Научная статья на тему 'Экологизация образования в высших учебных заведениях Минатома в зато'

Экологизация образования в высших учебных заведениях Минатома в зато Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологизация образования в высших учебных заведениях Минатома в зато»

1.Статистический анализ динамических рядов и построение регрессионных моделей. Аппроксимация динамического ряда заданными классами функций.

2.Логико - математический анализ уравнений и выбор вида прогностической функции.

З.Оценка точности регрессионной модели по статистическим критериям.

4. Прогнозирование показателей риска и определение доверительных интервалов.

Для формирования трендовой модели показателей риска была составлена программа анализа статистических данных (использовался программный комплекс Microsoft Excel). Программа предусматривает аппроксимацию динамического ряда несколькими классами функций, что дает возможность выбрать лучший из них. Формальным критерием для сравнения зависимостей служит величина среднеквадратической ошибки [4,5].

Окончательный выбор вида тренда (основной тенденции) осуществляется после логического анализа соответствия близких по статистическим оценкам уравнений научным гипотезам о закономерностях изменения данного показателя.

Прогнозирование носит вероятностный характер, поэтому предсказанные значения риска могут колебаться в некоторых пределах, определяемых стандартной ошибкой линии регрессии. Ошибка прогноза с возрастанием прогнозируемого интервала времени увеличивается.

В соответствии с разработанной методикой был выполнен прогноз показателей безопасности жизнедеятельности для ТПК Курганской области. Для определения тренда находились параметры пяти функций (линейная, логарифмическая, полиномиальная, степенная, экспоненциальная). Анализ полученных уравнений, например, для временного ряда риска гибели от несчастных случаев, отравлений и травм показал, что наименьшую среднеквадратическую ошибку имеет степенная функция. Согласно проведённому прогнозу можно ожидать, что в 2008 г. риск гибели от несчастных случаев, отравлений и травм будет равен 2,94 х 10-3, что на 2,58% больше чем в 2003 году ( рис. 1). Это предположение справедливо при условии, что в ближайшие годы не произойдёт коренных изменений в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения в области.

Аналогичным образом были рассмотрены и другие показатели безопасности жизнедеятельности (коэффициент частоты производственного травматизма, количество пожаров на 100000 населения, общая заболеваемость на 1000 жителей) и дан прогноз уровня техногенного риска на период до 2008 года.

Представление ряда динамики только как функции времени не совсем корректно, так как в этом случае происходит абстрагирование от всех прочих факторов, влияющих на развитие изучаемого явления. Изменение уровня безопасности происходит под влиянием многих факторов, поэтому будущее принадлежит методам многофакторного прогнозирования.

Комплексный прогноз уровня риска на основе экспертных оценок, анализа общих тенденций изучаемых показателей и многофакторного математического моделирования создаёт условия для выбора наиболее эффективных решений и оптимизации управления безопасностью жизнедеятельности в системе «человек — техносфера».

Список литературы

1. Акимов В.А., Лапин В.Л., Попов В.М. и др. Надежность технических

систем и техногенный риск. - М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс»,

2002.-368 с.

2. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа - Человек

- Техника: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.П. Кузьмина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.

3. Ефименков В.И. Государственное регулирование экономики -

необходимое условие эффективного развития регионов страны// Чиновник: Информационно-аналитический вестник УрАГС.- 2004. -№4 (32). - С.18-21.

4. Кузьмин А.П. Методы прогнозирования показателей производственно-

го риска // Вестник МАНЭБ.- 1998. - №1. - С20-23.

5. Кузьмин А.П., Тишков А.В. Территориально-производственный

комплекс: идентификация и оценка рисков // Риски в современном мире: идентификация и защита: Материалы VIII Международных научных чтений «Белые ночи - 2004». - СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2004.- С.38-41.

6. Курганская область в цифрах за 60 лет: Стат. сб. - Курган:

Облкомстат, 2003. - 232 с.

