономической системы10.

Но только контроль позволяет обеспечить иную последовательность взаимосвязи элементов экономической системы. В этом случае роль контроля видоизменяется, а выполняемые им функции максимально отвечают приоритетным направлениям государственной политики в сфере экономической безопасности.

С учетом всего вышеизложенного наша позиция в трактовании понятия «экономическая безопасность» заключается в следующем: экономическая безопасность — это такое состояние субъектов всех уровней экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие на основе контроля над состоянием и использованием всех видов ресурсов в целях их приращения.

Авторская позиция заключается в том, что именно такой научный подход к трактованию сущности экономической безопасности — через понимание глубинного смысла происходящих в экономике процессов и использование инструментария экономического контроля — имеет не только фундаментальное значение, но и способен решать такие прикладные задачи, как: недопущение прекращения деятельности экономического субъекта; обеспечение стабильного функционирования и динамичного развития всех видов и направлений деятельности; принятие надежной финансовокредитной политики; повышение инвестиционной привлекательности и эффективное использование всех видов ресурсов в целях роста благосостояния и увеличения прибыльности.

Экономическая безопасность должна основываться на общих принципах экономики, управления и технологии контроля, принятых как в нашей стране, так и зарубежном опыте, но в рамках государственной политики и стратегии развития государства, общества и предприятий. Именно данное сочетание является оптимальным и способно обеспечить сбалансированное развитие как субъектов всех уровней экономики, так и государства в целом.

Примечания

1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Ар-зилияна. М., 1997.

2. См.: Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. М., 2005.

3. См.: Богданов И.М. Россия. Экономика. Безопасность. М., 1996.

4. См.: Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М., 2009.

5. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 // Российская газета. 1992. 6 мая.

6. См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т. / пер. с англ. М., 1997. Т. 1.

7. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ, вступившего в силу с 18 июня 2004 года) // Российская газета. 1995. 24 октября.

8. См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006.

9. См. там же.

10. См.: Колесникова Е.Н. Ревизия и контроль в сельскохозяйственных производственных кооперативах; теория, методология, практика: монография. Рязань, 2011.

A.B. Петрянин, O.A. Петрянина

Петрянин Алексей Владимирович — докторант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской

академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: petryanin@mail.ru

Петрянина Ольга Александровна — преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России

E-mail: petryanin@mail.ru

Понятие безопасности: законодательно-доктринальные подходы

В статье подвергаются анализу существующие в законодательстве и доктрине подходы к содержанию понятия «безопасность», выделяются ее концептуальные признаки, на основе которых предлагается авторская дефиниция исследуемого понятия.

In this paper are analyzed in the existing legislation and doctrine approaches to the concept of «security», distinguishes its conceptual features, based on which the author offers a definition of the investigated concept.

Идея безопасности является одним из центральных звеньев устойчивого развития любого государства, то есть такого развития, которое не ставит под угрозу будущие поколения в рамках удовлетворения своих потребностей.

Причем, вышеизложенная идея признана центральным звеном в рамках развития всего мирового сообщества, о чем свидетельствуют постоянные упоминания о ней в принимаемых на международном уровне документах1.

Учитывая, что обеспечение безопасности является одним из инструментов организации нормального функционирования Российской Федерации, на что постоянно указывают в своих выступлениях лидеры нашей страны2, считаем необходимым акцентировать внимание на существующих законодательных и доктринальных подходах, раскрывающих ее содержание, предназначение и сущность.

Так, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»3, являющийся профильным в этой области, не закрепляет на нормативном уровне дефиниции, определяющей понятие «безопасность», что, с нашей точки зрения, является существенным пробелом рассматриваемого нормативного правового акта. Однако в рамках данного Закона была предпринята попытка

определения спектра общественных отношений, являющихся составной частью безопасности государства в целом.

В соответствии со статьей 1 рассматриваемого Федерального закона к таковым относятся общественные отношения, непосредственно направленные на обеспечение безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности и безопасности личности.

Анализируемая статья содержит в себе еще ряд специфических особенностей. Так, указывая на наиболее значимые виды безопасности, законодатель при этом не определяет их исчерпывающего перечня, указывая на возможное наличие и иных видов безопасности. Реализация данного приема, по нашему мнению, может быть оценена не однозначно. С одной стороны, наличие открытого перечня может способствовать более качественному обеспечению безопасности государства в целом. С другой стороны, может также свидетельствовать о неосознанности в полном объеме содержания безопасности, к чему и склоняется автор. При этом основным доказательством высказываемой нами точки зрения является отсутствие дефиниции «безопасность», закрепленной в Федеральном законе от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасно-

Петрянин A.В., Петрянина O.A. Понятие безопасности: законодательно-доктринальные подходы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.