environmental and legal issues of waste management and recycling. experience of foreign countries
DJ. KHALMUMINOVa
Tashkent state University of law, Tashkent, 100047, Uzbekistan
эколого-правовые вопросы использования и переработки отходов. опыт зарубежных стран
Ж.ХАЛМУМИНОВ'
Ташкентский государственный юридический университет, Ташкент, 100047, Узбекистан
чициндиларни кайта ишлаш ва фойдаланишнинг экологик-хукукий масалалари. хорижий мамлакатлар
тажрибаси
ж.халмуминов'
Тошкент давлат юридик университети, Тошкент, 100047, Узбекистон
Аннотация: в статье рассмотрена нормативно-правовая база, обзор международно-согласованных стандартов и рекомендаций, правонарушения и ответственность в сфере использования, утилизации и переработки отходов. Изучены эколого-правовые вопросы использования и переработки отходов, исходя из опыта зарубежных стран, а также европейский подход к использованию отходов. Даны правовые рекомендации по совершенствованию использования отходов в Республике Узбекистан.
Ключевые слова:отходы, утилизация отходов, переработка отходов, санитарная обстановка, мусорные полигоны, химические вещества, законодательство об отходах, экологическая безопасность, окружающая среда, международный стандарт.
Аннотация:мацолада чициндиларни утилизация цилиш ва уни цайта ишлашнинг ууцуций базаси, халцаро узаро келишув стандарлари уамда таклифлар, бу соуадаги ууцуцбузарликлар ва улар учун жавобгарлик масалалари уз ифодасини топган. Шунингдек, чициндилардан фойдаланиш ва уларни утилизация цилиш соуасидаги халцаро тажриба уамда бу борада Европа давлатлари талаблари уам уз ифодасини топган. Узбекистон Республикасида чициндилардан фойдаланиш ва уни ууцуций тартибга солишни такомиллаштиришга оид илмий-назарий ва амалий таклифлар берилган.
Калит сузлар: чицинди, чициндиларни утилизациялаш, чициндиларни цайта ишлаш, санитария уолати, чицинди ташлаш жойи, химиявий модда, чициндиларга оид цонунчилик, экологик хавфсизлик, атроф мууит, халцаро стандарт.
Annotation: The regulatory and legal framework, a review of internationally coordinated standards and recommendations, delicts and responsibilities in the sphere of utilization, recycling and processing of wastes are considered. The ecological and legal issues of utilization and processing waste according to the experience of foreign countries and the European Approach to use of waste were studied. Legal advice on advancing the use of waste in the Republic of Uzbekistan was given.
Key words:waste, recycling, waste processing, sanitary conditions, landfills, chemicals, waste legislation, environmental safety, environment, international standard.
История вопроса.
Вопросы предотвращения образования отходов, их уничтожения, снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду, обеспечения безопасности, использования полезных ингредиентов, пресечения преступных деяний и другие являются актуальными для всех без исключения государств и для мирового сообщества в целом.
Размещение отходов сначала на свалках, а затем на полигонах имеет многовековую историю. Отходы не удалялись за пределы городов, а выбрасывались рядом с жильем. В результате улицы многих средневековых европейских городов (Париж, Берлин, Лондон) вплоть до XVI-XVII веков были покрыты толстым слоем отходов. Вместе с этим история также знает немало примеров использования в древних цивилизованных странах методов удаления и обезвреживания отходов, надежных в санитарном отношении.
Актуальность темы.
Неэффективное обращение с отходами ведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения. Следует подчеркнуть, что вопросы охраны окружающей среды и здоровья населения от отходов производства и потребления, приобрели характер нарастающей экологической и экономической угрозы.
В связи с этим Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев особо отметил некоторые направления экологических проблем в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, в частности: «Обеспечение экологической безопасности проживания людей, строительство и модернизация комплексов переработки бытовых отходов, укрепление их материально-технической базы, обеспечение населения современными объектами утилизации отходов и предотвращение экологических проблем, наносящих урон состоянию окружающей среды, здоровью и генофонду населения».
Несмотря на спад производства и остановку предприятий, продолжается увеличение объемов производственных и бытовых отходов. При этом иногда идет накопление опасных производственных радиоактивных отходов. Это обстоятельство объясняется и тем, что производственные отходы не используются в качестве вторичного сырья. Поэтому современная экологическая ситуация в Республики Узбекистан характеризуется высоким уровнем нагрузки территорий отходами производства и потребления. Все более опасный характер приобретает расширение земельных участков для размещения отходов производства и потребления.
Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления преследует цель предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также рационального использования природных и материальных ресурсов. Обращение с отходами производства и потребления должно сложиться в структуре экологических и природоресурсных правоотношений, поскольку в экологических отношениях обеспечивается право на благоприятную окружающую среду, а в природоресурсных отношениях - право на природные ресурсы и требования к их рациональному использованию.
В соответствии с Указом главы нашего государства от 21 апреля 2017 года усовершенствована система государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды. На преобразованный Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды возложены широкие задачи по улучшению экологической ситуации, сбору, хранению, транспортировке, утилизации и переработке бытовых отходов.
