Научная статья на тему 'ВТО и проблемы устойчивого развития России'

ВТО и проблемы устойчивого развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВТО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / STABLE DEVELOPMENT / WTO / NATIONAL ECONOMY / AN ENVIRONMENTAL FACTOR / ENVIRONMENTAL PROTECTION / RATIONAL USE OF NATURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мудрецов Анатолий Филиппович, Тулупов Александр Сергеевич

Рассмотрены положительные и отрицательные результаты вступления России в ВТО. Показана необходимость модернизации российской экономики с учетом экологических требований. Предложен комплекс мероприятий, позволяющих значительно снизить природоёмкость производимой продукции и оказываемых услуг, нивелировать нагрузку на окружающую среду, а также сократить избыточное потребление природных ресурсов. Выработан механизм функционирования национальной экономики в соответствии с требованиями устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мудрецов Анатолий Филиппович, Тулупов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WTO AND PRPBLEMS OF STABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Positive and negative results of Russia entering the WTO have been discussed. The need in modernizing the Russian economy taking into account environmental requirements has been shown. A set of arrangements has been suggested that would significantly reduce the natural resource intensity of the produced goods and provided services, level the load on the environment, as well as reduce the excessive consumption of natural resources. A mechanism of functioning of the national economy has been developed in accordance with the requirements of stable development.

Текст научной работы на тему «ВТО и проблемы устойчивого развития России»

Экономика природопользования

МУДРЕЦОВ А.Ф. ,ТУЛУПОВ А.С.

ВТО И ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ1

Аннотация. Рассмотрены положительные и отрицательные результаты вступления России в ВТО. Показана необходимость модернизации российской экономики с учетом экологических требований. Предложен комплекс мероприятий, позволяющих значительно снизить природоёмкость производимой продукции и оказываемых услуг, нивелировать нагрузку на окружающую среду, а также сократить избыточное потребление природных ресурсов. Выработан механизм функционирования национальной экономики в соответствии с требованиями устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ВТО, национальная экономика, экологический фактор, охрана окружающей среды, рациональное природопользование.

MUDRETSOV Л.¥. , ШШРОУ A.S.

THE WTO AND PRPBLEMS OF STABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Abstract. Positive and negative results of Russia entering the WTO have been discussed. The need in modernizing the Russian economy taking into account environmental requirements has been shown. A set of arrangements has been suggested that would significantly reduce the natural resource intensity of the produced goods and provided services, level the load on the environment, as well as reduce the excessive consumption of natural resources. A mechanism of functioning of the national economy has been developed in accordance with the requirements of stable development.

Keywords: stable development, the WTO, a national economy, an environmental factor, environmental protection, rational use of nature.

После долгих уговоров противников и уступок в августе 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО), основополагающими принципами которой являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. Эти принципы основаны на международном разделении труда (МРТ), и представляет собой способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими. Это обусловлено тем, что специализация ряда стран основана на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются как собственным производством, а также посредством участия в международной торговле. В целом, можно сказать, что международное разделение труда является прогрессивным явлением постиндустриального развития мировой системы, но в силу некоторых отрицательных черт (гегемония некоторых стран и т.д.) ВТО вызывает справедливое опасение ряда стран.

Рассматривая последствия вступления России в ВТО, прежде всего, выделим положительные результаты:

- выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций нацио-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 1406-00091.

нальными экспортерами и импортерами;

- международно-правовая защита, гарантируемая принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

- возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;

- защита от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);

- получение лучших в сравнении с существующими и не дискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Существуют и опасения, что вследствие прихода международных корпораций на российский рынок усилится конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим возможно значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это, в особенности, относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу. В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор, так как по условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов. Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики ,главным образом, из-за снижения экспортных пошлин, открывающих широкую дорогу импортным товарам [20]. Некоторые оппоненты считают, что в данный момент истории вступление России в ВТО - это просто подпись политиков под согласием страны на самоубийство, добавляя при этом, что Россия сейчас нуждается не в экспансии, а в защите и восстановлении своего внутреннего рынка. Они считают, что членство в ВТО приведет к гибели целых отраслей промышленности, катастрофе в сельском хозяйстве, увеличению безработицы, падению уровня жизни, снижению рождаемости, на основании чего делается вывод, что вступление России в ВТО нарушает 7-ую статью нашей Конституции, в которой говорится, что «Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [21].

