Научная статья на тему 'Повышение воспитательного потенциала духовной культуры личности как одна из главных задач российской образовательной политики'

Повышение воспитательного потенциала духовной культуры личности как одна из главных задач российской образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / MORALLY-AESTHETIC CONTEXT / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATION POTENTIAL / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / MORALLY-AESTHETIC ABILITIES / ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ / SPIRITUAL ACTIVITY SUBJECT / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ / MECHANISMS OF THE DEVELOPMENT OF THE SPIRITUAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суходольская-кулешова Лариса (орыся) Васильевна

В статье духовная культура представлена как интегративная качественная характеристика духовности человека. Выделен нравственно-эстетический контекст ее воспитательного потенциала, который предполагает целостность, осмысление необходимости духовной реформации с опорой на базисные ценности, представления духовного единства человечества на основе нравственной и эстетической (художественной) деятельности как родовых доминант; учета нового типа интеграции, возникающей в современном глобализирующемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morally-aesthetic context education potential of the spiritual culture to personalities

In article spiritual culture is presented as qualitative feature morally person. Morally-aesthetic context education potential expects wholeness, comprehension to need to spiritual reformation with handhold on base value, presentations spiritual unity mankind on base moral and aesthetic to activity; the account of the new type to integrations, appearing in modern world.

Текст научной работы на тему «Повышение воспитательного потенциала духовной культуры личности как одна из главных задач российской образовательной политики»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 4

ПОВЫШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ РОССИЙСКОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Л.В. Суходольская-Кулешова

(ФГНУИнститут теории и истории педагогики РАО;

e-mail: [email protected])

В статье духовная культура представлена как интегративная качественная характеристика духовности человека. Выделен нравственно-эстетический контекст ее воспитательного потенциала, который предполагает целостность, осмысление необходимости духовной реформации с опорой на базисные ценности, представления духовного единства человечества на основе нравственной и эстетической (художественной) деятельности как родовых доминант; учета нового типа интеграции, возникающей в современном глобализирующемся мире.

Ключевые слова: духовная культура, нравственно-эстетический контекст, воспитательный потенциал, нравственно-эстетические способности, духовная деятельность субъектов, механизмы развития духовной культуры.

Развитие системы воспитания в Российской Федерации, изучение ее ресурсов и перспектив является главной задачей российской образовательной политики, направленной на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества, государства. Эта проблема была отражена в Концепции модернизации российского образования и напрямую Министерством образования и науки РФ в письме от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 "О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении", что послужило основой выделения приоритета воспитания в образовании.

Исследования показывают, что духовная культура личности, ее нравственно-эстетический контекст обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого предпола-

гает, во-первых, раскрытие роли единства нравственного и эстетического в современных условиях общего духовного кризиса человечества, что включает осмысление необходимости не столько технологических изменений, сколько духовной реформации с опорой на базисные ценности; во-вторых, исследование духовного единства человечества на основе представления нравственной и эстетической (художественной) деятельности как родовых; в-третьих, учет нового типа интеграции, возникающей в глобализирующемся мире и определенной философами как интеграция "истины и нравственности, целерационального и ценностно-рационального действия" [1].

Согласно теории культуры, включающей концептуальные положения о "совокупности материального и духовного", принято выделять материальную и духовную культуру. К духовной культуре в классическом понимании относятся наука, искусство, литература, философия, мораль, религия, просвещение и т.д. В истории культуры духовное творчество связано с религией, философией и искусством. Духовная сущность человека проявляется в поиске истины (мышление) через веру (религия), основанную на добре, через творчество (искусство), созидающее красоту. Следовательно, духовный феномен можно представить в виде истины, добра и красоты.

В связи с тем что духовная культура связана непосредственно с нравственной оценкой в зависимости от доминирующей роли ее нравственных оснований, можно говорить о светской и православной духовной культуре. Например, К.Д. Ушинский выделял духовно-нравственный аспект культуры наряду с другими, включающими эстетический, познавательный, коммуникативный, трудовой, физический.

В современных условиях культурного многообразия духовный прогресс и развитие личности определяются приоритетностью таких общечеловеческих ценностей, как Истина, Добро и Красота, которые определяют наивысшую ценность — Жизнь. "Можно знать истины веры одним умом и памятью, — говорит архиепископ Иннокентий, — но, как бедно, безжизненно и бесплодно это познание! Можно знать истины веры одною деятельностью, обращая их в правила жизни; но и сие познание, хотя гораздо выше первого и необходимо к совершенству, — хладно, сухо, и вместо отрады часто производит духа работы в боязнь. Токмо участие облагодатствованного сердца делает иго самоотвержения благим и бремя заповедей легким" [2: 713].

