Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»'

ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / экологическая компетентность / экологизация образования / школьное биологическое образование / эколого-ориентированные задачи / competence / environmental competence / ecologization of education / school biological education / environmentally-oriented tasks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Елена Александровна, Матвеева Анна Владимировна, Киселева Надежда Юрьевна

В работе продолжается исследование вопросов формирования экологической компетентности обучающихся на основе решения эколого-ориентированных задач в школьном биологическом образовании на примере курса «Биология» для учащихся 6 класса. Авторы обосновывают, что эффективным средством формирования экологической компетентности обучающихся являются эколого-ориентированные задачи. Подчеркивается, что современном образовании огромным потенциалом обладают эколого-ориентированные задачи, основанные на реальных ситуациях, тесно связанных с практико-ориентированной деятельностью. Раскрывается модель построения эколого-ориентированной задачи, включающая блоки проектирования и реализации. Описаны «шаги»: ознакомление понимание применение анализ синтез оценку, которые последовательно должны пройти обучающиеся в процессе выполнения эколого-ориентированной задачи. В статье приведены примеры эколого-ориентированных задач разных типов в соответствии с тематическим планированием курса «Биология 6 класс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Елена Александровна, Матвеева Анна Владимировна, Киселева Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work continues the study of the issues of formation of environmental competence of students on the basis of solving environmentally-oriented problems in school biological education on the example of the course "Biology" for students of the 6th grade. The authors substantiate that environmentally-oriented tasks are an effective means of forming the environmental competence of students. It is emphasized that environmentally-oriented tasks based on real situations, closely related to practice-oriented activities, have great potential in modern education. A model for constructing an environmentally-oriented task is disclosed, including design and implementation blocks. The "steps" are described: familiarization understanding application analysis synthesis assessment, which students must consistently go through in the process of performing an environmentally oriented task. The article provides examples of environmentally-oriented tasks of various types in accordance with the thematic planning of the course "Biology Grade 6".

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»»

B.М. Ячменевой. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. -

C. 273-277. - EDN CYVYYR.

2. Гаджиев, Д.В. Эффективность рациональных и манипулятивных имиджевых технологий в России и США / Д.В. Гаджиев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 4(98). - С. 39. - EDN YLQAJJ.

3- Другова, К.С. Проектирование имиджевой составляющей позитивного образа организации дополнительного образования детей / К.С. Другова, A.B. Руденко // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: Сборник научных статей международной конференции: электронный ресурс, Барнаул, 13-16 ноября 2018 года / Ответственный редактор: Родионов Е.Д. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. - С. 1344-1347. - EDN YXGOJV.

4. Константинова, В.Г. Развитие кадров как имиджевая составляющая в региональной системе образования / В.Г. Константинова // Профессионализация кадров как основа динамического развития муниципальной системы образования: Материалы XIV муниципальной конференции, Рыбинск, 02-03 февраля 2016 года. - Рыбинск: МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2016. - С. 8-10. -EDN YVYZIJ.

5. Порохова, М.В. Эффективность муниципальной власти как имиджевый показатель (на примере Московской области) / М.В. Порохова // Власть. - 2017. - Т. 25, № 6. - С. 165-167. - EDN YULOMD.

6. Роль и значение имиджа тренера в работе с юными спортсменами / Е.Г. Шевырева, A.B. Петров, Д.Н. Архипова, О.В. Петрова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 44. - DOI 10.17513/spno.30638. - EDN RXXVHS.

7. Рябчевская, Е.С. Имидж как элемент эффективного управления организацией / Е.С. Рябчевская, М.В. Ершова // Научные горизонты,-2019.-№ 10(26).-С. 130-141,-EDNTXVWPC.

8. Степанова, Д.П. Технология формирования позитивного имиджа вида спорта / Д.П. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 6. - С. 41-42. - EDN YMRBNJ.

9. Шепель, В.М. Слагаемые управленческого успеха / В.М. Шепель // Репутациология. - 2009. - № 2(3). - С. 78-85. -EDNNYENUZ.

10. Янукович, Е.И. Имиджеобразующие факторы содействия брендингу образовательных услуг / Е.И. Янукович // Труды БГТУ. История, философия, филология. - 2014. - № 5(169). - С. 192-195. - EDN XERHRL.