Кроме того, была принята Комплексная программа по коренному улучшению обращения с бытовыми отходами на 2017-2021 годы с конкретным определением источников финансирования ее реализации.
Нормативно-правовая база.
Проблема работы с отходами является одной из ключевых в экологическом законодательстве Республики Узбекистан. Это связано с тем, что неправильное обращение с ними имеет наибольшие отрицательные последствия для окружающей среды. Сложность проблемы усугубляется необходимостью выделения земельных участков для хранения или утилизации отходов. Основными нормативными документами, регулирующими обращение отходов, являются Законы Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного
воздуха», «О радиационной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О ветеринарии», «Об экологическом контроле», «Земельный кодекс Республики Узбекистан» и другие нормативно-правовые акты. Среди правовых актов, регулирующих деятельность в сфере обращения, сбора и утилизации отходов, в первую очередь, можно отметить Закон Республики Узбекистан «Об отходах» от 5 апреля 2002 года.
В частности, в рамках реализации Постановления Кабинета Министров от 3 декабря 2013 года №315 «О мерах по развитию и совершенствованию системы санитарной очистки в населенных пунктах республики», в 2014-2016 годах созданы дополнительно 41 специализированная организация санитарной очистки в городах и 157 хозрасчетных участков по вывозу твердых бытовых отходов в районных управлениях благоустройства, а также «Положение о порядке осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами» от 27 октября 2014 года №295 .
Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды» и Постановление Президента от 18 декабря 2017 года №1II1-3438 «О мерах по заготовке металлолома, производству и потреблению проката черных металлов на 2018 год», а также принято специальное Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года №ПП-2916«О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы».
В соответствии с этими документами определены комплексные меры по дальнейшему улучшению экологии и санитарной обстановки в стране, укреплению здоровья населения, дальнейшему благоустройству и приумножению красоты наших городов и сел, которые претворяются в жизнь на системной основе. В частности, организованы государственные унитарные предприятия «Тоза худуд».
Следует подчеркнуть, что 2 февраля 2018 года под председательством Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева состоялось совещание, посвященное анализу, проводимой работы по улучшению экологической ситуации и охране окружающей среды, определению актуальных задач в этой сфере. Отмечено, что в системе Комитета организованы 13 государственных унитарных предприятий «Тоза худуд» и 174 их районных (городских) филиала. На баланс предприятий передано 1,3 тысячи единиц специальной техники, 1 тысяча площадок для сбора отходов, 5,8 тысяч контейнеров и 172 полигона. В минувшем году было построено дополнительно 305 площадок для сбора отходов, которые обеспечены более 2 тысячами контейнеров. По республике проведена полная инвентаризация 295 полигонов, составлена их кадастровая документация, приведены в порядок 97 полигонов для отходов. При комитете создана инспекция по контролю за обращением с бытовыми отходами. Однако в сфере имеется множество ожидающих своего решения вопросов. Так, лишь 53 процента населения охвачены услугами санитарной очистки и всего 15 процентов из этого показателя приходятся на долю частного сектора. Почти во всех селах отсутствует система сбора, хранения и транспортировки бытовых отходов.
На сегодняшний день в Узбекистане имеется около 140 мусорных полигонов. В этом году уделяется особое внимание улучшению их санитарного состояния. В частности, выполняется работа по ограждению полигонов, прокладке асфальта на путях передвижения специальной техники, налаживанию коммунальных услуг. По мнению специалистов, некоторые полигоны не только не отвечают санитарным требованиям, но также неправильно выбраны для них территории, без учета расстояния до населенных пунктов, направления ветра, наземных и подземных вод.
Обзор международно-согласованных стандартов и рекомендаций.
Сегодня на мировом рынке существует около 100 000 химикатов, из которых 20 000 рассматриваются в качестве опасных. Эти вещества способны контаминировать воздух, воду, землю, животных, пищу и людей и, следовательно, требуют безопасного обращения с ними.
Ряд учреждений системы Организации Объединенных Наций занимается оказанием поддержки правительствам, организациям и заинтересованным субъектам в создании потенциала в области защиты здоровья населения и окружающей среды от опасных химикатов и отходов.
В свою очередь, это включает в себя деятельность по оказанию поддержки осуществлению международных соглашений, таких как Стратегический подход к управлению в области химических веществ на международном уровне (СПУХВМУ), Стокгольмская конвенция, Роттердамская конвенция, согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС) и Базельская конвенция. В последние годы ЕС также разработал объемное законодательство по отходам, включая классификации и определения отходов.
А. Стокгольмская конвенция.
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) является глобальным договором о защите здоровья населения и окружающей среды от химикатов, не подверженных изменениям в течение длительных периодов времени. Воздействие СОЗ может привести к серьезным последствиям для здоровья, включая определенные виды рака, врожденных дефектов, дисфункции иммунной и репродуктивной систем, повышенной подверженности заболеваниям и даже слабоумию.
Данная Конвенция была принята 22 мая 2001 года и вступила в силу 17 мая 2004 года. По состоянию на сентябрь 2013 года - 179 стран являются Сторонами Конвенции, из которых странами ВЕКЦА являются Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина. Каждая Сторона Конвенции должна представлять Конференции Сторон информацию о мерах, предпринимаемых ею по осуществлению положений Конвенции, и об эффективности таких мер с точки зрения выполнения целей Конвенции.
