А.А. Агапов, И.В. Петров
АНАЛИЗ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХАСПЕКТОВ ПОСЛЕДСТВИЙ ЛИКВИДАЦИИ ШАХТ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Семинар № 6
ш ш онятия, принципы производственной
А. Л. экологии
Экологические условия производственной деятельности являются частью природных и социальных условий общественного воспроизводства, которые осуществляются в рамках так называемого природно-прост-ранственно-временного континуума конкретной общественно-экономической формации страны. В данной формулировке термин «континуум» означает непрерывность протекания и изменения экологических условий в зависимости от целенаправленной производственной деятельности.
Поэтому в данной работе приводятся экологические, экономические и социальные аспекты управления производственноэкологическими процессами на уровне хозяйственной деятельности в территориальноотраслевом разрезе и на федеральном уровне.
Производственная экология представляет один из разделов прикладной экологии, разрабатывающей принципы, правила и хозяйственные механизмы рационального производственного природопользования, а экономика - рассчитывается как производственное потребление воспроизводственных факторов общества с целью удовлетворения потребностей пользователей и потребителей соответствующих факторов производства через использование институциональных и рыночных механизмов, регулирующих потребление общественных, природных и капитальных ресурсов для расширенного воспроизводства материальных и природных благ.
На рисунке в общем виде представлена схема взаимосвязи и взаимодействия природных и социальных условий, ресурсов и факторов рыночной экономики в процессе воспроизводства.
Учитывая общеизвестное положение о том, что элементы природы являются необходимыми условиями, ресурсами и факторами, объектами и продуктами производственно-экономической
деятельности и постоянно входят в процесс воспроизводства, проблемы их постоянного восстановления и устранения негативных последствий
хозяйственной деятельности следует относить к проблемам общенационального значения. Поэтому следует считать достаточно устаревшей концепцию непроизводительного характера экологических затрат. Рассмотрение природы с точки зрения природного капитала как органической части совокупного национального капитала позволят обосновывать концепцию производственного характера экологических затрат и создавать принципиально иные механизмы природопользования, защиты и восстановления природы. Вообще услуги природы, выступая в форме факторов общественного производства, представляют экологическую компоненту производственных затрат в производственной функции эколого-производственной системы.
Отметим также, что природный капитал составляют - не воспроизводимый (критический) природный капитал и природный капитал, который можно заменить воспроизводимым или искусственным капиталом.
Важным понятием эколого-экономичес-кой системы является понятие природоемкости, которое может быть конкретизировано применительно к уровням хозяйствования: макроуровню экономики (федеральный уровень), отраслевому уровню, производственному уровню (предприятие)
Имеющиеся возможности экономии природных ресурсов в сфере производственного потребления можно представить в виде разности общего производственного потребления природных ресурсов и рационального потребления природных ресурсов.
Разделив члены уравнения на объем валовой продукции и сделав перестановки, получаем структурную природоемкость валового выпуска, которая равна сумме рациональной природоемкости и нерациональной природоемкости.
Если вместо валовой продукции в уравнения подставить выпуск конечной продукции в натуральном выражении, то получим стандартную природоемкость по видам продукции. Например, вывод земельных угодий на одну тонну добычи угля в зависимости от
условий отработки запасов. Фактически это комплексная оценка эффективности функционирования природно-производственного комплекса, соединяющего первичные природные ресурсы с конечной продукцией. И чем меньше будет показатель стандартной природоемкости, тем эффективнее будет процесс преобразования природного вещества в конечную продукцию и тем меньше будут отходы, загрязнения и экономические ущербы.
Среди существующих подходов к определению экономической ценности природных ресурсов и природных услуг можно выделить следующие: рыночная оценка, рентный доход, затратный подход, альтернативная стоимость.
И хотя не все эти подходы до настоящего времени не имеют общепризнанных методов экономической оценки, они позволяют округленно производить в общем приемлемую экономическую оценку природных ресурсов и услуг, используемых в производстве.