Духовная культура выступает интегративной качественной характеристикой духовности человека. Сегодня она является важнейшим средством достижения устойчивого развития государства, требующего изменения целей человеческой деятельности, которые во многом определяются единством нравственного и эстетического отношений. Исходя из этого нравственно-эстетический контекст воспитательного потенциала духовной культуры личности является актуальной исследовательской проблемой.

Цель нашего исследования включает определение связи уровней реализации поведения личности, соответствующей им эстетической основы и общих механизмов развития духовной культуры. Теоретические основы обеспечивают раскрытие ценностных аспектов духовной культуры исходя из того, что современный человек все чаще становятся объектом манипулирования. Это обусловлено, во-первых, тем, что только целостная личность духовно и нравственно свободна и вместе с тем наделена ответственностью за свои дела и поступки. Источниками внутренней свободы и ответственности в целостной личности служит нравственно-гуманистические и экологические императивы. Во-вторых, общество со своими, имманентно присущими ему законами, зачастую не отвечает нравственно-экологическим императивам и существующим традициям. В-третьих, императивные формы культуры — нормы (внешний регулятор) подкрепляются аксиологическими формами — ценностями (внутренний регулятор). В-четвертых, современные инновации возникают как аксиологические процессы в ответ на дискредитацию существовавших ценностей. Учет этих аспектов необходим для решения проблемы изменения материально-ценностной ориентации современной цивилизации и использования ее потенциала для культурной эволюции человека.

Эстетический и нравственный потенциал

духовной культуры

Духовная культура, безусловно, обладает неисчерпаемым эстетическим потенциалом и совокупностью средств для развития личности и ее профессионального роста. Она влияет на все сферы жизнедеятельности индивида и выступает в качестве ресурса (источника) его духовного и нравственного возвышения.

По мнению Ю.М. Лотмана, особое значение в реализации духовного потенциала отводится инверсии, включающей следующее

требование «в расположении ценностных характеристик относительно оппозиции: "центр/периферия". Если центр модели мира (расположение "Я" воспринимающего культурного субъекта) получает высшую ценностную характеристику, а периферия (культурное "они") — низшую, возникает ситуация самоизоляции, и усвоение текстов извне тормозится. Если же позиция внутреннего "Я" культуры оценивается на ее аксиологической шкале как недостаточная или дефективная, а позиция внешней культуры получает соответственно высокую оценку, то создается благоприятная обстановка для восприятия внешних текстов» [3: 206].

Исходя из предложенной философами современной социокультурной модели базовых ценностей, в основе которой лежит представление о существовании двух основных типов взаимоотношения между индивидом и обществом, доминирующая роль отводится традиции как высшей ценности с ее нравственными и эстетическими особенностями, закрепленными в обычаях, правилах, нормах (традиционное общество), и жизни, свободе индивида с его независимостью в выборе ценностей и норм (современное, открытое, либеральное общество) [1: 329].

Наши многолетние исследования эстетических и нравственных оснований культуры студентов педагогических вузов России и Украины подтверждают, что именно интеграция данных ценностей выступает в качестве фундаментальной базы для разработки новой духовной парадигмы с учетом традиций и инноваций. Становление личности в данном контексте направлено на достижение нравственного и эстетического совершенства путем идентификации и самосовершенствования.

Духовная культура при таком подходе включает познавательный и преобразовательный процесс с целью сохранения вкусов, норм, идеалов, передаваемых из поколения в поколение. В данном контексте необходимо выделить единство внутренней и внешней сторон культуры, которое проявляется в активности человека и служит эстетическим выражением его нравственного достоинства. Поэтому так важно для современного человека вести нравственно-эстетический диалог с самим собой, заниматься сложной внутренней духовной работой.

Для будущей цивилизации перспективным направлением в духовном становлении личности является элиминация негативных качеств. "Прекрасное, — утверждает М.М. Бахтин, — побуждает индивида и к нравственной чистоте, и наоборот, сознание того, что какие-то качества человека не делают его красивым или

хотя бы привлекательным в глазах окружающих становится нередко стимулом к самосовершенствованию" [4: 5].

