УДК 338.2 37.003
DOI: 10.18572/2686-858X-2024-22-2-17-22
Экологическое воспитание младших школьников посредством виртуального туризма
Ecological education of primary school children through
virtual tourism
Колесов Владимир Иванович,
доктор педагогических наук, профессор, профессор межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Лужский институт (филиал) енинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: vi_kolesov@mail.ru
Архиповская Елена Петровна,
старший преподаватель кафедры педагогики и педагогических технологий, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Институт стратегии развития образования E-mail: elkaarhipka@mail.ru
Vladimir I. Kolesov,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Interfaculty Department of Humanities and Natural Sciences, Luga Institute (branch) of Leningrad State University named after A.S. Pushkin,
St. Petersburg, Russia
Elena P. Arkhipovskaya,
senior lecturer of the department of pedagogy and educational technologies, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Institute of Education Development Strategy
Аннотация. Данное исследование рассматривает значимость виртуального туризма в процессе экологического воспитания для младших школьников. Цель исследования — проанализировать особенности эковоспитания и выявить направления для совершенствования просвещения в сфере рекреации и туризма. Исследование акцентирует внимание на важности учёта непрерывности данного образовательного процесса, обеспечивающего ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое просвещение, экологическое воспитание, виртуальный туризм, младшие школьники, здоровье.
JEL code: Z32
Abstract. This study examines the importance of virtual tourism in the process of environmental education for younger schoolchildren. The purpose of the study is to analyze the features of eco—education and identify areas for improving education in the field of recreation and tourism. The studyfocuses on the importance of taking into account the continuity of this educational process, which ensures a responsible attitude to the surrounding socio-natural environment and health.
Keywords: environmental education, environmental education, environmental education, virtual tourism, primary school children, health.
1. ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблемы экологического воспитания в туристическом сообществе (младших школьников) приобретают огромное значение. Всё чаще мы обращаемся к истокам своей необъятной Родины: едем отдыхать в горы, на моря, в лес. У каждого свой выбор туристических маршрутов и способов реализации их. Очень часто после турпоходов люди оставляют после себя горы мусора и степень загрязнения человечеством воздуха, воды, почвы и т.д. приводит к необратимым последствиям. Человек — часть природы, и вместе с тем осознавая это, человечество все в большей степени вмешивается в природную экосистему.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет новые требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования. Программа планируемых результатов обучения ориентирована на личностные, предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты включают в себя первоначальные представления об экологической культуре, интерес к культуре других народов. В качестве основного результата образования выступает овладение младшими школьниками универсальными учебными действиями: познавательными, коммуникативными, регулятивными УУД. Предметные результаты изучения учебного предмета "Окружающий мир" должны быть ориентированы на формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися отношений человека с природой, уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны. Вышесказанных результатов можно добиться с помощью внедрения в учебную деятельность такой инновационной формы урока, как виртуальные экскурсии [11].
Туризм в данном контексте выступает как социокультурный феномен. Он возник на стыке различных культур и всегда отвечал, прежде всего, духовным запросам человека и выполнял определённые функции: расширял жизненные горизонты; служил мощным механизмом воспитания
и образования; способствовал развитию этических межличностных отношений, был фактором, цивилизующим человека. С развитием человека, разработкой современных образовательных технологий и изменились формы туризма. Одна из них — «виртуальный туризм».
В переводе с французского слово «туризм» (tourisme, от tour) означает: «прогулка», «поездка», «путешествие».
«Виртуальный туризм» — способность путешествовать, не покидая своего дома, учебного класса, города, страны, с помощью современных технологических решений, таких как виртуальные туры, интерактивные карты и видеоролики.
Экология (от греч. oîkoç — обиталище, жилище, дом, имущество и Xoyoç — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Экологическое образование включает в себя экологическое воспитание, экологическое обучение и экологическое просвещение. А.В. Миронова писала, экологическое образование — процесс обучения, воспитания и развития человека (школьника) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Чтобы нормализовать экологическую обстановку, сохранить и даже спасти, нужно воспитать, сформировать в подрастающем поколении принципы бережного отношения к природе, представления о последствиях человеческой деятельности из-за загрязнения окружающей среды [9].
