Научная статья на тему 'Профильная подготовка в системе образования'

Профильная подготовка в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профиль / профильная подготовка / предпрофильная подготовка / концепция профильного обучения / профильная экономическая подготовка. / profile / profile training / pre-profile training / concept of profile training / profile economic training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х. А. Алижанова

В статье на основе психолого-педагогического анализа рассматривается проблема и актуальность формирования экономического мышления, принимается во внимание объективная потребность подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения, необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании, в частности с введением единого государственного экзамена. При осуществлении профильной подготовки необходимо учитывать внесение изменений и новшеств в содержание образования и его осуществление – ФГОС, учебные планы, примерные программы, учебно-методическое обеспечение. Необходимо соотнесение намеченных действий с введением и реализацией новшеств в образовательный процесс с учетом введения единого государственного экзамена. Основной характеристикой технологии обучения с учетом методики конкретной ситуации является необходимость работы в группах в короткие сроки, где обучающимся необходимо изучить и проанализировать конкретную ситуацию с целью принятия решений и предложений по их усовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED TRAINING IN THE EDUCATION SYSTEM

Using the psychological and pedagogical analysis, the article examines the problem and the urgency of the formation of economic thinking, takes into account the objective need for preparatory work to update the content of education and its provision and the need to correlate planned actions with a number of ongoing system-wide innovations in education, in particular with the introduction of a single state exam. The article is based on psychological and educational analysis and examines the problem and the actuality of the formation of economic thinking, takes into account the general need for preparatory work to update the content of education and its provision and the need to correlate planned actions with a number of ongoing system-wide innovations in education, in particular the introduction of a single state exam. In the implementation of specialized training it is necessary to take into account preparation by making changes and innovations in the content of education and its implementation – FGOS, curricula, exemplary programs, educational and methodological provision. It is necessary to correlate the planned actions with the introduction and implementation of innovations in the educational process, taking into account the introduction of a single state exam. The main characteristic of the training technology, taking into account the methodology of the particular situation, is the need to work in groups in a short period of time where students need to study and analyze a specific situation, and to make decisions and proposals to improve them.

Текст научной работы на тему «Профильная подготовка в системе образования»

• активное участие студентов в мероприятиях экологического направления;

• разработка авторских рабочих программ по дисциплине «Естествознание», методических рекомендаций и пособий по экологическому воспитанию бакалавров.

Разумеется, возможности учебника, пособий, программ ограничены. И тем не менее мы полагаем, что выпускник вуза должен представлять проблемы прикладной экологии более полно. Например, через определенные разделы программы дисциплины «Естествознание» преподаватель должен стремиться повысить интерес студентов к вопросам экологии, способствуя формированию экологической грамотности и культуры будущего специалиста в области начального образования. Следует отметить, то при обучении бакалавров профиля «Начальное образование» материал лекций необходимо упрощать, уделять

Библиографический список

внимание вопросам повторения, учета и контроля знаний и умений студентов. Например, необходимо упрощать вопросы общей экологии, которые перенасыщены терминами.

Проблемы совершенствования экологического образования учащейся молодежи актуальны и многоаспектны. Экологическая культура является показателем нравственно-эстетической стороны личности. Однако молодежь мало принимает участия в охране окружающей среды, поэтому одной из задач преподавания общеобразовательных дисциплин естественнонаучного цикла является содействие в преодолении таких негативных явлений. В результате изучения дисциплины «Естествознание» у бакалавров формируется ответственное отношение за жизнь планеты Земля, развивается эколого-педагогическая компетентность, необходимая для успешной практической деятельности будущего специалиста.

1. Иванова Н.А. Экологическое воспитание бакалавров начального образования. Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией О.К. Поздняковой. 2017: 66 - 70.

2. Естествознание: словарь-справочник. Авторы-составители Л.Н. Аркавенко, Ю.В. Егоров, О.А. Осипова. Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2004: 99 - 100.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 - ФКЗ). Собрание законодательства РФ. 2014; № 31, Ст. 4398.

