Научная статья на тему 'Проблемы экологической безопасности вступления России в ВТО'

Проблемы экологической безопасности вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ENVIRONMENTAL SAFETY / WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабанцева Н. Г.

Введение. Резкое обострение проблем экологической безопасности как на глобальном, мировом уровне, так и на уровне отдельных регионов и государств, невозможность решить глобальные экологические проблемы усилиями одной страны способствовали пересмотру приоритетов внешней политики государств и экологизации международных отношений. Теоретический анализ. В статье анализируются некоторые противоречия, возникающие в процессе обеспечения глобальной экологической безопасности, обусловленные нестыковкой экономических, экологических интересов и законодательств отдельных национальных экономик, международных соглашений, принятых на уровне ООН, и интересов стран-лидеров, входящих во Всемирную торговую организацию (ВТО), обсуждаются преимущества и недостатки участия в ней России. Результаты. Анализ последствий вступления России в ВТО показывает, что необходимо срочно принять целый комплекс мер, которые позволят обеспечить превалирование экономических и социальных преимуществ над проблемами и потерями, в том числе и экологического характера. В числе таких мер автор выделяет создание и совершенствование необходимых институтов для защиты интересов отечественных производителей в рамках ВТО, а также повышение конкурентоспособности отраслей, и прежде всего тех, которые играют стратегическую роль в экономике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Ecological Safety Russian Joining to the WTO

Introduction. Sharp deterioration of environmental security issues at both the global world level and at the level of individual regions and countries, the inability to solve global environmental problems by any single country contributed to the revision of the foreign policy priorities and the greening of international relations. Theoretical analysis. This article analyzes some of the contradictions that arise in the process of global environmental security, due to inconsistencies of economic, environmental interests and laws of individual national economies, international agreements made at the UN level and interests of the leaders, members of the World Trade Organization, discusses the advantages and disadvantages of Russia’s participation in it. Results. Analysis of the consequences of Russia’s entry into it shows the urgent need to take a range of measures that will ensure the prevalence of economic and social benefits of the problems and losses, including environmental issues. These measures include the author identifies: the creation and improvement of institutions necessary to protect the interests of domestic producers in the WTO, as well as improving the competitiveness of industries, and especially those who play a strategic role in the economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы экологической безопасности вступления России в ВТО»

УДК 339.54

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Н. Г. Кабанцева

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой учета, финансов и банковского дела, Саратовский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета E-mail: kabanceva@inbox.ru

Введение. Резкое обострение проблем экологической безопасности как на глобальном, мировом уровне, так и на уровне отдельных регионов и государств, невозможность решить глобальные экологические проблемы усилиями одной страны способствовали пересмотру приоритетов внешней политики государств и экологизации международных отношений. Теоретический анализ. В статье анализируются некоторые противоречия, возникающие в процессе обеспечения глобальной экологической безопасности, обусловленные нестыковкой экономических, экологических интересов и законодательств отдельных национальных экономик, международных соглашений, принятых на уровне ООН, и интересов стран-лидеров, входящих во Всемирную торговую организацию (ВТО), обсуждаются преимущества и недостатки участия в ней России. Результаты. Анализ последствий вступления России в ВТО показывает, что необходимо срочно принять целый комплекс мер, которые позволят обеспечить превалирование экономических и социальных преимуществ над проблемами и потерями, в том числе и экологического характера. В числе таких мер автор выделяет создание и совершенствование необходимых институтов для защиты интересов отечественных производителей в рамках ВТО, а также повышение конкурентоспособности отраслей, и прежде всего тех, которые играют стратегическую роль в экономике страны.

Ключевые слова: экологическая безопасность, Всемирная торговая организация.

Введение

Начало XXI в. ознаменовалось резким обострением проблем экологической безопасности как на глобальном, мировом уровне, так и на уровне отдельных регионов и государств. Сегодня нет ни одной страны мира, которая бы не испытала экологических потрясений как при-

родного, так и техногенного характера, причем последствия этих потрясений становятся для мирового сообщества все более ощутимыми и с социальной, и с экономической точки зрения.

