Научная статья на тему 'Экологическое воспитание бакалавров по направлению «Начальное образование» на примере изучения дисциплины «Естествознание»'

Экологическое воспитание бакалавров по направлению «Начальное образование» на примере изучения дисциплины «Естествознание» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика обучения экологии / педагогическое образование / педагогика / экология / экологическое воспитание. / methods of teaching ecology / pedagogical education / primary education / pedagogy / ecology / environmental education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. Р. Чотчаева, Ф. А. -А. Урусова

Воспитание – длительный, целенаправленный процесс воздействия на обучающегося, направленный на освоение социального опыта и общечеловеческой культуры и формирование гармонично развитой личности. Современная профессиональная подготовка будущих учителей требует внедрения в содержание высшего образования дисциплин, направленных на формирование знаний, умений и навыков в области экологии. Один из путей реализации экологического воспитания – посредством дисциплины «Естествознание». Целью исследования данной статьи является то, что авторы проводят анализ содержания, форм, методов и приемов, используемых ими во время занятий по дисциплине «Естествознание» с целью формирования экологических знаний и умений бакалавров направления «Начальное образование». Исследование представляет собой обобщение опыта работы преподавателей кафедры профессионального образования, русского языка и методики его преподавания педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева. В ходе исследовательской работы решались следующие задачи: раскрыть экологическую направленность содержания дисциплины «Естествознание», программы подготовки бакалавров по направлению «Начальное образование»; выявить педагогические условия формирования экологической культуры студентов. Для решения поставленных задач в процессе исследовательской работы были применены следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, метод прикладного исследования. В результате изучения дисциплины «Естествознание» у бакалавров формируется более ответственное отношение к жизни планеты Земля, формируется эколого-педагогическая компетентность, необходимая для успешной практической деятельности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р. Р. Чотчаева, Ф. А. -А. Урусова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF BACHELORS IN THE DIRECTION OF “PRIMARY EDUCATION” ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF THE DISCIPLINE “NATURAL SCIENCES”

One of the significant issues of modern pedagogy is the relevance of the educational nature of learning, as a condition for the formation of a harmonious personality. Education is a long, purposeful process of influencing the student, aimed at mastering social experience and universal culture and the formation of a harmoniously developed personality. Modern professional training of future teachers requires the introduction of environmentally oriented disciplines in the content of higher education in order to form knowledge and skills in the field of ecology. One of the ways to implement environmental education is through the discipline “Natural Sciences”. The author analyzes the content, forms, methods and techniques used by him during classes in the discipline “Natural Sciences”, with the aim of forming environmental knowledge and skills of bachelors in the direction “primary education”. Material and research methods. The study is a summary of the work experience of a teacher of the department of vocational education, the Russian language and the methods of teaching it at the pedagogical faculty of KarachayCherkess State University n.a. U.D. Aliyev. In the course of the research work, the following tasks were solved: to reveal the ecological orientation of the content of the discipline “Natural Sciences”, the bachelor’s program in the “Primary Education” profile; to identify the pedagogical conditions for the formation of ecological culture of students. To solve the tasks in the research process, the following methods were applied: theoretical analysis of scientific literature on the topic of research, applied research method. The results of the study. As a result of studying the discipline “Natural History”, bachelors form a responsible attitude for the life of the planet Earth, and form the ecological and pedagogical competence necessary for the successful practical work of a future specialist

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание бакалавров по направлению «Начальное образование» на примере изучения дисциплины «Естествознание»»

7. Teoriya i praktika ustojchivogo cennostno-pozitivnogo razvitiya molodezhi: kollektivnaya monografiya. Pod red. S.V. Teterskogo, T.K. Rostovskoj. Moskva: Perspektiva, 2016.

8. Grigor'eva I.I., Chernonog D.N. Obrazovanie i sportivnaya podgotovka: processy modernizacii. Voprosy iotvety. Rabota s kadrami ioplata truda. Moskva: Sport, 2017.