4. Чотчаева РР Экология в современном мире Актуальные направления сбалансированного развития горных территорий в контексте междисциплинарного подхода: материалы I Международной научной конференции. 2019: 164 - 167.

5. Головских Д.С. Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования. Современные научные исследования и инновации. 2016; № 3. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/64928

6. Сафонова Т.В. Стандартизация образовательной деятельности: проблемы, поиски, решения. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014; № 3. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/standartizatsiya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-problemy-poiski-resheniya

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 04.12.2015 г. № 1426. Available at: http://минобрнауки. рф/документы/7995

8. Экосистема. Словари на Академике. Available at: https://ecolog.academic.ru/1167/%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%A1%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%9C %D0%90

References

1. Ivanova N.A. 'Ekologicheskoe vospitanie bakalavrov nachal'nogo obrazovaniya. Vospitanie v sovremennom kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve: sbornik statej V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej O.K. Pozdnyakovoj. 2017: 66 - 70.

2. Estestvoznanie: slovar'-spravochnik. Avtory-sostaviteli L.N. Arkavenko, Yu.V. Egorov, O.A. Osipova. Ekaterinburg: Izdatel'skij dom «Sokrat», 2004: 99 - 100.

3. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6 - FKZ, ot 30.12.2008 № 7 - FKZ, ot 05.02.2014 № 2 - FKZ, ot 21.07.2014 № 11 - FKZ). Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014; № 31, St. 4398.

4. Chotchaeva R.R. 'Ekologiya v sovremennom mire Aktual'nye napravleniya sbalansirovannogo razvitiya gornyh territorij v kontekste mezhdisciplinarnogo podhoda: materialy I Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2019: 164 - 167.

5. Golovskih D.S. Formirovanie 'ekologicheskoj gramotnosti na stupeni vysshego obrazovaniya. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2016; № 3. Available at: http:// web.snauka.ru/issues/2016/03/64928

6. Safonova T.V. Standartizaciya obrazovatel'noj deyatel'nosti: problemy, poiski, resheniya. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2014; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/standartizatsiya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-problemy-poiski-resheniya

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya. Bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj federacii ot 04.12.2015 g. № 1426. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/7995

8. Ekosistema. Slovari na Akademike. Available at: https://ecolog.academic.ru/1167/%D0%AD%D0%9A%D0%9E%D0%A1%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%9C %D0%90

Статья поступила в редакцию 12.05.20

УДК 371

Alizhanova Kh.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: alizhanowa@mail.ru

SPECIALIZED TRAINING IN THE EDUCATION SYSTEM. Using the psychological and pedagogical analysis, the article examines the problem and the urgency of the formation of economic thinking, takes into account the objective need for preparatory work to update the content of education and its provision and the need to correlate planned actions with a number of ongoing system-wide innovations in education, in particular with the introduction of a single state exam. The article is based on psychological and educational analysis and examines the problem and the actuality of the formation of economic thinking, takes into account the general need for preparatory work to update the content of education and its provision and the need to correlate planned actions with a number of ongoing system-wide innovations in education, in particular the introduction of a single state exam. In the implementation of specialized training it is necessary to take into account preparation by making changes and innovations in the content of education and its implementation - FGOS, curricula, exemplary programs, educational and methodological provision. It is necessary to correlate the planned actions with the introduction and implementation of innovations in the educational process, taking into account the introduction of a single state exam. The main characteristic of the training technology, taking into account the methodology of the particular situation, is the need to work in groups in a short period of time where students need to study and analyze a specific situation, and to make decisions and proposals to improve them.

Key words: profile, profile training, pre-profile training, concept of profile training, profile economic training.

