Научная статья на тему 'ИМИДЖ КАФЕДРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА'

ИМИДЖ КАФЕДРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / имиджевая сфера / кафедра физического воспитания / вуз / студенты / образование / кадры / efficiency / image sphere / department of physical education / university / students / education / personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамской Сергей Иванович, Амельченко Ирина Анатольевна, Егоров Дмитрий Евгеньевич

Имиджевая политика является одним из показателей эффективности вуза, возможности удовлетворения запросов обучаемых и государства. Выявление факторов, влияющих на формирование имиджа учебного заведения, является одной из приоритетных задач для обеспечения функционирования вуза в условиях рыночной экономики. В системе требований, обеспечивающих эффективную реализацию образовательных технологий одним из приоритетных является отлаженная система управления кафедрой. Функционирование кафедры как структурного подразделения вуза имеет определенную специфику. Это зависит от решаемых задач, кадрового потенциала, материально-технических условий, профиля учреждения и контингента занимающихся. Аргументирована потребность оптимизации кадрового состава, научно-методического обеспечения деятельности, развития системы повышения квалификации преподавателей в имиджевой политике вуза. Необходимым фактором современной поведенческой экономики является участие учебного заведения в социальной жизни города, района, региона. На примере БГТУ им. В.Г. Шухова показана роль спортивно-массовой работы кафедры, различных мероприятий и качества их проведения в подготовке студентов. В формирование положительного имиджа вуза значимы и достижения студентов-спортсменов. Социальная востребованность, успехи в карьерном росте выпускников является индикатором качества подготовки специалистов, способных решать различные задачи, возникающие в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамской Сергей Иванович, Амельченко Ирина Анатольевна, Егоров Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image policy is one of the indicators of the effectiveness of the university, the ability to meet the needs of students and the state. Identification of factors influencing the formation of the image of an educational institution is one of the priority tasks for ensuring the functioning of the university in a market economy. In the system of requirements that ensure the effective implementation of educational technologies, one of the priorities is a well-functioning department management system. The functioning of the department as a structural unit of the university has a certain specificity. It depends on the tasks to be solved, personnel potential, material and technical conditions, the profile of the institution and the contingent of those involved. The need to optimize the staffing, scientific and methodological support of activities, development of a system for advanced training of teachers in the image policy of the university is argued. A necessary factor in modern behavioral economics is the participation of an educational institution in the social life of the city, district, region. On the example of BSTU im. V.G. Shukhov shows the role of mass sports work of the department, various events and the quality of their implementation in the preparation of students. In the formation of a positive image of the university, the achievements of student-athletes are also significant. Social demand, success in the career growth of graduates is an indicator of the quality of training of specialists capable of solving various problems that arise in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ КАФЕДРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

кандидат социологических наук, профессор Крамской Сергей Иванович

Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); кандидат биологических наук, доцент Амельченко Ирина Анатольевна Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент Егоров Дмитрий Евгеньевич

Московский государственный автономный политехнический университет (г. Москва)

ИМИДЖ КАФЕДРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА

Аннотация. Имиджевая политика является одним из показателей эффективности вуза, возможности удовлетворения запросов обучаемых и государства. Выявление факторов, влияющих на формирование имиджа учебного заведения, является одной из приоритетных задач для обеспечения функционирования вуза в условиях рыночной экономики. В системе требований, обеспечивающих эффективную реализацию образовательных технологий одним из приоритетных является отлаженная система управления кафедрой. Функционирование кафедры как структурного подразделения вуза имеет определенную специфику. Это зависит от решаемых задач, кадрового потенциала, материально-технических условий, профиля учреждения и контингента занимающихся. Аргументирована потребность оптимизации кадрового состава, научно-методического обеспечения деятельности, развития системы повышения квалификации преподавателей в имиджевой политике вуза. Необходимым фактором современной поведенческой экономики является участие учебного заведения в социальной жизни города, района, региона. На примере БГТУ им. В.Г. Шухова показана роль спортивно-массовой работы кафедры, различных мероприятий и качества их проведения в подготовке студентов. В формирование положительного имиджа вуза значимы и достижения студентов-спортсменов. Социальная востребованность, успехи в карьерном росте выпускников является индикатором качества подготовки специалистов, способных решать различные задачи, возникающие в современных условиях.