9. O vedomstvennoj nagrade Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii pochetnom zvanii «Pochetnyj rabotnik sfery molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii. Prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 30 yanvarya 2014 g. № 68 g. Moskva. Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vypusk. 2014; № 62 (6334). Available at: http://rg.ru/2014/03/19/pochet-doc.html

10. Sajt Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta imeni M.A. Sholohova. Federal'nyj koordinacionnyj centr razvitiya kadrovogo potenciala molodezhnoj politiki RF. Available at: http://mggu-sh.ru/federalnyy-koordinacionnyy-centr-razvitiya-kadrovogo-potenciala-molodezhnoy-politiki-rf

11. Ivanov O., Karlyukova O. E-Learning World. Available at: http://hr-portal/ru/articcle/professionalnye-soobshchestva-v-rossii-kolichestvennyy-analiz

Статья поступила в редакцию 27.04.20

УДК 378

Chotchaeva R.R., Cand. of Sciences (Biology), senior teacher, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: regina-regina17@mail.ru

Urusova F.A.-A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: ms.fatima0808@mail.ru

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF BACHELORS IN THE DIRECTION OF "PRIMARY EDUCATION" ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF THE DISCIPLINE "NATURAL SCIENCES". One of the significant issues of modern pedagogy is the relevance of the educational nature of learning, as a condition for the formation of a harmonious personality. Education is a long, purposeful process of influencing the student, aimed at mastering social experience and universal culture and the formation of a harmoniously developed personality. Modern professional training of future teachers requires the introduction of environmentally oriented disciplines in the content of higher education in order to form knowledge and skills in the field of ecology. One of the ways to implement environmental education is through the discipline "Natural Sciences". The author analyzes the content, forms, methods and techniques used by him during classes in the discipline "Natural Sciences", with the aim of forming environmental knowledge and skills of bachelors in the direction "primary education". Material and research methods. The study is a summary of the work experience of a teacher of the department of vocational education, the Russian language and the methods of teaching it at the pedagogical faculty of Kara-chay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliyev. In the course of the research work, the following tasks were solved: to reveal the ecological orientation of the content of the discipline "Natural Sciences", the bachelor's program in the "Primary Education" profile; to identify the pedagogical conditions for the formation of ecological culture of students. To solve the tasks in the research process, the following methods were applied: theoretical analysis of scientific literature on the topic of research, applied research method. The results of the study. As a result of studying the discipline "Natural History", bachelors form a responsible attitude for the life of the planet Earth, and form the ecological and pedagogical competence necessary for the successful practical work of a future specialist.

Key words: methods of teaching ecology, pedagogical education, primary education, pedagogy, ecology, environmental education.

Р.Р. Чотчаева, канд. биол. наук, ст. преп., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

Е-mail: regina-regina17@mail.ru

Ф.А.-А. Урусова, канд. пед. наук, доц., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

Email: ms.fatima0808@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

Воспитание - длительный, целенаправленный процесс воздействия на обучающегося, направленный на освоение социального опыта и общечеловеческой культуры и формирование гармонично развитой личности. Современная профессиональная подготовка будущих учителей требует внедрения в содержание высшего образования дисциплин, направленных на формирование знаний, умений и навыков в области экологии. Один из путей реализации экологического воспитания - посредством дисциплины «Естествознание». Целью исследования данной статьи является то, что авторы проводят анализ содержания, форм, методов и приемов, используемых ими во время занятий по дисциплине «Естествознание» с целью формирования экологических знаний и умений бакалавров направления «Начальное образование». Исследование представляет собой обобщение опыта работы преподавателей кафедры профессионального образования, русского языка и методики его преподавания педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева. В ходе исследовательской работы решались следующие задачи: раскрыть экологическую направленность содержания дисциплины «Естествознание», программы подготовки бакалавров по направлению «Начальное образование»; выявить педагогические условия формирования экологической культуры студентов. Для решения поставленных задач в процессе исследовательской работы были применены следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, метод прикладного исследования. В результате изучения дисциплины «Естествознание» у бакалавров формируется более ответственное отношение к жизни планеты Земля, формируется эколого-педагогическая компетентность, необходимая для успешной практической деятельности будущего специалиста.

Ключевые слова: методика обучения экологии, педагогическое образование, педагогика, экология, экологическое воспитание.

