ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
С.Т. Шалгымбаев
Эколого-образовательный инновационный комплекс Казахского национального университета им. аль-Фараби
На современном этапе в процессе эколощзации науки выделяют три направления: внутри-дисциплинарную экологизацию, междисциплинарную экологизацию и, в третьих, проблемную экологизацию. Однако экологизация науки без экологизации стиля мышления, мировоззренческих основ и системы воспитания молодого поколения не может в полной мере решать проблемы устойчивого развития. Поэтому приоритетным направлением устойчивого развития является экологизация образования.
В последние годы во взаимоотношениях человечества с природой наметился новый этап. Предыдущие десятилетия характеризовались осознанием последствий и масштабов антропогенного воздействия, признанием приоритетной роли экологии и превращением этой науки из сугубо биологической в интегрированную междисциплинарную. Отличительной чертой нынешнего этапа можно назвать переход от констатации фактов к действию, к выработке модели устойчивого социального и экологического развития [1,2].
Термин «устойчивость» (sustainability) завоевал прочные позиции в публикациях, материалах международных форумов, посвященных проблемам выживания и дальнейшего развития человечества. Среди специалистов и авторитетных ученых мало тех, кто сомневается, что речь действительно вдет о выживании. В то же время большинство из них уверено, что устойчивое развитие возможно, но при условии изменения характера мышления, позиции человечества по отношению к природной среде.
По первоначальному употреблению, «устойчивое развитие» формулируется как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений» [3].
Академик Н.Н. Моисеев считал целесообразным заменить термин «устойчивое развитие» на «коэволюция человека и биосферы», поскольку экологической нишей человечества является вся биосфера, а развитие общества должно происходить в ее рамках [4]. В своих трудах Н.Н. Моисеев проводил мысль о необходимости «второй экологической революции», которая кардинально изменит социальные, политические, экономические взаимоотношения людей между собой и приведет к налаживанию новых отношений человечества с природой [5,6].
В настоящее время относительно понятия «устойчивое развитие» имеется два различных взгляда. В первом случае доминируют экономические аспекты, а во втором — экологические. Это отражает две точки зрения на преодоление экологического кризиса: теория ресурсной концепции развития мировой системы (преимущественно экономический подход) и теория естественной биотической регуляции окружайщей среды. Теория ресурсной концепции развития рассматривает Землю, в основном, как источник ресурсов. Эта концепция строит глобальные ресурсные модели, учитывающие такие ком-
поненты развития, как экономика, население, природные и продовольственные ресурсы, состояние окружающей среды. Подобные модели указывают на неизбежность истощения ресурсов‘в связи с ростом населения, а решение проблемы их авторы, вслед за Мальтусом, видят преимущественно в ограничении численности населения, стабилизация которого должна наступить на уровне от 12 до 14 млрд. человек.
Теория биотической регуляции окружающей среды разработана в России в конце 80-х годов [2]. Главным в этой теории является определение порога устойчивости биосферы, нарушение которого может сказаться на устойчивости биоты. Данная теория требует определить величину порога допустимого воздействия и время, когда этот порог может быть нарушен. В соответствии с изложенным, концепция «устойчивого развития» допускает такую хозяйственную деятельность человека, которая не нарушает «порога хозяйственной емкости биосферы». При этом речь идет не только и не столько о загрязнении окружающей среды, сколько о сохранении естественных экосистем. Это стало концептуальной основой экологического образования.
Именно знания должны стать движущей силой по направлению к устойчивому развитию. При этом требуется беспрецедентный уровень организации таких знаний, поскольку предстоит решение проблем не только на местном и региональном уровне, но и в глобальном масштабе. Масштабность задачи предполагает ее решение объединенными усилиями международных организаций, правительств, соответствующих ведомств, исследовательских учреждений. Необходимы немалые инвестиции знаний и инвестиции в знания. Как отмечалось в докладе генерального секретаря ЮНЕСКО комиссии по устойчивому развитию (1998 г.) [7], реорганизация образования должна стать важным компонентом в региональных, национальных и местных стратегиях и планах устойчивого развития.
