DOI: 10.18572/2686-858X-2023-18-2-23-26
Туристическое воспитание в дошкольных образовательных организациях как основной фактор в здоровьесберегающем контексте
Tourism education in preschool educational organizations as the main factor in the health-saving
context
Колесов Владимир Иванович,
д.пед.н., профессор, профессор межфакультетской кафедры гуманитарных
и естественнонаучных дисциплин, Лужский институт (филиал) Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург E-mail: vi_kolesov@mail.ru
Vladimir Ivanovich Kolesov,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Interfaculty Department of Humanities and Natural Sciences, Luga Institute (branch)A.S. Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg
Аннотация: В статье излагается значимость детского туризма в дошкольных образовательных организациях как система в развитии физического воспитания и организации простейшего туризма, где педагогическая парадигма является основным аспектом физкультурно-оздоровительного контекста, как активный отдых в дошкольном возрасте и в совершенствовании туризма нацеленный на формирование двигательных навыков и физических качеств в туристическом воспитании.
Ключевые слова: детский туризм, оздоровительный комплекс, двигательная деятельность, детский организм, дошкольный возраст, физические нагрузки.
JEL code: Z 32
Abstract: The article describes the importance of children's tourism in preschool educational organizations as a system in the development of physical education and the organization of the simplest tourism, where the pedagogical paradigm is the main aspect of the physical culture and wellness context, as active recreation in preschool age and in the improvement of tourism aimed at the formation of motor skills and physical qualities in tourist education.
Key words: children's tourism, wellness complex, motor activity, children's body, preschool age, physical activity.
1. ВВЕДЕНИЕ
Развитие организма человека в его общей выносливости сопровождается повышением функциональных возможностей и во многом зависит от различных систем его организации. Каждая задача отвечает своим требованиям в процессе выполнения упражнений и носит в основном циклический характер. Ю.Ф. Змановский считает, что такие действия качественно
влияют на регулятивный процесс как всей физиологической системы индивида в процессе его деятельности [1].
2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В процессе формирования организма в дошкольном возрасте ребенка создаются конкретные физиологические и психологические качества для стимулирования и его организации в подготовке
воспитанника к школьной деятельности. Умеренные физические нагрузки снижают утомляемость в педагогическом процессе, такие нагрузки помогают младшим школьникам лучше усваивать школьный материал за счет физических упражнений идет снижение усталости у младших школьников на уроках [2].
В более поздний период вопрос использования природного окружения для физического развития дошкольников стал рассматриваться несколько глубже и шире. Наряду с оздоровительным влиянием игр и упражнений в естественных условиях исследовалось их влияние на совершенствование двигательных функций детей. Данное направление получило распространение в работах Е.Н. Вавиловой, Л.В. Кармановой, Г.В. Шалыгиной, Н.И. Бочаровойх[2].
Впервые в 1980-х гг. авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман, и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения», в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм». Основным назначением прогулки являлся активный отдых, закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств в естественных условиях, приучение ориентированию на местности. Главным в содержании экскурсии, автор называл наблюдение [13].
Дальнейшее развитие данный вопрос получил в исследованиях Г.В. Шалыгиной — она использует термин «прогулки в природных условиях». М.Ф. Руновой — предлагает варианты «дальних прогулок», «турпоходов», Т. И. Осокиной, которая рассматривает «простейший туризм», как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях.
Е.Н. Вавилова раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает [3]. Следует подчеркнуть, что экскурсии и прогулки, как формы организации туризма, хотя и имели распространение в дошкольных учреждениях, но не были отражены в программных документах и методической литературе по дошкольному воспитанию.
Впервые с целью физического воспитания детей дошкольного возраста данная форма физической культуры введена в «Методические рекомендации» к «Программе воспитания и образования в детском саду» в 1986 году и определяется как «прогулка и экскурсия за пределы участка — пешеходная и лыжная». Здесь целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок и экскурсий, применяемых в системе дошкольного воспитания.
На основании изученной литературы можно сделать вывод, что изначально ученые рассматривали вопросы активизации двигательного режима с детьми дошкольного возраста в условиях природной среды. Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок — походов, необходимо представить их место в системе физического воспитания в дошкольном учреждении. Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:
— гимнастикой;
— подвижными и спортивными играми;
— спортивными упражнениями;
— простейшим туризмом;
В соответствии с программой «Прале-ска» указанные физические упражнения реализуются:
— в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий;
— в физкультурно-оздоровительной работе: к ней относятся — утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, кружковая и коррекционная работа; пешеходные прогулки на природу;
— в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога,
— в работе с семьей;
— в активном отдыхе дошкольников, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
Данные специальной литературы дают основание утверждать, что в настоящее время простейший туризм в системе до-
школьного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы. В составе активного отдыха туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках [5].
С учетом имеющихся определений, точек зрения, возраста детей и конкретных задач, решаемых в процессе экскурсий, прогулок, прогулок-походов, мы попытались сформулировать более точное понятие, определяющее сущность терминов «простейший туризм», «дошкольный туризм». Под дошкольным туризмом понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.
Многообразие форм туризма в ДОО представлено в трех наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках-походах, осуществляемых в основном, в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей. Для эффективности здоровья в образовательном, оздоровительном, воспитательном направлении главенствующую роль играют пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.
