Научная статья на тему 'Экологическое образование в гуманитарном вузе: компетентностный подход'

Экологическое образование в гуманитарном вузе: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / INTEGRATION / ECOLOGICAL EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / ECOPROFESSIONAL COMPETENCE / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазачев Станислав Николаевич, Гришаева Юлия Михайловна

В статье представлены результаты моделирования процесса формирования эколого-профессиональной компетентности студентов на основе системной интеграции экологического образования и профессионального обучения в гуманитарном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глазачев Станислав Николаевич, Гришаева Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological education in humanitarian higher educational institution: competence approach

The article is dedicated to modeling results of process of student ecoprofessional competence forming on basis of system integration of ecological and professional education in humanitarian higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование в гуманитарном вузе: компетентностный подход»

С.Н. ГЛАЗАЧЕВ доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-

образовательного центра технологий экологической культуры МГГУ им. М.А. Шолохова*

Ю.М. ГРИШАЕВА кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник

Научно-образовательного центра технологий экологической культуры МГГУ им. М.А. Шолохова**

Экологическое образование в гуманитарном вузе:

1

компетентностныи подход

Согласно задачам, изложенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), экологическая политика направлена на улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики, экологически конкурентоспособных производств. В качестве основных направлений экологической политики России определены: экология производства, экология человека, экологический бизнес и экология природной среды, предполагающие соответственно: поэтапное сокращение негативного воздействия на окружающую среду антропогенных источников; создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения; создание эффективного экологического сектора экономики; сохранение природной среды. Успешная реализация Россией программы экологического развития должна стать важнейшим вкладом нашей

* Глазачев Станислав Николаевич, e-mail: glazachev@ mail.ru

** Гришаева Юлия Михайловна, e-mail: [email protected]

1 Статья подготовлена при поддержке проекта РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (№ проекта 1306-00479).

страны в сохранение глобального биосферного потенциала и глобального экологического равновесия. Но решение названных задач возможно лишь при условии разработки и реализации качественно новой парадигмы и моделей профессионального образования, которые обеспечили бы становление нового поколения профессионалов -носителей экокультурных ценностей, готовых реализовать их в профессиональной деятельности в различных сферах производственной и социальной практики.

Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) -система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт2.

Этапы взаимоотношений культурного опыта человека с Природой удачно сформулировал, на наш взгляд, В. А. Кутырев, обосновав в этом аспекте проблему современного экологического кризиса: «Культура есть человеческая деятельность по преобразованию природы вплоть до ее превращения в «свое другое», в нечто искусственное, но почвой, материалом такого превращения являются природа, естественное. Культура существует вопреки и благодаря природе. Сохранение обеих сторон данного противоречия - условие сохранения человеческого характера культуры, а может быть ее как таковой вообще. Взаимоотношения природы и культуры историчны и сам тип культуры,

См.: Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г. http://terme.ru

ее судьба зависит от способов разрешения противоречия между естественным и искусственным. В предельно общем виде, в его развитии можно выделить три этапа: 1) когда природа предопределяет содержание культуры, отражающей, прежде всего, потребность в приспособлении к ней, страх перед ее силой; 2) когда в культуре сознательно ставятся цели борьбы с природой, достижения максимальной свободы от нее; 3) когда искусственное довлеет над природой и человечество переживает экологический кризис, одним из проявлений которого становится превращение культуры в нечто машинообразное, «постчеловеческое» или ее гибель - вслед за природой. Эти этапы коррелятивны общинно-аграрной, индустриальной и пост(супер)индустриальной эпохам существования человечества. В «терминах культуры» они чаще всего квалифицируются как традиционная, модернистская и постмодернистская эпохи»3.

Таким образом, экологический кризис является неблагоприятным сценарием «победы человека над природой», результатом непродуманного глубокого отчуждения, в конечном итоге предопределившего страдания самого человека. В связи с этим возникает проблема созидания экосистемного бытия человека, основанного на эколого ориентированном мировоззрении.

