- коррекционно-развивающий процесс может полностью сливаться с учебно--воспитательным при условии продуманности и четкости постановки коррекционных целей;
- коррекция недостатков развития может осуществляться на специально организованных занятиях, преимущественно индивидуально.
Список литературы:
1 Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.
2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. - М., 1999.
3. Специальная педагогика и коррекционная психология: учеб.-метод. комплекс / Т.Г. Неретина. - М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2010.
ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОГО ДОСУГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ УЧАСТИИ СЕМЬИ
© Красношлык З.П.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В статье отмечено, что организация семейного досуга создает эмоциональный фон в семье. Раскрыта форма проведения отдыха выходного дня в каждой семье с учетом её интересов и возможностей. Отмечено, что туризм является надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, что семейные туристические походы имеют яркий оздоровительный эффект. Кроме того, представлены формы работы с родителями по созданию целостной системы физического воспитания.
Ключевые слова: семейный досуг, туристические походы, дни здоровья, целостная система физического воспитания.
В настоящее время очевидно, что наиболее успешно ребёнок развивается, воспитываясь в двух институтах - семье и дошкольной образовательной организации. Организация семейного досуга становится делом образовательной организации, хотя это не совсем верно. Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребёнка в семье.
* Декан Коррекционно-педагогического факультета, доцент кафедры Дошкольного и начального образования, к.п.н.
Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых. К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми, при этом испытывая трудности [5, с. 74].
Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека.
Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семейного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту друг к другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.
В организации семейного досуга большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учётом её интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надёжным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю [3, с. 51].
Семейные туристические походы оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха и разнообразной двигательной деятельности. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребёнка, формируют первичные представления об истории родного края. С приобретением опыта походной жизни у детей формируются первоначальные навыки выживания в природной среде.
Таким образом, семейный отдых в виде туристических прогулок и походов имеет ряд компонентов, один из которых - физкультурно-оздоровительный.
Туризм - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общение.
Туристический поход - форма организации туристской деятельности, предусматривающей преодоление достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительными передвижениями по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями и навыками.
Туристическая прогулка - форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с 3-4 летнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке. Следующим этапом могут быть однодневные туристские прогулки в лес.
Прежде чем отправиться в поход, необходимо тщательно подготовиться. Нужно определить цели похода и маршрута. Готовность к походу определяется при наличии группового и личного снаряжения. В походе в связи со значительной физической нагрузкой требуется калорийное и полноценное питание. Рацион питания определяется видом похода, его продолжительностью и возрастом детей. Во время путешествия необходимо соблюдать питьевой режим.
Сборы в поход можно превратить в увлекательное мероприятие-игру, в которой каждый знает свою роль и творчески реализует её. Семьи, в которых сложились определённые туристские традиции, могут проводить увлекательные самодеятельные туристские слёты, праздники на природе. Форма и содержание летнего семейного отдыха во многом определяется материальными возможностями родителей. Именно этот факт является решающим при выборе «куда поехать». Если ребёнку уже исполнилось пять лет, родители могут спланировать совместное путешествие и отдых с ребёнком на море. Комплекс оздоровительных мероприятий, связанных с купанием ребёнка в море, позволяет приобрести тот запас жизненный энергии, которым он будет «питаться» в течение года. Многие семьи в вопросе выбора места отдыха полагаются на свои знания, привычки, определённые семейные традиции. В семьях с небольшим материальным достатком, можно прекрасно спланировать совместный отдых, не уезжая далеко от дома. Главное - обязательно сменить проживание в городской квартире на отдых в природных условиях. Одной из таких форм отдыха может быть отдых на даче. Каждая семья определяет для себя наиболее приемлемые формы организации отдыха на даче. Если подойти к этому вопросу с выдумкой, то родители вместе с детьми могут составить интересную оздоровительно-развлекательную про-
грамму совместного отдыха. И тогда лето на даче получится ничем не хуже, чем в дорогостоящем отеле на море.
Таким образом, каждый вид летнего семейного отдыха принесёт ожидаемый результат только в том случае, если будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение удовольствия родителями и детьми от совместного содержательного времяпровождения.
Физкультурно-оздоровительный досуг детей в семье чрезвычайно разнообразен. В основном он связан с проведением семейных торжеств, запланированных и неожиданных событий (победа в соревнованиях, выпуск из детского сада и т.д.). Кроме того, потребность в общении и совместных занятиях возникают ежедневно в вечерние часы, когда вся семья собирается после работы, а также в выходные дни [4, с. 14].