Б. Роттердамская конвенция.
Роттердамская конвенция о применении процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле призвана обеспечить решение проблемы отсутствия у стран системы мониторинга импорта опасных химических веществ и пестицидов. Рост производства химических веществ и их торговли в последние три десятилетия вызывает как у общественности, так и у официальных органов обеспокоенность по поводу потенциальных рисков, создаваемых опасными химическими веществами и пестицидами. Процедура предварительного обоснованного согласия (ПОС) была внедрена в 1989 году в целях оказания содействия обеспечению того, чтобы правительства располагали требуемой им информацией об опасных химических веществах для оценки рисков и принимали информированные решения по импорту химических веществ. Конвенция была принята и открыта для подписания 10 сентября 1998 года и вступила в силу 24 февраля 2004 года. По состоянию на сентябрь 2013 года -153 страны являются Сторонами Конвенции, из которых странами ВЕКЦА являются Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан и Украина. Стороны имеют постоянное обязательство представлять в секретариат свои решения, касающиеся будущего импорта химического вещества, как можно скорее, но в любом случае не позднее, чем через девять месяцев после даты направления документа для содействия принятию решения. Ответы, представленные Сторонами, публикуются ежегодно в июне и декабре в Информационном письме ПОС.
В. Базельская конвенция.
В то же время различия в формулировках определений Базельской конвенции, с одной стороны, и вопросников ЕС, ЕЭК ООН и СУООН/ЮНЕП с другой стороны вызывают споры. Неясно, означают ли то же самое термины «выбросить» и «списать». Кроме того, во фразе «обязан списать» нет конкретного указания на то, кто должен осуществлять списание отходных материалов.
Правонарушения и ответственность.
За нарушение законодательства об отходах Закон предусматривает для виновных лиц дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность. Указанные виды ответственности могут наступать за нарушения законодательства об отходах.
Законами Республики Узбекистан может быть установлена ответственность и за другие правонарушения законодательства об отходах. Кроме того, предприятия и граждане Республики Узбекистан, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства об отходах, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Узбекистан. Споры в сфере обращения с отходами решаются судом в установленном законодательством порядке. Однако международными договорами Республики Узбекистан может быть предусмотрен и другой порядок рассмотрения споров, в частности, относительно трансграничной перевозки отходов.
Урегулирование вопросов обращения с отходами.
Сегодня на государственном уровне сделано достаточно для урегулирования вопросов обращения с отходами. Общие принципы, требования и основные направления обеспечения оборота отходов, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в этой сфере регулируются соответствующими законами и подзаконными нормативными актами.
Существующая нормативная база регламентирует работу по сбору, хранению, транспортировке и утилизации отходов различного вида и степени опасности. На всей территории Республики Узбекистан осуществляется государственный мониторинг за оборотом отходов, подлежащих государственному учету и контролю. Государство в лице соответствующих уполномоченных органов
вводит в действие нормы и правила в области использования отходов, осуществляет надзор за их исполнением, проводит необходимые экспертизы и исследования, применяет меры дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности и выполняет другие функции, связанные с обеспечением защиты окружающей среды.
Однако, для полноценной реализации государством всех его функций в сфере защиты природы и, в частности, в вопросе обращения отходов, необходимо соблюдение соответствующих норм и требований со стороны их владельцев. Имеется в виду комплекс мероприятий: от обоснования требований к персоналу и формирования режимов допуска к информации и работам до ограничений по мерам экологической безопасности на объектах сбора, хранения, переработки и утилизации отходов и основным нормативным документом, регулирующим обращение отходов в нашей стране, является Республики Узбекистан Закон «Об отходах».
Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере обращения с отходами является Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Отходы являются объектом права собственности. Владельцы отходов могут совершать с ними сделки, предусмотренные гражданским законодательством. Все отходы, которые образуются на территории Республики Узбекистан, и на которые распространяется действие Закона, подлежат государственному учету и паспортизации в порядке, установленном КМУ. За нарушение законодательства об отходах Закон предусматривает для виновных лиц дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность. Предприятия и граждане Республики Узбекистан, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства об отходах. Усилия зарубежных стран по сбору и переработке отходов координируются на международном уровне.
Система государственного регулирования решения проблемы переработки отходов в странах Евросоюза продолжает совершенствоваться. Сформулированы основные положения новой стратегии создания экономически и финансово устойчивой системы обращения с отходами. Ключевые принципы этой стратегии включают в себя: соблюдение баланса экономических и экологических интересов; скоординированное использование экономических и административных инструментов; стимулирование инвестиций в области переработки отходов; введение механизмов налоговых льгот, кредитов и государственных субсидий, направленных на расширение производственной и технологической базы переработки отходов.
Опыт зарубежных стран.
