Научная статья на тему 'Эколого-туристская работа со школьниками: практические аспекты (на примере Томской области)'

Эколого-туристская работа со школьниками: практические аспекты (на примере Томской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКАЯ РАБОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TOMSK REGION / ECOLOGICAL AND TOURIST WORK / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов Андрей Сергеевич, Ахмеджанов Рафик Равильевич, Минеев Виталий Евгеньевич

Организации эколого-туристской работы с учащимися общеобразовательных школ на примере Томской области. Краткая характеристика эколого-туристских ресурсов региона, анализ возможных направлений и важности формирования эколого-туристской деятельности в школе. Практические аспекты экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотов Андрей Сергеевич, Ахмеджанов Рафик Равильевич, Минеев Виталий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological And Tourist Work With Schoolchildren: Practical Aspects (on The Example Of Tomsk Region)

In this article, the features of the organization of ecological and tourist work with students of secondary schools of the Tomsk region are shown. The authors give a brief description of the ecological and tourist resources of the Tomsk region, as well as analyze the possible directions of formation of ecological and tourist activities with students. The conclusion is made about the necessity and importance of ecological and tourist work with schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Эколого-туристская работа со школьниками: практические аспекты (на примере Томской области)»

эко

УДК 37.033

ЛОГО-ТУРИСТСКАЯ РАБОТА со школьниками: практические аспекты (на примере Томской области)

Андрей Сергеевич Федотов,

заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

Рафик Равильевич Ахмед жанов,

профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ТГПУ, доктор биологических наук, e-mail: tgpufbg@mail.ru

Виталий Евгеньевич Минеев,

студент 4-го курса, старший лаборант кафедры безопасности жизнедеятельности ТГПУ

Актуальность исследования по проблемам экологии обусловлена тем, что в настоящее время в России происходит становление системы непрерывного экологического образования. Проводятся посвященные этому конференции, семинары, создаются программы, технологии, учебные и методические пособия. Формируется концепция непрерывного экологического образования1. Об этом предлагаемая статья на примере Томской области.

• Томская область • эколого-туристская работа • экологическое образование • экологическая культура

Формирование экологического сознания и экологической культуры

Общеобразовательная школа уже сегодня призвана проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания и экологичес-

1 Ковалёва Е.В. Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности / / Молодой учёный. — 2017. — № 15.2. — С. 91-93.

кой культуры — важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас много экологических проблем, причём не только в России, но и во всём мире2.

К основным экологическим проблемам относятся: загрязнение воздуха, вырубка лесов, загрязнение вод и почвы, бытовые отходы. Кроме того, для Томской

2 Колбовский Е.Ю. Экологический туризм

и экология туризма: учебное пособие для вузов / Е.Ю. Колбовский. — Москва: Академия, 2006. — 253 с.

области также характерны такие экологические проблемы, как аварийность на нефтегазовом комплексе и радиационная обстановка. Экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того чтобы этого не случилось, воспитывать экологическую культуру и ответственность, при этом особое внимание формированию экологической культуры уделять в общеобразовательной школе, так как современным детям не хватает мотивационного компонента, который включает отношение человека к природе как к общечеловеческой ценности, интерес к экологическим проблемам экологии родного края, осознание личной причастности к решению экологических проблем.

Освоение школьниками представлений экологического характера происходит легче, если в процессе познания природы включаются обучающие ситуации, содержащие элементы изучения территорий того региона, в котором проживает школьник. Сопоставление живой природы с тем, как она изображена и описана в учебниках, позволяет сформулировать представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним3.

Несмотря на актуальность экологического воспитания школьников и имеющиеся программы по воспитанию экологической культуры, всё же недостаточно разработан вопрос о средствах и методах воспитания экологической культуры учащихся общеобразовательных школ посредством эколого-туристской работы, мало внимания уделяется педагогами в этом направлении. К основным недостаткам экологического воспитания школьников относят от-

3 Антишина И.В., Деларов Д.А. Организация школьных экологических акций / / География и экология в школе

XXI века. — 2016. — № 10. — С. 7-8.