В этом отношении заслуживает внимания концепция А. Ме-негетти об этике и эстетическом здоровье [5].

A.Ф. Лосев в свою очередь подчеркивал, что единство процессов нравственного, гражданского, эстетического, умственного развития служит почвой для обоснования значимости духовной культуры в целостном процессе формирования личности: «Эстетическое воспитание тут абсолютно неотделимо ни от физического, ни от морального, ни от умственного воспитания... И кто разделяет эти сферы настолько, что находит возможность говорить отдельно о моральном воспитании ... и отдельно об эстетическом, ... тот не знает подлинного "классического стиля философии и педагогики"» [6: 88—89].

B.А. Сухомлинский в книге "Как воспитать настоящего человека" в разделе "Отношение к красоте в природе и обществе" раскрывает связь нравственного и эстетического в духовной культуре личности в следующих положениях.

1. "В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновенья, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота — это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе, — не было бы нашего сознания — не было бы и красоты".

2. "Красота — это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника — увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи — услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и

тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее".

3. "Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем — счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их тоньше, выразительнее" [7].

Красота — средство воспитания чуткости души

"Красота — могучее средство воспитания чуткости души. Это вершина, с которой ты можешь увидеть то, что без понимания и чувствования прекрасного, без восторга и одухотворенности никогда не увидишь. Красота — это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озаренный этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Я бы назвал красоту гимнастикой души — она выпрямляет наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения. Красота — это зеркало, в котором ты видишь сам себя и благодаря которому, так или иначе, относишься сам к себе" [7].

Действительно, нравственная, эстетическая оценка активности личности является отражением в его сознании высших потребностей (потребностей роста), способностей, достижения целей личности. Подтверждением этому служит проявление различных форм реализации гражданской активности в практике подготовки учителя. К ним относятся клубы по интересам, общественные объединения научной, культурной, спортивной, досуговой, благотворительной направленности, участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, выполнение общественных поручений в рамках учебного заведения. По данным анкетного опроса, разработанного и проведенного нами в педагогических вузах Украины и России, наблюдается зависимость гражданской активности студентов от уровня, качества их эстетической информированности, опыта художественно-эстетической деятельности, аксиологических мотивов.

Наши исследования подтверждают, что единство нравственного и эстетического в духовной культуре личности является ведущим фактором, препятствующим вытеснению национальных

традиций массовой культурой. Это обусловлено специфическим единством эстетического, включающего "гносеологические" категории типического, подлинного, фантастического, эвристического, которые приближают красоту к истине. Красота же "опосредующее звено между добром и истиной" (А.В. Гулыга). Эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, драматическое) обращены к поведению человека.

Признание духовной культуры, ее нравственного и эстетического потенциала в качестве одного из ведущих факторов реализации ноосферного варианта устойчивого развития государства и общества определяется самой спецификой становления ноосферы. Ее сущность — "это не только выдвижение нравственного разума на приоритетное место в развитии общества, но и обретение им новых качеств, которыми ранее разум не обладал" [8: 32].

Все это требует установления новых отношений, новой этики, которую назовем эстетической этикой. Именно она обеспечит участие каждого гражданина в реализации стратегии устойчивого развития государственно-общественных и социально-экономических отношений в своем неповторимом индивидуальном варианте.

Духовная сущность единства нравственной и эстетической деятельности выражена в словах П.Л. Капицы: "Чтобы появилось желание начать творить, в основе должно быть недовольство существующим, т.е. надо быть инакомыслящим".

И нравственная, и эстетическая деятельность как способ присвоения человеком своей родовой сущности проявляется в отношении. Имманентная саморазвитию человека потребность в таких отношениях порождает духовную общность людей.

В деятельностном пространстве на основе творческого поиска развиваются нравственно-эстетические способности (восприятие, переживание, эмоции, чувства, чувственная основа вкуса и т.д.) человека. Это обусловлено тем, что деятельность, опосредованная общечеловеческими ценностями, организуется как творческая по целям, мотивации, индивидуальная по стилю и совместная по характеру.

Как показывают современные междисциплинарные исследования, духовную основу деятельности должна составлять культурная идентификация, которая предполагает постоянное соотнесение личности с существующими культурными традициями и реальной мультикультурной средой в условиях постоянного изменения культур в их взаимовлиянии; активное накопление нравственного и эстетического опыта.

