УДК [330.15+557.4] :622
© А. А. Тё, 2011
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ГОРНОДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ
Представлены новые подходы к экономическому регулированию природопользования на горнодобывающем предприятии. Даны оценки видов ущербов и выявлены их взаимосвязи. Систематизированы экологоэкономические издержки исходя из типа воздействия горнопромышленной деятельности. Представлена система производственноэкологического управления горнодобывающим предприятием.
Ключевые слова: экологический ущерб, социальный ущерб, экономический ущерб, природопользование.
Горнодобывающая деятельность неизменно сопровождается загрязнением природы — это типичная проблема природопользования, которая особенно остро проявляется в отношении конкретной производственной экологии и экономики. Для снижения негативного воздействия необходимо использование принципа предупредительного сохранения природы, а не восстановления после загрязнения. К сожалению, последний подход до настоящего имеет наибольшее распространение при горнопромышленной деятельности. Рассматриваю данную проблему необходимо выделение следующих взаимосвязанных экономических категорий:
• экологический ущерб;
• социальный ущерб;
• экономический ущерб.
При рассмотрении взаимосвязей производственной экологии и экономики первоочередное значение имеет экономический ущерб, определяемый через стоимостную оценку ущерба окружающей природной среде, прямые и косвенные ущербы предприятиям и населению, связанные с ухудшением условий производства, труда и жизни. Как видно основой возникновения экономического ущерба является экологический ущерб, а соци-
альный ущерб является результатом сочетания экологоэкономических потерь.
Для снижения негативных последствий необходима реализация программно-целевых методов по использованию природных ресурсов или предотвращению негативных последствий горнопромышленной деятельности, что предполагает построение своей природно-технологической цепочки, соединяющей первичные природные и производственные факторы с конечной продукцией и мероприятиями по предотвращению и ликвидации экологических последствий (табл. 1).
Формируемый эколого-экономический ущерб можно представить в виде различного ряда издержек, затрат, убытков, потерь и других негативных последствий.
Для ограничения потенциально возможных ущербов окружающей среды от антропогенных загрязнений является экологическая регламентация. Она направлена на упорядочение использования ресурсов недр через систему запретов, лимитов и ограничений, на основе которых установлены санкции за нарушение окружающей среды. Правильно сформированная экологическая регламентация позволяет уравновесить затраты и выгоды в производственно-экологических системах без существенных ущербов природе от горнопромышленной деятельности. Учитывая, что всякая производственная деятельность наносит ущерб окружающей среде, поэтому в экономике любой производственной деятельности должны предусматриваться затраты на природовосстановительные мероприятия и компенсацию ущерба окружающей среде, хозяйствующим субъектам и населению.
Таким образом возникает задача определения экономического оптимума экологических загрязнений и природоохранных затрат, нахождения размеров предельной частной прибыли (в нашем случае — минимуме необходимых затрат на приведение экологических последствий горнопромышленной деятельности до установленных норм) и предельных экстернальных издержек. При этом необходимо сбалансировать интересы всех субъектов эколого-экономических процессов: население, общество, органы управления разных уровней, собственники природных ресурсов, горнопромышленники.
10
Таблица 1
Систематизация эколого-экономических издержек исходя из вида типа воздействия горнопромышленной деятельности
Тип воздействия горнопромышленной деятельности
Природно-техногенный Социальный
Атмосфера Гидросфера Ландшафт Природные ресурсы Экстернальные последствия Ликвидация жилья Переселение
Выделение Подтопление Сдвижение Потери за- Удорожание Ликвидация переселение
газов, обра- (осушение) земной по- пасов недр, продукции жилья, на- населения из
зование пы- поверхности, верхности, природных предприятий ходящегося зон негатив-
ли и других стоки загряз- уменьшение ресурсов других отраслей в зоне гор- ного воздей-
вредных ве- ненных вод сельхозуго- региона ного отвода ствия
ществ, в т.ч. дий, образо-
автотранс- вание отва-
портом лов
Издержки на: Потери Издержки на:
предотвра- предотвра- восстановле- природного ликвидацию Улучшение социально-
щение за- щение за- ние ланд- капитала экстернального экономической ситуации, в
грязнения и грязнения шафта и воздействия т.ч. здоровья населения
утилизацию сточных вод природо- горного произ-
вредных га- охранную водства
зов деятельность
Таблица 2
Система производственно-экологического управления
Системообразующие принципы Основные организационные системы
платность природопользования; ценообразование с учетом экологических факторов; налоговое регулирование; лицензирование; возмещение вреда; окупаемость экологических проектов и текущих экологических затрат; система штрафов экологическое нормирование планирование; финансирование; прогнозирование ситуаций; определение лимитов использования ресурсов; установление нормативов платы за ресурсы; предоставление налоговых и финансово-кредитных льгот
Так как все объекты природы претерпевают антропогенные воздействия от горно-промышленной деятельности, то для того, чтобы природа не утрачивала своего производительного потенциала необходимо осуществление экологических и мониторинговых мероприятий по наблюдению за состоянием окружающей среды и организации рационального природопользования посредством использования соответствующих институциональных и экономических механизмов.
Данный инструментарий должен быть представлен системно с формированием организационных систем исходя из сложившихся системообразующих принципов (табл. 2). При этом данную систему можно представить как вид систем с оценками и обратной связью, которая должна базироваться на системообразующих и организационных принципах.
С учетом сформированной системы экономического управления природопользованием при формировании природоохранных мер должны реализовываться следующие требованиями:
• обеспечение экологической безопасности;
• рациональное использование и воспроизводство природноресурсного потенциала;
• разработка основных принципиальных схем и механизмов взаимодействия производственной и непроизводственной деятельности в природной среде;
• гармонизация взаимоотношений между природно-ресурсным потенциалом и социально-экономическим развитием территорий;
• обеспечение финансовыми ресурсами мер по экологическим проблемам;
• разработка концепций экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• совершенствование системы природоохранного законодательства и нормативных экологических требований к производственной деятельности в природной среде;
• создание эффективной системы федеральных, региональных, отраслевых и местных органов экологического надзора и управления для осуществления единой государственной экологической политики в стране.
Рассмотренные эколого-экономические проблемы, возникшие в условиях рыночных отношений, имеют непосредственное влияние на решение природоохранных задач при осуществлении добычи и переработки ресурсов недр. Такие задачи необходимо решать системно, на единой методологической основе, учитывая территориальные интересы и бюджетные возможности на федеральном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мясков А.В., Петров И.В., Стоянова И.А. Экономическая оценка факторов влияния развития угольного производства на состояние окру-жающей2. Петров И.В., Кушнеров Ю.П., Куршева С.Б. Бюджетное управление — инструмент достижения целей горного предпри-ятия//ГИАБ. —2005. — № 9. — С. 142—147.