В двигательной деятельности в дошкольном возрасте вся спортивная составляющая в этом возрасте должна проходить не в помещении, а на улице и хорошо оборудованной спортивной площадке такая эффективность в физических упражнениях оказывает положительную динамику на двигательную систему дошкольника.
В данном случае цикличные движения в умеренной интенсивной нагрузке в фи-
зическом туризме главенствующую роль играют цикличный контекст, в который входят различные виды ходьбы — это лыжная ходьба, простая ходьба с препятствиями, такие виды спорта имеют свое направление в развитии первоначальной ступени для стартовой выносливости в детском организме [3]. Такие первоначальные требования в дошкольных организациях явятся основными средствами и формами в туристической деятельности для детей в дошкольном возрасте.
Исследования показали, что любой двигательный образ жизни дошкольников с соблюдением требованиями являются основными средствами и формами в туризме и доступные для дошкольников. В процессе занятия легким туризмом тем самым, включая в программу циклические упражнения в движении в дошкольном возрасте, чтобы об этих спортивных мероприятий дети представляли для себя как легкий туризм в физическом спорте как его культура в современных условиях [4].
В современном социуме туризм является особым видом в социальном пространстве индивида, и его задача состоит для укрепления здоровья в повышении физического аспекта в укреплении своего здоровья, что придает при этом выносливость своей органики, в познании себя и своего организма в целом. В процессе формирования своей личности ребенок в дошкольном возрасте повышает свою физическую активность за счет активных и в меру положенных ему нагрузок в его возрасте.
При этом будет улучшаться положительная динамика всего организма, а главное возрастает у ребенка нравственная устойчивость и в процессе детского туризма ребенок приобретает навыки к самой природе, к её бережливости, к её эстетике. За счет детского туризма у ребенка — дошкольника появляется интерес к трудовой, игровой и образовательной деятельности.
В девятнадцатом веке «Туризм» обозначил себя как «физическое воспитание» в английских образовательных организациях и постепенно вошел в «Экскурсионные и путешественные маршруты» с возвращением на старое место, откуда брал свое начало этот маршрут. В теоретическом и
практическом изречении, были обозначены конкретные формы и их сущность, а именно: различные прогулки, экскурсии с интересными направлениями, разные виды путешествий и открытие различных кружков туристического направления [5].
Появился интересный формат в туристическом направлении, как туристские слеты, спортивные лагеря с применением различных интересных мероприятий, которые придают человеку знания и умения в здоровье сберегающем направлении.
Туристская прогулка рассматривается, как непродолжительная во времени в процессе её активного передвижения затрачивается от 1-4 часов времени, такой маршрут можно осуществлять на территории своего района или микрорайона, чтобы этот маршрут проходил с положительными эмоциями, чтобы сознание человека насыщалось интересной информацией и затем переходили в эмоциональные способности [6].
Значимость туристического похода для детей дошкольного возраста, осуществляется для познания выбранного определенного маршрута, с активными способами его передвижения, с целью познавательной деятельностью заданной темы маршрута, и физической нагрузкой своего организма, совмещая этот маршрут с выполнением общественно-полезного труда и с краеведческой направленностью, с выполнением спортивных и туристских нормативов в содержательном и полезном для организма отдыха.
В научной литературе приведено много исследований, которые посвященные детям дошкольного возраста — именно физическому воспитанию, где делается акцент с использованием прогулок, в проведении различных экскурсий в своей родной природной зоне для укрепления здоровья ребенка, в процессе повышения сопротивляемости всех частей человеческого тела, удовлетворенности в потребностях во время движения.
После пятидесятых годов двадцатого столетия использования природное окружение как вид туризма ребенка в дошкольном возрасте с применением физической нагрузки на его организм в открытом пространстве. Исследование ученых в этом аспекте существенно обрел более высокий акцент в туристическом направлении [7]. Таким образом, дошкольный туризм приобретает более высокий масштаб в оздоровительном направлении младших дошкольников. для их подготовки в младшие начальные классы.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время туристическая деятельность в дошкольных организациях набирает свои обороты. За счет детского туризма физическое воспитание будет самым приоритетным и надежным в жизнедеятельности для подготовки дошкольника в начальную школу, где первоначальная физическая подготовка окажется для него как основная база и явится большим подспорьем в физической выносливости его организма.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. Москва : Просвещение, 1968. 268 с.
2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста : пособие для родителей и воспитателей / Н.И. Бочарова. Москва : АРКТИ, 2003. 95 с.
3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей / Е.Н. Вавилова. Москва : Просвещение, 1986. 128 с.
4. Гуцко Н.В. Дети и здоровье: физкультурно-оздоровительная работа в детском саду / Н.В. Гуцко, М.Г. Кошман. Мозырь : Содействие, 2007. 264 с.
5. Дедулевич М.Н. Сто тропинок, сто дорог: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / М.Н. Дедулевич. Мозырь : Белый ветер, 2005. 116 с.
6. Завьялова Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения : учебно-методическое пособие / Т.П. Завьялова. Тюмень : Тюменский государственный университет, 2006. 263 с.
7. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников / И.М. Козлов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. С. 11—12.