Научная статья на тему 'Экологическое воспитание дошкольников в современном детском образовательном учреж дении'

Экологическое воспитание дошкольников в современном детском образовательном учреж дении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / E COLOGICAL C ULTURE / E COLOGICAL C ONSCIOUSNESS / T HE N ATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзювина О.И., Стексова Т.Ю.

В статье рассматриваются проблемы формирования экологической культуры. Приводится описание программы по формированию экологических ценностей на занятиях по экологии с детьми средней дошкольной группы (возраст детей 4 -5 лет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL E DUCATION O F P RESCHOOL CHILDREN IN MODERN C HILDREN'S E DUCATIONAL INSTITUTION

In article problems of formation of ecological culture are considered. The program description on formation of ecological values on employment on ecology with children of average preschool group (age of children of 4-5 years) is resulted.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание дошкольников в современном детском образовательном учреж дении»

педагогика

Удк 373.24

экологическое воспитание дошкольников в современном детском образовательном учреждении

Дзювина О. И., Стексова Т. Ю.

Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Кемерово, Россия

Детский сад № 2 «Лучики» комбинированного типа» г. Киселевск, Россия

E-mail: chloroform@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы формирования экологической культуры. Приводится описание программы по формированию экологических ценностей на занятиях по экологии с детьми средней дошкольной группы (возраст детей 4 -5 лет).

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, природа, экологическое воспитание.

UDC 373.24

ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN MODERN CHILDREN'S EDUCATIONAL INSTITUTION

Dzjuvina O. I, Steksova T. J.

Branch of the Russian state is professional-pedagogical university to Kemerovo, Russia Kindergarten № 2 "Rays" of the combined type, Kiselevsk, Russia E-mail: chloroform@mail.ru

In article problems of formation of ecological culture are considered.

The program description on formation of ecological values on employment on ecology with children of average preschool group (age of children of 4-5 years) is resulted.

Keywords: ecological culture, ecological consciousness, the nature, ecological education.

Угроза глобальной экологической катастрофы в новом тысячелетии, в которое вступило человечество, обусловленная остротой взаимоотношений общества и природы, оказалась настолько реальной, что повлияла на интенсивность поисков ее предотвращения. Одним из путей решения данной проблемы неразрывно связано с формированием экологической культуры населения планеты и, прежде всего, подрастающего поколения. Экологическая доктрина 2002 г в Российской Федерации отнесла низкий уровень экологического сознания и экологической культуры страны к числу основных факторов деградации природной среды России [1].

В экологической культуре, являющейся значимым компонентом общей культуры личности, раскрывается характер взаимоотношений человека с окружающей средой, направленность его деятельности и возможности использовать полученные экологические знания.

В формировании экологической культуры особая роль отводится экологическому образованию, являющемуся приоритетным направлением в разрешении экологического кризиса. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным этапом, как в развитии экологической культуры, так и в формировании экологической образованности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций [2]. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (развитие интеллекта), показывает

уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (воспитание нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неис -порченных, не отравленных, неограниченных) условиях — это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Таким образом, именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка

Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром — одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Целью предлагаемой программы является формирование экологических ценностей на занятиях по экологии с детьми средней дошкольной группы (возраст детей 4 -5 лет) старшей и подготовительных групп.

Достижение цели программы возможно при решении ряда задач:

• пробудить в детях желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировать осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформировать начала экологической культуры детей;

• научить дошкольников азам экспериментирования,

Основными путями достижения поставленных целей и задач является:

1. Создание условий для знакомства ребенка среднего дошкольного возраста с многообразием мира. Для этого используются различные материалы для дошкольников: карты, книги, энциклопедии, настольно-печатные игры, кубики, пазлы, лото, связанные с различными разделами экологии. Существуют уже разработанные игры по данной тематике. Например, игра «Угадай, кто что ест? Домашние животные». С лесными жителями и домашними животными все малыши хорошо знакомы с ранних лет ведь звери и птицы являются традиционными персонажами сказок, потешек и детских песен. А вот что любит есть ёжик, заяц, уточка, олень? Чем можно угостить котенка? Почему не стоит давать конфету козочке или лошадке? Эти детские вопросы естественное отражение познавательного интереса к окружающему миру.

Отличным пособием для организации игры станет набор карточек, помогающий ребёнку узнать и запомнить, чем питаются животные, которые живут в дикой природе или рядом с человеком. Эта увлекательная игра, развивает память, тренирует внимание, наблюдательность и расширяет кругозор ребёнка. Кроме того, с использованием подобных игр можно познакомить детей о таком не маловажном экологическом понятии как пищевые цепи, и на примере некоторых из них доказать тот факт, что каждое насекомое, каждое животное имеют свою пользу.

Проводятся конкурсы рисунков на различные тематики, например «Я и растения моего двора», «Сезоны года» и т. п. Это те мероприятия, которые уже сейчас проводятся как во многих ДОУ, в том числе и в «Лучиках».

2. Созданы условий для расширения возможностей, получения первичного опыта наблюдения за природными явлениями. В качестве

примера можно привести введение календаря наблюдений за метеоусловиями (температура, осадки, ветер и т. п.). Необходимо на данном этапе обязательно учитывать регион, в котором находится ДОУ. Так для сибирского региона, ноябрь это уже фактически зима, хотя месяц идет осенний, а март — это еще зима, хотя по календарю месяц весенний. Задачей воспитателя является объяснение этого различия.

