Научная статья на тему 'Экологизация образования и науки как тенденция решения экологической проблемы'

Экологизация образования и науки как тенденция решения экологической проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1345
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / STAGES OF ECOLOGICAL EDUCATION / SCIENCE ECOLOGIZATION / ECOLOGICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухетдинова З. З., Романова С. М.

В статье описаны основные этапы экологизации образования и науки. Показано, что конечной целью экологического образования является формирование «экологически здорового» общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухетдинова З. З., Романова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the main stages of ecological education and research. It is shown that the ultimate goal of ecological education is to develop «environmentally healthy» society, sustainable and harmonious co-existing with nature.

Текст научной работы на тему «Экологизация образования и науки как тенденция решения экологической проблемы»

З. З. Мухетдинова, С. М. Романова

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАК ТЕНДЕНЦИЯ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: этапы экологизации образования, экологизация науки, экологический кризис.

В статье описаны основные этапы экологизации образования и науки. Показано, что конечной целью экологического образования является формирование «экологически здорового» общества, устойчиво развивающегося и гармонично сосуществующего с природой.

Key words: stages of ecological education, science ecologization, ecological crisis.

This article describes the main stages of ecological education and research. It is shown that the ultimate goal of ecological education is to develop «environmentally healthy» society, sustainable and harmonious co-existing with nature.

В своеобразном виде «Экологическое образование» осуществлялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Востока. Первым специалистом по экологии был первобытный человек. Тот, который сумел правильно выбрать место для жилья так, чтобы близко были вода и охотничьи угодья, которые могли бы надежно обеспечить пропитанием, чтобы жилье защищало от непогоды, диких зверей и врагов и т.д.

Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии

- Конфуция, Лао-Цзы, Демокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в «неспециальном виде» сопутствует зарождению и развитию экологической науки. Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Более тесное соединение науки экологии и экологического образования стало формироваться одновременно с введением в науку самого термина «экология» Э. Геккелем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX века социальной экологии, важной целью которой является экологическое просвещение.

Российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Первоначально оно было сформировано на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII века. Затем естествознание включили в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии.

В конце Х1Х - в начале ХХ вв. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования усилиями и педагогическими работами

А.Н. Бекетова и К.А. Тимирязева. Программы и указания Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведение работы по охране природы, по формированию у школьников полезных навыков по защите окружающей среды.

В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учебные программы по биологии

и географии, многие из которых сохранились в неизменном виде до конца 70-х годов. В 50 - 60-е годы природоохранное просвещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире. Во всех республиках СССР принимаются законы об охране природы, усиливается природоохранительная тематика; в начальной школе появляется специальный предмет «природоведение». В 70 - 80-е годы особое внимание уделяется вопросам образования в сфере рационального природопользования и охраны природы. В 1972г. в составе Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР была создана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная комплексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Появились разработки программ факультативных курсов по охране природы. В 90-х годах система экологического образования базировалась на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравечина. Исходными стали представления:

- человечество связано с природой своим

происхождением, существованием и своим

будущим;

- человеческая история - часть истории природы;

- целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере;

- качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями -основа физического и духовного здоровья человека;

- труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения;

- изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования:

- принцип единства познания - переживания - действия, который ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места

в ней человека с эмоционально-чувственном воздействием на обучающегося как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства;

- принцип непрерывности, который рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде во всех системах образования, а также всех видов общественно полезного труда;

- принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;

- принцип междисциплинарности и др., которые составили основу экологического образования.

В эти же годы А.Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента в качестве ядра экологического образования:

1) познавательный - основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т. д.

2) ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы.

3) нормативный - основы нравственных и правовых форм природопользования, правила поведения в окружающей среде.

4) деятельностный - виды и способы деятельности, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.

Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя, и учащихся. Далее, важнейшим аспектом современного экологического образования является пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры, и таким образом, влияют на социальные процессы. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.

В.М. Назаренко выделяет различные модели организации экологического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы:

- включение экологической информации в традиционные предметы;

- изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете;

- формированиеэкологических знаний в разных учебных предметах, а затем их интегрирование в отдельный предмет;

- полная реформа учебного процесса.

Экологизация образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к

деятельности, основанный на формировании ноо-сферно-гуманитарных и экологических ценностей. Налицо постоянное расширение экологической тематики и в высшем образовании; значимость экологического образования закреплена законодательными актами, охватывающими и школу, и профессиональное образование. Значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывности, написаны учебники для школьников и студентов, методические пособия для преподавателей, идет экологизация всего школьного (в школах России основы экологии дают на уроках биологии и химии, а за рубежом в программу преподавания введен предмет «Экология человека», «Химия окружающей среды») и дошкольного образования и воспитания [1].