Активное вхождение проблем экологической безопасности в различные сферы жизни мирового сообщества - процесс необратимый и носит всеобщий характер. Экологические проблемы сегодня не фиксируются в рамках национальных границ, они давно стали объектом не только внутренней, но и мировой политики. Глобализация мировой экономики является мощным катализатором возникновения глобального экологического кризиса.

Негативные экологические изменения наблюдаются не только в слаборазвитых, но и в экономически благополучных странах, они охватили всю планету и развиваются в направлении ухудшения существования людей и других живых организмов. В частности, на огромных территориях земного шара разрушены естественные экосистемы, истощен озоновый слой, иссякают и загрязняются водные ресурсы, деградируют земли, растет количество исчезновения биологических видов. Причем для негативных экологических изменений характерны темпы, многократно превышающие естественные природные колебания, что отрицательно сказывается на всех аспектах жизни людей. Хотя следует отметить, что они по-разному проявляются в каждой стране в зависимости от ее природных условий, экономической и социальной ситуации.

© Кабанцева Н. Г., 2014

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 2, ч. 1

Глобализация экологических проблем обусловливает необходимость все более тесного сотрудничества государств, их интегрирование в решении природоохранных задач, совершенствование механизма многостороннего управления глобальной экологической безопасностью.

Все более активное участие развивающихся стран в решении глобальных экологических проблем предполагает серьезную перестройку экономических отношений.

Невозможность решить глобальные экологические проблемы усилиями одной страны способствовала пересмотру приоритетов внешней политики государств и экологизации международных отношений. В правительственных мерах большинства стран начали сочетаться ресурсоохранные мероприятия и производство конкурентоспособных экологически чистых товаров. Экологическая политика стала структурно оформленным, необходимым направлением деятельности любого государства.

В этой связи особый интерес приобретает исследование процесса становления системы международного экологического сотрудничества, эволюции восприятия проблем экологической безопасности на уровне отдельных государств и мирового сообщества в целом.

Теоретический анализ

Анализ эволюции взглядов на экологизацию мировой и национальных экономик, нашедших отражение в решениях различных форумов международного масштаба на протяжении последних ста лет, позволяет сделать вывод о том, что пересмотр приоритетов внешней политики государств в сторону ее экологизации является сегодня неоспоримым фактом.

В последние дестилетия появился ряд международных соглашений, направленных прежде всего на экологизацию социально-экономического развития мирового сообщества. К числу наиболее значимых для международного сотрудничества в области экологии событий, имевших место в начале нынешнего столетия, можно отнести Всемирный саммит «Рио+10» (Йоханнесбург, 2002 г.), Конференцию ООН по устойчивому развитию «Рио+20» (Рио-де-Жанейро, 2012 г.). Решения этих поистине эпохальных для экологизации международной экономики соглашений делают неоспоримым тезис о необходимости соблюдения триединого приоритета развития всех национальных экономик - «человек, общество, природа» [1].

Участие в международном экологическом сотрудничестве является важнейшим условием, обеспечивающим укрепление безопасности страны. Это еще и вопрос международного по-

литического престижа любого государства, отражение его способности эффективно реагировать на изменения планетарного характера.

Вместе с тем следует отметить некоторые противоречия, возникающие в процессе обеспечения глобальной экологической безопасности. Зачастую они обусловлены нестыковкой экономических, экологических интересов и законодательств отдельных национальных экономик, международных соглашений, принятых на уровне ООН, и интересов стран-лидеров, входящих во Всемирную торговую организацию (ВТО) [2].

Как известно, ВТО не входит в ООН и, соответственно, для стран-членов этой организации законы ВТО являются приоритетными, т.е. стоят выше законов (норм) ООН, в том числе по охране труда, социальным, экологическим нормам и т. д.

В настоящее время ВТО объединяет 150 государств, регламентирующих около 97 % оборота мировой торговли товарами и услугами. Главным постулатом деятельности ВТО, т.е. основой всех перечисленных выше соглашений, является свобода торговли. Иными словами, развивать, по мнению создателей ВТО, национальную экономику и промышленность можно только «открыв себя» мировому рынку.