Отметим, что итоги двухлетнего членства России в ВТО достаточно противоречивые, от умеренно оптимистических до крайне пессимистических.

Так, директор Института стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев считает, что «плюсы есть, но пока они как были, так и остались в потенциале», все пока ограничилось демонстрацией заботы об отечественных производителях. В частности, в виде льгот по утилизационному сбору на автомобили и по сельхозтехнике. По словам И. Николаева, главный плюс от вступления в ВТО — развитие конкуренции, отсутствие которой мешает развитию экономики: «Сейчас зачастую административные факторы, например, близость к губернатору, куда важнее для ведения бизнеса, чем полноценная конкуренция» [22]. В то же время экономист Михаил Делягин никаких позитивных последствий от

вступления в ВТО не видит ни сейчас, ни в перспективе. Зато в большом количестве он наблюдает минусы. «Из-за отсутствия поддержки отечественных производителей членство в ВТО привело к усугублению кризиса. Как следствие, замедлился экономический рост с 3,4% до 1,3% в прошлом году, а в этом году я прогнозирую нулевой рост или даже небольшой спад. Резко снизились инвестиции. Отсутствие протекционистских мер Россия была вынуждена заменить девальвацией рубля в первом квартале этого года, что привело к огромному оттоку капитала — 17-18 млрд долларов в январе-феврале». По мнению М. Делягина, особенно пострадали машиностроение, легкая промышленность и сельское хозяйство, а членство в ВТО оказалось выгодным исключительно импортерам и торговым сетям, которые заинтересованы в большом выборе товаров разной ценовой категории, хотя их выгода в значительной степени нивелирована девальвацией рубля, что привело к увеличению стоимости товаров из-за рубежа

[23].

Таким образом, дискуссия вокруг членства России в ВТО нисколько не утихает, хотя вопрос переместился в другую плоскость: «стоит ли находиться в рядах ВТО, если не видно особых выгод, а взносы в бюджет ВТО немалые». Это мнение в последнее время, ввиду введения экономических санкций против России, явно противоречащие основным принципам устава ВТО, стало преобладающим. На наш взгляд, хотя членство в международной организации является желательным, в современных условиях необходимо сконцентрировать усилия на устойчивом развитии экономики России, которое должно отличаться от принятых в мире установок, при этом не надо оглядываться на Запад, а думать ,прежде всего, о национальной специфике России. Современная цивилизация еще не готова к равноправному партнерству стран, а стремление некоторых из них к главенствующей роли в международных структурах превращает эти экономические организации в политические, орудием давления на некоторые не подчиняющиеся гегемонам страны.

Все это делает крайне необходимым акцентировать внимание на решении экономических проблем России, оптимизации отраслевой структуры экономики, максимально приблизив ее к устойчивому развитию. На этом пути имеется ряд сложных проблем, в основном, связанные с моментальным и не совсем продуманным переходом страны на рыночный путь развития, отбрасывая все ценное, что было до него. Если провести сравнительный анализ структуры российской экономики, то, по сути, та экономическая структура, которую имеет современная Россия, была заложена в 50-е годы прошлого века. Именно в конце 1950-х Советский Союз начал создавать базу для сырьевой экономики, а в 1960-е одной из основных задач ставил закрепление за собой статуса энергетической сверхдержавы. Однако Западные страны усиленно противостояли этому и процесс затянулся на десятки лет. Данную задачу успешно выполнила современная Россия. Рассмотрим сравнительный анализ структур экономик 1960 и 2010 годов (рис. 1), проведенный в работе [19], хотя за эти годы размеры экономик существенно изменились. В 2010 году ВВП приблизительно соответствует по своему объёму 1990 года, однако он многократно превосходит ВВП 1960 года в абсолютном значении. Так, если в 1960 году добыча полезных ископаемых составляла 5,1% от ВВП страны, в 2010 году эта отрасль занимает уже 7,87%. При этом добыча нефти увеличилась на 238,3%, а добыча газа на 7458,5%. Также не стоит забывать, что нефте -газовая отрасль состоит не только из добычи и ,в целом, занимает порядка 25% от ВВП в 2010 году.

Рис. 1 Структура экономики:

1а — РСФСР 1960 г.

1б — РФ 2010 г.