7. Природные ресурсы и охрана окружающей среды по Курганской

области в 2003 году: Доклад /Под ред. В.П. Шевелева. - Курган: ГУПР по Курганской области, 2004. - 148 с.

8. Русак О.Н. Теоретические начала безопасности деятельности. -

СПб., 1993.- 85 с.

9. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л. Планирование и прогнозирование. -

М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.

10. Beyond Point Estimates. Risk Assessment using Interval Fuzzy and

Probabilistic Arithmetic Society of Risk Analysis, 2000. - 171c.

Носырев Н. А.

Новоуральский государственный технологический институт, г. Новоуральск

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МИНАТОМА В ЗАТО

Введение

Сущность экологической проблемы состоит в углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Развитие производства, техники и технологий все более остро проявляют свой двойственный характер. С одной стороны, без упомянутого невозможен прогресс, развитие человечества, комфортабельность жизни людей, с другой стороны, это же является силой (тенденцией), способной вызвать негативные и даже трагические последствия со сложными социальными проблемами.

Глоболизация процессов и явлений выступает (и точнее должна выступать) как норма развивающегося человечества, которое ушло от первобытности. Но перерастание этих глобальных процессов в глобальные проблемы, несущие угрозы существованию человечества - это отклонение от нормы. В этом и суть решения задачи поиска новых путей развития и перестройки отношения человечества с окружающей средой. Это сложная задача, ибо одними естественнонаучными и технико-технологическими аспектами глобальные проблемы нельзя объяснить и разрешить. Нельзя все эти проблемы решить в условиях стихийного рынка в погоне за сверхприбылью, как за сверхцелью, но и в условиях планового хозяйствования (как показал наш 70-летний отечественный опыт) они не решаются автоматически из-за противоречия межведомственных отношений и группового «эгоизма». Более того, ни одна политическая система не способна решить глобальные проблемы.

Значит от господствующей идеи «антропоцентризма» зародилось и расцвело его всевластие над всем другим органическим миром, т. е. мания покорителя природы (а в конечном итоге разрушителя всего и всех: вспомним « мы не можем ждать милостей от природы...»).

Уже сейчас у нас должна вызреть парадигма био-

(эко)центризма, т. е. нами должен быть сделан выбор в другой плоскости - между общественным устройством, преимущественно ориентированным на духовное потребление при второстепенном материальном. А это требует высокий уровень культуры и образования, и еще раз подчеркнем образования, которое (хотим мы этого или нас это не устраивает) должно быть экологичным, ибо в отличие от экологических потерь экологический ущерб носит необратимый и невосстановимый характер.

1. Экологическое образование - веление времен

В январе 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «Об охране окружающей среды», где организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры отнесены к основам охраны окружающей среды.

Глава XIII «Основы формирования экологической культуры», статьи 71, 72 предусматривают осуществление преподавания основ экологических знаний независимо от профиля и организационно-правовых форм образовательных учреждений и установления системы всеобщего и комплексного экологического образования.

XIII Международная конференция по экологическому образованию (Москва, 2002) ключевую позицию в реформировании образования отвела перестройке естественнонаучного образования, где ведущая роль отводится идеи коэволюции Природы и Общества и интеграции экологического, социального и экономического компонентов с целью обеспечения жизнедеятельности человека.

Основные положения экологической доктрины (2001г.) также предусматривают «содействие организации системы непрерывного экологического образования в средней, высшей школе, профессионального образования и экологизацию естественного и гуманитарного образования в виде обязательного введения элементов экологии во все учебные предметы» (4.4.6 - раздел «Пути и средства реализации государственной экологической политики»).

Идеи экологизации образования подтверждает и «Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования» (Москва, 2002), а также ряд других документов федерального и регионального уровня («Повестка дня на XXI век» - ООН, 1992; Проект государственной стратегии устойчивого развития РФ, 1998; Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России до 2005 г», 1996 и другие документы).