Развитие экологической науки, ее фундаментальных и прикладных исследований, интеграция естественнонаучных, обществоведческих и технических дисциплин все более повышает роль экологических знаний в формировании мировоззрения бакалавров, их представлении о единой научной картине мира, что является основой воспитания в процессе обучения.

По мнению Н.А. Ивановой, «экологическую подготовку будущих педагогов начального образования следует направлять на качественное усвоение ими всего объема экологических знаний в соответствии со спецификой программ дисциплин «Основы естествознания», «Основы экологической культуры», «Современные концепции естествознания», учебные практики и др.» [1, с. 68].

Ведущая цель современного образования - максимально приблизить обучение и воспитание к запросам времени, помочь раскрытию всех дарований личности. С каждым новым государственным стандартом образования возрастает роль самостоятельной познавательной деятельности студентов. Бакалавр должен уметь рационально работать со структурными компонентами учебника, выделять в тексте главные вопросы, пользоваться биологической, экологической, географической терминологией, анализировать, выявлять причинно-следственные зависимости, сравнивать, обобщать.

В данной статье авторы проводят анализ содержания, форм, методов и приемов, реализуемых ими во время занятий по дисциплине «Естествознание» с целью формирования экологических знаний и умений бакалавров направления «Начальное образование».

Исследование представляет собой обобщение опыта работы преподавателей кафедры профессионального образования, русского языка и методики его преподавания педагогического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени УД. Алиева. В ходе исследовательской работы решались следующие задачи: раскрыть экологическую направленность содержания дисциплины «Естествознание», программы подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование»; выявить педагогические условия формирования экологической культуры студентов. Для решения поставленных задач в процессе исследовательской работы были применены следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, метод прикладного исследования.

В связи с экологизацией образования и введением в учебный план вуза интегрированных курсов экологической направленности встает вопрос об обеспечении бакалавров необходимой литературой. Авторами готовится учебно-мето-

дическое пособие по дисциплине «Естествознание» для знакомства бакалавров с основными категориями и законами, которыми оперирует общая (биологическая) экология, понимания сути современных экологических проблем, истоков их возникновения и пути решения как на глобальном, так и на региональном уровнях. Приводится примерное планирование учебного материала, организационные формы и методы обучения, развития умений бакалавров педагогических вузов, повторения и ликвидации пробелов в знаниях, учета и контроля знаний.

Естествознание - учебный курс, дающий целостное представление об окружающем мире. Естествознание - совокупность наук о природе, явлениях и законах, относящихся к внешнему миру человека. Современное естествознание включает традиционные естественные науки, в первую очередь биологию, физику и химию, многие междисциплинарные области [2, с. 99 - 100]. Естествознание тесно связано с техническими и гуманитарными областями знаний.

Знание экологии требует от современного человека наше время. С его стремительностью и темпами преобразований, ускоренной поступью прогресса и остротой социально-экономических и экологических проблем.

Знаменательно и то, что право каждого гражданина нашей страны на образование закреплено в Конституции. В соответствии со статьей 42 Конституции России [3] право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанных с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни [3, с. 19]. Отношение к природе стало своеобразным критерием эффективности социально-экономической системы [4, с. 165].

Система современного образования переживает период больших перемен. Сложные задачи поставлены перед современным образованием. Школе и вузу принадлежит главная роль в формировании глубоких и прочных знаний, в воспитании нового поколения педагогов, готовых к активному и сознательному труду на благо народа. Страна, решительно ведущая революционные преобразования во многих сферах своей жизни, ждет юную смену, готовую к участию в больших и действительно преобразующих свершениях в экономике, науке, культуре, нравственности.

Экологическая наука приобретает всевозрастающее значение. В ряду первых, занимающих сейчас общество, стоят экологические проблемы с их тревожными, а порой и катастрофическими последствиями. Знание и понимание происходящего сегодня важны, как никогда. Экологическое образование и воспитание рассматривается как элемент общего образования. Экологическое образование и воспитание в условиях постоянного возрастания напряжения в отношениях человека с природой и обострения экологических проблем приобретают все более актуальное значение, т.к. они направлены на становление и развитие ответственного отношения к природе. Формирование экологического самосознания на основе знания законов отношений человека и природы - важнейший элемент построения общества устойчивого развития, которое является альтернативой гибели человечества от истощения ресурсов и отравления собственной среды обитания. Именно экологическое невежество является одной из основных причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления проблем, связанных с окружающей средой [5].