За названием «Образование в интересах устойчивого будущего людей» скрыта по сути новая философия, требующая новых подходов ко всему комплексу формирования человека. Оно не может ограничиваться отдельной дисциплиной, оно должно быть составной частью всех дисциплин — от гуманитарных до естественных. В нем обозначена цель — устойчивое будущее, к которому необходимо готовить не только специалистов, но и сознательных граждан. Речь идет о формировании нового мировоззрения, которое определяется как образованием, так и наукой, культурой, средствами массовой информации. При этом термин «образование» отражает концепцию непрерывного образования в течение всей жизни, а понятие «устойчивое будущее» определяет общие концептуальные рамки новаторской, ориентированной на будущее деятельности, направленной.на изменение.
Перспективы развития общества во многом обусловлены процессом экологизации всех форм жизнедеятельности.
Экологизация захватывает в настоящее время все сферы науки и деятельности человека, создавая представление о том, что центр внимания экологии как науки — человеческое общество. Следует, однако, четко отличать экологию как область фундаментальных исследований, изучающую в свойственном ей ключе все формы жизни и те прикладные, грандиозные по масштабам практические задачи, которые вытекают из экологических законов применительно к деятельности человека. Экологизация есть, по сути, проникновение идей экологии в разные сферы жизни общества. На современном этапе это жизненно важный процесс, от успеха которого зависит очень многое [8].
Для науки становится характерной ее переориентация, которую можно назвать тенденцией экологизации.
Одной из основных форм этой тенденции выступает развитие наук, переходных от экологии к другим наукам биологического цикла (эволюционная экология, палеоэкология), к наукам о Земле (геология окружающей среды), к наукам физико-химического цикла (геохимическая экология, радиоэкология), к техническим и сельскохозяйственным наукам (космическая экология, сельскохозяйственная экология), к медицине (экологическая физиология человека, экология человеческих болезней, медицинская экология, геогигиена, медицинская география), к общественным наукам (социальная экология) и тд.
Развитие отмеченных научных направлений протекает в рамках тенденции экологизации человеческой деятельности. В общем плане под экологизацией понимают учет возможных последствий воздействия человека на природную среду с целью свести к минимуму отрицательные результаты природопреобразовательной деятельности. Данная тенденция — насущная потребность нашего времени, и ее развитие призвано решить экологическую проблему как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях.
Наряду с возникновением новых экологических направлений в современной науке наметился и процесс экологизации традиционных областей знания. Это проявляется в видоизменении предмета, методов, подходов целого рада наук под влиянием экологической проблематики.
Среди наметившихся в развитии научного познания тенденций экологизация занимает особое место. Это обусловлено прежде всего ее существенной социальной значимостью и своеобразной эвристической функцией, под последней следует понимать выявление и постановку принципиально новых научных проблем.
В документах обсуждения международного проекта «Хартия Земли» в разделе «экономика» оглашено: «Уже много поколений человечество живет в условиях экспоненциального экономического роста, который является целью всех современных экономических доктрин, приведших к жестокому социально-экологическому кризису. Необходимо коренное изменение экономических доктрин. Новая экономика должна рассматривать биосферу Земли не как совокупность собственных ресурсов человечества, а как фундамент жизни на Земле. Она должна подавать прямые сигналы при превышении допустимых экологических пределов, способствовать выравниванию экономического положения стран и людей, постепенно ликвидируя такие понятия, как бедность и богатство. Новая экономика должна обеспечивать повышение качества жизни людей, не выходя за допустимые экологические пределы» [9].
Следовательно, экологизация экономики — это важнейшее требование современности, означающее более разносторонний и вместе с тем более системный подход к окружающему человека материальному миру, большее осознание роли природы в жизни человека. Экологизация экономики — необходимое условие и одновременно главная составная часть экоразвития. В сущности, она означает экологизацию всего социально-экономического уклада и нацелена на снижение природоемкости производства [10,11].
Ориентация производства на содействие сил природы является основным условием его экологизации и преодоления несовместимости производственной деятельности с задачами сохранения природы. Сегодня понятия «материальное производство» и «экологическая культура» представляются как почти несовместимые. Тем не менее, они должны быть совмещены в человеческой деятельности при всей их очевидной противоположности. Более того, диа-
лекгика соотношения противоположностей такова, что переход их друг в друга вдет по одному и тому же основанию. Это остается справедливым и для становления экологической культуры. В зоне производственной деятельности, прежде всего, должны утвердиться принципы экологической обоснованности использования людьми природных ресурсов, и это определит все остальные направления деятельности людей по поддержанию природных условий их существования. Общественное производство является исходным звеном и материальной основой формирования экологической культуры, и, как это ни парадоксально на первый взгляд, именно производственная деятельность людей должна стать основным условием сохранения природной среды. Однако для этого деятельность должна быть существенно преобразована в соответствии с объективными требованиями экологических законов [12].
