Научная статья на тему 'Экология души: система образования и воспитания'

Экология души: система образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1002
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ ДУШИ / EDUCATION / UPBRINGING / SOUL ECOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агаджанян Николай Александрович

Размышления о духовном возрождении общечеловеческих интересов и ценностей, нравственном очищении, гармонизации отношений человека и общества с биосферой, морально-нравственном воспитании и роли интеллигенции в этих процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUL ECOLOGY: SYSTEM OF EDUCATION AND UPBRINGING

Thoughts about cultural revival of interests and values common to all mankind, moral cleaning, harmonization of human and society relationships with the biosphere, moral education and role of the intellectuals in these processes

Текст научной работы на тему «Экология души: система образования и воспитания»

УДК 572.026

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

© 2012 г. Н. А. Агаджанян

Российский университет дружбы народов, г. Москва

Гибель или упадок высшей школы есть национальное несчастие, так как ими подрывается одна из основных ячеек существования нации. Великое несчастье России в том, что это часто не понимается. В пылу партийных страстей, мелких расчетов и интриг забывается значение для страны этих неполитических элементов ее жизни, необходимых для устойчивого ее мирового существования.

В. И. Вернадский

Можно пожертвовать территорией, армией, но учеными, образованными людьми — никогда.

Конфуций

В эпоху бурного развития науки, непрерывного обновления знаний человечество стремительно меняет свой социальный облик. В этих условиях происходит пересмотр, казалось бы, незыблемых устоявшихся научных концепций.

Выход человечества в качественно новую информационную цивилизацию меняет наше мироощущение и требует новых мировоззренческих ориентиров. Революция в области коммуникаций и информатизации способствовала их превращению в неистощимый глобальный ресурс человечества. Но при интегрировании природного опыта с современными достижениями науки и техники требуется высокий уровень культуры мышления и непрерывное обновление знаний.

Если в ранние исторические периоды основными катализаторами прогресса являлись природные ресурсы, то теперь уровень интеллектуального развития людских ресурсов — уровень образованности, глубина творческих знаний, непрерывный поиск новых неординарных решении, синтетических программ.

Прогрессу и национальной безопасности будут способствовать постепенное перемещение основных направлений деятельности из производственной области в сферу новых технологий, науки и образования. Именно поэтому сегодня экономически преуспевающие страны считают развитие национальных систем образования стратегическим направлением, обеспечивающим устойчивое и безопасное развитие и благополучие нации.

Развитие современной цивилизации, дальнейшая интеллектуализация человечества будут зависеть от культуры, воспитания и уровня образования всех членов общества, от понимания неразрывного единства человека, природы и общества.

Известно, что традиционная система образования сложилась в Европе под влиянием эпохи Возрождения примерно 300 лет тому назад.

Размышления о духовном возрождении общечеловеческих интересов и ценностей, нравственном очищении, гармонизации отношений человека и общества с биосферой, морально-нравственном воспитании и роли интеллигенции в этих процессах.

Ключевые слова: образование, воспитание, экология души.

Первые университеты явились мощными ускорителями прогресса. На основе новых открытий в научную картину мира вошли новые понятия и принципы, новые методологические подходы в познании закономерностей природы.

Количество информации, отождествляемое Н. Винером (1958) с отрицательной энтропией (негэнтропией), становится, подобно количеству вещества или энергии, одной из фундаментальных характеристик явлений природы. Отсюда кибернетику принято рассматривать как теорию организации, теорию борьбы с мировым хаосом, с роковым возрастанием энтропии. Тогда как само понятие энтропии рассматривается как мера дезорганизации систем любой природы. Таким образом, если информация — мера упорядоченности, то энтропия

— мера беспорядка. Энтропия и информация являются выражением двух противоположных тенденций в процессах развития. Если система эволюционирует в направлении упорядоченности, то ее энтропия уменьшается, и наоборот.

Успехи биологических наук позволили существенно расширить сферу действия управленческих процессов и подойти к более глубокому пониманию сущности феномена управления.

В середине XX столетия кибернетика научно обосновала единство процессов управления и связи в живой природе и обществе. Значительный вклад был внесен П. К. Анохиным, разработавшим теорию функциональных систем для важнейших физиологических процессов.