3. Организацию образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства можно достичь следующим образом:

- живой уголок;

- наблюдение за живой природой. Этот фактор имеет особенное педагогическое значение для сельских детских садов, т. к. для детей, занимающихся в них, природные компоненты являются обязательной составляющей жизни [3];

- опытно-экспериментаторская деятельность (выгонка нарциссов и тюльпанов к «Маминому Дню») — позволит увидеть ребёнку своими глазами, как происходит рост растения, самому «свершить чудо открытия», обогатить свой жизненный опыт.

- уход за растениями на участке детского сада: выращивание рассады, высадка её в грунт, уход, полив, рыхление, сбор семян. Конкурс «А моё растение самое красивое?» На рисунке 1 представлены фотографии, иллюстрирующие различные этапы ухаживание за собственным садом, который занял первой место в городском конкурсе.

А) — весело высаживаем цветы Б) а потом их поливаем

В) Наблюдаем, как растут и собираем семена для будущих садов

Рис. 1. Фотографии с садового участка детского сада «Лучики»

- проектная деятельность заключается в проведении совместных проектов (групповые или с родителями), например, «Цветы нашего участка», фотопроект «Как я вырастил розу», «Мои домашние любимцы» и т. п.

- проведение различных акций: «Очистим город от мусора», «Поможем птицам» и т. п.

4. Создание в пространстве группы мест, в которых возможно удовлетворение любопытства в отношении экологического знания и организация специальных ситуаций, образовательных событий с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.

5. Создание экологического паспорта. Данное направление реализуется в нескольких направлениях:

- Экологический паспорт дома ребенка

- Экологический паспорт группы, в которую входит ребенок

- Экологический паспорт детского сада

Данная работа проводится совместно с родителями на первом этапе и совместно с детьми и административно -управленческим персоналом детского сада на последующих. Сроки выполнения работы 2011-2013:

2011 г — подготовка методического материала и сбор данных

2012 — систематизация полученных данных

2013 — анализ данных и разработка модели взаимного влияния в системе ДОУ — городская среда — природа.

На данный момент по этому направлению выделены основные параметры для составления экологического паспорта (таблица 1.) и составлена мини — памятка для родителей.

Таблица1

Параметры для составления экологических паспортов

Параметры Примечание

общее количество детей Заполняется администрацией детского сада и воспитателями

общее количество персонала

количество групп

Экологическая ситуация района: местонахождение экологическая обстановка электромагнитная обстановка уровень радиационной безопасности Данный параметр описывается как родителями, так и в ДОУ. Уровень электромагнитной обстановки зависит также от количества различной бытовой техники и интенсивности ее использования

Состояние здоровья детей ДОУ оценка производится медицинскими работниками курирующими данное учреждение ДОУ

Зеленые массивы Для конкретных детей, сколько деревьев, кустарников во дворе, как далеко находится парк и т. п.

Характеристика транспортного потока

Наличие промышленных предприятий в радиусе 1 км 25 км 50 км

Характеристика территории детского сада общие данные растительный и животный мир почвенный покров

Зонирование территории детского сада

Загрязнение территории двора в котором находится дом ребенка

Оформление помещения, характеристика здания и сооружения

Влияние ДОУ на окружающий мир Для семей можно провести расчет как конкретная семья влияет на окружающую среду. Например, сколько бумажных, пищевых отходов образуется за наделю, за месяц и т. п.

Дидактические материалы

Основные направления работы.

Связь с другими организациями

Выводы

Благоустройство и использование территории ДОУ

Экологический паспорт ДОУ будет в дальнейшем редактироваться с получением новых данных и изменением различных параметров.

Различные направления данной программы реализуется на занятиях с детьми различного возраста, используются различные формы и виды мероприятий и занятий. В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы. Данный аспект может проявляться в различных видах, приведем некоторые из них.

Воспитатель может вести индивидуальную работу с каждым ребенком по наблюдению за растениями, насекомыми и т. д., посадке и ухо-

ду за растениями, по созданию альбомов и пр. Дети могут совместно создавать альбом по выбранной ими тематике, совместно обсуждать способы посадки на одной грядке лука или другого растения и пр.

Используются экскурсии, походы в лес, на выставки животных, в обсерваторию. Включение личного опыта ребенка через обсуждение его поездок с семьей, приобретение новой книги, детских журналов, игр по тематикам курсов.

С родителями обсуждаются и проводятся совместные поездки на природу, обустройство участка, посадка клумбы, овощей на грядках, находящихся на территории детского сада. Взрослыми совместно обсуждаются и реализовываются проекты обустройства "опытных пространств", где дети могут сами практически реализовывать свои познавательные интересы. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Оформляется уголок для родителей о поддержке детского исследовательского поведения, выдаются памятки-советы.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализуемая в детском саду «Лучики» программа, уже сейчас позволяет заложить основы не только экологической культуры, но и основы экологического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Курманов А. В. Формирование экологической компетенции как педагогическая проблема//Б мире научных открытий, № 2.1 (14). 2011. 317-322.

2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов -на-дону: изд-во Феникс», 1996.

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2003-326 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.