В 2018 году 2 февраля на состоявшемся совещании, посвященном анализу проводимой работы по улучшению экологической ситуации и охране окружающей среды, определению актуальных задач в этой сфере, Президент нашей страны, говоря о переработке бытовых отходов, отметил о необходимости изучения и широкого внедрения опыта зарубежных стран. «В таких странах, как Германия, Бельгия, Япония, Голландия, Швеция, перерабатываются 60-65 процентов отходов, 20-25 процентов отходов используются для выработки энергии, остальная часть сжигается без надобности закапывания отходов на полигонах, - сказал Ш.Мирзиёев. В результате достигается рациональное использование земельных ресурсов, экономический эффект и снижается негативное воздействие на окружающую среду. Поставлена задача о разработке «Дорожной карты» по заключению соглашений с инвесторами, подготовке документации и финансированию реализации проектов по переработке отходов в Ферганской долине, Джизакской, Сырдарьинской и Ташкентской областях.
Исходя из этого, мы остановимся на законодательной практике эколого-правовых вопросов использования отходов некоторых зарубежных стран.
Австралия. В Австралии очень редко можно увидеть на земле окурок или бумажку. Люди выбрасывают мусор в бачки с разноцветными крышками: красными - обычный мусор, желтыми -вторсырье (бумага, бутылки и пр.), зелеными - растения, синие - для медицинских отходов, которые установлены в медицинских учреждениях.
Хозяева домов вывозят бачки на улицу в определенные для каждого цвета дни. Для бесплатного вывоза крупногабаритных отходов тоже существуют специальные дни, только надо их сложить у обочины дороги. За деньги можно вызвать машину, чтобы выбросить старую мебель и другие крупногабаритные предметы. Для сбора мусора с ферм существуют общественные площадки. Кругом чистота. Установлены баки с надписями и различные забавные фигуры, сделанные из мусора (из труб, проволоки и т.п.).
Великобритания. С 1990 года правительство Великобритании проводит политику, при которой не менее 70% пищевых пластиковых емкостей (бутылок, пакетов, стаканов и др.) должно подвергаться переработке. В Англии перерабатывают почти всю производимую бытовую и промышленную пластмассу. В сборе и переработке пластика задействовано более 100 компаний. Летом 2004 года британское правительство под давлением Агентства по охране окружающей среды и экологов из Брюсселя одобрило «мусорную» стратегию. Эта схема предусматривала более жесткие меры по отношению к людям, не соблюдающим правила раздельной утилизации ТБО, которые выбрасывают в ведра «вещи», подлежащие раздельному сбору и повторной переработке (стеклянные бутылки, алюминиевые банки, бумагу). Эти меры включают в себя значительные штрафы и административные наказания. Жители Лондона используют индивидуальные мусорные ящики на двух или четырех колесах. Их объем составляет от 120 до 1100 литров, располагаются они на улицах и регулярно опустошаются подъезжающими мусорщиками.
Германия. Селективный промышленный сбор ТБО в Германии имеет, пожалуй, наиболее давнюю историю, его осуществление началось еще в 1980-х годах в Федеративной Республике Германия (ФРГ). Сегодня основной задачей немецкой компании DSD является вывоз, переработка и внедрение в повторный оборот использованной упаковки и, таким образом, уменьшение финансовой нагрузки на производителей и дистрибьюторов, связанной с выполнением ими предписаний об утилизации упаковки. При этом компания DSD сама не занимается сбором, транспортированием и сортировкой отходов, а нанимает для выполнения этой задачи другие предприятия.
С момента появления дуальной системы мусор в Германии стал делиться на две категории. В первую категорию попадает мусор, который можно сортировать и размещать в специальные баки в зависимости от материала: металл, стекло, пластик, картон, органика; во вторую - материалы, состоящие из нескольких компонентов. После проводимой таким образом сортировки отходы продаются компаниям, занимающимся их переработкой. Разноцветные контейнеры для мусора должны стоять недалеко от домов, но не далее 15 м от проезжей части, чтобы облегчить работу мусорщикам. В Кельне установлены контейнеры трех цветов - белого, зеленого и коричневого, соответственно, цвету стекла, предназначенные для бутылок и банок, которые немцы сортируют сами. Выбрасывать стеклотару в контейнеры можно в строго определенное время, чтобы не нарушать покоя жителей близлежащих домов. Контейнеры для бумаги окрашены в синий цвет, для упаковки -в желтый. Рядом обычно находится небольшой ящик с надписью «Для батареек». Старые батарейки и аккумуляторы принимают в любом супермаркете. У каждого подъезда или в подвалах домов стоят серые и зеленые контейнеры, предназначенные для пищевых и других органических отходов, которые компостируют, используют в качестве корма для скота, а также как топливо для производства электроэнергии.
Лишнюю стеклянную тару, которая по каким-либо причинам не попала в бочку для упаковок, складывают в большие контейнеры, также расположенные в нескольких точках каждого района. В Берлине и других городах Германии организован прием цветного металла, отслужившей своё, электроники, макулатуры. Специальные пункты оборудуются для сбора токсичных отходов. Лекарства с просроченной датой принимают в аптеки. Вышедшие из употребления крупногабаритные предметы, например, телевизоры, холодильники, стиральные машины, жители должны выставить на улицу в определенное время. Согласно расписанию городские службы бесплатно собирают выставленные предметы и отвозят их на станцию утилизации. Если необходимо срочно избавиться от крупногабаритных отходов, то их могут забрать быстро, но данная услуга будет платной. Всю необходимую информацию относительно того, как и когда следует избавляться от отходов, можно узнать по телефону, найти в Интернете или специальных брошюрах, которые муниципальные власти раз в год рассылают всем жителям.