Однако это утверждение оспаривается многими отечественными и зарубежными экономистами. Идеология «свободных рынков» выгодна сегодня лишь для богатых, индустриально развитых стран, входящих в ВТО. В период развития собственной промышленности, индустриализации Великобритания, США, Германия, новые индустриальные страны, такие как Малайзия, Сингапур, Китай, широко использовали меры протекционизма, защищая и поддерживая свою экономику. Государство при этом играло большую роль в торговле, инвестициях и субсидиях.

Постулат «свободной торговли» используется богатыми странами, чтобы предотвратить индустриализацию в бедных странах. Ведь появление в бедных странах собственного эффективного производства автоматически сократило бы рынки сбыта транснациональных компаний. И потому в рамках ВТО корпорации богатых стран убеждают бедные страны под предлогом развития экономики действовать в направлении, противоположном тому, которым двигались сами. Использовавшие протекционизм на ранних этапах своего развития, развитые страны теперь запрещают использовать его другим, т.е. «отбрасывают лестницу», по которой сами забрались наверх, и таким образом блокируют развитие других стран.

Как известно, период вступления России в ВТО занял почти два десятилетия. Вступление

Н. Г. Кабанцева. Проблемы экологической безопасности вступления России в ВТО

России в ВТО затрагивает интересы всех слоев населения, оказывает значительное влияние не только на экономику страны, но социальные гарантии россиян. В этой связи вопрос вхождения России в ВТО является одним из наиболее острых вопросов, обсуждаемых в российском обществе.

Преимущества и недостатки участия нашей страны в этой международной организации исследуются как ведущими экономистами, общественными деятелями, политиками, так и простыми обывателями.

Наиболее весомые, явные с экономической, а отчасти и политической точек зрения преимущества вступления России в ВТО определялись следующими предполагаемыми тенденциями:

- снижение экспортных пошлин позволит за счет снижения цен выйти российским производителям на мировой рынок;

- значительное увеличение объемов иностранных инвестиций в российскую экономику обеспечит ее заметный рост;

- снижение импортных пошлин на товары должно обеспечить снижение потребительских цен на ввозимую из-за рубежа продукцию, прежде всего потребительские товары (автомобили, бытовую технику и т.д.);

- гармонизация отечественного законодательства в соответствии с международными требованиями, внедрение системы международных стандартов, сертификации (ИСО, МЭК) позволит, например, реформировать систему государственных закупок, обеспечить транспарентность нормативно-правовых актов, ответственности за дискриминацию иностранных фирм [3].

К сожалению, отмеченные выше преимущества в нынешних условиях спорны. Так, снижение пошлин на ввозимую продукцию для основной части россиян не имеет особого значения в силу того, что ставки снизились в основном для дорогих и престижных товаров и практически не изменились для большинства товаров первой необходимости.

Что касается притока иностранных инвестиций, то, как отмечает большинство российских и зарубежных экспертов, само по себе вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезнейших проблем инвестиционного климата России - неразвитость институциональной среды. Данный фактор наряду со слабой эффективностью финансовой системы, высоким уровнем коррупции и бюрократии является, на наш взгляд, основным для сдерживания инвестиций в российскую экономику.

Вступление России в ВТО обязывает ее снизить экспортные ставки примерно на 700 товарных позиций. Максимальный эффект будет

достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%. При этом следует отметить, что в процессе переговоров не были учтены интересы некоторых ключевых секторов экономики. Одни лоббирующие группы достигли огромного успеха, так как переговорщики жестко отстояли их требования, другие оказались поставлены перед фактом предоставления экономических уступок. Снижение экспортных ставок не обеспечит роста объемов самого экспорта, так как, на наш взгляд, продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки сдерживается целым рядом причин:

- ограниченностью использования государственных инструментов (в частности субсидий);

- наличием препятствий в виде международных технических регламентов;

- сложностями в отстаивании национальных интересов в международных регулирующих организациях.

