Научная статья на тему 'Эколого-психологические основы развития экоцентрической компетентности студентов-агрономов-экологов'

Эколого-психологические основы развития экоцентрической компетентности студентов-агрономов-экологов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голышева С. П.

В статье раскрываются понятия субъективного отношения личности к природе, на примере отношения агронома к посевному полю и субъективного восприятия мира природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-психологические основы развития экоцентрической компетентности студентов-агрономов-экологов»

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-АГРОНОМОВ-ЭКОЛОГОВ

© Голышева С.П.*

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, г. Иркутск

В статье раскрываются понятия субъективного отношения личности к природе, на примере отношения агронома к посевному полю и субъективного восприятия мира природы.

Новое экологическое сознание стало зарождаться во второй половине XIX - начале XX в. в США в результате осмысления экологического кризиса, вызванного исчерпанием запаса свободных земель на Западе и переходом к технологическому, урбанистическому направлению развития американской цивилизации. В центре внимания общетеоретической и мировоззренческой ориентации, получившей название американского инвай-ронментализма (от англ. environment - окружающая среда) было взаимодействие общества с окружающей средой [1].

Американский инвайронментализм, а также русская религиозная философия (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.Ф.Федоров, П.А. Флоренский) и учение о ноосфере (В.И. Вернадский), послужили предпосылками нового типа общественного экологического сознания - экоцентрического типа. Его базой послужила «новая ивайронментальная парадигма», в соответствии с которой человек рассматривается как один из видов, существующих на Земле.

В отличии от антропоцентрического экологического сознания, сложившегося в результате агрессивно-потребительского взаимодействия человека с природой, экоцентрическое экологическое сознание является скорее виртуальным, существующим в виде философских и конкретно научных концепций, принадлежащих отдельным мыслителям. Если экоцентрическое экологическое сознание не станет массовым, то развитие экологического кризиса не остановится.

Антропоцентрическое мировоззрение овладело всем западным обществом снизу доверху. Оно живуче, потому что человеку привычно и удобно относиться к природе как к неисчерпаемому источнику удовлетворения своих потребностей. Человеческое поведение предопределено его сознанием, а сознание, которое развивалось непрерывно от поколения к поколению на протяжении тысячи лет, становится предопределенным на генетическом уровне.

Без искоренения антропоцентрического экологического сознания и перехода всего общества (всего человечества) к экоцентрическому экологическому сознанию преодолеть экологический кризис невозможно.

* Старший преподаватель кафедры Математики.

Ядром экологического сознания является субъективное отношение к природе, которое в самом общем смысле понимается как субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы [2].

Субъективное отношение личности к природе с формально-количественной стороны характеризуется такими параметрами, как широта, интенсивность, осознанность, эмоциональность, доминантность и др., а качественно-содержательной характеристикой его является параметр модальности [2].

Если рассматривать субъективное отношение агронома к полю, то здесь непрагматическое отношение исключено, возможны только два типа: объектно-прагматический и субъекгно-прагматический. В случае антропоцентрического сознания будет иметь место объектно-прагматический тип, а в случае экоцентрического - субъекгно-прагматический. Действительно, в случае эко-центрического экологического сознания возможно восприятие поля в качестве активного, деятельностного и действенного начала, поскольку здесь не должно быть противопоставленности человека и природы. Поле может рассматриваться как полноправный партнер по взаимодействию и необходим баланс прагматического и непрагматического взаимодействия агронома с полем.

Для характеристики субъективного отношения возможны 16 типов, получающиеся при сочетании четырех типов его модальности и четырех компонентов его интенсивности [2].

Рассматривая субъективное отношение агронома-эколога к полю с посевом пшеницы, мы должны иметь в виду, что у личности не бывает какого-то одного типа отношения; типы отношений к природе могут изменяться, переходить друг в друга. Концентрированным выражением всего субъективного отношения является поступочный компонент, в нем отношение к природному объекту проявляется более точно.

В связи с формированием в обучении субъективного отношения к природе следует иметь в виду, что наиболее распространенным в обществе является объектно-прагматический тип модальности с преобладанием практического компонента интенсивности. Это объясняется не только социогене-тической обусловленностью развития общественного экологического сознания как антропоцентрического (в западном обществе), но и тем, что им пронизана система образования (школьная, профессиональная), в которой природа является лишь источником удовлетворения человеческих потребностей.

Практический объектно-прагматический тип - это тип субъективного отношения к природе объектно-прагматической модальности с преобладанием практического компонента интенсивности. Он означает объектное восприятие мира природы как источника материальной пользы, которым можно полностью распоряжаться, как своей собственностью. У природных объектов не предполагается обладание самоценностью, их ценность определятся степенью полезности для человека. В основе деятельности личности с практическим объектно-прагматическим типом субъективного

отношения к природе лежат прагматические интересы. Этот тип субъективного отношения к природе адекватен антропоцентрическому типу мировоззрения, свойственен «технократам», браконьерам, всем, кто эксплуатирует природу и агрессивен по отношению к ней.

Как принято в экологической психологии, под субъектом будет понимать активное, деятельностное и действенное начало. Но при этом нас будет интересовать не вопрос о том, являются ли природные объекты в действительности субъектами, а вопрос о том, что могут ли они быть субъектами для воспринимающего их человека. Мы будем основываться на три аспекта: гносеологический - «считаться субъектом»; установочный - «относиться как к субъекту»; функциональный - «открыться как субъект».