Недостаточную степень развитости экологического образования в вузах можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, экологическое образование в современном варианте по историческим меркам еще очень молодо, в сущности, оно только зарождается; многие педагогические вузы еще не имеют полнопрофильного курса по экологии; во- вторых во многих областях экологии как предмета науки и преподавания остается больше проблем, чем их решений; к тому же сказывается и общий социальный фон - недооценки глубины экологического кризиса в нашем обществе. В вузах наряду с нехваткой учебных пособий, неполной оснащенностью новейшей техникой исследований, еще недостаточно разработана сама методологическая основа, необходимая для прикладных исследований по экологическому образованию студентов [2-5].

Экологический кризис окружающей природной среды непосредственно вызван современным производством, в наибольшей степени теми его частями, которые основаны на современной технике, источником которой является наука. Наука и техника лежат на поверхности причин экологических трудностей.

Наука в ее современном понимании возникла в Новое время. Освобождавшееся от религиозных догм человечество поставило своей задачей «стать хозяевами и господами природы» (Слова Декарта). В науке Нового времени сформировался экспериментальный метод, нацеленный на то, чтобы выпытывать у природы ее тайны. Применение этого метода тесно связано с новым пониманием и отношением к природе. В основе новоевропейской науки лежит определенная парадигма отношения к природе, которая определялась потребностями развития капиталистического общества: становлением товарного производства, разделением труда, развитием техники и системы машин. Классическая наука воплотила в себе основную тему западной философии, ориентированную на господство человека над природой. Включение человеческого фактора в исследования значительно усложняет исследовательский. Современный человек распространил свое влияние с отдельных процессов, происходящих в природе, на их совокупности, тесно переплетённые между собой, затронув механизмы, определяющие целостное

функционирование природной среды. Наука должна уловить новую ситуацию и отреагировать на нее.

Несмотря на то, что в самой структуре науки и в ее связях с другими общественными институтами заложены предпосылки экологических трудностей, что наука не обладает абсолютной истиной, не может предсказать все последствия человеческой деятельности и реагирует на изменение ситуации с запаздыванием, она, тем не менее, является необходимым инструментом взаимоотношений человека и природы. Вообще наука не только средство преобразования природы, она развивается не только под влиянием внешних целей и внутренней логики. Изменение природы человеком является одним из мощных импульсов развития науки. Насущной потребностью современного этапа взаимоотношений человека и природы становится проведение комплексных экологических исследований. Для науки на современном этапе становится характерной ее переориентация, которую можно назвать тенденцией экологизации. Экологизация науки - есть не что иное, как распространение на нее (на ту или иную научную дисциплину) экологического подхода. Много внимания уделили этому вопросу в своих трудах И.П. Герасимов, К.И. Шилин, В.А. Лось, А. А. Горелов, В.С. Крисаченко [6].

Одной из основных форм этой тенденции выступает развитие наук, переходных от экологии к другим наукам биологического цикла (эволюционная экология, палеэкология), к наукам о Земле (геология окружающей среды, или геологическая экология), к наукам физико-химического цикла (геохимическая экология, радиоэкология), к техническим и сельскохозяйственным наукам (космическая экология, сельскохозяйственная экология), к медицине (экологическая физиология человека, экология человеческих болезней, медицинская экология, геоги-

гиена, медицинская география), к общественным наукам (социальная экология). Развитие отмеченных научных направлений протекает в рамках тенденции экологизации человеческой деятельности. В общем плане под экологизацией надо понимать учет возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью свести к минимуму отрицательные результаты природопреобразовательной деятельности. Данная тенденция - насущная проблема нашего времени, и ее развитие призвано решить экологическую проблему, как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях.

Литература

1. Ситаров, В.А. Социальная экология/В.А. Сита-ров//[Электронный ресурс]. - 2000. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/sozialnaja_ekologija/08.asp х, свободный.

2. Романова, С.М. Экологическое образование инженернотехнических работников промышленных предприятий /

С.М. Романова, А.Б. Ярошевский, З.З. Мухетдинова// Вестник КТУ. - 2011. - № 22. - С. 347-349.

3. Мухутдинова, Т.З. Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в национальных исследовательских университетах в современных социокультурных условиях / Т.З. Мухутдинова, Л.Р. Храпаль // Вестник КТУ. - 2011. - № 8. - С. 298308.

4. Хасанова, Г.Б. Социальная экология / Г.Б. Хасанова. -Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2001. - 92 с.

5. Лобачева, Г.К. Экологизация промышленных предприятий - экологически чистое производство: учеб.-метод. пособие / Г. К. Лобачева, А. П. Фоменко, М. Н. Тужлова, А. И. Гучанова; под общ. ред. д-ра хим. наук, проф. Г. К. Лобачевой. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 140 с.

6. Горелов, А.А. Экология. Конспект лекций / А.А. Горелов // М.: Высшее образование, 2008. - 192 с.

© З. З. Мухетдинова- ст. препод. каф. общей физики АГНИ; С. М. Романова- канд. хим. наук, доц. каф. инженерной экологии КНИТУ, ildars@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.