Экологическое просвещение в туризме (Т.А. Гоева) — это процесс, направленный на экологическое развитие ответственных граждан, имеющих чётко структурированное понимание и заботящихся об социально-экономических, политических и экологических проблемах. Экологическое просвещение предоставляет каждому человеку (туристу) возможность приобретать знания, ценности, а также принимать участие в принятии решений, направленных на защиту и улучшение окружающей среды, а создание новых моделей поведения отдельных лиц, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде и своему здоровью [2]
Дети младшего школьного возраста должны знать экологические правила
туризма, и тогда, в дальнейшем, экологическая культура туризма будет характеризоваться высоким уровнем развития общественных отношений в данной сфере, индивидуального и общественного сознания у туристического сообщества (младших школьников). Основы формирования экологической культуры устанавливают систему всеобщего и комплексного экологического образования, которая включает в себя все уровни образования в том числе и дополнительного. Большой вклад в область воспитания в детях экологической культуры оставил педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Будущее зависит от человечества, то, как к природе будет относится человек, будет ли понимать и осознавать свои действия по отношению к самой природе. Таким образом, проблема просвещения туристического сообщества, а именно младших школьников, посредством экологического воспитания чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.
Экологическое воспитание, выступающее средством просвещения в виртуальном туризме, имеет важное значение в становлении эмоционально-нравственных, практически-деятельностных, научно-познавательных отношений младших школьников к окружающей нас среде и своему здоровью.
2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Для проведения исследования был использован ряд научных публикаций, посвящённых изучению вопросов экологического образования и культуры, экологического и туристического просвещения, развития сферы рекреационных пространств, виртуальному туризму, здоровью.
Ряд авторов, О.А. Климанова, Е.У. Кол-бовский, О.А. Илларионова [5], в своей научной публикации «Экологический каркас крупных городов Российской Федерации: современная структура, территориальное планирование и проблемы развития» рассматривают экологические каркасы крупных городов, исследуют современную структуру, связанную с экологическими аспектами.
Исследователи: Л.П. Симонова, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, И.Д. Зверев [3,4], В.С. Липицкий и др. считали, что целью экологического образования младших школьников является становление экологической культуры личности и общества.
Над проблемой формирования экологической культуры младших школьников работают: Н.Ф. Виноградова [1], Э.В. Ги-русов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.В. Кучер, А.В. Миронова, Н.Н. Моисеева, А.А. Плешаков.
Экологическое воспитание — средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. [8, с. 75]
Экологическое воспитание — важное направление развития детей младшего школьного возраста. Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий» [2, с. 8].
Цель экологического воспитания — формирование бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания [8, с. 74].
Многие мыслители и педагоги прошлого акцентировали значение природы как средства воспитания детей. Так, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский говорил о том, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Теоретические аспекты экологического образования и воспитания разрабатываются учёными: И.Д. Зверевым [4] — экология как новый аспект школьного образования и воспитания. Б.Г. Иоганзе-ном и И.А. Рыковым — мотивы бережного отношения к природе.
Также в настоящее время над темой экологической культуры продолжают работу исследователи Н.Ф. Виноградова [1], А.В. Миронова [9]. Они отмечают, что основными задачами экологического образования и воспитания выступают: соблюдение норм поведения, в природе; изучение экологических проблем
в природе; привлечение младших школьников в работу по исследованию состояния окружающей среды и запасов природных ресурсах, и средствах их сбережения; проведение просветительской деятельности в организациях города, школы.
И.Д. Зверев предполагает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, её особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха [3].
Экологическое воспитание и образование в туристическом сообществе должно начинаться ещё в дошкольном возрасте. Так, В.И. Колесов [6], в своих исследованиях отметил значимость детского туризма в дошкольных образовательных организациях. На этапе дошкольного образования формируются элементарные знания о природе. А уже в младшем школьном возрасте, в общеобразовательных организациях, происходит целенаправленный процесс экологического образования.