Сегодня высшее образование переходит на новый виток своего развития, принципиально изменился подход к формулировке квалификационных требований выпускника вуза на основе компетентностного подхода, имеющего своей сутью формирование тех или иных методов, технологий, алгоритмов деятельности. Д.С. Ермаков в своем докторском исследовании пишет о компетентности как о содержательной доминанте бытия личности, которая требует выхода на более высокий уровень ментальной организации - самосозидающий, когда индивиды «могут быть авторами своей жизни, а не играть по

3 Кутырев В.А. Бытие или ничто. СПб., 2009, с. 141.

чужим сценариям».«...Добывание информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы обновления знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях, как ни парадоксально, знаниевое научение стало утрачивать смысл. Невероятный поток информации, которая устаревает быстрее, чем ученик окончит школу, уже невозможно «втиснуть» в программы. Обучение «вечным истинам», разумеется, необходимо, но без умения обновлять оперативную часть своего культурного опыта ученик не может считаться подготовленным к жизни»4. За последние 20 лет произошла смена целей экологического образования, прежде всего, в направлении развития его личностно-деятельностного компонента, а именно от формирования экологической ответственности личности до формирования способности учащегося «самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания для проектирования и организации экологически безопасной жизнедеятельности (действий, поведения) в учебных (модельных) социально-проблемных экологических ситуациях в интересах устойчивого развития, здоровья человека и безопасности

с.

жизни»5.

Рассмотрим феномен эколого-профессиональной компетентности личности в качестве основного проектируемого результата экологического образования в гуманитарном вузе, принимая во внимание, что компетентностный подход в гуманитарном образовании позволяет студенту формировать индивидуальное эколого-образовательное пространство, организуя свой личный опыт и проектируя свою будущую эколого-профессиональную деятельность.

4 Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003, № 12, с. 8-14.

5 Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование, 2007, № 3, с. 5.

Под эколого-профессиональной компетентностью мы понимаем качество профессиональной компетентности специалиста гуманитарного профиля, организующее его способность и готовность к эколого-профессиональной (эколого ориентированной) деятельности. Под эколого ориентированной деятельностью мы понимаем деятельность, имеющую эколого-практические, природоохранные, природоохранные цели. Включение личности в эколого ориентированную деятельность выступает основным (системообразующим) фактором экологического образования, которое позволяет в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования эколого ориентированного мировоззрения6.

Принимая во внимание методологическую связь между понятиями «экологическая культура личности» и «эколого-профессиональная компетентность личности» как отношение целого к его части, рассмотрим существо компетентностного подхода, принятого в качестве основополагающего для осуществления современной профессиональной подготовки в вузе. Существует множество определений понятия «компетентность», нам представляется возможным акцентировать внимание на наиболее, на наш взгляд, значимых с позиции адекватного определения содержания и функций образования, основанного на компетенциях (competence-based education - СВЕ).

Прежде всего, определим различия между понятиями «компетентность» и «компетенция».

Компетентность - способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу7.

6 См.; Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.

7 См.: Большой словарь иностранных слов / Сост. А. Ю. Москвин. М., 2007, с. 299.

Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости8.

Компетенция - знания, опыт, осведомленность в какой-либо области9. Представляет особый интерес, на наш взгляд, «формула компетентности», предложенная М.А. Чошановым (1996) в своем докторском диссертационном исследовании: «компетентность = мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления».

А.В. Хуторской различает понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом: «Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учащимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и

Л П

минимальный опыт деятельности в заданной сфере»10.

Таким образом, компетентность (по А. В. Хуторскому) -совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

8 См.: Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003, № 12, с. 12.

9 См.: Большой словарь иностранных слов, с. 299.

10 Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/joumal/2005/1212.htm.

И.А. Зимняя трактует компетентность как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, а компетенции представляет как некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека11.

