www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2019.10.1.090-099
ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
БУГАЯН СУСАННА АСВАТУРОВНА,
аспирант,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: [email protected]
В XXI в. особую актуальность среди всех глобальных задач приобретают задачи повышения темпов социального роста и удовлетворения потребностей населения, которые влекут за собой увеличение глобальных проблем социума, имеющих эколого-экономическую направленность. Одной из таких проблем становится увеличение объемов бытового мусора, темпы роста которого настолько высоки, что ученые называют данную проблему одной из ключевых глобальных экологических проблем. В связи с этим важнейшей целью каждой страны на сегодняшний день становится решение вопросов грамотной утилизации и переработки твердых бытовых отходов, что предполагает использование инновационных технологий переработки и внедрение новых механизмов сбора и сортировки отходов. Анализ научных публикаций по данной теме показывает, что практический опыт переработки бытового мусора в европейских странах имеет отличные результаты и может быть внедрен практически повсеместно. Самые большие успехи в организации переработки твердых бытовых отходов достигнуты в тех странах, где управлением данной сферой занимается само государство и муниципалитеты. В связи с тем, что в России проблема по утилизации твердых бытовых отходов не является решенной, представляется интересным изучение положительного опыта других стран в этом направлении и анализ возможностей адаптации этого опыта под российские условия. Также в статье проведен анализ текущей ситуации по утилизации и переработке бытовых отходов и предложены некоторые меры по совершенствованию механизмов организации данной работы.
Ключевые слова: твердые бытовые отходы; утилизация и переработка бытовых отходов; рециклинг; экологическая политика.
RECYCLING OF MUNICIPAL SOLID WASTE AS INTEGRAL ELEMENT OF RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES
SUSANNA A. BUGAJAN,
graduate student, Rostov state economic university (RINH), e-mail: [email protected]
In the 21st century the special relevance among all global tasks is acquired by problems of increase in rates of social growth and satisfaction of needs of the population which involve increase in the global problems of society having ekologo-economic focus. Increase in volumes of household garbage which growth rates are so high that scientists call this problem of one of key global environmental problems becomes one
© Бугаян С. А., 2019
cn ■н о
2
0 1
о
н
§ т
а
ш
о <
ф
15 о О
с
О
m
о ш ее о
о о ш
Ll_
о <
ее
3
о
of such problems. In this regard the solution of issues of competent utilization and processing of municipal solid waste that assumes use of innovative technologies of processing and introduction of new mechanisms of collecting and sorting of waste becomes the most important purpose of each country today. The analysis of scientific publications on this subject shows that the practical experience of processing of household garbage in the European countries has excellent results and can be introduced almost everywhere. The greatest success in the organization of processing of municipal solid waste is achieved in those countries where the state and municipalities is engaged in management of this sphere. Because in Russia the problem on utilization of municipal solid waste is not solved, studying of positive experience of other countries in this direction and the analysis of opportunities of adaptation of this experience under the Russian conditions is represented interesting. Also in article the analysis of the current situation on utilization and processing of household waste is carried out and some measures for improvement of mechanisms of the organization of this work are proposed.
Keywords: municipal solid waste; utilization andprocessing ofhousehold waste; recycling; environmental policy.
JEL: Q52, Q53, Q55
Постановка проблемы 2
В год каждым человеком производится до 250 кг твердых бытовых отходов, поэтому °
любой полуторамиллионный город фактически можно представить как огромный завод ■н
по производству мусора с ежегодной выработкой твердых бытовых отходов (далее — ТБО) ^
около 400 тыс. тонн. о
По данным Счетной палаты РФ в нашей стране ежегодно производится 90 млрд тонн
о
отходов, скопление которых происходит на территории площадью 4 млн га. При этом >
каждый год для хранения отходов выделяются новые земли (около 0,4 млн гектаров ф земли), так как объем отходов ежегодно возрастает на 5 млрд тонн.
Специалисты отмечают, что действующая система тарифов и санкций за размещение s
отходов и штрафы за нарушение порядка их размещения не являются сколько-нибудь о
ощутимыми для нарушителей и не дают предприятиям-загрязнителям стимулов к §
внедрению малоотходных и ресурсосберегающих технологий. В такой же степени и £ население не имеет соответствующей мотивации к снижению потребления материальных благ, правильной утилизации отходов и сортировке своего бытового мусора.