В перечисленных документах экологическое образование определяется как одно из стратегических направлений в системе современных знаний и представлено в качестве интегрирующего механизма формирования нового экологически эффективного стиля мышления будущих специалистов, особенно ценного в условиях перехода государств мира на модель устойчивого экологического и социально-экономического развития.

Особую актуальность приобрела проблема формирования экологически эффективного мышления специалистов в настоящее время в России. Сейчас идет попытка экологически эффективного обновления производства в условиях недостаточной стабильности финансово-экономической системы, обострения социальных проблем и постепенного ухудшения качества окружающей среды. Эти проблемы необходимо решать только в тесной взаимосвязи - путем научно-обоснованных преобразований промышленных технологий, повышения компетентности специалистов по вопросам устойчивого развития, формирования нового экологического мышления и экологи-

ческой культуры в обществе. Для того, чтобы будущие специалисты, выпускники НГТИ были заинтересованы в активном использовании экологических знаний в повседневной деятельности, они должны почувствовать личную значимую взаимосвязь между конкурентоспособностью своей деятельности и ее безопасностью для окружающей среды, между экологической и экономической эффективностью своего труда. Современным специалистам необходим новый стиль мышления, новая система мотивов и стимулов, новое понимание коммерческого успеха, а значит, и новая система базовых ценностных ориентации. Все это поможет строить свою личную и профессиональную жизнь по цивилизованному принципу, справедливому по отношению к окружающей природной среде и будущим поколениям.

Только фундамент знаний образования может помочь будущим специалистам в усвоении таких экологических и этических норм, которые требуются для их личного успеха и экономического роста государства в сложившейся ситуации, решения социальных проблем, повышения уровня здоровья и качества жизни людей, оптимизации окружающей среды - составляющих компонентов устойчивого развития.

Экологическое образование должно давать представление не только о физической и биологической окружающей среде, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблемам развития человека, особенностей его внутренней организации и многоуровневых отношений в социокультурном, биологическом, экологическом и экономическом пространстве.

Главная цель: создание условий для формирования гармонически развитой личности, ориентированной на профессиональную деятельность в организации и на предприятиях Минатома РФ (и в первую очередь в ЗАТО).

НГТИ - основной поставщик технологических кадров в ЗАТО г. Новоуральска, в городе с градообразующим предприятием УЭХК, владеющем пакетом уникальных технологий (в т. ч. и прикладных) - одним из лидеров мирового атомного пула. Поэтому вопрос о реализации цели - дело престижа вуза и отрасли.

2. Экологическое образование как средство

реализации государственной экологической политики

Доктрина России (2002 г.), раздел 4 (4.6), предусматривает экологизацию образования средней и высшей школы. Главная задача - переориентировать социум на новое экологическое мышление и подготовить специалистов разного профиля, владеющих экологическими знаниями. Экологическое образование становится проблемой, поскольку многие педагоги не находят отличий между образовательным процессом и экологизацией образования, а в профильных колледжах, вузах, особенно с техническим уклоном, нет в нужном количестве специалистов-экологов, которые бы реализовали экологизацию дисциплин.

Возникает вопрос - что ставить во главу процессов экологизации в образовании?

На наш взгляд, для осуществления эффективного процесса экологического образования необходимо четкое соблюдение последовательности следующих основных условий экологического образования [1]:

• правильно выстроить целевые установки, принципы экологического образования (знать ради чего постав-

лена цель);

• создать систему управления организации экологического образования.

Наиболее рационально начать процесс экологизации с нескольких дисциплин, не охватывая все сразу. Вначале провести стартовое тестирование - выяснить с каким багажом экологических знаний пришел студент. Затем вводить интегрированное обучение и проводить тематическое тестирование. В конце года провести семинары. Главная цель экологизаиии - человек должен принять на себя - в личном и историческом плане - ответственность за все происходящее на планете Земля.