Наконец, последняя позиция, требующая от России приведения национального законодательства в соответствие с нормами ВТО, с одной стороны, делает отечественных производителей полноправными членами международного экономического сообщества, с другой стороны, в силу отсутствия национальных юридических служб, специализирующихся на международном праве, затрудняет отстаивание интересов отечественных компаний в международных судах и органах ВТО.

Ни для кого не является секретом тот факт, что торговые представители, назначенные правительствами наиболее развитых стран-членов, лоббируют интересы транснациональных ком -паний и корпораций путем принятия наиболее выгодных для них законов, подачей жалоб в суд ВТО и другими подобными мерами. В этом смысле российские представители в ВТО находятся в крайне невыгодном положении и не могут в должной мере отстаивать интересы отечественного бизнеса.

Рассмотрев достаточно спорные, на наш взгляд, преимущества вступления России в ВТО, перейдем к фиксации проблемных аспектов. Наиболее значимыми негативными последствиями пребывания нашей страны в этой международной организации являются:

- резкое сокращение производства в таких отраслях, как легкая и пищевая, фармацевтическая, автомобильная промышленность, гражданское авиастроение и т.д.;

- увеличение сырьевой ориентированности отечественной экономики (имеется в виду ориентация на нефтегазовый сектор, угольную промышленность, металлургию, производство минеральных удобрений);

Экономика

287

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 2, ч. 1

- сокращение рабочих мест и рост безработицы, в то же время утечка высококвалифицированных кадров;

- увеличение оттока капитала и отсутствие дополнительных прямых инвестиций в российскую экономику;

- снижение платежеспособного спроса населения в силу целого ряда причин, в том числе роста тарифов на энергоресурсы;

- нарастающая фрагментация и регионализация страны, в том числе расслоение общества по доходам и усиление социальной напряженности, особенно в регионах, где нет значительных запасов природных ископаемых или мощностей по их переработке.

Проблемы экологической безопасности и последствия вступления России в ВТО, связанные с проблемами охраны окружающей среды и экологизацией отечественной экономики, очень остры.

В частности, одной из важнейших проблем защиты экологической безопасности страны, экологических интересов ее граждан является, на наш взгляд, уже упомянутая необходимость гармонизации российского законодательства, в том числе экологического, с нормами ВТО.

Нарушение международных соглашений по защите природы не карается санкциями, и поэтому международные соглашения по защите окружающей среды не имеют фактической силы, в то же время права экономических субъектов, корпораций, на «свободную торговлю» и эксплуатацию природных ресурсов защищены. В частности, вступление нашей страны в ВТО, помимо прочих отрицательных экологических последствий, грозит наводнением отечественного рынка генномодифицированными продуктами и растениями. Как известно, США являются лидерами в производстве подобного рода продукции. На ее долю приходится более 70% мировых генетически модифицированных культур (40 разновидностей) [2]. При этом США пролоббировали в ВТО запрет на маркировку продуктов этикетками, информирующими, насколько они экологически чистые, в том числе без использования ГМ-культур.

Следует также отметить, что Россия является одной из немногих стран, обладающих достаточно действенной, эффективной системой оценки генетически модифицированных культур на безопасность. Однако вполне вероятно, что отечественная система регламентации, предполагающая экспертизу, регистрацию, испытания, включение в Реестр и прочие процедуры, вполне соответствующие мировой практике контроля за ГМО, будет восприниматься нашими партнерами по ВТО как ограничение продвижения

продукции на российский рынок, что, в свою очередь, повлечет за собой соответствующие штрафные санкции.

Снятие ограничений с импорта сельскохозяйственной продукции, снижение на нее импортных пошлин в совокупности с сокращением государственных субсидий поддержки отечественного аграрного сектора, помимо отмеченных выше негативных последствий, связанных с сокращением производства, будут способствовать возникновению экологических проблем. Одной из них является интенсификация аграрного производства в уже освоенных сельскохозяйственных регионах, прежде всего степных, как наиболее конкурентоспособных на рынке зерна. Это, в свою очередь, спровоцирует сокращение доли природных и полуприродных экосистем.

