Научная статья на тему 'Коробкин В. И. , передельский Л. В. Экология. Ростов н/д, 2005'

Коробкин В. И. , передельский Л. В. Экология. Ростов н/д, 2005 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1279
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коробкин В. И. , передельский Л. В. Экология. Ростов н/д, 2005»

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д, 2005

Уровень цивилизации в начале ХХ1 в. требует полной экологизации науки и производства, чтобы остановить стихийное, зачастую негативное развитие взаимоотношений человеческого общества и природы. Решить эту проблему возможно лишь при всеобщей экологической грамотности населения, высокой экологической образованности специалистов в любой отрасли хозяйства, т. е. через всеобщее экологическое образование, начиная со школьной скамьи. Истинное понимание экологической значимости решений тех или иных проблем, например технологических, возможно лишь при общей высокой экологической культуре инженера, поэтому приобретаемые знания не могут быть только узкоспециальными. Целью рецензируемого учебника и является формирование этой культуры.

Его выходу в свет предшествовал сложный отбор рукописей в трех турах конкурса по созданию учебников нового поколения по общим естественно-научным дисциплинам, объявленного Министерством образования России. В качестве одного из основных требований к содержанию будущих учебников была необходимость учета перехода высшей школы на многоуровневую систему образования. Эта особенность нового этапа в жизни вузов России была хорошо отражена в рукописи В.И. Коробкина и Л.В. Пере-дельского. В итоге они стали победителями Всероссийского конкурса, получив звание лауреатов, а написанный ими учебник рекомендовали к изданию под грифом Министерства образования РФ для студентов высших учебных заведений.

Своеобразие учебника проявляется уже в изложении материала, состоящего из двух частей - теоретической и прикладной. Анализ содержания показывает целесообразность такого подразделения. Оно позволяет студенту легко разобраться в целях и задачах экологии как науки, а также в ее практическом значении для жизни современного общества.

Часть I. «Теоретическая экология» состоит из трех разделов. В первом - «Общая экология» - рассматриваются фундаментальные положения экологии об организме как целостной системе, о его взаимодействии с окружающей средой, учение о популяциях и биотических сообществах, учение об экологической системе - ее концепция, продуцирование и разложение в природе, гомеостаз, энергия, динамика экосистемы и т. д.

Во втором разделе - «Учение о биосфере» - обсуждаются фундаментальные вопросы глобальной экологии о биосфере как глобальной экосистеме Земли, основанные на учении В.И. Вернадского; рассматриваются природные экосистемы Земли во взаимосвязи с ее ландшафтной оболочкой, закон целостности био-

сферы. Большое внимание уделяется проблемам эволюции биосферы, роли биоразнообразия в ней и регулирующему воздействию биоты на окружающую среду, а также ноосфере как новой стадии развития биосферы.

В третьем разделе - «Экология человека» - даются основные представления о роли биосоциального фактора в эволюции вида Homo sapiens, о природных ресурсах как лимитирующем факторе выживания человечества, антропогенных экосистемах, освещаются вопросы влияния на здоровье человека природно-экологических и социально-экологических факторов, подчеркивается взаимосвязь здоровья и гигиены человека.

Часть II. «Прикладная экология». Она состоит из двух разделов, в которых обсуждаются возможные пути решения прикладных задач науки на базе общетеоретических представлений.

В разделе «Антропогенные воздействия на биосферу» приводятся классификация и характеристика основных видов антропогенного влияния в целом на биосферу, а также на каждую из ее составляющих частей: атмосферу, гидросферу, литосферу и биотические сообщества. При этом отдельно анализируются особые и экстремальные воздействия на биосферу. Акцентируется внимание на особенностях загрязнения атмосферы и гидросферы, на самих загрязнителях, источниках загрязнения и экологических его последствиях, а также на проблемах глобального загрязнения атмосферы и истощения подземных и поверхностных вод. Воздействия на литосферу описываются дифференцированно - на почвы, на горные породы и их массивы, недра.

При рассмотрении антропогенного влияния на биотические сообщества приводятся подробные сведения об экологических последствиях негативного воздействия человека на растительный мир и причинах вымирания животных. Охарактеризованы загрязнение окружающей среды отходами, шумами и электромагнитными полями, влияние оружия массового уничтожения и техногенных катастроф на природу.

В разделе «Экологическая защита и охрана окружающей природной среды» при характеристике основных форм и принципов охраны окружающей среды авторы опираются на положения Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды», принятого в 2002 г., описывают основные пути выхода России из экологического кризиса.

В главе, посвященной инженерной экологической защите окружающей среды, они указывают на ее основные направления, оценивают качество среды и характеризуют экологическую защиту атмосферы, гидросферы, литосферы, биотических сообществ, а

также защиту среды от особых видов воздействий.

Следует отметить серьезное отношение, которое придается в учебнике экологическому законодательству Российской Федерации, в частности экологическому риску, экспертизе, мониторингу и контролю, экологическим правам и обязанностям граждан России. Характеризуя правовые аспекты охраны среды и экономики, авторы показывают новые механизмы финансирования работ по охране окружающей среды и рассматривают концепцию устойчивого развития, сформулированную на Глобальном экологическом форуме в Рио-де-Жанейро (1992).

В.И. Коробкин и Л.В. Передельский уделяют внимание и экологизации общественного сознания, в том числе экологическому образованию, воспитанию и культуре, а также международному экологическому сотрудничеству и роли в нем России. Вполне правомерно, что учебник завершается Экологическим манифестом (по Н.Ф. Реймерсу), дающим инженеру четкие представления о требованиях общественности к сохранению биосферы и приумножению ресурсов жизни на Земле.

«Экология» В.И. Коробкина и Л.В. Передельского представляет собой первый учебник нового поколения, изданный в России. Он вполне обоснованно рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве базового для занятий по специализированным экологическим и природоохранным дисциплинам, читаемым как в технических вузах страны, так и на факультетах физического, механико-математического и инженерного профиля университетов, в связи с тем, что отражает современные представления об экологии как междисциплинарной науке, базирующейся на биологических

науках, науках о Земле и социально-экономического цикла. Вместе с тем в учебнике раскрывается теснейшая связь экологии с инженерно-техническими проблемами защиты природы и рационального природопользования, и в целом он формирует новое экологическое (ноосферное) мировоззрение будущих специалистов в области технических наук.

Учебник достаточно компактен, удачно сочетает в себе научный характер изложения с доступностью восприятия его содержания студентами младших курсов, даже с багажом только школьных знаний по естественным наукам. Он написан хорошим литературным языком, что, несомненно, помогает усвоению студентами изложенного в нем материала.

После выхода в свет учебник «Экология» сразу стал востребованным высшими учебными заведениями страны, для которых он и предназначался, а также колледжами и лицеями, о чем красноречиво говорят следующие цифры. За 6 лет, с 2000 по 2005 г., его издавали 8 раз общим тиражом 65 тыс. экз.

Авторы не ограничились созданием одного лишь учебника. В 2002 г. они подготовили на его основе рукопись «Экология в вопросах и ответах», рекомендованную УМО высших учебных заведений Российской Федерации по направлению «Строительство» к изданию в качестве учебного пособия для студентов вузов, которое в 2005 г. было переиздано. Общий тираж пособия составил 10 тыс. экз.

Ростовские ученые В.И. Коробкин и Л.В. Пере-дельский твердо заняли позицию лидеров экологического образования в России.

Г.П. Долженко, В. Ф. Вальков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.