Ключевые слова: эффективность, имиджевая сфера, кафедра физического воспитания, вуз, студенты, образование, кадры.

Annotation. Image policy is one of the indicators of the effectiveness of the university, the ability to meet the needs of students and the state. Identification of factors influencing the formation of the image of an educational institution is one of the priority tasks for ensuring the functioning of the university in a market economy. In the system of requirements that ensure the effective implementation of educational technologies, one of the priorities is a well-functioning department management system. The functioning of the department as a structural unit of the university has a certain specificity. It depends on the tasks to be solved, personnel potential, material and technical conditions, the profile of the institution and the contingent of those involved. The need to optimize the staffing, scientific and methodological support of activities, development of a system for advanced training of teachers in the image policy of the university is argued. A necessary factor in modern behavioral economics is the participation of an educational institution in the social life of the city, district, region. On the example of BSTU im. V.G. Shukhov shows the role of mass sports work of the department, various events and the quality of their implementation in the preparation of students. In the formation of a positive image of the university, the achievements of student-athletes are also significant. Social demand, success in the career growth of graduates is an indicator of the quality of training of specialists capable of solving various problems that arise in modern conditions.

Key words: efficiency, image sphere, department of physical education, university, students, education, personnel.

Введение. Проблема повышения качества подготовки специалиста была и остается актуальной. Формирование и поддержание положительного имиджа вуза позволяет свидетельствовать о приоритетных направлениях деятельности при предоставлении образовательных услуг [1]. Значимым в формировании положительного имиджа является и материально-техническое обеспечение учебного процесса. Постоянная модернизация, использование современных технологий, способствует формированию специалиста, отвечающего требованиям рыночной экономики.

Вопросы влияния имиджа на эффективность функционирования организации рассмотрены достаточно хорошо. Имидж является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность производства [1, 2, 5, 7, 9], не менее значимым данный фактор является и для учебного заведения. Так ряд авторов [3, 4, 10] указывают на влияние положительного имиджа для привлечения потребителей услуг, в том числе и в высших учебных заведениях, где имидж является одним из ведущих факторов привлечения абитуриентов в учебное заведение для обучения.

Для формирования положительного имиджа учебного заведения необходимо решение ряда задач, среди которых следует выделить следующие: материально-техническое, качество оказания образовательных услуг, квалификация профессорско-преподавательского состава, внедрение в учебный процесс современных технологий и т.д. [3,4, 10].

Представляет практический интерес изучения влияния организационно-функциональной структуры кафедры и управления профессиональным развитием как составляющей имиджевой политики вуза с учетом региональной специфики.

Изложение основного материала статьи. Анализ функционирования кафедры физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова показал, что в организационной структуре данного структурного подразделения главным является создание команды единомышленников, подбора и расстановки кадров. Создание команды требует времени, методичности, мобильности действий руководителя, способности изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, внимательное отношение ко всем подчиненным. Требует усилий формирование и поддержание позитивного морально-психологического климата в коллективе, определенного внутреннего настроя. Управленческая деятельность должна включать и творческий компонент, генерацию перспективных идей (Резник). Установление приоритетов - основное правило эффективной техники работы руководителя.