Для саморегуляции в ответ на воздействие окружающей среды, вызывающей те или иные отклонения, необходима обратная связь. «Само отклонение от нормы, — пишет Анохин, — служит стимулом возвращения к норме». Система вне среды, т. е. закрытая система, не может быть активной. Любого типа упорядоченность возникает только в результате взаимодействия с окружающей средой. Приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям, организм накапливает полезную для себя информацию, повышает уровень своей организации.

Знание — это самый мощный двигатель культуры, науки и производства. Дальнейшее развитие образования и процесса познания должно строиться не на основе узкой специализации, а на основе открытости и интеграции различного рода информации, их взаимо-обогащения и взаимооплодотворения. На пути становления информационной цивилизации открытая модель образования должна стать неотъемлемой ее частью. Становление и развитие новой образовательной парадигмы будет способствовать научно обоснованному и эффективному изучению объективных процессов, происходящих в природе и обществе.

Во все времена, особенно в современную эпоху информационной революции и обилия людей с высшим образованием, стержнем основных человеческих ценностей в обществе становятся столь дефицитные

альтруизм и нравственность. Истинная духовная ценность — это наш озоновый слой, поэтому нравственную ценность людей следует измерять их поведением и делами, а не профессией.

Миром правит мысль. Духовная сила более могущественна, чем любая материальная, а нравственная отвага — более высокая, чем физическая. В духовно и нравственно бедной стране люди не могут быть счастливыми и материально богатыми.

В процессе художественного и научного творчества эмоции играют огромную роль. Эмоциональное возбуждение обостряет не только физические, но и духовные, и интеллектуальные возможности человека. Без человеческих эмоций не может быть прогресса, не появятся меняющие мир фундаментальные изыскания и открытия. Наука, любимое дело, любовь, неустанное созидание требуют от человека большого напряжения, великой и самой сильной страсти, потому что любимое дело, как и любовь, атакуют единовременно голову, сердце и тело и доставляют человеку духовную и мышечную радость. Радость творчества и любовь вдохновляют человека на великие дела, могут служить мощным стимулом интеллектуальной активности. Известна, например, творческая активность Гете, который одно из лучших своих произведений — лирическую «Мариенбадскую элегию» написал с юношеским задором в возрасте 74 лет. Величественная опера П. И. Чайковского «Пиковая дама» была написана за считанные дни эмоционального и творческого подъема, а Моцарт увертюру к «Дон Жуану» написал в одну ночь.

Наш замечательный физиолог И. М. Сеченов свой фундаментальный труд «Рефлексы головного мозга» — этот гениальный взмах русской научной мысли

— создал в весьма короткий период лета 1863 года. В рассказе «Гений одной ночи» С. Цвейг повествует о молодом офицере, который в стихийном порыве и духовном подъеме создал бессмертную «Марсельезу» всего за несколько часов.

Теперь иные времена, иные ценности. Мозги перспективных ученых в поисках материального благополучия «утекают» в политику и бизнес. Ясно, что такие понятия, как наука, образование и бизнес; интеллигент и политика, — вещи несовместимые, как гений и злодейство. Служение науке не терпит суеты. Ученому, интеллигенту надо создать лишь элементарные условия для творческой деятельности и духовной жизни. Эти условия должны быть созданы обществом. Как говорил Л. Пастер: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности». Но это уже выходит за пределы рассмотренных чисто научных проблем. Занятие фундаментальной наукой не несет сиюминутных непосредственных выгод и является результатом любомудрия и бескорыстного зова души. В наше трудное время этот взгляд на научное творчество как никогда актуален, ибо только энтузиазм ученых, а не материальные выгоды пока еще поддерживают науку.

Хотя наука и искусство являются основным средством познания жизни, но пути, которыми они доходят до разума и сердца человека, различны. Наука, творчество — это особое состояние души и разума, вовлекающее в процесс мышления глубокие эмоции, великую страсть и богатые эстетические переживания. В искусстве же мышление вторично, оно возникает как прямое следствие восприятия красоты. И все же эти два вида человеческой деятельности взаимосвязаны, едины и дополняют друг друга.

