Научная статья на тему 'Становление и развитие экологического образования в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева'

Становление и развитие экологического образования в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБ РАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ECOLOGY / ECOLOGICAL WORLD OUTLOOK / ECOLOGICAL EDUCATION / ADVANCEMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверин Александр Владимирович, Массеров Дмитрий Александрович

Статья посвящена подробному рассмотрению роли экологического образования в подготовке современных специалистов в Мордовском государственном университете. Проанализированы проблемы и предложены перспективы действий по экологизации науки и образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каверин Александр Владимирович, Массеров Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolvement of Ecological Education in N. P. Ogarev Mordovian State University

The article provides a thorough account of the role of ecological education in the preparation of potential graduates of Mordovia State University. The authors analyse current problems and offer prospective measures aimed at advancing ecological education of science and education in the region.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие экологического образования в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева»

шшжтж № 2,2012 АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

УДК 378.016:574(470.345)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. Н. П. ОГАРЕВА

А. В. Каверин, Д. А. Массеров

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Статья посвящена подробному рассмотрению роли экологического образования в подготовке современных специалистов в Мордовском государственном университете. Проанализированы проблемы и предложены перспективы действий по экологизации науки и образования в регионе.

Ключевыге слова: природопользование; экология; экологическое мировоззрение; экологическое об-

разование; экологизация.

Согласно определению крупнейшего теоретика экологической науки, просветителя и видного общественного деятеля России Н. Ф. Реймерса, «экологическое образование — система обучения, направленная на усвоение теории и практики экологии как одной из фундаментальных основ знания о природе и взаимоотношений в системе „общество — природа“. Включает элементы географических, биолого-медицинских, социально-экономических и отчасти технологических отраслей знаний»; «экологическое обучение — это комплекс экологического воспитания, просвещения, образования и пропаганды, создающий у человека экологическое мировоззрение и вооружающий его знанием места человечества в природе и значения природных факторов и систем в его социальноэкономическом развитии, личном благополучии каждого из людей» [3, с. 314].

В соответствии с общемировой прогрессивной тенденцией экологизация образования представляет собой важнейшую задачу повышения культуры общества. Огромная роль в формировании экологического мировоззрения принадлежит университетам, в которых среди разнообразных направлений образовательного процесса, безусловно, приоритетным в этом отношении является экологическое образование. В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева данному направлению уделяется существенное внимание.

Современное экологическое образование, будучи преемником классического географического и биологического, помогает человеку понять свое место в биосфере и регулировать свои действия в согласии с законами природы. Все это определяет особую роль и место экологического образования в общей образовательной стратегии университетов.

Наш вуз последовательно ведет свою работу в обозначенном направлении [1]. Понятие «экология» начало входить в обиход в научных статьях, лекциях и в повседневной речи ученых, преподавателей и студентов Мордовского университета в 60-е гг. XX в. Именно в это время университет стал центром комплексной природоохранной науки в Мордовии. На базе творческого коллектива преподавателей и аспирантов химико-биологического факультета был создан научно-технический совет Мордовского республиканского общества охраны природы. Его возглавил признанный лидер природоохранного движения доцент А. И. Душин, вокруг которого объединились молодые коллеги и ученики ученого Л. Д. Альба,

A. Г. Барнашов, В. С. Вечканов,

B. Н. Лияскин, В. М. Смирнов и др. Этот коллектив вел большую работу по изучению природных ресурсов, эксперти-рованию важных технических проектов и крупных народно-хозяйственных начинаний. Им проводились комплексные научные экспедиции по рекам Мокше и Суре, организовывались временные при© Каверин А. В., Массеров Д. А., 2012

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

родные полигоны, наконец, был открыт постоянный учебно-научный стационар — биостанция университета.

Созданная таким образом материально-техническая база по изучению природы родного края и полученные на ее основе научные данные побудили активистов охраны природы на следующую конструктивную инициативу — введение в учебные планы ряда специальностей МГУ спецкурса «Охрана природы».

