Petrova Y.Y., Sevast'yanov E.V., Kraynik V.V., Alexey A.A. Experience in the development of bachelor's program "Chemistry". CDIO. 2018. P. 150-159. URL: http://ds.libol.fpt.edu.vn/handle/123456789/2444
REFERENCES
Andryushchenko, V. K. (1983). Nitraty v ovoshchakhiputiikhsnizheniya [Nitrates in vegetables and ways to reduce them]. Kishinev. (In Russian).
Baker, A. J. (1981). Accumulators and excluders-strategies in the response of plants to heavy metals. Journal of plant nutrition, 3(1-4), 643-654. https://doi.org/10.1080/01904168109362867
Crawley, E. F. (2001). The CDIO Syllabus. A statement of goals for Undergraduate Engineering Education.
Petrova, Y. Y., Sevast'yanov, E. V., Kraynik, V. V., & Alexey, A. A. (2018). Experience in the development of bachelor's program "Chemistry". CDIO. 150-159. http://ds.libol.fpt.edu.vn/handle/123456789/2444
Yu. Yu. Petrova, E. V. Sevast'yanova
Surgut, Russia
PROJECT-ORIENTED TRAINING IN PROFESSIONAL LEARNING OF BACHELORS IN CHEMISTRY
Abstract. The authors have shown the experience of using the methodology of project-oriented training for the implementation of the international CDIO initiative standards in the disciplines of 1-2 courses of the bachelor's program in Chemistry. The research activities of students in the SurGU «Local Farm» project aimed at creating a system of chemical monitoring of the state and quality of plants grown in protected (closed) soil are considered in detail. It was shown that as a result of project activity in the disciplines «Introduction to project activity» (1-2 semesters) and «Project activity» (3-4 semesters), along with general professional competences, personal and interpersonal competences were formed and developed (communication skills, flexibility, ability to teamwork), and also the level of personal motivation for engineering professions was increased. A comparative analysis showed that the requirements for the learning outcomes to graduates of educational programs in the field of engineering and technology (CDIO Syllabus) are in good agreement with the competencies outlined in the new standards FGOS (3++). This demonstrates the applicability of CDIO standards to the implementation of Bachelor's programs in Chemistry.
Key words: higher education; project activity; project-oriented training; learning outcomes; competence approach; CDIO initiative standards.
About the authors: Yuliya Yurievna Petrova1, Candidate of Chemical Sciences, Director of the Institute of Natural and Technical Sciences, Associate Professor of Chemistry Department; Ekaterina Viktorovna Sevast'yanova2, Candidate of Chemical Sciences, Head of Chemistry Department, Associate Professor of Chemistry Department.
Place of employment: Surgut State University1,2.
Петрова Ю.Ю., Севастьянова Е.В. Проектно-ориентированное обучение в профессиональной подготовке бакалавров направления «Химия»// Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. С. 8994. https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/13
Petrova Yu.Yu., Sevast'yanova E.V. Project-oriented training in professional learning of bachelors in chemistry // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 4. P. 89-94. https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/13 (In Russian)
дата поступления дата принятия
17 мая 2019 г. 23 октября 2019 г.
УДК 378.1 Г.Г. Тюстина, О.В. Скворцова
https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/14 Нижневартовск, Россия
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация. Актуальность представленной темы обусловлена необходимостью профессиональной подготовки будущих психологов к преподаванию курса психологии в общеобразовательной организации в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, определяющие важность формирования профессиональных компетенций студентов-бакалавров, связанных с их готовностью к преподаванию психологии в школе, способностью к проектированию, реализации и оценке образовательного процесса в общеобразовательной школе с учетом современных активных методов и инновационных технологий обучения, тем самым повышению уровня психологической культуры и пропа-
ганде психологических знаний среди обучающихся общеобразовательных организаций. В настоящие время проблема исследования роли прикладных учебных дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров, будущих психологов, остается весьма востребованной, хотя и наименее изученной. В статье описан практический опыт работы по профессиональной подготовке бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного университета. Целью статьи является теоретическое обоснование значимости и роли учебной дисциплины «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» в профессиональной подготовке бакалавров - будущих психологов и описание технологии ее преподавания путем практической реализации цели и задач дисциплины, требований к результатам ее освоения, анализа содержания и методов преподавания данной учебной дисциплины. Обосновывается целесообразность единства теоретической и практической подготовки студентов в процессе освоения данной дисциплины, предполагающей построение учебных занятий с учетом взаимосвязи формируемых академических знаний и практических умений бакалавров. Построение процесса обучения студентов преподаванию психологии в школе на основе компетентностного подхода позволяет им самостоятельно добывать новые знания в области будущей профессиональной деятельности, развивает личность студента, его способность творчески перерабатывать информацию, решать профессиональные практические задачи. Проведенное исследование доказывает необходимость и значимость учебной дисциплины «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» в профессиональной подготовке бакалавров - будущих психологов, так как способствует формированию готовности студентов к преподаванию психологии в общеобразовательных организациях, что, в свою очередь, содействует пропаганде психологических знаний среди школьников и повышению уровня их психологической культуры.