Каждая фракция бытовых отходов вывозится в определенный день, например, четверг - день стекла. Причем, если в пакете со стеклом будет лежать хоть одна бумажка, то пакет не увезут. А если полицейский увидит, что кто-то выбрасывает смешанный мусор на улице, то немедленно оштрафует. Конечно, во всех городах есть бедные районы, жителям которых не до сортировки мусора. Там ставятся огромные контейнеры для смешанного мусора, которые проходят несколько стадий сортировки на специальных предприятиях. Мусор, собранный в городе, в зависимости от расстояния между местом сбора и полигона доставляется непосредственно на полигон или же на мусороперегрузочную станцию. Здесь с помощью мусороприемника на несколько десятков тонн со встроенным гидравлическим прессом осуществляется перегрузка отходов в большие автоконтейнеры грузоподъемностью от 24 до 40 тонн. Таким образом, сокращаются транспортные расходы. Различные виды бытовых отходов в Германии перерабатываются стекольной промышленностью,
обществом по утилизации бумаги; обществом по утилизации использованной упаковки из искусственных материалов, полимерных пленок, банок, бутылок, пенопласта; обществом по утилизации алюминиевых упаковок и др.
Свою незаменимую роль играет деятельность «мусорной полиции» и жесткая система штрафов на месте за неряшливое поведение в общественных местах. В зависимости от населенного пункта и его местных законов брошенный окурок может обойтись от 10 до 20 евро штрафа, жвачка, прилепленная к скамейке - 35 евро, а вполне исправные телевизор, стиральная машина, диван, тайком оставленные на обочине - в 300 и более евро штрафа.
Сложная и хорошо работающая система селективного удаления и переработки мусора обходится недешево. В федеральных землях Германии в организацию раздельного сбора по обработке и сортировке ежегодно вкладывается более 2 млрд. марок. В зависимости от варианта транспортирования ТБО выбирается специализированный транспорт по их перевозке. Частные компании, благодаря своей мобильности, занимают больший сектор данного рынка по сравнению с государственными службами.
Израиль. На израильских импортеров и производителей легла ответственность за переработку любой производимой или ввозимой продукции. Согласно принятому в Израиле в 2010 году закону производители и импортеры будут обязаны собирать и перерабатывать остатки упаковочных материалов, что существенно сократит объемы использования упаковочного материала. Будет поощряться повторное использование и переработка данных отходов. Всем членам израильского общества предписывается сортировать бытовой мусор. Задача местных властей - установить правила, предусматривающие разделение ТБО на два типа: «сухой» и «органический». Импортеры и производители постепенно должны будут выйти на 60-процентный уровень повторного использования и переработки. За нарушение принятого закона установлен штраф - 2500 шекелей (около 20 тыс. руб.) за тонну не переработанного или не использованного повторно упаковочного материала. К 2020 году в соответствии с законом необходимо подвергать рециклингу 100% упаковочных отходов, включая и такую технологию, как их термическая переработка для выработки электроэнергии. Захоронение упаковочных материалов к тому времени будет полностью запрещено.
Испания. В Испании городе Барселоне, в раздельном сборе мусора принимают участие и взрослые и дети. Для каждой фракции отходов предназначен мешок определенного цвета. Наполненный мешок сдается по назначению, за что дети получают какое-нибудь лакомство, а взрослые - благодарность от властей.
Италия. Италия - страна, имеющая большие проблемы с утилизацией и переработкой ТБО. Римской традицией является оставлять прямо на улице мешки с мусором, сломанную мебель, бытовую технику, автомобильные аккумуляторы, флуоресцентные лампы. По данным муниципальных властей, из итальянской столицы только в 2005 году было вывезено и утилизировано 1621 т отходов, что в пересчете на каждого жителя составляет 570 кг. Так, для борьбы с мусором на дорогах этого государства стоят 120 контейнеров для органических отходов, 30 - для бумаги, 25 -для стекла, 18 - для пластмассы, 15 - для алюминиевой и жестяной посуды.
С мусором в Италии сейчас борются все. И власти, и экологи, и простые горожане. Недавно к решению этой проблемы присоединилась даже итальянская церковь. В пригородах Неаполя, который считают главным очагом загрязнения, священники начали учить население, как правильно собирать мусор. Прямо в храмах верующим показывают слайды, на которых подробно разъясняется, в какие контейнеры на улицах какой мусор надо складывать. Диверсифицированный сбор отходов, по мнению представителей церкви и экологов, более эффективное решение «мусорной проблемы», чем сжигание или закапывание продуктов жизнедеятельности человека.
Нидерланды. В Нидерландах муниципальные власти активным участникам раздельного сбора ТБО выдают купон экологической лояльности, обладатель которого имеет право льгот при оплате жилья и коммунальных услуг.