От преподавателя в вузе требуется не только проведение практических занятий, секционной работы, но и занятие научно-исследовательской деятельностью как самостоятельной, так и со студентами. Данное обстоятельство предполагает укомплектование штата опытными квалифицированными специалистами, имеющими опыт научной деятельности. Для качественного проведения учебно-тренировочного процесса при ведении секций по видам спорта необходимы специалисты, которые в большинстве своем либо бывшие спортсмены, либо действующие, владеющие спецификой деятельности в данной области. Особенностью кафедры физического воспитания и спорта является большой по численности профессорско-преподавательский состав, что отражается и на специфике управления. В плане перспективы развития кафедры необходим оптимальный баланс по возрастному критерию («сплав опыта и молодости»), В плане продуктивного профессионального становления молодых преподавателей на кафедре созданы условия и возможности для профессионального роста, практикуется система закрепления за опытными наставниками, что отчасти реализует и определенную преемственность в

работе. При комплектации кадрового состава кафедры необходимо учитывать, что в решении задач практической деятельности крепким ядром являются старшие преподаватели.

В настоящее время на кафедре трудятся 3 профессора (кандидаты наук), 9 доцентов (из них - 8 кандидаты наук), 2 «Заслуженных мастера спорта России», «Мастер спорта России международного класса», 6 «Мастеров спорта России». Ряд преподавателей имеет опыт работы в системе МВД России, что позволяет разнообразить средства физической подготовки студентов с учетом особенностей данного контингента в техническом вузе, на должном уровне поддерживать трудовую и учебную дисциплину.

В составе кафедры - олимпийские призеры, призеры чемпионатов мира и Европы, заслуженные тренеры и отличники физической культуры и спорта, судьи 1-й и высшей категории, их стараниями, знаниями и квалификацией увеличивается количество спортивных направлений, культивируемых в вузе обеспечивается эффективность учебного и тренировочного процесса. Преподаватели кафедры постоянно работают над повышением своего профессионального уровня: посещают открытые занятия, мастер-классы, проходят курсы повышения квалификации (по плану университета), выступают с докладами на конференциях, участвуют в работе методических семинаров. Работники, которые вошли в кадровый резерв проходят подготовку по соответствующим дополнительным программам.

Значимым в формировании положительного имиджа вуза является доступность материально-технической базы для занимающихся, в том числе и самостоятельно. Спортивная база БГТУ им. В.Г. Шухова доступна для всех обучающихся и способствует гармоничному развитию студентов, организации их полезного досуга, приобщению к здоровому образу жизни.

Население города и области привлекается к регулярным занятиям физической культурой и спортом через реализацию различных программ и проектов совместно с региональными образованиями. В спорткомплексе университета ежегодно проходит порядка 120 физкультурно-спортивных мероприятий. Данная работа вносит существенный вклад в формирование социального имиджа вуза.

В настоящее время значимым является использование исследований поведенческой экономики для мониторинга и прогнозирования поведения людей в различных ситуациях. Это может помочь увеличить эффективность спортивных мероприятий и дать им более привлекательный облик.

Не менее значимым в формировании положительного имиджа является спортивно-массовая работа кафедры, число различных мероприятий и качество их проведения. Регулярно на базе спортивного комплекса университета проводиться значительное число мероприятий различного уровня, от университетского до всероссийского. Среди которых следует выделить регулярно проводимые чемпионаты, первенства, кубки, турниры, фестивали, спартакиады, спортивные праздники и т.д.

Оснащение залов позволяет проводить учебные занятия с большим количеством студентов (до 120 человек) и принимать в своих стенах крупные соревнования, в том числе и республиканского значения, например, чемпионат Ассоциации студенческого баскетбола России, чемпионаты страны по гандболу и гиревому спорту. Поскольку спортивных объектов подобного масштаба в регионе не так уж и много, стадион нередко становится ареной для проведения крупнейших корпоративных состязаний (Спартакиад Газпрома, Евроцементгруп, Сбербанка России, МЧС) и различных студенческих баталий, в том числе и дважды Всероссийской универсиады (2016 и 2018 гг.).