Подлинные ученые легкоранимы и уязвимы. И хотя они малопрактичны, однако при всех своих слабостях эти люди очень жизнестойки и неистребимы, так как страсть к познанию внедрена в генетический код.

Человек способен на великие дела, но редко кому удается полностью раскрыть и реализовать себя, особенно в противоречивом обществе, в котором не всегда стремятся видоизменить человеческую природу, избавиться от энергии зла и добрыми порывами превратить ее дисгармонию в слаженную красоту и гармонию. В свое время Гегель с грустью говорил о том, что единственный урок, который можно извлечь из истории народов, — это то, что сами люди никогда не извлекают уроков из своей истории.

На современном этапе, полном драматических и трагико-демократических изменений в нашем обществе, в положении интеллигенции, науки и ученого, в оценках их научного труда имеет место извращение человеческих ценностей, несовместимое с истинным прогрессом. Поскольку фундаментальные науки не несут сиюминутных непосредственных выгод, некоторые недальновидные деятели, дорвавшиеся до власти, утверждают, будто бы занятие фундаментальной наукой является чуть ли непозволительной роскошью, любомудрием и любознательностью, осуществляемыми за счет государства, или, как сейчас говорят, налогоплательщиков.

Служение науке не терпит давления. Свободное творчество — это особое состояние духа и разума человека. Да, современная наука — дело таланта и призвания, она — дело коллективное. Но большая наука держится на небольшой категории людей, одержимых страстью к науке. Из них, как правило, выходят организаторы и руководители научных направлений. Именно на них подчас держится успех того иного научного начинания. Они обычно легкоранимы, непрактичны, их сравнивают с «белыми журавлями», которые теперь исчезают у нас как вид либо улетают в «теплые края» в богатые заморские страны.

В отличие от всех других земных живых существ глубинная суть человека разумного состоит в его неодолимой потребности вступить в эмоциональный контакт с окружающим миром, способным дать человеку ощущение своей значимости, выходящей за пределы мелочных человеческим страстей в повседневной служебной деятельности.

Распространенное мнение о том, что человек формируется и делает свои лучшие дела в юности, это чаще всего — легенда, так как опыт, зрелость

и широкое миропонимание дороже мальчишеского задора. Невозможно создать ничего значительного, если у тебя нет опыта, если память и мысли твои не простерты широко во времени и пространстве, если свои собственные критерии, замыслы и поступки ты не сверяешь с делами и судьбой своего народа, своей Отчизны не только в период ее полного благополучия, но особенно при тяжелых испытаниях, в экстремальных условиях.

В наш век научно-технической революции, век головокружительных скоростей и точных вычислений, к счастью, именно в горах еще сохранились естественные отношения и верность природе. Горы Тянь-Шаня приучили меня к небу и красоте, и с той поры я мечтаю снова увидеть красоту Небесных гор. Какая могучая сила у солнечного света, отраженного от горных исполинов! Неповторимо и прекрасно каждое мгновение. Игра красок и света здесь — наедине с могучими снежными вершинами под куполом голубого неба — доставляли радость, наслаждение и тревогу. Да, тревогу, что люди могут уничтожить эту священную красоту Земли и Неба.

При созерцании прекрасного всегда возникают сложные чувства. Длительное наслаждение дыханием цветущей земли, свежестью горного воздуха, ароматом лугов и полей убаюкивает нас. А в нашем сложном, противоречивом мире нельзя терять бдительность. Любуясь красотой природы, придется еще долго бороться за высокую нравственность и красоту человеческих отношений.

Рассказывают, что великий Гейне в последние годы своей жизни часто приходил в Лувр. Часами просиживал около Венеры Милосской и плакал о поруганном совершенстве человека и о том, что так далек путь к совершенству, и ему, отдавшему людям весь огонь пламенной души, уже не дойти до той обетованной земли, куда всю жизнь манили прекрасные порывы его беспокойного сердца и талантливого благородного ума.