Ключевые слова: профессиональное образование; профессиональная подготовка; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования; учебная дисциплина; преподавание психологии; методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях; психолог; преподаватель психологии.
Сведения об авторе: Гульнара Гумаровна Тюстина1, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития; Ольга Валерьевна Скворцова2, магистрант кафедры психологии образования и развития.
Место работы: Нижневартовский государственный университет1,2.
Контактная информация: 1,2628605, Россия, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56; 1тел.: 8(904)870-77-91, е-таП: gerdzg@yandex.ru; 2е-таП: olga.skvor@mail.ru.
В настоящее время психология как учебный предмет составляет содержание учебных планов и программ общеобразовательной подготовки выпускников общеобразовательных организаций, что, в свою очередь, требует подготовки профессиональных кадров преподавателей. В этой связи становится актуальной профессиональная подготовка будущих психологов к преподаванию психологии в общеобразовательной школе. Вопросы профессиональной подготовки будущих психологов раскрыты в исследованиях И.В. Дубровиной (Дубровина 2005, 2010), М.Р. Битяновой (Битянова 2008), М.Д. Рабесон (Рабесон 2010), Т.Л. Худяковой (Худякова 2014), И.В. Ткаченко (Ткаченко 2014), А.Г. Закаблук (Закаблук 2016), Е.В. Барышниковой (Е.В. Барышникова 2017) и др. Так, по мнению Т.Л. Худяковой, «подготовка психологов определяется, прежде всего, современным состоянием науки и спецификой их будущей профессиональной деятельности» (Худякова 2014: 89.)
Специфика будущей профессиональной деятельности и требования к уровню профессиональной подготовки бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», определены Федеральным государ-
ственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946. Согласно данному документу выпускники, освоившие программу бакалавриата, должны быть готовы к овладению определенными видами профессиональной деятельности, среди которых особо значимой для преподавания психологии в школе является педагогическая деятельность. Так, в соответствии с педагогическим видом профессиональной деятельности выпускник должен быть готов к решению профессиональных задач, а именно: «преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; участие в проведении тестирования по итогам обучения; участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества» (Об утверждении ... 2014: 4).
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата) на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» реализуется учебная
дисциплина «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях». Целью преподавания данной дисциплины является формирование профессиональной компетентности студентов-бакалавров в области преподавания психологии в общеобразовательных организациях. Данная цель находит конкретизацию в следующих задачах освоения дисциплины:
1) обеспечить теоретическую готовность студентов-бакалавров к преподаванию психологии в общеобразовательных организациях с целью повышения уровня психологической культуры обучающихся;
2) формировать систему знаний и умений о формах, методах и приемах обучения, в том числе современных активных и интерактивных методах обучения и инновационных технологиях обучения психологии в школе;
3) формировать у студентов умения и навыки проектирования, реализации и оценки образовательного процесса в ходе преподавания психологии в общеобразовательных организациях;
4) развивать перцептивно-рефлексивные и проектировочно-гностические способности студентов;
5) способствовать становлению основ профессионального мышления у будущих психологов, готовности к пропаганде психологических знаний среди участников образовательных отношений.
К предварительной подготовке будущих психологов в рамках данной дисциплины предъявляется ряд требований. Студент должен знать общие положения философии, психологии, педагогики; методы научного исследования; основные положения дидактики; закономерности психического развития человека в онтогенезе; психологические основы процесса обучения; основы проектирования. Уметь проводить теоретический анализ научной литературы; осуществлять диагностическое исследование; видеть проблему, ставить и решать мыслительные задачи разными способами; использовать методы и приемы в профессиональной деятельности, адекватные поставленным целям и задачам; осуществлять рефлексию психолого-педагогической деятельности. Владеть современными методами и технологиями работы с научной информацией, в том числе и информационными ресурсами; способами оценивания и прогнозирования результатов собственной дея-
тельности; современными информационно-коммуникационными компетенциями. Освоение дисциплины «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» составляет основу для прохождения преддипломной практики, а также государственной итоговой аттестации.