В 1970-е гг. в Мордовии активизировалось природоохранное просвещение которым кроме перечисленных выше биологов и химиков в силу специфики своих дисциплин стали заниматься географы В. М. Винокурова, М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов, В. П. Нарежный,

В. А. Писачкин и др. Начали издаваться сборники научных статей, посвященные проблемам природных ресурсов Мордовии и их охране. Идеи экологии и рационального природопользования стали чаще обсуждаться на регулярно действующем научном семинаре по проблемам комплексного развития региона.

В 1980-е гг. при университете была создана научно-исследовательская лаборатория гидрогеологии и охраны природы. В эти же годы — через аспирантуру была начата подготовка научно-педагогических кадров по специальностям «Экология» и «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». С 1982 г. вопросы координации экологического образования в вузе и в регионе в целом стал частично решать сектор экологии и природопользования при научной лаборатории регионологии.

Идея открытия в университете кафедры охраны природы или природопользования начала активно распространяться в 1970—1980-е гг. Однако более организованные и действенные формы экологическое образование и воспитание в регионе начали принимать в 1990-е гг. В 1991 г. на географическом факультете университета был осуществлен первый прием студентов на специальность «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресур-

сов», в рамках которой была открыта специализация «Экологическое образование». Так началась подготовка профессиональных преподавателей экологии для средних учебных заведений. На основании решения ученого совета университета от 25 октября 1991 г. для обеспечения учебного процесса по подготовке специалистов-экологов, а также ведения экологических дисциплин в вузе в целом была открыта кафедра рационального природопользования, переименованная позже в кафедру экологии и природопользования.

В настоящее время можно выделить несколько направлений деятельности Мордовского университета, которые способствуют реализации стратегии экологического образования для устойчивого развития республики.

С 1994 г. и до сих пор в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования дисциплина «Экология» включена в учебные планы большинства специальностей МГУ им. Н. П. Огарева. Преподавание этой дисциплины осуществляет профилирующая кафедра экологии и природопользования, которая в силу профессиональных особенностей является методическим центром экологического образования в университете. С 1999 г. на географическом факультете ведется подготовка по специальности «Геоэкология».

Первый государственный стандарт подготовки бакалавров — по направлению «Экология и природопользование» — был принят в 1994 г., стандарты подготовки по специальностям «Экология», «Природопользование», «Геоэкология» — в 1997 г. В 2000 г. после значительной переработки с учетом уже имеющегося опыта подготовки по экологическим специальностям был создан государственный образовательный стандарт второго поколения [2]. В настоящий период действует образовательный стандарт третьего поколения. Необходимость в нем назрела в связи с модернизацией высшего образования и включением России в Болонский процесс, пред-

полагающим переход на двухступенчатую модель образования — бакалавриат и магистратуру.

Сложность настоящего момента заключается в сохранении преемственности между разработанными и апробированными программами подготовки специалистов и вновь создаваемыми программами для подготовки магистров. Подготовка специалистов в ближайшее время закончится: с 2011 г. в МГУ открыта подготовка только по направлению бакалавриата «Экология и природопользование» и магистратуры по направлениям «Управление природопользованием», «Геоэкология».

Эффективное высшее естественнонаучное образование, в том числе экологическое, должно строиться в тесной взаимосвязи с фундаментальными и прикладными науками. Развитие преподавателями кафедры экологии и природопользования фундаментальных и прикладных исследований и привлечение к этой работе студентов являются приоритетом научной деятельности в подготовке спе-циалистов-экологов и природопользова-телей. Это достигается также сотрудничеством кафедры с ведущим научным центром России — Институтом экологии Волжского бассейна Российской академии наук. Ориентация на фундаментальное понимание проблемы, ее видение на глубоком уровне позволяют формировать специалиста-эколога, востребованного в условиях современного рынка труда.