Педагогика

УДК 372.857

кандидат педагогических наук, доцент Кротова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Матвеева Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Киселева Надежда Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Аннотация. В работе продолжается исследование вопросов формирования экологической компетентности обучающихся на основе решения эколого-ориентированных задач в школьном биологическом образовании на примере курса «Биология» для учащихся 6 класса. Авторы обосновывают, что эффективным средством формирования экологической компетентности обучающихся являются эколого-ориентированные задачи. Подчеркивается, что современном образовании огромным потенциалом обладают эколого-ориентированные задачи, основанные на реальных ситуациях, тесно связанных с практико-ориентированной деятельностью. Раскрывается модель построения эколого-ориентированной задачи, включающая блоки проектирования и реализации. Описаны «шаги»: ознакомление - понимание -применение - анализ - синтез - оценку, которые последовательно должны пройти обучающиеся в процессе выполнения эколого-ориентированной задачи. В статье приведены примеры эколого-ориентированных задач разных типов в соответствии с тематическим планированием курса «Биология 6 класс».

Ключевые слова: компетентность, экологическая компетентность, экологизация образования, школьное биологическое образование, эколого-ориентированные задачи.

Annotation. The work continues the study of the issues of formation of environmental competence of students on the basis of solving environmentally-oriented problems in school biological education on the example of the course "Biology" for students of the 6th grade. The authors substantiate that environmentally-oriented tasks are an effective means of forming the environmental competence of students. It is emphasized that environmentally-oriented tasks based on real situations, closely related to practice-oriented activities, have great potential in modern education. A model for constructing an environmentally-oriented task is disclosed, including design and implementation blocks. The "steps" are described: familiarization - understanding - application - analysis -synthesis - assessment, which students must consistently go through in the process of performing an environmentally oriented task. The article provides examples of environmentally-oriented tasks of various types in accordance with the thematic planning of the course "Biology Grade 6".

Key words: competence, environmental competence, ecologization of education, school biological education, environmentally-oriented tasks.

Введение. Экологическая компетентность пронизывает все сферы деятельности человека и имеет надпредметный и надпрофессиональный характер. В современном биологическом образовании делается акцент на экологизацию образования. Школьный курс биологии обладает высоким потенциалом развития умения применять естественнонаучные знания в реальной жизни, проявлять заботу об окружающей среде, участвовать в природоохранной деятельности, таким образом, формируя экологическую компетентность обучающихся.

Отличительной особенностью содержания биологического образования является формирование основ экологической компетентности. Значимым потенциалом обладают эколого-ориентированные задачи, способствующие развитию

творческого потенциала в процессе их решения. Однако, анализ школьной практики показывает, что не все обучающиеся умеют анализировать и давать развернутые ответы по тексту биологического содержания, отсутствует опыт решения задач эколого-ориентированного содержания. Школьники не анализируют самостоятельно описанную ситуацию, не владеют навыками целостного, творческого анализа, не умеют выдвигать гипотезы и проверять их. На уроках биологии включение в учебный материал эколого-ориентированных задач способствует активизации познавательной деятельности и формированию экологической компетентности учащихся.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к определению понятия "экологическая компетентность". Установлено, что данная категория рассматривается в рамках компетентного подхода.

Подходы к определению экологической компетенции раскрываются в работах Винокуровой Н.Ф., Демидовой H.H., Ерамакова Д.С., Захлебного А.Н., Лаврентьевой Л.А., Камериловой Г.С., Николиной В.В., Роговой О.Г. и других авторов.

А.Н. Захлебный связывает экологическую компетентность с экологически грамотными действиями в конкретных жизненных ситуациях, основываясь на знаниях об окружающей среде, деятельности и здоровье человека [51. Определено, что значимым для нашего исследования является понятие, структура, функции и компоненты экологической компетентности. Экологическая компетентность - понятие интегральное. На основе анализа работ Л.А. Лаврентьевой выделены следующие компоненты экологической компетентности: потребностно-мотивационный (проявление интереса), когнитивный (знание), практически-деятельностный (реализация, решение задач), ценностно-смысловой (принятие ценностей, оценка) [7].

Опираясь на их исследования, в своей работе мы обосновываем трехкомпонентную структуру экологической компетентности. На наш взгляд экологическая компетентность объединяет мотивационно-ценностный, когнитивный и творческо-созидательный компоненты, охватывающие все сферы сознания личности.

Анализируя содержание программы 6 класса по биологии можно сделать вывод, что на этом этапе закладываются основы экологической компетентности. Содержание курса биологии 6 класса позволяет формировать все функции экологической компетентности: мировоззренческую, методологическую, экологическую, ценностную, прогностическую, социальную, культурную, профессиональную.