Требования к планируемым результатам освоения настоящей учебной дисциплины соотносимы с поставленными целью и задачами изучения дисциплины, выделены с учетом поставленных в ФГОС ВО по данному направлению подготовки задач педагогической профессиональной деятельности бакалавров и требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и определяются сформированностью профессиональных компетенций, которые представлены в таблице.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» выпускников вузов (О Концепции... 2008). Целесообразность соотнесения теоретической и практической профессиональной подготовки выпускников вузов находят отражение в исследованиях Н.Н. Нечаева. По мнению автора, практический уровень профессиональной подготовки является «высшим», завершающим этапом, а теоретический - его необходимым и неотъемлемым фундаментом (Нечаев 2013: 154).
Методика преподавания психологии - это наука не о том, как учить студента, а главным образом о том, как заинтересовать его учебой, увлечь ею, мотивировать и научить учиться самостоятельно и творчески. Преподавание психологии в школе, сохраняя свою содержательную и методическую специфику, все же подчиняется общим законам дидактики. «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» относится к числу педагогических дисциплин, однако, как любая педагогическая дисциплина, она должна опираться на психологические законы обучения и воспитания. Психология обучения является основой методики преподавания любого предмета, в том числе и психологии.
Таблица
Планируемые результаты освоения дисциплины «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях»_
Код и наименование компетенции Код и наименование индикатора достижения компетенции
Профессиональные компетенции и индикаторы их достижения
ПК-10 - способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий ПК-10.1. Знает: □ основы проектирования содержания учебного предмета в школе, его реализации и оценки результатов в процессе преподавания психологии в общеобразовательной организации с целью повышения уровня психологической культуры обучающихся; □ современные активные и интерактивные методы обучения и инновационные технологии.
ПК-10.2. Умеет: □ проектировать содержание учебного предмета в школе, его реализацию и оценку результатов в процессе преподавания психологии в общеобразовательной организации с целью повышения уровня психологической культуры обучающихся; □ подбирать и обосновывать применение современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий в процессе преподавания психологии в школе.
ПК-10.3. Владеет: □ навыками проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса в ходе преподавания психологии в общеобразовательной организации с целью повышения уровня психологической культуры обучающихся; □ активными и интерактивными методами обучения и инновационными технологиями преподавания психологии в школе.
ПК-12 - способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества ПК-12.1. Знает: □ содержание понятий «просветительская деятельность», «психологическая культура личности», «психологическая культура общества»; □ виды, тематику, формы, ресурсы просветительской психологической деятельности в процессе преподавания психологии в школе с целью повышения уровня психологической культуры обучающихся; □ возрастные категории обучающихся общеобразовательной организации, для которых необходима просветительская психологическая деятельность, их особенности; □ цель и средства повышения уровня психологической культуры обучающихся в процессе преподавания психологии в общеобразовательной организации; □ собственные профессиональные ресурсы (качества, способности, компетенции) для осуществления просветительской психологической деятельности среди обучающихся общеобразовательной организации, пути развития профессионального потенциала.
ПК-12.2. Умеет: □ использовать свои профессиональные ресурсы для организации различных (основных) видов и форм просветительской психологической деятельности среди обучающихся в процессе преподавания психологии в общеобразовательной организации; □ определить и разработать проблематику, формы и методы просветительской психологической деятельности в процессе преподавания психологии в школе в зависимости от возрастной категории обучающихся общеобразовательной организации; □ реализовать просветительскую деятельность среди обучающихся общеобразовательной организации с целью повышения уровня их психологической культуры.