Одну из особенностей подготовки специалистов-экологов составляют исключительная динамичность и изменчивость объектов профессиональной деятельности. С каждым годом научные исследования и разработки в области экологии становятся все более востребованными. Это касается, например, оценки экологической безопасности производств, рекультивации антропогенно-нарушенных территорий, внедрения новых методов и приемов, снижающих уровень загрязнения, изучения механизмов взаимодействия разных видов в экосистеме с целью получения экологически чистой продукции без использования

химических средств защиты, создания и обоснования сети особо охраняемых природных территорий. Все шире применяются современные методы изучения динамики естественных и антропогенно-нарушенных экосистем, методы биоиндикации и биотестирования, которые быстро и с малыми затратами позволяют оценить качество среды.

Чтобы идти в ногу со временем, успешно работать специалистом-экологом в условиях наукоемкого производства, выпускник вуза должен обладать профессиональной компетентностью, быть способным к инновационной деятельности, отличаться высоким уровнем восприимчивости к новшествам, мобильностью, способностью быстро и на профессиональном уровне осваивать новые объекты деятельности, обладать профессиональной и психологической готовностью приспосабливаться к деятельности в условиях постоянно усложняющейся окружающей среды, оперативно менять специализацию. В связи с этим при подготовке современного специалиста весьма важной становится ориентация педагогического коллектива на инновационную деятельность в совершенствовании нового содержания экологического образования, в создании, развитии и реализации новых педагогических технологий, методик, систем обучения, разработки и реализации новых воспитательных технологий.

С целью совершенствования приобретаемых студентами умений и навыков кафедрой экологии и природопользования введены новые учебные курсы, такие как «Техногенные системы и экологический риск», «Устойчивое развитие»,«Оценка воздействия на окружающую среду», «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды», «Радиоэкология». Разработаны специальные курсы по экологии, которые имеют свою четко выраженную специфику, ориентацию на стимулирование мотивов инновационной деятельности в решении проблем своего края. Например, новый учебный план включает дисциплины «Геоэкология Мордовии», «Этническая экология», «Тради-

ИНТЕГРАЦИЯ

ционное природопользование финно-угорских народов», «Природное и историческое наследие», а также курсы по выбору «Менеджмент в природопользовании», «Экология землепользования», «Основы организации управления природопользованием», «Медицинская экология», «Основы экологической экспертизы», «Методы обращения с отходами», «Экологические технологии и безотходное производство», «Урбоэкология».

Новые учебные дисциплины позволяют формировать у студентов современные представления о единстве экономики, среды, общества как базовой предпосылке экологически устойчивого развития, способствовать подготовке стойких экологических убеждений. Осуществляется экологизация других учебных дисциплин.

В рамках реализации модернизации образования в МГУ должна быть разработана и принята инновационная концепция развития университета, в которой была бы подчеркнута приоритетность всеобщего экологического образования. Это повлекло бы за собой переориентировку существующих учебных программ в сторону их большей экологизации.

Проводятся многоплановые научные исследования в области экологизации энергетики для ресурсосберегающего развития Республики Мордовия, включающие изучение проблем энергосбережения и природных возобновляемых энергетических ресурсов, их эколого-эконо-мическую оценку, разработку предложений по широкому внедрению альтернативной энергетики.

Один из основных постулатов теории экологического развития составляют «содружество с окружающей природной средой», формирование природоцентристского мировоззрения как важное условие сохранения природного своеобразия территорий. Совершенствование природоохранной деятельности как средство обеспечения экологически устойчивого развития — это направление научных исследований нашло свое отражение в работах по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия Республики

Мордовия, в других проектах по развитию заповедного дела и формированию экосети региона.

Борьба с последствиями антропогенных загрязнений и предотвращение новых факторов загрязнения невозможны без воспитания общей экологической культуры. В сложившейся ситуации экологическое образование студентов приобретает ключевое значение. На кафедре экологии и природопользования некоторые инновационные начинания в этом направлении деятельности уже становятся традиционными, например: обсуждение экологических проблем в течение изучения различных предметов; участие студентов в исследованиях экологической ориентации; постановка серии научно-исследовательских работ по исследованию природных объектов; работа по эколого-аналитическому мониторингу природных сред, оценке территорий.

