Научная статья на тему 'Экологизация российской экономики в условиях становления рыночных отношений'

Экологизация российской экономики в условиях становления рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / GREENING OF THE ECONOMY / NATIONAL INTERESTS / VITAL INTERESTS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INDUSTRIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудрецов Анатолий Филиппович, Прудникова Анна Анатольевна

Рассматриваются проблемы экологизации российской экономики в условиях становления рыночных отношений и, в первую очередь, необходимость экологически ориентированного изменения структуры российской экономики. Проведен анализ последствий вступления России в ВТО и предложены способы вхождения России на путь устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGIZATION RUSSIAN ECONOMY IN CONDITIONS OF MARKET RELATIONS

The problems of greening of the Russian economy in the conditions of market relations and, above all, the need for environmentally-oriented restructuring of the Russian economy. The analysis of the effects of Russia joining the WTO and the proposed methods of Russia's entry to the path of sustainable development.

Текст научной работы на тему «Экологизация российской экономики в условиях становления рыночных отношений»

ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ

МУДРЕЦОВ А. Ф, ПРУДНИКОВА A.A.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ^

Рассматриваются проблемы экологизации российской экономики в условиях становления рыночных отношений и, в первую очередь, необходимость экологически ориентированного изменения структуры российской экономики. Проведен анализ последствий вступления России в ВТО и предложены способы вхождения России на путь устойчивогоразвития.

MUDRESOVA.F. PRUDNIKOVA, A.A.

ECOLOGIZATION RUSSIAN ECONOMY IN CONDITIONS OF MARKET

RELATIONS

The problems of greening of the Russian economy in the conditions of market relations and, above all, the need for environmentally-oriented restructuring of the Russian economy. The analysis of the effects of Russia joining the WTO and the proposed methods of Russia's entry to the path of sustainable development.

Ключевые слова: экологизация экономики, национальные интересы, жизненно важные интересы, устойчивое развитие, отраслевая структура.

Keywords: the greening of the economy, national interests, vital interests, sustainable development, industrial structure.

Мировое сообщество активно обсуждает концепцию устойчивого хозяйствования, под которым понимается модель социально-экономической жизни общества, при реализации которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается без лишения такой возможности будущих поколений. Обеспечение устойчивого хозяйствования требует не просто инвестиций в экологию или каких-то новых технологий, но, прежде всего, социальных новаций, смены приоритетов и целей развития цивилизации [1].

В первую очередь, мы должно задуматься над сохранением основополагающих ценностей цивилизации, мобилизации всех ее защитных сил и механизмов самосохранения для чего необходимо, в первую очередь, обеспечить его экологическую безопасность, тем более что взаимодействие общества с природной средой последние несколько десятилетий уже вызывает серьезную тревогу.

1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, Проект № 10-02-00172а

Человеческая деятельность использует, одни в большей степени, другие в значительной или почти целиком, практически все возобновимые и не-возобновимые природные ресурсы. Наша деятельность заметно меняет природную среду и, к сожалению, это в основном негативные изменения, но если до недавнего времени такие изменения были ограничены определенными территориями, то в настоящее время они приобрели массовый характер приведшие к превышению ассимиляционных способностей локальных экосистем, одним из следствием которого стало глобальное изменение климата, повлекшее за собой парниковый эффект, озоновые дыры, изменение уровня мирового океана, уничтожение зеленого покрова планеты.

Серьезную проблему для человечества уже сейчас представляет загрязнение природной среды, и если развитие промышленности и других видов деятельности будет продолжаться прежними способами, то весьма вероятен определенный кризис в недалеком будущем, чему способствует тот факт, что существующую в настоящее время мировую экономику определяют рыночные силы, которые находятся в разладе с экосистемами планеты и тем самым разрушает свои природные механизмы поддержки, что касается России, то ситуация выглядит еще более плачевно.

Смена в начале 90-ых политической формации повлекла за собой очень большие перекосы в отраслевой структуре экономики отражающей существующее соотношение (пропорции) между макроэкономическими элементами входящими в систему народного хозяйства и которая является одной из важнейших составляющих влияющей на обеспечения экологической безопасности страны и если при советской власти экономика характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, то нынешняя отраслевая структура проявляется в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей.

Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний рынок вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.

Так в общем объеме российского экспорта по итогам 2011 года, по данным Минэкономразвития, топливно-энергетические товары занимали в стоимостном выражении более 70%, из которых нефть и нефтепродукты более 53%, на долю остальных сырьевых ресурсов вывозимых из страны от общего объема приходится 21,6%, то есть в общей сложности на долю топ-ливно-сырьевых товаров приходится более 90%, тогда как в 2000 г. удельный вес в российском экспорте их доля составляла 53,2%, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства -80,4%, что касается экспорта подобных товаров из СССР, то он был меньше в несколько раз.