_Окончание таблицы
ПК-12.3. Владеет:
□ способностью, умениями и компетенциями в сфере просветительской деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций с целью повышения уровня психологической культуры общества;
□ разнообразными видами и формами просветительской психологической деятельности среди обучающихся общеобразовательных организаций;
□ навыками коммуникации и просветительской деятельности с обучающимися разного возраста в общеобразовательной организации, имеющими специфические социальные, психологические и др. характеристики;
□ средствами саморазвития собственных профессиональных ресурсов (качеств, способностей) для осуществления просветительской психологической деятельности среди обучающихся общеобразовательной организации, развития профессионального потенциала;
□ средствами повышения уровня психологической культуры обучающихся разных возрастных параллелей общеобразовательной
_организации._
Поэтому любой учебный предмет должен преподаваться в соответствии с законами усвоения знаний и умений, известными в психологии учебной деятельности. Таким образом, методика должна опираться на психологическую теорию учебной деятельности. Поэтому структура и содержание данной дисциплины построено таким образом, что первый его раздел посвящен теоретическим основам преподавания психологии в общеобразовательной организации (теории обучения и психологической теории учебной деятельности, психологическим основам активных методов обучения). И только затем изложению вопросов собственно методики преподавания психологии в школе - места и содержания психологии как учебного предмета в современной общеобразовательной организации, его психолого-дидактических аспектов, которые составляют содержание второго раздела рабочей программы учебной дисциплины. В данном разделе рабочей программы раскрываются вопросы, посвященные изучению форм организации обучения в школе; уроку как основной форме организации учебного процесса, видам и специфике современного урока; вопросам проектирования урока и методике подготовки и проведения урока по психологии; проблеме управления самостоятельной работой обучающихся общеобразовательной организации; контролю и оценке усвоения ими психологических знаний; личности педагога и индивидуальном стиле его деятельности.
Освоение дисциплины «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» будущими психологами предполагает опору на методологический принцип
деятельностного подхода, призванный, прежде всего, развивать личность студента, его способности творчески перерабатывать информацию, добывать новые знания в области будущей профессиональной деятельности, постоянно учась в процессе этой деятельности самостоятельно. Функция преподавателя в этих условиях призвана, в первую очередь, обеспечивать организацию учебной деятельности бакалавра как в процессе проведения лекций, семинарских и практических занятий, так и в организации самостоятельной работы студентов. Благодаря такой организации студент-бакалавр является не просто пассивным потребителем предлагаемой информации, а его «добытчиком», способным активно мыслить и действовать.
Процесс профессиональной подготовки студентов к преподаванию психологии в школе строится с применением современных активных методов и инновационных технологий обучения. Так, учебная дисциплина «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» преподносится как использование активных и интерактивных методов обучения на всех занятиях со студентами по усвоению учебного материала. В процессе изучения дисциплины студенты составляют логические схемы и сравнительные таблицы; выполняют подготовку докладов, сопровождаемых мультимедийной презентацией; составляют глоссарий по дисциплине; осуществляют разработку рабочих программ курса психологии в общеобразовательной организации (в избранной ими параллели школьных классов); составляют проект урока по психологии для
обучающихся конкретной параллели в соответствии с разработанной рабочей программой и с использованием активных методов обучения. С целью контроля и оценки усвоения содержания материала по конкретной теме урока разрабатывают задания для самостоятельной работы школьников.
Методика преподавания психологии должна учитывать особенности субъекта взаимодействия - обучающегося общеобразовательной организации. Взаимодействие будущего психолога, преподавателя психологии и обучающегося общеобразовательной организации будет успешным в том случае, если они оба одинаково хорошо понимают, что такое усвоение психологических научных знаний и каковы психологические условия эффективного усвоения, как необходимо организовывать работу познающего (школьника) в зависимости от возраста, чтобы такое усвоение проходило успешно.
Период обучения в школе является сен-зитивным периодом для приобщения ребенка к культуре в целом и к психологической культуре в частности. Следовательно, проблемы образования обучающихся общеобразовательных организаций необходимо рассматривать в контексте развития их психологической культуры как необходимой составляющей общей культуры человека. По мнению И.В. Дубровиной, «необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современной общественной жизни. Все провозглашаемые обществом нравственные ценности - гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность - основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей, на психологических особенностях их личности и индивидуальности. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит полноценную реализацию этих принципов в жизни. Школьное психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность выпускников, но и развитие их психологической, внутренней культуры, которой сегодня так недостает нашему обществу» (Дубровина 2005: 47).
Поэтому основными задачами преподавания психологии в школе должны стать задачи, которые обеспечивают становление растущей личности и овладение элементарной психологической культурой. К таким задачам можно отнести такие, как формирование у школьников представлений о психологии как науке, пробуждение интереса к открытию свое-
го внутреннего мира и внутреннего мира других людей, развитие познавательной, интеллектуальной, эмоциональной сферы, самосознания, раскрытие сущности личностной направленности человека и т. п. В настоящее время важно не просто передавать ученикам опыт предшествующих поколений, а готовить их к жизни в мобильно изменяющихся социальных условиях, научить их самих изменять и совершенствовать современную действительность.