Если рассмотреть отношение агронома к полю пшеницы, то возможны различные комбинации аспектов субъектного восприятия поля агрономом:

1. агроном не считает поле субъектом, не относится к полю как к субъекту и поле не открывается ему как субъект;

2. агроном считает поле субъектом, но не относится к нему как к субъекту и оно не открывается агроному как субъект.

3. агроном считает поле субъектом, относится к нему как к субъекту, но поле не открывается как субъект.

4. агроном не считает поле субъектом, но относится к нему как к субъекту и оно открывается ему как субъект.

5. агроном считает поле субъектом, относится к нему как к субъекту и оно открывается агроному как субъект (присутствуют и гносеологический, и установочный, и функциональный аспекты).

Случай же, когда не будет иметь место установочный аспект, а будет только функциональный, он будет невозможным. Если нет установочного аспекта, то функциональный аспект невозможен: нечто в мире не может «открыться как субъект», если воспринимающий не относится к этому нечто как к субъекту.

Для того, чтобы нечто в мире открылось воспринимающему как субъект, необходимо:

- во-первых, чтобы оно выступило как субъект, причем произведенные преобразования должны быть значимыми для воспринимающего;

- во-вторых, эти преобразования должны иметь для воспринимающего субъективную значимость (воспринимающий должен рефлектировать эти преобразования, установить чувственно переживаемые смысловые связи с источником);

- в-третьих, оно должно осуществить по отношению к воспринимающему хотя бы одну из трех специфических функций:

1. обеспечить переживание собственнойдинамики;

2. раскрыться в качестве опосредствующего элемента при построении воспринимающим своих отношений с миром;

3. открыться как партнер по совместной деятельности и общению.

В действительности природные объекты не являются субъектами, поскольку не обладают субъективностью в полном смысле этого слова:

1. активностью, которая понимается как собственная динамика живых существ, являющаяся источником преобразования и поддержания ими связей с окружающим миром:

2. нет деятельностного характера их природы;

3. нет действенных преобразований мира.

Как же тогда становится возможным субъектное восприятие природного объекта, не являющегося в действительности субъектом? Все дело в том, что воспринимающий субъект (человек) приписывает природному объекту субъектность, сам наделяет его субъектностью, атрибуцирует субъ-ектность. Процесс наделения природного объекта субъектностью называют субъектификацией. Субъектификация возможна потому, что феномен субъектности не есть вещь, не есть что-то материальное, он лишен материальных свойств, пространственности, делимости, но зато он может делать своим проводником любые вещные свойства на любом пространственном протяжении.

В узком смысле слова субъектификация понимается как наделение объектов и явлений природы способностью осуществлять специфическими субъектными функциями, в результате чего они открываются воспринимающему как субъекты. Субъектификация в узком смысле, таким образом, это механизм возникновения функционального аспекта субъектного восприятия, т.е. наделение объекта способностью:

1. обеспечивать воспринимающему переживание собственной личностной динамики;

2. выступать опосредствующим элементом при построении им системы своих отношений с миром;

3. открывается как субъект совместной деятельности и общения. В результате субъектификации, в узком смысле слова, природный объект может существенно влиять на взаимодействующего с ним человека, поскольку становится возможным субъект-субъектное общение с природой [2].

В случае с агрономом-экологом надо иметь в виду, что взаимодействие с полем имеет прагматический характер, поэтому субъектификация конкретно взятого поля невозможна. Тут следует избрать глобальный подход: обеспечить субъектное восприятие природы в целом, чтобы субъектное восприятие поля следовало в какой-то мере из субъектного восприятия природы в целом. Для агронома имеет актуальное значение субъектное восприятие природы в целом.

Природа в экологической психологии рассматривается как «мир природы», а не как «природная среда». «Природная среда» выступает по отношению к личности как целостная, нерасчлененная система, обеспечи-

вающая жизнедеятельность человека как биологического вида. «Мир природы» - как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их субъективной единичности и неповторимости. «Природа как среда» функционирует объективно, вне зависимости от взаимодействующего с ней субъекта, существует в сфере материального, а «мир природы» конструируется самой личностью, существует в сфере идеального.

Взаимодействие с «миром природы» требует исследования с привлечением аппарата социальной психологии, психологии личности, поскольку «мир природы» субъективен, субъективно является тем, с чем человек взаимодействует.

В развитии экологического сознания агронома мы будем особое значение придавать подструктуре экологических представлений, заботясь об их экоцентрическом содержании.

Сельскохозяйственное производство, животноводство оказывают наибольшую нагрузку на мир природы. Возникают антропогенные экосистемы, в которых необходимо обеспечивать экологическое равновесие. Экстенсивный путь развития сельского хозяйства, состоящий в увеличении площадей, неприемлем, поскольку сведение лесов и распашка целины ведет к эрозии и последующей деградации почвы. Все это приносит большой экологический ущерб.

Список литературы:

1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. - М.: МПСИ, 1999. - 305 с.

2. Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование. -М.: Изд-во «Наука»: Главная редакция физ.-мат. литературы, 1976. - 285 с.

«ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ» СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ РАССМОТРЕНИЯ БЫТИЙНЫХ БИОГРАФИЙ

© Гусейнов В.А.*

Ейский медицинский колледж, г. Ейск

В данной работе рассматривается вариант повышения уровня мотивации обучения студентов посредством обращения в учебном процессе к бытийным биографиям выдающихся лиц; приводятся доказательства успешности приёма «персональной ориентации» в современных усло-

* Преподаватель общеобразовательных и общих гуманитарных дисциплин, соискатель, Советник Российской академии естествознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.