На основании изученной литературы можно сделать вывод, что в современном мире возникает необходимость повышения экологического образования, экологического воспитания, экологической культуры, экологического просвещения всех людей. Следовательно, очень важно прививать экологическое воспитание, культуру, начиная с младших школьников. Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является решение задач, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Так же в нашей системе образования по предмету «окружающий мир» даётся установка на правильное поведение в природе, с помощью данного курса, дети получают знания о здоровом образе жизни, изучают правила поведения
в социальной среде, изучают природу, природосберегающие технологии и т.д. В настоящее время важное значение имеют требования к содержанию воспитательного процесса младших школьников. Содержание воспитательного процесса должно носить комплексный характер и обеспечивать разнообразие видов и направлений деятельности детей, должна быть предусмотрена деятельность (туристическая деятельность), которая способствует развитию эмоционально-чувственной сферы, обогащённая хорошими примерами, личным опытом младшего школьника. Воспитание должно соответствовать ступеням развития экологической культуры личности, обеспечивать ребёнку позитивный опыт (туристический опыт) по взаимодействию с окружающим миром, в экологическом воспитании должны быть отражены особенности окружающей среды, в которой разворачивается педагогический процесс.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
Детям младшего школьного возраста свойственны такие черты характера как, наблюдательность, интерес ко всему необычному и новому. Поэтому, средством экологического воспитания детей является разнообразная деятельность (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Важную роль играет природоохранительная деятельность обучающихся. Виды её многообразны:
а) по защите природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
б) по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зелёном» патруле, рейдах в природу);
в) по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка посадок от сушняка);
г) по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);
д) по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор
природного материала, изготовление панно, поделки).
Непрерывный поиск приёмов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся в туристической деятельности, позволяет приобретённым знаниям, отношениям и опыту перейти в социально значимые виды самостоятельной экодеятельности.
Так, проводя экологические уроки в начальной школе с использованием виртуального туризма (виртуальных экскурсий), педагог должен создать условия для их проведения:
1. Поддержание доверительных отношений с обучающимися.
2. Организация урока (виртуальной экскурсии) и деятельностная составляющая (учебная деятельность).
При этом для экологического воспитания и просвещения важна именно совместная деятельность обучающегося и педагога, ребёнка и других детей (парная, групповая, коллективная, командная). Поэтому необходимо создать условия для развития личности во время виртуальной экскурсии [7].
3. Организация виртуальной экскурсии и наполнение коммуникации, возникающей на уроке, ценностно-ориентированным содержанием.
В целях удержания интереса детей педагогу необходимо обращать их внимание на экологические контексты, которые должны быть с учётом региональных особенностей, открытий и достижений. Экологическое воспитание, посредством виртуальной экскурсии, формирует и гуманистические ценности:
— понимание того, что жизнь является наивысшей ценностью;
— ценность человека, как смысла познания мира;
— универсальные ценности природы;
— понимание ответственности человечества за все последствия вмешательства его в природу, за будущее биосферы планеты.
Следовательно, можно сделать вывод, что виртуальный туризм, а именно виртуальная экскурсия, будет экологически воспитывающей тогда, когда учитель наполнит её экологическим содержанием, экологическими ценностями, используя различные формы экологического воспитания (коллективные, групповые,
индивидуальные): экологический КВН, экологический квест, экологический театр, экологический брейн-ринг, дебаты, беседы, дискуссии, дискурсии, фотоконкурсы, исследовательские проекты, киноклубы, дидактические игры.
Одним из эффективных методов экологического воспитания и просвещения является проектно-исследовательская деятельность. Проект — это самостоятельная разработка решения актуальной экологической проблемы, результатом которой может стать получение нового знания, модернизация существующего практического продукта. В данном случае все проекты можно разделить на два типа:
1. Направленные на получение нового знания.
2. Направленные на создание нового практического продукта.