Поразительно ёмко и многогранно мироощущение и мировосприятие человека. Бывает, что маленькая деталь, никем не замеченная реплика вызывают в памяти цепную реакцию ассоциаций, и вдруг волнение охватывает тебя и буйствует в душе с нарастающей силой. Так в горах от ничтожного звука начинает сыпаться по крутому склону блестящей поноской снег. Именно так рождается грозная лавина. Через мгновение небольшая движущаяся струя снега превращается в широкую снежную реку, с огромной скоростью несущуюся вниз, и вскоре многотонная лавина срывается в долину, сметая всё и вся на своем пути, сотрясая чудовищным грохотом ущелье и наполняя воздух искристой пылью.

Или бывает, что рожденный вдали гром перекатывается, ворчит, щекочет нервы, рокочет и затем всей своей мощью встряхивает землю. При этом невольно возникают ассоциации с войной и миром. Человеку очень важно научиться правильно воспринимать мир и удивляться не только своим делам и свершениям, но и раскрывать новые секреты природы.

Воображение — животворящее начало, великолепная среда для расцвета творческой мысли. Но яркое, ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к Земле, к Солнцу, к человеческим сердцам. Ведь все мы дети Солнца. В пустоте гаснет и луч света, и золотоносный луч воображения — ценнейшее свойство человеческой натуры, заполняющей пустоты нашей жизни. Да, глубокие чувства каждый раз буйствуют в душе при встрече с прекрасным и неповторимым, а также при воспоминании обо всем возвышенном.

Жизнь неистребима. Жизнь — это борьба. Борьба с жизнью делает многих немощными духом, а дальнейший путь представляется траекторией, ведущей вниз. Депрессия, обостренная старением, — результат усталости от жизненных стрессов. Депрессия «обкрадывает» и без того ущербное физическое здоровье. По словам Уинстона Черчилля, старость — это «дурацкий эрзац жизни». Для многих старость — переход к угрожаемому, беззащитному состоянию, отмеченному заброшенностью, одиночеством и изоляцией от общественной жизни. Однако для ученого старость — золотая жатва.

Из всех совершенств самое высокое — совершенство характера, а лучший способ избежать дурного поступка — совершить хороший. Мои учителя В. В. Парии, Н. Н. Сиротинин, А. Л. Яншин обладали благородным характером, и это во многом определило и мою судьбу. Они относились к категории ученых, способных вести за собой целые коллективы исключительно благодаря своему обаянию, оптимизму, нравственной безупречности и порядочности. Всё остальное — дело времени: работа спорилась, свершались великие дела — и это главное. Ведь человеческая история творится из бесчисленных актов дерзаний, мужества и веры. Поэтому и сегодня слова Р. Киплинга созвучны моим душевным порывам:

Учи меня восторгам простоты,

Чей сладок плод и радостны цветы;

Учи меня обиды не таить.

И всех людей земли любить.

Наш мир мчится к катастрофе. Но еще есть время опомниться и доказать силу любви. Необходимо по-

нять, что наши основные ресурсы — это человеческие души, а главный враг любви — равнодушие. Надо научиться относиться друг к другу участливо и с состраданием, подарить человеку надежду и маленькую радость. Ведь счастье убивает боль, подобно тому, как огонь сжигает огонь, а клин выбивает клин.

Жизнь — духовная ценность. Она священна. Основа всех человеческих ценностей — нравственность. Жизненная оптимистическая позиция дает нам силы делать добро, равнодушие и неблагодарность, постоянно убивающие в нас энтузиазм, — ужасные силы зла. И сегодня, когда жестокость и насилие как никогда раньше царят в нашем мире, только правильное поведение человека — высокая нравственность, миролюбие, сострадание и доброта способны смирить насилие и жестокость. Чтобы принести спасение человечеству и облегчить жизнь друг другу, люди всего мира должны научиться сотрудничеству и созиданию, направленным к единому братству жизни, а не к смерти, невежеству, злу и разрушению. Творящий добро возвышает и мир, и себя самого.

SOUL ECOLOGY: SYSTEM OF EDUCATION AND UPBRINGING N. А. Agadzhanyan

Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow

Thoughts about cultural revival of interests and values common to all mankind, moral cleaning, harmonization of human and society relationships with the biosphere, moral education and role of the intellectuals in these processes.

Keywords: education, upbringing, soul ecology

Контактная информация:

Агаджанян Николай Александрович - академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Российского университета дружбы народов

Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 8

Тел. (8495) 433-10-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.