Экологическое воспитание бакалавров по направлению «Начальное образование» носит междисциплинарный характер, но основная нагрузка падает на дисциплину «Естествознание», изучаемую на первом курсе обучения. Это вытекает из ее содержания, т.к. предметом изучения естествознания одновременно являются природные факторы общественного развития, социально-экономическая сущность взаимоотношения человека и среды его обитания. Интегрированный характер содержания дисциплины «Естествознание» дает ей возможность рассматривать проблему взаимодействия природы и общества комплексно, раскрывать причинно-следственные связи, влияние природы на человека и общества на природу, рациональное преобразование природы путем целенаправленного воздействия на естественные процессы, прогнозировать изменения природной среды и управлять ими. Все это должно в значительной степени отражаться на занятиях по естествознанию и преследовать как предметные, так и личностные цели. Студенты должны получить больше конкретных знаний по проблемам отношений человека и окружающей среды и основным направлениям их оптимизации с целью построения общества устойчивого развития.

Отличительной особенностью современного образования и профессиональной деятельности педагога в России является их стандартизация [6, 7]. В соответствии с ФГОС высшего образования авторская рабочая программа обучения дисциплине «Естествознание» для бакалавров педагогического вуза по профилю «Начальное образование» построено по определенной системе и состоит из нескольких разделов: «Землеведение с основами краеведения», «Ботаника», «Зоология», «Экология и охрана природы».

Логическая структура программы такова, что от общих понятий биологической экологии идет плавный переход к рассмотрению конкретных естественных и искусственных систем родного края. В первом разделе раскрывается содержание центрального понятия биологической экологии - «экосистема». Из всего множества определений преподаватель во время лекции останавливается на наиболее простом и кратком, рассматривая экосистему как «любую группу живых организмов и среду их обитания» [8]. Структура экосистемы сравнивается с «солнечной

фабрикой», где энергия Солнца усваивается зелеными растениями и становится доступной для других организмов, которые не имеют хлорофилла. Подробно характеризуются биотические компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Завершают раздел, темы, в которых дана общая характеристика биосферы и описание наиболее важных циклов: воды, углерода, кислорода, азота, минеральных элементов.

Роль обобщающего выполняет раздел «Будущее человечества», где обсуждаются актуальные экологические проблемы, вставшие в наши дни перед человечеством, и пути их решения. Студентов подводят к выводу о том, что знание еще не определяет ответственного, разумного отношения к окружающей среде. Решающим фактором является реальный вклад каждого человека в охрану окружающей среды, соблюдение норм экологически целесообразного поведения в повседневной жизни. Рассматривая человека как биосоциальный вид, необходимо отдельно осветить темы развития системы пищевых и информационных связей, использования орудий и энергии, рассмотреть социально-экономические и социально-географические особенности динамики популяции человека и его демографические перспективы. Преподавателю необходимо привести данные об окультуривании растений, одомашнивании животных, развитии сельского хозяйства, возрастании энерговооруженности и т.д.

От общих положений экологии студентов ведут к прикладным аспектам, характеризующим изменения естественных сообществ в результате хозяйственной деятельности человека. Отмечая тот факт, что в настоящее время достаточно сложно определить границы между естественными и искусственными экосистемами, обучающимся предлагается рассматривать в качестве естественных те экосистемы, в которых сообщества видов растений, животных, микроорганизмов формируются сами по себе, спонтанно. При таком понимании к числу естественных не относятся только созданные по плану человека экосистемы: лесопарки, парки, сады, сельскохозяйственные угодья.

Второй раздел рабочей программы дисциплины «Естествознание» посвящен ботанике с основными естественными экосистемами края: лесными, луговыми, степными, болотными, водными. Студентов подводят к выводу, что любая экосистема является результатом взаимодействия биотических и абиотических компонентов, соотношение которых в каждой системе строго закономерно. Любое непродуманное вмешательство человека в природные экосистемы в результате промышленного или сельскохозяйственного освоения или при рекреационном использовании приводит к серьезным, подчас необратимым последствиям.