Объём экспорта, в целом, в 2010 году превышает объём экспорта 1960 года чуть более чем в 5 раз. Объём же экспорта нефти (без учёта нефтепродуктов и натурального газа) в 2010 году больше показателя 1960 года

в 7,5 раз (рис. 2).

Рис. 2. Прирост экспорта РФ в 2010 г. по отношению к РСФСР в 1960 г.

Как видно из представленного, смена в начале 90-ых политической формации повлекла за собой очень большие перекосы в отраслевой структуре экономики, отражающей существующее соотношение (пропорции) между макроэкономическими элементами, входящими в систему народного хозяйства, и которая является одной из важнейших составляющих обеспечения экологической безопасности страны. Если при советской власти экономика характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, то нынешняя отраслевая структура проявляется в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей. Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний рынок вне пределов национальной экономики.

Экономика России все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда, выполняя роль поставщика топливных и сырьевых ресурсов, доход от которых сильно зависит от конъюнктуры на рынке и политической ситуации. Так, например, ввиду сложной политической ситуации и экономических санкций доходы России от экспорта нефти, газа и электроэнергии за 2014 год значительно сократились. Об этом сообщили в Федеральной таможенной службе. Топливно-энергетические товары являлись основой российского экспорта в январе-ноябре 2014 года в страны дальнего зарубежья, отмечают в ФТС: их удельный вес в товарной структуре экспорта составил 74,1 процента. Между тем, стоимостный объем товаров ТЭК за одиннадцать месяцев снизился на 3,0 процента, при этом возросли физические объемы экспорта каменного угля на 10,8 процентов, нефтепродуктов - на 11,9 процентов. Объемы экспорта сырой нефти снизились на 3,8 процента, природного газа на 6,7% [24]. Из приведенных данных следует, что, в общей сложности, на долю экспорта топливно-сырьевых товаров приходится около 90%, тогда как в 2000 г. удельный вес в российском экспорте их доля составляла 53,2%, а с учетом древесины, черных, цветных и драгоценных металлов и сырья для их производства - 80,4%, что касается экспорта подобных товаров из СССР, то он был меньше в несколько раз. Таким образом, на лицо довольно существенное увеличение экспорта сырьевых материалов, в результате которого формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительная часть научно-технического потенциала. Но главная проблема состоит не только в том, что сырьевая ориентация российской экономики ставит нашу страну в унизительное положение третьеразрядных стран, а в том, что безудержное использование невозобновимых природных ресурсов, и не только на экспорт, но и внутри страны, нарушает экологический баланс и отрицательно влияет на благосостояние будущих поколений. И об этом уже говорят в мире. Так, в марте 2013 г. президент группы Всемирного банка (ВБ) Джим Ен Ким призвал власти России задуматься о том, что произойдет еще через четверть века, когда «нефтяная труба начнет пересыхать», и чем заменить поступления от экспорта нефти и газа, обеспечивающие сегодня России большую часть доходов [25].

Сегодня перед страной стоит задача принятия и реализация реальной экономической стратегии и дальнейшего развития экономики, учитывая, что в настоящее время происходит смена технологических укладов. Современный мир идет к шестому технологическому укладу, что означает переход к новому качеству жизни в глобальном масштабе. Россия находится сегодня, в основном, в третьем, четвертом и на первых этапах пятого технологического уклада. К последнему относятся ,главным образом, предприятия высокотехнологичного военно-промышленного комплекса. Таким образом, перед страной стоит архисложная задача - осуществить переход к шестому укладу, не до конца освоив предшествующий пятый [2].

При этом в современной экономической науке сформировалась новая парадигма, изучающая процессы развития экономики во всей их сложности, неравновесности, нелинейности и неопределенности, что делает крайне необходимым реформирование стратегии социально-экономического развития России, целью которого является перевод российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития [1].

Как отмечает В.В. Путин [12], «нам нужна новая экономика с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для

нее огромные материальные и кадровые ресурсы». С этой же целью необходимо осуществить ряд масштабных, хотя и долговременных, проектов, которые будут служить залогом осуществления глубокой трансформации российской экономической системы. К некоторым таким проектам можно отнести:

1. Создание транспортной сети (преимущественно железнодорожной), связующей Европу со странами Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Южная Корея), что потребует развития соответствующей производственной инфраструктуры, позволяющей, во-первых, повысить количество рабочих мест; во-вторых, обеспечить заказами наши отрасли промышленности: машиностроение, металлургию и т.д.; в-третьих, потребует строительства заводов и т.д. Надо отметить, что в настоящее время создание такой транспортной сети уже является осознанной необходимостью, чему будет способствовать решение о реконструкции и дальнейшем развитии транссибирской магистрали.