При этом общим правилом для любого нового производственного, эколого-эко-
номического и управляющего решения является превышение выгоды над затратами.
Естественно, что в составе затрат должны быть включены прямые и косвенные затраты на использование всех составляющих природного капитала.
Следующим важным понятием для экономики производственной экологии являются так называемые экстерналии, под которыми понимаются внешние эффекты (ущербы) хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, наносящие ущерб окружающей природной среде, интересам других субъектов.
Поэтому в конкретной производственноэкологической системе предприятий, действующих в условиях экстернальных воздействий, кривая предложения может трансформироваться в несколько кривых предельных издержек, влияющих на цены и объемы выпуска продукции.
Особую роль в создании системы рационального природопользования в условиях становления рыночной экономики, несомненно, должны сыграть отношения собственности по поводу производственного и непроизводственного использования ресурсного потенциала природы учитывая многообразие интересов собственников, пользователей и распорядителей природно-ресурсного ка-
питала в рамках хозяйственной деятельности, а также неразвитость теории отношений собственности в эколого-экономической сфере. Поэтому представляет определенный интерес понимание необходимых отличий отношений собственности, которые играют конструктивную роль в понимании существа экологоэкономических отношений и в создании эффективных экономических форм и механизмов регуляции эколого-экономических процессов и отношений (табл. 1).
Неразвитость экономических форм и механизмов регулирования эколого-
экономических процессов и отношений как уже было сказано приводит к экстернальным издержкам. Обычно загрязнения и соответственно ущерб объясняется отсутствием прав собственности на загрязняемую территорию или низкой экологической культурой, что естественно приводит к повышению издержек других хозяйствующих субъектов и снижению качества природных услуг, входящих в непосредственное потребление природных благ и условий жизни населения.
Задача государственных органов управления состоит в однозначном установлении прав собственности на природные ресурсы и введение в систему эколого-экономических отношений таких законодательных актов, которые бы способствовали сбалансированности интересов всех участников рыночных процессов и повышению эффективности распределения и использования природных ресурсов эколого-экономической системы.
Вопросы оценки экологических ущербов.
Отношения собственности Экономические формы Механизмы реализации отношений собственности
капитала богатства
дохода дохода
Владение Рентный доход Скрытый рентный доход Арендная плата, капитал, потребительские блага
Пользование Операционная прибыль Потенциальная прибыль Производственное и личное пользование
Распоряжение Дивиденды Скрытые дивиденды Экономический успех
Срочность Процент Скрытый процент Финансовый успех
Таблица 2
Тип воздействия
Природно-техногенный Социальный
Атмосфера Гидросфе- ра Ландшафт Природные ресурсы Экстерналь-ные последствия Ликвидация жилья Переселение
Выделение газа метана, образование пыли и других вредных выделений из горящих отвалов Подтопление поверхности, стоки загрязненных вод Сдвижение земной поверхности, уменьшение сельхозугодий, образование породных отвалов Потери запасов, консервация запасов Удорожание продукции предприятий других отраслей Ликвидация локальных поселков и жилья, находящегося в зоне горного отвода переселение высвобожденных работников и их семей из районов Крайнего Севера
Издержки на: Потери природного капитала Издержки на:
предотвращение загрязнения и утилизацию вредных газов предотвращение загрязнения сточных шахтных вод восстановление ландшафта и природоохранную деятельность ликвидацию экстерналь-ного воздействия ликвидируемых шахт ликвидацию шахтных поселков, жилья, находящегося в зоне горных отводов; переселение высвобожденных работников из районов Крайнего севера; трудоустройство и переобучение
Таблица 3
Система производственно-экологического управления
Системообразующие принципы Основные организационные системы
платность природопользования; экологическое нормирование
ценообразование с учетом экологических факторов; планирование;
налоговое регулирование; финансирование;
лицензирование; прогнозирование ситуаций;
возмещение вреда; определение лимитов использования ресурсов;
окупаемость экологических проектов и текущих экологических затрат; установление нормативов платы за ресурсы;
система штрафов предоставление налоговых и финансово-кредитных льгот
Принцип - природу выгодней охранять, чем загрязнять, к сожалению до настоящего времени еще не получил воплощения в экономических механизмах хозяйствования. Загрязнение природы - типичная проблема природопользования. Эта довольно сложная проблема не до конца разработана как в теоретическом отношении, так и в методиче-
ском плане, особенно в отношении конкретной производственной экологии и экономики. Это положение со всей остротой относится к такой экстремальной эколого-экономичес-кой ситуации, которая связана с оценкой последствий массовой ликвидации особо убыточных шахт, осуществляемой в
сжатые сроки и охватывающие большие территории.