Поэтому экологизация образования должна включать в свое содержание не только достижения наук, но и экологическую культуру с критерием нравственности и духовности; не только систему знаний, адаптивных к сложившимся экологическим, социально-экономическим и производственным ценностям, но и ценностные ориентации (здоровый образ жизни, устойчивое развитие, мир на планете Земля, здоровье, человеческая жизнь и т.д.); не только идею позитивных преобразований, но и конкретные способы их реализации в повседневной жизни человека.

Экологизация образования позволит рассматривать действительность как интегрированное целое, а не как собрание разрозненных элементов и фрагментов. Специалисты разного профиля, получившие основы экологических знаний, смогут интегрировать действительность в понятиях единства, взаимосвязанности и решать грамотно экологические проблемы на производстве и в обществе.

3. Структура и содержание инженерно-экологической подготовки студентов

Общество в целом и экологи (в первую очередь) заговорили о необходимости экологического образования (а вуз здесь должен быть на передовой позиции), что предопределяет решение существующих и недопущение новых экологических проблем. Следовательно, выход здесь единственный: обязательная комплексная экологизация всех видов деятельности преподавателей и студентов, которая предполагает включение экологических знаний в содержание всех учебных дисциплин (пусть и постепенно), предусмотренных учебным планом (рис.1).

В циклах дисциплин ГСЭ и ЕН, составляющих научную базу для подготовки будущих специалистов, начиная с дисциплины «Введение в специальность», должна проводится линия на постепенное внедрение в сознание студента не «поверхностной», а «глубинной» экологии, о которой говорил норвежский философ А. Наэсс [2], и системный взгляд А.Богданова на глобальную экологию [3].

В блоке дисциплин математического цикла (высшая математика, информатика, статистика, системный анализ) следует говорить о взаимосвязи математики и экологии, обработка данных мониторинга всей окружающей среды. Экологическая грамотность видится в понимании экосистем как своеобразных сетей и диссипативных структур. Особое взаимоотношение между всеми живыми сообществами в экосистеме как критерии развития (и построения) человеческого сообщества нельзя видимо отобразить линейными зависимостями: это следует показать на примерах и циклической природе экологических процессов и на моделировании (как правило, нелинейном, т. е. без примитизации явлений в экосистемах). Таким образом, вопросы экоявлений, катастроф, цикловых явлений можно рассматривать как научное (теоре-

тическое и практическое) нелинейное моделирование с соответствующей грамотной статистической обработкой материалов.

В цикле гуманитарных и социальных дисциплин (философия, политология, социология, культурология и т. п.) главным стержнем, пронизывающим все дисциплины, пожалуй, является экологическая культура. Ибо она является частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень связей между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную деятельность и реализуется во всех видах и результатах действий Homo Sapience, связанных с познанием, использованием и научно-обоснованным преобразованием природы и общества.

Сегодня философские и эстетические понятия и категории должны быть пронизаны мировоззренческими и философскими идеями, выражающими непроходящую ценность естественной среды обитания и природных условий жизнедеятельности людей, взгляд на производство и потребление, на ответственность перед будущим.

Известно, что в основе любого поведения человека лежит система взглядов, ценностей, отношений, определяющих его мировоззрение. Поэтому гуманитарным наукам в вузе (и не только в нем) надо формировать такое мировоззрение человека, которое позволяет ему чувствовать себя естественной составляющей того мира, в котором он живет, элементом окружающей природы, от состояния которой зависит его благополучие. Каждому человеку (и человечеству в целом) необходимо научиться строить гармоничные отношения с той частью окружающей природы, с которой он взаимодействует «здесь и сейчас», и лишь потом можно действительно решить глобальные экологические проблемы.

Нашим гуманитариям (в технических вузах) необходимо обсуждать вопрос об устойчивом развитии. Это многоплановый длительный процесс, в котором без высшей школы не обойтись. Вуз создает ряд значимых эффектов [4]:

- образовательный - наиболее значимый; развитие экологического образования специалистов всех специальностей, которое должно стать неотъемлемой частью любого образовательного процесса;

- воспитательный - формирование высоконравственной личности с развитым чувством гражданской ответственности, способным к самоанализу и критическому мышлению;

- социальный - доступность всего образования всем слоям общества;

- исследовательский - использование научного потенциала высшей школы.