Х.А. Алижаноеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: alizhanowa@mail.ru

ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье на основе психолого-педагогического анализа рассматривается проблема и актуальность формирования экономического мышления, принимается во внимание объективная потребность подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения, необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании, в частности с введением единого государственного экзамена. При осуществлении профильной подготовки необходимо учитывать внесение изменений и новшеств в содержание образования и его

осуществление - ФГОС, учебные планы, примерные программы, учебно-методическое обеспечение. Необходимо соотнесение намеченных действий с введением и реализацией новшеств в образовательный процесс с учетом введения единого государственного экзамена. Основной характеристикой технологии обучения с учетом методики конкретной ситуации является необходимость работы в группах в короткие сроки, где обучающимся необходимо изучить и проанализировать конкретную ситуацию с целью принятия решений и предложений по их усовершенствованию.

Ключевые слова: профиль, профильная подготовка, предпрофильная подготовка, концепция профильного обучения, профильная экономическая подготовка.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Министра образования № 2783 от 18.07.2002 г) включает четыре части:

1. Реализует цели, социальный заказ на профилизацию образовательной организации, ориентированную на отечественный и зарубежный опыт.

2. Раскрывает основные компоненты профилизации, этапы, структуру и направления профильного обучения, включающие содержание учебных планов разных профилей.

3. Предполагает группу условий профильного обучения, классификацию и содержание предпрофильной подготовки.

4. Включает основные направления деятельности, необходимые для реализации концепции и связи профильного обучения с ФГОС и единым государственным экзаменом; структурой видов общеобразовательных организаций; организации профильной общеобразовательной подготовки в системе общего (начального) и профессионального (среднего профессионального образования).

Концепция предполагает различия между категориями «профильное обучение» и «профильная школа», где под профильным обучением понимается средство дифференциации и индивидуализации обучения, предполагающее с учетом изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса, интересов, склонностей и способностей обучающихся создание условий для обучения, с учетом их профессиональных интересов и намерений в отношении продолжения образовательной деятельности.

При осуществлении профильной подготовки необходимо учитывать подготовку путём внесения изменений и новшеств в содержание образования и его осуществление (ФГОС, учебные планы, примерные программы, учебно-методическое обеспечение и проч.). Необходимо соотнесение намеченных действий с введением и реализацией новшеств в образовательный процесс с учетом введения единого государственного экзамена.

Профильное обучение проходит пошагово (рис. 1), где первым этапом выступает предпрофильное обучение в девятом классе, путем изучения курсов по выбору, которые носят краткосрочный и поэтапный характер учебного модуля. Хочется отметить, что количество желающих продолжить обучение в старших классах общеобразовательной школы намного выше, чем предоставляемые воз-

можности набора, поэтому возникает ситуация конкурсного набора, являющаяся актуальной и в общественных условиях.

Набор осуществляется по конкурсному отбору в старшие классы общеобразовательных школ, что не расходится с законодательным правом получения учащимся общего (полного) среднего образования, так как дана возможность наряду с итоговой аттестацией учащихся основной школы продумать необходимую форму, направленную объективно выявить уровень подготовленности к продолжению обучения того или иного профиля путем введения в постоянную практику инструментов рационального и объективного конкурсного отбора.

Реализацией такой формы может являться введение накапливаемых оценок путем создания портфолио с учетом различных достижений обучающихся по реализации проектов, разработки творческих работ и различных результатов на курсах по выбору и т.п.

Следует обратить внимание на то, что предпрофильная подготовка ориентирована самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля обучения, реализуемая на основе модели предпрофиль-ной подготовки (рис. 2.). При этом помимо курсов по выбору предпрофильная подготовка включает информационную, диагностическую и профориентацион-ную работу, включающую профконсультирование, анализ портфолио и рекомен-дациидевятиклассникам.

Основной характеристикой профильной подготовки является продуктивность, ориентированная на освоение основных знаний в рамках изучения и прохождения образовательной программы, необходимой для реализации, развития и накопления своего опыта, дающей возможность участия в образовательной деятельности путем проявления свойиндивидуальностииобогащения ее.

Продуктивность профильного образования не включает переложения знаний из голов взрослых в учеников, а учебники и книги не являются материалом обучения, а их «освоение и запоминание» - целью.