2. Россия по своему местоположению находится в зоне рискового земледелия, хотя, в тоже время, обладает лучшими черноземами в мире (массив черноземных почв в России - 8,6%, что составляет 1,53 млн.км.), из этого следует, что в России на черноземах необходимо сосредоточить производство зерновой продукции, пользующейся спросом в мире, а на остальной части необходимо заниматься интенсивным животноводством, благо для этого есть все условия: вода, луга и т.д.

3. Отрасль животноводства должна состояться из ряда подотраслей, продукция которых будет экологически чистой, эксклюзивной и пользоваться повышенным спросом на мировом рынке (на основе проведенного анализа). Желательно производство полуфабрикатов и готовой продукции, что делает необходимым строительство перерабатывающих заводов.

4. Для сырьевых отраслей, использующих природные ресурсы, чтобы избежать сырьевой ориентации страны, необходимо организовать переработку сырья в конечный продукт или хотя бы в промежуточный.

5. Максимально благоприятствовать развитию отраслей, находящихся в настоящее время на лидирующих позициях в мире (о чем уже говорилось выше).

6. Необходимо предусмотреть комплекс мер по привлечению инвестиций как иностранных, так и отечественных (льготное налогообложение, отсрочка платежей, амнистии первые годы).

7. Выполнение указанных пунктов, на наш взгляд, потребует значительного увеличения производственного персонала, как простого, так и квалифицированного, что потребует создания соответствующих учебных заведений и перепрофилирование существующих.

Все выше сказанное делает крайне необходимой разработку эффективной экономической политики путем осуществления целенаправленных мер по формированию, поддержанию и изменению пропорций в экономике для эффективного использования всех видов ресурсов и более полного удовлетворения общественных потребностей.

В то же время нельзя забывать о необходимости экологически- сбалансированного изменения структуры экономики, суть которой состоит в стабилизации роста и объемов производства природо-эксплуатирующих и ресурсо-добывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств в природно-продуктовой вертикали, связанных с преобразованием природного вещества и получением на его основе конечного продукта, т.е. речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве в пользу ресурсосберегающих, технологически передовых отраслей и видов деятельности. Согласно [30], такая структурная перестройка экономики позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг и снизить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах и, в то же время, позволит высвободить порядка 20-50% используемых сейчас неэффективно природных ресурсов при увеличении конечных результатов. И это очень важно, так как сейчас в нашей стране наблюдается значительное избыточное потребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д.

Важной основой новой концепции устойчивого экономического развития является повсеместный учет экологического фактора [18], что предопределяет выполнение обязательных природоохранных требований, которые должны устанавливаться в законодательных и нормативных документах, направленных на обеспечение рационального природопользования, охра-

ну окружающей среды, защиту здоровья и генетического фонда человека. В России эти требования нашли свое отражение в системе экологической сертификации [26]. Кроме того, за последнее время было принято ряд законодательных актов по учету экологических требований в различных отраслях народного хозяйства. Широкое распространение получила проблема учета экологических факторов при оценке недвижимости. В этом случае под экологическим фактором или фактором окружающей среды понимается любое природное явление или качественное состояние окружающей среды и ее отдельных компонентов, а также качественное состояние самих элементов недвижимости, влияющее на рыночную стоимость недвижимости. Например, к экологическим факторам относят такие условия и параметры окружающей природной среды как уровень загрязнения основных природных сред — воды, воздуха, почвы, включая и радиоактивное загрязнение; наличие красивого вида, наличие зеленых массивов, привлекательная архитектурная среда, наличие или отсутствие поблизости свалок, присутствие или отсутствие рядом неблагоприятных непривлекательных промышленных объектов (например, мусоросжигательных заводов) и, наконец, наше представление о качестве окружающей среды.

К качественным параметрам, собственно самих элементов недвижимости относят химический состав материалов, из которых сделана постройка, уровень загрязнения внутри помещения, вызванный либо используемыми в строительстве материалами, либо технологиями производства или иными внешними воздействиями.

К факторам окружающей среды также относят любые природные условия местности, связанные с климатическими, гидрологическими, гидрогеологическими и горно-геологическими особенностями территории [27].