Если мы решим эти задачи, то вуз станет основой устойчивого развития и потянет за собой весь «поезд».

В курсе «Культурологии» представляется важным обратить внимание на памятники природы как на уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, культурном и эсготическом отношениях природных комплексов. По словам Д. С. Лихачева: «Сады и парки - это важный рубеж, на котором объединяются человек и природа».

Накопленные философские, эстетические, культурологические знания передаются от человека к человеку (путь совершенствования), прежде всего, через передачу необходимых качеств от поколения к поколению посредством образования и культуры. И здесь нельзя обойти библиотеку как необходимый символ экологического просвещения в первую очередь студенческой молодежи. Целенаправленная деятельность библиотеки вуза: на-

копление базы данных «экология», выставки картин и периодических изданий, встречи с экологами, издание дайджестов экологической информации по наиболее востребованным темам (мирового и регионального масштаба).

Даже при небольшом объеме часов по общей химии, аналитической химии должно отводится главное внимание (и особенно ее лабораторному практикуму). Задача лабораторного практикума - знакомство с основными методами химического анализа и приобретение студентами некоторых практических навыков его проведения. Химический анализ по-прежнему остается одним из методов контроля загрязнения окружающей среды. Основное внимание в учебном курсе должно быть уделено количественному анализу, так как для правильной оценки состояния объектов природной или техногенной среды необходимо умение осуществлять эколого-хими-ческие эксперименты и грамотно их интерпретировать. Учитывая специфику технического вуза это развивает интерес студентов к предмету, особенно если лаборатория хорошо оснащена (газовым хроматографом, электрофотометром, иономерами и др.).

Аналогично можно указать и на лабораторный практикум по физике, где часть лабораторных работ (атомная физика и др.) тесно связана с условиями существования людей и живой природы в пределах ЗАТО Минатома РФ. И уже особо надо уделить внимание курсу «Концепция современного естествознания» (где он есть) как базовому курсу естественно-научного блока. Главное здесь уделить особое внимание учению В. И. Вернадского, освоить основные понятия о биосфере и переходе ее в ноосферу (сферу разума), изучить и вникнуть в разнородность частей (их 7), геологически неслучайных и входящих в биосферу (живое, биогенное, косное, биокосное, в стадии радиоактивного распада, рассеянных атомов и космического происхождения).

Современный процесс физического воспитания студентов должен обеспечить подготовку молодежи к трудовой деятельности, привить навыки и умения использования физических упражнений в жизни, сохраняя физическое и психическое здоровье. В условиях ЗАТО в НГТИ процесс этот охватывает студентов 1-4 курсов, причем ежегодно общий курс делится на учебно-методические и учебно-тренировочные (залы, тренажеры, лыжня и т. п.) часы. На методических занятиях определяется линия поведения при тренировках, контроль (чаще самоконтроль) за состоянием занимающегося и меры по преодолению негативных последствий тренировок. При этом примыкающий (соседствующий курс «Безопасность жизнедеятельности» с элементами ГО и ЧС) нацелен не только на нормы по охране труда, но и на взаимопомощь при различных ситуациях. Владеть (не только знать, а владеть) приемами оказания первой помощи в различных ситуациях - первостепенная задача студента (авто- и авиакатастрофы, оценка состояния пострадавшего при обычных и неблагоприятных ситуациях окружающей среды в условиях ЗАТО - все это входит в обязательный минимум знаний по курсу). Кроме того, принятая в НГТИ программа «Здоровье» нацелена на контроль за качеством питания, на рациональный выбор продуктов и биодобавок, эколого-валиологические семинары и занятия по «качеству жизни».