Продуктивное образование является не «именной» альтернативной школой, базирующейся в основном на энтузиазме и таланте ее создателя. Это -транслируемый инновационный (альтернативный классно-урочному) способ по-

Рис. 1. Этапы профильной подготовки

Рис. 2. Содержание предпрофильной подготовки

строения образования, который использует и развивает личностные особенности учащихся и дает им возможность в дальнейшем успешно найти себе место в социуме. Именно эти особенности продуктивного образования и позволяют наиболее эффективно применять его в условиях профилизации школы.

Объективно достижимая цель учебной деятельности всегда должна соответствовать ее содержательному наполнению и технологии реализации. Учитывая, что эффективность достижения цели зависит от конкретных организационно-педагогических условий, рассмотрим последние подробнее.

В традиционной системе образования почти все вопросы, связанные с учебным процессом, решаются коллегиально на педсоветах, ученых советах и т.д. При таком подходе дублируется работа различных подразделений. Проще говоря, ответственные за различные учебные циклы зачастую вмешиваются в работу друг друга. В профильном обучении такое положение исключается полностью [2; 6; 7].

Последнее связано с тем, что, как мы указывали выше, в этой форме образования происходит учение, когда преподаватель является партнером учащегося по выбору учебного материала, постановке ближайших целей и т.д. В конечном итоге успешность усвоения учебного года зависит в первую очередь от взаимодействия конкретного учителя с конкретным учащимся. Это абсолютно не означает, что все решения в профильной школе принимаются преподавателями исключительно самостоятельно.

Есть вопросы, которые требуют коллегиального обсуждения. Как правило, эти вопросы поднимают сами учителя. Наиболее частыми проблемами при таких обсуждениях являются те, которые связаны с низкой эффективностью прохождения учебного материала тем или иным учеником. Решаются они не административными методами, а скорее методами, принятыми в научном сообществе, т.е. несколько преподавателей с разных позиций обсуждают создавшееся положение и выносят свои рекомендации [1 - 5].

Заметим, что такие, как мы их называем, учебные коллоквиумы проходят без участия администрации, которая впоследствии информируется о результатах.

В качестве главной системообразующей идеи проектирования выступают идеи демократизации в смысле свободы выбора достигаемых результатов, оптимизации и гуманизации процесса обучения, как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей [1 - 3].

Именно благодаря этому подходу и учащиеся, и преподавательский состав фактически являются исследователями различных образовательных циклов. Только преподаватели выступают как более опытные старшие товарищи. В их функции входят:

• формирование побуждающих мотивов;

• постановка цели и задач;

• создание и отбор учебно-методических материалов;

• контроль процесса обучения;

• совершенствование деятельности обучающихся.

Второй тип отсылок - это хрестоматии, сборники задач и упражнений. В данном случае необходимо давать конкретные разделы, которые следует изучить. Смысл этих отсылок - предложить учащимся предварительно ознакомиться с фактическим материалом, углубить изучаемый вопрос посредством ознакомления с соответствующим источником, материалом, методикой и т.п.

Основным механизмом, объединявшим теоретическую и практическую часть содержания, определена самостоятельная работа обучающихся. В зависимости от того, как учитель составит и определит задание, зависит эффективность

Библиографический список

такой работы, данные задания должны отличаться от репродуктивного обучения и должны быть ориентированы на формирование навыков и умений обучающихся в зависимости от профиля, с учетом их потребностей.

Мы считаем, что нет требований к выполнению всех заданий, для нас важно формирование компетенций в ходе изучения и реализации задания.

Игровая методика обучения, реализуемая в учебной деятельности на уроках с учетом технологии игрового обучения, предполагает обогащение и укрепление навыков самостоятельной работы, умений адекватного мышления путем организации взаимодействия и принятия решений их реализации.

В рамках технологии игрового обучения возникает необходимость использование различных средств осуществления учебного процесса, таких как выявление системы учебных проблем и подпроблем, путем разработки учебных заданий, направление на моделирование профессиональной деятельности.