Таким образом, иа лицо довольно существенное увеличение экспорта сырьевых материалов, в результате которого формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала. Но главная проблема состоит не только в том, что сырьевая ориентация российской экономики ставит нашу страну в унизительное положение третьеразрядных стран, а в том, что безудержное использование невозобновимых природных ресурсов, и не только на экспорт, но и внутри страны, нарушает экологический баланс и отрицательно влияет на благосостояние будущих поколениях.

Надо сказать такая ситуация в настоящее время в связи с вступлением в Всемирную Торговую Организацию (ВТО) еще более обострилась, что основано на следующих гипотезах - создание Всемирной Торговой Организации (ВТО) основано на принципах Международного разделения труда (МРТ) и представляет собой способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими. Это обусловлено тем, что специализация ряда стран основана на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются как собственным производством, а также посредством участия в международной торговли.

В целом можно сказать, что международное разделение труда является прогрессивным явлением постиндустриального развития мировой системы, но в силу некоторых отрицательных черт (гегемония некоторых стран и т.д.) Всемирная Торговая Организация вызывает справедливое опасение ряда стран и прежде чем говорить о функционировании экономики России в рамках ВТО, на наш взгляд, необходимо рассмотреть все последствия вступления России в ВТО, все за и против, тем более что сделать это очень легко, так как дискуссия об этом идет уже много лет. Анализ публикаций по этому поводу показал, что положительными результатами присоединения России к ВТО можно считать следующие:

❖ выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

❖ международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

❖ возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

❖ защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

❖ получение лучших в сравнении с существующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

❖ доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

❖ создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

❖ расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

❖ создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

❖ участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

❖ улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Такие, по мнению большинства сторонников вступления России в ВТО, положительные моменты этого действия, но существует и опасение, что благодаря приходу международных корпораций на российский рынок усилится конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций.

В связи с этим возможно значительное падение рентабельности бизне-сов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор, так как по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов.

Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики главным образом из-за снижения экспортных пошлин, открывающих широкую дорогу импортным товарам [2].

Все это показывает необходимость экологически ориентированного изменения структуры российской экономики, которая должна заключаться, во-первых, в уменьшении потребления природных ресурсов в процессе промышленного производства; во-вторых, перейти от экспорта первичного природного сырья на поставку конечной продукции, или хотя бы полуфабрикатов; в-третьих, необходимо сконцентрировать особое внимание на тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические структуры, способные завоевывать мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и

аэрокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, сферы высоких технологий; в-четвертых, внедрение безотходных производств; в-пятых, создание условий для переработки вторсырья, включая государственную поддержку.

В тоже время для минимизации рисков вступления в ВТО, на наш взгляд, необходимо осуществление ряда масштабных, хотя и долговременных, проектов позволяющих значительно повысить значимость России в мировом сообществе и послужить залогом осуществления глубокой трансформации российской экономической системы. К некоторым таким проектам можно отнести:

1. Создание транспортной сети (в основном железнодорожной) связующей Европу со странами Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Южная Корея). Создание такой транспортной сети потребует соответствующую про -изводственную инфраструктуру, что позволит, во-первых, повысить обеспеченность рабочими местами, во-вторых, обеспечить заказами наши отрасли промышленности: металлургическую и т.д., в-третьих, потребует строительства ряда заводов и т.д. (тепловозы, вагоны, электроэнергия).

2. Россия по своему местоположению находится в зоне рискового земледелия, хотя в тоже время обладает лучшими черноземами в мире, из этого следует, что в России на черноземах необходимо сосредоточить производство зерновой продукции пользующейся спросом в мире, а на остальной части необходимо заниматься интенсивным животноводством, благо для этого есть все условия: вода, луга и т.д.

3. Отрасль животноводства должна состоять из ряда подотраслей, продукция которых будет экологически чистой, эксклюзивной и пользоваться повышенным спросом на мировом рынке (на основе проведенного анализа). Желательно производство полуфабрикатов и готовой продукции, что делает необходимым строительство перерабатывающих заводов.

4. Для сырьевых отраслей, использующих природные ресурсы, чтобы избежать сырьевой ориентации страны, необходимо организовать переработку сырья в конечный продукт или хотя бы в промежуточный.

5. Максимально благоприятствовать развитию отраслей находящихся в настоящее время на лидирующих позициях в мире (космическая, авиастроение и т.д.).

6. Необходимо предусмотреть комплекс мер по привлечению инвестиций, как иностранных, так и отечественных (щадящее налогообложение, отсрочка платежей, амнистии первые годы).