Важнейшим направлением обеспечения эколого-экономической безопасности в условиях рынка является повышение ценности природных ресурсов и природного богатства в целом, что в условиях рыночных отношений стало еще более актуальным для социально-экономического развития страны, так как современная рыночная экономика охватывает своими ценовыми механизмами только небольшую часть природных благ. Вся остальная часть таких благ фактически оказывается бесплатной. В этой связи, можно сделать вывод, что рост экономической ценности природных благ должен базироваться на экологизации всей экономики и путем воздействия на все субъекты экономической деятельности, кроме того, надо с осторожностью подходить к проектам, предполагающим в своей основе экстенсивные подходы: разработка новых месторождений, освоение новых земель, скорее всего, как считают многие, необходимо более тщательное и рациональное использование уже "освоенного" (его более чем предостаточно), более глубокую переработку сырья, использование отходов[29].

Основную роль в процессе экологизации экономики должна выполнять государственная политика в области совершенствования экономического и финансового механизма природопользования [3].

Экологическая функция государства заключается в разработке экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воде, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.); контроль соблюдения природоохранного законодательства. Для реализации этой цели была принята экологическая стратегия России, обусловленная необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации и в процессе инновационного развития России [28].

Основными принципами принятого документа являются соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, научно - обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

В свою очередь, обеспечение экологической безопасности состоит в осуществлении ком-

плекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно- важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, при этом государственным приоритетом, на современном этапе развития, становится не борьба с последствиями проявления этого негативного воздействия, а с его источниками, т.е. разработка мер их предупреждения. Это обусловлено, в основном, тем, что финансовые затраты на дальнейшее снижение последствий негативного воздействия становятся экономически не совсем выгодны, так как требуют многократного увеличения расходов. В связи с этим экологическая политика государства в последнее время претерпела существенное изменение, выраженное в том, что на первый план выходят меры экологического контроля, которые во главу угла ставят концепцию приемлемого экологического риска. Согласно последней, принятие оптимального, с точки зрения охраны природы, решения означает экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия проектируемого объекта на экологическую систему, включая человека.

В соответствии с публикациями специалистов, исследующих риски в контексте обеспечения безопасности, ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна, т.е., несмотря на предпринимаемые защитные меры, всегда сохраняется некоторый остаточный риск. При этом, только зная действительную опасность или уровень безопасности, можно адресно применить необходимые экономические инструменты нивелирования негативной нагрузки на компоненты окружающей среды. Нами разработаны и апробированы подходы оценки экологической опасности хозяйствующих субъектов в постиндустриальном периоде [9, 10, 11, 13, 14]. Такая оценка должна быть согласована с соответствующими рычагами регулирования, поскольку показывает, какой экономический инструмент или набор инструментов необходимо применить в каждом конкретном случае применительно к тому или иному типу хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что только административными мерами вряд ли можно претворить в жизнь концепцию приемлемого экономического риска, что делает необходимым использование экономических методов, опирающихся на традиционный рыночный механизм. В связи с чем в государственной экологической политике все более возрастают такие экономические инструменты, как:

- прямые и косвенные субсидии,

- займы и кредиты по низким процентам,

- предоставление режима ускоренной амортизации очистного оборудования и другой экотехники,

- льготные ставки по косвенным налогам на продажу экотехники, либо освобождение ее от налога,

- налоговые льготы на доходы от природоохранных программ частных предприятий,

- льготные тарифы фирмам на очистку стоков на муниципальных очистных сооружениях.

Сегодня, в период глобального социально-экологического кризиса, экологическая политика

становится одним из ведущих направлений деятельности государств, важнейшей их заботой [31-37]. Система политических, законодательных, исполнительных, судебных мероприятий, проводимых в рамках экологической политики, должна способствовать приоритетному решению проблем окружающей природной среды. Трудная и неблагодарная задача — попытаться выстроить в иерархический ряд направления государственной политики. Нет второстепенных сфер в жизни человека и общества. Тем не менее, экологическая политика в плане стратегических ориентиров должна быть определяющей, ведущей и должна осуществляться, как показано в [4], по следующим направлениям:

- создание возможности регулирования территориально-ресурсных и производственных отношений с помощью экологических ограничений и нормативов;

- проведение рациональной инвестиционной политики в сфере охраны природы;

