Научная статья на тему 'Экология скворца Sturnus vulgaris poltaratskyi в городе Новокузнецке'

Экология скворца Sturnus vulgaris poltaratskyi в городе Новокузнецке Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
344
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Котов А. А.

Второе издание. Первая публикация: Котов А.А. 1977. Экология скворца в городе Новокузнецке // Бюл. МОИП. Отд. биол. 82, 1: 18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экология скворца Sturnus vulgaris poltaratskyi в городе Новокузнецке»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1721: 287-293

Экология скворца Sturnus vulgaris poltaratskyi в городе Новокузнецке

А.А.Котов

Второе издание. Первая публикация в 1977*

Сибирского скворца Sturnus vulgaris poltaratskyi Finsch 1878 мы наблюдали в городе Новокузнецке Кемеровской области и его окрестностях с 1967 по 1975 год.

В окрестности Новокузнецка скворцы прилетают в конце марта — начале апреля; самая ранняя дата их появления - 18 марта 1973, самая поздняя — 5 апреля 1968. Весной скворцы летят чаще всего в северо-восточном, реже в восточном направлении. Эти птицы могут переносить довольно низкие температуры (до минус 15-20°С), однако во время весенних похолоданий часть популяции гибнет (по-видимому, наиболее ослабленные и истощённые во время перелёта особи). Так, в начале апреля 1968 года после внезапно наступившего похолодания (до -20°С) на местах ночёвок скворцов, в ивняке возле свалки, мы собрали 20 трупов птиц. Большая часть птиц стала летать на ночлег к шлаковому отвалу, где периодически сливали горячий доменный шлак, отчего температура окружающего воздуха значительно повышалась. Днём основная масса скворцов концентрировалась на свалке бытового мусора. К скворечникам в это время птицы подлетали очень редко, и пение самцов можно было слышать только в середине дня, когда становилось теплее. С потеплением скворцы перестали ночевать на шлаковом отвале, начали активно петь и приступили к гнездованию.

В середине января 1972 года в центре города мы поймали скворца с повреждённым крылом, которое послужило, по-видимому, причиной задержки здесь птицы на зиму. Скворец кормился возле собачьих будок и на кучах мусора, выбрасываемого из вивария одного из институтов. Ночевал он в трансформаторной будке, расположенной во дворе того же института.

Первыми, как правило, прилетают самцы, которые держатся стайками по 15-20 особей. Мы ежегодно наблюдали их на свалке бытового мусора в 1.5-2 км от города. Здесь скворцы питаются пищевыми отбросами, а неподалёку, в зарослях ив, собираются на ночлег в довольно значительном количестве вместе с сороками Pica pica и чёрными воронами Corvus corone orientalis. Через 2-3 дня после прилёта самцы начинают занимать гнездовые участки, на которых поют по утрам и пе-

* Котов А.А. 1977. Экология скворца в городе Новокузнецке IIБюл. МОИП. Отд. биол. 82, 1: 18-22. Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1721

ред вечером. Нередко при этом между ними возникают ожесточённые драки. Наиболее интенсивно скворцы поют во второй половине апреля и начале мая, что совпадает по времени с прилётом самок. Только немногие самцы продолжают петь до конца мая — начала июня. Это холостые или потерявшие пару особи. Такие самцы иногда приступают к размножению очень поздно. В районе деревообделочного завода летом 1971 года после вылета птенцов (5 июня) пара скворцов снова заняла скворечник и вскоре отложила яйца. Из этого гнезда птенцы вылетели 15 июля. Два аналогичных случая мы наблюдали в 1972 году в деревне Митино, где из одного гнезда птенцы вылетели 10 июля, а из другого - 12 июля.

К строительству гнезда скворцы приступают сразу же после образования пары. Многие из них перед началом строительства выбрасывают из скворечника или дупла старую подстилку и только после этого начинают носить новый материал, который собирают неподалёку от гнезда. В чистке и строительстве гнезда принимают участие и самцы, и самки. Наиболее интенсивно они строят гнезда утром и к вечеру. В середине дня лишь немногие птицы появляются у гнёзд. Продолжительность гнездостроения 10-14 дней.

Спариваются скворцы регулярно с момента образования пары и до завершения откладки яиц, чаще всего в период гнездостроения (до 5-8 и более раз за сутки). Перед спариванием самец как правило поёт. В момент окончания песни подлетает самка, и самец, закончив последнюю строфу, спаривается с ней; иногда последнюю строфу он растягивает очень долго, до тех пор, пока к нему не подлетит самка.

Первое яйцо самка обычно откладывает в первой половине дня, последующие — через 24 ч. Многие самки после откладки 2-3 яиц делают перерыв на 48 ч. Иногда такой перерыв наблюдался нами перед откладкой последнего яйца. Весь период откладки яиц, таким образом, продолжается от 4 до 8-9 дней. В 27 обследованных нами гнёздах было 7 кладок по 4 яйца, 14 — по 5, 4 — по 6 и 2 — по 7 яиц. Средний вес 20 взвешенных яиц составлял 6.3 г (5.2-6.8 г).