Несмотря на то, что опыт других стран и многочисленные аналитические
исследования показывают, что бизнес по переработке ТБО очень перспективный ^
15 о о
а
мало. Количество мусороперерабатывающих предприятий и их мощности не go соответствуют скорости накопления мусора на городских свалках. 2
Поэтому на сегодняшний день захоронение ТБО остается основным способом р его утилизации. Связано это в частности и с тем, что большая часть промышленных ^ предприятий построена несколько десятков лет назад и их производственный процесс и оборудование просто не предусматривают возможность использования новых безотходных технологий, идет накопление отходов, объемы которых в отдельных регионах страны уже начинают представлять значительную опасность для населения близлежащих районов. А эта проблема влечет за собой еще одну — предприятия, чтобы не подвергнуться дополнительным штрафам и не нести дополнительные затраты по корректной утилизации ТБО, прибегают к их несанкционированному удалению, что вдвойне усугубляет экологическую ситуацию в регионе.
Анализ вышеперечисленных проблем, связанных с утилизацией и переработкой ТБО, дает возможность сделать вывод о том, что для решения данного круга вопросов
и рентабельный, а польза для экологии — весьма ощутимая, на территории нашей страны еще только планируется строительство многочисленных мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов, а работающих производств до сих пор достаточно
х пз со
о <
О ш ее о
о о ш
Ll_
о <
ее
3
о
необходимо корректно сформулировать и внедрить на государственном уровне механизмы и принципы, регулирующие данную сферу экономики.
Опыт европейских стран по переработке ТБО
Принципы и правила управления отходами в странах Европейского союза строго подчинены целям программы устойчивого развития Европы. Директивой Европейского союза «2008/98/EC» «Об отходах и отмене ряда Директив» (Directive 2008/98/EC, 2008) предусмотрена определенная иерархия обращения с отходами, представленная на рисунке 1.
СП
■н о см
о ■н
Рис. 1. Иерархия обращения с твердыми бытовыми отходами в странах Европейского союза Источник: Директива Европейского союза «2008/98^0».
о
х
§
m
te ш о œ
s
<
b ф œ
15 о О
с
О
m
о ш си о
о о ш
Ll_
о
_J
<
СИ 3
о
Как мы видим, размещение на полигонах находится на последней ступени иерархии, что говорит о том, что это крайне нежелательный вариант управления отходами. В верхних же ступенях иерархии находятся задачи полного предотвращения образования отходов и возможность их повторного использования.
На практике данные принципы реализуются в европейских странах следующим образом: например, в Голландии, Германии, Дании, Швеции все предприятия руководствуются трехэтапной схемой по управлению ТБО:
1) повторно использовать и перерабатывать отходы;
2) все, что не поддается переработке, используется в качестве вторичных энергетических ресурсов;
3) только в случае невозможности реализации первых двух принципов отходы размещаются на полигоне (Андросова, 2013, с. 38).
Отметим, что третий способ утилизации признан мировым сообществом малоэффективным, высокозатратным для бюджета и вредным для окружающей среды, так как органические материалы разлагаются в течение долгого периода времени, а некоторые их составляющие в процессе разложения проникают в грунт и выделяют вредные вещества (Короленко, 2015, с. 45). На рисунке 2 представлены данные о методах управления ТБО в разных странах европейского союза, из которого следует, что в большинстве наиболее развитых стран отсутствует или практически отсутствует такой метод управления отходами, как захоронение, а превалирует сжигание и рециклинг.
Страны ЕС декларируют, что функции первичной сортировки должны выполнять сами отходообразователи, а окончательную сепарацию производят уже перерабатывающие заводы. Самые эффективные формы управления отходами в ЕС созданы в Австрии, Германии и Швейцарии: уровень переработки твердых бытовых отходов этими странами равен 63%, 62% и 51% соответственно.
Рис. 2. Методы управления ТБО в странах Европейского союза Источник: (https://vuzlit.ru/474149/kratkiy_analiz_mirovogo_evropeyskogo_opyta_obrascheniya -
Дата обращения: 25.02.2019).
СП
■н о см
о с
<Э ■н
£
Ответственность за образование и управление ТБО в Австрии лежит на федеральном правительстве и местных органах власти. Механизм сортировки и переработки закреплен на законодательном уровне и обязателен к исполнению для каждого региона.