Для качественной работы на кафедре создается библиотека из личных фондов преподавателей. Студенты имеют возможность пользоваться современной учебной и справочной литературой, которая отсутствует в библиотеке университета. Создаются методические указания и пособия для практических и лабораторных работ. По отдельным темам проводятся лекции-конференции, тематические вечера. Кроме того, студенты I курса выполняют индивидуальные задания по подготовке различных тем на электронных носителях и др.

В последние годы все большее распространение приобретает проектный метод обучения. Вовлечение студента в проектную исследовательскую деятельность с первых курсов практически помогает ему осознать роль знаний и умений в жизни и учебе. В процессе выполнения проектных заданий одновременно происходят проверка теоретических знаний, сопровождающаяся их повторением, углублением, систематизацией, и формирование умений применять их для решения конкретных навыков в приобретаемой будущей специальности. Данный метод активно используется преподавателями и способствует выработке у сту-

дентов навыков инновационной деятельности.

Электронное обучение предполагает создание соответствующего учебного и учебно-методического материала — мультимедийных курсов лекций, материалов для практических и лабораторных работ, методических указаний, компьютерных тестирующих систем — основных составляющих информационной образовательной среды. Преподавателями разрабатываются обучающие компьютерные тесты по всем дисциплинам, при чтении лекций активно применяются компьютерные технологии. Электронные учебно-методические ресурсы способствуют повышению эффективности учебного процесса и помогают студентам добиваться лучших успехов в учебе.

В современном динамически изменяющемся обществе наблюдается возрастающая потребность в активных, неординарных, талантливых людях, однако в повседневной преподавательской деятельности не всегда уделяется должное внимание проблеме обучения одаренных студентов. На кафедре экологии и природопользования в ряде дисциплин практикуется внедрение в учебный процесс заданий научно-исследовательского характера, нестандартных задач в экологических расчетах; используются приемы привлечения студентов к научно-исследовательской работе, участию в олимпиадах с I курса. Инновационные изыскания могут развиваться и в форме создания новых структурных подразделений, научных групп, школ молодых исследователей.

С 1992 г. на базе географического факультета МГУ проведено 19 научнопрактических конференций (Огаревских чтений) и столько же научно-практических конференций молодых ученых. Подобные мероприятия из инновационных перешли в русло традиционных.

На базе кафедры экологии и природопользования с 2001 г. ведется подготовка аспирантов по специальности «Гео-

экология». На сегодняшний день по ней обучается 5 аспирантов.

Одной из главных задач руководства факультета и кафедр в подготовке спе-циалиста-эколога является создание современной приборной базы, позволяющей ставить и оперативно решать научно-образовательные задачи самого разного профиля.

Участие в исследовательской работе со студенческой скамьи воспитывает у молодежи интерес к академической науке, дает им возможность овладеть современными методами исследования, смежными дисциплинами, новейшими методиками. Объединенные исследования позволяют дать студентам и аспирантам глубокое и современное университетское образование, расширяют научный кругозор, прививают вкус к научному общению, стимулируют мотивы к инновационной деятельности, способствуют подготовке к творческой и профессиональной работе в любой отрасли, связанной с экологией.

Опыт МГУ свидетельствует о том, что в университетах существует большое поле деятельности для выполнения главной цели — максимально приблизить знания о принципах устойчивого развития, о путях решения многих экологических проблем к каждому жителю региона и страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жидкин, В. И. Экологизация образования в регионе / В. И. Жидкин, А. В. Каверин // Интеграция образования: проблемы и перспективы. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1998. — С. 120— 126.

2. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению высшего профессионального образования «Экология и природопользование» / под ред. Э. П. Романовой. — Москва : Изд-во МГУ, 2007. — 136 с.

3. Реймерс, Н. Ф. Природопользование : словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — Москва : Мысль, 1990. — 639 с.

Поступила 06.03.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.