Таким образом, технология игрового обучения включает в себя следующую структуру, где одним из первых выступает введение в игру путем оценивания и определения содержательного аспекта игровой технологии, анализа информации, способствующей объединению игровых сегментов и определения их ролей.

Второй этап предполагает конструирование объекта, включающее общение в группах в определенной ролевой позиции, и чёткое описание объекта исследования.

Третий этап предполагает оценку проектов тех или иных групп путем рассуждения и презентации проектов методом дискуссии.

Четвертый этап направлен на экспериментальную апробацию проектов путем оценивания данных с учетом реальных действий участников и анализа игры.

Важной характеристикой технологии предлагается работа case studies (с «кейсами»), направленная на аналитическую работу путем решения данной ситуации по одному плану.

Структура организации учебной деятельности с кейсами направлена на самостоятельное изучение путем использования метода мозгового штурма в рамках группы и презентации путем публичного выступления и защиты данного результата.

Основной характеристикой технологии обучения с учетом методики конкретной ситуации является необходимость работы в группах в короткие сроки, где обучающимся необходимо изучить и проанализировать конкретную ситуацию для принятия решений и предложений по ее усовершенствованию.

Например, при организации и анализе конкретной ситуации «Модифицированный «друг»» обучающиеся после ознакомления с необходимыми данными начинают проводить анализ уже в группе. Данный этап работы направлен на определение основ, способов, имеющих определенные рамки, определяемые учителем.

Аналитическая работа и ее продуктивность реализуется по основной структуре путем осуществления анализа ситуации, которую необходимо выявить, и формирования проблемы с использованием разнообразных методов деятельности, разработки программы действий с учетом поставленных целей и актуальности их реализации.

Завершающий этап связан с презентацией итогов анализа, где участники узнают и сравнивают различные варианты решения проблемы, и завершается выступлением учителя, включающим анализ ситуации и оценки учащихся.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что профильная подготовка в системе образования крайне необходима. Она позволяет выявлять очередные этапы развития личности и необходимость усиления того или иного этапа.

1. Алижанова Х.А. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовании. European Social Science Journal. 2015; № 4: 97 - 102.

2. Алижанова Х.А. Концепция инновационной экономической профильной подготовки. Москва, 2010.

3. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка старшеклассников в условиях профильного обучения. Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2012.

4. Алижанова Х.А. Профильная экономическая подготовка в инновационных образовательных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 115 - 118.

5. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. Санкт-Петербург: КАРО, 2007.

6. Горбунов А.П., Давыдов Ю.С. Новации и инновации в образовании: монография. Пятигорск: ПГЛУ 2009.

7. Кураков Л.П., Соболева Е.Н., Якимов В.Н. Экономическое образование и воспитание школьников. Под редакцией В.Н. Якимова. Москва: Просвещение, 1987. References

1. Alizhanova H.A. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie innovacionnyh processov v obrazovanii. European Social Science Journal. 2015; № 4: 97 - 102.

2. Alizhanova H.A. Koncepciya innovacionnoj 'ekonomicheskojprofil'nojpodgotovki. Moskva, 2010.

3. Alizhanova H.A. 'Ekonomicheskaya podgotovka starsheklassnikov v usloviyah profil'nogo obucheniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2012.

4. Alizhanova H.A. Profil'naya 'ekonomicheskaya podgotovka v innovacionnyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 115 - 118.

5. Berkaliev T.N., Zair-Bek E.S., Tryapicyna A.P. Innovacii i kachestvo shkol'nogo obrazovaniya: nauchno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov innovacionnyh shkol. Sankt-Peterburg: KARO, 2007.

6. Gorbunov A.P., Davydov Yu.S. Novaciiiinnovacii vobrazovanii: monografiya. Pyatigorsk: PGLU, 2009.

7. Kurakov L.P., Soboleva E.N., Yakimov V.N. 'Ekonomicheskoe obrazovanie i vospitanie Shkolnikov. Pod redakciej V.N. Yakimova. Moskva: Prosveschenie, 1987.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.