Важным этапом в исследовании данных процессов является определение связи уровней реализации поведения личности, соответствующей им эстетической основы и общих механизмов развития духовной культуры. Построенная модель, отражающая данную связь, включает: эволюционно развившиеся мотивационные предрасположенности личности, профессионально-индивидуальные задачи, личностно ориентированные действия — уровни реализации поведения личности; эстетическую склонность, эстетическое исполнение, творчество, эстетическую рефлексию — эстетическую основу духовной культуры; идентификацию, инте-риоризацию, интерпретацию, ассимиляцию, экзистенциальный выбор, самопознание, самосовершенствование, самореализацию, самоактуализацию — механизмы развития духовной культуры.

Эволюция социально-культурных систем требует тщательного глубокого изучения и обобщения взаимосвязанных философских, нравственных и эстетических аспектов деятельности личности. Духовная деятельность — сложная самоуправляющаяся социальная система, имеющая конкретную продуктивную цель, результат, социальную и личностную значимость, а ее продукты содержат новизну, эстетическую форму, поэтому как исходная позиция для определения ее сущности предлагается системная характеристика разновидностей духовной деятельности, обоснованная М.С. Каганом.

Человеческая деятельность — это историческое явление, она возникает, совершенствуется вместе с развитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она же постоянно изменяет. Рассматривая структуру человеческой деятельности, М.С. Каган констатирует, что художественное овладение человека миром включает в себя все четыре вида деятельности — познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный и коммуникативный. Данные виды деятельности, сливаясь воедино в художественном творчестве, предстают как подсистемы некоего системного художественного целого. Все эти характеристики разнообразные, только соотнесение с сегодняшней практикой образования и проекцией ее на будущее позволяет детальнее рассмотреть концепцию М.С. Кагана, поскольку в ней выделяются следующие компоненты деятельности:

1) мотивационный, включающий потребности, идеалы, мотивы, установки, интересы, увлечения личности;

2) ориентационный, содержащий механизмы целеполагания, планирования и прогнозирования деятельности;

3) операционный, состоящий из врожденных качеств индивида — задатков, способностей, одаренности, таланта, гениальности и тех возможностей, которые психика приобретает в онтогенезе — умений, навыков, привычек, мастерства;

4) энергетический, складывающийся из эмоционально-волевых аспектов операций и действий (внимание, воля, эмоциональный фон деятельности);

5) оценочный, совершающий обратную связь, поскольку "деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если субъект не сумеет получить информацию об эффективности совершаемых действий и корректировать на этой основе работу всех описанных выше блоков" [9].

Духовная деятельность субъектов

Духовная деятельность субъектов базируется на культурных нормах и нравственных императивах, а также эстетических дидактических образцах, дидактические нормы и образцы не доминируют, они зависят от эстетических ценностей и нравственных императивов.

Данная позиция исходит из того, что «рассмотренная в призме "отношения" общественность выражает человеческую природу в свойственном ей ракурсе отношения к сущему: человек относится к другому как человеку; к вещи так, "как того требует сущность самой вещи" (Маркс), умеет прилагать к предмету соответствующую мерку. Таким образом, раскрывается источник единства теоретического, эстетического и нравственного способов освоения человеком действительности» [10: 17].

Новый тип интеграции истины и нравственности, целерацио-нального и ценностно-рационального действия обеспечивается единством чувственного и рационального начал в освоении реальности, формирующим целостность личности и развивающим его нравственно-эстетические качества. В основе данного единства лежит реализация в культуре "характерного" (Гегель) и эстетических интегрирующих модулей (А. Моль). "Характерное", по Гегелю, предполагает, "во-первых, некое содержание, например, определенное чувство, ситуацию, событие, поступок, индивида; во-вторых, тот способ, каким это содержание изображается". К числу эстетических интегрирующих модулей мы отнесли целостные элементы культуры, повышающие ассоциативное творческое восприятие личности. В качестве эстетических интегрирующих модулей выступают искусство, культурные ценности, мода, эстетика при-

роды, образовательной среды, религии, информационного поля, обеспечивающие эстетизацию культуры и стабильность картины мира личности.

