Научная статья на тему 'Эконометрические методы и модели анализа и прогнозирования региональной инфраструктуры'

Эконометрические методы и модели анализа и прогнозирования региональной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мордовченков Н. В.

В статье рассмотрены модели и методы прогнозирования создания и развития различных секторов (строительного, транспортного, финансового и др.) региональной инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EKONOMETRICHESKY METHODS AND MODELS OF THE ANALYSIS AND FORECASTING OF THE REGIONAL INFRASTRUCTURE

In article models and methods of forecasting of creation and development of various sectors (building, transport, financial, etc.) a regional infrastructure are considered

Текст научной работы на тему «Эконометрические методы и модели анализа и прогнозирования региональной инфраструктуры»

УДК 332

Н.В. Мордовченков, д.э.н. профессор, зам. директора по научной работе филиала СГУТ и КД, г. Нижний Новгород, ул. Адмирала Макарова, 1а

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И МОДЕЛИ АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В статье рассмотрены модели и методы прогнозирования создания и развития различных секторов (строительного, транспортного, финансового и др.) региональной

инфраструктуры

Эконометрические методы и модели успешно применяются в практике планирования различных отраслей проектирования народно-хозяйственного комплекса: научное обоснование модели районирования территориально-производственных комплексов (ТПК), работ по совершенствованию и оптимизации транспортных и энергетических систем.

Основателем экономико-географического моделирования инфраструктуры считается академик B.C. Немчинов, который предложил балансовую модель как синтез более частных моделей экономического района. Эволюция эконометрических моделей районирования позволила обосновать возможность оптимизации моделей по отдельным группам при одновременной их интеграции, взаимодействии отдельных групп и выборе рациональной инфраструктуры. Концептуальные подходы к применению экономико-географических и эконометрических моделей имеются у Н.Ф. Голикова [1], В.П. Дронова [2], А.Г. Гранберга [3]. Академиком А.Г. Гранбергом предложена блочная модель комплексного развития экономического района, отражающая алгоритм оптимального развития и размещения производств, которые объединяют производственные взаимосвязи и взаимодействуют с подсистемами условного развития региона (трудовые ресурсы, транспорт, строительство).

При исследовании инфраструктуры успешно применяются математические методы: аппарат классического анализа, линейное программирование. При решении транспортных задач применяется блочное программирование, теория игр, математическая статистика, теория графов, методика сравнительных вариантов, экономико-математическое моделирование.

Так, например, используя методы сравнительной оптимизации (математического программирования), модели способствуют правильной организации работ при строительстве новых объектов, последовательности введения мощностей, позволяющей в ускоренные (более сжатые) сроки получить необходимую фондоотдачу в условиях инвестиционного дефицита на начальном этапе строительства.

К числу эффективных математических методов может быть отнесен метод последовательного анализа вариантов, а к числу оптимальных моделей - модель оптимизации транспортных систем.

При решении региональных инфраструктурных проблем используются методы энергопроизводственных циклов, а также системный, комплексный и конструктивный подходы [4].

Модели инфраструктуры применяются при районировании территории и разработке инфраструктуры территориальных систем [5].

В ряде работ осуществлено аналитическое исследование моделей, рассматриваются возможности использования гравитационных экономико-математических моделей (в том числе теория регионов Айзарда) в решении проблем региональной эконо-

мики: при построении региональных типологий, региональном ситуационном анализе [6, 7].

При решении транспортных задач управления запасами, а также размещения плодоовощной продукции используются модели, характеризующиеся построением матриц, эквивалентных матрице текущих затрат в виде вектора-столбца [8], оптимизационных моделей с применением индексного метода [9].

Эконометрические модели все больше завоевывают позиции при моделировании оценки недвижимости. Используется модель Алонсо, как функция мощности при альтернативном подходе к выбору жилья. Использование оптимальных энтропийных моделей при оценке территории, подвижности населения, с учетом многокритериального прогноза (например, цены предложения). Актуальность создания энтропийных моделей подтверждается попыткой отдельными риэлторскими фирмами поставить «на поток» самостоятельного построения моделей оценки недвижимости, т.к. значительный объем неудовлетворенного спроса ан рынке недвижимости ведет к резкому росту цен [10] объектов жилья [11].

С помощью эконометрических моделей решаются оптимизационные задачи размещения производства и предприятий.