США. В Америке еще в конце XIX века пришли к заключению, что сбор мусора и его переработка - весьма выгодное дело. Так, в 1895 году в Нью-Йорке была запущена первая в мире система предварительной сортировки мусора. Горожан обязали разделять органические отходы, бумагу, металл и выбрасывать их в отдельные контейнеры. Отходы удавалось перепродавать, тем самым пополняя городской бюджет. Так, еще до начала XX века в Нью-Йорке построили первый мусороперерабатывающий завод.
В настоящее время сбором бытовых отходов в США занимаются не только многочисленные специализированные компании, но и муниципалитеты, которые поощряют сортировку жителями бытовых отходов. Местные власти заранее информируют жителей о днях приема мусора и просят вынести коробки, старую оргтехнику и прочий ненужный скарб в специальные пункты сбора мусора,
расположенные у проезжей части. Затем весь мусор, предназначенный к переработке, собирают специальные машины.
В Филадельфии, признанной «городом №1» США по переработке мусора, на официальном интернет-сайте города даны подробные разъяснения жителям о времени и местах сбора ТБО для последующей их утилизации и переработки. В последнее время «мусорный» рынок приобрел весьма значительные размеры. По имеющимся данным, в США в сфере сбора и утилизации ТБО работают около 1,5 млн. чел., действуют около 56 тыс. предприятий, годовой оборот которых составляет почти 240 млн долларов.
На сегодняшний день в США работают около 550 мусороперерабатывающих заводов. Некоторые крупные компании, изготавливающие одежду, аксессуары и другие товары из отходов, пользуются поддержкой влиятельных «зеленых» экологических организаций. Экономисты США подсчитали, что металлы, извлеченные из отходов, могут обеспечить национальную потребность в железе на 7%, в алюминии на 8%, в олове - 19%.
На местном уровне принимается ряд мер по сокращению ТБО. В Миннеаполисе и Сент-Поле запрещено продавать продукты питания в пластиковой упаковке, которая не разлагается или не может быть переработана. Примерно 500 тыс. американских семей выбрасывают стеклянные, бумажные, алюминиевые отходы в раздельные контейнеры, которые затем доставляются на предприятия по переработке отдельных фракций отходов.
В стране перерабатывается 98% всего производимого стекла. В большинстве американских сообществ используется комбинированная программа по переработке отходов: упаковка из-под пищевых продуктов и бутылки из-под напитков собираются вместе. Затем они разделяются уже непосредственно на мусороперерабатывающем предприятии. В некоторых штатах США используют систему залоговой стоимости: при покупке товаров в рециклируемой таре покупатель платит определенную сумму в качестве залога. При сдаче бутылки он получает эти деньги обратно.
В последние десятилетия в Америке действует так называемая Инициатива 3R (reduce -сокращение образования отходов, reuse - повторное использование отходов, recycle - переработка отходов в качестве вторичных ресурсов). Она направлена на решение проблемы обращения с отходами на глобальном уровне. В ее рамках предлагается разработка повторно используемой упаковки. Чтобы наглядно показать пользу раздельного сбора и последующей переработки ТБО, 15 ноября жители США отмечают Всемирный день переработки отходов, на котором проводятся тематические социальные акции и конкурсы. Призы для этих мероприятий изготовлены из продуктов переработки бытовых отходов. Так, например, в 1998 году среди призов был дом стоимостью 200 тыс. долларов, полностью сделанный из вторичных материалов.
Финляндия. С июня 1996 года в Финляндии действует специальный закон, который обязывает всех финских производителей и импортеров автомобильных шин принимать от потребителей использованные покрышки. Автолюбители могут привезти «резину» любому дилеру, который отправит ее в один из 150 пунктов переработки. Пошлина за переработку включена в продажную цену новых шин (для легковых - 1,85 евро с каждой машины, для грузовых - 8,30 евро с каждой машины).
Франция. Эффективная утилизация мусора во Франции считается одной из основных составляющих экологической программы правительства, сформулированной несколько лет назад в ходе общенационального круглого стола. Было решено к 2015 году сократить объем отходов на 15% и увеличить их переработку на 45%. Пока из общего количества отходов - хозяйственных, муниципальных, промышленных (а это примерно 130 млн. тонн) в процесс переработки попадает 40 млн. тонн, из которых извлекается порядка 32 млн. тонн разного сырья. Благодаря селективной разборке хозяйственного мусора и его вторичной переработке во Франции производится 30% алюминия, 50% стекла и столько же газетной бумаги. Основой вторичной переработки мусора во Франции является его селективный сбор, и этой проблеме придается огромное значение. Сортировка начинается на кухнях, где в отдельные пакеты выбрасываются различные фракции отходов. Пакеты очень удобны в обращении, после наполнения завязываются и выбрасываются в стоящие у домов разноокрашенные контейнеры с нанесенными на них надписями, указывающими, какой вид отходов в них следует помещать. Так, бачки желтого цвета предназначены для консервных банок, пластмассовых бутылок и пластиковых упаковок. В емкости синего цвета нужно складывать картон, газеты, бумагу, в зеленые - стеклянную тару. У крупных супермаркетов стоят емкости голубого цвета для промышленного мусора. Система французского селективного сбора и транспортировки отходов имеет также и социальное значение. На предприятиях в области вторичной переработки сырья трудятся до 50 тыс. работников, которые имеют довольно солидное положение в обществе.