7. Выполнение указанных пунктов, на наш взгляд, потребует значительного увеличения производственного персонала, как простого, так и квалифицированного, что потребует создания соответствующих учебных заведений и перепрофилирование существующих.

Все выше сказанное делает крайне необходимой разработку эффективной структурной политики путем осуществления целенаправленных мер по формированию, поддержанию и изменению пропорций в экономике для эффективного использования всех видов ресурсов и более полного удовлетво-

рения общественных потребностей, что, на наш взгляд, поможет осуществлению широко рекламированного проекта создания к 2020 году 25 миллионов рабочих мест, хотя я очень сомневаюсь, что даже при наличии масштабных проектов это может быть осуществлено к этому сроку.

Суть экологически сбалансированного изменения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объемов производства природоэксплуати-рующих и ресурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств в природно-продуктовой вертикали, связанных с преобразованием природного вещества и получением на его основе конечного продукта, т.е. речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве в пользу ресурсосберегающих, технологически передовых отраслей и видов деятельности. Такая структурная перестройка экономики позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг и снизить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах и, в тоже время, позволит высвободить порядка 20—50% используемых сейчас неэффективно природных ресурсов при увеличении конечных результатов. И это очень важно, так как сейчас в нашей стране наблюдается значительное избыточное потребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д.

[3].

Основную роль, по нашему мнению, при экологизации экономики должна играть государственная политика в области совершенствования экономического и финансового механизма природопользования которую следует направить на:

❖ экономическую реализацию полномочий государства как собственника природных ресурсов;

❖ экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и применение ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также широкое использование отходов (техногенного сырья)

❖ формирование эффективных финансовых механизмов обеспечения воспроизводства и охраны природных ресурсов;

❖ совершенствование действующей системы платежей за природные ресурсы (природопользование и загрязнение) в рамках осуществляемой налоговой реформы с учетом необходимости увеличения доли этих платежей в структуре взимаемых налогов;

❖ разработку методических подходов установления рентных принципов налогообложения в природопользовании;

❖ использование методов экономической оценки природных ресурсов и определение экономического ущерба для расчета ставок и платежей;

❖ активное стимулирование и государственную поддержку экологического предпринимательства (экологическое производство и экологические услуги);

❖ внедрение (там, где это целесообразно и эффективно) элементов природно-ресурсного страхования.

В этой связи экономическая политика государства в области охраны природы в условиях рыночных отношений должна осуществляться по следующим направлениям:

❖ создание возможности регулирования территориально-ресурсных и производственных отношений с помощью экологических ограничений и нормативов;

❖ проведение рациональной инвестиционной политики в сфере охраны природы;

❖ создание системы платежей за природопользование и учет экологических факторов при налогообложении;

❖ увеличение финансирования и расширение органов контроля за претворением природоохранной политики;

❖ создание новых форм кредитно-финансового обеспечения природоохранных работ;

❖ формирование рынка экологических услуг, при этом структура их рынка должна включать в себя:

❖ научно-технические и производственные центры по разработке и выпуску природоохранных технологий, очистного оборудования, систем контроля и мониторинга, приборов идр.;

❖ организации и объединения, ведущие работы по обустройству рекреационных зон, вывоз и переработку отходов, очистку рек и водоемов идр.;

❖ ассоциации, центры, фирмы, ведущие геоэкологические исследования и съемки, производящие прогнозы изменения экологической обстановки и составляющие экологические карты и схемы;

❖ информационные центры, представляющие информацию о состоянии среды и о состоянии научных и технических разработок в области охраны природы;

❖ центры экологических знаний, профессионального обучения и переподготовки;

❖ посреднические фирмы, занимающиеся рекламой и заключением контрактов.

❖ расширить деятельность в области экологического предпринимательства и принять закон об основах экологического предпринимательства, который должен быть направлен на регулирование деятельности по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения, определять принципы формирования и использования соответствующих финансовых ресурсов, и вводится с целью определения экологического предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений экономического развития государства;

❖ формирования и совершенствования системы экологического предпринимательства с учетом тенденций развития рыночных отноше-

ний и обеспечения правового регулирования экологического предпринимательства как особого вида предпринимательской деятельности;

❖ реализации концепции перехода государства к устойчивому развитию; перераспределения части расходов по охране и воспроизводству природных ресурсов на субъектов предпринимательской деятельности; формирования основ соответствующей отрасли национальной экономики.

_Литература_

1. Марков Ю.Г. «Социальные факторы экологически устойчивого развития». В сборнике «Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего», часть 1. Новосибирск: РАН СО, 1994, 47-58 с.

2. BiblioFond.ru.

3. Ekonom-prirora.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.