В ряде работ исследуются модели социальной инфраструктуры. При формировании этих моделей используется причинно-следственная цепочка: социальная инфраструктура - региональная социальная политика -образ жизни - качество жизни - качество населения - качество обслуживания - уровень сервиса [12].

Существуют структурно-функциональные модели формирования трудового потенциала. При этом вызывают интерес прогнозно-аналитические модели показателей занятости по отраслям материального производства и социальной сферы с учетом сложившейся структуры занятости, прогнозируемой динамики трудоспособного населения, объема производства и другая классификация факторов производства, что позволяет использовать известную производственную функцию Кобба-Дугласа [13]. Отмечено, что производственная функция обладает рядом достоинств: малое число параметров с явным экономическим смыслом достаточно хорошо «фильтрует» (выравнивает) данные, удобна для оценки параметров модели. Приводятся модели прогнозирования региональной инфраструктуры. При этом может быть использован метод экстраполяции и метод «прямого счета» с использованием лаговых моделей [13]. При реализации региональных программ используется имитационное моделирование, получены блочные модели классификации структуры оценок приоритетности освоения золоторудных месторождений [14].

Так разработаны модели поэтапного развития топливно-энергетического и рыбо-хозяйственного комплекса Камчатской области. Их применение оптимизирует процесс обустройства нефтегазовых месторождений Камчатской области и позволяет обосновать размещение предприятий угольной промышленности на основе промышленного освоения угольных месторождений [15].

В работе сделан краткий обзор отраслевых структурных моделей. Выделены типы динамических моделей В. Леонтьева и их преимущества по сравнению со статистическими моделями [16].

На отраслевом уровне интересен опыт построения эконометрических моделей в сельском хозяйстве (инфраструктура АПК).

При альтернативной форме организации отрасли строятся модели производственного характера, что позволяет, используя принципы трансцендентности, сбалансировать доходные поступления и возможные инвестиции на межотраслевом уровне.

При этом используется функция Лагранжа, позволяющая получить эконометриче-ски обоснованный максимум прибыли для отрасли [17]. Сделаны попытки создания оптимизационной модели и, выделяя ее экономические свойства, применяя систему хрестоматийных индикаторов при проверке ее на адекватность, построить обобщенную модель.

В процессе поиска оптимальных решений управления налоговой системой в регионе используются модели 2-х классов: статические и динамические [18]. В качестве критерия используется метод наименьших квадратов и F-критерий. Доказано, что если между поступлением налога на прибыль и индексом промышленного производства существует тесная связь, то включение в модель этого индекса может существенно улучшить ее прогнозные качества.

В кредитно-банковской инфраструктуре имеется опыт построения стохастических моделей (модели динамики банковских депозитов), основанный на математических схемах теории надежности и теории массового обслуживания.

В процессе исследования по созданию стохастической модели динамики банковских ресурсов вводится понятие производственной функции коммерческих банков, определяемой как «полезность», «благо» (commodity), «товар» (good) или «услуга» (service). При этом используется принцип «здесь и теперь» учета дислокации и фактора времени при функционировании технологической цепочки учитываемых благ (от выработки сырья шахты до финансовой услуги, оказываемой кредитным учреждением и/или коммерческим банком). Адекватной моделью для построения может быть наиболее простая и хорошо изученная функция Кобба-Дугласа, которая легко интегрируется как целочисленная модель финансовой услуги [19].

Кроме того, основываясь на принципах максимума Понтрягина, можно получить модель - максимальную величину инвестиций [20].

Разработаны оптимизационные динамические модели экономики. При учете нелинейных критериев качества были использованы неоклассические модели Солоу-Свона, Дж. фон Неймана, которые позволяют учесть ряд ограничений, например, возможность внешнего кредитования, создания фонда накопления [21].

При формировании инфраструктуры малого бизнеса актуальным является использование моделей бизнес-процессов на базе теории графов. Это позволяет классифицировать алгоритмы и методы обработки массива данных инфраструктуры в целом и отдельных ее элементов [22].

В частности создана инновационная методология экономико-математического моделирования в маркетинге малого бизнеса. Подчеркнута корректность использования руководством организаций эконометрического и экономико-математического инструментария (модели), необходимого для их эффективного функционирования [23].