Насиживание начинается после откладки третьего или четвёртого яйца и продолжается 14 дней. Как правило, к концу 13-го дня на первом яйце появляются первые трещины. Птенцы вылупляются довольно дружно (в течение 28-34 ч, в редких случаях 40 ч), освобождаясь от скорлупы самостоятельно. Скорлупу родители выносят из гнезда.

Самые ранние даты вылупления скворчат в Новокузнецке — 7-10 мая, самые поздние — 14-16 мая. Сроки эти могут колебаться по годам и зависят от погодных условий. Так, холодной затяжной весной 1968 года массовое вылупление птенцов отмечалось с 18 по 20 мая.

Через 3-5 ч после вылупления птенцы первый раз получают корм. Пока они очень маленькие, один из родителей всё время находится в

гнезде, а второй летает за кормом. Первые 5-6 дней при обычных условиях погоды родители приносят 130-150 порций корма в сутки, если за ним приходится летать на расстояние не более 1.5-2 км. В таком положении оказываются птицы, гнездящиеся в городе. В сельской местности (деревня Митино) птицы летали за кормом всего лишь за 200330, редко за 500 м и успевали приносить до 190-220 порций корма за день. Разница в количестве приносимого корма становится ещё более заметной перед вылетом птенцов, когда они требуют очень много пищи. В это время городские скворцы успевают приносить птенцам 220240 порций корма за день, а сельские — 290-310. При этом часто птицы, гнездящиеся в сельской местности и в черте города, собирают пищу в одном и том же месте. В наихудшем положении оказываются птицы, гнездящиеся в центре города, так как им приходится летать за кормом на расстояние до 5-7 км.

Сразу же после вылета птенцов скворцы, гнездящиеся в центре города, откочёвывают в сельскую местность, где корма значительно больше. В 1969 и 1970 годах в районе деревообделочного завода мы наблюдали три случая, когда в результате дружного вылета и быстрой откочёвки птенцов за пределы города 4 самых поздних птенца были брошены родителями. Реагируя на крики птенцов, вылетевших из соседних гнёзд, они выскакивали из скворечников и падали на землю, где или погибали от голода, или становились жертвами кошек и собак. Несколько раз родители возвращались к ним с кормом в клюве и, издавая тревожные крики, манили за собой, однако после нескольких попыток улетали к остальным птенцам и больше не возвращались. В возрасте 26-28 дней птенцы начинают схватывать насекомых сами и постепенно перестают выпрашивать корм у родителей. К 35-40 дням становятся вполне самостоятельными.

Скворцы кормятся чаще всего за городом, на лугах и выгонах. Небольшое количество корма они собирают в садах и парках, где уничтожают вредных насекомых. В тёплую безветренную погоду птицы иногда схватывают крупных насекомых на лету.

Следует отметить, что начиная с 1970 года скворцы стали значительно реже заселять искусственные гнездовья в индустриальной части города. Из 60 скворечников в районе цементного завода, находившихся у нас под наблюдением, в 1968 и 1969 годах было заселено 95%, в 1970 — 80%, а в 1972 — менее 50%. То же наблюдалось и в другой части города около Стройбазы, завода железобетонных конструкций и деревообделочного завода, где в 1967 году были заселены почти все 56 скворечников и дуплянок, находившихся под наблюдением, а в 1972 году — лишь половина. Почти совсем перестали селиться скворцы в гнездовьях, развешанных на территории Кузнецкого комбината в зоне озеленения, возле цехов и бытовых помещений.

Одновременно наблюдается значительное увеличение численности скворцов в сельской местности. Так, например, в Митино и его окрестностях скворцы стали заселять не только искусственные гнездовья, но и дупла в берёзово-осиновых колках. Два гнезда были найдены в полусгнивших пнях на высоте 1.5-2.0 м над землёй. Значительно увеличилось число гнездящихся скворцов в сёлах Сосновка и Ильинка, где они стали часто поселяться в трещинах и норах по обрывистым берегам реки Томи. За Митино, на высоком обрывистом берегу реки, в 1970 году образовалась колония скворцов, насчитывающая около 40 гнёзд, которые располагались на расстоянии 1.0-2.5 м друг от друга. По соседству с ними находилась колония полевых воробьёв Passer monta-nus, с которыми скворцы жили довольно мирно. Перемещение части популяции скворцов в сельскую местность, по-видимому, связано с наличием там лучших кормовых угодий.