В процессе усвоения учебного материала ученик осваивает биологическую науку, проявляет интерес к изучаемому предмету, понимает значимость окружающей среды для человека. На данном этапе формируется ответственность за свои поступки, бережное отношение к природе, к здоровью окружающих и своему собственному. Обучающиеся знакомятся с многообразием организмов, их жизнедеятельностью, изучает среды обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», устанавливаются взаимосвязи между организмами и условиями среды, в которых они обитают. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

В процессе изучения биологии, школьники вовлекаются в такие формы работы, где необходимо ответить на проблемные вопросы, но порой этого недостаточно, чтобы активизировать и мотивировать ученика. Школьники часто задают вопросы «Почему?» и не всегда находят на них ответ. Поэтому задача педагогов способствовать формированию человека, который сможет пользоваться своими знаниями на практике, сформировать экологическую компетентность.

Современные требования к построению процесса обучения предполагают включение обучающихся в активную мыслительную и практико-ориентированную деятельность. Возникает вопрос: каким образом при недостаточном количестве часов по предмету развивать у учеников данные виды деятельности и формировать при этом экологическую компетентность? Применение активных форм работы на уроках биологии, в частности - решение эколого-ориентированных задач, способствует формированию и развитию мышления обучающихся.

Выявлено, что формировать экологическую компетентность можно на основе эколого-ориентированных задач. Установлено, что эколого-ориентированные задачи тесно связаны с практико-ориентированной деятельностью. Качество результатов образования школьников рассматривается как развитие компетенций у учеников. Мотивация улучшить среду обитания ставит новые цели и задачи перед обучающимися, формирует потребность в овладении новыми знаниями и способами деятельности.

В процессе формирования экологической компетентности представляется целесообразным применение эколого-ориентированных задач на уроках биологии для решения следующих задач: мотивация к познанию окружающего мира; закрепление основных биологических знаний; применение биологических знаний естественно-научного цикла на практике, для выявления и решения экологических проблем; развитие творческого мышление на основе решения эколого-ориентированных задач; формирование готовности к жизни (умения находить решения проблемных ситуаций).

Ауловой О.В. определена модель эколого-ориентированной задачи, в которой автор выделяет следующие подходы к проектированию задач: 1) конструирование задач на основе вопросов учебника; 2) выделение в научных исследованиях типов практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому ученику; 3) моделирование эколого-ориентированных задач, основанных на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в учебных дисциплинах [1].

Эколого-ориентированные задачи близки к проблемным задачам, в ходе работы над которыми ученик ищет способы их решения, а учитель направляет ученика, помогает понять сущность конкретной задачи, демонстрирует и помогает осваивать способы решения.

При решении эколого-ориентированных задач учащийся побуждается к выполнению определенных действий. Эколого-ориентированные задачи основываются на интеллектуальных операциях школьника и направлены на формирование универсальных способов работы с информацией, которые опираются на шестиуровневое описание мышления, разработанное Б. Блумом: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка.

При решении эколого-ориентированных задач возможно применение различных форм обучения: групповой, в том числе работы в парах, индивидуальной. Эффективными методами, рекомендуемыми при реализации эколого-ориентированных задач, являются диалог, дискуссия, беседа, метод мозгового штурма, игровые методы.

В современном образовании огромным потенциалом являются эколого-ориентированные задачи, основанные на конкретных реальных ситуациях, тесно связанных с практико-ориентированной деятельностью, которая способствует формированию экологической компетентности обучающихся. Эколого-ориентированные задачи - это вид ситуационных задач, основанные на экологических аспектах. Данные задачи позволяют ученику творчески мыслить, обладать широким кругозором, умениями быстро ориентироваться в многочисленной информации и находить нужное решение.

Эколого-ориентированные задачи могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности по биологии.

Построение эколого-ориентированных задач предполагает выделение двух блоков: проектирование и реализация. Блок проектирования включает исходную диагностику; диагностическое целеполагание; отбор содержания и конструирования

целенаправленно ориентированной системы задач; отбора дидактических средств (система целенаправленно ориентированных ситуаций).

Блок реализации представлен различными типами эколого-ориентированных задач. Он основан на овладении обучающимися содержания соответствующего раздела школьного курса биологии, на применении теоретических и практических экологических знаний. Ученики постигают способы решения задач, выбирают верное решение из числа возможных или множественный выбор путей решения экологических проблем. Задания могут содержать научное противоречие, представленное в виде познавательной проблемы. Предлагаемые учениками способы решения оцениваются с точки зрения их целесообразности, рациональности.

Примеры эколого-ориентированных задач в соответствии с тематическим планированием курса «Биология 6 класс» приведены в таблице 1.