Можно выделить следующие взаимосвязанные понятия в этой проблеме:
• экологический ущерб;
• социальный ущерб;
• потеря продуктивности конкретных производственно - экологических хозяйственных систем;
• экономический ущерб (экстернальные экологические и экономические издержки);
• механизмы возмещения ущербов;
• природоохранные и природовосстановительные мероприятия.
Для производственной экологии и экономики первоочередное значение имеет экономический ущерб, под которым следует понимать стоимостную оценку ущерба окружающей природной среде, прямые и косвенные ущербы населению, предприятиям от ухудшения условий труда, жизни и производства.
Реализация программно-целевых методов по использованию природных ресурсов или предотвращению негативных последствий (в нашем случае - последствий ликвидации шахт) предполагает построение своей природно-продуктовой цепочки, соединяющей первичные природные и производственные факторы с конечной продукцией и мероприятиями по ликвидации экологических последствий (табл. 2).
В ряде случаев величину экологоэкономического ущерба можно представить в виде различного ряда издержек, затрат, убытков, потерь и других негативных последствий.
Оптимизация уровня затрат по восстановлению окружающей среды и контролю. Одним из основных звеньев политики в области охраны окружающей среды от антропогенных загрязнений является экологическая регламентация.
Она направлена на упорядочение использования природных ресурсов, запретов, ограничений, установление санкций за нарушение природоохранных мероприятий.
Предполагается, что экологическая регламентация позволяет уравновесить затраты и выгоды в производственно-экологических системах без существенных ущербов природе, а в нашем рассматриваемом случае - позволит минимизировать затраты, связанные с массовой ликвидацией шахт.
Вообще проблему определения экономического оптимума экологических загрязнений, видимо необходимо решать, и находить при равенстве предельной частной прибыли (в нашем случае - минимуме необходимых затрат на ликвидацию экологических последствий ликвидации шахт до установленных норм) и предельных экстернальных издержек.
При таком методическом подходе могут балансироваться интересы всех субъектов эколого-экономических процессов.
Поскольку контроль загрязнения окружающей среды сопровождается затратами, как правило, всегда ограниченных ресурсов, постольку общество должно делать выбор в отношении распределения ресурсов между объемом производства и обеспечением определенного уровня безопасности окружающей среды.
Институционные и экономические механизмы регулирования природопользования. Известно, что все объекты природы претерпевают антропогенные воздействия от производственно-хозяйственной деятельности.
Для того чтобы природа не утрачивала своего производительного потенциала необходимо осуществление экологических и мониторинговых мероприятий по наблюдению за состоянием окружающей среды и организации рационального природопользования посредством использования институциональных и экономических механизмов, содержание которых должно быть существенно экологизировано.
Следует отметить, что еще в 1987 г. Комиссия ООН выдвинула концепцию устойчивого развития, в основу которого была положена идея экологически чистого развития, предполагающая удовлетворение потребностей общества без ущерба для будущих поколений, а на Международной конференции ООН по проблемам окружающей среды и будущего развития цивилизации (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) была принята Декларация по защите окружающей среды, правам и обязанностям стран. Что особенно важно, это то, что один из выводов конференции сводится к тому, что традиционно плохо регулируемая рыночная система, движущей силой которой является частная собственность и получение сверхприбыли, наносит невосполнимый ущерб природе.