В докторской диссертации Д.С. Ермакова (2009) компетенция определена как совокупность взаимосвязанных требований (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности с ними, компетентность -качество личности, определяющее успешность выполнения того или иного вида деятельности. Соотношение между ними описывается в терминах потенциальное - актуальное, общее - особенное, индивидуальное, экстериоризованное - интериоризованное».

A.М. Новиков связывает содержание понятия «компетенция» с понятием «умение», но не в узком технологическом смысле, а как «сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества

личности, обеспечивающие достижение поставленной цели дея-

12

тельности в изменяющихся условиях ее протекания»

B.А. Болотов, В.В. Сериков трактуют компетентность как культурно-дидактическую структуру. Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формулирует по-

11 См.: Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm.

12 Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М., 2008, с. 54.

нятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Таким образом, компетентность предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта. Другими словами, компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в

Л ^

определенной социально и личностно значимой сфере13.

В связи со сказанным выше можно заключить, что профессиональная компетентность есть условие и этап формирования общей культуры личности. Экстраполируя данный тезис на категории нашего исследования, определим, что эколого-профессиональная компетентность специалиста выступает условием становления и развития его экологической культуры в профессиональной сфере.

Учитывая предмет нашего исследования, который ориентирован на процесс формирования эколого-профессиональной компетентности студентов в гуманитарном вузе, рассмотрим существо понятий «профессиональная компетентность специалиста» и «экологическая компетентность личности» для обоснования целей, задач и психолого-педагогических условий их интеграции в образовательном процессе.

Под профессиональной компетентностью мы понимаем результат профессионального обучения специалиста в образовательном учреждении профессионального образования. Руководствуясь действующими ФГОС ВПО, под профессиональной компетентностью выпускника вуза мы понимаем его способность и готовность к профессиональной деятельности, включающей владение на необходимом уровне общекультурными, общепрофессиональными,

13 См.: Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003, № 12, с. 8-14.

профессиональными компетенциями, а также минимальный опыт деятельности в профессиональной сфере. Таким образом, компонентами профессиональной компетентности специалиста выступают группы компетенций (ОК - общекультурные компетенции; ОП -общепрофессиональные компетенции; ПК - профессиональные компетенции), заключающие в себе потенциал для формирования профессионально значимых качеств личности, опыта профессиональной деятельности и профессионально-предметных знаний (личностно ориентированный, практико ориентированный и предметно ориентированный уровни педагогического процесса).

Рассмотрим разные подходы к содержанию понятия «экологическая компетентность».

О.Г. Роговая (2007) в своей докторской диссертации рассматривает экологическую компетентность как способность и готовность человека строить гармоничные отношения с естественной, искусственной средой обитания и своим социальным окружением, включающую отношение к себе самому как части природы. Придерживаясь идеи надпредметности, универсальности экологической компетентности личности, необходимости включения императивов системного экологического мышления в содержание общепрофессионального и профессионального блока образовательной подготовки специалиста, О.Г. Роговая пишет, что любая профессиональная деятельность в настоящее время рассматривается с позиции влияния на природу и экосистемы различных уровней, на изменение окружающей среды и требований рационального природопользования, утилизации и переработки отходов. Тем самым создается база для определения общей экологической составляющей профессиональной деятельности и обоснования базовой профессиональной экологической компетентности.

М.В. Аргунова (2009) под экологической компетентностью понимает способность системно применять экологические знания и

умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем в соответствии с идеями устойчивого развития.

Д.С. Ермаков считает, что экологическая компетентность является важным звеном в системе результатов экологического образования: экологическая грамотность - экологическая образованность - экологическая компетентность - экологическая культура. Формирование экологической культуры как генеральная цель общего экологического образования должно предусматривать в качестве одной из необходимых стадий формирование экологической компетентности учащихся.

С.А. Степанов (2011) под экологической компетентностью понимает важнейшее личностное образование студента и важнейший показатель сформированности его эколого ориентированного мировоззрения, экологического сознания и экологической культуры личности.