Таблица 1

Темы урока и примеры эколого-ориентированных задач

№ Наименование темы урока (6 класс) Название эколого-ориентированной задачи

1 Химический состав живого организма Вода и жизнь

2 Клетка - основа жизни Очей очарованье

3 Ткани. Органы. Системы органов Путешествие внутрь растения

4 Систематика живых организмов Мир глазами ученого

5 Бактерии Опасность или польза

6 Растения Губка

7 Грибы Юные микологи

8 Животные Травоядный или плотоядный?

9 Рост и развитие организмов Новая жизнь

10 Размножение (бесполое) Цветущий сад

11 Значение живых организмов в природе Парадокс природы или мудрость природы?

12 Природные сообщества Ароматы растений

13 Охрана живых организмов и природных сообществ Промышленные предприятия - наши соседи

Эколого-ориентированные задачи включены в урочную деятельность школьного курса «Биология 6 класс». Применяются следующие типы эколого-ориентированных задач:

1) задачи, построенные на содержании учебника;

2) задачи, направленные на отработку предметных знаний и умений, основанные на содержании учебника;

3) практико-ориентированные задачи;

4) задачи, основанные на проблемах реальной жизни.

Эколого-ориентированные задачи не являются ежедневным средством обучения. Наличие их в учебном процессе зависит от многих факторов: изучаемой темы, индивидуальных особенностей учеников, от наличия времени на уроке, от мотивированности учащихся и преподавателя. На основании собственного опыта преподавания школьной биологии, нами рекомендуется использование эколого-ориентированных задач один раз в неделю.

При решении эколого-ориентированных задач обучающиеся должны пройти определенные «шаги»: ознакомление -понимание - применение - анализ - синтез - оценку. Педагог должен помочь обучающемуся в реализации данных шагов.

1 шаг - «ознакомление». Ученик на данном этапе знакомится с информацией, запоминает и воспроизводит основные сведения.

2 шаг - «понимание». Ученик может транслировать учебный материал, может представить его в табличной, графической, текстовой формах, может высказывать предположения о дальнейшем ходе явлений, событий.

3 шаг - «применение». Ученик способен применять изученный материал при решении эколого-ориентированных задач, понимать взаимодействие частей задач, пользоваться знаниями, законами, правилами для достижения поставленной цели. Ученик владеет способами, методами применения материала.

4 шаг - «анализ». Ученик выявляет структуру учебного материала, может разбить материал на основные части, выявляет взаимосвязь и взаимодействие отдельных частей.Эколого-ориентированные задачи имеют «многопредметную» направленность и обучающемуся необходимо аналитически мыслить, чтобы суметь разобраться в понимании и решении данной задачи.

5 шаг - «синтез». Ученик на основе анализа приходит к решению данной задачи, получает продукт своей деятельности. Это может быть модель, схема, план действий, проект, рисунок, текстовая информация. Реализация этой цели предполагает действия творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

6 шаг - «оценка». Ученик оценивает собственную работу и работу всех участников процесса, оценивает значение материала, его практическую значимость, итог своей работы.

Рассмотрим пример эколого-ориентированных задач, разработанных для школьного курса «Биология 6 класс» с целью формирования экологической компетентности обучающихся.

Тип эколого-ориентированных задач: задача, основанная на проблемах реальной жизни.

Название: «Промышленные предприятия - наши соседи».

Личностно-значимый вопрос/ситуация: Нижний Новгород является крупным индустриальным центром. Промышленные предприятия играют огромную роль в жизни и развитии города. Однако, они же оказывают большое загрязняющее воздействие на окружающую среду и её компоненты: воздух, поверхностные воды, почву. Горожане конечно же хотят жить в чистом городе. Как этого добиться?

Задания:

1. Составьте список предприятий и возможные выбросы, которые загрязняют г. Нижний Новгород.

2. Постройте прогноз развития города, если выбросы предприятий увеличатся, и если выбросы предприятий сократятся.

3. Проведите презентацию по теме «Промышленные предприятия - наши соседи».

4. Проанализируйте с точки зрения экологической обстановки и наличия промышленных предприятий районы г. Нижнего Новгорода. Что бы вы хотели изменить в сторону улучшения экологической ситуации?

5. Найдите способ, позволяющий в домашних условиях очистить воду, воздух.

6. Оцените значимость для жителей г. Нижнего Новгорода «чистой среды».

Каждая задача имеет название, личностно-значимый вопрос, информацию по данному вопросу и задания. Ученик, прочитав название задачи, информацию по ней и отвечая на самый простой вопрос тем самым осуществляет следующие мыслительные операции: ознакомление и понимание, отвечая на заданные вопросы - анализ и синтез. Каждая задача имеет экологическую направленность. Рассуждая над решением задачи, ученик понимают важность ответственных действий человека по отношению к окружающей среде, к живым организмам и самому себе.

