Наше исследование показало, что большинство клиентов психолога будут просматривать его профиль в социальных сетях, обращая внимание на отзывы, фотографии и образование на странице.
Некоторая информация в профиле психолога в Фейсбук может казаться потенциальным клиентам неприемлемой, нежелательной и снижать уровень доверия к психологу.
Во многих аспектах выбора потенциальные клиенты и психологи схожи в своих оценках, однако профессиональные психологи более строги в отношении фото психолога в социальных медиа и его образования.
Исследования, подобные нашему, могут составить определенную базу для будущих дискуссий о присутствии консультанта в социальных медиа и его восприятии клиентами в разрезе этики и безопасности процесса психологического консультирования в условиях неминуемой цифровизации общества.
Список литературы
1. Этический кодекс психолога. [Электронный ресурс] URL: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 26.01.2020)
2. Afsahi A. Social Networking Dilemmas for Psychologists: Privacy, Professionalism, Boundary Issues, and Policies. Dissertation. PsyD. 2014. - 129 p.
3. Kolmes K., Taube D.O. Client Discovery of Psychotherapist Personal Information Online// Professional Psychology: Research and Practice. 2016. Vol. 47, Issue 2. P.147-154.
4. Zur O. To Google or not to Google...our clients? When psychotherapists and other mental health care providers search their clients on the web// Independent Practitioner, 2010. Vol.30, Issue3. P. 144-148.
5. Social media creates new opportunities for counseling professionals. [Электронный ресурс] URL: https://counselor-license.com/articles/social-media-counseling/ (дата обращения: 26.01.2020)
УДК 378; 159.9
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОНЛАЙН-СРЕДЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ56
Гагарин А.В.
Академия при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются результаты теоретического исследования, проведенного в рамках разработки проблемы поликультурного проектирования экологического развития в цифровом образовании. В этой связи обозначены и раскрыты некоторые теоретические предпосылки и возможности для дидактического проектирования экологического развития личности в онлайн-среде.
Ключевые слова: экологическое развитие личности, экологоориентированная личность, онлайн-среда.
ECOLOGICAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY ONLINE:
DIDACTIC DESIGN Gagarin A.V.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Moscow, Russia E-mail: [email protected]
56 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 («Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании»).
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
Abstract. The article discusses the results of a theoretical study. The problem: multicultural design environmental development in digital education. Some theoretical prerequisites and possibilities for didactic design are outlined.
Keywords: ecological personality development, ecological-oriented personality, online environment.
В условиях активного становления междисциплинарных и интегративных исследований в науке и практике образования для теоретической и дидактической разработки проблематики экологического развития личности в онлайн-среде представляется актуальной разработка идея о взаимосвязанной экологизации и цифровизации развития личности (культурной целостности экологоориентированной и информационной личности).
В предлагаемой статье предпринята попытка обсуждения данной идеи в контексте теоретического анализа:
- некоторых направлений для определения предпосылок дидактического проектирования экологического развития личности в онлайн-среде;
- феномена экологоориентированной личности как предполагаемого результата экологического развития человека;
- аспектов дидактического проектирования экологического развития личности в он-лайн-среде (затруднения, противоречия и перспективы).
Некоторые направления для определения предпосылок дидактического проектирования экологического развития личности в онлайн-среде. Первое направление -анализ исследований в сфере взаимодействия человека и окружающей его среды в эволюци-онно-историческом развитии. В центре исследований лежат положения о «взаимополезном» взаимодействии человека и окружающей его среды на разных этапах эволюционно-исторического развития; об экологических проблемах современности и будущего; о коэво-люционном развитии человека и природы; о преодолении противопоставления человека природе; о роли в этом идей устойчивого развития природы и человека и др.; наконец, - о необходимости развития экологической культуры человека и создания для этого специальных условий [2, 3].
В рамках другого направления разрабатываются положения о взаимосвязи разума с физическим телом, которое в свою очередь взаимодействует с окружающей средой, или окружением (environment), и представляет собой ни что иное, как часть когнитивной системы, а собственно процесс познания происходит в его единстве с экологической ситуацией. Современная интерпретация данных идей в отношении концепции воплощенного познания заключается в том, что в рамках когнитивного направления представлена значимость тела и среды (экологической ситуации) для процесса познания. Сказанное позволяет по-новому взглянуть на процессы переработки вербальной или символьной информации, получить объективные данные о том, почему процессы переработки информации устроены «так, а не иначе», и «как они устроены»; о тех или иных формах поведения человека; о структуре и механизмах соответствующих когнитивных структур и механизмов. [5, 8]
Далее, для определения предпосылок дидактического проектирования экологического развития личности в онлайн-среде может быть значима идея о взаимосвязанном информационном и экологическом развитии личности в онлайн-среде. В центре данного направления исследования, анализ которых позволяет рассмотреть интернет как информационно-коммуникационное средовое окружение человека; как цифровую образовательную среду. Практическая значимость данных исследований также состоит в определении тех возможностей для экологического развития личности, которые потенциально заложенны в интернете как в среде информационной и образовательной; а также в эффективном их использования для специальной организации цифрового обучения. [6]
Следующее направление - анализ теоретических и прикладных исследований в сфере индивидуально-типологических различий личности в их связи с особенностями поведения человека в социальных сетях. Речь о том, что в онлайн-среде, в частности, в социальных се-
тях изначально заложен потенциал для дифференциации и развития черт и свойств личности пользователя, которые определяют не только специфику его поведения в процессе социальной онлайн-коммуникации, но и становятся важным фактором для успешной социальной адаптации обучающихся с особенностями характера и темперамента, определенной возрастной и гендерной спецификой.