Каковы наиболее важные направления экологизации производства? Они подсказываются законами функционирования вещества, энергии и информации в биосфере. Как показал В.И. Вернадский [13] и его последователи, биосфера представляет собой совершенно уникальную природную систему с хорошо развитыми процессами саморегуляции ею своего пригодного для жизни состояния. Можно говорить о вполне целесообразной направленности в биосфере огромной совокупности свойственных ей процессов. О степени надежности механизмов саморегуляции биосферы говорит уже то, что она сохраняется как среда жизни на протяжении 4,5 млрд. лет, и до последнего времени не было каких-либо явных признаков ухудшения ее состояния по естественным причинам. Только деятельность людей, не согласованная с законами сохранения биосферы, поставила ее за неполные 300 лет стремительного развития индустрии на грань катастрофы.
Обычно под экологизацией понимается процесс проникновения экологических подходов и факторов в различные сферы социальной деятельности, и само понятие «экологизация» употребляется при решении социально-экологической проблемы. Вместе с тем наряду с этим основным значением необходимо указать и другое, имеющее, в известном отношении, более широкий смысл. Речь идет о проникновении в науку экологического подхода, который, хотя и акцентирует внимание на социально-экологической проблеме, тем не менее, не сводится к ней, выходит за ее пределы, имея более широкое содержание, обусловленное всем научным экопотенциалом, включая и биоэкологи-ческие, и эколого-синергетические, и другие экологические идеи и знания.
В.И. Вернадский подметил еще в 30-х годах, что развитие научного знания постепенно стирает грани между отдельными науками, а ученый специализируется не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, постигать глубинные процессы исследуемого феномена, а с другой, — представить комплексно-интегральный его анализ. Научная мысль исследователя активно проникает во все сферы деятельности человека, охватывая биосферу в целом. Все в большей мере выявляется ограниченность физической картины мира, в рамках которой многокрасочная и объемная реальность сводится к «удобным» научным абстракциям. Возникает необходимость формирования натуралистической картины мира, включающей в свою систему элементы живого, в том числе и человека, как органическую часть биосферы. При этом
В.И. Вернадский связывал возникновение и развитие научного знания непосредственно с биосферой, т.е. феномен науки трактовался им как проявление «структуры биосферы» [13].
В современной науке развивается стремление к целостному и многомерному охвату изучаемых объектов. Происходит переход от обособленного, част-
ного знания к целостному, синтетическому знанию. Науки развиваются «на границах» друг с другом, за счет анализа связей между собой — биохимия или социальная психология, например, т.е. наука в целом экологизируется «изнутри». Сближение происходит не только внутри естественного блока и гуманитарного блока наук, но и между самими этими блоками. Давно и глубоко обособившиеся внутри науки как своеобразные стили познания, выработки знания, «две науки» — гуманитарная и естественная — ищут пути сближения.
Современный этап освоения социально-экологического знания основывается на представлениях, вырабатываемых в рамках естественных, технических и общественных наук. Речь идет о процессе их экологизации. А.Д. Урсул, Н.М. Мамедов и другие [14] выделяют три направления соответствующих экологоинтегративных исследований. Во-первых, внутридисциплинарная экологизация, т.е. интеграция биосфероориентированных представлений, синтезированных в системе сравнительно локальной сферы знания. Во-вторых, междисциплинарная экологизация, связанная с формированием в традиционной системе наук о природе, обществе и человеке специальных «экологических ветвей» («экофизика», «экоматематика», «экокибернетика», «экоправо» и т.п.). И, наконец, в-третьих, проблемная экологизация, фиксирующая необходимость интеграции различных областей современного научного знания для решения конкретной социально-экологической проблемы, взаимосвязи смежных областей знания в некоторую целостную систему научных представлений.
Экологизация должна затронуть стиль мышления, мировоззренческие основы, войти в системы воспитания молодого поколения [15]. Объективная оценка этого процесса и его наглядное выражение выступают важнейшей основой для построения системы экологического воспитания и образования. Материальное производство, прежде всего промышленность, выступает в качестве заказчика в подготовке соответствующих кадров. Поэтому тенденции, проявляющиеся в экологизации материального производства, оказывают значительное влияние на формирование обучающих программ в реальном времени и в системе деятельностно-ориентированных целей и принципов.