Уровень моделирования в автомобильной отрасли также нуждается в ЭММ прогнозирования спроса. В частности созданы имитационные динамические модели прогнозирования спроса, размещения автосервисных предприятий по региону, модели предпочтения потребителя [24]. Выявление потребительского спроса в условиях рынка осуществляется при помощи маркетинга. Для этого строятся стохастические модели поведения потребителя [25].

В рамках развития инвестиционной инфраструктуры разработана экономико -математическая модель согласованного взаимодействия исполнителя и заказчика. Использование функции чувствительности при оценке проекта позволит учитывать экономические интересы сторон и устанавливать «планку» договорных цен на возможную сметную стоимость работ [26].

Разработана экономико-инвестиционная модель, описывающая динамическое развитие технологической системы [27] в транспортной инфраструктуре. Изложены оптимальные траектории развития транспортной сети (тренды) по Парето в форме таблиц и в виде обобщенных схем. Моделирование потоков автомобильного транспорта позволило повышать эффективность хозяйственного механизма инфраструктуры отрасли [28].

А.Л. Реут выделяет метаинфраструктуру, обеспечивающую работу всех составных частей инфраструктуры в агрегированном виде в пространстве и времени [29].

Академик Д.С. Львов и С.Я. Чернавский актуализировали проблему дифференциации бизнеса, выделяя в нем производственную сферу [30].

В теории моделирования инфраструктуры существует проблема, которая присуща развитию постиндустриальной экономики и региональной инфраструктуры. Она заключается в том, что еще недостаточно разработать экономико-математические модели и оптимальные схемы управления инфраструктурой.

Необходимо их применять и в современном маркетинге: для стратегического планирования, проектного финансирования, индикативного и интегрированного планирования ресурсов.

По нашему мнению, это может быть адекватно интерпретировано не только при разработке экономико-математических моделей региональной инфраструктуры, но и при создании концептуальных основ ее экономической эффективности и стратегии развития региона.

При моделировании производственной и социальной инфраструктуры ряд ученых рекомендуют применять корреляционно-регрессионный анализ, позволяющий на основе динамического ряда и уровня корреляции выявить закономерности изменения себестоимости продукции [31].

Исследования А. Маннела и Д. Ашауэра посвящены решению проблем целесообразности применения производственной функции Кобба-Дугласа для оценки эффективности инвестиций в инфраструктуру [32].

Современная инфраструктура на фондовом рынке также испытывает повышенный интерес в применении методов математического моделирования.

Главным критерием при формировании оптимальных портфелей для эмитентов на рынке ценных бумаг является количество адекватных моделей и возможность их эффективного применения [33]. На наш взгляд, целесообразно использовать несколько эффективных моделей из множества экономико-математических методов [34].

Для измерения рисков оценки диапазона цен облигаций на фондовом рынке используются интегративные модели (интегральные суммы), что позволяет осуществить переход от дискретной модели к непрерывной. При этом полученные экстремальные задачи решаются методами теории вариационного исчисления.

На фондовом рынке ценных бумаг широко применяется также компьютерное моделирование с использованием нейронных сетей, генетических алгоритмов, модели Блэка-Шоулза, различные стохастические дифференциальные уравнения.

В финансовых моделях используется логарифм соотнесения цен финансового института, средневзвешенные критерии, симметричность ковариации, функции Лагран-жа, вариационное исчисление [35].

Для построения моделей в инфраструктуре рынка ценных бумаг (на примере финансовых инструментов - краткосрочных облигаций) применяются однопараметриче-ские полиномы третьей степени и степенные полиномы второго порядка [36]. Созданы финансово-математические модели, позволяющие оценить ликвидность ценных бумаг и производить расчеты возможных рейтингов в мировой системе рынков финансовых инструментов [37].

В последние годы заметна активизация мер по формированию инфраструктуры экономической безопасности регионов [38] и на основе предложенных индикаторов экономической безопасности построена комплексная модель управления национальной безопасностью. Функциональная модель позволяет адекватно реагировать на управление экономической безопасностью региона, прогнозировать сценарии и формировать варианты действий. Аналогичные инфраструктурные проблемы могут решаться с помощью моделей, полученных в результате проведения дискриминантного анализа [39].

При разработке стратегических планов регионов полезны интегральные оценки эффективности с использованием специализированных моделей прогноза будущих сценариев и ретроанализа упущенной выгоды. Сложность и многокритериальный ха-

рактер взаимодействующих компонентов моделей позволяет сделать вывод о необходимости формировать институциональную инфраструктуру на региональном уровне [40].