Необходимость соблюдения стандартов, обеспечивающих повышение качества экспортной продукции для расширения своего присутствия на мировом рынке, может спровоцировать крупные российские нефтяные и энергетические компании на более интенсивную эксплуатацию природных ресурсов и использование экологически вредных технологий, что может привести к увеличению загрязнения окружающей среды вокруг нефтехимических производств, росту заболеваемости местного населения и другим подобным последствиям.

Результаты

Анализ последствий вступления России в ВТО позволяет констатировать, что необходимость интеграции нашей страны в международное экономическое сообщества неоспорима.

Вместе с тем следует срочно принять целый комплекс мер, которые позволят обеспечить превалирование экономических и социальных преимуществ над проблемами и потерями, в том числе и экологического характера. В перечень таких мер можно включить:

- создание и совершенствование необходимых институтов для защиты интересов отечественных производителей в рамках ВТО;

- повышение конкурентоспособности отраслей, и прежде всего тех, которые играют стратегическую роль в экономике страны.

Список литературы

1. Маликов А. Н., Кабанцева Н. Г. Экологизация мировой экономики : последовательность развития. URL: http://sarrsute.ru/images/stories/articlefoto/rio/ journal/journal6-34/kabanceva.pdf (дата обращения: 17.05.2014).

А. А. Фирсова, А. А. Нархова. Зарубежные подходы к оценке влияния университета на регион

2. Корепанов Н. А., Шихвердиев А. П. Экологическая ответственность бизнеса в условиях ВТО // Вестн. Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкар. гос. ун-та. 2011. № 4. С. 45-51.

3. Бабкин К. А., Кузнецов А. В., Корневой Е. А., Пронин В. В., Самохвалов В. А. Аналитический доклад. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию. URL: http://wto-inform.ru (дата обращения: 17.05.2014).

Problems of Ecological Safety Russian Joining to the WTO N. G. Kabantseva

Saratov Institute (branch) of Russian State Trade-Economic University 24, Internationalnaya, Saratov, 41006, Russia E-mail: kabanceva@inbox.ru

Introduction. Sharp deterioration of environmental security issues at both the global world level and at the level of individual regions and countries, the inability to solve global environmental problems by any single country contributed to the revision of the foreign policy priorities and the greening of international relations. Theoretical analysis. This article analyzes some of the contradictions that arise in the process of global environmental security, due to inconsistencies of economic, environmental interests and laws of individual national economies, international agreements made at the UN level and interests of the leaders, members of the World Trade Organization, discusses the advantages and disadvantages of Russia's participation in it. Results. Analysis of the consequences of Russia's entry into it shows the urgent need to take a range of measures that will ensure the prevalence of economic and social benefits of the problems and losses, including environmental issues. These measures include the author identifies: the creation and improvement of institutions necessary to protect the interests of domestic producers in the WTO, as well as improving the competitiveness of industries, and especially those who play a strategic role in the economy. Key words: environmental safety, World Trade Organization.

References

1. Malikov A. N., Kabantseva N. G. Ekologizatsiia mirovoi ekonomiki: posledovatel'nost' razvitiia (Greening the world economy: the sequence of development). Available at: http://sarrsute.ru/images/stories/articlefoto/rio/ journal/journal6-34/kabanceva.pdf (accessed 17 Мау 2014).

2. Korepanov N. A., Shihverdiev A. P. Ekologicheskaia otvetstvennost' biznesa v usloviiakh VTO [Environmental Responsibility in the WTO]. Vestnik Nauchno-

issledovatel 'skogo tsentra korporativnogo prava, up-ravleniia i venchurnogo investirovaniia Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Research Center of corporate law, management and venture capital of the Syktyvkar State University], 2011, no. 4, pp. 45-51.

3. Babkin K. A., Kuznetsov A. V., Korchevoi E. A., Pronin V. V., Samohvalov V. A. Analiticheskii doklad. Posled-stviia vstupleniia Rossii vo Vsemirnuiu torgovuiu orga-nizatsiiu (Analytical Report. ^nsequences of Russia's entry into the World Trade Organization). Available at: http://wto-inform.ru (accessed 17 Мау 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.