Научная статья на тему 'Экологическое воспитание в условиях реформирования российской школы'

Экологическое воспитание в условиях реформирования российской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛИГОН / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агаларова Пакизат Исмаиловна, Астарханова Нурият Раджабовна

Реалии современной школы требуют обновления подходов к формированию у учащихся экологической культуры. Знания, приобретенные в ходе педагогической игры, помогают сформировать у подростка правильное представление об окружающей среде, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агаларова Пакизат Исмаиловна, Астарханова Нурият Раджабовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание в условиях реформирования российской школы»

Психолого-педагогические науки

77

• ••

лено 835 безнадзорных подростков, 556 из которых помещены в реабилитационные центры, приюты. Поставлено на учет 835, снято с учета с исправлением 458 несовершеннолетних. Поставлены на профилактический учет 119 неблагополучных, бедных семей [5].

Многие вопросы материнства и детства, воспитания детей, инвестирование в обучение, создание благоприятных условий для жизнедеятельности, в том числе в досуговой сфере, становятся сегодня объектом государственного внимания.

Решение проблемы детской безнадзорности видится в повышении статуса семьи, укреплении супружеских, родите л ьско-детских отношений на основе нравственных устоев. Конечно, преодоление бедности, как и решение многих других социальных проблем, в том числе проблемы безнадзорности, находится в прямой за-Примечания

висимости от улучшения экономических условий жизни в республике. Не менее важным мы считаем создание единого воспитательного поля вокруг ребенка, которое способствовало бы формированию у него правильной жизненной позиции.

Осознание и изменение своего ролевого значения в процессе социализации подрастающего поколения требуется и от школы. Школа может выступить в качестве объединяющей, интегрирующей усилия государства и семьи среды, в которой созданы были бы все условия для становления полноценной, самодостаточной, уверенной в завтрашнем дне личности. Процесс этот обязательно должен осуществляться с учетом региональных, национальных особенностей Республики Дагестан, связанных, в первую очередь, с менталитетом местных жителей, и на основе прогрессивных народных традиций и обычаев.

1. Аналитический вестник Совета Федерации РФ 20 (176). - С. 35-36. 2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений. - М.: Юрист, 1996. 3. Гусейнов Р.Д. Социально-правовая защита детей как условие их социализации: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Махачкала, 2006. - 20 с. 4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996. - С. 229. 5. Информация о мерах по борьбе с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних в Республике Дагестан / Выступление на заседании правительства РД министра образования М. Азизова (сентябрь 2005 г.). 6. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М, 1982. 7. Социальная философия и социология. - М.,

2002. - С. 76. 8. Титова А.А. Социальное воспитание проблемных подростков как органическая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования понятий у студентов и школьников: Материалы научно-практической конференции Челябинского госпедуниверситета. - Челябинск, 2004. - С. 112-114. 9. Ткач Н. Детская безнадзорность и беспризорность как один факторов национальной безопасности России // Социальное обеспечение. 21.01.2002. 001. -С. 18-23. 10. Хидиров Г. Кто за чертой бедности?// Дагестанская правда. 15 ноября 2006 г.

УДК 373.1.02

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

©2007 Астарханова Н.Р., Агаларова П.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

78

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

Реалии современной школы требуют обновления подходов к формированию у учащихся экологической культуры. Знания, приобретенные в ходе педагогической игры, помогают сформировать у подростка правильное представление об окружающей среде, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса.

Modern school education requires the renovation of approach to upbringing of schoolchildren’s ecological culture. The knowledge acquired in the course of

pedagogical game helps to form teenager’s correct ideas about environment, including him in surrounding world not as a master, but as a participant of the natural process.

Ключевые слова: экологическая культура, педагогическая игра, экологический полигон, экологическое образование, экологическое сознание.

Keywords: ecological culture, pedagogical game, ecological proving ground, ecological education, ecological consciousness.

В условиях реформирования российской школы особое значение приобретает теоретическая и практическая разработка подходов к экологическому воспитанию. Введение в практику современной школы новых интегрированных предметов, отражающих целостность и процессуаль-ность мира, создание экологически направленной образовательной и воспитательной среды - важнейшие условия, выполнение которых способствует экологическому воспитанию учащихся.

Экологическое образование и воспитание выросло из традиционной работы всей системы народного образования по охране природы, начало которой было положено еще в середине ХХ века. В течение многих десятилетий охрану природы связывали преимущественно с расширением натуралистических знаний.