Швейцария. Сортировать мусор в Швейцарии является законом для каждого жителя, невыполнение которого карается крупным штрафом. За соблюдением закона следит специально созданное подразделение - «мусорная полиция», имеющая широкие полномочия, вплоть до привлечения к судебной ответственности. Граждане, не имеющие желания сортировать мусор, облагаются налогом, который входит в уплату за работу по сортировке. Каждый гражданин обязан не только рассортировать мусор на фракции, но и обеспечить его доставку в пункты приема, откуда ТБО отправляются на перерабатывающие предприятия. Количество рассортированного и доставленного на переработку мусора в Швейцарии достигает 60-90%, в зависимости от вида отходов. Так, использованная стеклотара утилизируется почти полностью, печатная продукция - на треть. На улицах Женевы расставлены металлические контейнеры для стандартных и нестандартных бутылок, кроме того, стекло сортируется по цвету - белое, зеленое, коричневое. Чтобы люди не перепутали контейнеры, на них наклеиваются соответствующие надписи.
Большое значение в Швейцарии придают утилизации батареек - очень токсичному виду ТБО, содержащим в себе кислоты, щелочи и другие опасные ингредиенты. Даже в детском саду и в школе ребенок никогда не выбросит батарейку в мусорное ведро. Во многих организациях, а также вокруг крупных магазинов и школ стоят так называемые «скворечники» - небольшие ящики, предназначенные для данного вида отходов. Старые электрические приборы, домашняя техника, строительный мусор - все это утилизируется в специально установленные емкости, или вывозится специальным транспортным средством. Отдельно собираются ПЭТФ - бутылки, лампы дневного света, консервные банки (их жители обязаны спрессовать с помощью домашнего магнитного пресса). Женевцы собирают и бытовой алюминий - крышки от молочных бутылок, оберточную фольгу от шоколада. В городе создана инициативная группа «Не растрачивай алюминий», которая печатает и распространяет листовки, призывающие граждан включиться в эту акцию.
Швеция. Система селективного сбора мусора применяется в Швеции очень широко и успешно. Разработан ряд материально стимулирующих мер для ее использования. Так, семья, которая живет в отдельном доме, может платить только половину стоимости вывоза отходов. Для этого хозяин подписывает обязательство сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические остатки. Опасные отходы должны выноситься в специальном красном контейнере непосредственно перед сбором мусора. В городских многоквартирных домах сбор стекла, жести, пластмассы, бумаги, органических пищевых отходов осуществляется в различные контейнеры. Вредные отходы относят на специальные экологические станции, которые могут располагаться, например, на бензоколонке. На станции размещают контейнеры зеленого и красного цвета для аккумуляторов и батареек, светло-голубого цвета - для фотохимикатов, остатки краски, аэрозольных баллончиков, использованного машинного масла, растворителей и ртутных и люминесцентных ламп. Старые газеты собирают в пакеты и раз в неделю выставляют за дверь. В ряде мест располагаются специальные «газетосборники». Алюминиевые банки относят в супермаркеты, там за них выплачивается залоговая стоимость. Стекло выбрасывается в специальные контейнеры белого и зеленого цвета.
Япония. Концепция Министерства внешней торговли и промышленности в Японии способствовала началу реализации двух программ. В 1991 году в стране был утвержден закон о вторичном использовании отходов. Вторая программа - закон о рециклинге тары и упаковки, который вступил в действие в апреле 1997 года. В 2000 году он был распространен на бумажные и пластиковые отходы. Данный закон способствует эффективному использованию отходов за счет разграничения сфер ответственности. Потребители обязуются выбрасывать сортированный мусор, местные власти организуют дополнительную сортировку при его сборе, а на предпринимателей ложится ответственность за переработку ТБО. Во дворах деревенских домов часто стоят баки для мусора с надписями «Сгораемый» и «Несгораемый». Первый бак - для бумаги, пакетов, обрывков натуральной кожи, дерева, ткани, марли, ваты. Второй - для металлических изделий, алюминиевой фольги, стекла, керамики, фарфора, всех видов пластических масс, резины, искусственной кожи, бутылок от минеральной воды и соусов. Отдельно собираются пищевые отходы, старая мебель и электробытовые приборы. Отсортированный по такому принципу мусор выносится на специально отведенные места, откуда он вывозится различными компаниями к месту вторичной переработки. Для каждого вида отходов устанавливаются определенный день и время вывоза. На Японских заводах научились превращать мусор в полезные материалы. В Японии крайне мало природных бухт, удобных для строительства портов. В основном, они создаются путем ограждения водного пространства волноломами и бетонными стенами. А сваи для стен делаются из блоков, полученных в результате переработки мусора.
Выводы.
Анализ проблемы применения эколого-правовых вопросов использования отходов в практике зарубежных стран поз—воляет сделать следующие выводы.