Развитая спортивная инфраструктура университета используется как региональная и городская площадка для проведения различных соревнований, формирования групп общефизической подготовки, организации площадок приема норм ГТО. Спортивные объекты включены в реестр Министерства спорта России, что дает право проводить спортивно-массовые мероприятия различного уровня, вплоть до Всероссийских включительно.

Квалификация тренерского состава позволяет достичь высоких результатов в соревнованиях различного уровня [6, 8, 9]. Спортсмены нашего университета регулярно выигрывают не только городские и областные соревнования, но и достойно выступают во всероссийских и международных соревнованиях. Выступление на столь важных соревнованиях способствует формированию положительного имиджа вуза, где студенты могут достичь различных высот в спортивных соревнованиях. Достижения спортсменов способствуют формированию положительного имиджа не только самого тренера, но и организации в целом.

В популяризации спорта и пропаганде здорового образа жизни вносят значительный вклад и современные медиаплощадки вуза, которые отражают самую важную и интересную информацию, в том числе и о спортивных событиях и достижениях студентов-спортсменов.

Ведущим фактором имиджа учебного заведения являются выпускники, достигшие вершин карьерной лестнице, управляющие различным бизнесом и т.д. Так в БГТУ им. В.Г. Шухова таких выпускников подготовлено достаточно много. Выпускники занимают ведущие должности в управлении областью, районом и предприятиями. Данный показатель является индикатором качества подготовки специалистов, способных решать различные задачи, возникающие в современных условиях. Данный показатель положительно влияет на имидж учебного заведения и который так же влияет на эффективность учебного заведения. Так в ходе опросов ряда руководителей предприятий выяснилось, что они рекомендуют учебное заведение, в котором в свое время сами закончили обучение.

Таким образом, позитивный имидж учебного заведения в целом и его структурных подразделений - эффективный инструмент для позиционирования, развития и продвижения услуг образовательным учреждением, который привлекает студентов.

Выводы. В результате исследования авторы пришли к ряду выводов, среди которых следует отметить следующие:

- имидж является одним из ведущих факторов составляющих эффективность учебного заведения;

- качество подготовки специалиста доминирующий фактор в составляющей имиджа учебного заведения;

- основной задачей является формирование сплоченного, профессионального коллектива кафедры, способного слаженно и эффективно решать поставленные задачи;

- одним из факторов, положительно влияющих на формирование имиджа, играет использование современных технологий как в учебном процессе, так и в управлении вузом;

- необходимым фактором формирования положительного имиджа является участие учебного заведения в социальной жизни города, района, региона;

- организация спортивно-массовой работы кафедры, различных мероприятий и качество их проведения является значимой для вовлечения студентов в полезную, привлекательную для них деятельность.

Литература:

1. Антонова, A.A. Имиджевая составляющая в формировании региональной конкурентоспособности / A.A. Антонова, A.A. Бородай // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации: Сборник трудов XXI Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 14-15 ноября 2019 года / Научное редактирование

B.М. Ячменевой. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. -

C. 273-277. - EDN CYVYYR.

2. Гаджиев, Д.В. Эффективность рациональных и манипулятивных имиджевых технологий в России и США / Д.В. Гаджиев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 4(98). - С. 39. - EDN YTQAJJ.

3- Другова, К.С. Проектирование имиджевой составляющей позитивного образа организации дополнительного образования детей / К.С. Другова, A.B. Руденко // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники: Сборник научных статей международной конференции: электронный ресурс, Барнаул, 13-16 ноября 2018 года / Ответственный редактор: Родионов Е.Д. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. - С. 1344-1347. - EDN YXGOJV.

4. Константинова, В.Г. Развитие кадров как имиджевая составляющая в региональной системе образования / В.Г. Константинова // Профессионализация кадров как основа динамического развития муниципальной системы образования: Материалы XIV муниципальной конференции, Рыбинск, 02-03 февраля 2016 года. - Рыбинск: МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2016. - С. 8-10. -EDN YVYZIJ.