Для полноценного физического развития и оздоровления детей, не обязательно иметь в квартире полный спортивный комплекс. Достаточно использовать несколько простых снарядов, с помощью которых дети развивают основные движения.
Другой формой проведения домашнего физкультурного досуга являются подвижные игры и игровые упражнения. Это могут быть игры в дартс, кегли, а также «Жмурки», «Краски», «Фанты». В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной и научно-популярной литературы по вопросам укрепления здоровья [2, с. 26].
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - период интенсивного формирования двигательных навыков. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными. Особенностями двигательного поведения старших дошкольников являются: преднамеренный характер выполнения движений; дальнейшее совершенствование навыков ходьбы, бега, прыжков; усвоение сложно скоординированных действий. В результате регулярных занятий физической культурой у дошкольников развивается способность сохранять заданную позу при изменении условий и нарастании усилий.
Основные мотивы для выполнения детьми физических упражнений:
- совместные игры со взрослыми и сверстниками, причём на первый план выходят игры с элементами соревнований, в которых от игроков требуется чёткое соблюдение правил;
- стремление к самосовершенствованию в двигательной деятельности. Дети этого возраста начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом (чем сильнее толчок при прыжке, тем дальше приземление).
В совершенствовании движений большую роль играют личные вкусы дошкольников. Для многих детей привлекательными становятся упражнения, в которых они «физически компетентны».
Поддержка интереса детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам - одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.
Желание родителей видеть своих детей умелыми, ловкими, грациозными и подтянутыми часто приводит к тому, что пятилетнему ребёнку приобретают двухколёсный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удаётся. Вместе с тем есть универсальные игрушки, которые позволяют взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников, -скакалка и мишень с дротиками (дартс) [1, с. 12].
Игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции.
Дартс является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям пап и дедушек. На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс, а затем перейти к играм с настоящими дротиками. Основное назначение игры в дартс - развитие глазомера и меткости ребенка, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.
Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя и родителей, демонстрирующими варианты использования домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании старших дошкольников, являются совместные игры взрослых и детей с использованием различного спортивного инвентаря.
В группах детей старшего дошкольного возраста к работе с семьей активно привлекается специалист по физическому воспитанию. Он проводит индивидуальные консультации с родителями по организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими различные проблемы физического развития: плоскостопие, нарушение осанки.
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдаётся телевизору, в лучшем случае «сидячим» играм. Одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.
Работа по созданию целостной системы физического воспитания начинается с работы с родителями, которая включает следующее:
- дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания);
- домашние задания (позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми);
- показ кинофильмов;
- встречи с родителями, конференции;
- совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.
Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребёнку, пробуждают у них интерес к уровню двигательной зрелости их ребёнка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь. Любой праздник -всегда радостное событие, его ждут, к нему долго готовятся, он надолго запоминается, тем более, если в нём участвуют самые близкие люди - папа и мама.
Таким образом, совместные занятия родителей с детьми приносят положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Список литературы:
1. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию // Дошк. воспитание. - 2008. - № 4. - С. 12-14.
2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
3. Коваленко Н. Семейные праздники: В кругу семьи // Дошк. воспитание. - 2010. - № 10. - С. 51-54.
4. Красношлык З.П. Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Истоки здоровья». - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2011. - 150 с.
5. Меличева М.В. Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей: дисс. ... канд. пед. наук / М.В. Меличева. - СПб., 2008. - 265 с.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ И ИНФОРМАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ В РОССИИ
© Панина Н.В.
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж,
г. Воронеж
Люди в общем и целом переживают свою современность как бы наивно, не отдавая должное её глубинному содержанию.
Зигмунд Фрейд
С началом XXI в. во всем мире укрепились значимые изменения: в экономической сфере - распространение рыночной экономики, в идеологии человечества - осознание Человека как основной ценности прогрессивного развития каждой страны; рост класса образованных «интеллектуальных служащих» («класс людей знания»), который играет все большую роль в экономике и политике. Эти общемировые тенденции коснулись и России, началось ее возрождение, но одним из проблемным местом в повышении темпов возрождения и развития нашей страны является проблема высококвалифицированных кадров, что необходимо учитывать при разработке стратегии дальнейшего развития отечественного образования.
По мнению академика РАО А.М. Новикова, компетентность (понятие, все более используемое вместо понятий профессионализм и образованность) подразумевает помимо технологической подготовки (профессионализма) целый ряд других компонентов, имеющих, в основном - внепрофес-сиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания; такие качества мышления, как гибкость, абстрактное, системное и экспериментальное мышление; такие коммуникативные качества, как коммуникабельность, способность к сотрудничеству, умение вести диалог и др. В современных