Ответственность за управление отходами в Германии также разделена между правительством, субъектами федерации и местными властями. Решением основных вопросов в области управления отходами занимается Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов. Оно же определяет основные цели, которых необходимо достичь в этой сфере, разрабатывает систему целевых индикаторов, вносит предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и формирует требования к функционированию системы управления отходами в стране. В отличие от Австрии, каждый регион сам формирует планы по управлению отходами, исходя из своей специфики.
В Швейцарии вопросы сортировки и переработки ТБО закреплены на законодательном уровне, обязанностью каждого жителя страны является раздельный сбор мусора и обеспечение его транспортировки в пункты приема ТБО (WastemanagementinSwitzerland). Государственные органы при этом характеризуются лишь вспомогательной ролью в управлении отходами, при этому устанавливаются эколого-экономические принципы управления ТБО: сортировка и переработка мусора происходит при условии, что экологическая выгода от этого будет больше, чем при размещении отходов на полигоне, а также если она выгодна экономически. Энергия, получаемая при сжигании, используется для получения электричества и отопления домов (Филиппов и Кадиров, 2015, с. 93).
Правительство Дании рассматривает отходы как ресурсы, которые необходимо вернуть в оборот, поэтому сегодня многие датские полигоны закрываются, так как на них поступает очень мало отходов. 30 лет назад в Дании были введены налоги на
§ т
X
го ш
О ^
<
ь ф
с^
15 о О с^ с
о т
о ш ее о
о о ш
о <
СИ 3
о
сжигание и захоронение отходов, которые должны были стать стимулом для развития рециклинга. И такая политика полностью себя оправдала — в течение последующих 20 лет количество бытовых отходов, размещаемых на полигонах, снизилось на 77%.
Положительный опыт Дании показывает, что рециклинг является современным механизмом, позволяющим в значительной степени добиваться экономии полезных ископаемых и в целом обеспечивать хорошую экологическую обстановку. Очень многие западные компании прибегают к рециклингу в производстве, например при вторичной переработке бетона (Рассоха, 2017, с. 61). В России же существует пока только один единственный цех по использованию мусора в качестве промышленного топлива для выпуска цемента. Его построила на своем заводе в Калужской области компания LafargeHolcim, в основном из соображений социальной ответственности и участия в решении экологических проблем региона. Однако в перспективе, по мере того как российский мусорный рынок будет обретать цивилизованные черты, компания рассчитывает и на экономический эффект от замещения обычного топлива мусором (Грамматчиков, 2019, с. 18).
Проанализировав опыт европейских стран в части управления ТБО, можно сделать вывод о том, что основным способом управления отходами является переработка и большая часть моделей управления отходами построена именно на принципах ^ переработки и вторичного использования. Размещение ТБО на полигонах является ° крайним случаем и применяется только тогда, когда отходы не подлежат переработке тн или утилизации. Часть наиболее развитых стран европейского союза достигла больших 2 успехов в применении технологий вторичной переработки ТБО, что дает возможность о уменьшить потребление природных ресурсов на территории этих стран и повысить 5 эффективность систем обращения с отходами. £
# Эколого-экономические аспекты вторичной переработки ТБО
На данный момент времени к наиболее крупным мусороперерабатывающим ^ заводам в России можно отнести «Мусоросжигательный завод Руднево», спецзаводы о № 2 и 3 в Московской области, Новокузнецкий мусороперерабатывающий § комплекс, Мусоросортировочный красноярский завод «Чистый город». Курскую к мусороперерабатывающую организацию и Оренбургское мусороперерабатывающее
тг
предприятие. Цикл утилизации на данных предприятиях представлен следующим образом: на первом этапе осуществляется сортировка отходов. Затем сырье, которое можно использовать в качестве вторичного, отправляется на линию переработки, а остальной мусор подлежит захоронению на полигоне, располагающемся на территории организации. В настоящее время для отечественных мусороперерабатывающих заводов актуальны две основные проблемы: государство принимает прямое участие в регулировании стоимости услуг компании, в связи с чем тарифы долгое время остаются
о о с^ а
т фиксированными, а также большие долги городского бюджета перед заводами. 2 Например, Новокузнецк задолжал своему мусороперерабатывающему заводу более 220 р млн руб., что равно практически годовому объему оказанных услуг.