- создание системы платежей за природопользование и учет экологических факторов при налогообложении;

- увеличение финансирования и расширение органов контроля за претворением природо-

охранной политики;

- создание новых форм кредитно-финансового обеспечения природоохранных работ;

- формирование рынка экологических услуг, при этом структура их рынка должна включать в себя: научно-технические и производственные центры по разработке и выпуску природоохранных технологий, очистного оборудования, систем контроля и мониторинга, приборов и др.;

- расширение деятельности в области экологического предпринимательства и принять закон об основах экологического предпринимательства, который должен быть направлен на регулирование деятельности по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения, определять принципы формирования и использования соответствующих финансовых ресурсов и вводится с целью:

- определения экологического предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений экономического развития государства;

- формирования и совершенствования системы экологического предпринимательства с учетом тенденций развития рыночных отношений и

- обеспечения правового регулирования экологического предпринимательства как особого вида предпринимательской деятельности;

- реализации концепции перехода государства к устойчивому развитию; перераспределения части расходов по охране и воспроизводству природных ресурсов на субъекты предпринимательской деятельности; формирования основ соответствующей отрасли национальной экономики.

Для улучшения экологической обстановки в регионах страны важное значение имеет умение предупреждать нарушения и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в том или ином ключевом секторе народного хозяйства, в том или ином крупном регионе.

Проведенный анализ показал, что вступление России в ВТО на сегодняшний день породило больше проблем, чем благоприятных результатов для экономики страны. В то же время осознана необходимость существенной модернизации российской экономики с учетом экологических требований. При этом сбалансированная реализация предлагаемых положений позволит национальной экономике встать на путь устойчивого развития.

Литература

1. Глазьев С.Ю. Проект стратегии социально-экономического развития России. 2008.

2. Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход. NanoWeek. 2010, № 94.

3. Мудрецов А.Ф. Финансовая политика обеспечения эколого-экономической безопасности модерниза-ционного развития общества. Монография «Проблемы модернизации экономики России»/под редакцией академика РАНН.Я. Петракова -М.:ЦЭМИРАН, 2011.

4. Мудрецов А.Ф., Прудникова А.А. Экологизация российской экономики в условиях становления рыночных отношений //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 346-353.

5. Мудрецов А. Ф. Угрожает ли природе рынок? //Евразия. 1997. № 2. С. 3.

6. Мудрецов А.Ф. Экологическая безопасность: экономико-правовое регулирование // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 6. С. 120-126.

7. Мудрецов А.Ф. Некоторые аспекты экологической политики постиндустриального развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. Т. 2. № 26. С. 250-256.

8. Мудрецов А.Ф. Особенности государственной политики постиндустриализма // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 2. С. 92-102.

9. Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Национальная безопасность (эколого-экономический аспект): понятия, проблемы, решения. - М: ЦЭМИ РАН, 2011. - 140 с.

10. Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Экологическая политика постиндустриального развития. Препринт ИПР/2009/002. - М: ЦЭМИ РАН, 2009. - 81 с.

11. Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С. Оценка экологической опасности полигонов твердых бытовых отходов //Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2013. с.242-247.

12. Путин В.В. О наших экономических задачах, «Ведомости» от 30.01.2012.

13. Тулупов А.С. Теория ущерба: общие подходы и вопросы создания методического обеспечения. - М.: Наука, 2009. - 284 с.

14. Тулупов А.С. Теория ущерба как база оценки и регулирования негативных экстерналий в экологическом страховании / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М.: ГУУ, 2013. - 395 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Тулупов А.С. «Золотой век» экономики природопользования // Вестник университета (Государственный университет управления), № 11, 2013, с.61-64.

16. Тулупов А.С. Классификационные аспекты негативных экстерналий экономического развития //

Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2012, с. 154-160.

17. Тулупов А. С. Об ущербообразующей стороне экономического развития // Вестник университета (Государственный университет управления), №26, 2009, с. 99-102.

18. Хотунцев Ю.Л.«Экология и экологическая безопасность». -М.: «Академия», 2002.

19. Шумков Алексей. Экономика РФ до и после распада СССР. Инофорум.

20. Федор Андреев. Долгая дорога к ВТО. - URL: http://www.rg.ru.

21. Сайт «Россия против ВТО». - URL: http://stop-vto.ru.

22. Анна Каледина. Россия и ВТО: два года вместе. - URL: http://http://www.swissinfo.ch/rus/38766402.