Во-первых, на наш взгляд, следует подчеркнуть известную эколого-правовую проблему использования отходов, связанную с осознанием человечеством от—ветственности за сохранение жизни на Земле. Данная проблема за—няла особое место в теоретических разработках ученых многих го—сударств.
Во-вторых, при современном уровне развития науки и техники особое значение приобретает выработка соответствующего правового механизма, способного регулировать допустимые пределы и параметры воздействия человеческой деятельности на окружающую среду.
В-третьих, завершить создание целостной системы по оказанию населению услуг по вывозу твердых бытовых отходов и их утилизации на полигонах.
В-четвертых, полностью оснастить специализированные организации санитарной очистки и территориальные ГУП «Тоза худуд» в Республике Каракалпакстан и областях специальной техникой (мусоровозы, ассенизационные машины) и электромеханическими устройствами просева для бытовых отходов.
В-пятых, организовать первичную переработку твердых бытовых отходов в органические удобрения, а также внедрить современные технологии по переработке твердых бытовых отходов.
Результаты анкетирования, проведенного нами среди студентов высших учебных заведений республики по вопросу о том, опыт каких развитых зарубежных стран можно использовать для успешного реше—ния использования отходов в Республике Узбекистан, показали, что большинство считает полезным использовать опыт в области рацио—нального использования и охраны природных ресурсов таких стран, как Япония, Германия, Франция, Израиль, Китай, Корея, Швейцария, США и другие.
Как мы видим, для решения указанных и других задач в области использования отходов, нам необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию и совершенствованию актов законодательства, направленных на устранение противоречий между природо-ресурсными и природоохранными нормами законодательства, обеспечение гармонизации экологического законодательства в рамках обязательств Узбекистана по международным стандартам, а также активизировать свою деятельность на международной арене, шире вовлекать общественность и зарубежных партнеров.
Исходя из вышесказанного, мы попытались определить теоретические и практические приоритеты правового регулирования в области использования отходов, которые должны способствовать улучшению состояния экологической обстановки, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в частности, отходов в Республике Узбекистан.
References:
1. Strategiyu deystviy po pyati prioritetnim napravleniyam razvitiya Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godax //Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan, 2017 g., № 6, st. 70, № 20, st. 354, № 23, st. 448, №29, st. 683, st. 685, № 34, st. 874
2. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob otxodax» ot 5 aprelya 2002 goda //Vedomosti Oliy Majlisa Respubliki Uzbekistan, 2002 g., № 4-5, st. 72; v redaksii Zakona ot 25.04.2003 g. №482-II, 30.08.2003 g. №535-II, 18.12.2007 g. №ZRU-278, 09.09.2011 g. №ZRU-294, 14.09.2017 g. №ZRU-446)
3. «Polojeniye o poryadke osushyestvleniya gosudarstvennogo ucheta i kontrolya v oblasti obrashyeniya s otxodami» ot 27 oktyabrya 2014 goda № 295. // Sobraniye zakonodatelstva Respubliki Uzbekistan. - 2014. -№44. - S.535.
4. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O sovershenstvovanii sistemi gosudarstvennogo upravleniya v sfere ekologii i oxrani okrujayushyey sredi» // Narodnoye slovo, 2017 g. 22 aprelya
5. www.norma.uz.
6. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 21 aprelya 2017 goda № PP-2916 «O merax po kardinalnomu sovershenstvovaniyu i razvitiyu sistemi obrashyeniya s otxodami na 2017-2021 godi» // Narodnoye slovo, 2017 g. 22 aprelya
7. Vistupleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.Mirziyoyeva ot 2 fevralya 2018 goda sostoyalos soveshaniye, posvyashyennoye analizu provodimoy raboti po uluchsheniyu ekologicheskoy situatsii i oxrane okrujayushyey sredi, opredeleniyu aktualnix zadach v etoy sfere // Oxrana okrujayushyey sredi - vajniy faktor obespecheniya zdorovya naseleniya //Narodnoye slovo, 2018 goda 3 fevralya.
8. www.pic.int/TheConvention/Chemicals/AnnexIIIChemicals/tabid/1132/language.
9. Vistupleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.Mirziyoyeva ot 2 fevralya 2018 goda sostoyalos soveshaniye, posvyashyennoye analizu provodimoy raboti po uluchsheniyu ekologicheskoy situatsii i oxrane
okrujayushyey sredi, opredeleniyu aktualnix zadach v etoy sfere //Oxrana okrujayuщyey sredi - vajniy faktor obespecheniya zdorovya naseleniya //Narodnoye slovo, 2018 goda 3 fevralya.
10. Xolmuminov J.T. Yer resurslarini ekologik-huquqiy muhofaza qilish: xorijiy va milliy qonunchilik tahlili //TDYUI Axborotnomasi. - 2012, - №3. 98-1О1 betlar. Xolmo'minov J.T., Safarov J.I. Xorijiy mamlakatlarda tabiiy resurslar huquqi: qiyosiy tahlil va qonunchilikni takomillashtirish. Monografiya // Mas'ul muharrir: prof. M.B.Usmonov. - Toshkent: TDYUI, 2012. -228 b.