Сегодня встает вопрос о компетентном, доказательном и объективном выражении этих процессов, встает проблема информированности специалистов различных отраслей знания о тенденциях экологизации общественного производства. Становится очевидно, что комплексное решение экологической проблемы необходимо искать с привлечением специалистов различных областей науки и практической деятельности, представителей общественных организаций и местных органов власти. Экологи и биологи изучают взаимосвязь и взаимоотношения организмов с окружающей средой, образующей единую систему биоценоза. Данные математики, физики, химии используются в создании моделей биосоциальных процессов. Естественные науки становятся основой для формирования конкретно-вещественных программ моделирования и планирования результатов антропогенной деятельности, ограниченной рамками территории или среды, для обучения поведения в конкретной ситуации. Локальный характер исследований на уровне специальных дисциплин дополняется экономическими и социологическими исследованиями.
Постепенно накапливающийся опыт экологического образования все более ясно свидетельствует об ограниченности, узости исключительно естественнонаучного видения экологической проблематики. Существует мощная встречная — из областей гуманитарного знания — тяга к использованию экологического подхода или комплексного падения, системного метода анализа.
Более того, не только наука, но и все другие формы воспроизводства духовной жизни, расширенно воспроизводят потребность в экологизации, самоорганизуются на основе экологического подхода.
Задача экологизации образования состоит в формировании нового человека, который осознает себя в неразрывной связи с природой, в формировании специалиста, который будет создавать новые технологии и технику, обеспечивающие реализацию концепции устойчивого развития общества. Экологизация образования должна ставить своей целью не только, и даже не столько осознание необходимости охраны природы, сколько выработку мышления, обеспечивающего переход к неразрушительному природопользованию. Экологизация должна войти составной- частью в идеологию общества XXI века. Именно экологизация образования способна обеспечить разрешение глобального экологического кризиса [16].
Огромная роль в предотвращении экологической угрозы, в решении глобальных экологических проблем человечества отводится учителям школ, преподавателям вузов, через руки которых проходит все молодое поколение планеты. И это естественно, поскольку по своему менталитету система образования работает как инновационная система, т.е. постоянно обновляется. В настоящее время, когда все мировое сообщество официально приняло уникальные документы РИО-92 и приступило к осуществлению национальной стратегии устойчивого развития, чрезвычайно актуальными становятся разработка новых путей передачи экологических знаний и их превращение в активное, экологически осознанное поведение. Различают следующие уровни экологического образования: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.
Проблема формирования целостной системы экологических знаний и развития научно-педагогических основ их распространения выдвинулась на первый план. Экологическое образование предполагает такие формы и методы обучения, которые раздвигают существующие ныне формы общего образования. Дело в том, что ни одна отдельно взятая дисциплина, будь то география, биология, философия, химия или геология, не может охватить все аспекты окружающей среды. Поэтому начальный уровень экологического образования должен характеризоваться координацией различных дисциплин вокруг проблематики окружающей среды, являющейся центральной темой обучения. Но, к сожалению, в настоящее время вопрос о самом содержании экологического образования и воспитания остается открытым, поскольку экологическое образование должно иметь следующую формулу подачи знаний: поступок рождает привычку, привычка рождает характер, характер рождает судьбу.
Одно дело — это знания, которые получает человек, совсем другое — его убеждения, а образ жизни, который он ведет — нечто третье.
Нужна перемена ценностного стереотипа современного общества и общественного сознания, его так называемая экологизация.
Условием эффективной экологизации образовательного процесса является систематический характер экологизации. Экологические знания должны стать неотъемлемой частью любой учебной дисциплины, что, однако, не достигается автоматически, путем простой корректировки учебных программ и учебников. Навыкам экологизации химических, биологических, физических, любых других учебных дисциплин необходимо обучать преподавателей. В этом случае процесс экологизации приобретает естественный, творческий характер, и преподаватели не только способны воспроизводить готовые рекомендации, но и становятся полноправными участниками процесса эколо-
газации образования, что создает совершенно иную мотивацию их деятельности и способствует повышению эффективности всего процесса в целом.
Обучение преподавателей основам экологизации учебных дисциплин предполагает основательный пересмотр учебных планов. Первым шагом на этом пути, на наш взгляд, может стать соответствующая переориентация профамм так называемых конкретных методик обучения.
В публикациях [17-19] освещен научно-методический и организационный опыт работы кафедры общей химии и химической экологии КазНУ им. аль-Фараби в области экологизации высшего химического образования.