А.М. Новиков рассматривает экологическую компетентность/компетенцию как базисную квалификацию, «сквозное» умение наряду с работой на компьютере, пользованием базами и банками данных, знанием и пониманием экономики и бизнеса, финансовыми знаниями, коммерческой смекалкой, умением трансфера

Л Л

технологий (переноса технологий из одних областей в другие) и т.д.14

А.О. Глазачева рассматривает экологическую компетентность как имманентный компонент высокого уровня профессионализма специалиста, независимо от его профессиональной ориентации, включающий знания, позволяющие судить о вопросах сферы профессиональной деятельности с учетом экологического аспекта, а также качества личности, дающие возможность специалисту

14 См.: Профессиональная педагогика / Учеб. пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М., 2009.

осуществлять профессиональную деятельность с позиций ее экологической целесообразности (эколого ориентированную профессиональную деятельность)15.

А.В. Гагарин, С.Н. Глазачев обосновывают экологическую компетентность как способность, готовность и опыт человека по сохранению среды обитания, решению экологических проблем. Авторы понимают экологическую компетентность как характеристику личности, которая подразумевает:

- экологические знания;

- представления о характере и нормах взаимодействия человека с окружающей средой;

- представления о природе как важнейшей ценности;

- готовность, умение решать экологические проблемы;

- опыт участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды;

- экологически значимые личностные качества (гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты эколого ориентированной деятельности)16.

Применительно к приведенному рассуждению определим содержание понятия «экологическая компетенция». Под экологической компетенцией нами подразумевается совокупность взаимосвязанных требований (знаний, умений, навыков, способов деятельности) к образовательному уровню личности, позволяющих ей осуществлять эффективную эколого ориентированную деятельность.

Рассматривая феномен компетентности, определим соотношение понятий «компетенция» и «компетентность». Компетенция, на наш взгляд, представляет собой нормативный критерий для осуществления

15 См.: Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учеб. пособие. М., 2011, с. 61.

16 См.: Гагарин А.В.; Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учеб. пособие. М., 2012.

профессиональной деятельности, в то время как компетентность - это реальный опыт воплощения этой деятельности на практике конкретной личностью. Возникает вопрос: задавая во ФГОС высшего профессионального образования компетенции как нормативные критерии, можем ли мы прогнозировать присвоение личностью адекватного опыта, иными словами, каким образом обусловлена взаимосвязь между заданными компетенциями и процессами формирования адекватного сознания, мышления, поведения? Можно предположить, что деятельностная модель, являющая собой основу компетентностного подхода, необходимо формирует сознание личности. С другой стороны, сама личность, имея ценностные установки, опыт предыдущей деятельности, накопленные знания по отношению к той или иной деятельности, трансформирует получаемый опыт. В связи с этим возникает особая необходимость в учете механизмов рефлексивного анализа, рефлексивной самоорганизации личности в процессе профессионального образования.

Процесс личностного рефлексивного созидания экологического императива, очевидно, имеет в современном обществе конфликтный характер, следствием чего и является кризисная экологическая ситуация: «В силу того, что сознание современного человека еще не достигло той ступени, когда он может сознавать себя как неотъемлемую органическую часть природы в ее взаимодействии с социумом, возникают искажения в понимании человеком своего назначения в природном мире. Следствием этого и является социокультурная энтропия общества, обусловливаемая, во-первых, дезавуированием устаревших и неустойчивостью новых паттернов в экзистенциальных установках личности; во-вторых, практическим отсутствием конвенциального баланса между индивидуальными и общественными

потребностями; в-третьих, несоответствием образовательной

17

парадигмы социально-экономическим реалиям»1'.

В качестве частного вывода констатируем, что компетентностная модель представляет собой воплощение на практике культурологического подхода к проектированию образования и в полной мере может способствовать формированию экологической культуры личности выпускника гуманитарного вуза.