В ряде работ оценка экономического роста осуществляется за счет интегральных экономико-математических моделей. При этом обобщенным показателем экономической эффективности служит прибыль и производные от нее: амортизационные отчисления, структура заработной платы и оценка ее составных частей, восстановительная стоимость основных фондов (реновация)

Приводятся динамические модели экономического развития инфраструктуры производственного комплекса региона. Выполненное моделирование при оценке уровня интенсивного развития инфраструктуры производственного комплекса региона может быть использовано при отраслевом структурировании приоритетов по размещению территориально-хозяйственного комплекса. Разработанные методы позволяют формализовать зависимость между инфраструктурой региона и ВРП [41].

В ряде исследований осуществляются расчеты на основе моделей динамики развития отраслей экономики. При этом модели описывают состояние и динамику развития региона [42].

Создание подобного рода оптимизационных эконометрических моделей позволило реализовать их в процессе экономического развития Костромского региона [43, 44, 45].

Источниковедческий анализ показывает возможность экономико-математического моделирования при решении внешне не сходных сценариев развития региона (при сценарном прогнозировании, деловых играх, имитационном моделировании, эконометрии и математическом моделировании). При этом базовая модель может отражать структуру связей некоторых отраслей экономики.

При исследовании социальной инфраструктуры применяется кластерный анализ в решении вопросов неравномерности, транспортной подвижности населения. На региональном уровне в условиях рынка можно использовать кластерный анализ для учета неравномерности налоговых поступлений и сборов в бюджет, создания регрессионных моделей (трендов) для выявления реального прогноза [46, 47, 48].

При исследовании расширенного воспроизводства запасов материальных средств, незавершенного строительства используется спектр моделей с погодовым шагом. Предлагаемые модели могут быть использованы при составлении межотраслевого баланса [49, 50] и при моделировании оптимальных стратегий управления [51] ресурсами региона путем многокритериального ранжирования и формирования системы предпочтения сценариев с применением методов рангов [52].

Выполненный анализ зарубежных и отечественных источников позволяет сделать вывод о том, что имеются резервы в совершенствовании региональной инфраструктуры в условиях рынка. Так необходимо шире использовать существующие экономико -математические методы планирования и прогнозирования рациональной рыночной инфраструктуры по критерию максимизации доходов бюджета и/или качества жизни населения.

В системе управления персоналом используют методы математического анализа, программирования и теории игр, динамического программирования, теории дифференциальных и разностных уравнений, вариационного исчисления и др. [53, 54].

Обзор научных исследований по проблемам развития инфраструктуры свидетельствует о том, что необходимо создать комплексную систему экономико-математических моделей и методов формирования проведения факторного анализа социально-экономических систем региона с учетом взаимодействия финансово-экономической и производственной макроподсистем в условиях государственного регулирования экономики. Одним из авторов монографии создана классификация экономико-математических моделей, применяемых для анализа региональной инфраструктуры (табл. 1).

Комплексная система эконометрических методов региональной инфраструктуры была разработана ранее [55].

Таблица 1

Эконометрические методы и модели, применяемые для анализа региональной инфраструктуры

№ п/п Виды моделей Характеристика моделей Отрасли экономики (инфраструктуры) Математические методы

1. Межотраслевой баланс производства и распределения общественного продукта Система линейных уравнений между выпуском продукции и затратами на ее производство по отраслям народного хозяйства Национальная экономика. Крупные экономические районы Матричные модели. Метод «затраты - выпуск»

2. Социально-экономические модели уровня жизни населения Формирование региональной инфраструктуры: региональная социальная политика - доходы и расходы качество жизни населения Социальная сфера Экономико-статистическое моделирование. Корреляционно-регрессионный анализ. Социологические опросы

3. Модели оптимизации транспортных систем Определение рационального размещения транспортных предприятий Оптимизация транспортных перевозок грузов и людей по критериям «время - стоимость» Транспорт; автомобильный, железнодорожный, речной, воздушный Экономический анализ. Линейное программирование. Теория массового обслуживания, математическая статистика

4. Модели управления запасами материальны ресурсов Определение оптимального уровня запасов материалов на складах по критерию минимизации стоимости или объема запасов Материально-техническое снабжение, промышленность, строительство, транспорт, торговля Теория управления запасами. Динамическое программирование, теория массового обслуживания