В статье [20] освещается трехлетний опыт работы кафедры общеобразовательных дисциплин экологического колледжа, связанный с экологической направленностью в преподавании этих дисциплин. Первый этап работы в этом направлении — экологизация учебных программ, их совершенствование и апробация с целью формирования знаний о единстве живой и неживой природы, о закономерностях природных явлений, общества и человека, об экологических проблемах и способах их решения. Такие задачи потребовали совершенствования урока как основной формы обучения. Рассмотрен комплекс вопросов, включающих: цели уроков; развивающее обучение (тестирование, разноуровневые задания); повышение качества обученности учащихся, бинарность в обучении; рейтинговые оценки знаний, разработка дидактического материала с экологическим содержанием; межпредметные связи, интегрированное обучение, внедрение новых технологий в учебный процесс.
Экологизация социальных императивов современной эпохи требует пересмотра привычных представлений в различных областях знания. В качестве примера в работе [21] рассматривается изменение главенствующего в физике положения принципа «критерий истинности гипотезы — эксперимент» в связи с неприемлемостью экспериментов, могущих вызвать опасные последствия для жизни человека н необратимое воздействие на окружающую среду. Отмечается в связи с этим роль дедуктивного метода исследования в физике, что находит отражение и в сфере ее преподавания, в частности, в педагогических вузах.
В ходе развития человеческой цивилизации найдены возможные подходы к решению экологических проблем; которые в конечном итоге основываются на развитии системы образования. Только правильно построенная, адекватно учитывающая современное состояние мира система образования может одновременно гарантировать и активно способствовать предотвращению грозящих бед. В этой связи экологизация образования является ключевым, важнейшим звеном при выборе подходов к передаче знаний, умений, навыков последующим поколениям. Например, креативная система экологического образования [22] предусматривает выработку обучающимися навыков по творческой, созидательной деятельности одновременно с созданием новой информации. Одной из наиболее сложных и требующих скорейшего внедрения креативной системы обучения является подготовка специалистов с экологической направленностью. Данный тезис раскрывается на примере использования креативной системы в деятельности государственного университета управления (Москва), в т.ч. при подготовке студентов, специализирующихся по направлениям «Бизнес и ОС», «Управление экологической безопасностью», «Управление защитой природных ресурсов».
Система экологического образования предполагает участие всего педагогического коллектива, иначе нарушаются принципы экологизации, а именно: всеобщность и непрерывность всех ступеней образования; интеграция (вертикальная и горизонтальная); гибкость, вариабельность, проблемность; связь
науки и практики; гуманизация; ориентация на социально активную личность. Система экологического образования складывается из следующих форм работы, дополняющих и взаимообусловливаюших друг друга: экологический всеобуч педагогов школы; экологизация через учебный процесс (спецкурсы, экологизация учебных предметов небиологического цикла); внеучебная деятельность; экологический всеобуч родителей: связь с внешкольными учреждениями; оформление школы в духе гармонии «человек и природа» [23].
В работе [24] дается информация о том, как в средних специальных учебных заведениях быстрыми темпами осуществляется экологизация (Э) учебного процесса по направлениям: Э традиционных и естественнонаучных предметов (химия, физика, биология, география, природоведение); Э гуманитарных предметов (история, литература, этика и др.); введение общих экологических предметов (общая экология, охрана ОС, рациональное природопользование и др.); введение специальных образовательных курсов («Биосфера и человек», «Здоровье и ОС» и др.). Формирование экологического мировоззрения и экологического мышления включает следующее: формирование системы общих экологических знаний; формирование специальных знаний с учетом будущей профессиональной деятельности; привлечение студентов к участию в экологических мероприятиях (конкурсы, конференции, экологические программы и др.). Все это способствует становлению единой картины мира в сознании учащихся, ведет к гуманизации образовательного процесса, расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
При всем многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения едины в отношении его цели, необходимости формировать экологическое сознание личности. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Более того, необходимо сформировать экологическое сознание в качестве ядра и доминирующей составляющей в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Урсул А.Д. Модель образования XXI века: Устойчивое развитие и экологическое образование в России: МНЭПУ. -1996. - №2. - С.З
2. Данилов-Данильян В.И., Лосев КС. Экологический вызов и устойчивое развитие. —Москва, «Прогресс-Традиция», 2000. - С. 373 - 388.
3. Коптюг В. А, Матросов В.М., Левашов В.К, Демянко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. - Владивосток: Изд-во «Дальнаука», 1997.