Необходимым этапом в обосновании сущности эколого-профессиональной компетентности через интеграцию экологического образования и профессионального обучения в вузе является выделение и обоснование структурных компонентов компетентности, которые в обобщенном виде раскрывают полноту как экологической, так и профессиональной компетентности. Учитывая основные положения философско-психологической теории деятельности, а также содержание культурологического подхода, в качестве основных концептов компетентностной модели образовательного процесса выделим следующие структурно-функциональные компоненты феномена «компетентность»: мировоззренческий, мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-поведенческий, рефлексивный.

Интеграция (от лат. integer - полный, цельный, ненарушенный) -процесс (действие), имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства18.

Таким образом, целью системной интеграции экологического образования и профессионального обучения выступает формирование эколого-профессиональной компетентности выпускника гуманитарного вуза.

17 Новикова О.А. Формирование экологического мышления в современной образовательной системе // Философия образования, 2009, №1, с. 208.

18 См.: Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М., 2003 // http://terme.ru

Комплексной задачей системной интеграции экологического образования и профессионального обучения следует считать выработку уровневой классификации и типологии эколого-профессиональной компетентности как состоявшегося интегративного феномена.

Результатами системной интеграции экологического образования и профессионального обучения выступают:

- эколого-профессиональное мировоззрение - система взглядов и убеждений личности, основанная на гуманитарных ценностях экологической культуры;

- эколого-профессиональная мотивация - как совокупность мотивов, побуждающих личность к эколого-профессиональной деятельности. Доминирующим мотивом здесь выступает потребность личности в самореализации в профессиональной деятельности через самоопределение и самоактуализацию гуманитарного содержания экологической культуры;

- система профессионально ориентированных экологических знаний - как система эмпирических и теоретических конструктов, объединенных в экосистемную модель, главным продуктивным свойством которой выступает гносеологическая основа для выработки личностью экосистемного типа мышления и познания окружающей действительности;

- эколого-профессиональная деятельность - форма активности личности в профессиональной (гуманитарной) сфере, направленная на преобразование окружающей действительности и самого себя и основанная на ценностях и смыслах экологической культуры;

- эколого-профессиональная рефлексия - процесс самопознания личностью своего внутреннего психического состояния, связанного с результатами эколого-профессиональной деятельности. Результатами эколого-профессиональной рефлексии выступают самооценка и самокоррекция.

Этапы интеграции экологического образования и профессионального обучения включают в себя:

1) аккультурацию (англ. acculturation от лат. ad - к и cultura -образование) - процесс сближения, схождения, компромисса, стабилизации. Представляет собой процесс первичного сближения компонентов экологического образования и профессионального обучения (мировоззренческого, мотивационного, когнитивного, деятельностно-поведенческого, рефлексивного) в результате взаимопроникновения культурных аспектов их содержания. Результатом этапа аккультурации является формирование эколого-профессиональной направленности личности;

2) коадаптацию (от лат. со - вместе и adaptare - приспособлять) -общее и взаимное приспособление объектов к изменившимся условиям. Представляет собой процесс приспособления личностью полученного в результате аккультурации социокультурного опыта к общепрофессиональным задачам обучения. Результатом этапа коадаптации выступает развитие профессионально важных качеств личности, определяемых спецификой эколого-профессиональной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) синергию (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) -новое эмерджентное качество системного взаимодействия. Представляет собой процесс и результат актуализации личностью ценностей и смыслов экологической культуры в профессиональной деятельности. Результатом этапа выступает формирование ак-меологических инвариантов профессионализма (эколого-профессиональной самоорганизации, эколого-профессиональной саморегуляции, эколого-профессионального саморазвития)19.

19 См.: Гришаева Ю.М. Теоретические аспекты интеграции экологического образования и профессионального обучения в гуманитарном вузе // Альма-матер, 2012, №10, с. 58.

Таким образом, эколого-профессиональная компетентность есть эмерджентное качество системной интеграции экологического образования и профессионального обучения специалиста, организующее его способность и готовность к эколого-профессиональной деятельности.