Схема взаимодействия производственных и социальных условий, ресурсов, факторов рыночной экономики
Данное положение особенно важно для периода становления российской рыночной экономики, и поэтому должна возрастать роль государственного регулирования в вопросах эффективного управления экологопроизводственной деятельностью предприятий.
Систему производственно-экологичес-
кого управления можно представить как вид систем с оценками и обратной связью, которая должна базироваться на системообразующих принципах и организационных системах (табл. 3).
Учитывая, что всякая производственная деятельность наносит ущерб окружающей среде, поэтому в экономике любой производственной деятельности должны предусматриваться затраты на природовосстановительные мероприятия и компенсацию ущерба окружающей среде, хозяйствующим субъектам и населению.
Основными требованиями для реализации этих мер должны быть:
• обеспечение экологической безопасности;
• рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала;
• разработка основных принципиальных схем и механизмов взаимодействия про-
изводственной и непроизводственной деятельности в природной среде;
• гармонизация взаимоотношений между природно-ресурсным потенциалом и социально-экономическим развитием территорий;
• обеспечение финансовыми ресурсами мер по экологическим проблемам;
• разработка концепций экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• совершенствование системы природоохранного законодательства и нормативных экологических требований к производственной деятельности в природной среде;
• создание эффективной системы федеральных, региональных, отраслевых и местных органов экологического надзора и управления для осуществления единой государственной экологической политики в стране.
Рассмотренные эколого-экономические проблемы, возникшие в условиях рыночных отношений, имеют непосредственное влияние на решение задач закрытия нерентабельных шахт, и, в частности, на выполнение природоохранных мер. Такие задачи необходимо решать системно, на единой методологической основе, учитывая территориальные интересы и бюджетные возможности на федеральном уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапов А.Е. Эколого-экономическая оценка и систематизация мер по снижению негативных экологических последствий ликвидации угольных шахт. - М.: МГГУ, 2003, 28.
2. Азимов Б.В., Навитний А.М. Проблемы ликвидации экологических последствий при закрытии угольных шахт и разрезов. - М., жур. Уголь, 2002, №3.
3. Архипов НА. Оценка эколого-экономических последствий закрытия угольных шахт / Сб. «10 лет кафедре «Экономика природопользования». - М.: Изд-во АГН, 1997. - С. 70-73.
4. Астахов А.С., Малышев Ю.Н., Пучков Л.А., Харченко В.А. Экология: горное дело и природная среда: Учебник для вузов. -М.: Изд-во Академии горных наук, 1999.
— Коротко об авторах
Агапов Андрей Александрович, Петров Иван Васильевич — кафедра «Экономика и планирование горного производства», Московский государственный горный университет.
-------------------------------------------- © В.Г. Дербенев, 2004
УДК 338.4
В.Г. Дербенев
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ДОБЫЧЕ ДЕФИЦИТНЫХ МАРОК УГЛЯ
Семинар № 6
ш Ш ри разработке месторождении при-_Ж_Ж меняются разнообразные технологические системы и комплексы горнодобывающих машин. Все угледобывающие предприятия по технологическому принципу делятся на два больших класса: шахты - с подземной добычей угля и разрезы, применяющие открытый способ разработки. Применение того или иного способа определяется экономической целесообразностью с учетом конъюнктуры рынка угля, особенностями горно-геологических условий, мощности (толщины) пластов угля, глубины их залегания, научно-технического прогресса в создании горной техники.
При добыче угля открытым способом имеют место следующие проблемы:
1. Пласты с мощностью до 5 м относятся к некондиционным и из добычи, как правило, исключаются.
2. Месторождения отрабатываются по простиранию с очень низким темпом углубки 5-10 м в год при общей глубине отработки до 300 м. Это определяет избыточность действующего фронта на весь срок эксплуатации предприятия, составляющего 30 лет и более. При этом
- требуется долгосрочное поддержание излишней протяженности всех видов коммуникаций:
- возникает необходимость в максимальных сроках изъятия земель, увеличиваются площади нарушенных земель;
- стадия рекультивации переносится на последнюю фазу отработки месторождения, ко-