^ Оренбургский завод на сегодняшний день может принимать 250 000 тонн отходов
различного класса опасности, начиная от твердых бытовых отходов, заканчивая ртутью. ^ Отличительной чертой предприятия является то, что все энергетические ресурсы, ^ необходимые для функционирования завода, вырабатываются за счет мусора. Для ^ этого была создана специальная пиролизная установка. Цикл утилизации практически § аналогичен вышеописанному, но здесь переработанный мусор сортируется по категориям людьми вручную. После чего вторичное сырье направляется на переработку, а все остальное хоронят на полигоне. Для экономии места на могильниках используются специальные катки — уплотнители, которые способны сжать мусор в 15 раз, тем самым увеличивая срок эксплуатации полигона.
Общие проблемы отрасли переработки мусора в России кроются в недостатке сырья, качестве его сортировки, отсутствии предприятий с полным циклом конверсии, а также низким уровнем экологической культуры населения. Поэтому мусоросжигающий завод — это достаточно свободная высокодоходная ниша. Но чтобы открыть свой проект в этой отрасли, потребуются серьезные вложения.
В Интернет-ресурсах можно найти достаточно много бизнес-планов и проектов по открытию мусороперерабатывающих заводов. Их строительство, с экономической точки зрения, весьма затратно, поэтому обычно начинают с малых мощностей, что необходимо для того, чтобы выйти на самоокупаемость в кратчайшие сроки. Свободные средства при этом целесообразно инвестировать в развитие и расширение производства. Считается, что выгоднее всего производить сортировку твёрдых бытовых отходов и пускать их во вторичное производство, получая прибыль с продажи прессованного по группам сырья. Его рассортировывают на такие подвиды: пластик, стекло, бумага, ветошь, органический мусор, железо, цветные металлы.
Отдельной группой стоят комплексы по переработке старых автомобилей, бытовой техники, люминесцентных ламп, где основную прибыль получают с продажи изъятых металлов и запчастей в ремонтные мастерские.
Окупаемость проекта зависит от загруженности производственно-сортировочных линий, скорости работы персонала, налаженности рынка сбыта. В среднем, окупаемость 2 завода подобного типа может быть от 1 года до 2—3 лет, так как предполагаемая сч рентабельность в этой сфере деятельности достаточно высокая и может достигать 50%. ^ Строительство мусороперерабатывающего комплекса является не только хорошим ° бизнесом с малой конкуренцией, но и решает проблему засорения окружающей о среды. Кроме того, участие в городских программах по сохранению и восстановлению экологических ресурсов снижает на предпринимателя налоговое давление. Грамотно > налаженный сбыт продукции комбината обеспечит непрерывный доход и высокую ф рентабельность бизнеса, а постоянное увеличение объемов производства станет -;г-гарантией высокой стабильно растущей прибыли. s
о
х
Оценка управления твердыми бытовыми отходами в России §
По данным Росприроднадзора, каждый год в России образуется 35—40 млн тонн £ ТБО и только 4—5% из них направляются на переработку. У Greenpeace цифры гораздо больше — 70 млн тонн, но и по их данным перерабатывается только 4% от всего объема. В одной только Московской области действуют 19 открытых полигонов (раньше было
39), но они не отвечают требованиям экологических и гигиенических нормативов. На с?
рисунке 3 представлена структура отходов, из которой видно, что более 90% их них ^
образуется при добыче полезных ископаемых. о
Тем не менее, определенные позитивные тенденции в сфере управления и вторичной ^
переработки ТБО как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне регионов, уже ш
можно проследить. ^
Так, отечественное предприятие «Петромакс» использует переработку отходов для р
получения сырья для целлюлозно-бумажных комбинатов, литейных, металлургических ^ и аффинажных производств, дорожного строительства. Компанией Charuty Shop
открыты пункты по сбору ненужной одежды, в которых за два года собрано почти 256 тонн 01 одежды, выбрасываемой обычно на свалку. Почти половина собранного была передана
нуждающимся семьям. Также переработка ТБО дает возможность предоставить рабочие ^
места людям из социально незащищенных групп населения, неконкурентоспособным § на открытом рынке труда. Многие компании, занимающиеся сбором и переработкой
макулатуры, электрических батареек, стекла и других бытовых отходов, рассматривают ® варианты работы на принципах аутсорсинга с индивидуальными предпринимателями
и малым бизнесом, что может давать не только хороший экологический, но и ^
экономический эффект (Санжиев, 2017, с. 4). °
х пз со
о <
о ■н
Рис. 3. Структура отходов, производимых в России Источник: доклад Счетной палаты «Анализ проблем и оценки состояния сферы управления отходами производства и потребления в РФ».