В блоке дисциплин «Менеджмент», «Финансовое управление организацией», «Методология ресурсосбережения», «Теория принятия решений» (в целом «Эко-менеджмент») необходимо рассматривать вопросы, принятые экологически безопасных решений при производ-

стве товаров и услуг. Здесь требуется реализовать новый подход (исправление) - экологический менеджмент развития, который объединит действия всех субъектов экологического менеджмента (государственные и частные структуры, предприятия, общества). Считая, что человек в создаваемой системе равноправная единица со всеми входящими элементами системы, нужно показать, что антропогенное воздействие должно быть исключено (в пределах страны, региона, предприятия, дома и т. п.), а при этом должны быть созданы условия для конкурентного развития любой хозяйствующей или живущей единицы. Здесь и деятельность науки, отраслей, образования, здесь и смена пути, по которому идет общество -использование невозобновляемых ресурсов и предложение по использованию естественных процессов.

В группе экономических дисциплин следует решить достаточно сложные и противоречивые задачи, но решить корректно: тут столкновение экологических требований и экономических возможностей. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, уже 20 век «употребил» 90% всех ресурсов земли, которые копились миллионы лет, а человечество продолжает их истреблять, двигаясь в тупик, а с другой стороны, прогресс и развитие уже не остановить.

Следовательно, если наука «Экология» на основе анализа состояния биосферы Земли приходит к выводу о наличии в настоящий период глобального экологического кризиса, то наука «Экономика» может (и должна!) проанализировать финансовые и материальные источники для нейтрализации отрицательных последствий для человека этого кризиса или (при недостатке ресурсов) предложить экономические программы по реструктуризации всего промышленного производства: задачи и дух «Экологии» должны быть восприняты экономикой.

Упомянутое сочетание в курсах можно деликатно иллюстрировать 4 принципами сочетания экономики и экологии:

- принцип «полной безопасности» - практически популистский лозунг (последнее «цунами» это убедительно доказало);

- принцип «максимально-возможной безопасности»

- консервативный принцип на основе волевых решений: снижение уровня опасности настолько низко, насколько это достижимо [5]. В англоязычном мире - это принцип ALAPA - «as low, as practicable achievable»;

- принцип «нормативной безопасности» может оказаться недостаточным, т. к. уровень загрязнения определяется, как правило, по одному ПДК, а не общей массой загрязнения;

- «оптимизационный» принцип безопасности, т.е. принцип затраты (в англоязычном мире принцип ALARA

- «as low, as reasonable achievable» [5]); затраты на устранение вреда должны равняться полной стоимости от этого вреда, наносимого людям и окружающей среде.

Сегодня, пожалуй, это наиболее приемлемый принцип.

Все сказанное выше имеет особое значение именно для ЗАТО бывшего Минатома РФ, потому что знание и применение этой оценки на практике крайне необходимо.

Курс «Экология» должен стать стержнем образовательной системы. При этом надо иметь ввиду, что поступая в высшие учебные заведения будущие специалисты имеют некоторые знания по экологии и эти знания должны углубляться в предметах, предшествующих собственно курсу «Экология».

Основной целью дисциплины «Экология» в техническом вузе является формирование у студентов эколо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гического мировоззрения и получение системы знаний о взаимосвязи явлений и процессов, протекающих в экосистемах под воздействием естественных и антропогенных факторов. Только поняв основные принципы функционирования биосферы, степень антропогенного влияния на равновесные процессы, протекающие в экосистемах, и допустимость этих воздействий, можно говорить об экологических принципах охраны природы, о рациональном природоиспользовании и перспективах создания не разрушающих природу технологий.

Сочетание лекционных и практических занятий дол-

жно видимо быть отдано в пользу последних. При этом надо заметить, что главный эффект от такого перерасп-редления часов - необходимость получения знаний, что собственно можно добиться, если есть конкретные, интересные задачи, которые решаются (на занятиях или дома).

Что же касается других дисциплин (рисунок 1), то по мере накопления опыта все они станут объектом «экологизации» с единой главной целью - непрерывность и формирование у студентов системного, междисциплинарного экологического мышления.