Рассматриваются и рудеральные системы как естественные, т.к. формируются, как правило, на месте сильно нарушенных или уничтоженных естественных экосистем без участия человека. Если нарушения не повторяются, то в результате восстановительной сукцессии вновь образуются луговые, степные или лесные сообщества. Нами предлагается говорить о сложном и излагать суть таких проблем, как механизмы автогенетической сукцессии, роль биоразнообразия или концепции климакса без обращения к специальным терминам. В этом же разделе программы обучения рассматриваются вопросы экологии сельского хозяйства. В качестве характерной особенности сельскохозяйственных экосистем отмечено определяющее влияние человека на их структуру и продуктивность. Однако и естественные, и искусственные экосистемы объединяет то, что основным источником энергии для них является Солнце, а основным процессом, в результате которого она преображается, - фотосинтез. Студенты должны знать основное отличие сельскохозяйственных экосистем от городских. В городских экосистемах роль фиксируемой растениями энергии невысокая, а роль дополнительной, поступающей по высоковольтным линиям электропередач или в цистернах с горючим, - высока. Обязательно рассматривается вопрос о городе как о наиболее опасном для биосферы «сгустке отрицательной энергии», которая ее разрушает. На самостоятельное изучение даются вопросы экологии культурных и сорных растений, типы агроэкосистем, биологический контроль в агроэкосистеме, современные принципы формирования устойчивых и продуктивных агроценозов при сокращении применения пестицидов и экономии энергии на обработку почвы, экосистемы городов.

Завершающий раздел посвящен вопросам охраны природы. В данном разделе описываются составляющие процесса перехода к устойчивому развитию: энергосбережение, ресурсосбережение, контроль загрязнений, регулирование численности народонаселения, отказ от потребительского подхода, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Бакалавры должны уметь рассмотреть эту проблему на уровне популяции, вида, экосистемы, должны знать основные формы охраны природы, государственные учреждения, научные и общественные организации, занимающиеся различными вопросами экологии. Кроме того, преподавателю при объяснении материала следует разделить охрану природы в узком смысле (создание особо охраняемых территорий, составление Красных книг) и рациональное природопользование, которое проводится по формуле «Охраняй, используя; используй, охраняя».

Экологическому воспитанию бакалавров профиля «Начальное образование» при изучении дисциплины «Естествознание» способствует ряд педагогических условий:

• содержание дисциплины «Естествознание» должно быть направлено на формирование экологического мышления;

• методическое совершенство построения текста;

• активное участие студентов в мероприятиях экологического направления;

• разработка авторских рабочих программ по дисциплине «Естествознание», методических рекомендаций и пособий по экологическому воспитанию бакалавров.

Разумеется, возможности учебника, пособий, программ ограничены. И тем не менее мы полагаем, что выпускник вуза должен представлять проблемы прикладной экологии более полно. Например, через определенные разделы программы дисциплины «Естествознание» преподаватель должен стремиться повысить интерес студентов к вопросам экологии, способствуя формированию экологической грамотности и культуры будущего специалиста в области начального образования. Следует отметить, то при обучении бакалавров профиля «Начальное образование» материал лекций необходимо упрощать, уделять

Библиографический список

внимание вопросам повторения, учета и контроля знаний и умений студентов. Например, необходимо упрощать вопросы общей экологии, которые перенасыщены терминами.

Проблемы совершенствования экологического образования учащейся молодежи актуальны и многоаспектны. Экологическая культура является показателем нравственно-эстетической стороны личности. Однако молодежь мало принимает участия в охране окружающей среды, поэтому одной из задач преподавания общеобразовательных дисциплин естественнонаучного цикла является содействие в преодолении таких негативных явлений. В результате изучения дисциплины «Естествознание» у бакалавров формируется ответственное отношение за жизнь планеты Земля, развивается эколого-педагогическая компетентность, необходимая для успешной практической деятельности будущего специалиста.

1. Иванова Н.А. Экологическое воспитание бакалавров начального образования. Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией О.К. Поздняковой. 2017: 66 - 70.