5. Стохастические и динамические модели оптимизации налогообложения Поиск оптимальных решений управления налоговой системой, когда между поступлениями от налога на прибыль и индикаторами промышленного производства существует тесная связь Региональные управления, министерства по налогам и сборам Метод наименьших квадратов и Б-критерий, Динамическое программирование

6. Модели прогнозирования финансового рынка Прогнозирование спроса и предложения на ценные бумаги крупнейших предприятий, стоимости акций и маржинальные доходы от сделок брокеров Фондовый рынок. Рынок ценных бумаг. Рынок недвижимости Стохастические дифференциальные уравнения. Модель Блэка-Шоулза. Математическая модель Лагранжа. Однопараметрические и степенные полиномы

7. Модели оптимизации производственных систем Максимизация конечных результатов производства (выпуск, стоимость, объем) в зависимости от сочетания ресурсов и факторов производства Промышленность. строительство, транспорт Производственная функция Кобба-Дугласа

Заканчивая обзор эконометрических методов и моделей при решении инфраструктурных проблем, методологизации парадигмальных изменений в системе менеджмента, экономики и финансов следует отметить полезность для фундаментальной науки высказывание первого лауреата Нобелевской премии по экономике (1969 г.), голландского ученого Яна Тинбергена о том, что использование эконометрических моделей в экономике - это действительный и весьма важный элемент разработки всякой комплексной программы развития [56, 57].

Список литературы:

[1] Голиков Н.Ф. География инфраструктуры. - Кшв: Виша школа, Головное изд-во, 1984. -124 с.

[2] Дронов В.П. География инфраструктуры в России (Проблемы теории и практики): дис. ... д-ра экон. наук. Географ. науки. Геодезия / РАН, Ин-т географии. - М., 1999.

[3] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ТА81С, 2002.

[4] Голиков Н.Ф. География инфраструктуры. - Кшв: Виша школа, Головное изд-во, 1984. -124 с.

[5] Гуков В.П. Экономические проблемы формирования инфраструктуры в регионе (препринт). - Новосибирск, 1984. - 15 с.

[6] Новоселов А.С. Теория и практика региональной экономики // ЭКО. - 2001. - № 9 (327).

[7] Мордовченков Н.В., Рыбаков Р.А. Современный маркетинг в инфраструктуре туризма: монография. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2009. - с. 181-183.

[8] Моделирование и оптимизация в задачах планирования и управления: Математические исследования. - Кишинев: Штиинца, 1986. - Вьга.87. - с. 137.

[9] Михайлов Б.А. Опыт многопараметрического регрессионного анализа и прогнозирования региональной инфраструктуры в условиях рынка / Б.А. Михайлов Н.В. Мордовченков // Актуальные вопросы развития образования и производства: Тезисы докладов IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых я специалистов. 29-30 мая 2003 г. -Н. Новгород: ВГИПА, 2003. - с. 44.

[10] Корнилова И.Л. Моделирование оценки недвижимости в крупном городе: дис. ... канд. экон. наук. - СПб, 1997, - 233 с.

[11] Мордовченков Н.В. Методология комплексного исследования инфраструктурных проблем в условиях глобализации экономики и финансов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 359 с.

[12] Николаева М.Г., Мордовченков Н.В. Влияние экономической инфраструктуры на качество жизни населения / Регионология. - №1. - 2007.

[13] Сагиндиков Е.Н. Комплексный анализ и прогноз формирования трудового потенциала региона: 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 1999. - с. 41.

[14] Погонин В.В. Обоснование сравнительных оценок приоритетности освоения золоторудных месторождений при реализации региональных программ: дис. . канд. экон. наук. - М., 2000, -с. 24.

[15] Пилюгин В.Н. Разработка производственно-экономических моделей ипрограмм эффективности развития природно-хозяйственного комплекса региона (на примере Камчатской области): Автореф. дис. канд. экон. наук. - Владивосток 2000. - 22 с.

[16] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учебное пособие (серия «Высшее образование»). - М: ИНФРА-М, 2000. - 124 с.

[17] Моделирование и оптимизация в задачах планирования и управления: Математические исследования. - Кишинев: Штиинца, 1986. - Вьга. 87. - с. 186.