Главными вопросами разработки проекта урока по психологии в конкретной возрастной параллели школьных классов общеобразовательной организации, который встает перед студентами - будущими психологами, является то, какой целесообразно отобрать научный материал как необходимый и каким образом его распределить по возрастам. В процессе проектирования урока студенты опираются на принципы отбора материала, в свое время сформулированные П.Ф. Каптеревым, а именно «сообразности преподавания науки с содержанием и характером этой науки, сообразности содержания и метода преподавания со свойствами детской натуры, сообразности содержания и метода преподавания с личностными особенностями обучаемых детей, сообразности содержания и метода преподавания с личностью педагога» (Каптерев 1982: 47). При определении содержательной последовательности научных знаний для школьников студенты опираются на основные теоретические положения культурно-исторической теории психического развития, разработанные Л.С. Выготским в 20-30-е гг. XX в. (Выготский 1983). Студенты учитывают основные возрастные характеристики и закономерности психического развития ребенка на разных этапах онтогенеза, прежде всего, сензи-тивность того или иного возраста к восприятию различных влияний, его ответственность за развитие основных психологических новообразований данного этапа школьного детства, а также положение ребенка в системе принятых в данном обществе социальных отношений. Исходя из чего ими определяются цель и задачи урока, проектируется его содержание, проду-мывается методика преподавания психологии для конкретного возраста обучающихся общеобразовательной организации, готовятся материалы для самостоятельной работы школьников и задания для контроля усвоения ими знаний и умений по данной теме.
Преподавание психологии имеет огромный исторический опыт, который подробно изложен в учебных изданиях Б.Ц. Бадмаева (Бадмаев 2001), В.Н. Карандашева (Карандашев
2008), В.Я. Ляудис (Ляудис 2008), И.В. Дубровиной (Дубровина 2007). Подробно анализ содержания данных учебных изданий приводит в своей статье Е.В. Барышникова. Автор приходит к выводу, что «несмотря на востребованность методики преподавания психологии как учебной дисциплины, в настоящее время недостаточно учебных пособий по методике преподавания психологии» в общеобразовательных организациях (Барышникова 2017: 35).
Результаты многолетнего опыта практической работы в русле предмета обсуждения показали, что в процессе профессиональной подготовки бакалавров - будущих психологов значимое место занимает учебная дисциплина «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях». Роль данной учебной дисциплины в профессиональной подготовке студентов определяется спецификой ее цели и задач, содержанием и методикой преподавания, используемыми на занятиях методами и технологиями работы.
Профессиональная подготовка бакалавров определяется сформированностью у них системы знаний о теоретических и методических аспектах преподавания психологии в школе, а также их умениями и готовностью к практической реализации поставленных профессиональных задач в процессе преподавания школьного предмета психологии. Построение учебных занятий с учетом взаимосвязи формируемых академических знаний и практических умений бакалавров в рамках изучения данной дисциплины способствует овладению студентами профессиональными компетенциями согласно требованиям ФГОС ВО соответствующего направления подготовки. Причем большую роль в процессе качественной профессио-
нальной подготовки студентов к преподаванию психологии в школе играет освоение не только теоретических основ преподавания психологии, а, главным образом, овладение студентами практическими аспектами ее преподавания. Так, все учебные занятия по освоению дисциплины построены с использованием современных активных методов и технологий обучения. Для решения поставленных на занятиях задач студенты составляют логические схемы, строят сравнительные таблицы и ментальные карты, готовят и выступают с докладами, разрабатывают рабочие программы курса психологии в школе и проекты урока. В процессе проектирования урока студенты определяют его цель и задачи, отбирают содержание, подбирают и обосновывают применение современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий обучения в школе. В ходе подготовки продумывают формы проведения урока, отбирают материалы для самостоятельной работы и задания для контроля усвоения обучающимися знаний и умений по разрабатываемой теме. Таким образом, студенты учатся проектировать содержание учебного предмета психологии в конкретной параллели школьных классов, определять способы реализации и оценки его результатов. Тем самым профессиональная подготовка будущих психологов к преподаванию психологии в школе через освоение дисциплины «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» будет, в свою очередь, способствовать пропаганде психологических знаний и повышению уровня психологической культуры среди обучающихся общеобразовательных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 2001.