2. Естествознание: словарь-справочник. Авторы-составители Л.Н. Аркавенко, Ю.В. Егоров, О.А. Осипова. Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2004: 99 - 100.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 - ФКЗ). Собрание законодательства РФ. 2014; № 31, Ст. 4398.

4. Чотчаева РР Экология в современном мире Актуальные направления сбалансированного развития горных территорий в контексте междисциплинарного подхода: материалы I Международной научной конференции. 2019: 164 - 167.

5. Головских Д.С. Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования. Современные научные исследования и инновации. 2016; № 3. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64928

6. Сафонова Т.В. Стандартизация образовательной деятельности: проблемы, поиски, решения. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014; № 3. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/standartizatsiya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-problemy-poiski-resheniya

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 04.12.2015 г. № 1426. Available at: http://минобрнауки. рф/документы/7995

8. Экосистема. Словари на Академике. Available at: https://ecolog.academic.ru/1167/%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%A1%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%9C %D0%90

References

1. Ivanova N.A. 'Ekologicheskoe vospitanie bakalavrov nachal'nogo obrazovaniya. Vospitanie v sovremennom kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve: sbornik statej V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej O.K. Pozdnyakovoj. 2017: 66 - 70.

2. Estestvoznanie: slovar'-spravochnik. Avtory-sostaviteli L.N. Arkavenko, Yu.V. Egorov, O.A. Osipova. Ekaterinburg: Izdatel'skij dom «Sokrat», 2004: 99 - 100.

3. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6 - FKZ, ot 30.12.2008 № 7 - FKZ, ot 05.02.2014 № 2 - FKZ, ot 21.07.2014 № 11 - FKZ). Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014; № 31, St. 4398.

4. Chotchaeva R.R. 'Ekologiya v sovremennom mire Aktual'nye napravleniya sbalansirovannogo razvitiya gornyh territorij v kontekste mezhdisciplinarnogo podhoda: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2019: 164 - 167.

5. Golovskih D.S. Formirovanie 'ekologicheskoj gramotnosti na stupeni vysshego obrazovaniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016; № 3. Available at: http:// web.snauka.ru/issues/2016/03/64928

6. Safonova T.V. Standartizaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti: problemy, poiski, resheniya. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2014; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/standartizatsiya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-problemy-poiski-resheniya

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya. Bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj federacii ot 04.12.2015 g. № 1426. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/7995

8. Ekosistema. Slovari na Akademike. Available at: https://ecolog.academic.ru/1167/%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%A1%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%9C %D0%90

Статья поступила в редакцию 12.05.20

УДК 371

Alizhanova Kh.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: alizhanowa@mail.ru

SPECIALIZED TRAINING IN THE EDUCATION SYSTEM. Using the psychological and pedagogical analysis, the article examines the problem and the urgency of the formation of economic thinking, takes into account the objective need for preparatory work to update the content of education and its provision and the need to correlate planned actions with a number of ongoing system-wide innovations in education, in particular with the introduction of a single state exam. The article is based on psychological and educational analysis and examines the problem and the actuality of the formation of economic thinking, takes into account the general need for preparatory work to update the content of education and its provision and the need to correlate planned actions with a number of ongoing system-wide innovations in education, in particular the introduction of a single state exam. In the implementation of specialized training it is necessary to take into account preparation by making changes and innovations in the content of education and its implementation - FGOS, curricula, exemplary programs, educational and methodological provision. It is necessary to correlate the planned actions with the introduction and implementation of innovations in the educational process, taking into account the introduction of a single state exam. The main characteristic of the training technology, taking into account the methodology of the particular situation, is the need to work in groups in a short period of time where students need to study and analyze a specific situation, and to make decisions and proposals to improve them.

Key words: profile, profile training, pre-profile training, concept of profile training, profile economic training.

Х.А. Алижаноеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: alizhanowa@mail.ru

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье на основе психолого-педагогического анализа рассматривается проблема и актуальность формирования экономического мышления, принимается во внимание объективная потребность подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения, необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании, в частности с введением единого государственного экзамена. При осуществлении профильной подготовки необходимо учитывать внесение изменений и новшеств в содержание образования и его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.