Наконец, разработка идеи амплификации смыслов учения в онлайн-среде ведет к определению и реализации конкретных условий для свободного социокультурного развития личности в цифровом образовании. В дидактическом отношении речь может идти о взаимосвязанном изменении и сопряжении компонентов онлайн-среды как образовательной системы (учебное содержание, формы его освоения, характер и содержание педагогического взаимодействия), о создании актуальной социальной учебной ситуации, обеспечивающей синергию (гармоничное разрешение противоречий) на индивидуальном и социальном уровне. Здесь же акцентируется внимание на позицию современного педагога, осуществляющего профессиональную деятельности в цифровой образовательной среде. [1, 4]
Экологоориентированная личность как предполагаемый результат экологического развития человека. В данном случае речь идет о личности, обладающей: широким кругом экологических, естественнонаучных, правовых знаний и пониманием глубинной взаимосвязи окружающего живого и неживого мира; экологически значимыми качествами (гуманность, ответственность, эмпатийность, бережливость и др.); готовностью и умением действовать с позиций экологической целесообразности в разных сферах жизнедеятельности. Мотивационно-ценностная (аксиологическая) составляющая также включает представления личности о природе как о важнейшей ценности, элементы прогностичности (задействована длительная временная перспектива), влияние на характеристики субъектности (расширяет пространственную и временную составляющие), изначальную конфликтогенность (внутренняя борьба, преодоление антропоцентризма по отношению к окружающей среде).
В отечественных исследованиях проблематика экологоориентированной личности проработана на различных уровнях, в том числе в сущностном, содержательно-процессуальном, структурно-типологическом аспектах [2, 3, 7 и др.]. Однако современные условия образования востребуют разработку и применение цифровых технологий для проектирования развития экологоориентированной личности, поскольку интенсивная «цифровиза-ция» охватывает все стороны жизнедеятельности человека, включая и сферу образования. [1].
В целом, сфера экологического развития личности «включается» в происходящие процессы, связанные с внедрением цифровых образовательных технологий, разработкой различных аспектов цифровой образовательной среды, «цифрового» педагогического инструментария, что в свою очередь предопределяет современный дидактический запрос «Как обучать экологии в онлайн-среде?», а также некоторые затруднения и противоречия, возможные перспективы.
Дидактическое проектирование экологического развития личности в онлайн-среде: затруднения, противоречия, перспективы.
Развитие российской дидактики сегодня связано с ее «адаптацией» к международным «стандартам» и представлениям. Отражено это, прежде всего, в процессах интеграции традиционных для России педагогических идей, взглядов и практики с зарубежными. Насколько такая «адаптация» эффективна, и в целом возможна, насколько «разумно» такое сочетание (на данном переходном этапе, и в будущем) для российского образования, можно в определенной мере понять, обратившись к анализу отдельных дидактических идей.
Проведенный анализ вносит значительный вклад в исследование процесса конструирования обучения, поскольку помогает представить ясную картину их взаимосвязи и функционирования в ходе проектирования экологического развития личности в онлайн-среде. В наших предшествующих исследованиях мы уже останавливались на некоторых позициях, связанных с предшествующим опытом отечественной теории и дидактики. Ниже они представлены в формате проблемных вопросов, разрешение которых, на наш взгляд перспектив-
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
но не только в разработке онлайн-технологий экологического развития, но и в преодолении ряда актуальных затруднений, которые возникают сегодня на стыке «традиционное - цифровое образование». Они свойственны именно «переходу» от традиционного - «очного» к цифровому - «онлайн» формату образования.
Прежде всего, объем учебной информации и возможности для ее освоения - традиционно образование понимается прежде всего как процесс обучения «кем-то кого-то и чему-то» с целью подготовки к профессиональной деятельности - однако сегодня любой вид деятельности требует гораздо более обширных знаний, объем которых при этом неуклонно растет, но возможностей для их освоения в традиционном формате явно недостаточно.
В плане мотивации учения и эффективности образования: традиционно образование как процесс обучения «кем-то кого-то и чему-то с определенной социальной целью» выступает в качестве своего рода «социального лифта», что по сути и было единственной мотивацией к учению у обучающихся - однако сегодня такая мотивация к учению лишь только один из вариантов - для «избранных интеллектуалов», поскольку в данном случае эффективность образования зависит исключительно от того, влияет ли оно на этот самый статус).