Барышникова Е.В. Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 33-36.
Барышникова Е.В. Профессиональная компетентность будущих педагогов-психологов. Челябинск, 2017.
Битянова М.Р. Профессиональное самоопределение психолога в образовании // Вестник практической психологии образования. 2008. №3 (16). С. 55-56.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М., 1983.
Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 46-54.
Дубровина И.В. Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. М.; Воронеж, 2007.
Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования // Гуманизация образования. 2010. № 4. С. 24-31.
Закаблук А.Г. Подготовка психолога и особенности профессиональной деятельности // Психолого-педагогические аспекты профессионального образования: Материалы региональной научно-практической заочной конференции. Благовещенск, 2016. С. 11-15.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб., 2008.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. СПб., 2008.
Нечаев Н.Н. Высшее образование: сопряжение противоречивого // Избранное. Работы разных лет. М., 2013. С. 140-155.
О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (с изм. и доп. от 28.02.2018 г.). URL: https://base.garant.ru/194365/
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 «Психология» (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946. URL: http://base.garant.ru/70772452/
Рабесон М.Д. Профессиональная подготовка психологов в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 586. С. 93104.
Ткаченко И.В. Профессиональная подготовка психолога: необходимость конструктивных трансформаций // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 82-90.
Худякова Т.Л., Севрюкова А.Н. Особенности профессиональной подготовки психологов на современном этапе модернизации высшего профессионального образования в России // Известия ВГПУ. 2014. № 1(262). С. 88-91.
REFERENCES
Badmaev, B. Ts. (2001). Metodika prepodavaniya psikhologii. Moscow. (In Russian)
Baryshnikova, E. V. (2017). Ducational discipline "Methods of Teaching Psychology" in the professional Training of Future teachers-psychologists. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 6(3(20)), 33-36. (In Russian)
Baryshnikova, E. V. (2017). Professional competence of future teachers-psychologists. Chelyabinsk. (In Russian)
Bityanova, M. R. (2008). Professional self-determination of the psychologist in education. Vestnik praktichesko I psikhologii obrazovaniya [Bulletin of Psychological Practice in Education]. 3(16), 55-56. (In Russian) Vygotsky, L. S. (1983). Problemy razvitiya psikhiki. Moscow. (In Russian)
Dubrovina, I. V. (2005). O prepodavaniipsikhologii v shkole. Voprosy Psychologii, (6). 46-54. (In Russian) Dubrovina, I. V. (2007). Prepodavanie psikhologii v shkole. 3-11 klassy. Moscow,Voronezh. (In Russian) Dubrovina, I. V. (2010). O professional'noi podgotovke prakticheskogo psikhologa obrazovaniya. Humanization of Education, (4), 24-31.(In Russian)
Zakabluk, A. G. (2016). Podgotovka psikhologai osobennosti professional'noi deyatel'nosti .In Psikhologo-pedagogicheskie aspekty professional'nogo obrazovaniya. Proceedings of the Conference Title. Blagoveshchensk, 11-15. (In Russian)
Kapterev, P. F. (1982). Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moscow. (In Russian) Karandashev, V. N. (2008). Metodika prepodavaniya psikhologii. St. Petersburg. (In Russian) Lyaudis, V. Ya. (2008). Metodikaprepodavaniyapsikhologii.St. Petersburg.(In Russian)
Nechaev, N. N. (2013). Vysshee obrazovanie: sopryazhenie protivorechivogo. In Izbrannoe. Raboty raznykh let. Moscow. (In Russian)
O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. No. 1662-r (s izm. idop. ot 28.022018 g.). available at: https://base.garant.ru/194365/ (September25, 2019). (In Russian)
Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 37.03.1 Psikhologiya (uroven' bakalavriata): Prikaz Ministerstva obrazovaniya I nauki RF ot 7 avgusta 2014 g. No. 946. available at: http://base.garant.ru/70772452/ (September25, 2019).(In Russian)
Rabeson, M. D. (2010). Professional training of psychologists in the system of higher education: problems and prospects. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki, (586). 93104. (In Russian)
Tkachenko, I. V. (2014). Professional training of Psychologists: the Need for Structural Transformations. Vysshee Obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], (4). 82-90. (In Russian)
Khydyakova, T. L., & Sevryukova, A. N. (2014). Peculiarities of the Professional Training of Psychologists at the Current stage of the Modernization of Higher Professional Education. Izvestia VGPI, 1(262), 88-91. (In Russian)
G.G. Tyustina, O.V. Skvortsova
Nizhnevartovsk, Russia
PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS FOR PSYCHOLOGY TEACHING IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS (SCHOOLS)
Abstract. The problem stated is conditioned by the professional training of future physiologists for teaching psychology in general educational institutions according to the norms of new Federal Educational Standards of Higher Education regulating the formation of the professional competences which are demanded for a Bachelor's