5. Порохова, М.В. Эффективность муниципальной власти как имиджевый показатель (на примере Московской области) / М.В. Порохова // Власть. - 2017. - Т. 25, № 6. - С. 165-167. - EDN YUTOMD.

6. Роль и значение имиджа тренера в работе с юными спортсменами / Е.Г. Шевырева, A.B. Петров, Д.Н. Архипова, О.В. Петрова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 44. - DOI 10.17513/spno.30638. - EDN RXXVHS.

7. Рябчевская, Е.С. Имидж как элемент эффективного управления организацией / Е.С. Рябчевская, М.В. Ершова // Научные горизонты,-2019.-№ 10(26).-С. 130-141,-EDNTXVWPC.

8. Степанова, Д.П. Технология формирования позитивного имиджа вида спорта / Д.П. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 6. - С. 41-42. - EDN YMRBNJ.

9. Шепель, В.М. Слагаемые управленческого успеха / В.М. Шепель // Репутациология. - 2009. - № 2(3). - С. 78-85. -EDNNYENUZ.

10. Янукович, E.H. Имиджеобразующие факторы содействия брендингу образовательных услуг / Е.И. Янукович // Труды БГТУ. История, философия, филология. - 2014. - № 5(169). - С. 192-195. - EDN XERHRL.

Педагогика

УДК 372.857

кандидат педагогических наук, доцент Кротова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Матвеева Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Киселева Надежда Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Аннотация. В работе продолжается исследование вопросов формирования экологической компетентности обучающихся на основе решения эколого-ориентированных задач в школьном биологическом образовании на примере курса «Биология» для учащихся 6 класса. Авторы обосновывают, что эффективным средством формирования экологической компетентности обучающихся являются эколого-ориентированные задачи. Подчеркивается, что современном образовании огромным потенциалом обладают эколого-ориентированные задачи, основанные на реальных ситуациях, тесно связанных с практико-ориентированной деятельностью. Раскрывается модель построения эколого-ориентированной задачи, включающая блоки проектирования и реализации. Описаны «шаги»: ознакомление - понимание -применение - анализ - синтез - оценку, которые последовательно должны пройти обучающиеся в процессе выполнения эколого-ориентированной задачи. В статье приведены примеры эколого-ориентированных задач разных типов в соответствии с тематическим планированием курса «Биология 6 класс».

Ключевые слова: компетентность, экологическая компетентность, экологизация образования, школьное биологическое образование, эколого-ориентированные задачи.

Annotation. The work continues the study of the issues of formation of environmental competence of students on the basis of solving environmentally-oriented problems in school biological education on the example of the course "Biology" for students of the 6th grade. The authors substantiate that environmentally-oriented tasks are an effective means of forming the environmental competence of students. It is emphasized that environmentally-oriented tasks based on real situations, closely related to practice-oriented activities, have great potential in modern education. A model for constructing an environmentally-oriented task is disclosed, including design and implementation blocks. The "steps" are described: familiarization - understanding - application - analysis -synthesis - assessment, which students must consistently go through in the process of performing an environmentally oriented task. The article provides examples of environmentally-oriented tasks of various types in accordance with the thematic planning of the course "Biology Grade 6".

Key words: competence, environmental competence, ecologization of education, school biological education, environmentally-oriented tasks.

Введение. Экологическая компетентность пронизывает все сферы деятельности человека и имеет надпредметный и надпрофессиональный характер. В современном биологическом образовании делается акцент на экологизацию образования. Школьный курс биологии обладает высоким потенциалом развития умения применять естественнонаучные знания в реальной жизни, проявлять заботу об окружающей среде, участвовать в природоохранной деятельности, таким образом, формируя экологическую компетентность обучающихся.

Отличительной особенностью содержания биологического образования является формирование основ экологической компетентности. Значимым потенциалом обладают эколого-ориентированные задачи, способствующие развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.