СП
о По поручению президента России Владимира Путина в 2018 г. была создана
^ отрасль по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) замкнутого ^ цикла, логическим продолжением которой является внедрение постепенного запрета на захоронение отходов на полигонах без предварительной обработки, доведение показателей утилизации до уровня мировых стандартов и закрепление принципов ^ регулирования обращения с вторичным сырьем в федеральном законодательстве. ф Отметим, что бизнес-сообщество ждет создания не только стимулирующих условий,
^ как, например, обязательный экологический сбор, но и программ господдержки. Сейчас с производителей взимается экосбор за утилизацию использованных товаров, — т.е. о необходимо либо обеспечить утилизацию ТБО, получаемых в ходе производственного | процесса, либо оплатить экосбор в бюджет. Данная система была внедрена в целях £ того, чтобы как можно меньше полезного сырья, которое можно пустить в переработку, | попадало на полигон.
ш Компания «Балтика» уже достаточно давно работает согласно принципам
^ расширенной ответственности» — уже пять лет в компании реализуется и финансируется Е^ проект по раздельному сбору отходов «Принеси пользу своему городу», в рамках которого а. планируется приобрести линию для сортировки и контейнеры для раздельного сбора
о отходов. о с^ с
о т
На заводе «Экран» внедрены принципы раздельного сбора стеклотары не только по экологическим соображениям, но и потому, что для предприятия это экономически 2 выгодно. Компанией увеличены объемы покупки стеклобоя до 22—26%, и это не было ^ бы для нее пределом, но из-за отсутствия единой городской системы раздельного сбора мусора выкупить все стекло, которое могло бы отправиться на переработку, о невозможно.
ос Также эксперты отмечают, что для эффективной работы механизма вторичной
У переработки ТБО необходимо выстраивать взаимодействие с крупными ритейлерскими о сетями. Например, установить на территории супермаркета автомат по приему ПЭТ-о бутылок и простимулировать жителей приносить использованные бутылки. В данном ш конкретном случае, как и во многих других, связанных с решением экологических о проблем, не обойтись без просвещения населения и повышения его экологической < культуры. Поставить во дворах контейнеры разного цвета — недостаточно, необходимо ОС указать подробную информацию о том, какой именно мусор можно выбрасывать о в каждый из контейнеров и каким образом это лучше всего делать. Мотивацию для
того, чтобы данные процессы протекали эффективно, нужно заложить в том числе и на законодательном уровне (Зайцева, 2017, с. 34).
У сортировки есть пути снижения издержек, чтобы конкурировать с полигонами. Во всем мире реализуется, упрощенно говоря, два варианта обращения с перерабатываемыми отходами. В первом случае работу по разделению мусора берут на себя жители, уже на уровне домохозяйств формируя отдельные потоки отслужившего свой срок пластика, бумаги, стекла, алюминия. Во втором случае работа по разделению ложится на рабочих специализированных предприятий, на которые поставляются твердые коммунальные отходы от домохозяйств (Мужщинский, 2017, с. 24).
Выводы и рекомендации
Подводя итоги нашего исследования, отметим, что даже после того, как отечественная
система управления отходами будет сформирована по новым правилам, сортировка
и переработка еще в течение длительного периода времени не будет превалировать над
объемами ТБО, размещаемых на полигонах.
Пока ни в одной стране мира сортировка мусора не дала возможность полного
отказа от захоронения или сжигания отходов. Даже то, что в Японии на свалки
отправляется около 30% мусора обусловлено тем, что часть отходов после обработки
применяется в строительстве. Среди нетрадиционных решений использования ТБО ^
можно использовать их опыт — искусственный остров Огисима создавался из мусора °
для размещения на нем металлургического комбината, также на острове, созданном из
мусора, расположен международный аэропорт в Осакском заливе. о
Важным звеном в механизме формирования новой системы управления отходами
является совершенствование технологий работы мусоросжигательных заводов и
создание современных и безопасных полигонов для захоронения прессованных
остаточных отходов после извлечения из них полезных компонентов. Безусловно, ф
сжигание отходов решает в большой степени проблему образования свалок, но вместе
с тем усугубляет проблему загрязнения атмосферного воздуха. Тем не менее, опыт
западных стран показывает, что заводы, занимающиеся сжиганием мусора, не боятся
располагать в центральных районах города, так как они в том числе обеспечивают
муниципальные объекты тепловой энергией и отгружают энергию по специальному
экотарифу, закрепленному законодательством.