Выводы. Школьный предмет «Биология» обладает значительными возможностями для формирования экологической компетентности обучающихся, основы которой закладываются в курсе «Биология. 6 класс». Средством формирования экологической компетентности учащихся нами выбран комплекс эколого-ориентированных задач, способствующий систематизации предметных знаний на деятельностной основе.

Реализация комплекса эколого-ориентированных задач в биологическом образовании способствует формированию познавательной и социальной активности учащихся; воспитанию у обучающихся ценностных экологических ориентаций и сознательного научно-обоснованного отношения к природе, активной позиции по проблемам ее охраны и улучшения; расширению научных экологических представлений о целостности окружающей природной среды, о единстве человека с природой, то есть развивает все компоненты экологической компетентности обучающихся.

Литература:

1. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учеб.-метод. пособие / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: КАРО, 2008. - 90 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития / Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина, O.E. Ефимова // Образование и наука. -2016. - № 5 (134). - С. 25-40

3. Демидова, H.H. Стратегия экологического образования как образования для устойчивого развития: Коллективная монография / Под ред. В.В. Николиной, Н.Д. Андреевой, Г.С. Камериловой / Н.Д. Андреева, C.B. Алексеев, C.B. Васильев и др. - Н. Новгород - СПб: НГПУ, 2009. - 200 с.

4. Гримовская, Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике / Л.М. Гримовская // Вестник Мининского университета. - 2020. - T. 8,N 2. - С. 6.

5. Захлебный, А.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования / А.Н. Захлебный, E.H. Дзятковская // Стандарты и мониторинг в образовании. -2008. - №7. - С. 11-15

6. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика / Д.С. Ермаков. - М., 2009. - 181 с.

7. Лаврентьева, Л.А. Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структур / Л.А. Лаврентьева. - Иркутск. - 2012. 5 (85). - С. 209-212

8. Тюмасева, З.И. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности / З.И Тюмасева, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова // Вестник Мининского университета. -2023. - T. 11,N1.-C. 1.-DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-1.

9. Роговая, О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты / О.Г. Роговая. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 185 с.

Педагогика

УДК 378.4

кандидат технических наук Круглова Елена Семеновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук Ларионов Владимир Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У АСПИРАНТОВ

Аннотация. Целью является рассмотрение сущности понятия «культура научного исследования». В статье анализируются профессиональные компетенции, формируемые у аспирантов на дисциплине «Информационные технологии в науке и образовании», которые описывают способность и готовность будущих исследователей самостоятельно проводить научные исследования. Обосновывается значимость компетенции «Владение культурой научного исследования» как основополагающей и объединяющей все остальные компетенции, так как стоит задача не просто подготовить аспирантов к научной работе, а сформировать высокую культуру проведения научного исследования на всех его этапах. Авторы в статье рассматривают научные исследования как научную деятельность, то есть научный труд. Культура же труда в соответствии с Российской энциклопедией по охране труда представляет собой комплексную качественную характеристику состояния труда, включающую «рациональную организацию труда, благоприятные условия труда, использование передовых технологий, высокий профессионализм работника, партнерские отношения между участниками совместного труда». Авторы приводят основные этапы научного исследования и рассматривают проявления культуры научного труда на этих этапах. Развитие культуры научного исследования у аспирантов показано на примере решения задач на корреляционный и регрессионный анализ, который часто используется при изучении массовых явлений в физической культуре, педагогике и медицине для выявления взаимосвязи между параметрами, получения математических моделей процессов на основе экспериментально полученных результатов. Решение таких задач, а также задач, связанных с компьютерной обработкой данных экспериментальных исследований, можно рассматривать как небольшую научно-исследовательскую работу, по которой составляется отчет, презентация и доклад. Таким образом, в выводах авторы указывают, что культуру научного исследования можно рассматривать как культуру научного труда. При изучении информационных технологий можно и нужно обращать внимание аспирантов на культуру научного исследования на таких этапах, как постановка цели и задач исследования, выбор методов исследования и программного обеспечения для обработки экспериментальных данных, анализ результатов и формулировка выводов, а также оформление и представление результатов исследования.

Ключевые слова: аспирантура; профессиональные компетенции; этапы научного исследования; культура научного исследования; информационные технологии.

Annotation. The purpose is to consider the essence of the concept of "culture of scientific research". The article analyzes the professional competencies formed by graduate students in the discipline "Information Technologies in science and education", which describe the ability and willingness of future researchers to independently conduct scientific research. The importance of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.