сутствие чёткой системы экологического образования, недостаточную сформирован-ность умений применения теоретических знаний основ экологии в повседневной жизни. Знания, приобретённые путём экологического воспитания, направляемого педагогом, помогают сформировать у школьника правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса его развития4. В учебниках, методических пособиях рассматриваются вопросы визуального характера: как знакомить школьника с природой, наблюдения в природе и т.д.5 Однако же особенно важной, требующей детального рассмотрения, становится проблема формирования экологической культуры у подрастающего поколения.

Для того чтобы деятельность педагогов по экологическому образованию и формированию экологической культуры школьников была более эффективной, необходимо включать в урочную и внеурочную работу со школьниками такое направление, как экологический туризм, для которого в Томской области есть все условия.

Томская область расположена в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности, одной из самых обширных низменностей земного шара, в среднем течении реки Оби. Это область развитой промышленности, сельского хозяйства и подготовки научных, инженерных, медицинских и педагогических кадров. Экономический облик её определяют нефтедобывающая, лесная, электротехническая, металлообрабатывающая промышленность, а также значительные по объёму промышленное рыбоводство и добыча

4 Колбовский ЕЮ. Экологический туризм

и экология туризма: учебное пособие для вузов / Е.Ю. Колбовский. — М.: Академия, 2006. — 253 с.

5 Попов А.В., Кайбушева П.М. Экологическое образование как средство формирования экологической культуры // Наука и современность. — 2012. — № 17. — С. 124-128.

пушнины6. Кроме того, в Томской области имеется огромное количество природных достопримечательностей, и прежде всего это, конечно, сама тайга. Безбрежное зелёное море, где царят тишина и покой. Местные турфирмы доставляют туристов на вертолётах в разные потаённые уголки, сообразно вкусам и пристрастиям: охотников — в места, где полно дичи, рыбаков — к речушкам, где обеспечен настоящий жор, грибников — на поляны, усеянные крепкими боровичками. Туризм по Томской области — это возможность увидеть настоящую тайгу, а не подготовленную для гостей «декорацию»7.

Интересные для посещения места туризма по Томской области — Таловские чаши — овальные известковые образования, высотой до метра и 2-4 метра в диаметре, Синий утёс — отвесный обрыв на Томи, состоящий из особых пород серо-голубого цвета, где в прошлом располагалась сторожевая башня, Васюганские болота, площадь которых составляет неимоверные 53 тысячи квадратных километров.

Неоценимую помощь в эколого-туристской работе с учащимися школ оказывает Отдел экологического образования и просвещения, который работает в Томской области и находится в областном государственном бюджетном учреждении «Облкомприрода» с 2000 года.

В результате сотрудничества с Департаментом общего образования, Департаментом профессионального образования, Департаментом по культуре и туризму в Томской области к настоящему времени создана трёхуровневая система Центров экологического образования, которая включает более 100 учреждений образования, культуры, государственных учреждений и общественных организаций.

Основные отличия организации эколого-турист-

6 Ковалёва Е.В. Формирование экологической культуры средствами эколого-краеведческой деятельности // Молодой

учёный. — 2017. — № 15.2. — С. 91-93.

7 Соколов А.М. Возможности использования сетевого взаимодействия образовательных организаций Томской области для развития детско-юношеского туризма / / Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2016. —

С. 129-146.

ской работы со школьниками — организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры населения Томской области в рамках реализации межведомственной Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области.

Направления работы по организации эколого-туристской работы со школьниками в Томской области включают координацию работы по проведению областных, городских и районных конкурсов, слётов, конференций, семинаров, курсов, олимпиад, образовательных проектов, выставок, праздников, акций и кампаний экологической направленности, также ведётся работа по вопросам непрерывного экологического образования и созданию Центров экологического образования в образовательных организациях. «Ежегодно привлекаются образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, производственные предприятия, а также общественные организации к участию в программе по формированию экологической культуры на территории Томской области. Также в рамках этого направления распространяется положительный опыт по экологическому образованию и воспитанию на территории Томской области и межрегиональное сотрудничество с организациями по экологическому образованию и просвещению»8.