Рис. 1. Экология (наука), экологическое образование, экологическое воспитание и экологическая культура, интегрированные из других дисциплин (наук) и воззрений

Мы далеко ушли от первоначального значения термина «экология», предложенного экологом Э. Генкелем в 1866 году. Теперь это ряд научных отраслей и дисциплин. И нам все больше и больше приходится рассматривать природную среду в единстве с социальной, со средой, которую создает сам человек: социальная экология, экология человека, культуры, вуза как отражение сложного строения социальной среды.

Поэтому говоря о сегодняшних проблемах и трагедиях глобального масштаба, мы должны не забывать, что вуз - это тоже экосистема и ее субъекты должны реализовать цели и решить проблемы, которые представило человечество нам и следующим поколениям. В вузе все субъекты и их связь с окружающими элементами явно нелинейны. Но это только подчеркивает, что эта система регулируется и чем правильнее и оптимальнее внутри этой системы, тем точнее взаимоотношения между разными субъектами внутри этой системы и с природой как основным источником содержания профессиональной подготовки будущих специалистов.

В представленной ниже схеме(рис. 2), принятой с некоторыми уточнениями, из [6] можно регулировать экологию образования и экологическую культуру, сужая и расширяя (и взаимопересекая) «окружности», определяющие тип экологической гармонии, что определяет стиль взаимоотношений элементов. Если при этом иметь ввиду рисунок 2, иллюстрирующий включенность (невключенность) всех субъектов в различные виды деятельности, то это и определит нужную нам коррекцию.

2. Экологизация образования - вызов времени и настоятельная необходимость - должна быть подчинена единому принципу, строгому системному подходу.

3. Новая инновационная модель экологизации образования и воспитания требует серьезной корректировки государственных образовательных стандартов, учебных планов с серьезным упором на региональную компоненту и особенно тщательного пересмотра рабочих программ всех дисциплин. Пересмотр последних надо начинать с блоков ОГСЭД, ЕНиМ и ОПД, после проверки на практике которых можно рассмотреть рабочие программы блоков СД, ДС и факультативы.

4. Пересмотр рабочих программ по всем дисциплинам (авторских программ) не должен носить характер компанейщины по экологии с тем, чтобы вклинить «лоскуточек экологии», а должен быть подчинен междисциплинарной главной цели экологизации образования и воспитания с учетом специфики территории, местного природного окружения, экологической и социально-экономической специфике ЗАТО.

5. Вуз в ЗАТО Минатома РФ должен и может стать центром экологической культуры и флагманом экологического образования.

Список литературы

1. Беляев А. Е. Экологизация образования - реализация государствен-

ной экологической политики: Сб. тез. докл. н.-м. семинара «Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании.- СПб.: «Крисмасс», 2002. - С. 52-54.

2. Котра Ф. Паутина жизни НРБ.- София, 2003. - 335 с.

3. Богданов А. А. Системный анализ динамических процессов в

биосфере.- М.: Вестник АН СССР, 1979.- № 1. - С. 97-108.

4. Майбуров И. Н. Значимость высшей школы в процессе перехода к

устойчивому развитию // Вестник БГТУ.- 2004. -№ 8.-С. 154-158.

5. Радиационная защита/Под ред. Л. А. Моисеева.- М.: Атомиздат,

1988. - 207 с.

6. Дорошко О. М. Экологическая культура: экологический аспект. -

Гродно: ГрГУ, 2001. - 243 с.

Рис. 2. Пространство экологического образования и культуры вуза (схема)

Субъекты: 1 - студент; 2 - преподаватель; 3 - вуз.

Основные виды деятельности: 4 - учебная; 5 - научно-исследовательская; 7 - свободное время. Интегрированные виды деятельности: 8 - самоподготовка преподавателя и студента; 9 - учебно-исследовательская работа студентов; 10 - работа на практиках; 11 -самостоятельная работа по специальности

Выводы

1. В эпоху становления демографического общества приоритетным становится формирование общечеловеческих ценностей и, следовательно, парадигмой нового этапа должен стать экоцентризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.