Далее, содержание и результат образования - традиционно образование содержательно опиралось на «устоявшиеся» («утвержденные») модели, результат освоение данного содержания в процессе обучения - фактические знания и умения - однако сегодня такой формат явно недостаточен, «поведение мира» меняется по нарастающей, в том числе и в связи с беспрецедентной цифровизацией всех сфер жизнедеятельности человека, когда возникает актуальная потребность не просто освоить «модель», а построить собственную из многих альтернативных, и тогда результатом образования становится ни что иное как «умение учиться» - мышление; и тогда учебный контент в цифровом образовании - «предметы» в традиционном образовании - начинает играть кардинально иную роль - средства развития личности, а не выработки определенных знаний и умений).
И наконец, позиция обучающегося и педагога - традиционно образование определяло позицию педагога, который приходит на занятия с заранее готовой «схемой» с целью передать ее обучающемуся, когда «главным результатом» ее освоения становится успешная «сдача экзамена» - однако сегодня жизнеспособность такой схемы все более и более снижается, активно формируется новая позиция обучающегося, которая выражается в изменении отношения к учебной деятельности, когда он реально заинтересован в достижении определенных показателей личностного и профессионального роста с целью быть конкурентоспособным не только в будущей профессии, но в каждой сфере своей жизнедеятельности; и тогда педагог должен быть готов непрерывно совершенствовать и изменять заранее подготовленную «схему», выстраивать (модерировать) педагогическое взаимодействие в соответствии с актуальной ситуацией (и технологически, и содержательно) и потребностью обучающихся. [7]
Вышесказанное приводит к уточненным формулировкам поставленных проблемных вопросов: каковы же эффективные технологии и «инструменты» такого обучения в условиях онлайн-среды; какова специфика и «наполнение» (структура и содержание, типы) цифровой образовательной среды; как спрогнозировать и реализовать возможности цифровой образовательной среды определенного типа; каковы специфика и содержание (контент) цифрового образовательного процесса; как реализовать данный контент в «цифровом» педагогическом взаимодействии и какова роль собственно педагога в данном процессе (наставник, разработчик контента или его модератор) ...?
В этой связи могут быть обозначены противоречия, которые возникают на современном этапе становления цифрового образования: между лавинообразно увеличивающейся информацией, которая должна стать «знаниями» и нехваткой современных дидактических разработок в сфере цифрового образования; между мотивацией образования как эффективного «социального лифта» и недоступностью качественного в этом плане образования на разных уровнях и для разных слоев населения страны; между обосновано устаревшим содержанием образования и востребованным качественно иным результатом образования; между устояв-
шейся позицией педагога и новой позицией обучающегося.
Отметим, что данные противоречия в совокупности отражают необходимость дидактической разработки технологий цифрового образования; расширения возможностей доступа к качественному контенту непрерывного образования для разных групп обучающихся; соответствующего времени обновления содержания образования на всех его этапах и уровнях; формирования новой позиции педагога в педагогическом взаимодействии.
Очевидно, что онлайн-среда «предлагает» широкие дидактические возможности для прогнозирования, проектирования и трансформации экологического развития личности, для стимуляции соответствующего поведения человека в процессе онлайн-коммуникации.
Возможности образовательного онлайн-контента могут быть использованы: для расширения спектра, объединения и активного использования как классических, так и актуальных электронных образовательных ресурсов по экологической тематике, накопленных в стране и в мире; для освещения и обсуждения результатов социально-значимой экологоори-ентированной деятельности на всех возможных уровнях образования: индивидуальном, групповом; для активного вовлечения педагогов и исследователей из разных научных школ, образовательных и научных учреждений России и других стран в деятельность по созданию, накоплению, совершенствованию и использованию междисциплинарной базы электронных ресурсов, связанных с проблематикой экологического развития личности.
Список литературы
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.
2. Глазачев С.Н. Экологическая культурология. Педагогическая адаптация / Глазачев С.Н., Игнатова В.А., Игнатов С.Б. Москва, 2005.
3. Гришаева Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность личности: педагогическая адаптация. Москва, 2013. Сер. Базовая концепция человека.
4. Канин Л.И. Амплификация образовательного процесса лицея как условие свободного социокультурного развития личности: Дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2001. -209 с.
5. Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. Вып. 1. С. 25-42.
6. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. №3. С. 13-28.
7. Соловьева Н.В., Гагарин А.В. Экологическое развитие личности в цифровом образовании: психолого-дидактические предпосылки проектирования // Мир психологии. № 3 (99). 2019. С. 271-281.
8. Uexkiill J., Kriszat G. Streifziige durch die Umwelten von Tieren und Menschen - Ein Bilderbuch unsichtbarer Welten / Bedeutungslehre. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1983. p. 16.