Исследовательские проекты (проектные задачи), направленные на экологическое воспитание и просвещение, сосредоточены на исследовании и освещении обучающимся всех уровней начальной школы проблем малой Родины, родного края (города, посёлка, села): необходимость раздельного сбора мусора, вторичной переработки сырья, сбора макулатуры, возрождение популяции птиц, животных [10].
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время экологическое воспитание и просвещение с использованием виртуального туризма, а именно его формы — виртуальной экскурсии, в начальной школе набирает обороты. С помощью виртуальных экскурсий соблюдается принцип непрерывности экологического образования, достигается цель экологического воспитания, заключающаяся в формировании ответственного отношения к окружающей среде на основе осознанного экологического сознания. Использование на уроках «окружающего мира» виртуальных экскурсий предполагает соблюдение этических и правовых принципов использования природы и освоение идей ее оптимизации, а также активную деятельность по изучению, сохранению и защите окружающей среды. Для достижения этой цели решались следующие задачи: образовательные — формирование системы знаний о современных экологических
проблемах и путей их решения; воспитательные — формирование мотивации, потребностей и привычек экологически обоснованного поведения, здорового образа жизни; развивающие — развитие интеллектуальных и практических навыков по изучению, оценке и улучшению окружающей среды, а также развитие стремления к активной деятельности по ее сохранению. Постепенно указанные цели приводят к таким важным образовательным и воспитательным задачам, как углубление и расширение экологиче-
ских знаний, формирование начальных экологических навыков и умений (поведенческих, познавательных, преобразовательных) и развитие познавательной, творческой и социальной активности учащихся через экологическую деятельность (Леднева, 2015).
В современном мире требуется достижение баланса между экономическим ростом и охраной окружающей среды. Одновременно необходимы условия для разумного использования природных ресурсов и развития экологической культуры.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградова Н.Ф. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Реализация требований ФГОС начального общего образования : методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова. Москва : Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022. 27 с.
2. Гоева Т.А. Экологическое просвещение туристов / Т.А. Гоева, М.А. Филобок,
A.Е. Куприяшкина // Мировая наука. 2021. № 6 (51). С. 156-159. EDN: EDOMBE.
3. Зверев И.Д. Экогласность и образование / И.Д. Зверев // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 9-11.
4. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении / И.Д. Зверев. Москва : Педагогика, 1993. 96 с.
5. Климанова О.А. Экологический каркас крупнейших городов Российской Федерации: современная структура, территориальное планирование и проблемы развития / О.А. Климанова, Е.Ю. Колбовский, О.А. Илларионова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2018. Т. 63. № 2. С. 127-146. DOI: 10.21638/11701/spbu07.2018.201.
6. Колесов В.И. Туристическое воспитание в дошкольных образовательных организациях как основной фактор в здоровьесберегающем контексте /
B.И. Колесов // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2023. № 2 (18). С. 23-26. DOI: 10.18572/2686-858X-2023-18-2-23-26.
7. Колесов В.И. Виртуальный туризм как средство патриотического воспитания старших дошкольников в Ленинградской области / В.И. Колесов, О.А. Сабо-даш // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2023. № 3 (19).
C. 21-27. DOI 10.18572/2686-858X-2023-19-3-21-27.
8. Леднева О.С. Экологическое воспитание школьников / О.С. Леднева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Международной научной конференции (г. Краснодар, 20-23 сентября 2015 г.) : сборник научных статей. Краснодар : Инновация, 2015. С. 74-79.
9. Миронова А.В. Экологическая безопасность как одно из направлений муниципальной политики г. Москвы / А.В. Миронова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2013. № 2. С. 16-24. EDN: QBWSON.
10. Сабодаш О.А. Краеведческое направление патриотического воспитания детей / О.А. Сабодаш, О.В. Алексеева // XXVI Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 19-20 апреля 2022 г.) : сборник научных статей. Т. 2. Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2022. С. 117-120.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования. URL: https://ivo.garant.rU/#/document/70291362/paragraph/1:0 (дата обращения: 20.01.2024).