Только что вылупившиеся птенцы покрыты густым светло-серым пухом длиной 10-17 мм. Наиболее длинные пушинки (до 20-23 мм) расположены на спинной птерилии. Кожа птенцов бледно-жёлтого цвета, слабо пигментированная. Яйцевой зуб отваливается вместе с подстилающей его роговой пластинкой на 5-6-й день. Рамфотека светло- жёлтая, иногда несколько более тёмная у вершины клюва. В углах рта у скворчат очень широкая складка, в возрасте 3-4 дней она сильно выдаётся вперёд, максимума развития достигает в 6-7-дневном возрасте, после чего начинает постепенно уменьшаться. До 4 дней глаза у птенца плотно закрыты, затем начинают приоткрываться и полностью открываются на 8-9-й день. На 10-11-й день разворачиваются трубочки маховых и верхних кроющих перьев крыла. В это же время появляются кисточки на головной птерилии, на нижнекрыловой и пропатаги-уме. В возрасте 16-18 дней птенцы довольно хорошо оперены, но летать ещё не могут. Гнездо они обычно покидают в недоросшем оперении, хвост сильно укорочен, дистальные первостепенные и второстепенные маховые не полностью развернулись. Формирование юношеского наряда завершается отрастанием перьев на нижней стороне про-патагиума и боках брюшной аптерии в возрасте 36-38 дней.

Птенцы начинают подавать голос в первые же часы после вылуп-ления, но до 8-9-го дня делают это только в момент прилёта родителей с кормом. Затем они периодически издают призывные крики, среди которых, по-видимому, большое количество индивидуальных вариаций. По ним родители отличают голоса птенцов своего выводка после их вылета из гнезда, когда в общие стаи собирается иногда до нескольких сотен птенцов.

Сразу после вылупления птенцы испражняются в лоток гнезда, и родители периодически выносят экскременты из гнезда. Подросшие птенцы испражняются через леток дупла или скворечника наружу,

отчего под гнездом нередко накапливается большое количество экскрементов, а иногда можно видеть следы жидкого помёта на наружных стенках дупла или скворечника.

Продолжительность пребывания птенцов в гнезде 19-23 дня. Чаще всего первые два-три птенца вылетают на 20-21-й день. Последним оставляет гнездо самый младший, обычно на 23-24-й день от момента вылупления первого птенца. В день вылета птенцов родители ведут себя беспокойно, часто подлетают к летку скворечника с кормом, но не отдают его птенцам, а издают тревожные крики. Этот манёвр они повторяют несколько раз, пока один из птенцов не покинет гнездо. Вылетевший птенец следует за родителями. Последние отводят птенцов в укромное место, где продолжают их кормить. Так, в районе Стройбазы таким местом из года в год являются густые заросли по берегам реки Абы, где собирается несколько десятков и даже сотен слётков, а в заводском районе города — молодые сосновые и кленовые насаждения. В таких местах птенцы находятся обычно до тех пор, пока не покинут гнездо оставшиеся в нём младшие птенцы.

Спустя 2-3 дня после вылета последних птенцов скворцы перекочёвывают на расстояние не более 1-2 км. Так, в районе деревень Митино и Бедарево на 5-6-й день после массового вылета скворчат птицы появляются возле пасущегося скота, где собирают различных насекомых, сопровождающих его. То же наблюдалось нами около деревень Сос-новка, Куртуково и Костенково. Как только молодые начинают летать уверенно, выводки совершают более продолжительные кочёвки. Однако большую часть дня они проводят возле пасущегося скота или отдыхают на деревьях недалеко от пастбищ.

После вылета птенцов старые птицы продолжают кормить их в течение 8-12 дней, самого младшего — 13-15 дней, притом самец в большей мере, нежели самка. Часто можно видеть, как весь выводок гоняется за самцом или просто сопровождает его при отыскании корма. Летом 1969 года в городе на Чайкиной улице мы наблюдали кормление одним самцом птенцов одновременно в двух скворечниках, располагавшихся на расстоянии 120 м друг от друга. Самец поочерёдно с порцией корма подлетал то к одному, то к другому скворечнику. Оба выводка в начале июня благополучно покинули свои гнёзда. Аналогичный случай наблюдали мы в 1956 году на Южном Урале (станция Аб-дулино).

Небольшая часть самок после вылета птенцов объединяется в небольшие стайки по 10-15 птиц и снова начинают осматривать опустевшие скворечники. Часть из них спариваются с самцами, которые в первую половину лета не нашли самок, и дают вторую кладку. Случаев повторного гнездования самцов, нормально выкормивших птенцов из первых кладок в пределах Новокузнецка, мы не отмечали.