Практические аспекты экологического образования

В Томской области, при Отделе экологического образования, работает общественная экологическая библиотека, в которой проводятся консультации

8 Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: официальный сайт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.green.tsu.ru/dep/Ecoobrazovanie/ (дата обращения: 16.04.2018).

для учащихся образовательных учреждений, общественных организаций и всех заинтересованных жителей.

Система «урок — внеурочная деятельность» имеет как прямую, так и обратную связь. На уроках могут использоваться материалы индивидуальных исследовательских работ с целью вовлечения большего количества ребят в процесс изучения природы родного края9. «Так, в процессе формирования экологической культуры можно применять следующие направления проектно-исследова-тельской деятельности учащихся в рамках урочно-внеурочной деятельности:

• загрязнение русла и поймы рек мусором, приносимым поверхностным стоком, поваленными деревьями, бытовым мусором;

• несанкционированные мусорные свалки на территории города и в его окрестностях;

• загрязнение санитарной зоны около родников;

• незаконная вырубка зелёных насаждений;

• благоустройство территории пришкольного парка;

• сохранение биоразнообразия природы родного края;

• формирование экологической культуры на-

ю

селения района» .

«К традиционным массовым внеклассным делам эколого-туристской направленности для учащихся образовательных учреждений Томской области относятся:

• акции: «Поможем реке», «Посади дерево», «Кормушка», «В лесу родилась ёлочка — там ей и расти!», «Скворечник», «Яркая клумба», «Берегите первоцветы!», «Сделаем!»; «Яблоневый сад», «Сдай макулатуру — сохрани дерево!», «Свалкам — нет!»;

9 Груздева Н.В. Экологическое образование в современной школе // Экология в школе. — 2015. — №1. —

С. 26-30.

10 Беланович Д. Роль особо охраняемых природных территорий в развитии экологического просвещения. — 26.05.2017. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: / / news.zapoved.ru/2017/05/26/rol-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territorij-v-razvitii-ekologicheskogo-prosveshheniya/ (дата обращения: 16.04.2018).

• рейды «Чистый родник» и «Чистый берег»;

• экологические субботники на территории того населённого пункта, в котором

11

проживают учащиеся» .

Кроме того, для учащихся ежегодно проводятся: конкурс-акция по сбору макулатуры «Спаси дерево», открытый областной конкурс детских театров и агитбригад «Через искусство — к зелёной планете», экологический слёт «Чистая тропа». В летний период работает региональная профильная экологическая смена «Юные друзья природы» на базе детского оздоровительного лагеря «Юный томич», в рамках которой юные экологи и лесоводы Томской области получают знания в области проведения экологических исследований территорий и лесному делу, получают теоретические знания, участвуют в тематических мастер-классах и интерактивных играх, подготовленных учёными Томского государственного университета, специалистами «Облком-природы», Департамента лесного хозяйства, природоохранной прокуратурой.

В 2018 году в Томской области стартовал проект «АРТ-ХАОС. Мусорный ветер», цель которого — сформировать чувство экологической ответственности у жителей области в осознанном принятии идеи разумного ограничении в потреблении вещей и даже полного отказа от тех, которые наносят непоправимый вред природе. Проект направлен на педагогов, воспитателей, школьников и студентов. Организаторами проекта стали Томский государственный педагогический университет, «Облкомприрода», Департамент общего образования Томской области, Областной центр дополнительного образования детей, а также ПАО «Сибур Холдинг».

За 2017 год, в результате конкурса-акции «Спаси дерево», было собрано

11 Зубова С.С., Жиженина Л.М. Воспитание экологической культуры учащихся средствами образовательной среды школы / / Педагогика высшей

школы. — 2017. — № 4.1. — С. 72-73.