Изучение опыта инвестирования в сферу вторичной переработки ТБО показывает, ш
что капитальные вложения в наращивание мощностей по их сортировке и переработке ^
могут стать весьма выгодным направлением бизнеса, имеющим всегда стабильный спрос ^
на предоставляемые услуги, отвечающим требованиям экологической безопасности и о.
пользующимся со стороны государства самым широким набором льгот и преференций. £
К сожалению, большинство российских регионов не имеет достаточного количества
финансовых ресурсов для того, чтобы в течение короткого промежутка времени запустить (§
эффективные территориальные схемы обращения с отходами. И если в крупных городах
частный бизнес заинтересован в создании инфраструктуры по переработке отходов, то о
экономическая мотивация в небольших населенных пунктах отсутствует полностью. ^
Поэтому в этом случае стимулировать эффективное управление ТБО можно только с £5
ш
помощью создания со стороны государства соответствующих экономических условий и си законодательных стимулов. —
о
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ §
о
Андросова Н. К. (2013). Зарубежный опыт в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами // Охрана окружающей среды и природопользование, № 4, с. 37—41 °
Бизнес-план строительства мусороперерабатывающего завода (https://biztolk.ru/ ^ biznes-idei/proizvodstvo/stroitelstvo-musoropererabatyvayushhego-zavoda.html - Дата з обращения: 22.02.2019). ?
X
Грамматчиков А. (2019). Цемент из мусора // Эксперт, № 5, с. 18.
Графов А. В., Аврашков Л. Я., Графова Г. Ф. и Шахватова С. А. (2015). Рациональное использование твердых бытовых отходов как фактор экономической и экологической безопасности регионов // Фундаментальные исследования, № 10, с. 575-580
Доклад Счетной палаты «Анализ проблем и оценки состояния сферы управления отходами производства и потребления в РФ» (http://www.ach.gov.ru/activities/ bulleten/2018_7.php?sphrase_id=9980860 - Дата обращения: 24.02.2019).
Зайцева Т. (2017). Культура обращения // Эксперт - Сибирь, № 50-51, с. 34.
Короленко А. В. (2015). Зарубежный опыт управления в сфере утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) // Символ науки, № 9-1, с. 42-47.
Краткий анализ мирового опыта обращения с твердыми отходами (https://vuzlit. ru/474149/kratkiy_analiz_mirovogo_evropeyskogo_opyta_obrascheniya - Дата обращения: 25.02.2019).
Мужщинский А. (2017). Деньги под ногами // Эксперт - Сибирь, № 15-16, с. 24
Павлов А. С. (2004). Экономическая эффективность управления твердыми бытовыми отходами на региональном уровне: Дисс. канд. эконом. наук: 08.00.05, Ставрополь, 161 с.
Рассоха А. В. (2017). Рециклинг: опыт зарубежных стран и России // Universum: экономика и юриспруденция, № 6, с. 60-65. 2 Санжиев Д. (2017). Отходы дадут доходы в местные бюджеты // Экономика и жизнь,
£ № 2, с. 4.
■н Система управления отходами в странах ЕС (http://waste-nn.ru/sistema-
ü upravleniya-othodami-v-stranah-es/ - (http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/eur83580.pdf -
0 Дата обращения: 22.02.2019).
5 Чеглаков С. А. (2015). Энергетическое использование твёрдых бытовых отходов //
Эпоха науки, № 4, с. 24-32. Ш Фалевич А. С. (2014). Экономические методы управления проектами по утилизации
переработке твердых бытовых отходов муниципального образования: Дисс. канд.
1 эконом. наук, 08.00.05, Москва, 175 с.
о Филимонов О. И. (2015). Твердые бытовые отходы как источник ресурсов и их
§ структура // Современные проблемы науки и образования, № 1, с. 43-51. к Филиппов В. В. и Кадиров Н. Т. (2015). Обзор системы обращения с твердыми бытовыми
^ отходами на территории Европейского союза // Молодой ученый, № 22, с. 91-94. о Шаталов М. А. и Мычка С. Ю. (2017). Эколого-экономические вопросы утилизации
бытовых отходов как фактор здоровьесбережения населения // Безопасность здоровья
<
è^ человека, № 2, с. 50-59.