В гнездовой период главными врагами скворцов, особенно в сельской местности и в пригороде, можно назвать сорок и серых ворон Cor-vus cornix. Так, в деревне Митино и в Колхозном городке в 1972 году мы наблюдали 5 случаев похищения птенцов скворца сороками и 2 случая - серыми воронами, а в деревне Бедарево в 1973 году - 2 случая нападения сорок на птенцов, вылетевших из гнезда. Осенью на скворцов иногда нападают мелкие соколы (в 1971 году, например, отмечено два таких случая с дербником Falco columbarius). Из млекопитающих для ещё не окрепших птенцов опасны лисы Vulpes vulpes, хорьки Mustela eversmanni и, конечно, домашние кошки.

Во время нападения хищника с воздуха скворец, заметивший опасность, подаёт сигнал тревоги, на который моментально реагируют все остальные птицы, и в зависимости от ситуации они либо разлетаются в разные стороны, либо стая сжимается в плотный клубок и, снижаясь, идёт в атаку на хищника. В таком случае последний, как правило, улетает. В случае появления хищника возле гнезда на сигнал тревоги слетается иногда до полутора десятков птиц, наиболее отважные пикирующим полётом пытаются отогнать неприятеля и, издавая тревожные крики, преследуют его до тех пор, пока не прогонят с гнездового участка.

Когда молодые становятся вполне самостоятельными, скворцы объединяются в стаи, насчитывающие от 400 до 800 особей, и начинают кочевать по полям и перелескам недалеко от города. Наибольшая их концентрация в июле-августе наблюдается в северо-восточной части Новокузнецкого района на расстоянии от 5 до 20 км от города, особенно около села Ильинка, где много пасущегося скота, а в южной части района — на территории совхоза «Сосновский». Часто скворцы посещают урёмы, состоящие из зарослей черёмухи и чёрной смородины, а также индивидуальные сады и огороды, нанося ощутимый вред, поедая и сбивая на землю большое количество спелых плодов.

На ночёвки скворцы собираются в зарослях ив или черёмухи, чаще всего на болотах или возле реки, нередко ночуют также в черте города. Ежегодно, начиная с июля, большая группа скворцов собиралась на ночлег около железнодорожного вокзала, где птицы усаживаются на тополях и проводах высоковольтных линий электропередач.

К концу августа скворцы начинают сбиваться в стаи, насчитывающие до 1500-2000 птиц. В это время уже наблюдаются пролётные стаи гнездившихся севернее птиц, которые летят как правило в юго-западном направлении. Пролётные птицы нередко задерживаются на окраинах города или в ближайших от города деревнях, отчего их число в отдельные дни здесь резко возрастает. Особенно это заметно к вечеру, когда пролётные стаи останавливаются на ночлег.

С середины августа по первую декаду сентября многие скворцы по

утрам, реже в середине дня подлетают к скворечникам и осматривают их. Некоторые самцы в это время даже пытаются петь, однако пение их вялое, и песня, как правило, не содержит последней строфы, служащей сигналом для спаривания. Многие самцы в это время, по-видимому, поют на пролёте.

В конце первой декады сентября начинается массовый отлёт скворцов; в конце второй — начале третьей декад сентября их количество заметно уменьшается, в это время они встречаются стайками лишь по 20-50 птиц. Последних особей можно встретить вплоть до октября.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1721: 293-296

Фламинго Phoenicopterus roseus в антропогенных ландшафтах Мангышлака

П.М.Ланкин

Второе издание. Первая публикация в 1983*

Фламинго Phoenicopterus roseus издавна привлекают интерес орнитологов, однако в имеющихся публикациях некоторые стороны экологии этого вида почти не освещены. Речь идёт, в частности, о реакции фламинго на изменения их местообитаний человеком.

В.В.Хроков (1981) возможность гнездования фламинго в Восточном Прикаспии полностью исключает. Однако собранные нами материалы (Ланкин 1981) свидетельствуют о том, что гнездовья этой птицы здесь сохранились. 8 сентября 1964 на Западном Устюрте в верхнем течении речки Манаши, в 40 км к югу от станции Бейнеу, мы наблюдали стаю фламинго, летевшую в сторону Мёртвого Култука. 22 сентября 1968 в районе колодца Тасорпа на восточной оконечности полуострова Буза-чи мы изъяли у браконьеров 6 молодых птиц, в том числе две нелётные. В 1976 году пилот Л.М.Клименко видел около 5 тыс. фламинго северо-восточнее залива Комсомолец. В конце мая 1980 года пилот М.В.Шигин обнаружил с вертолёта две гнездовые колонии несколько севернее горы Жаман-Айракты, в окрестностях Мёртвого Култука, уже давно обсохшего. На стыке с сором Кайдак имеется впадина, где вода держится круглый год, образуя непроходимые топи. Здесь пилоты также неоднократно встречали колонии. Отсюда рано утром птицы отлетают на кормёжку в район островов Дурнева и Лебяжьих на заливе

* Ланкин П.М. 1983. Фламинго в антропогенных ландшафтах Мангышлака IIБюл. МОИП. Отд. биол. 88, 5: 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.