158 тонн макулатуры, в конкурсе приняли участие 48 образовательных учреждений области.

В октябре 2018 года в с. Кожевниково прошла акция в рамках природоохранного просветительского проекта «Томск — столица кедра», в рамках которой приняли участие школь ники районного центра и сотрудники организа ций. Генеральный партнёр проекта — производственная компания «САВА».

По официальным данным, более 240 тысяч школьников, студентов и взрослых со всей обла-

сти принимали участие в экологических акциях. Таким образом, с опорой на направления работы, включающих экологический туризм, у школьников Томской области будут заложены прочные основы мировоззрения и экологической культуры, причём происходит это в тех направлениях, которые максимально интересны и мотивируют учащихся, что, в свою очередь, позволяет надеяться на то, что знания по экологическому образованию будут прочными, долговечными и полезными. НО

Ecological And Tourist Work With Schoolchildren: Practical Aspects (on The Example Of Tomsk Region)

Andrey S. Fedotov, head of the Department of life safety Tomsk state pedagogical University, candidate of pedagogics

Rafik R. Akhmedzhanov, Professor of the Department of life safety of TSPU, doctor of biological Sciences, e-mail: tgpufbg@mail.ru

Vitaly E. Mineev, 4th year student, senior laboratory assistant

Abstract. In this article, the features of the organization of ecological and tourist work with students of secondary schools of the Tomsk region are shown. The authors give a brief description of the ecological and tourist resources of the Tomsk region, as well as analyze the possible directions of formation of ecological and tourist activities with students. The conclusion is made about the necessity and importance of ecological and tourist work with schoolchildren.

Keywords: Tomsk region, ecological and tourist work, ecological education, ecological culture. References:

1. Kovalyova E.V. Formirovanie ehkologicheskoj kul'tury sredstvami ehkologo-kraevedcheskoj deyatel'nosti // Molodoj uchenyj. — 2017. — №15.2. — S. 91-93.

2. Kolbovskij, E.YU. EHkologicheskij turizm i ehkologiya turizma: uchebnoe posobie dlya vuzov / E.YU. Kolbovskij. — M.: Akademiya, 2006. — 253 s.

3. Antishina I.V., Delarov D.A. Organizaciya shkol'nyhehkologicheskihakcij // Geografiya i ehkologiya v shkole XXI veka. — 2016. — №10. — S. 7-8.

4. Popov A.V., Kajbusheva P.M. EHkologicheskoe obrazovanie kak sredstvo formirovaniya ehkologicheskoj kul'tury // Nauka i sovremennost'. — 2012. — №17. — S. 124-128.

5. Sokolov A.M. Vozmozhnosti ispol'zovaniya setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyhorganizacij Tomskoj oblasti dlya razvitiya detsko-yunosheskogo turizma / / Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya. —

2016. — S. 129-146.

6. Departament prirodnyhresursov i ohrany okruzhayushchej sredy Tomskoj oblasti: oficial'nyj sajt. [EHlektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.green.tsu.ru/dep/Ecoobrazovanie/ (data obrashcheniya: 16.04.2018).

7. Gruzdeva N.V. EHkologicheskoe obrazovanie v sovremennoj shkole // EHkologiya v shkole. — 2015. — № 1. — S. 26-30.

8. Belanovich D. Rol' osobo ohranyae myhprirodnyhterritorij v razvitii ehkologicheskogo prosveshcheniya. — 26.05.2017. — [EHlektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://news.zapoved.ru/2017/05/26/rol-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territorij-v-razvitii-ekologicheskogo-prosveshheniya/. (data obrashcheniya: 16.04.2018).

9. Zubova S.S., ZHizhenina L.M. Vospitanie ehkologicheskoj kul'tury uchashchihsya sredstvami obrazovatel'noj sredy shkoly // Pedagogika vysshej shkoly. — 2017. — № 4.1. — S. 72-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.