4. Моисеев Н.Н. Некоторые особенности цивилизации наступающего века. - М., 1994.
5. Моисеев Н.Н. Экология и образование. - М.: «ЮНИСАМ», 1996. - 192 с.
6. Моисеев Н.Н. Мировоззрение: XXI век // Экология и жизнь. -1996. - №1.- С. 4-12.
7. Организуя знания по экологически и социально устойчивому развитию. Труды 5-й ежегодной конференции Мирового Банка по экологически и социально устойчивому развитию / Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Обзорная информация. - М., Вып.1, 2001.
8. Хоменко Т.А., Чернова Н.М. Эволюция экологии и экологизация образования. -Сб. «Экология, культура, образование». — Мат. конф., Москва, 1989. - С. 194
9. Хартия Земли / Зеленый мир. №12(276), 1998.
10. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. - М., ЮНИТИ, глава 9,
- С. 365-399.
11. Стефан Шмидхейни и члены Совета предпринимателей. Смена Курса: Пер.с англ.
- М.:Геликон, 1994. - 384 с.
12. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры.-Сб. "Экология, культура, образование. - Мат. конф., Москва, 1989. - С. 15-17.
13. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Наука, 1989.
14. Урсул А.Д., Мамедов Н.М., Урсул Г.А, Лось В.А., Кузнецов Г.А. и др Введение в социальную экологию. Учебное пособие. М., «Луч», 1993. - С.13-17, С. 54-55.
15. Репьева М.П. Тенденция экологизации как фактор социально-экономического развития. -Сб. «Экология, культура, образование». - Мат. конф., Москва, 1989,
С.147-149.
16. Трухин В.И., Показеев КВ., Шрейдер А.А. Экологизация высшего образования. Голос физиков // Экология и жизнь. №1, 2001. - С. 32.
17. Жубанов КА. Экологизация кафедры-: реалии и перспективы / к 25-летию кафедры общей химии и химической экологии / Вестник КазГУ, сер.экол., Алматы, 1997. - С.81-84.
18. Экологическое образование. Экологизация деятельности кафедры общей химии и химической экологии химфака Казахского государственного национального университета им. аль-Фараби. Информационный экологический бюллетень Республики Казахстан, Алматы, 1998. - С. 51-53.
19. Сармурзина А.Г., Лебедева O.E., Чуйкова H.A., Хамзина Ш.Ш., Ефремова С.В., Ушу-рова Г.Р. Международный опыт экологизации учебного процесса при обучении химии / Высшее химическое образование (часть 1). Учебно-методическое пособие для преподавателей вузов. — Алматы, 2001. - 56 с.
20. Экологическая направленность в преподавании общеобразовательных дисциплин / Бондарцева Г. К. // Развитие непрерыв. экол. образ.: Матер. 1 Моск. науч,-практ. конф., Москва, 22—25 нояб., 1994. — М., 1995. — С. 119—120.
21. Дедуктивный метод в преподавании физики как следствие экологизации образования / Гольфельд Г. В., Назаров H. Н. // Инновац. процессы в проф.-пед. образ.: Матер. Междунар. конф., Москва, 14—16 нояб. 1994. — М., 1995. — С. 148—149.
22. Креативная система экологического образования / Вишняков Я.Д., Кирсанов К.А., Еремина Т.Н. // Экол. и промышленность России. - 1999. — 7. — С. 24-27,49.
23. Системообразующий фактор как условие эффективности экологического образования / Щербачева JI. А. // 2 Междунар. конф. по экол. образ. «Между школой и университетом», Тула, июнь, 1996: Тез. докл.— Тула, 1996,— С. 307-309.
24. Пути экологизации учебного процесса в средних специальных учебных заведениях /Гурович Т.Ф. // Междунар. конф. «Экол. образ, и воспитание на пороге 21
в.», Москва, 28-30 янв., 1998: Тез. докл. - М, 1998. - С. 30.
ECOLOGIZATION OF EDUCATION AS A PRIORITY IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT
S.T. Shalgymbayev
Ecological and educational innovation complex of KazNU named after al-Farabi
Nowadays process of ecologization of science defines three trends: intradisplinary ecologization, interdisciplinary ecologization, and the third is problematic ecologization. However, ecologization of science cannot solve the problems of development stability without changing the way of thinking, world-outlook foundation and system of education of young generation That is why the prior trend of stable development is ecologization of education.