В условиях реформирования российской школы в области целенаправленного экологического образования в качестве основных задач выдвигаются следующие:

- дать школьникам систему знаний по основам экологии;

- научить школьников принимать экологически грамотные решения в области природопользования;

- сформировать ответственное отношение к природе как общечеловеческому достоянию [8].

В настоящее время, когда экологическое образование (обучение,

воспитание и развитие) подрастающего поколения признается приоритетным направлением в педагогической теории и практике, идет поиск наиболее перспективных и эффективных путей формирования экологической культуры личности.

Исследователь С. В. Машкова под термином «экологическая культура» понимает синтез экологической образованности и воспитанности личности. По мнению автора, экологическая культура - это многоуровневое, многокомпонентное понятие, представляющее собой совокупность целостного мировоззрения личности. Фактически учащиеся во время обучения неоднократно переходят с одного уровня экологической культуры на другой [7].

На современном этапе каждая школа должна стремиться иметь свой экологический полигон, на котором за годы учебы каждый учащийся мог бы овладеть природоохранными знаниями, правилами, практическими навыками и нравственными установками. Это можно осуществить в ходе познавательной, игровой, организационно-практической и других видов деятельности.

Использование краеведческого материала на уроках биологии содействует более широкому знакомству подростков с природой родного края, помогает привить им интерес к изучению животного мира нашей республики, что способствует фор-

Психолого-педагогические науки •••

мированию экологической культуры учащихся. В процессе экологического краеведения становление экологической культуры школьников осуществляется на основе трансформации экологических знаний в личный опыт.

В соответствии с исследованиями И.Я. Лернера можно выделить следующие элементы социального опыта, являющегося основой для развития содержания экологического образования:

- знания об окружающем мире, система экологических знаний;

- умения и навыки, способствующие осуществлению способов деятельности по самостоятельному познанию и охране окружающей среды (экологически целесообразная деятельность);

- опыт творческой природоохранной деятельности;

- опыт эмоциональноценностного отношения к природе и ее возможным позитивным и негативным преобразованиям.

Все элементы социального опыта являются основой содержания экологического образования, и каждый из них представляет особое содержание, играющее специфическую роль в воспитании личности [6]

В период реформирования школа пока еще не в полной мере нацелена на решение проблемы экологического образования учащихся. Данную проблему возможно решить, если система школьного образования обеспечит усвоение необходимых экологических знаний.

В эколого-педагогической деятельности учителей необходимо использовать сочетание познавательной, игровой и других видов деятельности в процессе формирования экологической культуры у школьников.

С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин обращают внимание на то, что необходимо широкое применение имитационных форм работы, к которым относятся различные игры. Они позволяют охватить широкий спектр вопросов, од-

79

новременно заострить внимание на одной проблеме, более важной для решения. Использование этих форм обучения дает возможность каждому учащемуся эмоционально включаться в мир природы. На эмоциональном опыте, умении сопереживать, ощущать себе частью живой системы формируется экологическое сознание [4].

В привитии школьникам подросткового возраста культуры взаимоотношений с окружающей средой, основанных на экологических правилах и законах, главная роль принадлежит воспитанию.

Исследуя проблемы формирования экологической культуры школь-ников-подростков, мы пришли к выводу о необходимости изучения состояния экологической воспитанности учащихся.

Уровень экологической воспитанности определяли по методике Б.Ш. Алиевой, рассматривая как степень развития экологических знаний, умений, навыков, привычек поведения в природной среде, соответствующих возрастным и психологическим особенностям личности, устойчивых ее качеств (интеллектуальных, нравственных, эстетических, действенно -волевых), связанных с отношением к природе и реальной практической деятельности, оценок в отношении к природе и мотивов ее охраны [1].

Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства школьников уровень экологической воспитанности на низком уровне. Школьники не принимают участия в природоохранительной деятельности, равнодушно и порой небрежно относятся к объектам флоры и фауны.

Полагаем, что коррекцию экологической воспитанности школьников можно осуществлять путем включения их в творческую, игровую и познавательную деятельность в сфере экологии. На наш взгляд, необходимо насыщение совместной деятельности учащихся общением, игрой и

80

Известия ДГПУ, №1, 2007

творчеством, обладающими значительным культурным потенциалом. Использование в воспитательном процессе краеведческой деятельности, обращение к позитивным примерам природоосообразной деятельности людей, несомненно, повысят уровень экологической культуры учащихся.

Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных экологическому воспитанию, реалии современной школы требуют обновления подходов к формированию у учащихся экологической культуры.

Необходимо внедрение в учебный процесс отечественного и зарубежного опыта применения оригинальных образовательных и воспитательных технологий формирования у подрастающего поколения экологической культуры.

Сегодня игра становится одной из организационных форм педагогического процесса и позволяет в значительной степени усилить воспитательную деятельность школы, органично включая в сферу ее влияния практически всех учащихся. Воспитывающий и развивающий эффект игры определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники. Знания, приобретенные путем педагогической игры, помогают сформировать у подростка правильное представление об окружающей среде, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного процесса.

Как отмечает А.Н Бирюкова, в процессе дидактических игр комплексно могут решаться задачи эколого-эстетического, умственного и нравственного воспитания, всестороннего развития детей; игра является важным средством воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения [3].

По мнению Т.А. Дмитриенко, интенсификация и активизация процесса обучения предполагают сегодня

не столько увеличение объема передаваемой информации, сколько создание дидактических и психологических условий осмысления учения. Одновременно воздействие на осознаваемую и неосознаваемую сферу психологической деятельности является существенным фактором, открывающим широкие возможности мобилизации резервов памяти [5].

М.М. Бирштейн усматривает суть деловой игры в творческой деятельности ее участников, которым нужно отыскать и сформулировать суть проблемы и способы ее решения, о которых заранее ничего неизвестно. Именно непредсказуемость делает ее специфической формой познавательной деятельности [2].

На современном этапе возникло понимание, что, если в процессе обучения создать условия для глубокого овладения экологическими знаниями, соблюдая при этом принципы преемственности, последовательности и непрерывности в сочетании с практической деятельностью, можно успешно заниматься формированием личности с экологической ориентацией.

Российская школа быстро реагирует на изменяющиеся условия социально-экономической жизни общества. Возникновение экологических проблем обусловлено социально-экономичес-кими факторами. Ре-

шаться эти проблемы должны не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения подрастающего поколения в отношении к окружающей среде. Одной из основных целей являются создание и совершенствование условий для получения каждым учащимся образования в соответствии с его потребностями и интересами, предоставления ему возможности самоопределения и сознательного выбора профессии. Разработанные и разрабатывающиеся в настоящее время стандарты образования по школьным дисциплинам обязательно включают элемен-

Психолого-педагогические науки

• ••

81

ты экологического образования, без которых человек не может выжить в

условиях экокризиса.

Примечания

1. Алиева Б.Ш. Экологическое воспитание на традициях народной педагогики Дагестана. - Махачкала, 2001. 2. Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых игр // Деловые

игры в мире: Материалы международной научно-практической конференции «Белые ночи». -СПб., 1992. - С. 3-14. 3. Бирюкова А.Н. Проблемы формирования экологического сознания // Педагогика. №4. 2004. - С. 35-42. 4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 5. Дмитриенко Т.А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. №2. 2004. - С. 54-56. 6. Лернер

И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 84 с. 7. Машкова С.В. Проблема подготовки будущих учителей к формированию экологической культуры школьников// Экология и география: Тез. докл. конференции педвузов московского региона. - М., 1995. - С. 198. 8. Понамарева И.Н. Становление и развитие экологического образования в России //

Биология в школе. №3. 2001. - С.2-3.

УДК 373.1:371.8

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

©2о°7 Гайдарова Л.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

Семья - это основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается формирование личностных свойств, мировоззрения и жизненной позиции растущего человека. Повысить качество воспитания в семье можно через установление отношений сотрудничества семьи и школы, основной формой которого может служить педагогическое просвещение родителей.

Family is a basis for primary personality’s socialization. The formation of a growing human’s personal qualities, world outlook and life position do begin in the family. This is a fact and the school must be interested in it. It is possible to improve the quality of the family upbringing by regulation of the cooperative relations between the family and the school, the main form of which can serve the parents’ pedagogical education.

Ключевые слова: педагогическое просвещение, сотрудничество семьи и школы, программа педагогического просвещения.

Keywords: pedagogical enlightenment cooperation of family and school, program of

pedagogical enlightenment.

В числе направлений работы классного руководителя следует выделить работу с родителями, в частности, технологии педагогического просвещения родителей. Это, как показывает практика, наиболее дейст-

венное средство оказания помощи семье в воспитании детей.

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.