[18] Пилюгин В.Н. Разработка производственно-экономических моделей и программ эффективности развития природно-хозяйственного комплекса региона (на примере Камчатской области): Автореф. дис. .канд. экон. наук. - Владивосток, 2000. - 22 с.

[19] Вишняков И.В. Экономико-математические модели оценки деятельности коммерческих банков. - СПб.: СПбУ, 1999, - 392 с.

[20] Мирзоев Р.Г. Методика формирования технологического аудита при функционировании инфраструктуры на мезоуровне / Р.Г. Мирзоев, Н.В. Мордовченков А.Ф. Харченко // Актуальные вопросы развития экономики России: теории м практика // Труды межвузовской НПК преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов вузов, ноябрь 2003 г. -Н.Новгород: ВГИПА, 2003.

[21] Дмитрук Н.М. Оптимизация динамических моделей экономики: дис. ... канд. экон. наук. -Минск, 1999. - с. 19.

[22] Розе Г.В. Моделирование производственных и социально-экономических систем с использованием аппарата комбинаторной математики. - М.: Мир, 2001. - 304 с.

[23] Иванова Н.Ю. Экономико-математическое моделирование малого бизнеса (обзор подходов) / Н.Ю. Иванова, А.И. Орлов // Экономика и математические методы. - Т. 37, №2, 2001. - с. 128.

[24] Егорова Н.Е. Система модели прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг / Н.Е. Егорова, А.С. Мудунов // Экономика и математические методы. - Т. 39. - №1, 2003.

[25] Светуньков М.Г. Концепция формирования модели поведения потребителей на российском потребительском рынке: дис ... канд. экон. наук. - СПб, 2001. - 176 с.

[26] Богатырев В.Д. Моделирование процедур анализа и согласованного управления инвестиционными проектами: дис ... канд. экон. наук. - Самара, 2000. - с. 22

[27] Разумовская М. Моделирование денежных поступлений в процессах инновационного предпринимательства, развертываемых на базе технологических систем военного - промышленного комплекса // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. -Хабаровск, 2002. -дек. - № 3.

[28] Баклановский Д.С. Моделирование процессов развития сетей транспортного типа в условиях дефицита информации: дис ... канд. экон. наук. - СПб., 1998. - 226 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[29] Реут А.Л. Информационная инфраструктура рыночной экономики: теоретический аспект. -СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. - 40 с.

[30] Львов Д.С., Чернавский С.Я. // Экономическая наука современной России. - 2000. - №2.

[31] Теоретико-производственные комплексы Казахстана. Каратау - Джамбульский ТПК: Производственная и социальная инфраструктура. - Алма-Ата: Наука, 1985. - 151 с.

[32] Алехин Б. Рынок ценных бумаг - экономическая основа вертикали власти // Рынок ценных бумаг, 2002. - №19 (226).

[33] Хиценко В.И. И хаотический рынок можно прогнозировать // Рынок ценных бумаг. - 1999.

- №3 (138). - с. 71-75.

[34] Мордовченков Н.В. Методология комплексного исследования инфраструктурных проблем в условиях глобализации экономики и финансов. - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 359 с.

[35] Мордовченков Н.В. Методологические основы совершенствования функционирования современной инфраструктуры (региональный аспект). - Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002. - 319 с.

[36] Мельник И.И. Системы электронного документооборота - потребности заказчиков и реалии рынка. Информационные технологии в науке, проектировании и производстве. Тез. докл. Второй Всерос. научно-практической конференции (Сотри1ег-Ва8её-Соп£егепсе) октябрь.

- М. 2000, часть 2. - С. 27-28.

[37] Ивантер Д.Е. Как рассчитать ликвидность финансовых инструментов / Д.Е. Ивантер, Е.А. Карпович // Рынок ценных бумаг. - 1996. - №19

[38] Бабанов В.Н. Управление экономической безопасностью региона в условиях формирования рыночных отношений: дис. ... канд. экон. наук. - Орел, 1999. - с. 23.

[39] Татаркин А.И. Моделирование устойчивого развития как условия повышения безопасности территории // А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.Л. Куклин и др. - Екатеринбург: Урал. ун-т, 1999. -276 с.

[40] Бабанов В.Н. Управление экономической безопасностью региона в условиях формирования рыночных отношений: дис. ... канд. экон. наук. - Орел, 1999. - 184 с.