Например, эстетическая установка и сила воздействия пения выражена в романе Ч.Айтматова "Плаха" в размышлениях одного из героев, присутствующего на концерте церковного хора болгарской православной церкви: "А они пели, эти десятеро, Богом сопряженные вместе, с тем, чтобы мы погружались в себя, в кружащие омуты подсознания, воскрешали в себе прошлое, дух и скорби ушедших поколений, чтобы затем вознеслись, воспарили над собой и над миром и нашли красоту и смысл собственного предназначения, — однажды явившись в жизнь, возлюбить ее чудесное устроение. Эти десятеро пробуждали в душах высшие порывы, которые редко охватывают людей в обыденной жизни, среди постылых забот и суеты. И оттого собравшихся безотчетно переполняла благость, их лица были взволнованы, у некоторых поблескивали слезы на глазах" [11].

Можно привести пример использования эстетических интегрирующих модулей в творчестве самих исполнителей. Заслуживают особого внимания размышления о своем творчестве А.И. Лактионова, который пишет о картине "Тишина": «"Тишина" — так называется полотно, которое я пишу уже пятый год. Расскажу вам, как зародилась у меня эта тема. Многие из вас — счастливые обладатели детишек, и все вы, особенно городские папы и мамы, знаете, сколько забот с малышами летом. Вот и у нас, когда надвигается лето, начинаются заботы, — куда вывозить ребят, а у меня их ни мало, ни много — семеро. Летом 1958 г. посоветовали нам друзья отправиться на берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Приехал, поглядел вокруг себя и опешил: не ожидал увидеть в миниатюрной Прибалтике такой могучей, девственной природы. Дивная зелень, дивное доброе солнце. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Вечная тема — мать и дитя. В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину».

Таким образом, выбор определенного механизма развития духовной культуры личности определяется не только знаниями, но и единством нравственных и эстетических оценок, сформулированных на базе чувственного и рационального компонентов.

Все вышеизложенное приводит к выводу, что духовная культура предстает формой бытия, образованной человеческой деятель-

ностью, и включает нравственные и эстетические качества самого человека как субъекта деятельности — качества сверхприродные, которые формируются в ходе исторического становления человека. К ней относятся способы творческой деятельности, совершенствующиеся в процессе передачи из поколения в поколение, и результаты, опредмеченные в ценностях, нормах, традициях, зна-ково-символических системах, вторичные способы деятельности, служащие распредмечиванию человеческих качеств, хранящихся в предметном бытии культуры.

Список литературы

1. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты/ Отв. ред. В.С. Степин, А.А. Гуссейнов. М.: Наука, 2005.428 с.

2. Законъ Божш. Для семьи и школы со многими иллюстращя-ми. Составилъ Прото1ерей Серафимъ Слободской. 4-е изд. Типография преп. Иова Почаевского. N.Y. Holy Trinity Monastery, Jordanville. 1987. 723 с.

3. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство — СПТ, 2002. 768 с.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

5. Менегетти А. Проект "Человек" / Пер. с итал. М.: ННБФ "Он-топсихология", 2001. 224 с.

6. Лосев А.Ф. Форма—Стиль—Выражение / Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи, И.И. Маханькова. М.: Мысль, 1995. 944 с.

7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1989. 288 с.

8. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в ХХ1 веке / Под ред. А.Г. Грангберга, В.И. Данилова-Даниляна, М.М. Ципанова, Е.С. Шопхоева, М.: ЗАО Издательство "Экономика", 2002. 414 с.

9. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

10. Фортова А.И. Диалектическое единство нравственного и эстетического: Автореф. дис. ... докт. философ. наук. М., 1987. 31 с.

11. Айтматов Ч. Плаха // Новый мир. 1986. № 6. С. 38.

MORALLY-AESTHETIC CONTEXT EDUCATION POTENTIAL

OF THE SPIRITUAL CULTURE TO PERSONALITIES

L.V. Sukhodolskaya-Kuleshova

In article spiritual culture is presented as qualitative feature morally person. Morally-aesthetic context education potential expects wholeness,

comprehension to need to spiritual reformation with handhold on base value, presentations spiritual unity mankind on base moral and aesthetic to activity; the account of the new type to integrations, appearing in modern world.

Key words: spiritual culture, morally-aesthetic context, education potential, morally-aesthetic abilities, spiritual activity subject, mechanisms of the development of the spiritual culture.

Сведения об авторе

Суходольская-Кулешова Лариса (Орыся) Васильевна — доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры педагогического мастерства, ученый секретарь НП Центра развития образования, науки, культуры "Обнинский полис", ведущий научный сотрудник ФГНУ Институт теории и истории педагогики РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.