В целях осуществления корреляционного принципа, а также выполнения методологического требования адекватности модели интеграции экологического образования и профессионального обучения в вузе нами использовался онтологический подход, основанный на последовательном освоении обучающимся «уровней сложности бытия»20:

- удовлетворение жизненных индивидуальных потребностей («жизнедеятельность» или десоциализированное бытие), согласование способов взаимоприемлемого удовлетворения потребностей как условие преодоления конфликта с последующим выполнением требований к участникам согласованного взаимодействия («социодинамика»);

- применение критериев в согласовании для разрешения конфликтов («социокультурная динамика»);

- реализация и разработка норм преобразования чего-либо для получения продуктов («деятельность»);

- разработка, удержание и совершенствование высших критериев согласования («культура»);

- поиск и использование высших оснований бытия, «первооснований», для выявления требований к универсумально адекватному бытию в локализованных секторах универсума («духовная сфера»).

Принимая во внимание все сказанное выше, приходим к выводу, что решающим фактором для эффективного социально-экономического

20

См.: Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Механизмы рефлексивной самоорганизации формирования экологической культуры // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, сер. «Социально-экологические технологии», 2011, №1, с. 7-19.

развития государства является осознанное, ответственное отношение его граждан к своей общественно значимой профессиональной деятельности. Подготовка специалистов гуманитарной сферы, имеющей профессионально ориентированным объектом социальную сущность человека, получает свое полноценное выражение в развитии эколого ориентированного духовного потенциала личности. Объективно существующая потребность человека в созидании как в единственно верном адекватном способе бытия в противоположность разрушению и неконтролируемому потреблению позволяет выдвигать на первый план в качестве наиболее актуальной задачи совершенствования индивидуального и общественного сознания формирование экологического императива как устойчивой психологической установки на экологически целесообразную деятельность.

Создание педагогических условий для формирования эколого-профессиональной компетентности студентов в ходе обучения в вузе позволяет, с одной стороны, актуализировать гуманитарный потенциал экологического образования и содействовать повышению общего уровня экологической культуры будущего специалиста, с другой - определить для будущего выпускника перспективы в его личностно-профессиональном развитии.

Сущность моделирования процесса формирования эколого-профессиональной компетентности студентов в гуманитарном вузе заключается в функциональной интеграции экологического образования и профессионального обучения, результатами которой последовательно выступают: эколого-профессиональная

направленность личности; профессионально важные качества личности, определяемые спецификой эколого-профессиональной деятельности, и акмеологические инварианты профессионализма (эколого-профессиональная самоорганизация, саморегуляция и саморазвитие).

Существенное значение в определении специфики формирования

эколого-профессиональной компетентности студентов в условиях

21

гуманитарного вуза21 имеет определение таких его сущностных характеристик, как система экологических профессионально ориентированных взглядов и убеждений личности; потребность в актуализации экологического потенциала профессиональной деятельности; система профессионально ориентированных экологических знаний; готовность к эколого-профессиональной деятельности как форме активности личности с учетом экологического аспекта в профессиональной гуманитарной сфере; готовность к эколого-профессиональной рефлексии.

Глазачев С.Н., Гришаева Ю.М. Экологическое образование в гуманитарном вузе: компетентностный подход. В статье представлены результаты моделирования процесса формирования эколого-профессиональной компетентности студентов на основе системной интеграции экологического образования и профессионального обучения в гуманитарном вузе.

Ключевые слова: интеграция, экологическое образование, профессиональное обучение, эколого-профессиональная компетентность, моделирование.

Glazachev S.N., Grishaeva J.M. Ecological education in humanitarian higher educational institution: competence approach. The article is dedicated to modeling results of process of student ecoprofessional competence forming on basis of system integration of ecological and professional education in humanitarian higher educational institution.

Key words: integration, ecological education, professional education, ecoprofessional competence, modeling.

См.: Гришаева Ю.М. Формирование экопрофессиональной компетентности студентов гуманитарного вуза // Акмеология, 2012, №4, с. 55-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.