[41] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ТА81С, 2002.

[42] Чернавский Д.С. Базовая динамическая модель экономики России (инструмент поддержки принятия решений) / Д.С. Чернавский, Н.И. Старков, А.В. Щербаков. - М.: РАН Физ. ин-т им. П.Н. Лебедева (ФИАН). - № 1, 2001

[43] Боженко С.В. Разработка модели экономического развития региона на основе исследования взаимодействия промышленно-экономического комплекса и бюджетно-финансовой системы: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Кострома, 1999, - 18с.

[44] Мордовченков Н.В., Бебихов В.А. Некоторые вопросы оптимизации процесса экскурсионного обслуживания / Тр. ГИИВТА, 1984. - Вып. 203. - с. 101-106.

[45] Мордовченков Н.В. Пути повышения эффективности экскурсионно-прогулочных перевозок на речном транспорте. Т.2: дис. ... канд. экон. наук. - Горький, 1989. - с. 34-37.

[46] Мордовченков Н.В. Методологические основы совершенствования функционирования современной инфраструктуры (региональный аспект). - Н.Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002. - 319 с.

[47] Мордовченков Н.В. Пути повышения эффективности экскурсионно-прогулочных перевозок на речном транспорте (на примере Волжского объединенного речного пароходства), Т.1: дис. ... канд. экон. наук. - Горький, 1989. - 174 с.

[48] Титов Б.М. Динамика развития социально-экономической ситуации в регионах Российской федерации и Приволжского федерального округа за годы перестройки и рыночных реформ: Монография / Б.М. Титов, Ю.Ф. Трунин. - Н. Новгород, 2001. - 115 с.

[49] Абдулкаримов В.И. Моделирование в сравнительном анализе многоотраслевой хозяйственной деятельности: дис. д-ра экон. наук. - М., 1993.

[50] Павлов В.Н. О методах моделирования динамики общественного продукта и фондов: Модели и методы оптимизации экономических систем. -Новосибирск: Наука, 1987. - 53 с.

[51] Баранов Э.Ф. пробелы методологии использования межотраслевых моделей в прогнозировании и планировании: дис. ... д-ра экон. наук. - М., 1973.

[52] Фатуев В.А. Годынский Э.Г., Борзенкова С.Ю. Методика выбора оптимальных стратегий управления ресурсами региона / Экономика и математические методы. - М., 2001. - Т.37. - №2. - с.137.

[53] Мордовченков Н.В., Рыбаков Р.А., Смирнов В.В. Теоретические основы развития и повышения эффективности труда в отраслях экономики: регионально-инфраструктурный аспект: монография. - Н.новгород, 2008. - 161 с.

[54] Афанасьев В.А., Афанасьева А.И., Радько С.Г. Особенности применения экономико-математических моделей в управлении персоналом предприятия. Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов 2002 года: Сб. избр. работ. - Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 2005. - 145 с.

[55] Мордовченков Н.В. Методологические исследования комплексных проблем региональной инфраструктуры в условиях глобализации экономики и финансов (теория, концепция, парадигма): монография. - Н.Новгород, ВГИПА, 2003. - 359 с.

[56] Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России. Ред. академик РАЕН, проф., Ю.В. Яковец. - СПб.: Изд-во «Гуманистика», 2003. - с. 38.

[57] Сигалович А.И., Мордовченков Н.В. эволюция экономической мысли: опыт и перспективы. Инновации в туризме и адаптивной физической культуре: сборник материалов 1-й Международной Интернет-конференции филиал СГУТ и КД в г. Н.Новгород, 2009, январь) / общ. ред., д.э.н., проф., Н.В. Мордовченков. - Н.Новгород: «Вектор ТиС», 2009. - с. 186.

EKONOMETRICHESKY METHODS AND MODELS OF THE ANALYSIS AND FORECASTING OF THE REGIONAL INFRASTRUCTURE

N. V. Mordovchenkov

In article models and methods of forecasting of creation and development of various sectors (building, transport, financial, etc.) a regional infrastructure are considered

УДК 656

А.Г. Николаева, соискатель ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КРУПНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК)

В работе представлены особенности организации управления в крупных транспортных компаниях: морских портах, судоходных компаниях, железных дорогах, связанные с ними проблемы и задачи, стоящие перед данными компаниями в современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.