о
Эстамиров Р. А. (2015). Эколого-экономические аспекты использования твердых бытовых отходов // Международный студенческий научный вестник, № 1, с. 34-41. Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November
Ci
15 о
0 Ci a
m 2008 on waste and repealing certain Directives (http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/eur83580. z pdf - Дата обращения: 27.02.2019).
p WastemanagementinSwitzerland (http://www.un.org/esa/dsd/dsd_aofw_ni/ni_pdfs/
^ NationalReports/switzerland/waste.pdf (http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/eur83580.pdf -
<3 Дата обращения: 27.02.2019). ос
1 REFERENCES
Androsova, N. K. (2013). Foreign experience in the sphere of circulation with municipal Üj solid waste. Environmental protection and environmental management, 4, 37-41. (In Russian).
The business plan of construction of waste recycling plant (https://biztolk.ru/biznes-idei/proizvodstvo/stroitelstvo-musoropererabatyvayushhego-zavoda.html - Access Date: 22.02.2019). (In Russian).
Grammatchikov, A. (2019). Cement from garbage. The Expert, 5, p. 18. (In Russian).
Grafov, A. V., Avrashkov, L. Ya., Grafova, G. F. and Shakhvatova, S. A. (2015). Rational use of municipal solid waste as factor of economic and environmental safety of regions. Basic researches, 10, 575-580. (In Russian).
The report of Audit Chamber "The analysis of problems and assessment of a condition of the sphere of waste management of production and consumption in the Russian Federation" (http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/2018_7.php?sphrase_id=9980860 - Access Date: 24.02.2019). (In Russian).
Zaytseva, T. (2017). The culture of the address. The Expert - Siberia, 50-51. pp. 34. (In Russian).
Korolenko, A. V. (2015). Foreign experience of management in the sphere of utilization of the municipal solid waste (MSW). Symbol of science, 9, 42-47. (In Russian).
The short analysis of international experience of treatment of solid waste (https://vuzlit. ru/474149/kratkiy_analiz_mirovogo_evropeyskogo_opyta_obrascheniya - Access Date: 25.02.2019) (In Russian).
Muzhshchinsky, A. (2017). Money under legs The Expert Siberia, 15-16, p. 24 (In Russian).
Pavlov, A. S. (2004). Cost efficiency of management of municipal solid waste at the regional level: thesis... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 Stavropol, p. 161. (In 2 Russian). $
Rassokh, A. V. (2017). Recycling: experience of foreign countries and Russia. Universum: ^ economy and law, 6, 60-65. (In Russian).
о с
Sanzhiyev, D. (2017). Waste will yield revenues in local budgets. Economy and life, 2, o
p. 4. (In Russian).
Control system of waste in EU countries (http://waste-nn.ru/sistema-upravleniya-othodami-v-stranah-es/ - (http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/eur83580.pdf - Date of the address: 22.02.2019) (In Russian).
Cheglakov, S. A. (2015). Power use of municipal solid waste. Era of science, 4, 24-32. (In Russian).
Falevich, A. S. (2014). Economic methods of management of projects on utilization to processing of municipal solid waste of the municipal unit: thesis... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 Moscow, p. 175. (In Russian).
Filimonov, O. I. (2015). Municipal solid waste as source of resources and their structure// Modern problems of science and education, 1, 43-51. (In Russian).
Filippov, V. V. and Kadirov, N. T. (2015). The review of a system of treatment of municipal solid waste in the territory of the European Union. The Young scientist, 22, 91-94. (In Russian).
Shatalov, M. A. and Mychka, S. Yu. (2017). Ekologo-economic problems of utilization
O O
d
of household waste as factor of health-saving of the population. Safety of human health, 2, m
50-59. (In Russian). z
Estamirov, R. A. (2015). Ekologo-ekonomichesky aspects of use of municipal solid waste. p
International student's scientific bulletin, 1, 34-41. (In Russian). ^
Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives (http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/eur83580. pdf - Access Date: 27.02.2019).
WastemanagementinSwitzerland (http://www.un.org/esa/dsd/dsd_aofw_ni/ni_pdfs/ §
NationalReports/switzerland/waste.pdf (http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/eur83580.pdf - §
Access Date: 27.02.2019). £
o <
cc
3
o
о
Ш
СИ
о