23. Михаил Делягин. Россия и ВТО. - URL: http://delyagin.ru.

24. Официальный сайт «Экономика и бизнес». - URL: http://fedpress.ru/news/econom/ industry/1421156841-fts-dokhody-rossii-ot-eksporta-nefti-i-gaza-sokrashchayutsya

25. Официальный сайт РБК. - URL: http://top.rbc.ru/economics/06/08/2013/868997.shtml

26. Информационно-правовой портал BestPravo. - URL: http://bestpravo.ru>Законодательство России>1j -instrukcii/m2g. htm

27. Электронная библиотека «Библиотекарь». - URL: http://bibliotekar.ru/Экологический фактор.

28. Русин С.Н. Стратегия экологической безопасностив системе мер по реализации государственной политики в области экологического развития Российской Федерации. - URL: http:// otherreferats.allbest.ru/economy/Экономическая безопасность.

29. Сайт «Экология и охрана природы». - URL: http://newecologist.ru>ecologs-1746-1.html.

30. Электронный ресурс «Возможности гармонизации интересов экономического развития и обеспечения экологической безопасности регионов России». - URL: http:// www.ecopolicy.ru/upload/File/ Bulletin_26.pdf.

31. Дохолян С.В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона // Экономика и предпринимательство - №6, - 2011. С. - 14-22.

32. Дохолян С.В. Факторы развития региональной системы, с позиции обеспечения устойчивого развития / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова //Региональные проблемы преобразования экономики. №4, 2013. С. 105-108

33. Дохолян С.В. Устойчивое развитие региональных экономических систем: теоретический аспект / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц, А.М. Садыкова // Региональные проблемы преобразования экономики. №2, 2013. С. 52-59

34. Зоидов К.Х., Зоидов З.К. Исследование экономической циклической динамики России в периоде 19602012 гг. и совершенствование регулирования эффективной стратегии опережающего развития //Региональные проблемы преобразования экономики, 2012. № 2. С. 20-41

35. Зоидов К.Х., Ионичева В.Н., Медков А.А. Современные проблемы и перспективы развития Евразийской экономической интеграции в условиях нестабильности // Региональные проблемы преобразования экономики, 2014. - № 9(47). - С. 247 - 258.

36. Зоидов К.Х., Ионичева В.Н. Россия и ВТО в условиях экономических санкций: тенденции, проблемы, перспективы. Международная экономическая интеграция с участием российской федерации: опыт, проблемы, перспективы развития / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29-30 января 2015 г. / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. - М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2015. - 257 с. - С.113-124.

37. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Губин В.А., Зоидов З.К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. М.: ЦЭМИ РАН, 2012. 207 с.

References:

1. Glazyev, S.Y. The Draft strategy of socio-economic development of Russia. 2008.

2. Kuzyk, B. N. Innovative development of Russia: a scenario approach. NanoWeek. 2010, №. 94.

3. Mudretsov, A. F. Financial policy of ensuring ecological and economic security of the modernization of society development. The monograph «Problems of modernization of economy of Russia» / under the editorship of N. Y. Petrakov. - Moscow: CEMI RAS, 2011.

4. Mudretsov, A. F., Prudnikova, A. A. Greening of the Russian economy in the conditions offormation of market relations // Regional problems of transformation of the economy. 2012. №. 3. P. 346-353.

5. Mudretsov, A. F. Establish whether the nature of the market? // Eurasia. 1997. №. 2. P.3.

6. Mudretsov, A. F. Environmental security: economic and legal regulation // Problems of the theory and practice of management. 2012. №. 6. P. 120-126.

7. Mudretsov, A. F. Some aspects of environmental policy post-industrial development // Bulletin of the University (State University of management). 2009. Vol. 2. №. 26. P. 250-256.

8. Mudretsov, A. F. Features of the state policy ofpost-industrialism // Regional problems of transformation of the economy. 2012. №. 2. P. 92-102.

9. Mudretsov, A. F., Tulupov, A. S. National security (ecological and economic aspect): concepts, problems, solutions. - M.: CEMI RAS, 2011. - 140 p.

10. Mudretsov, A. F., Tulupov, A. S. Environmental politics of post-industrial development. Preprint IRP/2009/002. - M.: CEMI RAS, 2009. - 81 p.