Degree holder to teach psychology in school, spread psychological literacy among students, estimate educational processes in school using the up-today methods and innovative technologies in teaching. These days the problem of the impact of the applied disciplines to the professional training of future psychologists remains in demand though being not investigated deep enough. The paper presents the outlook of practical experience of professional training of students taking the Bachelor's Degree Program in Psychology at the Faculty of Pedagogy and Psychology of Nizhnevartovsk State University The author reveals the importance of the applied discipline "The Methods of Psychology Teaching in General Educational Institutions" and states the impact that the discipline provides to the professional training of future psychologists through pointing out the aims of the discipline the demands for the students' results and achievements and the analysis of the discipline content and the teaching methods it requires. The article states the feasibility of integration of theoretical and practical training aspects while the discipline teaching that supposes planning the class activities in the way that provides the interrelation of theoretical knowledge and practical skills of the students. The approach stimulates students' individual research work in the field of future profession, their individual development and ability to work out the information creatively.
Key words: professional education; professional training; Federal State Educational Standard of Higher Education; educational discipline; the teaching of psychology; methods of psychology teaching in educational institutions; psychologist; teacher of psychology.
About the authors: Gulnara Gumarovna Tyustina1, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor for of the Department of psychology of education and development; Olga Valerievna Skvort-sova2, Graduate student of the Department of psychology of education and development.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University1,2.
Тюстина Г.Г., Скворцова О.В. Профессиональная подготовка будущих психологов к преподаванию психологии в общеобразовательных организациях // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 4. С. 94-102. https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/14
Tyustina G.G., Skvortsova O.V. Professional training of future psychologists for psychology teaching in general educational institutions (schools)// Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 4. P. 94-102. https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/14 (In Russian)
дата поступления дата принятия
09 июня 2019 г. 23 октября 2019 г.
Аннотация. Объектом исследования является семейное образование. Предмет составляют отечественные и зарубежные модели семейного образования. Цель исследования - выявление особенностей моделей семейного образования как одной из форм гуманистического, личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка. В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей организации семейного образования в отечественной и зарубежной практике. Актуальность исследования обусловлена введением новых форм получения образования с учетом мировых тенденций. Дано нормативное обоснование введения семейного образования в Российской Федерации, выявлены принципы его организации, определены категории обучающихся, проходящих обучение по семейной форме образования. Проведен анализ использования различных зарубежных и отечественных моделей организации процесса семейного образования и выявлены распространенные модели семейного образования. Рассмотрены возможности дополнительного профессионального образования для повышения компетенций родителей в организации семейного образования, обозначены возможные формы формального и неформального дополнительного профессионального образования. Представлен авторский опыт создания семейной школы в сельском поселении Тюменского региона. Проведен обзор международных и всероссийских конференций по проблемам организации семейного воспитания. Обозначены проблемы в организации семейного образования: пробелы в законодательной базе семейного образования, отсутствие отлаженной системы государственной и социальной поддержки семейного образования, недостаточное количество русскоязычной методической литературы по семейному образованию, отсутствие организованной системы коммуникации между семейными школами, недостаточная обеспеченность методической и информационной поддержки образовательного процесса в форме семейного образования, недостаточное использование ресурсов дополнительного профессионального образования для подготовки родителей к реализации форм семейного образования.
Ключевые слова: семейное образование; модели семейного образования; проблемы и перспективы семейного образования; дополнительное профессиональное образование.
Сведения об авторах: Ильгиз Фиданович Мингазов1, иерей Ишимской епархии; Наталья Геннадьевна Милованова2, доктор педагогических наук, профессор, проректор; Татьяна Анатольевна Яркова3, доктор
УДК 37.018
https://doi.org/10.36906/2311-4444/19-4/15
И. Ф. Мингазов1, Т.А. Яркова2, Н.Г. Милованова3
1с. Карасуль, 2Тобольск, 3Тюмень, Россия
МОДЕЛИ И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