11. Mudretsov, A. F., Tulupov, A. S. Assessment of ecological danger with reference to municipal waste landfills // Regional problems of transformation of the economy, № 3, 2013. pp. 242-247.

12. Vladimir Putin V.V. On economic goals, Vedomosti on 30.01.2012.

13. Tulupov, A. S. The theory of damages. General approaches and the creation of methodological support. -M.: Science, 2009. - 284 p.

14. Tulupov, A. S. Theory of damages as a basis for evaluation and regulation of negative externalities in environmental insurance / dissertation for the degree of doctor of economics. - M.: State University of management, 2013. - 395 p.

15. Tulupov, A. S. «Golden age» of environmental Economics // Bulletin of the University (State University of management), №. 11, 2013, pp. 61-64.

16. Tulupov, A. S. Classification aspects of the negative externalities of economic development // Regional problems of transformation of the economy, No. 4, 2012, pp. 154-160.

17. Tulupov, A. S. About negative and userbrowse side of economic development // Bulletin of the University (State University of management), №. 26, 2009, pp. 99-102.

18. Khatuntsev, Y. L. Ecology and environmental safety. - M.: Academy, 2002.

19. Shumkov, A. The Russian economy before and after the collapse of the USSR. Inforum.

20. Andreev, F. Long road to the WTO. - URL: http://www.rg.ru.

21. The site «Russia against the WTO» - URL: http://stop-vto.ru.

22. Kaledina, A. Russia and the WTO: two years together. URL: http://http://www.swissinfo.ch/rus/38766402.

23. Delyagin, M. Russia and the WTO. - URL: http://delyagin.ru.

24. Official website of «Economics and business». - URL: http://fedpress.ru/news/econom/ industry/1421156841-fts-dokhody-rossii-ot-eksporta-nefti-i-gaza-sokrashchayutsya

25. The official site of RBC. - URL: http://top.rbc.ru/economics/06/08/2013/868997.shtml.

26. Legal information portal BestPravo. - URL: http://bestpravo.EN"Legislation Poccuu"lj-instrukcii/m2g.htm

27. Electronic library the Librarian. - URL: http://bibliotekar.ru/ecologicalfactor.

28. Rusin, S. N. Strategy environmental bezopasnosti the system of measures on realization of state policy in the field of ecological development of the Russian Federation. - URL: http://otherreferats.allbest.ru/economy/ Economic security.

29. The website «Ecology and nature conservation». - URL: http:// newecologist.ru"ecologs-1746-1.html.

30. Electronic resource « The harmonization of the interests of economic development and environmental security of the Russian regions». - URL: http:// www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletin_26.pdf.

31. Dokholyan S. V. Management of sustainable development of territorial socio-economic systems in the city // Economics and entrepreneurship - No. 6 - 2011. S. - 14-22.

32. Dokholyan S. V. factors in the development of a regional system, from the perspective of sustainable development / S. V. Dokholyan, V. Z. Petrosyants, A. M. Sadykov // Regional problems of transformation of the economy. №4, 2013. P. 105-108

33. Dokholyan S. V. Sustainable development of regional economic systems: theoretical aspect / S. V. Dokholy-an, V. Z. Petrosyants, A. M. Sadykov // Regional problems of transformation of the economy. №2, 2013. S. 5259

34. Zoidov K.KH., Zoidov Z.K. Study on economic cyclical dynamics of Russia in the period 1960-2012 gg. Better regulation and effective strategy for advancing development // Regional problems of economic transformation, 2012. № 2. P. 20-41.

35. Zoidov K.KH., Ionicheva V.N., Medkov A.A. Modern problems and prospects of development of the Eurasian economic integration in the conditions of instability // Regional problems of economic transformation, 2014. - № 9 (47). - S. 247 - 258.

36. Zoidov K.KH., Ionicheva V.N. Russia and the WTO under the conditions of economic sanctions: trends, problems and prospects. International economic integration with the participation of the Russian Federation: experience, problems and prospects of development / Proceedings of the international scientific-practical conference. Moscow, 29-30 January 2015 /Ed. corr. RAS V.A. Tsvetkov. - M.: CEMI/IPR RAS, 2015. - 257p. -P. 113-124.

37. Tsvetkov VA, Zoidov K.KH, Gubin V.A., Zoidov Z.K. Study the socio-economic cyclical dynamics in Russia and better regulation strategy of advancing development. M.: CEMI, 2012. 207p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.